Что значит муниципальное образование для налоговой

Опубликовано: 20.09.2024

Чем устанавливается наименование муниципального образования – законом субъекта Российской Федерации или уставом муниципального образования? Могут ли на одной и той же территории находиться административно-территориальные единицы и муниципальные образования с разными наименованиями?

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ создание муниципальных образований относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это осуществляется путем установления границ муниципальных образований, наделения муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения, преобразования муниципальных образований, создания вновь образованных поселений на межселенных территориях (ст. 10, 13, 13.2 Федерального закона № 131-ФЗ). Это осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

Наименование муниципального образования – составная часть его статуса, элемент его идентификации. Невозможно создать муниципальное образование и установить его границы без присвоения ему наименования, поскольку иначе невозможно будет идентифицировать территориальное сообщество, границы и статус которого устанавливаются. Присвоение наименования не является каким-либо отдельным юридически значимым действием, а осуществляется в процессе создания муниципального образования. Соответственно, наименования создаваемых муниципальных образований устанавливаются законом субъекта Российской Федерации при установлении границ и наделении статусом муниципальных образований.

Согласно ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должно определяться, в частности, наименование муниципального образования. Это не вступает в противоречие с вышеизложенным, поскольку муниципальные правовые акты, включая устав муниципального образования, принимаются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 7, ч. 2 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ). Аналогичным образом установлено, что в уставе муниципального образования должны определяться вопросы местного значения (п. 2 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ), а в соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения устанавливается данным федеральным законом и не может быть изменен иначе, как путем внесения в него изменений. В подобных случаях роль устава заключается в воспроизведении норм вышестоящих правовых актов применительно к данному муниципальному образованию. Соответственно, наименование муниципального образования в уставе муниципального образования воспроизводится в том виде, в каком оно установлено законом субъекта Российской Федерации. Это не исключает того, что в уставе муниципального образования будет установлено дополнительное, сокращенное наименование муниципального образования для употребления в дальнейшем в уставе и (или) иных муниципальных правовых актах.

Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации относится к компетенции субъекта Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. № 1-П). Основы административно-территориального устройства страны установлены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» (который действует в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации). В соответствии с данным документом административно-территориальными единицами являются городские и сельские населенные пункты, районы, районы в городах, сельсоветы. Административно-территориальное устройство является основой для организации публичной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации. В частности, с учетом такового может осуществляться деление территории субъекта Российской Федерации на муниципальные образования. Муниципальные образования не являются административно-территориальными единицами. Так, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ городские и сельские поселения, городские округа образуются на основе населенных пунктов (ст. 2 и 11). Однако требований о совпадении, соответствии или взаимоувязке административно-территориального и муниципально-территориального устройства федеральное законодательство не содержит. Этот вопрос решается в каждом субъекте Российской Федерации. Однако это отдельные виды территориального деления и, соответственно, даже в случае совпадения территорий административно-территориальных единиц и муниципальных образований данные территориальные образования остаются самостоятельными и регулируются разными законодательными и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В связи с этим в границах одной территории могут существовать административно-территориальные единицы и муниципальные образования с различными наименованиями.

— субъект местного самоуправления, который может существовать в виде следующих образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Комментарий

В России государственное и общественное управление делится на три основных уровня: федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации и уровень местного самоуправления. Причем последний уровень не считается государственным, а является самостоятельным звеном общественного управления. Так, статья 12 Конституции России предусматривает:

"В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.".

Термин "Муниципальное образование" определен в статье 2 "Основные термины и понятия " Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" :

"муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения".

Этим же нормативным актом определены и виды муниципальных образований:

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Примеры муниципальных образований

Московская область, Городской округ Коломна — (Код ОКТМО 46738000)

Москва, Администрация муниципального округа Коньково — (Код ОКТМО 45902000). Подробнее: Муниципальные образования города Москвы

Таймырский Долгано-Ненецкий район — самое большое муниципальное образование России (879 929 кв. км.).

Всего в России более 22 000 муниципальных образований. В том числе:

Муниципальных районов — около 1 800

Городских округов — около 600 (в том числе, городских округов с внутригородским делением — 3, в составе которых около 20 внутригородских районов)

Внутригородских районов — около 20

Внутригородские территории городов федерального значения — около 300

Городские поселения — около 1 600

Сельские поселения — около 18 000.

Классификатор муниципальных образований

Утвержден классификатор — ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований). Классификатор определен в документе: ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований" (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст ).

Муниципальные учреждения

Муниципальные образования для реализации своих задач могут создавать Муниципальные учреждения.

Деление органов управления на три уровня

Российские бюджеты, как и органы государственного и общественного управления, также подразделяются на три основных уровня. Так, статья 10 «Структура бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ определяет:

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

— бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

— бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Налоговая система России также состоит из трех уровней налогов: федеральных, региональных и местных (ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

Инструкция по заполнению адреса в новых формах Р11001, Р13014 и Р21001

С 25 ноября 2020 года для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для внесения изменений в организацию необходимо применять новые формы бланков, утвержденные приказом ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

Одним из ключевых изменений в новых формах является особый порядок указания адреса юридического лица или адреса места жительства ИП:

1. Сведения об адресе заполняются в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре.

Для этого нужно использовать Федеральную информационную адресную систему (ФИАС). При этом указывать адрес нужно именно по муниципальному делению.

Таким образом, адрес в формах Р11001, Р13014 или Р21001 может существенно отличаться от указанного в паспорте или гарантийном письме.

В гарантийном письме прописано: Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Пески, улица Заречная, дом 5.

В соответствии с муниципальным делением верно будет указать адрес следующим образом: Ленинградская область, муниципальный район Всеволожский, городское поселение Дубровское, поселок Пески, улица Заречная, дом 5.

Ниже пример того, как данный адрес необходимо указать в форме Р11001 в пункте 4 «Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица».

2. Также при указании адреса используются новые правила сокращения адресных объектов. Полный список утвержденных сокращений перечислен в Приказе Минфина России от 5 ноября 2015 г. N 171н.

То есть, при заполнении форм обязательно нужно указывать наименования видов населенных пунктов и типов, следующих за населенным пунктом адресообразующих элементов, только с использованием сокращений из приказа.

Если для какого-либо элемента сокращение не предусмотрено, то лучше указывать его полностью (например, Литера) или можно сократить удобным образом (например, Этаж можно указать как ЭТ.).

В новых формах нужно уделять сокращениям элементов адреса повышенное внимание, т.к. требования стали жестче, а налоговые теперь часто отказывают лишь по причине неверного сокращения слова «Помещение», «Комната» и т.д.

Ниже приведён небольшой перечень самых распространённых адресных элементов с сокращениями для них.

3. Адрес необходимо указывать последовательно. Особенно это касается пунктов где нужно прописать здание/сооружение и помещения внутри здания.

Город Санкт-Петербург, улица Беринга, дом 9, корпус 1, литера А, помещение 6, офис 1.

Не допускается указание сначала корпуса, а затем дома (исключение — только если в ФИАС указан сначала корпус, а затем дом).

Элементы внутри здания указывают от большего к меньшему: здесь офис 1 расположен именно в пределах помещения 6, поэтому нельзя сначала указать офис, а только после — помещение.

Ниже на скриншоте можно увидеть правильное указание такого адреса в форме.

4. Указание детального адреса — это не новшество. Налоговая и ранее требовала, чтобы в заявлениях указывались конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости).

Особенно в больших зданиях с множеством зарегистрированных там юридических лиц важно указать адрес так, чтобы налоговая могла точно идентифицировать местонахождение единоличного исполнительного органа юридического лица.

Для этого в гарантийных письмах часто прописывают множество элементов, а в форме всего два поля, позволяющие указать адрес в пределах здания.

Строгих требований для таких случаев не предусмотрено.

Вот пару примеров, которые можно использовать для указания детального адреса.

Но мы рекомендуем использовать именно первый пример, т.к. в требованиях к заполнению указано, что в первом поле указывается именно тип элемента объекта адресации, а во втором — номер такого объекта.

Сервис «Документовед» учитывает все особенности указания адреса и помогает прописать адрес должным образом. Если у Вас при заполнении адреса в сервисе остаются какие-либо вопросы, Вы всегда можете обратиться к нашим специалистам за бесплатной консультацией по номеру: 8 800 511-06-07.

Правовой статус

В гражданско-правовом смысле казенные учреждения – это вид юридического лица 1 . Казенное учреждение – это один из трех типов 2 государственных (муниципальных) учреждений.

Учреждение 3 – это унитарная некоммерческая организация, созданная собственником.

Унитарное юридическое лицо 4 – это такое юридическое лицо, учредитель которого не является его участником.

Некоммерческая организация 5 – это такая организация, которая не имеет своей целью получение прибыли.

Казенное учреждение – это зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо, при регистрации которого указана организационно-правовая форма (ОПФ) – казенное учреждение.

Большая часть органов власти также зарегистрированы как юридические лица в форме казенных учреждений.

Под органами власти мы имеем в виду:

- органы местного самоуправления (ОМС);
- органы государственной власти субъектов РФ (ОГВС);
- федеральные органы государственной власти (ФОГВ).

Имущество казенного учреждения

Казенное учреждение не имеет никакого собственного имущества. Собственником имущества является публично-правовое образование (ППО), которое создало казенное учреждение.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование – все это публично-правовые образования.

Все имущество закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления, кроме земельных участков. Земельные участки закрепляют за казенными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Казенное учреждение владеет и пользуется имуществом, которое за ним закреплено. Казенное учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться имуществом. Состав права «распоряжения» имуществом законодательно не установлен. Обычно под правом «распоряжаться имуществом» имеют в виду право отчуждать имущество или передавать имущество в безвозмездное пользование или в аренду. Ничего этого казенное учреждение не имеет права делать без разрешения собственника имущества. Собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование – осуществляет свои права собственника имущества через соответствующие уполномоченные органы. 6 Обычно ППО своими нормативно-правовыми актами устанавливают общие для всех учреждений правила в отношении имущества ППО.

Таким образом, правила распоряжения имуществом и разрешения на отдельные акты распоряжения имуществом для каждого конкретного казенного учреждения могут быть установлены:

- общими нормами Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ;
- законодательством соответствующего ППО об имуществе ППО;
- распоряжениями уполномоченных органов ППО по управлению имуществом.

Учетная политика казенного учреждения не может устанавливать правила распоряжения имуществом. Потому что учетная политика устанавливает правила ведения учета.

Ответственность казенного учреждения

Казенное учреждение по своим обязательствам отвечает только денежными средствами 7 , которые есть в его распоряжении. При недостатке этих средств ответственность несет собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование. Ввиду установленных особенностей финансового обеспечения казенного учреждения в распоряжении казенного учреждения могут быть только наличные денежные средства в кассе.

Особенности функционирования казенного учреждения

Наименование казенного учреждения может 8 включать в себя слово «казенное», но это не обязательно.

Казенное учреждение, как и любая некоммерческая организация, должно иметь печать 9 с наименованием.

Учредительным документом казенного учреждения является устав или положение.

Устав казенного учреждения также должен содержать 10 :

- наименование учреждения;
- указание на тип учреждения – казенное;
- сведения о собственнике его имущества – публично-правовом образовании;
- исчерпывающий перечень 11 видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Основной деятельностью казенного учреждения признают деятельность, непосредственно направленную на достижение целей, ради которой оно создано.

Казенное учреждение, которое не является органом государственной власти, органом местного самоуправления, не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Изменение типа казенного учреждения на бюджетный или автономный, а также изменение типа бюджетного или автономного учреждения на казенный не является реорганизацией 12 . То есть не требует выполнения действий, выполняемых 13 при реорганизации юридических лиц. В случае изменения типа учреждения с/на казенное необходимо внести изменения в учредительные документы. При изменении типа учреждения нет необходимости заново получать лицензии и аккредитации, даже если при этом изменяют наименование.

При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе 14 требовать досрочного исполнения обязательств перед ним либо прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков.

Для обеспечения открытости и доступности информации о деятельности казенных учреждений на официальном сайте 15 для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет казенное учреждение обязано размещать 16 17 :

- учредительные документы казенного учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
- свидетельство о государственной регистрации казенного учреждения;
- решение учредителя о создании казенного учреждения;
- решение учредителя о назначении руководителя казенного учреждения;
- положения о филиалах, представительствах казенного учреждения;
- годовую бухгалтерскую отчетность казенного учреждения;
- сведения о проведенных в отношении казенного учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
- отчет о результатах деятельности казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- бюджетную смету казенного учреждения, которую составляют, утверждают и ведут в порядке 18 , установленном бюджетным законодательством РФ.

Казенные учреждения: финансовое обеспечение

С точки зрения бюджетного законодательства казенное учреждение «находится в ведении 19 » органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

При этом, Бюджетный кодекс РФ:

- не разъясняет, что означает термин «находится в ведении»;
- не учитывает, что подавляющее большинство главных распорядителей бюджетных средств также имеют организационно-правовую форму казенных учреждений.

Финансовое обеспечение 20 деятельности казенного учреждения осуществляют:

- за счет средств соответствующего бюджета;
- на основании бюджетной сметы.

При этом у казенного учреждения нет никаких собственных денежных средств, потому что безналичные расчеты казенное учреждение производит через лицевые счета, которые открывает либо орган Казначейства, либо финансовый орган публично-правового образования. Непосредственного доступа к банковскому расчетному счету у казенного учреждения нет.

Казенное учреждение имеет право 21 осуществлять приносящую доход деятельность, только если такая деятельность предусмотрена учредительными документами. При этом весь доход от такой деятельности казенное учреждение обязано направлять в доход бюджета.

Последовательность финансового обеспечения казенного учреждения следующая 22 .

1. Казенному учреждению «доводят бюджетные ассигнования», то есть сообщают, какие суммы денежных средств казенное учреждение сможет израсходовать в течение соответствующего года на соответствующие цели.

  • Бюджетные ассигнования казенному учреждению доводит, то есть сообщает, либо финансовый орган, либо главный распорядитель бюджетных средств. Это зависит от функции казенного учреждения в бюджетном процессе.
  • Все бюджетные показатели отнесены к конкретному году, так как исполнение бюджета, то есть расходование бюджетных средств, имеет границы календарного года. Так как обычно бюджеты публично-правовых образований составляют на трехлетний период, бюджетные ассигнования казенным учреждениям доводят также на три года, отдельной суммой на каждый год. В некоторых публично-правовых образованиях бюджетные ассигнования детализируют поквартально.
  • Целевое назначение бюджетных ассигнований обозначают соответствующими кодами бюджетной классификации. То есть казенному учреждению сообщают не общую сумму разрешенных расходов на год, а большое количество сумм с указанием кода, обозначающего целевое (допустимое) направление расхода средств.

2. Казенному учреждению «доводят лимиты бюджетных обязательств», то есть сообщают, в каких размерах на какие цели учреждение может в течение соответствующего года заключать договоры или иным способом обещать кому-то что-то выплатить.

В большинстве случаев суммы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств совпадают.

3. В пределах лимитов бюджетных обязательств казенное учреждение может «принимать обязательства» в течение соответствующего года, то есть заключать договоры на соответствующие цели или иным образом обещать кому-либо произвести выплаты.

Для обеспечения своей деятельности казенное учреждение может принимать бюджетные обязательства, то есть обещать произвести выплаты, также и по оплате труда, по уплате налогов, по иным выплатам юридическим и физическим лицам, не связанным с приобретением товаров, работ, услуг, по выплатам по решению судов, по перечислениям другим бюджетам, по другим выплатам.

Каждое бюджетное обязательство, принятое казенным учреждением, уменьшает свободный остаток лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

4. Каждая выплата денежных средств казенным учреждением происходит во исполнение принятого ранее бюджетного обязательства.

5. Когда у казенного учреждения возникает необходимость произвести выплату, казенное учреждение направляет соответствующий документ 23 в адрес органа Казначейства или финансового органа в зависимости от того, где казенному учреждению открыт лицевой счет. В установленных случаях, например при закупке товаров, работ, услуг, казенное учреждение подтверждает бюджетное обязательство, по которому желает произвести платеж, соответствующими документами – счетами, накладными, договорами и т.д. Орган Казначейства (финансовый орган) проверяет Заявку на кассовый расход (и приложенные к ней документы) и или принимает ее к исполнению, или отклоняет. Если Заявка на кассовый расход принята, далее орган Казначейства (финансовый орган) производит перечисление указанной суммы с расчетного счета бюджета.

6. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в этом же году, эти средства орган Казначейства (финансовый орган) принимает и учитывает как уменьшение расходов казенного учреждения в текущем году. В результате казенное учреждение в текущем году может расходовать эти средства исключительно на те же самые цели.

7. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в следующие годы, эти средства следует считать доходами. Этими средствами в текущем году казенное учреждение не имеет права распоряжаться, их необходимо направлять в доход бюджета.

Казенные учреждения: учет и отчетность

Порядок ведения учета казенными учреждениями регламентирован:

- Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- нормативно-правовыми актами Минфина России;
- учетной политикой самого казенного учреждения.

Свою учетную политику казенное учреждение принимает самостоятельно, но при этом обязано согласовать те положения учетной политики, которые решают вопросы, не регламентированные законодательством об учете. Согласовывать такие положения необходимо с учредителем и финансовым органом.

Нормативно-правовые акты Минфина России, которые регламентируют порядок ведения учета казенными учреждениями (по состоянию на сентябрь 2020 г.):

стандарт «Концептуальные основы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н)

стандарт «Основные средства»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 258н)

стандарт «Обесценение активов»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 259н)

стандарт «Представление отчетности»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 260н)

стандарт «Курсы валют»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н)

стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н)

стандарт «События после отчетной даты»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н)

стандарт «Отчет о движении денежных средств»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н)

стандарт «Бюджетная информация в отчетности»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 37н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 124н)

стандарт «Непроизведенные активы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы» (утв. приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 34н)

стандарт «Информация о связанных сторонах»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 277н)

стандарт «Долгосрочные договоры»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 145н)

стандарт «Концессионные соглашения»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 146н)

Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н)

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н)

Некоторые особенности ведения учета казенными учреждениями по сравнению с бюджетными и автономными учреждениями:

1) полный номер счета учета для казенных учреждений (26 знаков) включает в себя полный код бюджетной классификации (17 знаков) – кроме счетов учета, для которых предписано применять упрощенный код с нулевыми значениями в отдельных позициях;

2) в учете казенных учреждений возможно только два кода источника финансового обеспечения: «1» – средства бюджета и «3» – средства во временном распоряжении;

3) так как казенные учреждения не имеют (кроме некоторых особых случаев) в своем распоряжении безналичных денежных средств, так как казенное учреждение расходует средства бюджета и доходы направляет в доход бюджета, то весь расход безналичных средств казенное учреждение отражает в учете по кредиту счета 30405, а весь доход – по дебету счета 21002. Никакого остатка денег у казенного учреждения нет ни в учете, ни на лицевом счете;

4) в учете казенных учреждений в особом разделе учета «санкционирование» (счета 50000) используют специальные счета учета групп 50300 «Бюджетные ассигнования» и 50100 «Лимиты бюджетных обязательств».

Порядок составления отчетности казенными учреждениями регламентирован специальным нормативно-правовым актом:

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н)

Налогообложение доходов казенных учреждений

В части НДС для казенных учреждений установлена следующая льгота: объектом обложения НДС не признают 24 доходы казенных учреждений от выполнения работ, оказания услуг. Но не установлено никакой льготы на случай, когда казенное учреждение получает доход от продажи.

В части налога на прибыль для казенных учреждений установлено, что:

- финансовое обеспечение казенного учреждения в форме бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) классифицировано 25 как целевые средства, не подлежащие обложению налогом на прибыль;
- доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, подлежащие перечислению в бюджетную систему, не учитывают при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Но при этом Налоговый кодекс РФ не освобождает казенные учреждения от обязанности включать в налоговую базу по налогу на прибыль внереализационные доходы, например:

- стоимость материальных ценностей, принятых к учету в результате демонтажа;
- доходы от принятия к учету неучтенного имущества, выявленного при инвентаризации;
- доходы от возмещения недостач в натуральной форме;
- доходы от списания невостребованной кредиторской задолженности;
- целевые поступления, использованные не по целевому назначению;
- целевые поступления, для которых не организован обособленный учет целевого расходования.

На практике бухгалтеры казенных учреждений не учитывают такие доходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Но основания для такого решения в Налоговом кодексе РФ отсутствуют.

ОКТМО, или Общероссийский Классификатор Территорий Муниципальных Образований, представляет собой один из основных классификаторов, который применяется для предприятий и организаций. Чтобы понять, что такое ОКТМО, нужно знать, что его основное назначение заключается в использовании с целью обработки разных видов статистической информации. В том числе этот код используется для обработки информации об уплате налогов и сборов.

Код ОКТМО из выписки ЕГРЮЛ/ЕГРИП за 1 минуту

Введите название, ИНН/ОГРН или адрес

ОКТМО расшифровка

ОКТМО имеет схожу структуру с другим важным классификатором – ОКАТО. Пример расшифровки ОКТМО можно посмотреть в таблице.

Разряд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ОКТМО

2

5

6

0

1

1

5

1

0

5

1

Как и в случае с ОКАТО, структура данного кода делится на разряды. Каждый из них имеет свое значение и определяет место объекта в действующем административно-территориальном делении. Чем меньше территориальное образование, тем больше будет разрядность ОКТМО. Например, для Измайловского района Москвы классификатор принимает значение 45307000, а для города Балаганска Иркутской области - 25 601 151 051.

Разряды кода имеют следующие значения:

  • 1, 2 – обозначение субъекта РФ;
  • 3, 4, 5 – районы и округа субъекта РФ;
  • 6, 7, 8 – обозначение города, поселка городского типа, сельского совета;
  • 9, 10, 11 – указание конкретного населенного пункта.

Структуру кодировки можно рассмотреть, взяв за пример город Балаганск. Его код формируется следующими обозначениями:

  • 25 – субъект РФ Иркутская область;
  • 25601 – Балаганский муниципальный район;
  • 25601151 – городское поселение Балаганское;
  • 25601151 051 – непосредственно рабочий поселок Балаганск.

Для сравнения, код ОКАТО Балаганска – 25 201 551. Таким образом, разница между кодировками заключается в том, что ОКАТО использует 8 цифр, которые делятся на 8 разрядов, а ОКТМО – 11 цифр и разрядов.

В обоих кодах третий и шестой разряды используются для указания на определенный тип единицы территориального деления, к которой относится объект.

Цифр 3 разряда, в зависимости от территориального образования, могут иметь такие значения:

  • 3, 9 – для муниципальных образований Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
  • 6 – для муниципальных районов;
  • 7 – обозначение городских округов;
  • 8 – обозначение автономных округов;
  • 9 – обозначение двух автономных округов в составе одного субъекта РФ.

Значения цифр, прописанных в 6 разряде кода, могут быть следующими:

  • 1 – городское поселение;
  • 3 – район в составе города;
  • 4 – сельское поселение;
  • 7 – территория, не включенная в состав городских и сельских образований (межселенная).

Разряды 9, 10, 11 кода ОКТМО принимают следующие значения:

  • город – от 001-049;
  • поселок городского типа – от 051 до 099;
  • сельские советы – от 101-999.

В тех случаях, когда населенный пункт является административным центром области, района и т.д., ему присваивается особый номер:

  • для городов – 001;
  • для ПГТ – 051;
  • для сельских поселений – 101.

Другие территориально-административные единицы также обозначаются при помощи серий кодов. Так в серии кодов 8 муниципальный район автономного округа обозначается в диапазоне от 810 до 849, а городской район автономного округа – в диапазоне от 850 до 898. В серии кодов 9 предусматриваются обозначения: для муниципальных районов – от 910 до 949, для городских округов – от 950 до 998. Кодировка городских поселений осуществляется следующим образом: город – от 01 до 49, поселок – от 51 до 99.

По сравнению с ОКАТО в данном классификаторе предусматривается кодирование большего количества типов поселений. За счет этого обеспечивается повышенная точность определения населенных пунктов. Например, для Балаганска значение 6 в третьем разряде свидетельствует о нахождении объекта в муниципальном районе. Значение 1 в шестом разряде говорит об отношении объекта к городскому поселению. Последние цифры 051 указывают на то, что это ПГТ, который является административным центром Балаганского района.

Если в качестве примера рассмотреть код 25 701 000 001, то значение 7 его третьего разряда говорит о расположении объекта на территории городского округа. Нулевые значения разрядов 6,7,8 показывают, что закодированный населенный пункт не принадлежит ни к одному из объектов третьего уровня классификации. Значения, закодированные в разрядах 9,10,11 дают указание на то, что речь идет о городе, который является административным центром муниципального образования.

При регистрации каждой организации или предпринимателя, осуществляется присвоение субъекту кода ОКТМО. Однако это не уникальный номер. Он является полностью идентичным для всех субъектов, зарегистрированных на территории одного муниципального образования.

Читайте также: