Динамика таможенных пошлин на нефтепродукты

Опубликовано: 26.04.2024

Что представляет из себя экспортная пошлина

Экспортная пошлина — часть стоимости вывозимого за границу товара, переходящая от экспортера в пользу государства. В случае экспортной пошлины на нефть — это определенная доля от экспортной цены нефти уплачиваемая нефтяными компаниями в пользу федерального бюджета. При помощи вывозного сбора государство забирает часть доходов экспортеров и перенаправляет их на различные нужды страны.

Для нефтяных компаний наиболее крупной и важной является экспортная пошлина на сырую нефть, но также нефтяники платят пошлины за вывоз различных видов нефтепродуктов, бензина, нефтяного кокса.

Как считается экспортная пошлина

Экспортная пошлина на сырую нефть взимается с разницы между фактической среднемесячной ценой тонны Urals и установленным нормативным значением. В зависимости от стоимости тонны нефти существует 4 основных варианта расчета экспортной пошлины:

1) Фактическая средняя цена тонны Urals ниже $109,5 — ставка пошлины равна 0%.

2) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $109,5, но ниже $146 — ставка пошлины не превышает 35%.

3) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $146, но ниже $182,5 — ставка пошлины не превышает $12,78 + 45%.

4) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $182,5 — ставка пошлины не превышает $29,2 + 30%.

Законодательство также предусматривает возможность установления особых формул расчета для нефти с особыми свойствами или добытых на определенных участках, но серьезно общую картину они не меняют.

На практике последних лет используется формула под номером 4, так как средняя стоимость тонны нефти Urals ни разу за последние годы не опускалась ниже $182,5 за тонну (примерно $25 за баррель).

Дополнительно с 2019 г. в формулу расчета включается корректирующий коэффициент, равный 0,833. На него умножается полученное значение ставки пошлины. Он был введен в рамках «налогового маневра» с целью постепенного снижения экспортной пошлины до 0 к 2024 г. и одновременного увеличения НДПИ. В 2020 г. данный коэффициент будет равняться 0,666.

Актуальный вид формулы на 2019 г. при Urals выше $25 за баррель:

Размер экспортной пошлины на сырую нефть = ((Фактическая средняя цена тонны Urals — $182,5) * 0,3 + $29,2) * 0,833

Размер экспортных пошлин на различные нефтепродукты устанавливается в процентном отношении от экспортной пошлины на сырую нефть.

Правительство при помощи диверсификации ставок стимулирует нефтяные компании заниматься производством определенных нефтяных продуктов, преимущественно товаров с более высокой степенью переработки. На сырую нефть и темные нефтепродукты (мазут, нефтяной битум, отработанные нефтепродукты) установлена максимальная ставка экспортной торговой пошлины, в то время как на переработанные продукты: дистилляты, бензол, смазочные масла она составляет всего 30%.

Размер экспортной пошлины за прошедший месяц регулярно публикуется Минфином РФ на официальном сайте 15 числа. Например, с 15 апреля по 14 мая 2019 г. экспортная пошлина на нефть Urals была установлена в размере $110,4 за тонну.

Что значит экспортная пошлина для нефтяных компаний

Экспортная пошлина занимает довольно существенную часть в расходах нефтяных компаний. К примеру, по итогам 2018 г. размер уплаченной экспортной пошлины Роснефти составил 1 061 млрд руб. или почти 13% от выручки компании. Экспортная пошлина Татнефти за тот же период достигла 94 млрд руб. или более 10% от выручки.

При рыночной цене в $72 за баррель примерно $15 приходится уплачивать в качестве экспортного сбора. Из формулы расчета экспортной пошлины можно заметить, что на ставку влияет только цена нефти, причем линейно. Это значит, что когда цена нефти находится выше $25 за баррель, рост цены барреля нефти на $1 увеличивает экспортную пошлину на $0,25. Однако тут есть одна важная особенность, которая следует из процесса расчета сбора.

Эффект временного лага

На каждый следующий месяц ставка пошлины устанавливается в зависимости от средней цены Urals за период с 15 числа предыдущего месяца по 14 число текущего месяца. То есть, средняя цена нефти с 15 февраля по 14 марта влияет на экспортную пошлину в апреле, а с 15 марта по 14 апреля — на ставку пошлины в мае. Подобная схема приводит к образованию эффекта «временного лага».

Разберем конкретный пример. Минфин РФ отслеживает цены на нефть Urals с 15 января по 14 февраля, исходя из которых 15 февраля он объявляет о том, какой уровень экспортной пошлины устанавливается на период с 1 марта по 1 апреля.

Это значит, что если цена на нефть начнет резко расти с 16 февраля, то эффект от роста цен на нефть найдет отражение в выручке компании в I квартале, но экспортная пошлина вырастет лишь в апреле, что отразится уже в результатах II квартала. Данный механизм может как дополнительно улучшать финансовые результаты компаний при росте цены на нефть, так и ухудшать их при падении.

В IV квартале 2018 г. происходило устойчивое снижение цен на нефть. Так как экспортная пошлина «запаздывает» относительно рыночных цен, то каждый месяц нефтяные компании были вынуждены уплачивать большую сумму отчислений.

К примеру, Лукойл по результатам IV квартала 2018 г. оценил влияние временного лага в -$2,73 за каждый баррель экспортированной нефти, что примерно соответствует $11,5 млн недополученной операционной прибыли. Обратный эффект имел место уже в I квартале, когда началось восстановление нефтяных котировок.

Помимо эффекта временного лага на размер экспортной пошлины может оказать влияние изменение структуры экспорта. При увеличении степени переработки экспортируемых нефтепродуктов пошлина должна снижаться, а при росте экспорта сырой нефти или товаров с низкой степенью обработки увеличиваться. На практике компаниям не всегда выгодно заниматься глубокой переработкой нефти, однако без существующего налогового механизма сегмент нефтепереработки мог бы оказаться в худшем положении, чем есть сейчас.

Резюме

В будущем влияние экспортной пошлины на результаты нефтяных компаний будет постепенно снижаться, что связано с «налоговым маневром». Уже в 2024 г. предполагается обнуление пошлины, а ее место займет возросший НДПИ. Однако до тех пор данный сбор будет продолжать оказывать существенное влияние на российскую нефтегазовую отрасль, особенно в периоды роста волатильности цен на сырье.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Прогнозы и комментарии. Масса корпоративных событий

Цены на нефть упали после достижения $70. Что произошло

Московская биржа. Направление еще не выбрано

Итоги торгов. Закрылись в хорошем плюсе, несмотря на слабость западных площадок и нефти

Корпоративные события на рынке США. Как они влияют на акции

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Специалист таможенного дела

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: info@customsspec.ru

Аналитика
Анализ вывозных таможенных пошлин

Анализ вывозных таможенных пошлин показал, что они составляют значительную часть доходов федерального бюджета.

Вывозные таможенные пошлины относятся к неналоговым доходам федерального бюджета.

Основную часть неналоговых доходов составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (61,3 %) (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет в 2018-2023 годах, в миллионах рублей

Показатели поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет

Необходимо отметить, что наблюдается отрицательная динамика по поступлению доходов от внешнеэкономической деятельности в доход федерального бюджета, в связи с чем снижается и доля этих доходов в общей сумме доходов федерального бюджета с 61,3 % в 2019 г. до 46,4 % к 2022 году (таблица 2).

Таблица 2 – Динамика и прогноз поступления доходов от внешнеэкономической деятельности в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей

Динамика и прогноз поступления доходов от внешнеэкономической деятельности

Основная часть доходов от внешнеэкономической деятельности формируется за счет взимания вывозных таможенных пошлин. В 2019 году поступление доходов от взимания вывозных таможенных пошлин составило 2 212 753,3 млн. рублей. По сравнению с 2016 годом объем указанных поступлений уменьшился на 812898,9 млн. рублей, вследствие снижения поступлений вывозных таможенных пошлин на все категории углеводородного сырья (таблица 3, рисунок 1).

Таблица 3 — Динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей

Динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин

Рисунок 1 — Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей

Основная сумма поступлений, от взимания вывозной таможенной пошлины приходится на вывозную таможенную пошлину на нефть сырую (48 %) (рисунок 2).

Анализ вывозных таможенных пошлин: структура вывозных таможенных пошлин

Рисунок 2 – Анализ вывозных таможенных пошлин: структура вывозных таможенных пошлин в 2019 г.

Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2019 году составило 1 067 207,7 млн. рублей, что меньше чем в 2018 году, при этом согласно прогнозу, до 2022 года поступление вывозных таможенных пошлин на нефть сырую сократится (рисунок 3).

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на нефть сырую

Рисунок 3 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2018-2022 годах, в миллионах рублей

Прогнозируемые объемы нефти сырой, в том числе сверхвязкой, экспортируемой в страны дальнего зарубежья, отражены в соответствии с Прогнозом СЭР, ставки вывозной таможенной пошлины рассчитаны в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 4 и подпункта 1 пункта 6 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на газ природный в 2019 году составило 698 345,3 млн. рублей, при этом согласно прогнозу, до 2022 года поступление вывозных таможенных пошлин на газ природный увеличится к 2021 и 2022 годам (рисунок 4).

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на газ природный

Рисунок 4 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на газ природный в 2018-2022 годах, в миллионах рублей

Основные показатели для формирования прогноза вывозных таможенных пошлин на газ природный, такие как налогооблагаемый объем газа природного, экспортируемого в страны дальнего зарубежья и страны СНГ, за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, цена на экспортируемый газ природный учитывается в расчете на основании данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Цена на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья, отраженная в Прогнозе СЭР на 2020 год, составляет 199,0 доллара США за 1 тыс. куб. метров, в то время как в расчете к законопроекту учтена цена в размере 197,9 доллара США за 1 тыс. куб. метров.

Таким образом, принимая в расчете цену на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья, в соответствии с прогнозом СЭР в размере 199,0 доллара США за 1 тыс. куб. метров, объем дополнительных доходов вывозной таможенной пошлины на газ природный составит в 2020 году более 3 400 млн. рублей.

Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, составило 430 054,4 млн. рублей, что меньше уровня 2018 года, а к 2022 году доходов от вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти сократятся почти в 3 раза к уроню 2019 года (рисунок 5).

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти

Рисунок 5 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти в 2018-2022 годах, в миллионах рублей

По итогам 2019 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5 729,1 млрд. рублей, что на 334,1 млрд. рублей или на 5,5% меньше по сравнению с 2018 годом, при этом вывозная таможенная пошлина составляет 40 % в общем объеме доходов, администрируемых таможенными органами (рисунок 6).

Структура таможенных платежей в 2019 г.

Рисунок 6 – Структура таможенных платежей в 2019 г.

Основными причинами снижения в 2019 году поступлений по вывозной таможенной пошлине на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, являются:

  • применение в рамках реализации «налогового маневра» с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года включительно при расчете ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую корректирующего коэффициента 0,833 в соответствии с пунктом 4.1 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»;
  • снижение цены на нефть сырую марки «Юралс», используемой для расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, на 10,4%;
  • снижение облагаемых объемов нефти сырой и товаров, выработанных из нефти, на 0,9 и 1,7% соответственно;
  • переход ряда экспортеров нефти сырой с 1 января 2019 года на уплату налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и применение льготного режима уплаты вывозной таможенной пошлины в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 35 Закона.

Основными причинами снижения поступлений по вывозной таможенной пошлине на газ природный являются уменьшение цены газа природного, экспортируемого в страны дальнего зарубежья, на 20,3%, а также уменьшение физических налогооблагаемых объемов экспорта газа природного на 2,3%.

Нефтепродукты представляют собой вещества, получаемые из нефти и нефтяных газов. Нефть, в целом, расценивают как стратегический ресурс. Таможенное оформление нефтепродуктов имеет ряд особенностей. Часть из них является подакцизными товарами. Во избежание сложностей, рекомендуется обратиться за помощью к таможенному брокеру.



Что такое нефтепродукты

Нефтепродукты – это специфическая группа, к которой относится множество химических соединений:

топливо для систем отопления;

смазочные материалы и многое другое.

Порядок таможенного оформления



Затаможка и растаможка нефтепродуктов и масел производится в специально оборудованных пунктах пропуска. Процедура растаможки включает:

Декларирование. Предполагает подачу сведений для оформления декларации в письменной или электронной форме. Последний вариант возможен только для юридических лиц. Подать данные можно лично или через представителя.

Определение классификационного кода. Груз классифицируют по системе ТН ВЭД и присваивают ему код. По этому коду определяют ставку таможенной пошлины и НДС.

Контроль таможенной стоимости. Поскольку таможенную стоимость определяет декларант и именно от этой суммы рассчитываются налоги и пошлины, на таможне нередко обнаруживается преднамеренное ее занижение. Таможенники руководствуются проходной стоимостью. Это нижний порог, ниже которого стоимость товара быть не может. Если же товар действительно удалось приобрести по низкой цене, нужно подготовить максимум подтверждающих этот факт документов. Если декларант не сможет доказать стоимость товара, то на него будет наложен штраф, либо груз конфискуют.

Проверка факта уплаты обязательных платежей. Налоги и пошлины и сборы рекомендуется оплачивать заранее, учитывая, что на зачисление средств требуется некоторое время. Пока на счет не будут перечислены деньги, груз не выпустят. Кроме того, нужно предъявить чеки.

Досмотр и выпуск товара. Досмотр (тщательное обследование груза и транспортного средства) выполняется, если груз вызывает подозрения, отсутствуют необходимые документы или выявлены какие-либо другие нарушения. В отдельных случаях обходятся таможенным осмотром – более беглым анализом. Если все в порядке – груз выпускают с таможни.

Если говорить о Российской Федерации, то процедура затаможки нефтепродуктов выполняется ничуть не реже растаможки, поскольку нефтепродукты являются основным экспортным товаром. Процесс таможенного оформления в этом случае также сложен. Товар акцизом не облагается.

В рамках затаможки осуществляются следующие операции:

Инспекция цистерн. Суть ее состоит в проверке соответствия стандартам емкостей и цистерн. Исключаются протечки. Они могут привести к экологической катастрофе, возгоранию. Проверяется соблюдение норм безопасности, соответствие экологическим стандартам транспорта.

Инспекция нефтепродуктов. Содержимое цистерн проверяется портативными анализаторами, устанавливается его объем.

Изучаются документы: чеки, контракт, техническая документация и прочее.

После таможенного оформления и контроля нефтепродуктов принимается решение о выпуске.

Особенности растаможки

Нефть и нефтепродукты входят в товарную группу 2709, 2710, смазочные материалы – в группу 3403. Система чрезвычайно разветвленная, поэтому процедура определения товарного кода сложна для непосвященного в тонкости человека. СБ Карго рекомендует обращаться к специалистам, специализирующимся в этой сфере.



Обратите внимание! При ввозе нефтепродуктов уплачивается пошлина. Пошлина на экспорт не предусмотрена. Размер пошлины определяется объемом, классификационным кодом, преференциями.

Если торговая марка, производящая нефтепродукты, относится к объектам интеллектуальной собственности, то оформление товара при экспорте и импорте выполняется только с письменного разрешения правообладателя.

Важно! В соответствии со статьей 181 НК РФ, прямогонный, автомобильный бензин, керосиновое топливо и автомобильные масла облагаются акцизным сбором. Их растаможка осуществляется на таможенных пунктах, подведомственных Акцизной таможне. При таможенной очистке автомобильных моторных масел необходимо учитывать состав масла и наличие присадок.

Сертификация

Сертификация нефтепродуктов и масел обязательна, поскольку эта продукция относится к взрывоопасной. Проверяется соответствие продукции техническому регламенту ТР ТС 030/2012 « О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Сертификация выполняется специализированными сертификационными центрами. Кроме того оформляется сертификат соответствия стандарту ЕВРО 5.

Дополнением к обязательной сертификации является добровольная сертификация, которая действует в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива и моторных, компрессорных масел. Выдается декларация соответствия на срок от 1 года до 5 лет либо на партию.

Перевозка



Нефтепродукты относятся к токсичным, огне- и взрывоопасным. При их перевозке необходимо соблюдать меры предосторожности. В обязательном порядке контролируется температурный режим, а емкости регулярно проверяются на наличие утечек. Водитель должен быть подготовлен на случай утечки. Водители и экспедиторы должны иметь аккредитацию для перевозки подобных грузов и допуск установленного образца ДОПОГ.

Для беспроблемной перевозки и оформления нефтепродуктов необходимо разрешение на перевозку по определенному маршруту, документы на емкости; страховка, которая в случае аварийной ситуации покроет ущерб.

Транспортировка выполняется в соответствии с Европейским соглашением ADR/ДОПОГ, Постановлением Правительства РФ и нормами ГОСТов. Для перевозки нефтепродуктов используют преимущественно специализированный автомобильный транспорт, для доставки на дальние расстояния – морской, иногда железнодорожный. Последний применяется для доставки крупных партий груза. Причем в этом случае нефтепродукты перегружают на автомобильный транспорт и уже на нем доставляют на АЗС.



Обратите внимание! Подготавливая груз к экспорту в Европу, необходимо проверить соответствие транспорта европейским экологическим стандартам.

Транспортировка нефтепродуктов возможна в страны СНГ, азиатские и европейские государства и любую другую точку мира.

Услуги СБ Карго



СБ Карго знает, как правильно перевозить нефтепродукты и масла и как ускорить процесс таможенного оформления. В нашу компетенцию входит:

подбор транспортного средства;

определение кода ТН ВЭД;

получение разрешений и сертификатов;

подготовка и проверка сопроводительной документации;

расчет таможенных платежей;

информационная поддержка участников ВЭД;

представительство интересов заказчика при взаимодействии с таможенными органами.

Прогноз поступления доходов от взимания вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти, представлен в таблице 3.7.

2020 год (оценка)

Год

Год

Год

1 246 147,5

1,1

1 180 274,5

1,0

973 757,8

0,7

Поступление доходов от взимания вывозных таможенных пошлин по углеводородному сырью рассчитано на основе следующих показателей (таблица 3.8):

Объемные показатели, используемые для расчета вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти в Российской Федерации в 2021-2023 годах

Показатель

Год

Год

Год

Прогноз доходов от взимания вывозных таможенных пошлин на углеводороды в 2021 году на 169 674,7 млн рублей или на 15,8% больше,
чем ожидаемое поступление доходов в 2020 году, в 2022 году –
на 65 873,0 млн рублей или на 5,3% меньше, чем сумма доходов по прогнозу на 2021 год, на 2023 год – на 206 516,7 млн рублей или на 17,5% меньше, чем сумма доходов по прогнозу на 2022 год.

Существенный рост прогнозируемых поступлений в 2021 году связан с ожидаемым восстановлением экономики и внешней торговли после спада экономической активности в 2020 году на фоне борьбы с новой коронавирусной инфекцией, с сокращением обязательств по снижению добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. В прогнозе учтено изменение законодательства в части отмены пониженных и льготных ставок вывозной таможенной пошлины на сверхвязкую нефть и нефть, экспортируемую с месторождений, указанных в подпункте 4 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 "О таможенном тарифе", а также изменение предоставления освобождения по уплаты ввозной таможенной пошлины на нефть на участках недр, уплачивающих НДД, в результате корректировки действующего режима НДД. Основные факторы отклонения прогноза поступлений год к году представлены в таблице 3.9.

Фактор 2021 год 2022 год 2023 год
1 2 3 4
Отклонение от предыдущего года 169 674,7 -65 873,0 -206 516,7
Изменения законодательства - 102 111,5 - 221 171,5 - 254 308,1
Изменение цены на нефть марки "Юралс" [3] 79 346,8 36 204,6 10 668,6
Изменение экспортных цен на газ природный 107 573,0 15 211,4 4 630,8
Изменение курса доллара США по отношению к рублю 18 585,2 11 878,3 10 790,3
Изменение объемов экспорта 66 281,3 92 004,1 21 701,7
Нефть сырая - 18 109,4 - 82 377,2 - 158 595,8
Уточнение порядка расчета вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на участках недр, облагаемых НДД 40 464,7
Отмена пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на сверхвязкую нефть 18 991,6
Отмена льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, экспортируемую с месторождений, указанных в подпункте 4 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" 18 653,0
Поэтапное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках "завершения налогового маневра" (за счет ежегодного изменения понижающего коэффициента к ставке вывозной таможенной пошлины) - 117 555,2 - 146 546,3 - 177 143,9
Изменение цены на нефть марки "Юралс" 53 059,6 29 055,5 7 386,2
Изменение курса доллара США по отношению к рублю 6 636,9 3 886,2 2 957,5
Изменение объемов экспорта нефти сырой - 38 360,0 31 227,4 8 204,5
Газ природный 220 489,7 83 090,4 28 368,4
Изменение экспортных цен на газ природный 107 573,0 15 211,4 4 630,8
Изменение курса доллара США по отношению к рублю 7 384,5 6 093,7 6 494,5
Изменение объемов экспорта газа природного 105 532,1 61 785,3 17 243,1
Товары, выработанные из нефти - 32 705,7 - 66 586,2 - 76 289,4
Поэтапное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках "завершения налогового маневра" (за счет ежегодного изменения понижающего коэффициента к ставке вывозной таможенной пошлины) - 62 665,6 - 74 625,2 - 77 164,2
Изменение цены на нефть марки "Юралс" 26 287,2 7 149,1 3 282,4
Изменение курса доллара США по отношению к рублю 4 563,7 1 898,4 1 338,3
Изменение объемов экспорта товаров, выработанных из нефти - 890,9 - 1 008,6 - 3 745,8



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Материал из Documentation.

Экспортные пошлины на нефть в России — один из основных видов экспортных пошлин в России.

Ставки экспортных пошлин на нефть изменяются в зависимости от конъюнктуры мирового рынка нефти. По состоянию на 1 марта 2014 года экспортная пошлина на нефть составляла $384 за тонну. Льготная ставка пошлины на нефть Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения — $189. Пошлина на сверхвязкую нефть (равна 10 % от пошлины на нефть) — $38,4. [1]

Содержание

Экспортная пошлина на нефть была введена в России в начале 1992 года. Первоначально её ставка составляла 26 экю за 1 тонну экспортируемой нефти, однако уже в июне 1992 года ставка была повышена до 38 экю за тонну. [2]

В ноябре 1993 года ставка пошлины была установлена на уровне 30 экю/т. С либерализацией цен на нефть в начале 1995 года экспортная пошлина была снижена до 23 экю/т, а затем, с апреля 1995 года, до 20 экю/т. В апреле 1996 года экспортная пошлина была уменьшена до 10 экю/т, а с 1 июля 1996 года — отменена. Одновременно для компенсации выпадающих налоговых поступлений были повышены ставки акциза на нефть. [3]

В начале 1999 года в целях пополнения доходной части госбюджета экспортные пошлины были восстановлены. При этом ставка пошлины увязывалась с мировой ценой на нефть: при мировой цене российской нефти от $9,8 до $12,3 за баррель ставка пошлины составляла 2,5 евро за тонну, при цене свыше $12,3 за баррель — 5 евро за тонну. [4]

В условиях роста мировых цен на нефть ставка экспортной пошлины неоднократно повышалась. Таким образом, в отличие от ситуации первых лет реформ, когда ставка экспортной пошлины на нефть не менялась иногда в течение года и более, с 1999 года ставка экспортной пошлины стала устанавливаться с учётом цены российской нефти на мировом (европейском) рынке и достаточно часто пересматривалась. В то же время какие-либо формализованные механизмы привязки величины экспортной пошлины к уровню мировых цен на нефть отсутствовали. [5]

С 2002 года были законодательно установлены предельные размеры вывозных таможенных пошлин на нефть и сам механизм определения ставки экспортной пошлины в зависимости от уровня мировых цен на нефть. Поправками к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе», утверждёнными Федеральным законом № 126-ФЗ, были впервые законодательно установлены предельные размеры вывозных таможенных пошлин на углеводороды, изменяющиеся в зависимости от уровня мировых цен. По нефти экспортная пошлина была установлена в размере 0 % при сложившейся за два предшествующих месяца средней цене нефти Urals на мировых рынках до 109,5 долл./т (то есть до 15 долл./барр.); при мировой цене нефти от 109,5 до 182,5 долл./т (то есть от 15 до 25 долл./барр.) ставка экспортной пошлины должна устанавливаться в размере, не превышающем 35 % разницы между фактической средней ценой нефти за два предшествующих месяца и 109,5 долл.; при мировой цене нефти более 182,5 долл./т (то есть более 25 долл./барр.) ставка экспортной пошлины устанавливается в размере, не превышающем 25,53 долл. и 40 % разницы между фактической средней ценой нефти за два предшествующих месяца и 182,5 долл. Введение данного механизма обеспечило как необходимую гибкость, так и предсказуемость налоговой нагрузки. [6]

В 2004 г. Федеральным законом от 7 мая 2004 г. № 33-ФЗ был изменен порядок расчета предельной (максимальной) ставки экспортной пошлины на нефть. С 1 августа 2004 г. установлена более прогрессивная шкала для расчета предельной ставки экспортной пошлины на нефть, которая действует и в настоящее время. [7]

Экспортная пошлина на нефть взимается, таким образом, при мировой цене российской нефти более 15 долл./барр. При этом с ростом мировой цены на нефть доля налоговых изъятий прогрессивно растет (до 65 % с каждого дополнительного доллара экспортной выручки при цене нефти свыше 25 долл./барр.). [8]

В соответствии с установленным порядком периодом мониторинга цен на нефть на мировых рынках в 2002—2008 гг. являлись каждые два календарных месяца (начиная с 1 ноября 2001 г.). Ставка экспортной пошлины также устанавливалась на срок два календарных месяца. Новая ставка экспортной пошлины на нефть вводилась в действие с 1-го числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга. [9]

Введение в 2002—2004 гг. высокой прогрессивной ставки экспортной пошлины на нефть и НДПИ резко повысило бюджетную эффективность налоговой системы и привело к радикальному перераспределению доходов, генерируемых в нефтяном секторе, в пользу государства. Как показывают расчёты суммарной налоговой нагрузки на нефтяной сектор, доля налогов в валовом доходе нефтяного сектора повысилась с 28,1 % в 2000 г. до 63,1 % в 2008 г. При этом доля налогов в чистом доходе, определяемом как валовой доход за вычетом капитальных, операционных и транспортных затрат, повысилась с 54,4 % в 2000 г. до 85,3 % в 2008 г. [10]

С 2014 года в России реализуется налоговый манёвр, который предполагает поэтапное повышение НДПИ на нефть с одновременным снижением экспортных пошлин на светлые нефтепродукты и на нефть. [11]

До 2008 года экспортные пошлины на нефть пересматривались правительством раз в два месяца, а с конца 2008 года начали устанавливаться раз в месяц. [12] [13]

В июне 2009 года отмечалось, что ставка экспортной пошлины на нефть рассчитывается ежемесячно, исходя из цены на нефть в период с 15-го по 14-е число. [14]

Динамика среднегодового размера пошлины на нефть в России (в $ за тонну): [15]

  • 2005 год: 130
  • 2006 год: 197
  • 2007 год: 207
  • 2008 год: 355
  • 2009 год: 179
  • 2010 год: 282
  • 2011 год: 409

Читайте также: