Денонсация налогового соглашения с нидерландами

Опубликовано: 02.05.2024

Во вторник, 11 мая, депутаты поддержали денонсацию соглашения РФ с Королевством Нидерландов об избежании двойного налогообложения (СИДН). Если российская сторона успеет со всеми процедурами по разрыву соглашения до 30 июня, уже с 1 января 2022 года дивиденды на счетах за рубежом будут облагаться по ставке 15% вместо 2–3%. Проект принят, несмотря на наличие содержательной, хотя и технической критики в адрес Минфина со стороны депутатов. Следующей крупной юрисдикцией, с которой Минфин ведет переговоры по СИДН, является Швейцария, там события могут развернуться по сходному сценарию.

Госдума единогласно приняла проект о денонсации соглашения между правительством РФ и правительством Нидерландов «об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». Напомним, в переговорах с Нидерландами российская сторона не нашла согласия по модели пересмотра таких СИДН, подписанных в свое время с Кипром, Мальтой и Люксембургом (см. “Ъ” от 13 апреля).

Как последовало из содоклада по проекту члена думского комитета по международным делам Елены Паниной, в ходе переговоров Минфин Королевства Нидерландов не только не пошел на условия российской стороны, но даже предложил расширить перечень доходов, облагаемых по пониженным ставкам. Тем временем, по ее словам, с 2017 по 2019 год объемы выплат из РФ в Нидерланды составили более 1,2 трлн руб., выплачено было налогов по пониженным ставкам 33,1 млрд руб. «При ставке 15% в бюджет РФ могло бы поступить 180 млрд руб.»,— заключила она.

Господин Сазанов в своем выступлении добавил, что объем всех выплат дивидендов и процентов, которые идут через транзитные юрисдикции, за четыре года составил порядка 9 трлн руб. «Те соглашение, которые мы сейчас изменяем, охватывают порядка 70% всех выплат»,— сообщил он, имея в виду Нидерланды, Кипр, Мальту и Люксембург. Всего же у РФ 84 таких СИДН, но из них на транзитные юрисдикции с низкой ставкой на пассивный доход приходится только десять.

Почему Минфин решил разорвать налоговое соглашение с Нидерландами

Ранее Минфин оценивал дополнительный доход бюджета от изменения четырех уже упомянутых СИДН в 150 млрд руб. ежегодно. Стройность доклада Минфина несколько нарушил вопрос депутата Алексея Куринного о структуре выплат из РФ в Нидерланды по отраслям экономики: сколько из них пришлось на торговые сети, сколько на IT-компании и т. д. В ответ заместитель главы Минфина сообщил, что разбивка по конкретным налогоплательщикам составляет налоговую тайну. На это последовало замечание председателя Госдумы Вячеслава Володина о том, что речь идет не о конкретных предприятиях, а об отраслях. В ответ представитель Минфина сообщил, что при поступлении такого запроса в режиме ДСП министерство готово предоставить информацию.

В итоге Вячеслав Володин предложил отложить принятие вопроса до среды — отчета главы правительства в Думе, но затем с предупреждением о том, что «последний раз с такими формулировками, как про погоду, мы должны знать, за что мы голосуем», проект было предложено рассмотреть. В заключительном слове Алексей Сазанов сообщил, что осталось три ключевые юрисдикции — Швейцария, Гонконг и Сингапур — по пересмотру СИДН, это позволит охватить более 90% выплат в транзитные юрисдикции. По словам же госпожи Паниной, «очень сложно шли переговоры с Нидерландами и очень сложно они идут со Швейцарией, где тоже неизвестно, что будет, вполне возможно, что в одностороннем порядке (придется.— “Ъ” ) денонсировать» (о возможных последствиях см. справку). Затем депутаты приняли проект единогласно.

Как говорит руководитель направления разрешения налоговых споров Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов, «в случае этой юрисдикции речь идет не о налоговых схемах, а о нормальном структурировании крупного международного бизнеса». Решение депутатов он называет «плохими новостями» для инвесторов, «поскольку для бизнеса важна стабильность налоговых условий». По словам же партнера КПМГ в России и СНГ Александра Токарева, государство в состоянии смягчить удар по российскому бизнесу. «Условно российский бизнес в Нидерландах можно разделить на две категории: компании, которые получают доходы из РФ, и голландские субхолдинги, которые выплачивают доходы в РФ,— говорит он.— В отношении первых может несколько смягчить ситуацию включение в НК налоговых льгот, которыми некоторые категории налогоплательщиков смогут воспользоваться применительно к доходам, выплачиваемым из РФ за рубеж. Например, льготная ставка по дивидендам, выплачиваемым в пользу публичных компаний. А вот второй категории придется сложнее: последствия по налогу на доходы у источника выплаты будут возникать в Нидерландах, и для их снижения необходимо наличие СИДН». По его словам, возможно также рассмотреть изменения в НК, например, с возможностью зачета налога, уплаченного за рубежом, даже если у РФ со страной источника дивидендов нет СИДН.

Налоговое будущее российской Швейцарии

В части же прогнозов по соглашениям со Швейцарией, Гонконгом и Сингапуром Александр Токарев из КПМГ ожидает, что страны получат предложения пересогласовать СИДН по кипрскому образцу. Швейцария не так популярна для регистрации холдинговых компаний, но очень востребована для регистрации торговых компаний. «Несмотря на то что для торговых компаний наличие СИДН не является обязательным условием получения торговых доходов, соглашение будет необходимо для уменьшения налоговых последствий при распределении дивидендов от швейцарских "дочек" в пользу российских холдингов,— говорит он.— Гонконг и Сингапур достаточно популярны для регистрации холдинговых компаний группами из Азиатского региона. С точки зрения российского бизнеса холдинговых компаний в данных юрисдикциях немного».

Фото Romy Arroyo Fernandez / NurPhoto via Getty Images
Фото Romy Arroyo Fernandez / NurPhoto via Getty Images

Правительство одобрило законопроект о денонсации налогового соглашения с Нидерландами. Минфин начал разрабатывать законопроект в декабре прошлого года. Ведомство предложило Нидерландам повысить до 15% налог на дивиденды и доходы, однако переговоры не увенчались успехом. Ранее аналогичные условия Минфин предложил Кипру, Люксембургу и Мальте. Тогда Минфин опубликовал уведомление о разработке законопроекта о разрыве этого соглашения.

Что дальше?

С 2022 года фактически у российских компаний, работающих через Нидерланды, вырастет налоговая нагрузка. Существующее налоговое соглашение с Нидерландами позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по эффективной ставке 2-3%, говорилось в сообщении Минфина. Минфин предложил Нидерландам такие же условия, что и ранее в этом году Кипру, Люксембургу и Мальте. То есть обычную ставку 15% для дивидендов и процентов, и льготную ставку 5%. Льготной ставкой могли воспользоваться публичные компании, 15% акций которых находятся в свободном обращении, если они владеют не менее 15% в компании, которая платит дивиденды.

Вся эта работа проводится по поручению президента России Владимира Путина, который весной предложил сделать так, чтобы те, кто выводит свои доходы из России на зарубежные счета, платили налог 15%. Если страны не согласятся на повышение налога, то Россия может разорвать соглашение об избежании двойного налогообложения с другими странами в одностороннем порядке, сказал Путин. C тех пор Россия уже договорилась о повышении налога с Кипром, Мальтой и Люксембургом.

Каких компаний это коснется?

Через Нидерланды структурированы крупные российские компании с государственным участием, зачастую публичные, например, Gazprom International, Svyaznoy N.V., X5 Retail Group, Yandex, говорит управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Помимо российских компаний, от расторжения соглашения могут пострадать американские инвесторы, которые обычно работают с российским бизнесом через свои офисы в Нидерландах, такие как Uber, добавляет Именнов. По его словам, некоторые иностранные инвесторы, в том числе американские, вкладывали деньги в экономику России через свои голландские холдинговые компании. К примеру, из Нидерландов приходило ориентировочно $50 млрд прямых инвестиций в Россию на начало 2020 года, отметил Именнов. Повышение налоговых ставок может сделать российский бизнес невыгодным для инвестирования и повлечь за собой отток инвестиций, предупреждает он.

Как вырастут налоги?

По дивидендам налог вырастет с 5% до 15%, по процентам и роялти — c 0 на 20%, говорит юрист Forward Legal Федор Закабуня.

  • Как рекордные дивиденды Сбербанка повлияют на курс рубля
  • Второй фронт Минфина: ведомство перекрывает путь для нулевых ставок по дивидендам
  • «Осенью не останется гавани, где можно экономить»: чего бизнес ждет от пересмотра налоговых соглашений

Что делать?

Налоговые консультанты КПМГ в обзоре «Вы выходите? РФ объявила о денонсации СИДН с Нидерландами» советуют оценить, есть ли возможность заранее выплатить дивиденды и проценты по текущим ставкам, а также проверить, можно ли использовать так называемый сквозной подход. Если компания зарегистрирована в Нидерландах, но фактическим получателем дивидендов является российский налоговый резидент, то тогда налог на дивиденды составит 0%, и эта ставка сохранится до конца 2023 года.

Если соглашение будет пересогласовано, необходимо определить, сможет ли компания по-прежнему претендовать на льготы и что для этого нужно предпринять. Если в итоге соглашение разорвут, тогда имеет смысл рассмотреть варианты реструктуризации.

Как выходить?

В текущей ситуации сложно определить, в какой стране перерегистрировать бизнес, так как нет ясности, с какими еще странами Минфин пересмотрит соглашение, говорится в обзоре КПМГ. «Некоторые наши клиенты приняли решение о ликвидации голландских субхолдинговых компаний», — сказал партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев Forbes. Некоторые рассматривают вариант перерегистрации в «российских офшорах» на острове Русский и в Калининграде, продолжает он.

Если компания решит уйти из Нидерландов, то тогда ей придется заплатить так называемый налог на эмиграцию, при котором нужно будет заплатить налог по прибыли со всех как бы реализованных активов (аналог exit tax в США), напоминает партнер «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов. Ставка налога в 2021 году составляет 15% на первые €245 000 прибыли и 25% на превышение.

Кроме того, надо помнить, что налоговые органы как России, так и Нидерландов смогут признать, что компания работала в Нидерландах из соображений налоговой экономии и доначислить налоги за предыдущие периоды, если решат, что компания работала преимущественно из-за налоговых льгот, предупреждает он. Сейчас придется пересматривать все, что касается пассивных видов дохода — дивидендов, процентов, роялти. К ним будет применяться совершенно другое налогообложение у источника в России, говорит партнер компании TaxTeam BV Наталья Лучкова. Нидерланды при отсутствии соглашения с Россией имеют большие шансы попасть в черные списки Минфина — не просто же так с ними разрывают соглашение, считает она.

В этом случае, например в отношении трансфертного ценообразования, ко всем сделкам, которые российские компании совершают с компаниями в Нидерландах, могут применяться правила, как если бы это были внутригрупповые сделки. А это значит — обязательное обоснование цен, дополнительная проверка по ряду параметров, перечисляет Лучкова. «Это сразу усложняет и делает дороже жизнь российских компаний, которые работают с компаниями из Нидерландов», — говорит она.

Большому количеству компаний, которые расположены в России, но работают с Нидерландами или связаны с ними, нужно будет пересмотреть свою структуру, а иногда это невозможно, так как на это получены кредиты, завязано финансирование, отношения с партнерами, предупреждает партнер TaxTeam BV.

Выиграет ли Россия от пересмотра соглашения с Нидерландами?

Если потенциальный разрыв соглашения с Кипром и Люксембургом не наносил существенного вреда экономическим интересам самой России как собственнику активов, то возможный разрыв с Нидерландами может быть более болезненным, в том числе потому, что в Нидерландах зарегистрированы и крупные компании с госучастием, напоминает партнер «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов. Получится, что денонсируя соглашение, государство увеличит налоговую нагрузку на свои же компании, рассуждает он. В Амстердаме, к примеру, еще в 2013 году открылся офис компании South Stream Transport B.V, которая реализует проект «Южного потока». На открытии был глава «Газпрома» Алексей Миллер.

«В случае с Кипром и Мальтой Минфин запускал процесс денонсации соглашения, но в итоге страны заключали протокол об изменениях налоговых соглашений. Но Нидерланды — более сложный переговорный партнер. И как к примеру, следовало из истории с пересмотром соглашения Нидерландов с Украиной, если идет на уступки, то требует что-то взамен», — сказал Вахитов.

В случае с Украиной Нидерланды отказались от минимальной ставки по налогу по дивидендам в 0% (по подписанному протоколу она 5%), но взамен добились арбитражной оговорки, разрешающей споры между налоговыми органами, то есть неустраненные ситуации двойного налогообложения, в квазитретейском суде.

Были ли раньше попытки разорвать соглашение?

Разрыв соглашения об избежании двойного налогообложения России и Нидерландов российские власти поднимают не в первый раз. Первый раз это случилось около 10 лет назад. Москва решала, каким образом ей ответить на решения голландских судов по «делу ЮКОСА». Один из вариантов — разрыв соглашения, но тогда его не стали использовать по причине возможных негативных последствий для самой России, вспоминает один из международных налоговых консультантов. Об этом же пишет и «Коммерсантъ». По данным издания, в 2011 году в структурах, близких к Совету безопасности России, обсуждался разрыв соглашения об избежании двойного налогообложения как один из теоретических вариантов противостояния властям Нидерландов в развитии международных исков по «делу ЮКОСа».

Как отреагировали компании, зарегистрированные в Нидерландах?

На работу ООО «Сеть Связной», зарегистрированного в Нидерландах, данные изменения не повлияют, рассказали Forbes в компании.

Представители «Яндекса» отказались от комментариев.

В Gazprom International и X5 Retail Group на момент публикации материала не предоставили комментарии.

Фото Romy Arroyo Fernandez / NurPhoto via Getty Images
Фото Romy Arroyo Fernandez / NurPhoto via Getty Images

Правительство одобрило законопроект о денонсации налогового соглашения с Нидерландами. Минфин начал разрабатывать законопроект в декабре прошлого года. Ведомство предложило Нидерландам повысить до 15% налог на дивиденды и доходы, однако переговоры не увенчались успехом. Ранее аналогичные условия Минфин предложил Кипру, Люксембургу и Мальте. Тогда Минфин опубликовал уведомление о разработке законопроекта о разрыве этого соглашения.

Что дальше?

С 2022 года фактически у российских компаний, работающих через Нидерланды, вырастет налоговая нагрузка. Существующее налоговое соглашение с Нидерландами позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по эффективной ставке 2-3%, говорилось в сообщении Минфина. Минфин предложил Нидерландам такие же условия, что и ранее в этом году Кипру, Люксембургу и Мальте. То есть обычную ставку 15% для дивидендов и процентов, и льготную ставку 5%. Льготной ставкой могли воспользоваться публичные компании, 15% акций которых находятся в свободном обращении, если они владеют не менее 15% в компании, которая платит дивиденды.

Вся эта работа проводится по поручению президента России Владимира Путина, который весной предложил сделать так, чтобы те, кто выводит свои доходы из России на зарубежные счета, платили налог 15%. Если страны не согласятся на повышение налога, то Россия может разорвать соглашение об избежании двойного налогообложения с другими странами в одностороннем порядке, сказал Путин. C тех пор Россия уже договорилась о повышении налога с Кипром, Мальтой и Люксембургом.

Каких компаний это коснется?

Через Нидерланды структурированы крупные российские компании с государственным участием, зачастую публичные, например, Gazprom International, Svyaznoy N.V., X5 Retail Group, Yandex, говорит управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Помимо российских компаний, от расторжения соглашения могут пострадать американские инвесторы, которые обычно работают с российским бизнесом через свои офисы в Нидерландах, такие как Uber, добавляет Именнов. По его словам, некоторые иностранные инвесторы, в том числе американские, вкладывали деньги в экономику России через свои голландские холдинговые компании. К примеру, из Нидерландов приходило ориентировочно $50 млрд прямых инвестиций в Россию на начало 2020 года, отметил Именнов. Повышение налоговых ставок может сделать российский бизнес невыгодным для инвестирования и повлечь за собой отток инвестиций, предупреждает он.

Как вырастут налоги?

По дивидендам налог вырастет с 5% до 15%, по процентам и роялти — c 0 на 20%, говорит юрист Forward Legal Федор Закабуня.

  • Как рекордные дивиденды Сбербанка повлияют на курс рубля
  • Второй фронт Минфина: ведомство перекрывает путь для нулевых ставок по дивидендам
  • «Осенью не останется гавани, где можно экономить»: чего бизнес ждет от пересмотра налоговых соглашений

Что делать?

Налоговые консультанты КПМГ в обзоре «Вы выходите? РФ объявила о денонсации СИДН с Нидерландами» советуют оценить, есть ли возможность заранее выплатить дивиденды и проценты по текущим ставкам, а также проверить, можно ли использовать так называемый сквозной подход. Если компания зарегистрирована в Нидерландах, но фактическим получателем дивидендов является российский налоговый резидент, то тогда налог на дивиденды составит 0%, и эта ставка сохранится до конца 2023 года.

Если соглашение будет пересогласовано, необходимо определить, сможет ли компания по-прежнему претендовать на льготы и что для этого нужно предпринять. Если в итоге соглашение разорвут, тогда имеет смысл рассмотреть варианты реструктуризации.

Как выходить?

В текущей ситуации сложно определить, в какой стране перерегистрировать бизнес, так как нет ясности, с какими еще странами Минфин пересмотрит соглашение, говорится в обзоре КПМГ. «Некоторые наши клиенты приняли решение о ликвидации голландских субхолдинговых компаний», — сказал партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев Forbes. Некоторые рассматривают вариант перерегистрации в «российских офшорах» на острове Русский и в Калининграде, продолжает он.

Если компания решит уйти из Нидерландов, то тогда ей придется заплатить так называемый налог на эмиграцию, при котором нужно будет заплатить налог по прибыли со всех как бы реализованных активов (аналог exit tax в США), напоминает партнер «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов. Ставка налога в 2021 году составляет 15% на первые €245 000 прибыли и 25% на превышение.

Кроме того, надо помнить, что налоговые органы как России, так и Нидерландов смогут признать, что компания работала в Нидерландах из соображений налоговой экономии и доначислить налоги за предыдущие периоды, если решат, что компания работала преимущественно из-за налоговых льгот, предупреждает он. Сейчас придется пересматривать все, что касается пассивных видов дохода — дивидендов, процентов, роялти. К ним будет применяться совершенно другое налогообложение у источника в России, говорит партнер компании TaxTeam BV Наталья Лучкова. Нидерланды при отсутствии соглашения с Россией имеют большие шансы попасть в черные списки Минфина — не просто же так с ними разрывают соглашение, считает она.

В этом случае, например в отношении трансфертного ценообразования, ко всем сделкам, которые российские компании совершают с компаниями в Нидерландах, могут применяться правила, как если бы это были внутригрупповые сделки. А это значит — обязательное обоснование цен, дополнительная проверка по ряду параметров, перечисляет Лучкова. «Это сразу усложняет и делает дороже жизнь российских компаний, которые работают с компаниями из Нидерландов», — говорит она.

Большому количеству компаний, которые расположены в России, но работают с Нидерландами или связаны с ними, нужно будет пересмотреть свою структуру, а иногда это невозможно, так как на это получены кредиты, завязано финансирование, отношения с партнерами, предупреждает партнер TaxTeam BV.

Выиграет ли Россия от пересмотра соглашения с Нидерландами?

Если потенциальный разрыв соглашения с Кипром и Люксембургом не наносил существенного вреда экономическим интересам самой России как собственнику активов, то возможный разрыв с Нидерландами может быть более болезненным, в том числе потому, что в Нидерландах зарегистрированы и крупные компании с госучастием, напоминает партнер «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов. Получится, что денонсируя соглашение, государство увеличит налоговую нагрузку на свои же компании, рассуждает он. В Амстердаме, к примеру, еще в 2013 году открылся офис компании South Stream Transport B.V, которая реализует проект «Южного потока». На открытии был глава «Газпрома» Алексей Миллер.

«В случае с Кипром и Мальтой Минфин запускал процесс денонсации соглашения, но в итоге страны заключали протокол об изменениях налоговых соглашений. Но Нидерланды — более сложный переговорный партнер. И как к примеру, следовало из истории с пересмотром соглашения Нидерландов с Украиной, если идет на уступки, то требует что-то взамен», — сказал Вахитов.

В случае с Украиной Нидерланды отказались от минимальной ставки по налогу по дивидендам в 0% (по подписанному протоколу она 5%), но взамен добились арбитражной оговорки, разрешающей споры между налоговыми органами, то есть неустраненные ситуации двойного налогообложения, в квазитретейском суде.

Были ли раньше попытки разорвать соглашение?

Разрыв соглашения об избежании двойного налогообложения России и Нидерландов российские власти поднимают не в первый раз. Первый раз это случилось около 10 лет назад. Москва решала, каким образом ей ответить на решения голландских судов по «делу ЮКОСА». Один из вариантов — разрыв соглашения, но тогда его не стали использовать по причине возможных негативных последствий для самой России, вспоминает один из международных налоговых консультантов. Об этом же пишет и «Коммерсантъ». По данным издания, в 2011 году в структурах, близких к Совету безопасности России, обсуждался разрыв соглашения об избежании двойного налогообложения как один из теоретических вариантов противостояния властям Нидерландов в развитии международных исков по «делу ЮКОСа».

Как отреагировали компании, зарегистрированные в Нидерландах?

На работу ООО «Сеть Связной», зарегистрированного в Нидерландах, данные изменения не повлияют, рассказали Forbes в компании.

Представители «Яндекса» отказались от комментариев.

В Gazprom International и X5 Retail Group на момент публикации материала не предоставили комментарии.

Нидерланды больше не налоговая гавань. Россия денонсирует соглашение, но что будет дальше?

Российская сторона решила денонсировать соглашение об избежании двойного налогообложения с Нидерландами, потому что туда бесконтрольно выводились деньги российских компаний. Как работало это соглашение и что ждет голландский бизнес в России дальше, рассказывает эксперт по налогам Олег Мясников.

Что это за Соглашение?

11 мая 2021 г. депутаты Государственной Думы проголосовали за денонсацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов от 16 декабря 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».

Цель денонсации соглашения – перекрыть канал вывода значительных финансовых ресурсов российского происхождения с применением пониженных налоговых ставок в отношении таких выплат.

За время действия соглашения между Россией и Нидерландами этой льготной юрисдикцией воспользовались многие российские компании. В Голландию были выведены значительные ресурсы в виде выплат процентов и дивидендов. Так в 2017 году объем таких выплат составил более 457 млрд рублей, в 2018 – более 412 млрд рублей, а в 2019 – более 339 млрд рублей.

Соглашение предусматривает возможность льготного налогообложения выплат, производимых российскими компаниями в пользу голландских организаций. Дивиденды облагаются по ставке 5%, проценты и роялти по не облагаются в России совсем.

Минфин России пытался найти компромисс с Голландской стороной и согласовать условия, аналогичные тем, которые были согласованы с Кипром, Люксембургом и Мальтой. Однако эта попытка не увенчалась успехом, поскольку Нидерланды настаивали на расширении перечня доходов, облагаемых по пониженным ставкам.

Как работало соглашение?

В последнее время в правоприменительной практике сформировался подход, согласно которому на налоговые льготы международных договоров может претендовать лишь фактический получатель дохода.

Для признания лица в качестве фактического получателя дохода необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но и это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу (Письмо Минфина России от 24.08.2018 N 03-12-12/2/60389).

Предусмотренные соглашениями льготы в отношении выплачиваемых доходов от источника в России не применяются, если они выплачиваются в рамках серии сделок, осуществленных таким образом, что иностранное лицо, претендующее на получение льготы в виде пониженной ставки по дивидендам, процентам и роялти, выплачивает доход другому лицу, которое не имело бы льгот по соглашению, если бы такие доходы выплачивались напрямую такому лицу. Об этом Минфин России сообщил в Письме от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236.

Например, суд признал обоснованным доначисление налога на доходы иностранных организаций при выплате дивидендов лицу, не обладающему фактическим правом на доход. При выплате дивидендов российская организация неправомерно применила пониженную ставку налога 5 процентов, предусмотренную статьей 10 Соглашения между Россией и Нидерландами об избежании двойного налогообложения.

Дело в том, что компания, которой были перечислены дивиденды, в действительности не обладает фактическим правом на доход, выступая в качестве промежуточной (кондуитной) компании, прикрывающей бенефициаров.

Арбитражный суд принял во внимание сведения, полученные в порядке информационного обмена из налоговых органов Нидерландов. Данные сведения, раскрывают, что конечным бенефициаром в отношении дивидендов, перечисленных голландской компании, является турецкая организация. Позиция суда приведена в Определении Верховного Суда РФ от 25.04.2019 N 301-ЭС19-2319 по делу N А11-9880/2016. Аналогичные выводы сделаны в Определении Верховного Суда РФ от 12.03.2021 N 305-ЭС21-713 по делу N А40-282232/2019.

Что будет дальше?

Налоговому органу для отказа в применении льгот по соглашению достаточно доказать, что непосредственный получатель дохода не является фактическим получателем дохода, и не устанавливать конечного бенефициарного собственника дохода. Если налоговый орган установил, что иностранное лицо не является фактическим собственником дохода, подлежат применению налоговые ставки, предусмотренные российским законодательством. На это указано в Письме ФНС России от 17.05.2017 N СА-4-7/9270@.

Как видно, ещё до расторжения соглашения с Нидерландами получить налоговые льготы удавалось далеко не всем резидентам этого государства. После расторжения соглашения Нидерланды окончательно утратят статус тихой налоговой гавани.

В случае направления Российской стороной уведомления о денонсации соглашения Нидерландской стороне в срок до 30 июня 2021 г., его действие прекратится с 1 января 2022 г. С этой даты дивиденды российских компаний, выплачиваемые голландским организациям, будут облагаться в России налогом по ставке 15%, а проценты и роялти – по ставке 20%.

Во вторник, 11 мая, депутаты поддержали денонсацию соглашения РФ с Королевством Нидерландов об избежании двойного налогообложения (СИДН). Если российская сторона успеет со всеми процедурами по разрыву соглашения до 30 июня, уже с 1 января 2022 года дивиденды на счетах за рубежом будут облагаться по ставке 15% вместо 2–3%. Проект принят, несмотря на наличие содержательной, хотя и технической критики в адрес Минфина со стороны депутатов. Следующей крупной юрисдикцией, с которой Минфин ведет переговоры по СИДН, является Швейцария, там события могут развернуться по сходному сценарию.

Госдума единогласно приняла проект о денонсации соглашения между правительством РФ и правительством Нидерландов «об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». Напомним, в переговорах с Нидерландами российская сторона не нашла согласия по модели пересмотра таких СИДН, подписанных в свое время с Кипром, Мальтой и Люксембургом (см. “Ъ” от 13 апреля).

Как последовало из содоклада по проекту члена думского комитета по международным делам Елены Паниной, в ходе переговоров Минфин Королевства Нидерландов не только не пошел на условия российской стороны, но даже предложил расширить перечень доходов, облагаемых по пониженным ставкам. Тем временем, по ее словам, с 2017 по 2019 год объемы выплат из РФ в Нидерланды составили более 1,2 трлн руб., выплачено было налогов по пониженным ставкам 33,1 млрд руб. «При ставке 15% в бюджет РФ могло бы поступить 180 млрд руб.»,— заключила она.

Господин Сазанов в своем выступлении добавил, что объем всех выплат дивидендов и процентов, которые идут через транзитные юрисдикции, за четыре года составил порядка 9 трлн руб. «Те соглашение, которые мы сейчас изменяем, охватывают порядка 70% всех выплат»,— сообщил он, имея в виду Нидерланды, Кипр, Мальту и Люксембург. Всего же у РФ 84 таких СИДН, но из них на транзитные юрисдикции с низкой ставкой на пассивный доход приходится только десять.

Почему Минфин решил разорвать налоговое соглашение с Нидерландами

Ранее Минфин оценивал дополнительный доход бюджета от изменения четырех уже упомянутых СИДН в 150 млрд руб. ежегодно. Стройность доклада Минфина несколько нарушил вопрос депутата Алексея Куринного о структуре выплат из РФ в Нидерланды по отраслям экономики: сколько из них пришлось на торговые сети, сколько на IT-компании и т. д. В ответ заместитель главы Минфина сообщил, что разбивка по конкретным налогоплательщикам составляет налоговую тайну. На это последовало замечание председателя Госдумы Вячеслава Володина о том, что речь идет не о конкретных предприятиях, а об отраслях. В ответ представитель Минфина сообщил, что при поступлении такого запроса в режиме ДСП министерство готово предоставить информацию.

В итоге Вячеслав Володин предложил отложить принятие вопроса до среды — отчета главы правительства в Думе, но затем с предупреждением о том, что «последний раз с такими формулировками, как про погоду, мы должны знать, за что мы голосуем», проект было предложено рассмотреть. В заключительном слове Алексей Сазанов сообщил, что осталось три ключевые юрисдикции — Швейцария, Гонконг и Сингапур — по пересмотру СИДН, это позволит охватить более 90% выплат в транзитные юрисдикции. По словам же госпожи Паниной, «очень сложно шли переговоры с Нидерландами и очень сложно они идут со Швейцарией, где тоже неизвестно, что будет, вполне возможно, что в одностороннем порядке (придется.— “Ъ” ) денонсировать» (о возможных последствиях см. справку). Затем депутаты приняли проект единогласно.

Как говорит руководитель направления разрешения налоговых споров Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов, «в случае этой юрисдикции речь идет не о налоговых схемах, а о нормальном структурировании крупного международного бизнеса». Решение депутатов он называет «плохими новостями» для инвесторов, «поскольку для бизнеса важна стабильность налоговых условий». По словам же партнера КПМГ в России и СНГ Александра Токарева, государство в состоянии смягчить удар по российскому бизнесу. «Условно российский бизнес в Нидерландах можно разделить на две категории: компании, которые получают доходы из РФ, и голландские субхолдинги, которые выплачивают доходы в РФ,— говорит он.— В отношении первых может несколько смягчить ситуацию включение в НК налоговых льгот, которыми некоторые категории налогоплательщиков смогут воспользоваться применительно к доходам, выплачиваемым из РФ за рубеж. Например, льготная ставка по дивидендам, выплачиваемым в пользу публичных компаний. А вот второй категории придется сложнее: последствия по налогу на доходы у источника выплаты будут возникать в Нидерландах, и для их снижения необходимо наличие СИДН». По его словам, возможно также рассмотреть изменения в НК, например, с возможностью зачета налога, уплаченного за рубежом, даже если у РФ со страной источника дивидендов нет СИДН.

Налоговое будущее российской Швейцарии

В части же прогнозов по соглашениям со Швейцарией, Гонконгом и Сингапуром Александр Токарев из КПМГ ожидает, что страны получат предложения пересогласовать СИДН по кипрскому образцу. Швейцария не так популярна для регистрации холдинговых компаний, но очень востребована для регистрации торговых компаний. «Несмотря на то что для торговых компаний наличие СИДН не является обязательным условием получения торговых доходов, соглашение будет необходимо для уменьшения налоговых последствий при распределении дивидендов от швейцарских "дочек" в пользу российских холдингов,— говорит он.— Гонконг и Сингапур достаточно популярны для регистрации холдинговых компаний группами из Азиатского региона. С точки зрения российского бизнеса холдинговых компаний в данных юрисдикциях немного».

Читайте также: