Деньги банки экономика налоги производство

Опубликовано: 16.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Литвинова С.А. Налогообложение коммерческих банков: особенности и направления развития // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52143 (дата обращения: 23.04.2021).

В современной рыночной экономике банковская система является одним из важных элементов сложившейся структуры экономических взаимоотношений. Тесное переплетение товарного производства с банковской системой исторически обусловлено и постоянно развивалось. В данном взаимодействии банки служат катализатором роста эффективности производства. Основная роль банков в этом процессе – посредническая, поскольку их деятельность в основном направлена на перераспределение капиталов.

Кредитные учреждения являются посредниками в перераспределении капиталов и относятся к группе финансовых посредников. Прежде всего, надо отметить, что банк, как кредитная организация, для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством (ст. 1 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности»)[1]. В конкретном случае – при предоставлении кредита – банк, привлекая денежные средства физических и юридических лиц и затем, размещая их от своего имени и за свой счет (т. е. проводя банковские операции), осуществляет реальную экономическую деятельность, направленную на получение дохода и, соответственно, прибыли, что является основной целью его деятельности.

Поскольку банки являются одним из основных элементов финансовой системы России, они оказывают большое влияние на ее современное развитие.

Особый статус банков обоснован возможностью осуществления посреднических операций между хозяйствующими субъектами. Кроме того, банки являются источником заемных ресурсов для юридических и физических лиц. Предоставление ресурсов, необходимых для осуществления производственного процесса на фоне осуществления посреднических операций, позволяют оптимизировать размещение и потоки денежных средств.

Перечисленные особенности банков как субъекта рыночной экономики свидетельствуют о наличии некоторых исключительных черт в сущности банков как субъектов налогообложения.

Главной особенностью банков во взаимоотношениях с налоговой системой РФ является их неоднородный характер. Банк выступает в качестве:

  • плательщика налогов;
  • посредника между налоговой системой и другими налогоплательщиками;
  • налогового агента, осуществляющего исчисление и удержание налогов и перечисления их в бюджет.

На сегодняшний день можно смело утверждать, что нет систематической методологии по исчислению налоговой нагрузки кредитных организаций.

Развитие системы налогообложения банков должно быть скоординировано и взаимосвязано с развитием иных отраслей. Налоговое законодательство банков на современном этапе является сложным и динамичным. Это является проблемой, так как неоднозначность его требований, норм, правил в результате значительно увеличивает риски, которые впоследствии отражаются на финансовом состоянии банков, и их репутации. Для решения этой проблемы необходимо разработать новые или усовершенствовать действующие методы идентификации, систему формирования налоговой базы, и в целом пересмотра методики налогового учета в России.

Также, недостатком определим полное отсутствие определенности в реализации порядка налогообложения относительно банковского продукта, ведения бухгалтерского учета, так как эти критерии зачастую подталкивают к судебным спорам налоговые органы и банки. Рассматриваемая проблема подразумевает необходимость разработать и применить новые формы, методику налогового администрирования, которые непременно будут учитывать волатильность этих связей.

Необходимо отметить, что методология налогообложения банков и налогового контроля, мониторинг банков и налоговый анализа должны быть взаимосвязаны. Это в результате поспособствовало бы гармонии интересов и банка и налоговых органов России.

Определим проблематику налогообложения банков России с развитием интеграционных процессов.

Основным направлением развития послужит максимальное присутствие иностранных банков, что непосредственно усилит экономическое развитие России, с помощью увеличения делового оборота, его размеров, а соответственно, росту налоговых отчислений. Также наличие иностранных банков повысит уровень конкуренции с ними. Так как конкуренция в настоящее время является основой развития банковского сектора, и необходимостью стабильности к созданию высокого уровня мотивации для роста.

На сегодняшний день основной причиной оптимизации вопросов налогообложения банков России является закономерность совершенствования национальной налоговой системы, а также особая роль налогов в банках.

Помимо этого, перспективы развития налогообложения коммерческих банков России обусловлены современным статусом банков для налоговых правоотношений, тем самым стремлением участников­ налогообложения совершенствовать обращение денежных потоков.

Таким образом, чтобы развивать налогообложение банковской деятельности необходимо:

1. Внести ясность, справедливость, простоту системы налогообложения.

2. Постоянно совершенствовать учетную и контрольную деятельность кредитный учреждений. Проводить мониторинг операций банков, которые могут нести риск или угрозу законодательства.

Эти направления позволят избежать рисковых решений и приведут к урегулированию налоговых споров.

Также целесообразно повысить уровень информатизации налоговых органов в России, тем самым максимально применять возможности Интернет и существующих программ по реализации исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков.

Реализация в полной мере предложенного направления развития налогообложения банков России, предоставит возможность для борьбы с коррупцией, а также наладит систему профессиональной этики специалистов налоговых органов России. Также это будет гораздо удобнее, и обеспечит полный контроль доходов и расходов налогоплательщика.

За последний период времени совершенствование банковской системы связано также с вопросами, фундаментом которых выступают недостатки внутренних ресурсов для обеспечения в полной мере потребностей современной экономики, в связи с эти банки должны постоянно пополнять активы за счет зарубежных банков.

Отметим, что действующая налоговая система, не беря во внимание предложенные нами направления, в малой степени рассматривает привлечение долгосрочных ресурсов, и реализацию их на финансирование экономики страны. Следовательно, банки направляют свою деятельность на краткосрочное кредитование, тем самым снизив интересы экономики.

Предложенные направления развития предопределят повышение и стабилизацию финансового состояния банков, рассмотрение вопроса налоговой базы на величину доходов, это поспособствует росту объемов долгосрочного кредитования, поможет снизить вложение денежных средств банков в спекулятивные операции. Это значительно улучшит прогнозные перспективы в совершенствовании инструментальных аспектов налоговой системы.

Развитие банковского бизнеса в России и налоговой системы – это два взаимодействующих и в тоже время параллельных аспекта. Ведь с помощью совершенствования налогообложения банков можно добиться возможности снизить финансовые недочеты и стабилизировать экономику страны­ в целом.

Для создания эффективных условий развития налогообложения банков России, необходимо совершенствовать систему как изнутри, чтобы повысить уровень ее качества, так и в окружении, тем самым устранить существующие барьеры в банковской системе.

Многолетний анализ совершенствования налогообложения банков России отечественных и зарубежных авторов, позволяет сделать вывод, что в настоящее время необходимо в большей степени ориентироваться на реформирование налоговой системы, на перспективы развития мировой налоговой политики, но при этом беря во внимание опыт и динамику отечественных исследований налогообложения банков России.

Проанализировав налогообложение банков России, отметим, что необходимо систематически дорабатывать законодательные азы банковской и налоговой деятельности, возможно заимствование за рубежом.

Важнейшим звеном модели изменения системы налогообложения коммерческих банков в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, основной целью которой являлось создание совершенно новой национальной инновационно-ориентированной экономики и усиление инвестиционной направленности коммерческих банков, где система налогообложения должна была стимулировать банки вкладывать деньги в приоритетные национальные проекты.

Как показывает анализ инвестиционной деятельностью на сегодняшний день в основном занимаются крупные коммерческие банки, имеющие для этого достаточные ресурсы и возможности. Но и перед некоторыми из них стоит проблема наличия соответствующим образом разработанной технологии, позволяющей до минимума снизить кредитные риски, временные издержки, издержки, связанные с процедурой проведения комплексной экспертизы представленного предприятием проекта и финансового состояния потенциального заемщика.

Рассматривая налоговую политику государства последних лет в области стимулирования инвестиционной деятельности банков можно говорить о том, что исходя из обозначенных долгосрочных целей государства и общемировой тенденции экономики данное воздействие осуществляется косвенно, используется смешанная модель налоговой системы. Такая модель в условиях сравнительной нестабильности экономики России и специфичностью ее развития, наиболее эффективна, так как позволяет быстро корректировать элементы в зависимости от внешних условий. Так, изменяя структуру налоговых баз, процентные ставки и предоставляя льготы, государство стимулирует отдельные виды деятельности коммерческих банков или отдельные операции (например, при общем изменении ставки налога на прибыль воздействие осуществляется на все виды банков, при изменении порядка налогообложения операций с ценными бумагами – только операции банков-участников рынка ценных бумаг). Однако для стимулирования инвестиционной деятельности в целом (не только покупки-продажи ценных бумаг, но и инвестиций в реальный сектор экономики и инвестиций в инновационные проекты) не предусмотрено никаких специальных регуляторов[2].

Анализируя систему налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков, наблюдается тенденция к унифицированию налогообложения банков и организаций, что характеризуется неэффективностью налоговых ставок, множественностью элементов налогооблагаемых баз, ограниченным и жестким режимом льготирования. Самым собираемым налогом с банков остается налог на прибыль, который является абсолютно фискальным и не преследует целей стимулирования конкретных видов деятельности.

Сейчас механизм налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков не предполагает специального режима и базируется на общих нормах налогового законодательства, не смотря на всю свою специфичность. На начальном этапе формирования устойчивых инвестиционных потоков со стороны коммерческих банков, целесообразно было бы ввести пониженную ставку налога на прибыль в том случае, если банк регулярно направляет прибыль не на выплату процентов и увеличение собственного капитала, а на инвестиционную деятельность, кредитование реального сектора экономики, поддержку инновационных проектов. Так как налоги от основной деятельности уплачиваемые коммерческими банками, снижают чистую прибыль неравномерно, необходимо внести ряд поправок в законодательство, которые способствовали бы накоплению определенных банковских доходов[3].

Дальнейшее совершенствование системы налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков должно происходить в рамках «Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года», а именно применение дифференцированных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, изменение состава налоговых баз и механизма формирования резервов (расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль).

В заключение целесообразно отметить, что налогообложение банков России носит поступательный характер, это отражено в повышенной эффективности реального механизма и инструментария налогообложения, которые учитывают специфику и налогового аппарата и банковских учреждений России.

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

§ 6. Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

Налоги – один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов, а также арендные платежи за использование рабов (в Древней Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались в аренду гражданам). В Древнем Риме по́дать (пошлину) собирали с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.

Одним из первых ввёл систему государственных податей царь Дарий – правитель Древней Персии. Все сатрапии должны были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно, что подвластные персидским царям народы платили в общей сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.

В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю товарами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили, а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза) каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном положении. Это заявление – прообраз современной декларации о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие вне Рима, облагались государственными и местными налогами. В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель. Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. – 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.

В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период (до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10–12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если размеры построенного здания превышали установленные); сбор за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина), налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы, налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) – только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).

Во Франции в период правления Филиппа IV (1268–1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги в размере1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая членов Ордена тамплиеров) – 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города – налог с торгового оборота (в виде пошлины «с очага» – 0,33 ливра); итальянские купцы – ломбардийскии налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной Фландрии.

Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно. В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало систематическим начиная с VIII в.

Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый. Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили подати хазарам.

Экономическая сущность налогов. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе гарантии от гильотины.

Налоги выполняют важную социально-экономическую роль. Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению, и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая – их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять условия жизни населения – богатые платят больше, бедные – меньше.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от дохода).

Таблица 2

Фонд Какие выплаты осуществляет фонд
Пенсионный Пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца и др.
Социального страхования Оплата «больничного листа» (пособия по временной нетрудоспособности)
Занятости Пособие по безработице, оплата обучения новой профессии
Обязательного страхования (ОМС) Медицинские услуги, прописанные в особом перечне, например, обслуживание детей в поликлиниках, прививки, профилактические осмотры и др.

Налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо на её отдельных территориальных образованиях (субъектах федерации, муниципалитетах) в порядке, утверждённом налоговым законодательством.

Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

С позиции экономической теории налоговая система представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмены действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров. Всё это будет проявлением определённых направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространёнными направлениями налоговых реформ.

В основе налоговой политики лежат три главных принципа. Она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной. Однако трудно назвать хотя бы одну систему, которая соответствовала бы этим критериям. Нейтральность системы налогообложения проявляется в том, что теоретически налоги носят разумный, логически обоснованный и соразмерный характер.

• фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём состояла историческая необходимость налогов?

2. Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи.

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Какие принципы лежат в основе налоговой политики государства?


В мире на сегодняшний день множество налоговых систем. Главная задача этой статьи – разобраться в особенностях системы уплаты налогов коммерческими банками в России и сопоставить её с системой налогообложения в других странах.

Теоретической и методологической базой данного исследования являются нормативные и законодательные акты, информация о финансовых отчетах консолидированного характера, баланса бухгалтерии и данных, представляемых держателям акций конкретной организации, статьи в экономических и финансовых изданиях России, электронные ресурсы с материалом по данной теме, учебные пособия, материалы и обязательно результаты проведенных исследований. Все это позволит увидеть самую обширную картину того, насколько эффективна система налогообложения коммерческих банков в России.

Рынок банковских услуг сегодня один из ключевых, в специализацию которого входят банки. Банк – это организация, осуществляющая кредитную деятельность, которая имеет аккредитацию на выполнение банковских операций: размещение денежных средств от собственного имени и за свой счет при условии возврата, срочности, платности, ведение и открытие банковских счетов физических и юридических лиц, привлечение валютных средств во вклады юридических и физических лиц [3].

Главное условие, которое необходимо выполнить, чтобы создать рыночное хозяйство – наладить функционирование банковской системы. На банки возложена весьма серьезная роль, при помощи них государство реализует стратегические и тактические цели инвестиционной, инновационной политики, проблемы регулирования доходов населения и внешнеэкономической деятельности.

Самое главное для исправной работы банковской системы – это развитие системы уплаты налогов организаций, которые занимаются кредитными операциями. Прочие организации, занимающиеся кредитными операциями в РФ и банки, сталкиваются с трудностями при налогообложении, во многом имеющие дело с неразрешенностью и противоречивостью некоторых аспектов закона о налогах.

Как правило, банк может выступать в 3 позициях, а именно:

– В качестве самостоятельного налогоплательщика;

– В качестве налогового агента;

– В качестве посредника между государством и налогоплательщиками.

Банк обязуется оплачивать несколько типов налогов местного, регионального и федерального масштаба. Все налоги, уплачиваемые коммерческими банками, указаны в ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1. С вступлением в силу с 05.05.2016 г. изменений во II часть Налогового Кодекса, банки уплачивают налоги и сборы, предусмотренные ст. 13, 14, 15 части I Налогового Кодекса РФ.

Налоги федерального масштаба: НДС, НДФЛ и др., регионального масштаба: имущественный налог, транспортный налог и прочие, местные налоги: земельный налог. Рассмотрим коротко некоторые примеры налогов [4].

1. Налог на прибыль организации. Согласно налоговому законодательству РФ, этот тип налогообложения представляет собой реальную прибыль, которая остается в распоряжении банка после вычета текущих расходов.

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит отметить, что по большей части банковские услуги не облагаются налогом по причине того, что отчасти банковские тарифы не базируются на себестоимости, зато на них прямым образом сказывается уровень рисков и конкуренции.

3. Налог на имущество организаций. Такая система налогообложения применима к банковскому имуществу, как движимому, так и недвижимому, находящемуся в собственности.

4. Земельный налог. Оплата данного налога имеет место быть только тогда, когда здание, в котором располагается офис банка, находится в личной собственности банка.

Банк, являясь плательщиком налогов, в обязательном порядке ведет налоговый учет доходов и расходов, путем занесения перечня сделок и операций в журнал аналитического учета, в строгом соответствии с правилами. Такой вид учета отражает каждую сделку, которую заключил или совершил банк. Сюда относятся: покупка и продажа драгоценных камней и металлов, долговые обещания, операции хозяйственного характера, и прочие банковские операции. В аналитическом учете отражается дата совершения операции, стоимость, количество, качество или же иные показатели, необходимые для данного учета [2].

Отличным примером, для проведения сравнительного анализа банков коммерческой деятельности РФ, служат банки США. Налоговая система Америки разительно отличается от налоговой системы, применяемой в России. К примеру, ставка для банка и для корпораций одинакова. В первую очередь учитывается не добавленная стоимость, не потребительские и даже не производственные налоги, а доход. Рассмотрим схему налогов, которыми облагаются корпорации и на основе полученной информации выявим особенности, которые присущи налоговой системе национального и коммерческого банка.

Система уплаты налогов корпорациями:

1. Определить уровень доходов;

2. От суммы общего дохода отнять доход, который не подлежит налогообложению;

3. Провести налоговые вычеты с целью определения налога на чистый доход по ставке налога.

Наиболее наглядно и четко видно систему налогообложения коммерческих банков на примере уплаты налогов банком ПАО «Росбанк». Росбанк является частью группы Societe Generale – лидирующего универсального европейского банка с более чем 150-летней историей, который на протяжении всего периода своей деятельности демонстрирует способность к росту, противостоянию внешним вызовам и успешной адаптации к изменениям. До недавнего времени, Росбанк являлся открытым акционерным обществом, с принятием нового закона об обществах, произошло переименование в публичное акционерное общество (ПАО).

Данный банк является одним из основных операторов рынка валют в Дальневосточном регионе. Банком производятся валютные операции на внутреннем и мировом валютном рынке. Общая сумма операций конверсии за 2015 год превышает отметку в 2050 миллионов долларов США, сюда же относятся операции по приобретению и реализации валют по клиентским заявкам на общую сумму в 2348 миллионов долларов США, стоит отметить, что данный показатель почти в 3 раза выше, чем в 2013 году [5].

Стоит подчеркнуть, что основные налоги, которые уплачивает банк это:

Налог на прибыль организации;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество организации;

Прочие виды налогов.

Стоит отметить, что банк может уйти от обязанности по ведению раздельного учета НДС, уплаченного поставщикам, при приобретении товаров (работ, услуг), применяя п. 5 ст. 170 НК РФ. В таком случае банк включает в затраты, при исчислении налога на прибыль организаций принимаемые к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом, полученная ими по операциям вся сумма НДС, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Сроки уплаты налога и порядок исчисления:

– Квартал – налоговый период;

– Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого квартала.

– Рассчитывается как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов;

Налогообложение банков производится по налоговой ставке 18 %.

Налогообложение производится по расчетной ставке 18/118 в случаях, если коммерческий банк выступает в качестве налогового агента, при удержании налога.

Коммерческий банк, приобретая на территории Российской Федерации товары (услуги, работы) у иностранных партнеров, не состоящих в качестве налогоплательщиков на учете в налоговых органах, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом, налоговую базу по НДС определяет банк, как сумму дохода зарубежной организации от реализации данных продуктов (услуг, работ).

Также, банк считается налоговым агентом, арендуя у органов гос. власти и управления и органов районного самоуправления федеральные активы, актив субъектов РФ и городской актив. При этом, налоговая основа по НДС ориентируется банком, как сумма арендной платы с учетом налога. Банк должен исчислить, вычесть из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перечислить в бюджет необходимую сумму НДС;

– при реализации имущества, подлежащего учету по цене с учетом уплаченного НДС;

– при получении банком валютных средств в виде авансовых платежей, в счет грядущего предложения, передачи имущественных прав.

База, как налогов, так и сборов рассчитывается как сумма выплат и прочих вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Текущее налогообложение исследуемого банка рассчитывается на основе сумм, ожидаемых возмещений из бюджета или к уплате в бюджет, в отношении налогооблагаемых убытков или прибыли, в предшествующие и текущие периоды.

Российская налоговая система далека от совершенства в собственной законодательной базе. «Пробелами» в Налоговом кодексе злоупотребляет основная масса хозяйствующих субъектов государства. Важна кропотливая проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, тем более в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – задаток финансового благополучия любой страны.

Для достижения данной цели необходимо принять срочные меры. В передовых российских критериях целенаправленно было бы установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. В частности, целенаправленно использовать меньшую ставку налога на выгоду, в случае если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на наращивание денежных средств банка, кредитование реального раздела экономики, становление работы за рубежом.

При оптимизации налогообложения коммерческих банков нужно не только инициировать их на финансирование компаний реального раздела экономики, но и ограничивать их в способностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что роль налоговой регулировки растет в связи с тем, что нужно проводить меры по налоговому стимулированию и сделать конкретные банковские операции неэффективными или же труднореализуемыми [1].

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков посодействует увеличению налоговой прибыли страны. А это в первую очередь, ускорит процесс становления страны и совершенствования экономики.

Подводя итог, можно сделать вывод об особенной роли банков как субъектов налогообложения, специфике как налогов, которые они должны платить, так и их посреднической роли, регламентированной законодательством. Следует заметить, что тема настоящего исследования очень актуальна, особенно в силу меняющегося законодательства в области налогообложения, и требует внимательного и последовательного дальнейшего изучения.

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. - С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

- законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

- поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

- перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

- контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

- стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

- предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

- повышение доходов и уровня качества жизни людей;

- обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

- улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

- развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

- улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

- обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

В этом разделе вы найдете подробно решенные задачи на тему макроэкономической политики (монетарной, фискальной), денежного обращения. Расчет ставки процентов, нормы обязательных резервов, объемов предложения денег, величины денежного мультипликатора, размера налогов и т.п. - в решениях ниже.

Деньги, банки: задачи с решениями

Задача 1. В коммерческом банке имеется депозит в размере 5000 тыс. ден. ед. Норма обязательных резервов – 20%. На какую сумму представляемых ссуд, по меньшей мере, способен увеличить данный депозит, если норма обязательных резервов снизится до 15%.

Задача 2. В банке X имеется депозит 6000 ден. ед. Норма обязательных резервов — 15%. Данный депозит способен увеличить сумму предоставляемых ссуд по меньшей мере на …

Задача 3. Пусть экономика в исходном состоянии находится в т. А (рис. 2.3). Предположим, что в результате проводимой в стране политики понижения курса национальной денежной единицы макроэкономическая ситуация изменилась. Объясните, что произошло в макроэкономике? Докажите это на графической модели.

график макроэкономической ситуации

Задача 4. На модели “AD-AS” долгосрочная кривая Asд представлена, как Y = 4200. Краткосрочная кривая Ask представлена на уровне Р = 12. Кривая AD задана уравнением: Y = 2,5·M/P, причем предложение денег составляет 1680. В результате ценового шока кривая Ask поднялась до уровня Р = 19.
Определите:
а) Каковы координаты точки краткосрочного равновесия, установившегося после шока?
б) На сколько должен увеличить Центральный банк предложение денег, чтобы установить исходный уровень выпуска в экономике?

Задача 5. В таблице представлены следующие данные об экономике России:
Год Рублевые депозиты (D), млрд.руб. Резервные требования коммерческих банков (R), млрд. руб.
2003 19,3 2,7
2004 62,1 10,0
2005 140,0 20,4
2006 184,5 22,3
2007 243,6 27,5
2008 211,6 13,4
Для каждого года рассчитайте норму обязательных резервов rr (в %), величину денежного мультипликатора MPm.

Задача 6. Вы собираетесь дать свои деньги в долг и хотели бы получить реально 5% годовых. Ожидаемый темп инфляции 120%. Какую номинальную ставку процента вы должны назначить?

Задача 7. Трансакционный спрос на деньги равен 400 млрд.долл. Спекулятивный спрос на деньги представлен в таблице:
Ставка процента Спекулятивный спрос на деньги Общий спрос на деньги
14 30
13 50
12 70
11 90
10 110
9 130
8 150
Рассчитать общий спрос на деньги и заполнить таблицу
Предложение денег составляет 510 млрд. долл.
Определить: равновесную ставку процента
Определить величину равновесной ставки процента, если
1) предложение денег выросло до 530 млрд.долл.;
2) сократилось до 450 млрд. долл.

Задача 8. Центральный банк выкупает ценных бумаг на 10 млн долларов: 5 млн. у населения, 5 миллионов у ФКО. Население 1 миллион обналичивает и хранит вне банковской системы, а 4 миллиона вкладывает в банки.
Норма резервирования – 20 %
Рассчитать:
1) чему равняется предложение денег?
2) Какую политику проводит ЦБ: стимулирующую или рестрикционную?

Задача 9. Коммерческий банк имеет 20 тыс. ден.резервов и 100 тыс.ден.ед. на текущих счетах. Резервная норма – 20%. Домохозяйства вкладывают в банк 5 тыс.ден.ед. наличными, которые переводятся в резерв. Определить: а) сколько избыточных резервов у банка; б) чему равен ссудный потенциал банковской системы.

Задача 10. В таблице представлен процесс расширения кредита и роль коммерческих банков в увеличении предложения денег. Заполните таблицу, если известно, что норма обязательных резервов составляет 20 % и все деньги, взятые в кредит, вновь возвращаются в банковскую систему. Чему будет равна в этом случае общая величина создаваемых коммерческими банками денег?

Фискальная политика: задачи с решениями

Задача 11. Функция спроса в экономике описывается формулой С=100 + 0,75Y. С целью поддержки социально уязвимых слоев населения государство повысила государственные расходы на выплату пособий на 300 млн. долл. С целью сохранения сбалансированности государственного бюджета были повышены налоги также на 300 млн. долл.
1) Рассчитать мультипликатор автономных расходов и налоговый мультипликатор.
2) Рассчитать изменение Y в результате увеличения налогов и в результате роста расходов государства
3) Сформулировать положение о мультипликаторе сбалансированного бюджета.

Задача 12. Государственные закупки равны 800, налоговая функция имеет вид Т= 0,6 Y, функция трансфертов F = 0,4 Y, государственный долг D = 2500 при ставке процента R = 0,1. Реальный объем производства равен 4000, а потенциальный 4750. Проанализировать бюджет государства.

Задача 13. ВНП потенциальный составляет 1200 ден. ед. ВНП фактический составляет 800 ден. ед. Предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8.
Что может сделать государство, чтобы вывести экономику на потенциал:
а) используя налоговые поступления (рассчитать)
б) используя государственные закупки (рассчитать).

Задача 14. Известна функция затрат $TC = 0,5Q^2 + 2Q$ и обратная функция спроса $P = 10 - 0,5Q$ монополиста. Государство планирует ввести на данный товар налог (в д.е.) на продажу каждой единицы продукции, обеспечивающий максимум налоговых сборов. Определите величину налоговых поступлений в бюджет.

Читайте также: