Данная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг

Опубликовано: 15.05.2024

4. Сущность, функции и виды налогов

Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель – сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие части дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

3. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

5. Регулирующая функция налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение – в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки.

Согласно классической теории налогов (теория налогового нейтралитета), разработанной Адамом Смитом (1723-1790 г.г.), Давидом Рикардо (1772-1823 г.г.) и их последователями налоги - есть один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. А.Смит считал, что поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается, то основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и т.д.), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными в этом лицами. При этом считалось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, то пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.

Позднее, представители неоклассических теорий, признавая лишь некоторое регулятивное значение налогов, тем не менее, исходили из того, что следует избегать такого искажения экономического процесса, при котором происходит благоприятствование одним отраслям производства во вред другим или иначе призывали к благоразумию при использовании налогообложения в экономических процессах.

В то же время представляется, что классическая теория сегодня абсолютно несостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, что бы это ни имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижают инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.

Противоположностью классицизма выступила кейнсианская теория, которая была основана на разработках английских экономистов Джона Кейнса и его последователей. Центральная мысль этой теории состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономикой и выступают одной из слагаемых ее успешного развития. Кроме того, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. По мнению Дж.Кейнса, изложенному им в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.), экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Для того чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения должны изыматься с помощью налогов.

Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом, по мнению которого регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам не отводится такая важная роль, как в кенсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымаются излишнее количество денег. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором - излишние сбережения 6 .

В последнее время практически все современные экономические теории признают огромное значение налогов в экономике. Так по теории экономики предложения сформулированная в начале 80-х годах американскими учеными М.Бернсом, Г.Стайном и А.Лэффером в большей степени, чем кейнсианская теория рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.

Именно в настоящий момент следует признать, что регулирующая функция налогов направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач финансово-экономической политики государства.

Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

История также знает примеры введения специальных налогов для достижения конкретных тех или иных экономических результатов. Так, в 1948 году во Франции был установлен "исключительный налог для борьбы с инфляцией". Его экономическая цель – уменьшить избыточную покупательную способность и была отражена в самом названии.

Дестимулирующая подфункция напротив направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90 %), установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

Многие зарубежные экономисты убеждены, что резкое и непродуманное снижение налогов может нанести серьезный ущерб экономике. Так, несмотря на широкое снижение налоговых ставок в 80-е годы, в Америке стремительно возрастал дефицит государственного бюджета, а норма сбережений в 1986 году, в разгар налоговой "рейгонимики", составляла всего 3,9 % - это самый низкий уровень этого показателя среди всех промышленных стран того периода.

Необходимо отметить, что согласно теории, снижение ставок налогов может способствовать экономическому росту разными путями. Так, снижение предельных налоговых ставок может побудить людей работать более напряженно. Это определенно приведет к росту предложения рабочей силы и увеличению производительности труда.

Как считают специалисты экономический рост доходов в США был также обусловлен тем, что в условиях низкого налогообложения у богатых американцев ослабел стимул скрывать свои доходы, которые ими декларируются и попадают в национальную статистическую отчетность. Таким образом, совсем не просто рассчитать, действительно ли снижение ставок подоходного налога способствовало ускорению экономического роста.

В то же время немногие знают, что, несмотря на снижение налоговых ставок, в США параллельно осуществлялось частичное увеличение ставок налогов на капитал и налогов с доходов корпораций. Таким образом, как показывает практика развитых зарубежных стран снижение налогов само по себе малоспособно что-либо изменить в темпах экономического роста в долгосрочной перспективе.

Однако наиболее наглядно регулирующая функция налогов проявляется при дестимулирующем налоговом подходе, когда те или иные мероприятия государства по ужесточению налогового гнета действуют сразу и непосредственно.

А. Смит еще в 1776 г. обосновал ряд принципов налогообложения:

- справедливость, т.е. всеобщность и пропорциональность налогообложения;

- определенность – налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить;

- удобство – каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика;

- эффективность – административные расходы по взиманию налогов не должны превышать налоговые поступления.

Налоги классифицируются по различным признакам.

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.

3. По назначению различают:

а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, ЕСН).

4. По субъекту уплаты выделяют:

а) налоги, взимаемые с физических лиц;

б) налоги, взимаемые с юридических лиц.

5. По объекту налогообложения разделяют:

ресурсные налоги (рентные платежи);

налоги, взимаемые от выручки или дохода;

налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

- налоги, относимые на индивидуальный доход;

- налоги, относимые на издержки производства и обращения;

- налоги, относимые на финансовые результаты;

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Налоги.
  • Функции налогов.
  • Элементы налогов.
  • Виды налогов.

Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

Функции налогов

Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

  1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
  2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
  3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
  4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
  5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

Элементы налогов

Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

Объект налога – то, с чего взимается налог.

Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

Виды налогов

Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

  1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль

Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль


Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
  3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
  4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Налоги являются атрибутом любого государства и выполняют ряд генетически связанных функций: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контролирующую, поощрительную.

Фискальная функция является главной функцией налогообложения и направлена на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства и аккумулирование их в бюджете в интересах финансирования общегосударственных и целевых государственных программ. Однако цели фискальной функции подчинены целям других функций налогобложения, прежде всего целям распределения и регулирования, и служат средством достижения последних.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в распределении общественных доходов между различными категориями населения. С помощью налогов происходит передача определенной части налоговых поступлений в пользу менее обеспеченных и незащищенных слоев населения. С одной стороны, за счет собранных налогов финансируются образование, медицинское обслуживание, дошкольное воспитание детей и ряд других сфер социальной жизни. Эти блага распределяются более или менее бесплатно и равномерно между членами общества. С другой стороны, налоговая система предусматривает снижение налогового гнета по мере снижения дохода граждан, способствуя этим уменьшению в какой-то степени имущественного неравенства.

В некоторых социально ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения в пользу менее доходной за социальную стабильность в обществе. Введение единой ставки подоходного налога существенно ослабляет распределительную (социальную) функцию налогов.

Регулирующая функция налогообложения направлена на достижение с помощью налоговых механизмов, имеющих экономическую природу, тех или иных целей социально-экономического развития страны. В условиях рыночной экономики налоги представляют собой один из немногих рычагов, с помощью которого государство может регулировать экономические процессы, происходящие в обществе.

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В некоторых российских изданиях по налогам регулирующая роль налогов считается преувеличенной, так как налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать: он лишь претендует на часть заработанного.

Тем не менее следует признать, что посредством налогов государство может в существенной мере регулировать общественное производство, определяя, какую часть заработанного необходимо уплатить той или иной категории налогоплательщиков в качестве налога, создавая тем самым более благоприятные условия для расширения одних видов деятельности путем ослабления налогового бремени (предоставления налоговых льгот) и понуждая к ограничению других видов деятельности за счет усиления налогового бремени (введения акцизов, специальных таможенных пошлин и налогов).

Можно выделить три подфункции регулирующей функции: стимулирующую, дестимулирующую, воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему налоговых льгот и освобождений. Стимулируются капитальные вложения из прибыли в развитие производства, деятельность малых предприятий, сельскохозяйственное производство и ряд других видов и направлений деятельности. Налоговое стимулирование способствует самоокупаемости производственно-хозяйственной деятельности предприятий и самофинансированию их производственного и научно-технического развития. Так, льготы по налогу на добавленную стоимость позволяют снизить рыночную цену товара, что способствует увеличению сбыта и выручки от продаж; освобождение от налога на прибыль части прибыли, направленной на инвестиции в производство, способствует обновлению технологии и производимой продукции и повышению за счет этого конкурентоспособности производимых товаров.

Дестимулирующая подфункция, наоборот, направлена на ограничение тех или иных экономических процессов, расширение которых противоречит целям социально-экономического развития общества. Так, например, для предотвращения существенного ущерба, наносимого той или иной отрасли российской экономики в результате возросшего ввоза аналогичного или конкурирующего товара, демпингового импорта товара, импорта товара, субсидируемого иностранным государством, могут вводиться защитные пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлины).

Для предотвращения неблагоприятных социальных последствий от расширения производства алкогольной и табачной продукции вводятся (повышаются) акцизы.

Следует иметь ввиду фискальное значение дестабилизирующей функции, так как повышение налогового бремени до некоторых пределов ведет к повышению суммы налоговых поступлений в бюджет. Это, в частности, позволяет компенсировать потери бюджета от введения налоговых льгот.

Воспроизводственная подфункция направлена на аккумуляцию средств на восстановление используемых ресурсов. Эту функцию выполняет, в частности, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Контролирующая функция налогообложения - осуществление контроля через налоги за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов.

Надлежащая реализация функции контроля позволит избежать криминализации экономики, поскольку предусматривает систематический контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Поощрительная функция налогообложения позволяет использовать налоговые механизмы для реализации социальной политики государства путем предоставления налоговых льгот за особые заслуги граждан перед обществом (льготы участникам Великой Отечественной войны, героям Советского Союза, героям России и др.).


Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

Налоги являются атрибутом любого государства и выполняют ряд генетически связанных функций: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контролирующую, поощрительную.

Фискальная функция является главной функцией налогообложения и направлена на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства и аккумулирование их в бюджете в интересах финансирования общегосударственных и целевых государственных программ. Однако цели фискальной функции подчинены целям других функций налогобложения, прежде всего целям распределения и регулирования, и служат средством достижения последних.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в распределении общественных доходов между различными категориями населения. С помощью налогов происходит передача определенной части налоговых поступлений в пользу менее обеспеченных и незащищенных слоев населения. С одной стороны, за счет собранных налогов финансируются образование, медицинское обслуживание, дошкольное воспитание детей и ряд других сфер социальной жизни. Эти блага распределяются более или менее бесплатно и равномерно между членами общества. С другой стороны, налоговая система предусматривает снижение налогового гнета по мере снижения дохода граждан, способствуя этим уменьшению в какой-то степени имущественного неравенства.

В некоторых социально ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения в пользу менее доходной за социальную стабильность в обществе. Введение единой ставки подоходного налога существенно ослабляет распределительную (социальную) функцию налогов.

Регулирующая функция налогообложения направлена на достижение с помощью налоговых механизмов, имеющих экономическую природу, тех или иных целей социально-экономического развития страны. В условиях рыночной экономики налоги представляют собой один из немногих рычагов, с помощью которого государство может регулировать экономические процессы, происходящие в обществе.

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В некоторых российских изданиях по налогам регулирующая роль налогов считается преувеличенной, так как налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать: он лишь претендует на часть заработанного.

Тем не менее следует признать, что посредством налогов государство может в существенной мере регулировать общественное производство, определяя, какую часть заработанного необходимо уплатить той или иной категории налогоплательщиков в качестве налога, создавая тем самым более благоприятные условия для расширения одних видов деятельности путем ослабления налогового бремени (предоставления налоговых льгот) и понуждая к ограничению других видов деятельности за счет усиления налогового бремени (введения акцизов, специальных таможенных пошлин и налогов).

Можно выделить три подфункции регулирующей функции: стимулирующую, дестимулирующую, воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему налоговых льгот и освобождений. Стимулируются капитальные вложения из прибыли в развитие производства, деятельность малых предприятий, сельскохозяйственное производство и ряд других видов и направлений деятельности. Налоговое стимулирование способствует самоокупаемости производственно-хозяйственной деятельности предприятий и самофинансированию их производственного и научно-технического развития. Так, льготы по налогу на добавленную стоимость позволяют снизить рыночную цену товара, что способствует увеличению сбыта и выручки от продаж; освобождение от налога на прибыль части прибыли, направленной на инвестиции в производство, способствует обновлению технологии и производимой продукции и повышению за счет этого конкурентоспособности производимых товаров.

Дестимулирующая подфункция, наоборот, направлена на ограничение тех или иных экономических процессов, расширение которых противоречит целям социально-экономического развития общества. Так, например, для предотвращения существенного ущерба, наносимого той или иной отрасли российской экономики в результате возросшего ввоза аналогичного или конкурирующего товара, демпингового импорта товара, импорта товара, субсидируемого иностранным государством, могут вводиться защитные пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная пошлины).

Для предотвращения неблагоприятных социальных последствий от расширения производства алкогольной и табачной продукции вводятся (повышаются) акцизы.

Следует иметь ввиду фискальное значение дестабилизирующей функции, так как повышение налогового бремени до некоторых пределов ведет к повышению суммы налоговых поступлений в бюджет. Это, в частности, позволяет компенсировать потери бюджета от введения налоговых льгот.

Воспроизводственная подфункция направлена на аккумуляцию средств на восстановление используемых ресурсов. Эту функцию выполняет, в частности, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Контролирующая функция налогообложения - осуществление контроля через налоги за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов.

Надлежащая реализация функции контроля позволит избежать криминализации экономики, поскольку предусматривает систематический контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Поощрительная функция налогообложения позволяет использовать налоговые механизмы для реализации социальной политики государства путем предоставления налоговых льгот за особые заслуги граждан перед обществом (льготы участникам Великой Отечественной войны, героям Советского Союза, героям России и др.).


Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

В широком смысле под налогами понимаются «обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в бюджет»[1]. Юридическое лицо, по гражданскому законодательству РФ - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Физическое лицо в гражданском праве - отдельный гражданин (российский либо иностранный гражданин, а также лицо без гражданства) как субъект гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием[2].

В узком смысле под налогом понимается «обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[3].

Социально – экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют следующие основные функции:

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов.

Распределительная функция налогов носит фискальный характер и регулирует организацию хозяйственной деятельности государства через налоговый механизм. Данная функция поддерживает социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Контрольная функция помогает в осуществлении оценки эффективности налогового механизма, обеспечивает контроль за движением финансовых ресурсов, выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Е.Н. Виноградова[4] также выделяет следующие подфункции в налоговом регулировании:

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например путём реализации государством защитных, протекционистских функций экономической политики.

Воспроизводственную подфункцию налогов несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды и т.д. Такие налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность.

Поощрительная подфункция налогов выражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определённых налоговых льгот.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Субъект налога – лицо, с которого налог взимается, на которое законом возлагается налоговое обязательство.

Объект налога – предмет реального мира, с наличием которого связано налоговое обязательство и качества которого определяют величину, сумму налога.

Единица налогообложения – это единица измерения объекта, с помощью которой определяется налоговая база: 1 руб., 1 МРОТ, 1 кв. м. земли.

Налоговая база – количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу также называют основой налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.

Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Виды ставок: процентные, в твёрдой денежной сумме, в определённом размере кратности к МРОТ, смешанные (сочетание денежной и процентной формы).

Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

Льготы – способы уменьшения налогоплательщику суммы налога на условиях и в порядке, определяемых законодателем. Виды льгот: установление не облагаемой налогом части объекта налогообложения (необлагаемого минимума); изъятие из объекта налога отдельных его составляющих частей; освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков полностью или на определённый срок; понижение налоговых ставок и др.

Читайте также: