Денежные и натуральные налоги повинности неслужилого населения

Опубликовано: 13.05.2024

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Содержание

Тягло в Московской Руси

Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Санкции за уклонение от уплаты тягла

В развитии феодализма в России и странах Европы много общего, но есть и существенные различия. Эти различия проявились и в налогообложении. Причем связи здесь прямые и обратные. Система налогообложения определялась, с одной стороны, властными отношениями, с другой стороны, влияла на развитие общественных отношений. Каковы результаты этого взаимодействия, и какие альтернативы существовали? Рассмотрим этот вопрос на примере становления Московского государства на рубеже XV / XVI вв.

Государство средних веков – это армия плюс налоги. Внешние угрозы требуют мобилизации, для развертывания и содержания армии нужны налоги. Эти факторы сыграли свою роль и в становлении Московского государства. Даннические отношения с Золотой Ордой прошли такой путь: набеги и разорение; сбор дани баскаками и откупщиками; ярлык на великое княжение плюс сбор дани; дань без ярлыка. Начало последнему этапу положил Дмитрий Донской (1359−1389), правление которого знаменует победу Москвы в междоусобной борьбе. После Куликовской битвы дань была уже другая. Выплата дани или, так называемого «выхода», заставляла удельных князей собирать налоги на своей территории, и как-то договариваться между собой. Хотя личные потребности северно-русского князя и его двора, по мнению А.С. Лаппо-Данилевского, удовлетворялись силами и средствами его двора, а не сбором налогов [5, 1]. Тем не менее, появился источник обогащения, а история показывает, что налоги, однажды введенные, редко отменяются. В 1389 г. в договоре между князьями встречается условие: если Бог переменит Орду, то дань идет в собственную казну каждого из договаривающихся князей [6, 14]. Конечно, не налоги явились главным фактором возвышения Москвы, но этому способствовали. Московский князь нес ответственность за сбор и уплату «выхода» Золотой Орде.

Тягло в Московской Руси – это подати, натуральные налоги и повинности неслужилого населения [9, 574]. В удельных княжествах складывается своя система налогообложения. Первоначально преобладала натуральная форма уплаты, к концу XV в. ей на смену приходит денежный оброк. Д.П. Маковский предполагает, «что величина и тип повинностей (оброка) устанавливались писцами, видимо, с учетом «старины», старых повинностей, известной договоренности с крестьянами и степени сопротивления их увеличению оброка» [8, 81]. Члены патриархальных общин, помимо обработки общинных полей, несли и другие повинности трудом для общины, которые были узурпированы государственной властью и феодалами.

Крестьянская среда являла собой пеструю картину. Здесь и свободный хлебопашец, и половники, и бобыли, и другие лица. Крестьян собственников было не так много. В Новгородской земле их называли своеземческими людьми, в Смоленской земле − земцами. Источниками собственности были разработка новых мест и разделы общинных пашен. Количество их постепенно сокращается, в суде было трудно отстоять право собственности. Конфликты возникали часто с монастырями, расширяющими свою деятельность. Чтобы сохранить за собой участок, крестьянину приходилось утверждать, что это земля, хотя и лично им разработанная, или доставшаяся по наследству, является землей Великого князя. (Если он настаивал, что земля его личной собственности, то суд мог склониться в пользу монастыря).

В свое время получила активное обсуждение проблема русской общины. Особенно большой интерес к ней проявляли славянофилы. Существуют разные точки зрения на этот счет. Ряд ученых (Б.Н. Чичерин, В.И. Сергеевич и др.) полагают, что крестьянская община порождена государственной властью исключительно в фискальных целях. П.Н.Милюков также создание сельской общины связывал с податной тяглой организацией, необходимой для уплаты дани [2, 17]. А.С. Лаппо-Данилевский прослеживает трансформацию общины в Северной и Южной Руси. Он показывает, что условия формирования общин были разные, даже на территории Северной Руси процесс шел по-разному. Принципы государственного деления, формы собственности оказали свое влияние на процессы образования и трансформации общин. Для выполнения великокняжеских повинностей, сбора «выхода», мелкие общины объединяли в волости. Объединение земель мелких собственников приобретало также форму складничества. Б.Д. Греков считает, что русская община выполняла фискальные функции, поскольку власть не имела достаточного для сбора налогов аппарата не только в Киевское время, но и в более поздние времена [3, 283].

В земледельческой стране основным прямым налогом является земельный налог. Практика налогообложения пришла к идее и способам реализации земельного кадастра. В России своеобразно был решен этот вопрос – посредством описания земель. Переписи населения в целях обложения его данью практиковались еще в XIII в. Ранние переписи совмещались со сбором дани. Сошное письмо учитывает качеству земель и устанавливает различное давление налогов на категории плательщиков (Табл.1).

Таблица 1 Соотношение разрядов земель по уровню налогообложения (в четвертях пашни)

Разряды поземельных владений

В черных волостях

В монастырских вотчинах

В мирских поместьях и вотчинах,

в дворцовых землях

Источник: Лаппо-Данилевский А.С., 2010. С. 226.

Московская соха – счетная единица, используемая для оценки налогоспособности земель и установления оклада налога. Более высокий уровень налогообложения установлен для черных земель. Власть ослабляет налоговое давление на монастырские и боярские земли, создавая возможность получения дохода феодалом. Неравномерность налогообложения это «родимое пятно» налоговой системы Московской Руси.

Процесс присоединения уделов к Москве меняет назначение переписи. Сохраняется назначение писцовых книг − перепись тяглого населения с целью распределить тягло. Называются также такие функции: освоение вновь присоединенных областей, верстания поместьями служилых людей [1, 12]. В Новгороде, например, первая перепись, совершаемая великокняжескими писцами, была проведена в 1476−1478 гг. После 1478 г. часть государственных оброчных земель раздавались в поместья, часть снова была конфискована. С середины 1490-х проводится новая, генеральная перепись, которая продолжалась 10 лет. Новое письмо учитывало не только дворы и обжи, в которые были положены деревни и волости-владения. В книгах указывается количество высеваемых каждым двором коробей ржи, сенокосных угодий, размеры доходов феодалов. Население обычно старается скрыть информацию об объектах налогообложения, но писцовые книги были не только кадастровыми документами, а фиксировали объем земледельческих прав и доходы, которые были обязаны вносить крестьяне помещику. Поэтому, помещики, как правило, не были заинтересованы в сокрытии объектов налогообложения [1, 16].

Первоначальное оформление система условного землевладения получила в Новгородской и Псковской землях. Поместная система возникла из обычаев, существовавших еще в уделах. Первое упоминание о «служилом землепользовании» находится в духовной грамоте Ивана Калиты (ок. 1328 г.). Великий князь не спешит предоставлять землю в собственность дворянам, оставляет за собой рычаг управления. В Литовско- Русском княжестве дворяне-шляхта получили многие привилегии и освобождения от налогов. Русский царь крепостное право не ввел, но союз был заключен. Дворяне-помещики получили освобождение от налогов в обмен на утрату личных свобод и звание слуг царских. Пока политика Московской власти выгодно отличается от зарубежной практики. Эта политика близка к той, которую проводила Византия в восьмом веке. В то время в Византии были проведены ряд реформ под флагом иконоборчества, земли монастырей с их привилегиями передавались сельским общинам, которые своими налогами создали источник, позволивший содержать армию. Земли не могли отчуждаться. Феодалы наделяются землей на условиях несения военной службы. В результате Лев III создал армию, способную противостоять арабской коннице. Но сама система наделения служилых людей землей появилась впервые, видимо, в государстве Франков, в VII веке. Дружинники короля получали землю в полную наследственную собственность (аллоды или жребий), но это истощало земельный фонд. Поэтому часть земель король стал передавать в виде бенефициев тем, кто принимал на себя обязанность постоянной придворной и военной службы. Бенефициары стали делать нечто подобное в своих владениях. Возникла так называемая ленная система [4, 68].

В России округа кормленщиков никогда не становились их земельною собственностью, а державное право, пожалованное привилегированным вотчинникам, никогда не присваивались ими наследственно, указывает В.О. Ключевский. Вольный слуга удельных веков искал опоры своей вольности в договоре на время, в сохранении права отъехать на службу в другой удел. С другой стороны, Московский князь, чтобы привлечь слуг, в договор включает формулу: «а боярам и слугам вольным воля» [8. 61]. В России возникли отношения, которые являются не сходными с феодальными порядками Западной Европы, а, по выражению В.О.Ключевского, «параллельными». Не доставало двух основных феодальных черт: 1) соединения служебных отношений с поземельными, 2) наследственности тех и других [5, 237]. Помещик за свою службу получал доход-оброк. Этот доход-оброк напоминает жалование Киевским князем своих бояр правом брать дань. К.Маркс эту практику называет «вассалитетом без ленов, или ленами, состоящими только из дани» [8. 65].

Оклад помещика зависел от чина (выбор, городовые и др.). Люди высших чинов, бояре, окольничие и думные дворяне получали от 800 до 2000 четвертей. Какова финансовая нагрузка на помещика? Понятно, что дворяне, обязанные военной службой, рискуют своей жизнью, а человеческая жизнь не имеет выражения в деньгах, вопрос касается именно экономической стороны дела. Согласно Уложению о службе (1556 г.) один вооруженный всадник выставлялся со 100 четвертей земли. Стоимость боевого коня в конце XV в. составляла 3−4 московских рубля, стоимость доспехов − 3 московских рубля. Доход помещика, как показывают расчеты по Новгородской земле, с такого участка составляет в среднем 12 московских рублей [1, 336]. Значит, выполнение обязанности военной службы составляет около половины доходов помещика. Каково положение крестьянства? Оказывается, оно различалось по видам земель. В Табл.2 приведены результаты исследования положения крестьян близ Великого Новгорода. Из графы 4 Табл.2 следует, что только дворы с посевом 2,5 коробьи и выше могли собранным зерном прокормить своих едоков и рабочий скот (в части зерновых продуктов).

Таблица 2 Уровень налогообложения крестьян поместных и оброчных земель Деревской пятины в начале XVI в. (в деньгах новгородских)

Посевы на двор (в коро- бьях ржи)

Чистый зерновой доход

Расходы зерна в хозяйстве

Остаток зер-на до уплаты податей

Остаток зерна после всех платежей в :

Источник : Аграрная история Северо-запада России. Л., «Наука», 1971.

При меньших посевах, а это 40% дворов помещичьих крестьян, не хватало даже на хозяйственные нужды. На оброчных землях уже при посеве в три коробьи своего зерна хватала и на пищу, и на платежи (гр. 6 Табл.2). На поместных землях для этого требовалось высевать 5 и более коробьи (гр. 5 Табл.2). Коробьи соответствовали примерно 7 пудам ржи. Поскольку на десятину (1.09 га) высевалось 2 четверти ржи (по 3,5 пуда в четверти), то принято считать, что 1 коробья ржи высевалась на целой десятине [1, 29]. Сравнение экономического положения крестьянина и помещика позволяет говорить о «ножницах» доходов, недостатке доходов у крестьянина и достаточности доходов у помещика. В то же время дополнительная нагрузка на помещичьих крестьян в виде оброка такова, что получаемого дохода недостаточно для нормального воспроизводства факторов производства. Но дело не только в его экономической стороне. С.Ф.Платонов указывает, что во времена Ивана IV Грозного существовало различие между Севером и Югом. Общины Севера оставались самостоятельными и сохраняли непосредственные отношения к правительству через выборных представителей власти. С.Ф. Платонов пишет о том, что поместная система предпочитает интересы служилого человека, жившего чужим трудом, интересам тяглого работника. Такого порабощения не было на Севере, где земли принадлежали тяглому миру [10, 247]. На Севере сохранились черные земли, были и крестьяне собственники.

Напрашивается вывод, что эти обычаи надо было сохранять и развивать. На практике произошло обратное. Царь Иван IV Грозный (1533−1584) действовал в обычаях удельного князя, направив свой удар против князей удельных. Межи мелкопоместных владений дробили волость, прежде единую, на множество частных разобщенных хозяйств, и старое тягловое устройство исчезло. Если раньше приходцы заключали договор со «старожильцами», то теперь – непосредственно с помещиком. Помещики получили право облагать крестьян сборами и повинностями в свою пользу, кроме того, он был обязан собирать с них государевы подати [10, 235]. Грозный открыл дорогу к крепостному праву. Результатом правления Ивана IV Грозного стал экономический кризис, причиной экономического кризиса было разрушение привычных связей в крестьянском мире, запустение во многих областях, этому способствовало и неравномерность налогообложения. Переход земель из рук в руки, переселение крестьян на новые земли, разрушение общин и т.д. привели к разрухе. Вот характерный пример. Правительственная комиссия искала причины запустения в Новгородской земле в 1564 – 1571 гг. Всего было обследовано 1295 хозяйств. Было обнаружено, что почти половина причин – это причины, порождаемые, так или иначе, самим государственным управлением: 33,4% − «от царских податей», 7,6% − «от немца запустение», 3,4% − от опричнины. Другими причинами назывались такие, как голод, мор, неплодородие земли, «одолжали» разбежались, «ушли в монастыри». При этом следует отметить, что из 1296 запустевших дворов 941 (73%) относятся к черным дворам [8, 156].

Иван IV Грозный, разрушив экономику, не решил проблему земельного фонда. В планах Ивана III (1462−1505) было проведение секуляризации монастырских земель, но он встретил мощное сопротивление со стороны иосифлян. Сам Великий князь симпатизировал нестяжателям, но «молча отступил». Секуляризация церковных земель была проведенная много позже, в 1764 г. в правление Екатерине II Великой (1762−1796) , но она не имела того эффекта, который мог быть получен ранее. Данное мероприятие должен был проводить Иван IV Грозный вместо того, чтобы, как он изволил выразиться, «перебирать людишек». Секуляризация монастырских (не всех церковных) земель могла быть успешной на фоне развернувшегося движения Реформации в Европе. В реальной жизни податные льготы (тарханы) в церковных вотчинах были отменены только в 1584 г. Между тем, две пятых (37%) пашенной земли вокруг Москвы принадлежало духовенству. Из оставшихся трех пятых хозяйство поддерживалось только на одной трети части (23%), остальные же (40%) было «запустошено служилыми владельцами» [10, 239].

Споры историков о специфике русской общины создают картину разнообразия форм организации общественной жизни. Были и общины, и хутора, были свободные хлебопашцы, имевшие и не имевшие в личной собственности земли, были крупные земельные собственники и в Киевской Руси, и в удельной России. Такое исходное разнообразие форм собственности создает возможность разнообразия форм общественной жизни в будущем.

Правительство знало о том, что распределение тягла может осуществляться на других принципах, принципах всеобщности. В Московской Руси процесс окняжения земель привел к государственной собственности на землю. Это создавало основу самобытного исторического пути Руси, общества свободных людей. Эта важная особенность русского общества на тот момент, свобода воли была присуща и хлебопашескому населению, и боярином, и служивым людям. Лаппо-Данилевский отмечает, что народные переписи, проводимые в Московском государстве в ХV и до второй половины ХVII вв. «едва ли имели равные им правительственные предприятия в Западной Европе за тот же период времени» [5, 214]. Перепись была нужна на первоначальном этапе, но потом нужно было переходить не к подворной подати, а к налогообложению чистого дохода от земли на основе земельного кадастра, что будет сделано спустя два столетия.

Наделение служилого человека землей не только решает проблему выплаты дохода, но и является инструментом государственного регулирования экономики. Это регулирование было начато в правильном направлении. Однако на каком-то этапе произошел поворот к сословному обществу и закабалению одних слоев населения другим. Свобода была утрачена. Принцип государственной собственности на землю был нарушен, возможность создания смешанной экономики также была утрачена. Земля в собственность помещикам была передана в эпоху после Петра I.

Получив право самим взимать оброк, некоторые помещики его увеличили, изменили форму, но долгое время оброк/доход, как показывает Д.П.Маковский, взимался по писцовым книгам. Барщина пришла не сразу, так что путь к крепостному праву не был запрограммирован. Первоначально многие помещики получали доход по писцовым книгам. Это период порядка 80 лет, с 80-х гг. XV в. до 60-х гг. XVI в. [8, 63]. Даже в 1571/1572 гг. в обыскных книгах часто встречается запись: «а доход с тех обж хлебной и денежный и всякий мелкий доход по писцовым книгам». Поэтому иной путь развития общества реально был возможен.

1. Аграрная история Северо-запада России. Вторая половина XV− начала XVI в. Руководитель авторского коллектива Шапиро А.Л. – Л., Наука, 1871. 400 с.

2. Александров В.А. Сельская община в России (XVII−начало XIX в.). − М., Издательство «Наука», 1976. 322 с.

3. Греков Б.Д. Помещичье хозяйство в XIV − XVI вв. М., 1954.

4. Егер Оскар. Всемирная история в четырех томах. Т.2. Средние века. – СПб.: «Издательство АСТ». 2000. 692 с.

5. Ключевский В.О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. – М.: Издательство «АЛБФА- КНИГА», 2011. 1197 с.

6. Лаппо-Данилевский А.С. Организация прямого обложения в Мочковском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований. Издание 2. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 568 с.

7. Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков. – СПб.: Питер, 2003. 283 с.

8. Маковский Д.П. Развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве Русского государства в XVI в. – Смоленск, Издательство СПИ, 1960 240 с.

9. Ожегос С.И. Словарь русского языка: около 53 000 слов / Под ред. Л.И. Скворцова – 24 издание, -- М.: Оникс, 2007. 640 с.

10. Платонов С.И. Сочинения в 2-х томах // СПб, 1993. ИНТФ «Стройлеспечать», 736 с.

Найдено определений: 33 тягло
тягло

1. Государственные повинности крестьян и посадских людей (в Российском государстве в XV - начале XVIII в.).

2. Крепостная повинность (барщина или оброк), взимавшаяся с трудоспособных членов крестьянской семьи.

1. Семья (муж и жена), а также определённое количество трудоспособных лиц в крепостной крестьянской семье как единица при развёрстке барщины, оброка и государственного обложения (в крепостническом хозяйстве Российского государства в XVIII - XIX вв.).

2. Участок земли, обрабатываемый такой единицей.

Рабочий скот как средство тяги [тяга II 2.] в сельском хозяйстве.

тя́гла-тягла́, мн. тя́гла, тя́гол, тя́глам, ср.

1. Государственное прямое обложение, существовавшее для неслужилого населения, крестьян и посадских, в Московском государстве и включавшее в себя, кроме податей, также и натуральные налоги и повинности (истор.).

|| Норма обложения, подать, взимавшаяся с единицы обложения (см. 2 и 3 знач.; истор.). Платить два тягла.

2. Группа хозяйств, земледельческих или промысловых, принимавшаяся за единицу при разверстке государственного обложения (истор.).

3. Семья (муж и жена), а также определенное количество трудоспособных лиц в крепостной крестьянской семье как единица при разверстке барщины и оброка, а также государственного обложения (истор.). «Сколько у кого тягол в семье, столько тот и земли берет.» Салтыков-Щедрин.

4. Крепостная повинность - барщина, оброк, взимавшиеся с такой единицы (истор.). «Тягло с него (старика) снимут.» Салтыков-Щедрин. «Жили в ней (избе), плодилися и правили тягло.» Некрасов. «Посадили на тягло.» Некрасов.

5. Участок земли. обрабатывавшийся такой единицей (см. 2 и 3 знач.; истор.). Работать на двух тяглах.

6. только ед., собир. Тяглый скот (обл., с.-х.). Тракторы и живое тягло.

ТЯ́ГЛО, -а, ср. Рабочий скот, животные для тяги, перевозки чего-н.

| прил. тягловый, -ая, -ое. Тягловая сила.

II. ТЯ́ГЛО, -а, мн. тягла, -гол и тягл, -глам, ср.

1. В Русском государстве до 18 в.: денежные и натуральные налоги, повинности неслужилого населения.

2. При крепостном праве: группа хозяйств или трудоспособных людей из одной семьи как единица государственного обложения, а также обложения барщиной, оброком.

3. Крепостная повинность оброк или барщина, выполняемые такой группой.

4. Участок земли, обрабатываемый такой группой.

| прил. тягловый, -ая, -ое (к 3 и 4 знач.) и тяглый, -ая, -ое. Тяглые крестьяне. Тягловое хозяйство. Т. участок.

ТЯ́ГЛО, -а, cр, Собир.

Животные, обычно крупный рогатый скот - домашние парнокопытные жвачные млекопитающие, используемые для тяги, перевозки чего-л.

Старики и бабы запрягали всё имевшееся в хозяйстве тягло, валили на арбы сундуки, утварь, хлеб, детишек (Шол.).

ТЯ́ГЛО -а; мн. род. -гол, дат. -глам; ср.

1. В России 15 - 18 вв.: государственные повинности крестьян и посадских людей. Посадское т. Тянуть т. (работать на господина).

2. В России 18 - 19 вв.: повинность (барщина или оброк), взимавшаяся с трудоспособных членов крестьянской семьи. Нести, тянуть рабочее т. (выполнять оброк, барщину). Мирское т. (повинность, отбываемая всем миром - общиной, селом и т.п.). Его посадили на т. уже в девятнадцать лет (обложили оброком, крепостной повинностью). // В России 18 - 19 вв.: единица обложения в крепостном хозяйстве (семья и т.п.). Двадцать рублей с тягла. Образовалось новое т. Несколько тягол отправились пахать. // Участок земли, обрабатываемый такой единицей. Четыре тягла пашни.

3. собир. Средства, используемые для тяги, перевозки чего-л. Тягла на селе не хватает: лошадей мало, тракторов тоже. Конное т. Механическое т.

◁ Тя́гловый, -ая, -ое. Т. крестьянин. Т-ое хозяйство. Т. скот. Т-ая сила. Тя́глый, -ая, -ое (1-2 зн.). Т-ые крестьяне.

тя́гло - в России в XV - начале XVIII вв. система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей. После введения подушной подати в 1724 термин «тягло» заменён словом «подать». До 1861 единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков.

ТЯГЛО - ТЯ́ГЛО, система денежных и натуральных государственных повинностей тяглых крестьян и посадских людей в Русском государстве 15 - начале 18 веков. В 15 веке основная окладная единица тяглого населения называлась сохой (см. СОХА (податная единица)). Помимо прямых налогов, крестьяне и посадские люди исполняли другие тяглые повинности, нередко переводившиеся в деньги. В 17 веке наиболее тяжелыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб или стрелецкие деньги, ямские, данные и оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: главные прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог - стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения подушной подати был заменен словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения крестьян в пользу государства или помещика в 18-19 веках. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

ТЯГЛО - в Русском государстве 15 - нач. 18 вв. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей; в 18-19 вв. единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков.

-а и тягло́, -а́, род. мн. -гол, дат. -глам, ср.

Государственные повинности крестьян и посадских людей в Русском государстве 15-18 вв.

- Посадские от беспощадного тягла бегут, кто в уезды, кто в дикую степь. А. Н. Толстой, Петр Первый.

Единица обложения внутри помещичьего владения в крепостническом хозяйстве 18-19 вв.

Я назначил всего пятнадцать [рублей] с семейства - с тягла, как там называют. Григорович, Пахатник и бархатник.

Крепостная повинность - барщина, оброк, взимаемые с такой единицы.

Попросился он у старого пана на тягло и захотел жениться. Короленко, «Лес шумит».

Участок земли, обрабатываемый такой единицей.

Ты овсеца бы Савраске дала, - В лето один он управил, сердечный, Пашни четыре тягла. Н. Некрасов, С работы.

Рабочий скот, животные для тяги, перевозки чего-л.

В селе насчитывалось всего шесть заморенных страдой лошадей и две пары старых быков. Тягла не хватало даже для подвоза снопов, лущевки стерни и прочих неотложных работ. Поповкин, Семья Рубанюк.

ТЯ́ГЛО - система ден. и натур, гос. повинностей крестьян и посадских людей в Рус. гос-ве 15 - нач. 18 в. Осн. окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли др. тяглые повинности, нередко переводившиеся в деньги. В 17 в. наиб. тяж. налогами являлись т. н. стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные и оброчные деньги. В 1679 система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог - стрелецкую подать. Термин "Т." после введения в 1724 подушной подати был заменен словом "подать", но употреблялся как усл. единица обложения в 18-19 вв. После крест. реформы 1861 термин "Т." исчезает.

ТЯГЛО, в Русском государстве 15 - начала 18 вв. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей. В 18 - 19 вв. единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков.

тя́гло, -а и тягло́, -а́, мн. ч. тя́гла, тягл и тя́гол, тя́гла́м

тя́гло, -а; мн. тя́гла, тягл и тя́гол, тя́глам

тя́гло, род. тя́гла и устаревающее тягло́, род. тягла́; мн. тя́гла (неправильно тя́глы), род. тя́гол и тягл, дат. тя́глам.

1. тя́гло, тя́гла, тя́гла, тя́гл, тя́глу, тя́глам, тя́гло, тя́гла, тя́глом, тя́глами, тя́гле, тя́глах

2. тя́гло, тя́гла, тя́гла, тя́гол, тя́глу, тя́глам, тя́гло, тя́гла, тя́глом, тя́глами, тя́гле, тя́глах

  • Что такое повинности крепостных крестьян
    • Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства
  • Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке
  • Какие повинности несли крестьяне в пользу господина
  • Барщина
  • Оброк
  • Церковная десятина
  • Рекрутская повинность

Что такое повинности крепостных крестьян

Повинности крестьян — это обязанности крестьян по отношению к их хозяину — помещику или государству.

Крепостное право на Руси существовало на протяжении нескольких сотен лет. Помещики и государство имели право распоряжаться личностью, трудом, имуществом крепостных крестьян. Зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства или господ и были прикреплены к земле феодала.

Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости. Выделяли следующие виды феодально-зависимых людей:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Государственные крестьяне имели право менять место жительства и даже переходить в другие сословия. Все повинности и налоги они платили государству.
  2. Для помещиков крепостные были полной собственностью. Они обладали правами продажи, дарения, заклада, завещания, обмена на людей. Подневольные люди могли быть сосланы на каторгу, избиты без суда, просто по приказу хозяина, проданы в рекруты. Имуществом зависимых также полностью распоряжался барин.
  3. Экономические крестьяне появились после того, как церковные земли были секуляризированы и переведены в ведомство коллегии экономии. Эта категория крепостных не переселялась насильно в иные регионы, но несла рекрутские повинности и зависела от государства. После ликвидации коллегии экономические крестьяне стали государственными.
  4. Посессионные крестьяне были приписаны к промышленным предприятиям (мануфактурам) и работали в основном там. Их нельзя было переводить в сельскохозяйственную отрасль и отправлять в рекруты.
  5. Дворцовые крепостные (они же удельные) находились в подчинении императорской семьи. Основной их обязанностью была уплата оброка в пользу государя.

Так или иначе, крепостные крестьяне выполняли барщину, платили оброк, подушную подать, несли различные повинности:

  • рекрутскую;
  • дорожную;
  • постойную;
  • подводную и др.

Характер повинностей различался от принадлежности крестьян и требований помещиков.

Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства

Крепостные люди платили в пользу государства подушную подать и ряд установленных налогов.

Другие обязанности накладывались в пользу государства в основном на государственных крестьян. Подневольные иной принадлежности несли повинности своим хозяевам (помещикам, владельцам мануфактур, императорской семье).

Государство предоставляло крепостным земельные наделы. За пользование землей они должны были платить подати и сборы, денежный и натуральный оброк, вносить средства на нужды земств. Государственные крестьяне имели право выкупа земельного участка, право выбора занятий: помимо земледелия могли заниматься изготовлением и продажей ремесленных изделий, извозом и другими занятиями.

Обязанности в пользу государства различались в разных регионах России. Например, на плодородных землях крепостные подолгу работали на пашне, в неплодородных районах платили денежный оброк или оброк хлебом, в северных и таежных — оброк пушниной.

В любом случае, за пользование государственными землями подневольное население исполняло условленные обязанности в пользу собственника — государства.

Поборами государство облагало и ремесла, которыми занимались на селе. Отдельными сборами облагались:

  • мельницы;
  • мыловарни;
  • кузницы;
  • кожевенные мастерские;
  • рыбные промыслы.

Усиленные сборы приходились на сборы средств для служилых людей, в частности обеспечение их экипировкой и полное содержание, зарплату местным властям, охрану слободских въездов.

В годы, когда Россия вела активную внешнюю политику и вступала в военные действия, размер налогов и подушной подати в пользу государства увеличивался. Казну необходимо было пополнять, а делать это с помощью налогов было быстрее и удобнее.Нередко люди поднимали бунты и локальные восстания, выражали недовольство повышением налогов и сборов, но эти выступления всегда подавлялись властями жестоко и кроваво. Для усмирения населения в некоторые районы вводились военные части.

Существовал и общественный сбор, средства от которого тратились на ремонт дорог, содержание сельских и волостных управ, оплату срочных расходов.

В пользу государства крестьяне несли и такие повинности, как несение караулов, сопровождение ссыльных, ремонт дорог и мостов, предоставление жилья служащим, содержание лошадей и гоньба.

Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке

За право пользования землей крепостные должны были выполнять определенные обязанности. В первую очередь подневольный народ работал на господской пашне бесплатно, используя собственные орудия труда. Люди пахали землю, засеивали семенами, ухаживали за всходами, собирали урожай.

В лугах косили траву и работали на заготовке сена. Помещики могли заставить принадлежащих им людей рыбачить, заниматься собирательством, охотой, полностью отдавая добытое. Нередко труд подневольных применялся в строительстве, ремонте.

Отношение к крестьянам как к бесплатной рабочей силе было развито в большинстве регионов.

У представителей сословия формально был выбор — отработать определенное количество времени, отдать часть выращенных продуктов или деньги. Господину было удобнее получить вознаграждение деньгами, но у крестьян такой возможности чаще всего не было. Поэтому нередко они отдавали выращенные сельскохозяйственные продукты, хоть и не лучшего качества.

Нередко помещик заставлял крепостных работать на своей земле постоянно, не давая возможности и времени обрабатывать собственную. При этом часть урожая подневольный человек все равно был обязан отдать хозяину.

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина

В пользу господ крепостные крестьяне несли любые повинности, установленные хозяевами. Самыми обычными были отработка барщины и уплата оброка, самыми нелепыми — оплата за дым, сбор со двора. Помещик по умолчанию был и владельцем всего имущества, принадлежавшего крестьянину. В любое время он мог забрать все, что потребуется, себе, без спроса и разрешения крепостных и членов их семей.

Одним из обычаев, который крепостные крестьяне в числе многих относили к дурным, был обычай на «право первой ночи». Женщина, выходившая замуж, первую брачную ночь проводила с барином, а не с мужем.

К концу XVIII века крепостные крестьяне перешли в полную собственность господ. Закон предписывал помещикам помогать крепостным в тяжелое время, но происходило такое крайне редко. Помещики могли поощрять только крестьян, занимавшихся какой-либо деятельностью, приносящей деньги. Ведь чем больше крепостной крестьянин заработает, тем больше доход будет и у помещика.

Барщина

Барщина — даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего с личным инвентарем в хозяйстве земельного собственника.

Барщина является основным видом феодальной повинности, возникшим в XVI веке. В основе барщины лежит труд крепостного крестьянина на земельном наделе господина. Право определять количество времени, отведенное на отработку, принадлежало помещику.

Первоначально барщина являлась добровольной повинностью, крестьянин мог отказаться от ее выполнения. За использование помещичьей земли крестьянин мог отдать часть выращенного урожая.

Со временем крепостнические устои становились сильнее, помещики уже самостоятельно распоряжались подневольным людьми, их временем, трудом и имуществом. Соборное Уложение ввело бессрочный розыск беглых крепостных крестьян. Этим крестьяне были окончательно прикреплены к помещичьим землям.

В XVIII веке не было закона, устанавливающего срок барщины, поэтому крепостные люди работают на помещичьих землях почти постоянно, не имея возможности обрабатывать собственные угодья. Таким образом, положение представителей данного сословия в XVIII веке становится все хуже. Лишь изданный Павлом I в 1797 году манифест о 3-дневной барщине ввел ограничение на использование помещиками крестьянского труда и запрет на работу в воскресенье.

После публикации указа об отмене крепостного права (1861 г.) барщина оставалась повинностью для временнообязанных крестьян, но срок ее должен был определяться договором между помещиком и принадлежащим ему человеком. Господин мог продлить или сократить срок по своему усмотрению.

Некоторые помещики разрешали крестьянам выбирать между барщиной и уплатой денежного оброка. Это было выгодно обеим сторонам, так как отдать часть продуктов или деньги было проще, чем работать на пашне или в лугах продолжительное время.

Барщина имела двоякое значение. Помещику было выгодно использовать бесплатную рабочую силу на своих угодьях, но было невыгодно кормить крестьян в дни отработки. Кроме того, крестьяне не всегда добросовестно относились к работе, трудились вполсилы, так как вовсе не были заинтересованы в этом.

Оброк

Оброк является особым видом повинности крепостных крестьян, при котором помещику отдается часть денег или продукты. На размер оброка влиял размер земельного надела крестьян, но по факту все определял землевладелец.

Оброк выплачивался как по сроку, так и по требованию. Например, помещик мог спросить в качестве оброка продукты к праздникам (хлеб, яйца, молоко), часть урожая (пятый сноп, пятое ведро ягод, пятый пуд зерна или другого продукта и т.д.). Такие ситуации растягивались по времени, так как помещик не позволял убрать урожай, пока не осмотрит его и не посчитает. Нередко помещик затягивал выбор, тогда развивался худший для крестьян сценарий. Непогода в это время губила выращенное, и крестьянин, отдав помещику лучшие продукты из оброка, оставался ни с чем.

Решить, чем и когда крестьянин будет платить оброк, мог только помещик. Помимо натурального и денежного сбора, он мог обложить крестьян сборами с дыма, двора. Определение размера оброка составлялось феодалом.

Церковная десятина

Крепостные крестьяне также несли повинность в пользу церкви — десятую часть урожая отдавали в приход. Взнос имел название «церковная десятина» и должен был направляться на строительство, содержание церквей, приходов, покрывать расходы духовенства. Натуральные продукты, уплачиваемые в качестве десятины, шли напрямую духовенству.

Сбор церковной десятины был в ведении «десятильников» — специально назначаемых для этих должностных лиц при храмах и приходах. Со временем часть обязанностей десятильника были переданы десятским священникам.

Рекрутская повинность

Помимо натуральных повинностей и оброка, крестьяне несли повинность рекрутскую. Мужчины в возрасте от 20 до 35 лет призывались в рекруты и составляли костяк российской армии. Термин «рекрут» узаконен в России в 1705 году.

Первоначально в рекруты забирали пожизненно, затем срок службы сократили до 25 лет, а в 1804 году — до 20 лет. Дальнейшие изменения в сроках службы рекрутов произошли с вступлением на трон Александра II.

Рекруты переходили в военное сословие, далее обязанность служить передавалась по наследству. Отработка рекрутской повинности зачастую являлась единственной возможностью выйти из крепостного состояния. Люди, вышедшие в отставку, получали право владения наделами, землей либо могли стать членом какого-либо податного сословия. По данным первой половины XIX века свободу путем отбывания рекрутской повинности получило больше крепостных, чем получивших иными путями.

Отставные рекруты нанимались сторожами, надзирателями, дворниками на участок, швейцарами. Рекрутская повинность была отменена в 1874 году. Сам термин «рекрут» был упразднен и заменен на «новобранец».

Историко-генеалогический словарь-справочник


НАЛОГИ, СБОРЫ, ПОДАТИ


Барщина — даровой принудительный труд крестьян в пользу помещика в период крепостного права.

Дань — плата, которую побежденный народ платил победителю в Древней Руси; натуральный или денежный побор с покоренного населения.

Двор — крестьянских дом (хозяйство) со всеми пристройками и службами, как единица учета.

Издольщина — земельная аренда, при которой плата за землю вносится натурой (определённой долей урожая).

Испольщина — вид издольщины, при которой аренда собственнику земли уплачивается не деньгами, а половиной урожая.

Мыт
1) в Древней Руси (поначалу) место остановки возов и лодок;
2) в Древней Руси (позднее) устанавливаемая государством пошлина на провоз товара и прогон скота через заставы. Иногда государство давало право взимать мыт также частным лицам или духовным заведениям.

Оброк — ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками.

Оброк мог быть продуктовым и денежным. После 1861 года барщина и продуктовый оброк, существовавшие наряду с денежным оброком, были заменены денежным оброком.

Отработки — в конце XIX — начале ХХ века в России работа крестьян на земле помещика в качестве натуральной платы (трудом и орудиями труда) за арендованную у него землю, за взятые ссуды, за потравы.

Подать — денежный налог с зависимого (податного) населения до середины XIX века.

Подворное обложение — в России в XVII — начале XVIII века система налогообложения, при которой единицей налогового учёта являлся двор (хозяйство, семья).

Система подворного обложения заменила систему посошного обложения.

Подымщина — в России в XVI — XVIII веках система налогообложения, при которой единицей налогового учета являлся дым (хозяйство, дом).

Подушная подать — в России с 1724 года по 1880-е — 1890-е годы система налогообложения, при которой единицей налогового учёта являлся человек податного сословия мужского пола, вне зависимости от возраста.

Система подушного обложения заменила систему подворного обложения.

Посоха — в России в XVI — XVII веках обязанность тяглого населения поставлять посошных людей (рекрут) на посошную службу (военная служба, на которую набирали людей по принципу «от сохи»).

Посошное обложение — в России в XVI — XVII веках система налогообложения, при которой единицей налогового учета являлась соха.

Пошлина — денежный сбор государства с товаров или операций.

Продналог — натуральный продовольственный налог, введённый в 1921 году в отмену продразвёрстки и заменённый впоследствии единым сельскохозяйственным налогом.

Продразвёрстка — система продовольственных заготовок в период военного коммунизма (1918 — 1921 годы), когда у крестьян, кроме бедноты, производилось принудительное изъятие излишков сельскохозяйственной продукции.

Рало — в Древней Руси до XIV века пахотное орудие типа плуга, единица обложения данью отдельного крестьянского хозяйства.

Тягло –
1) государственное прямое обложение, существовавшее для неслужилого населения, крестьян и посадских, в Московском государстве и включавшее в себя, кроме податей, также и натуральные налоги и повинности;
2) группа хозяйств, земледельческих или промысловых, принимавшаяся за единицу при развёрстке государственного обложения;
3) семья (муж и жена), а также определённое количество трудоспособных лиц в крепостной крестьянской семье как единица при разверстке барщины и оброка, а также государственного обложения;
4) крепостная повинность — барщина, оброк, взимавшиеся с такой единицы (тягла);
5) участок земли, обрабатывавшийся такой единицей (тяглом);
6) совокупность финансовых повинностей, лежавших на крестьянской и посадской тяглой общине, при этом за рабочую единицу принималась семейная пара — муж и жена.

Целовальник — казённая должность по надзору за поступлениями в казну и за населением, при вступлении в которую требовалось дать присягу и поцеловать крест.

Должность существовала с 1497 года по 1754 год. В 1754 году, когда ликвидировали внутренние таможни, остались кабацкие целовальники (продавцы вина), и это название оставалось в обиходе до начала ХХ века.

Ясак — дань у монгольских и тюркских племен уплачиваемая натурой — пушниной или скотом.

Читайте также: