Декларация по налогу на прибыль 2021 изменения

Опубликовано: 22.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2021 г. N СД-4-3/1669 “О заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций”

Федеральная налоговая служба в связи с письмом Управления ФНС России о порядке заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения и применяющей налоговую ставку, пониженную законом субъекта Российской Федерации, при исчислении налога, подлежащего зачислению в бюджет этого региона, сообщает следующее.

В соответствии со статьями 288 и 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Соответственно, налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчётного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Согласно пункту 2 статьи 274 Кодекса налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно.

Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абзацами первым - третьим пункта 1 статьи 284 Кодекса налоговые ставки, то определение доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе (пункта 2 статьи 288 Кодекса).

В приведённом в рассматриваемом письме случае налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, применяется пониженная налоговая ставка, предусмотренная законом субъекта Российской Федерации для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. Организация ведёт раздельный налоговый учёт операций, осуществляемых в рамках реализации инвестиционного проекта, формирует отдельную налоговую базу по деятельности, предусматривающей реализацию приоритетного инвестиционного проекта.

В этой связи при составлении налоговой декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ (с учётом внесённых изменений приказом от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@), необходимо учитывать следующее.

В Листе 02 декларации по строке 120 указывается налоговая база, исчисленная в целом по налогоплательщику. Налоговая база, к которой применяется налоговая ставка, пониженная законом субъекта Российской Федерации, приводится по строке 130.

Сумма исчисленного налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации указывается по строке 200. В соответствии с пунктом 5.7 Порядка заполнения декларации налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, исчисление налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации производится по отдельному расчёту в Приложениях N 5 к Листу 02 в разрезе обособленных подразделений. Показатель по строке 200 определяется путём сложения данных о суммах исчисленного налога из строк 070 Приложений N 5 к Листу 02 по каждому обособленному подразделению и по организации без входящих в нее обособленных подразделений.

В Приложениях N 5 к Листу 02 по строке 050 указывается налоговая база, приходящаяся в целом на обособленное подразделение. Данные строки 050 определяются путем умножения показателя строки 030 (или строки 031 при наличии у организации закрытых обособленных подразделений) на данные строки 040 (пункт 10.2 Порядка заполнения декларации).

По строке 051 указывается налоговая база, авансовые платежи (налог) по которой исчисляются по пониженной налоговой ставке. Показатель определяется путём умножения показателя строки 130 Листа 02 на показатель строки 040 Приложения N 5 к Листу 02.

Сумма налога по строке 070 рассчитывается в этом случае по алгоритму:

[(стр.050 - стр.051) х 17 : 100] + (стр.051 х стр.060 : 100),

- (стр.051 х стр.060 : 100) - сумма налога, исчисленная с доли налоговой базы, к которой применяется пониженная налоговая ставка;

- [(стр.050 - стр.051) х 17 : 100] - сумма налога, исчисленная с доли налоговой базы, к которой применяется общеустановленная налоговая ставка (17%).

В случае, если налогоплательщик применяет две пониженные налоговые ставки, установленные законами субъектов Российской Федерации (например, при осуществлении двух инвестиционных проектов, прибыль от которых облагается по разным налоговым ставкам), то составляется по два Приложения N 5 к Листу 02 по каждому обособленному подразделению с указанием по реквизиту "Признак налогоплательщика (код)" кодов "01".

Возможность включения в состав декларации нескольких Листов 02 и приложений к ним с одинаковым кодом по реквизиту "Признак налогоплательщика (код)" предусмотрена абзацем 15 пункта 5.1 Порядка заполнения декларации (с учётом внесённых в него изменений приказом ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@). В частности, при необходимости составления нескольких Листов 02 и приложений к ним с одинаковым кодом по реквизиту "Признак налогоплательщика (код)" для их идентификации используется реквизит "Номер документа". По данному реквизиту по первому знакоместу указывается "0" и через знак "/" номера соглашений, договоров (дополнений и изменений к ним), инвестиционных проектов или иных отличительных признаков, позволяющих идентифицировать расчеты налога на прибыль с применением разных налоговых ставок.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

В рассматриваемом случае налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения, применяет пониженную ставку налога на прибыль, предусмотренную регионом для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. В связи с этим ФНС разъяснила, как заполнить декларацию по налогу на прибыль.

ФНС внесла изменения в форму декларации по налогу на прибыль. Соответствующий приказ от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655@ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Напомним, действующая форма декларации по налогу на прибыль утверждена приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ и применяется с отчетности за 2019 год.

В обновленной форме декларации из титульного листа исключено поле «Зарегистрирована за №» и изменены штрих-коды.

В новой редакции утверждены:

  • лист 02 «Расчет налога»;
  • приложение № 4 к Листу 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу»;
  • приложение № 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения»;
  • раздел А «Расчет инвестиционного налогового вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ» приложения №7 к Листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»;
  • раздел Г «Расчет уменьшения суммы авансовых платежей и налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, при применении налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета» приложения №7 к Листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»;
  • лист 04 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ»;
  • страница со штрих-­кодом «00214339» в листе 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку»;
  • приложение №2 к декларации.

Согласно приказу ФНС, обновленная форма декларации по налогу на прибыль вступит в силу с 1 января 2021 года и должна применяться с представления отчетности за 2020 год.

Как ранее поясняла ФНС, изменение формы декларации обусловлено целым комплексом поправок, внесенных в налоговое законодательство. В частности, Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ ввел положения о корректировках по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Также этим законом установлена возможность применения участниками региональных инвестиционных проектов пониженных налоговых ставок к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, без ограничения по доле доходов от такой деятельности.

Одновременно этот закон упразднил пункт 4 статьи 230 НК РФ, в соответствии с которым в декларацию по налогу на прибыль включены сведения о доходах физических лиц от операций с ценными бумагами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам;

Федеральный закон от 29.09.2019 № 321-ФЗ внес в НК РФ поправки, которые расширили перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли.

Кроме того, закон о защите капиталовложений (от 01.04.2020 № 69-ФЗ) возложил на ФНС дополнительные полномочия по обеспечению сохранения в отношении организаций, реализующих инвестиционные проекты, того налогового режима, который имел место на момент вступления в силу соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Соответственно, новая форма декларации по налогу на прибыль учитывает все перечисленные изменения.

В решениях «1С:Предприятие 8» обновленные форма, формат декларации по налогу на прибыль и автозаполнение будут поддержаны с выходом очередных версий. О сроках см. в «Мониторинге законодательства».

Инвестиционный вычет – это сумма затрат на приобретение, изготовление, доставку, достройку и модернизацию основных средств, на которую разрешается уменьшить налог на прибыль (ст. 286.1 НК РФ). Вычет предоставляется по основным средствам, которые отнесены к третьей (свыше 3 – до 5 лет полезного использования) - седьмой (свыше 15 – до 20 лет полезного использования) амортизационным группам. Вычет не распространяется на ОС, введенные в эксплуатацию ранее 01.01.2018 года.

Организации обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 285 НК РФ). Организации, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

Годовые налоговые декларации представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта следующего года. Те плательщики, кто отчитывается по налогу на прибыль ежемесячно, также сдают годовую декларацию не позднее 28 марта (ст. 289 НК РФ). Нарушение срока сдачи декларации является основанием для привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ. Штраф составляет 5% от неуплаченной в установленный срок суммы налога.

image_pdf
image_print

В будущем году произойдёт ряд изменений налогового законодательства касательно порядка исчисления налога на прибыль. В статье разберём основные новшества и нюансы исчисления, которые необходимо применять на практике с 2021 года.

Производители печатной продукции смогут уменьшить базу по налогу

С 1 января 2021 года в силу вступит Федеральный закон от 15 октября 2020 года № 323-ФЗ, согласно которому будут внесены изменения в пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В настоящее время производители печатной продукции (СМИ) могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на стоимость брака, а также продукции, утративший товарный вид, но не более чем на 10%.

С будущего года данная доля будет увеличена и списанию будет подлежать не более 30% стоимости бракованной печатной продукции.

Изменения по налогу на прибыль для IT-компаний и производителей электроники

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ вносит изменения в порядок налогообложения по налогу на прибыль для IT-компаний, а также производителей электронной (радиоэлектронной) продукции.

Так, начиная с 1 января 2021 года изменяется размер процентной ставки. Компании по-прежнему будут уплачивать 3% в федеральный бюджет, о вот ставка для регионального бюджета составит 0%.

Чтобы воспользоваться правом принять такие ставки, необходимо чтобы одновременно выполнялись следующие три условия.

  • наличие государственной аккредитации в области IT-технология
  • не менее 90% от общей суммы доходов приходится на реализацию разработанных программ и баз данных
  • среднесписочная численность персонала не менее 7 человек

Для компаний по производству электроники:

  • организация включена в специальный реестр в порядке, утверждённом Правительством РФ
  • не менее 90% от общей суммы доходов должна составлять выручка от реализации услуг по проектированию и разработке
  • среднесписочная численность работников не менее 7 человек

Невыполнение хотя бы одного из условий в течение налогового периода лишает компанию права применять нулевую ставку.

Новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль

При сдаче отчётности за 2020 года необходимо будет использовать новую форму декларации. Об этом сообщается в письме ФНС от 11 сентября 2020 года № ЕД-7-3/655.

В декларации будут использованы новые штрихкоды.

Налоговая инспекции больше не будет отражать сведения о номере регистрации декларации.

Добавлены новые коды признака налогоплательщика, которые указываются на Листе 2 и Приложениях 4 и 5 к Листу 2:

  • 15 – для компаний, владеющих лицензиями на пользование участками недр и применяющих пониженную ставку при уплате в региональный бюджет
  • 16 – для компаний, связанных с производством сжиженного природного газа или переработкой углеводородного сырья в товары
  • 17 – для компаний, занятых информационными технологиями
  • 18 – для резидентов Арктической зоны
  • 19 – для компаний, чья деятельность связана с проектированием и разработкой электроники

В Листе 4 добавлен новый код дохода «9», который используется при наличии доходов, полученных акционером, участником или правопреемником при распределении имущества ликвидируемого общества.

Из декларации исключены сведения о выплаченных физлицам доходах от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а также от выплат по ценным бумагам российских эмитентов.

Доходы музеев, театров, библиотек для целей налогообложения по налогу на прибыль

В соответствии с приказом ФНС от 26 августа 2020 года № ЕД-7-3/603 утверждена новая форма, а также порядок предоставления сведений о доле доходов от деятельности музея, театра или библиотеки, учредителями которых выступают субъекты РФ или муниципальные образования.

Изменения коснутся электронной формы предоставления данных и вступят в силу с 1 января 2021 года.

Новая форма будет подтверждением права применять 0% ставку по уплате налога в бюджет региона, поскольку будут наглядно отражать структуру полученных доходов.

Распределение налога на прибыль среди обособленных подразделений

В соответствии с п.2 ст.288 НК уточнён порядок, по которому налогоплательщик, который при определении суммы налога на прибыль использует ставки, отличные от базовых (3% в федеральный бюджет, 17% в региональный бюджет), определяет долю прибыли каждого обособленного подразделения.

Головное учреждение должно будет рассчитать долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговым базам для каждой специальной ставки.

Долг ликвидированного кредитора при определении налоговой базы по налогу на прибыль

Если поставщик исполнил обязательства по поставке продукции, а покупатель своевременно не перечислил на его расчётный счёт денежные средства, то у последнего образуется кредиторская задолженность.

В письмах ФНС от 16 сентября 2020 года № 03-03-07/81257 и от 1 октября 2020 года № 03-03-06/1/85891 относительно долгов перед кредиторами даются следующие разъяснения. Так, если компания (кредитор) в течение 12 месяцев не сдавала декларации, а по её расчётному счёту отсутствовали движения денежных средств, то она может быть признана ликвидированной.

А значит, покупатель вправе включить сумму долга перед такой компанией в состав внереализационных доходов. Такое право возникает после внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.

Чтобы избежать штрафных санкций от налоговой инспекции за занижение налоговой базы, компания обязана систематически проверять: не исключён ли сомнительный кредитор из ЕГРЮЛ.

Однако, существует письмо Минфина РФ от 14 сентября 2020 года № 03-03-13/80493, которое напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ существуют такие основания исключения юрлица из ЕГРЮЛ, при которых задолженность перед кредитором не может быть списана:

  • ликвидация не может состояться из-за отсутствия денежных средств у компании и учредителей
  • с момента записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений прошло больше полугода

Выплата дивидендов для целей налогообложения по налогу на прибыль

В соответствии с письмом ФНС от 19 октября 2020 года № СД-4-3/17130 если компаний выплатила промежуточные дивиденды по итогам I квартала, 6 и 9 месяцев, но при формировании годовой отчётности величина полученной чистой прибыли оказалась меньше ранее распределённой, то дивиденды за I квартал, 6 и 9 месяцев не подлежат переквалификации для целей налогообложения.

Амортизация расконсервированного основного средства

При расконсервации основного средства амортизацию по нему необходимо начислять с 1 числа месяца, после которого произошла такая расконсервация, до момента полного списания остаточной стоимости.

Срок полезного использования в данном случае никак не влияет срок, в течение которого будет списываться амортизация.

Расходы по организации удалённой работы для целей налогообложения

Министерство финансов РФ выпустило письмо от 24 сентября 2020 года № 03-03-06/1/83636, согласно которому при переводе части сотрудников на удалённую работу, расходы, связанные с деятельностью компании учитываются в общеустановленном порядке. Стоит помнить, что расходы должны быть экономически оправданы, налоговая инспекция обратит на это внимание.

Если компания на фоне распространения коронавирусной инфекции была вынуждена на неопределённое время приостановить свою деятельность, то в соответствии с пп.3 и 4 п.2 ст.265 НК РФ расходы по простою включаются во внереализационные расходы в одну из статей:

  • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам

Коронавирусные субсидии в составе налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

В письме Минфина РФ от 2 сентября 2020 года № 03-03-06/1/76953 содержатся разъяснения касательно того, как компаниям учитывать меры финансовой поддержки от государства, полученные в время пандемии, для целей налогообложения по налогу на прибыль (см. подробнее Налог на прибыль: как учитывать коронавирусные субсидии при определении налоговой базы)

Так субсидии, полученные налогоплательщиками на основании Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2020 года № 576, для частичного погашения текущих задолженностей, в том числе на выплату заработной платы, не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Список получателей финансовой помощи формировался на основании вида осуществляемой деятельности по состоянию на 1 марта текущего года.

Второй вид финансовой поддержки, предоставляемой на основании Постановления Правительства РФ от 2 июля 2020 года № 976, был направлен на проведение профилактических мероприятий по предупреждению распространения коронавируса. Данную субсидию необходимо учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Тестирование работников на COVID-19 в составе расходов

Расходы по проведению клинических исследований на предмет обнаружения у сотрудников коронавирусной инфекции, работодатель вправе включить в состав прочих расходов с целью налогообложения по налогу на прибыль.

Расходы на приобретение медицинских изделий при расчёте налога на прибыль

Расходы на приобретение, изготовление, доставку медицинских изделий для диагностики COVID-19 в полном объёме учитываются в составе прочих расходов, даже если включены в амортизируемое имущество. Перечень приведён в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2020 года № 714.

Стоит отметить, что такое имущество не подлежит амортизации, даже если относится к амортизируемому (п.2 ст. 256 НК РФ).

451-основа.jpg

С 2021 года изменятся правила отражения убытков в декларации по налогу на прибыль, а также порядок заполнения декларации организациями с обособленными подразделениями.

Приказ ФНС РФ № ЕД-7-3/655@ от 11 сентября 2020 года внёс изменения в форму декларации по налогу на прибыль.

Поправки вступят в силу с 1 января 2021 года и должны применяться с представления отчётности за 2020 год.

Приказ также внёс поправки в правила заполнения налоговой декларации.

В новой редакции утверждены:

— лист 02 «Расчёт налога»;

— приложение № 4 к Листу 02 «Расчёт суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу»;

— приложение № 5 к Листу 02 «Расчёт распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ организацией, имеющей обособленные подразделения»;

— раздел А «Расчёт инвестиционного налогового вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ» приложения №7 к Листу 02 «Расчёт инвестиционного налогового вычета»;

— раздел Г «Расчёт уменьшения суммы авансовых платежей и налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, при применении налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета» приложения №7 к Листу 02 «Расчёт инвестиционного налогового вычета»;

— лист 04 «Расчёт налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ»;

— страница со штрих-­кодом «00214339» в листе 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку»;

— приложение №2 к декларации.

Одно из изменений относится к случаям, когда организация уведомляет налоговое ведомство о том, что сдаёт единую декларацию по налогу на прибыль по группе обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ.

В подобных случаях в приложении 5 к листу 2 декларации «Расчёт распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ организацией, имеющей обособленные подразделения» в поле «Расчёт составлен» необходимо указывать код «4» (по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ).

Теперь этот код «4» надо указывать, даже если у компании одно обособленное подразделение, но отчётность по нему представляется централизовано только в одну из инспекций региона.

Помимо этого поправки внесены в правила заполнения налоговой декларации в части отражения убытков в приложении 4 к листу 2 «Расчёт суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу».

Обновлённые правила предусматривают, что строку 160 «Остаток неперенесённого убытка на конец налогового периода - всего» следует заполняться только в декларации за год. В декларации за иные периоды (месяц, квартал) эта строка не заполняется.

С сервисами Такском сдавать отчётность во все контролирующие органы быстро и удобно

Три варианта решений:

Первый – веб-кабинет «Онлайн-Спринтер», который работает через браузер. Для сдачи отчётности нужен лишь компьютер и доступ в интернет. Сервис обладает интуитивно-понятным интерфейсом и не требует установки дополнительного ПО на ПК. Данные и документы хранятся в защищённом облачном архиве оператора.

Второй – ПО «Доклайнер», устанавливаемое на ПК пользователя. В этом случае документы хранятся на компьютере пользователя.

Третий для тех, кто привык к работе в учётной системе 1С и не планирует устанавливать дополнительных программ. «1С:Электронная отчётность» работает из большинства конфигураций семейства «1С:Предприятие» версий 8.2 и выше.

Во всех сервисах Такском есть все актуальные формы отчётов для сдачи отчётности на любых режимах налогообложения.

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Читайте также: