Дистанционный контроль налоговых органов

Опубликовано: 12.05.2024

26 сентября 2019 года в Общественной палате Российской Федерации Состоялся II ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ДИАЛОГ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ»

На мероприятии выступали представители ФНС России и Российского Союза налогоплательщиков. Обсуждали технологии, применяемые при взаимоотношениях налоговой службы с налогоплательщиками.

Дмитрий Станиславович Сатин — заместитель руководителя Федеральной налоговой службы рассказал, как ФНС России старается минимизировать личный контакт с налогоплательщиками, а если это необходимо, то делает это быстро и удобно.

Для этого налоговая служба провела большую работу по улучшению налоговой грамотности граждан и реализует клиентоориентированный подход.

«Создана технологическая основа для обработки больших данных. Службы способны администрировать данные в отношении 165 млн человек, как граждан Российской Федерации, так и налогоплательщиков — граждан других государств. При этом мы ежегодно обрабатываем 76 млн налоговых деклараций и 15 млрд счетов-фактур по НДС, информацию по 250 млн контролируемых сделок», — сообщил Дмитрий Станиславович.

Сегодня на официальном сайте ФНС России реализовано более 50 интерактивных сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов. Наиболее популярны у налогоплательщиков группы сервисов:

риски бизнеса — более 659 млн обращений с начала года,

сведения об ИНН физического лица — более 241 млн обращений,

проверка корректности заполнения счетов-фактур — более 122 млн обращений.

Сегодня мы рассматриваем ФНС как центр компетенции по сбору, обработке и хранению данных, а также предоставления налогоплательщикам своевременных услуг. В 2019 году служба продолжает реализацию нескольких приоритетных проектов, которые направлены на упрощение взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Одним из таких проектов, безусловно является внедрение онлайн касс на территории РФ. Недавно завершен третий этап.

Цифровые технологии налогового администрирования дают возможность малому бизнесу развиваться большими темпами. Этому прежде всего способствует создание равных условий, практический отказ от выездных проверок, возможность регистрации касс за 5 минут через сайт ФНС, полная ликвидация кассовой отчётности. В свою очередь онлайн ККТ сервис обеспечивает защиту прав потребителя за счет возможности получения чеков в электронной форме, которую можно быстро и удобно проверить через мобильное приложение.

Одной из целей реформ — является развитие института гражданского контроля за применением контрольно — кассовой техники. Появилось мобильное приложение по проверке чеков ККТ, а также впервые среди федеральных органов исполнительной власти ФНС реализовывает сервис API-проверка чека.

Сегодня через сервис API-проверка чеков ежедневно проверяются и запрашиваются более 720 тыс. фискальных документов. Более 80 организации и ИП подключились к этому сервису, создав свои собственные мобильные приложения, которые стимулируют развитие институтов гражданского контроля. Граждане, с свою очередь, которые установили такие мобильные приложения, получают выгоды в виде домашней аналитики расходов, акций, скидок, программ лояльностей.

Благодаря переходу на онлайн-кассы, удалось сократить количество проверок, за соблюдением законодательства по ККТ, понятно, что это благоприятно отражается на бизнес среде. Цифровые платформы формируют новую экономику и новый рынок труда.

Резкий рост количества самозанятых, сформировал запрос на расширение линейки специальных налоговых режимов.

Напомню, эксперимент по внедрению нового спецрежима «Налог на профессиональный доход» проводится в 4 регионах: Москва, Московская и Калужская области, республика Татарстан. Хочу отметить следующие специальные инновации:

Удаленная идентификация при постановке на учет;

Фиксация операций непосредственно в системе ФНС;

Онлайн расчет налога;

Формирование налога на основании финансового результата налогоплательщика без необходимости предоставления налоговой отчетности.

При подготовке введения НПД было учтено мнение граждан.

Они отмечали, что не хотят посещать налоговый орган и сдавать отчетность. Теперь любой самозанятый гражданин, используя мобильное приложение, без личного посещения налоговых органов, может встать на учет как плательщик налога на профессиональный доход, отражать доход, оплачивать налог, при этом не нужно сдавать никакой отчетности и декларации. Налоговый контроль и цифровые технологии — два в одном.

Помимо разработки самого приложения, был разработан открытый API, позволяющий самозанятым работать в своих привычных приложениях. С его помощью банки и электронные площадки, смогут интегрировать мобильные опции своих приложений. Уже сейчас к API подключены 22 площадки, в т.ч. «Яндек-Такси», «Сбербанк России», «Альфа банк», «1С», «Циан» и другие. В настоящее время мы рассматриваем подключение еще 33 площадок.

В соответствии с поручением президента за два года была создана новая информационная система для формирования единого государственного реестра гражданского состояния.

В ЕГР ЗАГС в едином облаке, к которому имеют доступ все органы ЗАГСа России, собираются новые данные о рождении, регистрации брака. Теперь граждане могут получить услугу ЗАГС территориально в любом органе, независимо от местопроживания. Также можно получать все необходимые сведения через портал «Госуслуги», при этом сокращаются сроки предоставления услуг, требующие запросы информации с других регионов, а также исключаются расхождения выдаваемых документов и электронной версии записи, что нередко случалось до введения этой системы. Теперь не нужно писать письма и месяц ждать ответ, все органы ЗАГС работают в единой информационной системе.

За последние несколько лет произошла цифровая трансформация налоговых органов. Закономерным итогом повышения цифровой зрелости является превращение налоговых органов и бизнеса в продуктивную цифровую платформу. Контрольная надзорная деятельность должна быть сосредоточена только на потенциальном нарушителе или тех, кто находится за пределами цифровой платформы, поэтому, цифровизация должна быть не только в налоговой сфере, но и в каждой компании. Это снижает вероятность общения с налоговым органом. Таким образом, внедряя цифровые технологии в деятельность налоговых администраций, мы строим новую экономику и получаем от этого новое знание.

Совершенствование информационных технологий позволило применять налоговым органам новые форматы взаимодействия с налогоплательщиками. Одна из таких форм, введенная в практику с 2015 года, — это налоговый мониторинг. Данный вид контроля осуществляется в удаленном режиме. На основании отчетности и сведений по текущему учету организации представители ФНС могут в режиме реального времени выявлять налоговые риски, ошибки, неточности и своевременно информировать о них налогоплательщика.

Переход от классической системы налогового контроля к мониторингу является добровольным желанием юридического лица. Однако даже если компания захочет воспользоваться этой возможностью, она должна соответствовать нескольким критериям. Они утверждены п. 3 ст. 105 Налогового кодекса РФ:

  • Совокупная сумма налогов юрлица, уплаченная за годовой период, который идет до подачи заявления о налоговом мониторинге, превышает 300 000 рублей.
  • Общая сумма доходов организации по бухгалтерским отчетам, которые поданы в предыдущем году, превышает 3 млрд рублей.
  • Стоимость официально зарегистрированных активов юрлица на период до конца года, предшествующего подаче заявления о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд рублей.

В случае когда юридическое лицо не подходит даже по одному из приведенных требований, оно не сможет претендовать на проведение процедур в рамках налогового мониторинга.

Характерные особенности налогового мониторинга

В отличие от классических форматов налогового контроля, организации, выбравшие для себя налоговый мониторинг, избавляются от проведения выездных и камеральных проверок ФНС. Подобное становится возможным за счет перехода на удаленное взаимодействие, когда инспектор в режиме реального времени может проводить оценку бухгалтерской, налоговой и прочей документации компании, а также при необходимости запрашивать дополнительные документы. Благодаря такому формату взаимодействия ФНС получает возможность анализировать корректность расчета налогов и сборов в бюджет в онлайн-формате, своевременно информировать налогоплательщика об ошибках, создавать письменные рекомендации о снижении налоговых рисков.

Тем не менее существуют ситуации, когда ФНС вправе устраивать камеральные проверки, невзирая на факт проведения налогового мониторинга. Подобное действует в следующих случаях:

  • организация представила отчетность по одному из уплачиваемых ею налогов позже 1 июля года, который следует вслед за мониторинговым периодом;
  • юридическое лицо подготовило декларацию по налогу на добавленную стоимость или акцизам с заявлением о возмещении уплаченных в бюджет сумм;
  • организация воспользовалась своим правом и сформировала уточненную декларацию по одному или нескольким уплачиваемым налогам, указав в ней меньшую сумму бюджетных платежей или заметно подросшую сумму убытков (сравнение ведется с ранее поданными декларациями);
  • мониторинговые процедуры завершены раньше установленного срока.

Разрешение на выездную проверку может быть выдано, если:

  • мониторинговый период прекращен досрочно;
  • в уточненной декларации, поданной в рамках мониторингового периода, сумма бюджетных платежей будет существенно уменьшена по сравнению с данными из предшествующих деклараций;
  • организация проигнорирует указания ФНС, выпущенные в рамках мониторинга;
  • решение о проведении проверки принимается вышестоящим органом с целью контроля деятельности налоговой инспекции, выполнявшей мониторинг юрлица.

Процедура перехода от налогового контроля к налоговому мониторингу

Переход на налоговый мониторинг осуществляется в заявительном порядке. Организация, выбравшая для себя такой формат взаимодействия с ФНС, должна до 1 июля текущего года подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации. К заявлению обязательно прикладываются:

  • документы с информацией о юридических или физических лицах, оказывающих то или иное влияние на деятельность организации;
  • порядок удаленного взаимодействия;
  • учетная политика в области налогообложения;
  • информация о применяемой внутри фирмы системе контроля.

Решение о возможности перехода на налоговый мониторинг принимается ФНС не позднее 1 ноября текущего налогового периода. Причем оно может быть как положительным, так и отрицательным. Отказ в переходе на новую систему налогового контроля может быть вынесен, если:

  • организация представила неполный пакет документов;
  • компания не отвечает требованиям, указанным в п. 3 ст. 105 НК РФ;
  • предложенный регламент информационного взаимодействия не соответствует формам, принятым в ФНС, или составлен неправильно.

Налоговый мониторинг выполняется в течение календарного года и начинается не с текущего, а со следующего года (то есть, если заявление подано в 2020 году, то ФНС проводит налоговый мониторинг в течение 2021 года).

Процедура налогового мониторинга

Мотивированное мнение ФНС

ФНС имеет право формулировать свою позицию по поводу корректности расчета и уплаты взносов в бюджет для той организации, в отношении которого осуществляется финансовый мониторинг. Такая позиция оформляется отдельным документом — мотивированным мнением. Оно подготавливается:

Взаимосогласительная процедура

Срок ее проведения — 1 месяц. Ответственные за выполнение лица — руководитель ФНС России или его заместитель. Суть процедуры — разрешение спорной ситуации с учетом доводов, приведенных организацией и инспекцией, проводившей налоговый мониторинг. По итогам взаимосогласительной процедуры сторонам спора направляется уведомление об изменении мотивированного мнения или об отказе в его изменении. Уведомление выдают на руки представителям юрлица или направляют другими предусмотренными способами в течение трех дней после составления документа.

От фирмы требуется в месячный срок после получения уведомления проинформировать ФНС о согласии либо несогласии с вынесенным постановлением, приложив документы об исполнении мотивированного мнения.

Эксперт по правовым вопросам Московского отделения "ОПОРЫ РОССИИ", сооснователь и совладелец юридической компании URVISTA

специально для ГАРАНТ.РУ

На фоне экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19 чиновникам в 2020 году пришлось существенно скорректировать правила проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении юрлиц и ИП. Снижение бремени госконтроля было заявлено в качестве одной из мер поддержки бизнеса со стороны государства. В этой связи в начале апреля появилось Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Постановление № 438), которое полностью запрещало проведение проверок в плановом режиме в отношении субъектов МСП с апреля по декабрь включительно, а внеплановые проверки субъектов МСП и иных юрлиц и ИП ограничивало только основаниями, прямо перечисленными в п. 1 Постановления № 438.

Таким образом, с апреля этого года контрольно-надзорные органы были вправе проводить плановые проверки только в отношении юрлиц и ИП, не являющихся субъектами МСП, и то только при условии, что их деятельность относится к первому классу опасности, либо сопряжена с высокими или чрезвычайными рисками, либо их деятельность подпадает под режим постоянного госконтроля или госнадзора. Что же касается внеплановых проверок, то они могли проводиться как в отношении субъектов МСП, так и в отношении любых юрлиц и ИП только в случаях, если основаниями для их проведения являлись факты причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, возникновению техногенных или природных чрезвычайных ситуаций и некоторые другие случаи, прямо перечисленные в Постановлении № 438.

Как будут скорректированы проверки в 2021 году?

В наступающем году влияние коронавирусной повестки будет продолжаться и вносить свои коррективы в контрольно-надзорную деятельность над субъектами предпринимательской деятельности. Новая нормативно-правовая база уже сформирована и в ближайшее время мы увидим новые правила в действии. В целях корректировки регулирования контрольно-надзорной деятельности Правительство РФ выпустило Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Постановление № 1969), которое определяет особенности проведения проверок в плановом режиме на 2021 год. Оно уже вступило в силу. Кроме этого, с 1 июля следующего года вступают в силу большинство норм нового Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-ФЗ). Этим законом устанавливаются базовые "правила игры" в сфере осуществления госконтроля во многих сферах деятельности. В этих документах прописывается множество различных правовых нюансов, которые будут непосредственно влиять на процесс проведения проверок в отношении бизнеса. Но в рамках этой колонки мы рассмотрим только три очень важных момента, правильное понимание которых убережет отечественный бизнес от многих иллюзорных ожиданий и совершения роковых ошибок. Итак, нас прежде всего интересует:

  1. Продление моратория на плановые проверки;
  2. Дистанционные проверки;
  3. Появление новой формы контроля под названием "инспекционный визит".

Рассмотрим каждый из этих моментов подробнее.

Особенности и подводные камни моратория на проверки в 2021 году

Согласно п. 7 Постановления № 1969 Правительство РФ запрещает контролирующим органам включать в план осуществления проверочных мероприятий субъектов так называемого малого предпринимательства, под которыми понимаются представители малого и среднего бизнеса, включенные в реестр МСП. Однако, в отличии от полного "табу" на проверки в плановом режиме, установленного Постановлением № 438 в этом году, новые правила выводят за рамки этого запрета несколько групп представителей бизнеса, нахождение которых в госреестре МСП не спасает от проведения проверки. Иными словами, окно возможностей для проверяющих оставили приоткрытым.

Пункт 8 Постановления № 1969 позволяет проведение проверочных мероприятий в плановом режиме у субъектов МСП, в отношении которых контролирующие органы располагают информацией о:

  • привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения;
  • дисквалификации или приостановки деятельности;
  • приостановке или аннулировании лицензии.

При этом, негативная информация на субъекта МСП рассматривается в рамках трех лет с момента проведения проверок, по итогам которых были применены указанные выше наказания. Таким образом, очевидно, что если контролирующие органы имеют на субъекта МСП компромат в пределах трехлетнего срока давности, они имеют полное право провести у него плановую проверку в 2021 году, невзирая на мораторий. Понимание этого обстоятельства может сыграть ключевую роль при определении стратегии защиты бизнеса от произвола чиновников. Ведь многие субъекты МСП, узнав из СМИ общую информацию о продлении моратория на 2021 год и не вникнув во все детали, расслабятся и не будут готовиться к проверке. Между тем, прежде чем забыть о плановых проверках, вначале следует поинтересоваться, было ли исключено юрлицо или ИП из сводного ежегодного плана проведения плановых проверок. Подробную информацию об этом можно получить уже с 15 декабря 2020 года, поискав себя в планах контролирующих органов на 2021 год.

Не стоит рассчитывать на избавление от плановых проверок и субъектам МСП, которые в силу характера своей деятельности находятся под федеральным надзором (в сферах обеспечения радиационной безопасности, использования атомной энергетики, защиты гостайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций), а также тем ИП и юрлицам, которые не попали под действие моратория в текущем году.

Дистанционные проверки: развеиваем мифы

Дистанционные проверки, а точнее иллюзия замены обычной проверки дистанционной, стали еще одним опасным заблуждением отечественного бизнеса. Действительно, в Постановлении № 1969, прямо в п. 1 идет речь о том, что проверки юрлиц и ИП могут быть проведены в дистанционном режиме, например при помощи видеосвязи. Многие СМИ радостно подхватили эту новость и тут же превратили ее в фейк, сообщив, что проверки будут проводиться только дистанционно. Если мы откроем Постановление № 1969 и внимательно его прочитаем, то становится абсолютно ясно, что законодатель предлагает дистанционное взаимодействие между проверяющим и проверяемым только в качестве возможного решения. Не более того. Иными словами, проверяющий вправе принять решение о дистанционной проверке. Вправе, но не обязан.

Инспекционный визит: противоречия законодательства и новые мифы

Закон № 248-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля 2021 года в ст. 56 предусматривает введение новой формы контроля, которая называется инспекционный визит. А ст. 70 раскрывает само это понятие и особенности его проведения. Согласно ст. 70 Закона № 248-ФЗ под инспекционным визитом следует понимать выездное контрольное мероприятие, которое может длиться не более одного рабочего дня и которое проводится по месту нахождения/ведения деятельности проверяемого субъекта либо по месту нахождения объекта контроля. В ходе проведения визита проверяющие вправе осуществлять осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребовать документацию и требовать письменных объяснений. Особое внимание следует обратить на тот факт, что, согласно п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ, инспекционный визит проводится без предварительного уведомления проверяемого субъекта. А согласно п. 5 ст. 2, сфера применения Закона № 248-ФЗ, а значит и сфера применения такой формы контроля как инспекционный визит, не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в том числе налогового, таможенного и валютного. Таким образом, развеивается еще один фейк-ньюс о том, что инспекционные визиты заменят плановые налоговые проверки. Действительно, в п. 2 Постановления № 1969 мы видим, что Правительство РФ допускает замену плановой проверки инспекционным визитом после 1 июля 2021 года. Но, поскольку Закон № 248-ФЗ не применяется в сфере налогового контроля, следует понимать, что к налоговым проверкам это не имеет никакого отношения. А именно налоговые проверки и интересует большинство субъектов бизнеса. Также откровенные вопросы вызывает и противоречивость п. 3 Постановления № 1969, который, ну, никак не бьется с п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ. В п. 3 Постановления № 1969 говорится о том, что в случае замены плановой проверки инспекционным визитом проверяемый субъект (юрлицо или ИП) должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с момента вынесения контролирующим органом такого решения. А в п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ, прямо говорится о том, что инспекционный визит проводится без уведомления проверяемого лица. Как будут разрешены эти противоречия на практике? Пока это трудно представить. Время как обычно расставит все по местам.

В сухом остатке…

Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано:

  • во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей "пошерстить" бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
  • во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго.

Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.

Пархоменко М. Б.

эксперт Контур.Школы, профессор, государственный советник налоговой службы III ранга

Разберем, какие требования налоговых органов исполнять обязательно, а какие нет. Простые, но полезные рекомендации налогоплательщикам

Налоговые органы обладают большим объемом информационных ресурсов, которые поступают из внешних источников и от самих налогоплательщиков.

Сведения аккумулируются в информационных системах и автоматически обрабатываются, что позволяет:

  • анализировать, проверять налоговую отчетность и выявлять факты уклонения от уплаты налогов, не выходя к налогоплательщику.

Распространяется практика, когда налоговые органы проводят налоговый контроль удаленно:

Факт: количество требований в адрес налогоплательщиков будет расти:

  • развивается дистанционный контроль деятельности налогоплательщиков (План деятельности ФНС России на 2021 год, утв. Минфином России 19.02.2021);
  • ФНС хочет ввести в автоматизированные системы контроля данные онлайн-касс и сведения, получаемые из банков;
  • автоматизировано будут обрабатываться также дополнительные данные, получаемые из государственных и других органов.

Все права налоговых органов по направлению требований по представлению документов и пояснений регламентирует Налоговый кодекс.

Права налоговых органов по истребованию пояснений, информации и документов в полной мере относятся не только к налогам, но и к страховым взносам.

Случаи, когда налоговая направляет требования представить пояснения, информацию и документы, регламентируют ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ.

Ситуация 1. При камеральной проверке налоговая выявила противоречия и предполагает, что налогоплательщик занизил налог

Это один из самых распространенных случаев.

Важно: налоговая может потребовать только дать пояснения либо представить уточненную декларацию, а не документы.

  • Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
  • Обязанность: представить в пятидневный срок пояснения либо признать, что допустил нарушение или ошибку и представить уточненную налоговую декларацию.
  • Право, но не обязанность: приложить к пояснениям документы.

Ситуация 2. Налоговая проводит камеральную проверку налоговой декларации и ей нужны от налогоплательщика дополнительные документы

  • Что может налоговая инспекция: при камеральной проверки налоговая вправе потребовать не только пояснения, а именно документы. Но только в случаях, указанных в статье 88 НК РФ:
  • в декларации заявлены льготы — налоговая вправе истребовать документы, подтверждающие их;
  • представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
  • в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
  • представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
  • выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.

Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков, например:

  • в декларации по акцизам есть отдельные виды налоговых вычетов;
  • по налогу на прибыль заявлен инвестиционный вычет;
  • представлена декларация по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
  • По какой форме налоговая представит требование: «Требование о представлении документов (информации)». Форма утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@. Порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст. 93 НК РФ.

3 способа вручения требования (п.1 ст. 93 и п. 4 ст. 31 НК РФ)

Важно правильно определить дату получения требования, чтобы рассчитать крайний срок представления документов.

Правила направления требования одинаковы для выездной и камеральной проверки.

  • При выездной проверке могут истребовать все необходимые для проверки документы (п. 12 ст. 89 НК РФ).
  • При камеральной действуют ограничения, о которых мы рассказывали выше.

Обратите внимание, что указано в требовании

В требовании о представлении документов налогоплательщика в связи камеральной проверкой его декларации по налогам должна быть ссылка только на ст. 93 НК РФ — указывается всегда, так как в ней установлены общие правила по истребованию документов. Если помимо нее есть ссылка на ст. 93.1 НК РФ, то требование направлено по другой причине — налоговая получает информацию в отношении контрагента налогоплательщика или по конкретной сделке.

Если в требовании указана только ст. 93 и из требования видно, что запрашиваются документы в связи с проверкой декларации самого налогоплательщика, а не его контрагентов, то права налогового органа ограничены:

  • временным периодом, так как можно запрашивать только документы за период, за который сдана декларация, ведь проверяется именно это декларация;
  • перечнем документов, ограниченным ст. 88 НК РФ (см. выше).
  • Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
  • Обязан представить истребуемые документы в течение 10 дней.
  • Для консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных организаций, оказывающих электронные услуги и состоящих на налоговом учете в РФ, установлены более продолжительные сроки: 20 и 30 дней соответственно.
  • Если налогоплательщик не может представить документы в срок

Уведомьте об этом налоговый орган, который требует представить документы:

  • не позднее следующего дня за днем получения требования. К сожалению, направление уведомления не гарантирует, что вам продлят сроки представления документов. Налоговики могут вынести решение о продлении срока или отказать в продлении. Это правило действует и в нижеприведенных случаях.

Ситуация 3. Налоговая проверяет другого налогоплательщика, а у вас запрашивает документы, т.к. вы его контрагент или обладаете информацией, связанной с проверяемым налогоплательщиком

  • Что может налоговая инспекция: истребовать документы по п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
  • По какой форме налоговая представит требование: как в случае 2, по форме приложения № 17. Такое требование направляет налоговая инспекция, в которой лицо состоит на учете. Она действует по поручению той инспекции, которая проводит налоговую проверку плательщика, в отношении которого запрашиваются документы.
  • Особенность: в требовании будет две ссылки на ст. 93 НК, так как в ней установлены общие правила истребования документов, и на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Ссылка должна быть именно на п. 1 ст. 93, а не на п. 1.1, 2 и 2.1 ст. 93 НК, так как они устанавливают иные основания для истребования документов.

Форма требования предполагает, что налоговый орган должен указать, по какой конкретно проверке (дополнительному мероприятию налогового контроля) запрашиваются документы или информация. Заполнять эту строку требования налоговики не обязаны.

По мнению Верховного Суда РФ (Определение от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038 по делу № А42-7751/2017), отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции. Об этом напомнил и Минфин России в Письме от 09.02.2021 № 03-02-11/8341.

  • Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:
  • Исполнить требование в срок пять дней. Его могут продлить, если направите уведомление, что невозможно исполнить требование в установленные сроки.

Ситуация 4: налоговая запрашивает документы и информацию без какой-либо проверки

Этот случай предусмотрен п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Формулировка в этом пункте расплывчатая. Можно запрашивать документы, когда:

  • «возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки». Поэтому налоговые органы запрашивают практически любые нужные им документы или информацию.

Они добавляют ссылку на этот пункт дополнительно, когда истребуют документы в связи с проверкой контрагента на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Как мы сообщали ранее, ст. 93 НК РФ указывается всегда, так как в ней определены общие правила по направлению требований и получению по ним документов.

  • Особенность: порядок истребования документов, информации по сделке такой же, как и при проверке контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Но есть отличие по срокам, когда надо представить документы: в течение 10, а не 5 дней.

Пунктами 1.1 и 2.1 ст. 93.1 НК РФ предусмотрено еще два основания, по которым налоговые органы вправе потребовать документы:

  1. Проверка деклараций (расчетов) инвестиционного товарищества и его участников.
  2. Истребование документов в отношения имущества, если на это имущество обращено взыскание и задолженность по налогам составляет более 1 млн руб.

Эти случаи не так распространены для большинства компаний, поэтому в этой статье мы их не рассматриваем.

Пришло требования от налоговой инспекции. Что делать?

  • Определите основание, по которому направлено требование. Если это требование о представлении пояснений (форма приложения № 4 к Приказу № ММВ-7-2/628@), а не документов, направляйте в налоговую именно пояснения. Документы прилагайте, только если это в ваших интересах. Если видите, что действительно допустили по декларации ошибку, представьте уточненную декларацию.

Если налоговый орган проводит камеральную проверку вашей декларации, то он должен указать в требовании только ст. 93 НК. В этом случае проверьте соответствие перечня запрашиваемых документов положениям ст. 88 НК РФ:

  • Пример 1. Запрашивают документы, поскольку вы направили декларацию по НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). В этом случае вы обязаны представить только документы, связанные с налоговыми вычетами: счета-фактуры, первичные документы по оприходованию товаров, принятию к учету работ, услуг и т.п. Возможно, налоговый орган потребовал представить документы из-за того, что выявил противоречия по операциям НДС в вашей декларации или в связи со сверкой данных деклараций других плательщиков НДС. Тогда вы обязаны представить только документы, относящиеся именно к этим операциям.
  • Пример 2. Запрашивают документы в связи с выездной или камеральной проверкой вашего контрагента (п.1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговики должны запросить только документы по взаимоотношениям с этим контрагентом и не более.

Важно: если запросили документы по сделке, то объем запрашиваемых документов должен ограничиваться одной сделкой.

Главный вопрос: представлять или нет документы, если все же налоговики превысили свои полномочия

Рекомендация: прямо не отказывайте в представлении документов. Налоговая может оштрафовать за отказ:

  • 200 руб. за один непредставленный документ, если документы запрошены в отношении вас (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • 10 000 руб. за сам факт непредставления документов, если документы запрошены в отношении вашего контрагента или по сделке (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Придется доказывать свою правоту в суде, а судебная практика по таким спорам противоречива.

Но и бездействовать тоже нельзя.

  • Определитесь, есть ли возможность вообще представить запрошенные документы. Вы не обязаны составлять и, соответственно, представлять документы, не предусмотренные законодательством. Например, налоговая инспекция запросила журнал учета въезда и выезда автотранспорта. Ведение такого журнала законодательством не установлено, и у вас его просто может не быть. Тогда сообщите, что его нет.

Если местная налоговая инспекция превышает полномочия, вы можете сразу по получению требования:

  • запросить у этой инспекции пояснения по действиям; либо
  • обжаловать их в вышестоящий налоговый орган — управление ФНС по субъекту РФ.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговую, требование которой обжалуется (п.1 ст. 139 НК РФ). По сути, местная налоговая обязана принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, то есть в отношении самой себя (п. 1 ст. 139 НК РФ). Налоговые инспекции, зачастую, понимая, что их действия нарушают права налогоплательщика, корректируют их и предлагают плательщику отозвать жалобу, чтобы не портить» показатели своей деятельности.

Если после получения жалобы местная налоговая не изменила свои действия и все же пришлось представить все запрошенные документы, вам все равно пригодится решение вышестоящего налогового органа, чтобы понимать его позицию:

  • будет понятно, по каким моментам можно отстоять свои права в налоговой, а по каким придется обращаться в суд.

Ниже в разделе «Шпаргалка» скачайте подборку — выводы, которые сделали Минфин и ФНС России в своих письмах, а также судебные разбирательства по вопросам представления налогоплательщиками истребуемых документов.

  • Эта подборка поможет вам принять правильное решение по представлению документов, также ее можно использовать в качестве аргументов при обжаловании действий налоговиков.
  • Учитывайте, что судебная практика по вопросам истребования широка и есть противоречивые судебные решения.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Шпаргалка от Контур.Школы. Истребование документов. Подборка судов и писем 747 КБ

Плановые проверки бизнеса могут разрешить проводить по аудио- и видеосвязи в течение всего 2021 года. Соответствующее постановление разработало Минэкономразвития (есть у «Известий»). По мнению представителей ведомства, такой подход позволит снизить административную нагрузку на предпринимателей и предотвратить распространение коронавируса. Кроме того, Минэк предлагает проводить короткий инспекционный визит вместо плановой проверки, а ее максимальный срок сократить в два раза. Представители бизнеса поддержали инициативу: по их мнению, дистанционный контроль резко снизит и коррупционные риски.

В конце октября Владимир Путин объявил о продлении на 2021 год моратория на плановые проверки малого бизнеса.

— Тем самым мы снижаем и административную, и налоговую нагрузку на десятки тысяч компаний, в которых заняты миллионы наших граждан, поддерживаем рабочие места и доходы людей, — заявил президент.

Нововведение не распространилось на средний и крупный бизнес, но для них власти также приготовили послабления в части проверок. Так, Минэкономразвития разработало проект постановления, в котором предложило дать надзорным органам возможность проводить плановые контрольные мероприятия в дистанционном формате в течение всего 2021 года. Предполагается, что проверять бизнес будут с помощью аудио- и видеосвязи, говорится в документе. При этом такое предписание уже вводилось ранее, в разгар пандемии, чтобы сократить очное взаимодействие контролеров и предпринимателей.

— Проверки в дистанционном формате — одна из мер, которые были предприняты в начале апреля 2020 года в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции. По общему правилу, все проверки должны были проводиться дистанционно, посредством аудио и видео. Исключения допускались только по согласованию с прокуратурой, по поручению президента или правительства. В целом, контролерам удалось проводить проверки и с учетом таких ограничений, — пояснили в Минэкономразвития.

По итогам карантина правительство признало это решение успешным, и премьер-министр Михаил Мишустин заявил о необходимости использовать его и дальше.

— Необходимые проверки переходят в дистанционный формат. И мы исходим из того, что такая практика сохранится, — заявил он, выступая с отчетом в Госдуме летом.

При этом, в отличие от весенних антиковидных мер, проект постановления не обязывает контролеров проводить только дистанционные проверки, подчеркнули в Минэкономразвития. Документ лишь дает надзорным органам такую возможность.

— Проведение проверок в дистанционном формате позволяет не тратить время контролера на дорогу, снижает административную нагрузку на бизнес, а также препятствует контактам между людьми, а значит, и распространению вирусной инфекции, — заявили в ведомстве.

Впрочем, дистанционные проверки — не единственная поблажка, предусмотренная новым проектом постановления. После вступления в силу закона «О госконтроле» (с 1 июля 2021 года) Минэк предлагает дать возможность заменять плановые выездные проверки, которые могут идти до 20 дней, инспекционным визитом, длительность которого не превышает одного дня. Кроме того, Минэкономразвития считает целесообразным в два раза сократить максимальный срок проведения плановой выездной проверки и ограничить его 10 днями.

В правительство проект постановления пока не поступал, заявили «Известиям» в кабмине.

Бизнес всегда выступал за расширение практики дистанционного контроля со стороны органов исполнительной власти, отметил вице-президент РСПП по правовому регулированию и правоприменению Александр Варварин. А проект постановления дает возможность протестировать такой формат по всем видам надзора.

Главный плюс отказа от личной встречи, помимо противодействия распространению коронавируса, — снижение коррупционных рисков, отметил эксперт. Поэтому было бы логично, чтобы правительство дало указание контрольно-надзорным органам отдавать приоритет дистанционным проверкам и приводить обоснования в случае, если они невозможны. Например, контроль документов может быть легко проведен онлайн, в то время как изъятие продукции, проведение различных экспертиз и замеров сложно обеспечить в рамках такого формата, пояснил Александр Варварин.

Многие компании сегодня находятся на удаленном рабочем режиме, и сотрудники, которые потребуются для взаимодействия с проверяющими, смогут общаться только онлайн, категоричен генеральный директор Института финансового развития бизнеса Ильдар Шайхутдинов. Поэтому единственно возможный в среднесрочной перспективе формат проведения контрольных мероприятий — дистанционный, уверен он.

При этом, по мнению эксперта, удаленно можно провести любые проверки, даже пожарной инспекции.

— Те предписания, которые сегодня дает пожарная охрана, связаны с доступностью путей эвакуации и запасных выходов, наличия устройств для пожаротушения и так далее. Всё это предприниматель может предоставить в формате видеоотчета вместе с план-схемой предприятия. А федеральная налоговая служба, например, уже давно проводит проверки в удаленном формате, — заявил он.

Читайте также: