Что включает механизм рыночного регулирования экономики способы налогообложения

Опубликовано: 06.05.2024

Механизмы рыночной экономики и рыночное саморегулирование.

Рыночная экономика-это такая экономическая система, в которой фундаментальные эконом. проблемы- что, как и для кого производить – решаются главным образом через рынок, в центре которого находиться конкурент.

Рыночный механизм –совокупность инструментов регулирования рыночных процессов и отношении включае: спрос, предложение ,цены , налоги и конкуренцию.

· Главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предло­жение, цена.

Конкуренция способствует ус­тановлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количе­ства качественных товаров.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.

Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и пред­назначенный для обмена.Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.

Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокуп­ность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называ­ется конъюнктурой рынка.

Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спросаи предложения.

Спрос— это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спросаутверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос на­ходится в обратной зависимости от цены товара.

Предложение— это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определен­ное время и по определенной цене.

Рыночное саморегулирование- способность рыночного механизма оптимизировать развитие экономики и составляющих: управления, стимулирования , соотношения спроса и предложения.

Необходимость государственного регулирования рыночных отношений

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государствомтрадиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны.

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами:

Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

Налоговое регулирование

Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.

Основными задачами налогового регулирования являются:

· формирование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;

· составление программ (краткосрочных и долгосрочных) поступления налогов;

· разработка принципов формирования и учета налогооблагаемой базы.

· осуществление контроля над налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, привлечение к ответственности налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

методы государственного налогового регулирования:

· изменение состава и структуры системы налогов,

· замена одного способа или формы налогообложения другими,

· изменения и дифференциация ставок налогов,

· изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам,

· полное или частичное освобождение от налогов,

· отсрочка платежа или аннулирование задолженности,

· изменение сферы распространения налогов.

Налоговые льготы подразделяются на 3 вида : налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.

К налоговым освобождениям (полным или частичным) относятся льготы, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или отдельные группы потенциальных налогоплательщиков, и которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок.

Налоговые скидки (налоговые вычеты из налоговой базы) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки обычно связаны с расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу, а также с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества.

Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налогового оклада (суммы налога).

Бюджетное регулирование

Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функции государтсва.

Основные задачи бюджетного регулирования:

1. Достижение соответствие между расходами и доходами местных бюджетов разных видов

2. Обеспечение равномерности в поступлении доходов для предотвращения удержание в финансовых расходов;

3. Создание заинтересованности органов самоуправления в полной мобилизации доходов на своей территории;

4. Обеспечение самостоятельного использования дополнительно полученных средств в процессе выполнения местных бюджетов;

5. Перераспределение бюджетных ресурсов финансово «богатыми» и «бедными» территориями;

6. Связь объемов полученной финансовой помощи;

7. Осуществления финансового выравнивания.

Цель бюджетного регулирования:

1. Вертикальное бюджетное регулирования – обеспечивает необходимыми доходными источниками бюджетов разных уровней соответственно действующего порядка разграничения полномочий между органами государственной власти и местных самоуправлений.

2. Горизонтальное бюджетное регулирование-ликвидирует отличия в бюджетной обеспеченности бюджетов местного самоуправления, финансовое выравнивание.Сбалансирование доходов и расходов бюджета проводится с помощью особенных методов. Выбор методов бюджетного регулирования зависит от того каким образом разграничены доходы между уровнями бюджетной системы.

Методы бюджетного регулирования:

1. Метод процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, которые поступают в местные бюджеты;

2. Предоставление финансовой помощи бюджетам в размере определенной установленной суммы.

Валютное регулирование

· В системе регулирования экономики важное место занимает рыночное и государственное регулирование валютных отношений. Валютная политика — совокупность мер в сфере международных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. На разных исторических этапах выдвигаются конкретные задачи валютной политики. Государство косвенно или непосредственно вмешивается в валютные отношения. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями между государствами. Валютная политика на национальном уровне осуществляется центральным банком, министерством финансов и другими уполномоченными на то органами, а на международном уровне координируется специализированными межгосударственными валютно-кредитными организациями.

· Межгосударственное регулирование — это координация валютной, кредитной и финансовой политики государств. Оно обусловлено рядом причин: усилением взаимозависимости национальных экономик по разным направлениям; изменением соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка; масштабами мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, их нестабильностью. Регулированию подлежат все элементы мировой и национальных валютных систем. В рамках национальной валютной системы комплекс мероприятий по валютному регулированию включает в себя два самостоятельных, но взаимосвязанных направления:

- денежно-кредитные мероприятия общего характера, направленные на финансовое оздоровление национальной экономики, снижение темпов инфляции, обеспечение устойчивости национальной валюты, повышение доверия к ней;
- мероприятия в собственно валютной сфере: политика установления валютных курсов, режим использования валюты, режим валютного рынка, валютных операций, регулирование платежного баланса и т.п.

· Назовем основные формы валютной политики: дисконтная политика, девизная политика, валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, регулирование валютного курса, девальвация, ревальвация.

· Дисконтная политика — маневрирование учетной ставкой (ставкой рефинансирования) центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов. Повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка. Понижение официальной ставки может привести к уходу иностранных капиталов.

· Девизная политика осуществляется преимущественно в виде валютной интервенции, представляющей собой куплю-продажу государственными органами иностранной валюты (девизов).

· Валютная интервенция — это прямое вмешательство центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты. Ради повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Своей деятельностью на валютном рынке центральный банк способствует уравновешиванию спроса и предложения на иностранную валюту и тем самым ограничивает пределы колебаний валютного курса.

· Проведение валютной интервенции предполагает наличие в руках центральных банков значительных валютных резервов и возможно тогда, когда неуравновешенность платежного баланса незначительна и характеризуется периодической сменой пассивного сальдо активным. В противном случае проведение валютных интервенций грозит полным исчерпанием валютных резервов (при хронически пассивном сальдо платежного баланса) или расстройством денежного обращения внутри страны (при хронически активном сальдо платежного баланса). Кроме того, валютная интервенция оказывает лишь временное воздействие на валютный курс. В силу этого степень воздействия валютной интервенции на курс валюты ограниченна.

· Диверсификация валютных резервов позволяет уменьшить убытки, связанные с относительным обесценением тех или иных валют, и обеспечить наиболее выгодную структуру резервных активов. К другим мерам валютного регулирования относятся: продажа или покупка золота с целью оказания желательного воздействия на конъюнктуру рынка золота; изменение режима обратимости валют; ужесточение или ослабление валютных ограничений; получение или предоставление кредитов и субсидий для компенсации возникающих разрывов в международных платежах; регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Центральные банки регламентируют деятельность коммерческих банков по ведению валютных операций, лицензируя ее.

· Девальвация и ревальвация — традиционные методы валютной политики. Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютам (СДР, евро). Это случается, когда официальный курс завышен по сравнению с рыночным. Ревальвация — повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным или международным валютам.

· Платежный баланс всегда был объектом государственного регулирования. Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических (в том числе валютно-кредитных, финансовых и др.) мероприятий по формированию основных статей платежного баланса и покрытию сальдо. Методы регулирования платежного баланса направлены либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций. Страны с дефицитным платежным балансом принимают меры по развитию экспорта, сдерживанию импорта товаров, ограничению вывоза капиталов, сокращению внешней задолженности.

Механизмы рыночной экономики и рыночное саморегулирование.

Рыночная экономика-это такая экономическая система, в которой фундаментальные эконом. проблемы- что, как и для кого производить – решаются главным образом через рынок, в центре которого находиться конкурент.

Рыночный механизм –совокупность инструментов регулирования рыночных процессов и отношении включае: спрос, предложение ,цены , налоги и конкуренцию.

· Главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предло­жение, цена.

Конкуренция способствует ус­тановлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количе­ства качественных товаров.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.

Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и пред­назначенный для обмена.Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.

Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокуп­ность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называ­ется конъюнктурой рынка.

Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спросаи предложения.

Спрос— это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спросаутверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос на­ходится в обратной зависимости от цены товара.

Предложение— это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определен­ное время и по определенной цене.

Рыночное саморегулирование- способность рыночного механизма оптимизировать развитие экономики и составляющих: управления, стимулирования , соотношения спроса и предложения.

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п.

Однако нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.

Именно в силу несостоятельности и несовершенства рынка государственное вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым и оправданным. Причем чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.

В XX в. главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. Кейнс. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики. Свой вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, Дж. Хикс и др.

Государственное регулирование - это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.

Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.

Эффективность

Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.

Справедливость

Для рынка справедливым считается получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность

Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.

Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

В различных странах выбраны проверенные опытом разнообразные методы регулирования экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания.

"Объективная необходимость государственного регулирования экономики" и другие материалы по теме "Макроэкономика"


Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

5.4. Рыночный механизм, его преимущества и недостатки. Методы регулирования рынка

Рыночный механизм представляет собой способ взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Его движущими силами являются интересы субъектов рыночных отношений, те выгоды, которые они рассчитывают получить посредством товарно-денежного обмена. Реализация интересов продавцов и покупателей осуществляется путем их противоборства между собой в процессе конкурентной борьбы.
Конкуренция — это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Кто выиграет в соперничестве между продавцами и покупателями на рынке в каждый данный момент, зависит от конъюнктуры рынка. В условиях товарного дефицита в лучшей ситуации находятся производители и продавцы товаров и услуг. На рынках, где предложение превышает спрос, более жесткой является конкуренция между производителями. Она осуществляется в двух формах: внутри- и межотраслевой.
Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между производителями одной и той же отрасли за спрос покупателей. Она заставляет производителей снижать расходы на производство, повышать качество и расширять ассортимент выпускаемой продукции, улучшать послепродажное обслуживание. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует внедрение научно-технического прогресса в производство и послепроизводственное обслуживание покупателя.
Межотраслевая конкуренция — конкуренция между производителями, занятыми в разных отраслях. Она представляет собой соперничество за более прибыльные сферы хозяйственной деятельности. В ходе межотраслевой конкуренции производители изымают средства, вложенные в малодоходные отрасли, и вкладывают их в производство товаров и услуг, обеспечивающих наибольший доход. Таким путем межотраслевая конкуренция обеспечивает распределение и перераспределение факторов производства между отраслями.
В ходе конкурентного противостояния продавцы и производители формируют предложение товаров и услуг, покупатели — спрос на них. Соотношение спроса и предложения определяет рыночную цену, а она, в свою очередь, представляет то регулирующее устройство рыночного механизма, которое управляет сегодняшней и будущей хозяйственной деятельностью всех субъектов рынка. Изменение рыночной цены является результатом предшествующей деятельности продавцов и покупателей и одновременно пусковым механизмом их нового взаимодействия. Через рыночные цены осуществляется саморегулирование рынка. Таким образом, рыночный механизм является самоорганизующей силой рынка, или, по образному выражению А. Смита, той “невидимой рукой”, которая наводит порядок.
Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что рыночный механизм наилучшим образом обеспечивает удовлетворение спроса. Изменяющаяся конъюнктура рынка ориентирует производителей на создание необходимых обществу товаров.
Рыночное ценообразование поддерживает в относительном равновесии спрос и предложение. Отсутствие дефицита на рынке позволяет населению получать наибольшую полезность в процессе потребления приобретенных благ.
Конкурентная борьба на рынке заставляет производителей искать рациональные способы использования факторов производства, стимулирует внедрение достижений НТП в производство, обеспечивает рациональное распределение ограниченных ресурсов общества между отраслями и сферами хозяйственной деятельности.
В то же время возможности рыночного механизма не безграничны, его не следует идеализировать, он также имеет существенные недостатки. Опыт развитых стран показывает, что рыночный механизм не может предотвратить кризисы перепроизводства, безработицу, предохранить от разрушения окружающую среду. Саморегулирующийся рынок ведет к усилению дифференциации производителей, вытеснению сильными слабых, возникновению монополии и росту цен. Не может рыночный механизм эффективно решать проблемы, связанные с развитием науки и культуры. Позволяя процветать тем производителям, которые в конкурентной борьбе оказываются победителями, давая средства к жизни тем, кто имеет работу, рынок “безжалостен” к слабым: инвалидам, многодетным семьям, людям нетрудоспособного возраста.
Предотвратить или ослабить нежелательные последствия рыночного саморегулирования можно путем регулирования рынка. В странах с развитой рыночной экономикой имеет место государственное и негосударственное регулирование рынка.
Государственное регулирование имеет своей целью поддержание конкурентоспособного состояния рынка и исправление отрицательных последствий действия рыночного механизма. В этих целях государство устанавливает “правила игры” на рынке, разрабатывает законодательство, регулирующее отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Правительство проводит антимонопольную политику, разрабатывает меры по контролю за деятельностью монополий. Неравенство в доходах в рыночной экономике может быть уменьшено с помощью государственной политики перераспределения доходов.
Правительствам стран с развитой рыночной экономикой приходится перераспределять ресурсы в те отрасли и сферы, развитие которых не обеспечивает рыночный механизм. Данная проблема может решаться с помощью субсидий производителям. Например, в США государство осуществляет субсидирование высшего образования, программ массовых профилактических прививок, государственных больниц и поликлиник. В крайнем случае государство может взять на себя финансирование отдельных отраслей: С помощью фискальной и кредитно-денежной политики государственные экономические службы влияют на уровни занятости и инфляции, стимулируют экономический рост.
В основе негосударственного регулирования лежит система маркетинга и менеджмента, представляющая собой совокупность приемов и способов управления фирмой, а также изучения рынка и воздействия фирм на спрос покупателей.
Таким образом, в современной рыночной экономике наряду с рыночным механизмом саморегулирования используются различные методы государственного и негосударственного регулирования.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Почему существует отрицательная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на него?
2. Какие неценовые факторы влияют на индивидуальный спрос?
3. Какая существует зависимость между ценой и объемом предложения?
4. Чем определяются верхний и нижний пределы рыночной цены?
5. Высокой или низкой является эластичность спроса по доходу на предметы роскоши?
6. Как называются товары, объем спроса на которые сокращается при увеличении дохода потребителя?
7. Как и почему изменяется эластичность спроса и предложения по мере увеличения временного периода?
8. Приведите примеры, когда теория эластичности спроса и предложения может помочь фирме или государству принять обоснованное решение.
9. Назовите основные элементы рынка и покажите на примере отдельного товара, как они взаимодействуют между собой.
10. Что понимал А. Смит под “невидимой рукой”?

Основные категории и понятия

1. Спрос.
2. Предложение.
3. Закон спроса.
4. Кривая спроса.
5. Закон предложения.
6. Кривая предложения.
7. Цена.
8. Цена равновесия.
9. Конкуренция.
10. Эластичность спроса.
11. Эластичность предложения.
12. Рыночный механизм.

Долан Э. Дж., Линдсей Д. К Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 3.
Макконнелл К. Р., Брю C. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2т. М., 1992. Т. 1. Гл. 4; Т. 2. Гл. 22.
Самуэпьсон П. Экономика. М., 1992. Т. 1. Гл. 4.
Экономика: Учеб. / Под ред. А. С. Булатова. М., 1997.
Экономическая теория (политэкономия): Учеб. / Под общ. ред. акад. В. И. Ви- дянина, акад. Г. П. Журавлевой. М., 1997.

Государственное регулирование экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Государственное регулирование рыночной экономики по своей сути – это такой комплекс мер, который предпринимает государство, чтобы установить и стабилизировать необходимые экономические процессы. Такое регулирование направлено на три взаимосвязанные стороны рынка: ресурсы, производство и финансы.

Целью государственного регулирования является создание определенных финансовых, административных и правовых механизмов, которые бы позволяли рыночной экономике нормально функционировать, избегая или же минимизируя негативные последствия ее существования.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Государственное регулирование рыночной экономики 480 руб.
  • Реферат Государственное регулирование рыночной экономики 280 руб.
  • Контрольная работа Государственное регулирование рыночной экономики 190 руб.

Государство в экономике страны отвечает за:

  • Фискальную политику;
  • Регулирование рынка денежных средств и кредитного рынка;
  • Регулирование внешнеторговых отношений;
  • Регулирование бюджета и распределения доходов.

Государственное регулирование осуществляется через такие инструменты, как: целевые программы, прогнозирование, моделирование ситуаций и пр.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обоснована наличием ряда отрицательных процессов (бедность, преступность), существованием общественных благ (например, образование и здравоохранение), неуклонным стремлением крупных игроков рынка к монополизации и пр.

Функции государства

Основными и необходимыми функциями государства в рыночной экономике являются:

  • Создание правовой основы для функционирования бизнеса;
  • Борьба с монополиями, поддержание на рынке здоровой конкуренции;
  • Распределение доходов с помощью системы налогообложения и субсидий (пенсии, пособия и пр.);
  • Финансовое обеспечение науки и технического прогресса;
  • Контроль занятости населения, уровня цен, образующихся коммерческих объединений и альянсов;
  • Регулирование производства и ценовой доступности общественных благ.

Принципы государственного регулирования рыночной экономики

Государственное регулирование экономики базируется на следующих непреклонных принципах:

  • Предпочтительна рыночная организация экономики;
  • Государственные предприятия не должны превалировать над частными, так как у последних имеются меньшие финансовые возможности для такого конкурирования;
  • Экономическая политика государства должна быть направлена на экономическое благосостояние страны и социальную стабильность общества;
  • Государственное регулирование может быть усилено или ожесточено в целях предотвращения экономического кризиса.

Методы и механизмы государственного регулирования экономики

Основные механизмы регулирования экономики:

  • Бюджетно-налоговая политика: предполагает, что ведется необходимая деятельность в области налогообложения и бюджетирования, которая направлена на стабилизацию развития экономики страны, решение негативных социальных эффектов, предотвращение кризисных ситуаций.
  • Денежно-кредитная политика: предполагает строгий контроль денежной массы со стороны государства.

Все методы государственного регулирования подразделяются на:

  • Прямые (основаны на создании и развитии правовой базы): установление стандартов качества, введение ограничений и запретов;
  • Косвенные (стимулирующие к принятию рыночного решения методы): основаны на финансовой и кредитной политике страны; предполагает, например, контроль доходов участников рынка.

4. Рыночный механизм регулирования экономики.

Рыночная экономика - это такая система хозяйства, в которой экономич.решения принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется главным образом через рынок.

Рынок представляет собой форму взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хоз.субъектами. Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственными частными интересами и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом.

Координацию же всех принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов др.другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рынок выполняет функции: посредническую, информационную, ценообразования, регулирующую и стимулирующую.

Регулирующая функция рынка самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопрос: что производить? Для кого производить? Как производить?

Рынок немыслим без конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технич.прогресс, повышение качества продукции.

Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.

Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования конъюнктуры. В зависимости от обстановки и степени прочности своего дела конкурент может использовать монопольно высокую цену, приносящую ему монопольно высокую прибыль или временно использовать монопольно низкую цену для вытеснения с рынка менее могущественного конкурента. Цена “снятия сливок” используется тогда, когда на рынке появляется какая-то “ниша”, т.е. возможность временно упредить конкурентов в выпуске каких-то новых товаров. Цена внедрения предполагает временное снижение цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы рынке. Цена лидера существует в условиях, когда конкуренты договариваются не маневрировать произвольно ценами, а следовать за теми ценами, которые устанавливает ведущая фирма.

В неценовой конкуренции используются средства, не имеющие непосредственного отношения к цене. Это улучшение качества, реклама, организация выставок, ярмарок.

Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государ.регулирования в странах с развитой рыночной экономикой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены: выше спрос - конкуренция среди покупателей ведет к росту цены, а конкуренция среди производителей ведет к росту предложения; выше предложение - падает спрос, снижается цена, производитель стремится снизить затраты ради получения прибыли.

В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономич.пропорций: посредством колебания спроса и предложения, а соответственно и цен, устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а соответственно производства и потребления. Действует регулирующая “невидимая рука”. Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собств. выгоду, но часто при этом более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.

В современных условиях экономика управляется не только “невидимой рукой “, но и государ.рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Инфраструктура рыночного хозяйства:

содержание, формирование и функционирование.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.

Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);

2) аукционы, ярмарки;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения - биржи труда;

6)информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10) торговые палаты, др-е общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающие по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования ;

15) аудиторские кампании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

·облегчение участникам рыночных отношений реализации и их интересов;

·повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

·организационное оформление рыночных отношений;

·облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

17.Инструменты государственного регулирования рыночной экономики

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся:

создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

проведение политики макроэкономической стабилизации

воздействие на размещение ресурсов

деятельность в сфере распределения доходов

Для решения этих задач в распоряжении государства имеются важнейшие инструменты:

фискальная и денежная политика

социальная политика и политика регулирования доходов

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая-с их расходованием. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает потребности населения в общественных благах и услугах, решает экологические, социальные проблемы и др.

Ф.п.важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизацииэкономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Понятно, что неразумное применение этого инструмента-чрезмерно высокие налоги, гипертрофированные размеры расходной части гос.бюджета-превращают фискальную пол-ку в фактор, дестабилизирующий экономику.

Денежная политика. Регулируя денежную массу,, гос-во может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, объем национального производства и темпы экономического роста.

Любое гос-во проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов гос-во выполняет через гос-ю налоговую систему, а также через различные социальные программы по гос.помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости и т.д. К соц.пол-ке относится и деятельность гос-ва в области образования, медицины, культуры и т.п.

Внешнеэкономическая деятельность Гос-во осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютные ограничения и валютные инвестиции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины,субсидии, налоги и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. И при принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменение в государственных расходах и налогах, т.е. в фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Причинно-следственные связи могут быть и иными. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

Для истории становления и развития рыночной экономики характерны постоянные колебания от периодов расширения роли гос-ва в экономике к периодам его относительного сужения и обратно.

Читайте также: