Что входит в обязанности налоговой полиции

Опубликовано: 16.05.2024

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

  • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
  • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
  • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
  • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
  • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

"Бухгалтерский учет", N 12, 2000

Участие налоговой полиции в налоговых правоотношениях

В соответствии со ст.9 Налогового кодекса РФ (НК РФ) федеральные органы налоговой полиции являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Такое участие обусловлено задачами, которые поставлены перед налоговой полицией. Для их выполнения в соответствии со ст.11 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 (ред. 17.12.1995) "О федеральных органах налоговой полиции" (далее - Закон) федеральным органам налоговой полиции предоставлены соответствующие полномочия:

  • пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;
В соответствии со ст.36 НК РФ федеральные органы налоговой полиции полномочны участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов.
  • осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок;
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
  • беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от формы собственности и места нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;
  • получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также организаций и учреждений, независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для решения органами налоговой полиции возложенных на них задач, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации;
  • проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
  • вызывать в целях получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;
  • в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции выносить в качестве предупредительной меры руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и иных организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, а также гражданам письменные предостережения с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости - восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;
  • вносить в соответствии с законом в государственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых преступлений и нарушений.

Наделяя федеральные органы налоговой полиции правами по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства, законодатель установил в некоторых случаях обязанности, корреспондирующие данным правам. Так, например, праву органов налоговой полиции на получение информации, необходимой для решения возложенных на них задач, соответствует обязанность использовать такую информацию исключительно в служебных целях и не предавать ее разглашению. Право органов налоговой полиции беспрепятственно входить в любые помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их дополняется обязанностью уведомлять прокурора о всех случаях проникновения в жилые помещения, приспособленные для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан и т.д.

Остановимся на полномочии органа налоговой полиции выносить письменные предостережения. Письменное предостережение - это мера, используемая в предупредительно - профилактической работе. В соответствии с Законом право выносить письменное предостережение предоставлено только начальникам органов налоговой полиции или их заместителям. Предостережение адресуется руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и иных организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам).

Письменное предостережение является предупредительной мерой, поэтому его не следует путать с предупреждением, которое выносится в соответствии со ст.26 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП) и представляет собой один из видов административного взыскания.

Неисполнение требований, содержащихся в письменном предостережении, влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере до 100-кратного установленного законом минимального месячного размера оплаты труда (МРОТ). Решение о наложении штрафа и его размерах принимается начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем (ст.11 Закона).

Ниже приводится текст предостережения о необходимости погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам, подготовленный в Управлении ФСНП РФ по г. Москве .

Пронин С.Б. Обращение взыскания задолженностей на имущество организаций по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и другие государственные внебюджетные фонды.- М., 1998.- С. 73.

Касаясь права органов налоговой полиции на получение информации, необходимой для выполнения ими служебных задач, обратим внимание на то, как менялась норма Налогового кодекса РФ, регулирующая вопросы налоговой тайны. Вступившая в силу с 1 января 1999 г. часть первая Налогового кодекса РФ предусматривала, что "доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Государственной налоговой службой Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации" (п.3 ст.102). Поправками, внесенными в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, федеральные органы налоговой полиции были исключены из числа лиц, пользующихся правом доступа к информации, составляющей налоговую тайну. Такое положение создало серьезные препятствия для нормального функционирования органов налоговой полиции. Сохранение названного ограничения привело бы к существенному снижению эффективности правоохранительной деятельности налоговой полиции, нацеленной на борьбу с налоговыми преступлениями и правонарушениями. Вот почему Федеральным законом от 02.01.2000 N 13-ФЗ налоговая полиция была возвращена в круг субъектов, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Существенная корректировка полномочий федеральных органов налоговой полиции в налоговой сфере произошла в результате принятия Конституционным Судом РФ Постановления от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности п.п.2 и 3 ч.1 ст.11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции".

Конституционный Суд РФ признал положения п.п.2 и 3 ч.1 ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право взыскивать с юридических лиц суммы штрафов, а также всю сумму сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия, не соответствующими ст.ст.35, 45 и 46 Конституции РФ.

Вступление в силу части первой Налогового кодекса РФ также привело к пересмотру отдельных полномочий органов налоговой полиции. В соответствии с пп.4 п.2 ст.36 НК РФ органы налоговой полиции могут участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов. Кроме того, они вправе при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам такой проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого органами налоговой полиции принимается соответствующее решение.

С 1 января 2000 г. федеральные органы налоговой полиции утратили предусмотренное п.12 ст.11 Закона право налагать административный арест на имущество организации - недоимщика с последующей реализацией этого имущества.

С принятием Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, в том числе и по возложению на организации обязанностей передачи в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, возлагается на службу судебных приставов. До 1 января 2000 г., т.е. до момента завершения формирования службы судебных приставов, за органами налоговой полиции сохранялось право наложения ареста на имущество юридических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случае неуплаты ими налогов и других обязательных платежей в соответствии с Указом Президента РФ от 29.05.1998 N 604 "О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам" (см. также Совместное письмо ФСНП России от 18.02.1998 N НК-507 и Минюста России от 26.12.1997 N 06-07-10-97). Нормативных правовых актов, продлевающих исполнение налоговой полицией данных полномочий, впоследствии принято не было. Таким образом, с 1 января 2000 г. федеральные органы налоговой полиции не налагают арест на имущество недоимщиков. Эти полномочия теперь составляют компетенцию судебных приставов.

Административная юрисдикция налоговой полиции

Несмотря на заметное уменьшение сферы административной юрисдикции, связанное с изменениями налогового законодательства, налоговая полиция продолжает осуществлять деятельность по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.

В ст.11 Закона предусмотрено наложение административного штрафа в размере до 100-кратного МРОТ:

  1. за воспрепятствование проходу сотрудников налоговой полиции в производственные, складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и их обследованию;
  2. за неисполнение требований, которые содержатся в письменных предостережениях, выносимых федеральными органами налоговой полиции;
  3. за отказ предоставить сотруднику налоговой полиции документы, удостоверяющие личность;
  4. за неявку в орган налоговой полиции по вызову для дачи объяснений, справок, сведений по вопросам, относящимся к компетенции налоговой полиции;
  5. за непредоставление должностными лицами министерств, ведомств, руководителями организаций и учреждений, физическими лицами информации, необходимой для исполнения обязанностей, возложенных на федеральные органы налоговой полиции;
  6. за отказ предоставить сотрудникам налоговой полиции в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие организациям, учреждениям или общественным объединениям.

Перечень нарушений, за которые органами налоговой полиции может налагаться административный штраф, является исчерпывающим. Решение о наложении штрафа и его размерах принимается начальником органа налоговой полиции или его заместителем. В этом случае порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется КоАП.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 08.07.1999 N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" руководители органов налоговой полиции рассматривают следующие дела об административных правонарушениях (см. табл.).

За исключением розничной продажи этилового спирта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
За исключением розничной продажи этих средств при осуществлении деятельности юридических лиц (организаций), установленной в п.2 ст.1 Федерального закона от 08.07.1999 N 143-ФЗ.
Наложение административного взыскания в виде конфискации у нарушителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в соответствующих таре и (или) упаковке относится к компетенции районных судов (мировых судей) (п.3 ст.13 Федерального закона от 18.07.1999 N 143-ФЗ).

В соответствии с п.11 ст.11 Закона федеральные органы налоговой полиции имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных им полномочий (ст.ст.234, 235 КоАП), осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Особенности составления и содержание протокола об административных правонарушениях в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции закреплены в ст.17 Федерального закона от 08.07.1999 N 143-ФЗ:

"В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о юридическом лице (организации) или об индивидуальном предпринимателе, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и существо административного правонарушения; закон, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, с указанием конкретной статьи закона; объяснение законного представителя юридического лица (организации) или индивидуального предпринимателя, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела" (п.2 ст.17).

Если протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте, то сотрудник налоговой полиции доставляет нарушителя в служебное помещение в возможно короткий срок (ст.238 КоАП).

При составлении протокола об административном правонарушении нарушителю (законному представителю юридического лица) разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и другими законодательными актами, о чем делается отметка в протоколе (ст.235 КоАП, ст.17 Федерального закона от 08.07.1999 N 143-ФЗ).

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей они также подписывают протокол (ч.2 ст.235 КоАП). В случае отказа лица, совершившего правонарушение, подписать протокол в нем делается об этом запись. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания (ч.3 ст.235 КоАП).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченным на то органом (должностным лицом) в 15-дневный срок (ст.257 КоАП). В этих временных рамках должны рассматриваться все дела об административных правонарушениях, если для их рассмотрения не установлены иные сроки.

По результатам рассмотрения дела выносится постановление о наложении административного взыскания или о прекращении дела производством.

Постановление о наложении административного взыскания подписывается начальником органа налоговой полиции или его заместителем и скрепляется гербовой печатью.

Административный штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения (ст.285 КоАП).

Мерами по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях являются административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов (ст.239 КоАП).

Административное задержание - это принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание применяется в целях пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя. В этом случае оно выступает как мера пресечения. Административное задержание может применяться и в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по этим делам. Об административном задержании составляется протокол по правилам, установленным в ст.240 КоАП.

3.1. Обязанности органов налоговой полиции Российской Федерации

Федеральные органы налоговой полиции имеют достаточно широкий круг полномочий. Налоговая полиция наделена правами, предоставленными законода­тельством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного кон­троля, но и правами присущими милиции, органам дознания и предваритель­ного следствия, а также органам прокуратуры.

Проанализировав и обобщив из­ложенные в учебном пособии A.В.Брызгалина 1 нормативные документы и материалы, считаю, что обязанности на­логовой полиции могут быть разделены на следующие группы:

1) обязанности по выявлению и пресечению налоговых право­нарушений:

- проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в це­лях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенно­го государству ущерба;

- осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;

- принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществ­лять в установленном порядке их проверку;

2) обязанности по охране налоговых органов:

- обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;

3) обязанности по борьбе с коррупцией:

- проводить работу по выявлению и пресечению фактов кор­рупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой поли­ции;

4) обязанности по взаимодействию:

- исполнять в пределах своей компетенции определения су­дов, постановление судей, письменные поручения прокуроров, следо­вателей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процес­суальных действий;

- оказывать содействие налоговым органам, органам проку­ратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении пре­дупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области нало­гового законодательства;

- осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических лиц, а также информировать высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации о характерных процессах в обще­стве, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения;

5) обязанности по охране тайны:

- сотрудники налоговой полиции обязаны сохранять государ­ственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкла­дах физических лиц и другую информацию, полученную ими при ис­полнении служебных обязанностей.

3.2. Права органов налоговой полиции Российской Федерации

Федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право 1 :

1) проводить в соответствии с законодательством оперативно - розыскные мероприятия список которых определен Федеральным зако­ном “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 г. 2

К таким мероприятиям относятся:

сбор образцов для сравнительного исследования;

исследование предметов и документов;

обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сооб­щений;

прослушивание телефонных переговоров; (Приложение 2)

снятие информации с технических каналов связи;

2) пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля. В случае выявления нарушений валютного законодательства органы налоговой полиции должны направлять материалы в соответствующие учрежде­ния. Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 года №7127/95 1 , органы налоговой полиции наделены пра­вами агентов валютного контроля, но поскольку агенты валютного контроля не вправе применять санкции за нарушения валютного законодательства, то и органы налоговой полиции такими правами не обладают.

Постановлением Конституционного суда от 17 декабря 1996 года №20-П была дана оценка конституционности положений 2 и 3 ч.1 ст. 11 Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции” 2 , согласно которым федеральные органы налоговой полиции на основании ст.7 (п.8 и 9) и ст.8 Закона РСФСР от 21 марта 1991 года “О государственной налоговой службе РСФСР” и ст. 13 Закона об основах налоговой системы могут производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного до­хода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия. Эти положения были признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст.35 (ч..3), 45 и 46 (ч..1 и 2). Следовательно, органы налоговой полиции вправе производить взыскание в бесспорном порядке только сумм недоимки и пени.

3) осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение соответствующих санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем;

4) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель;

5) беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их.

О всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан орган налоговой полиции уведомляет прокурора в течение 24 часов с момента проникновения. Необходимо отметить, что дан­ное право не освобождает сотрудников налоговой полиции от необходимости получения разрешения судьи или в соответствующих случаях извещения су­дьи о проведении такой операции, поскольку в соответствии со ст. 25 Конститу­ции Российской Федерации “Жилище неприкосновенно. Никто не вправе про­никать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, ус­тановленных федеральным законом, или на основании судебного решения”.

6) в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости - восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;

7) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

8) вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;

9) получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Полученная федеральными органами налоговой полиции информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит;

10) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объединениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении.

Федеральные органы налоговой полиции по требованию владельцев средств связи и транспортных средств возмещают убытки и расходы, понесенные владельцами в этих случаях;

11) составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам налоговой полиции, осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

12) налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет;

14) осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно. Внедрение оперативных сотрудников санкционирует директор Департамента налоговой полиции или его первый заместитель;

15) осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах полномочий федеральных органов налоговой полиции;

16) вносить в соответствии с законом в государственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых преступлений и нарушений;

17) хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие, специальные средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую силу в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "О милиции" 3 ;

18) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств совершения налоговых преступлений и нарушений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда;

19) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства;

20) выплачивать лицу, представившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10 процентов от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет.

Глава 4. Особенности деятельности налоговой полиции иностранных государств с развитой экономикой и их взаимодействие с налоговой полицией России

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

"Но все меняется, когда приходят ОНИ!"
Реклама шоколадного батончика

Зачастую сотрудники налоговой полиции говорят о жестких ограничениях своих полномочий. Мол, это очень мешает находиться на страже государственного бюджета. Действительно, проведение проверок - дело непростое, причем именно в силу ограничений. Однако закон об оперативно-розыскной деятельности настолько развязал полицейским руки, что проверки как таковые им не нужны.

Долой проверки! Да здравствует ОРД!

Согласно этому документу сотрудники налоговой полиции обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия, регламентируемые федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (закон об ОРД).

К тому же летом прошлого года приказом N 285* ФСНП России утвердила Инструкцию о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции (далее - Инструкция). Согласно этому документу проверку можно проводить только после того, как по налогу истек налоговый период (п. 3 Инструкции). Следовательно, полицейские вправе запросить документы только за истекший период. Однако, как отмечает Дмитрий Анисимов, заместитель начальника службы документальных проверок УФСНП РФ по г. Москве, такое положение дел не устраивает столичных полицейских.

Дмитрий Анисимов:

- Разработчиком данной инструкции является Федеральная служба налоговой полиции. С некоторыми положениями документа мы, как московское управление, не совсем согласны. Мы принимаем их к выполнению, но рассматриваем возможность улучшения инструкции.

Все дело в оперативно-розыскных мероприятиях (далее - ОРМ). Вы нигде не найдете статистики по проведенным ОРМ. Все, что касается оперативно-розыскной деятельности налоговой полиции (кроме самого закона об ОРД), покрыто тайной и мраком.

Этот закон заслуживает особого внимания. Бухгалтерам столичных организаций важно понять, что проверки полицейских и оперативно-розыскные мероприятия - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

В принципе и проверка, и ОРМ проводятся на основании постановления. Но постановление на проверку выписывается начальником федерального органа налоговой полиции (или его замом) только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления* (п. 2 Инструкции). Постановление же о проведении ОРМ подписывает начальник территориального отдела на основании оперативной информации, полученной полицейским. Это могут быть сведения как о налоговом преступлении (свершившемся или только готовящимся), так и о преступлениях не налогового характера.

Статья 126 УПК РСФСР предоставляет налоговой полиции право расследовать преступления по 27 статьям УК РФ (полный их перечень см. в таблице 1). Только две из них (ст. 198 и 199 УК РФ) посвящены налоговым преступлениям. Как видите, оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия у налоговой полиции в тринадцать с половиной раз больше, чем для проведения проверки.

Бывший сотрудник налоговой полиции**:

- Самой "продуктивной" является информация, предоставляемая налоговой инспекцией. Ее можно использовать в качестве доказательной базы. Информация же, поступающая от граждан, зачастую является: как бы это помягче сказать: плодом их воображения. Оперативная проверка по таким заявлениям обычно заканчивается рапортом о том, что информация не подтвердилась. Бывают и вовсе анекдотичные ситуации. Однажды полицейский зашел в парикмахерскую. Пока его стригли, он слушал беседу мастеров о методах уклонения от налогообложения этой фирмы.

Более того, сотрудников налоговой полиции обязывают вербовать агентов. Агенты - это граждане, добровольно согласившиеся негласно сотрудничать с налоговой полицией. Они поставляют оперативную информацию, на основе которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Почему люди соглашаются сотрудничать с полицией? По идее полицейские должны выплачивать агентам вознаграждение за предоставление информации. Однако, по заявлению бывшего сотрудника налоговой полиции, на данный момент средств на содержание агентов нет. Поэтому полицейские работают с агентами на "взаимовыгодных" условиях. Например, полицейский вербует директора ресторана. Впредь директор "будет спать спокойно" - налоговая полиция к нему неожиданно не нагрянет. В ответ на эту услугу по охране безопасности труда полиция будет получать от директора сведения о подозрительной деятельности (например, продаже контраффактной алкогольной продукции) известных ему организаций. Стоит ли говорить о том, что заодно полицейский станет и завсегдатаем этого ресторана, причем обслуживать его будут на очень "льготных" условиях.

Дальше схема работы проста. Агент предоставляет оперативнику информацию. Полицейский составляет соответствующий рапорт на имя начальника отдела. В нем говорится о возможном преступлении (Например, в случае, приведенном выше, о предполагаемой торговле контрафактной алкогольной продукцией. Это нарушение подпадает под статью 171.1, подследственную налоговой полиции.). Начальник отдела подписывает постановление на проведение оперативно-розыскного мероприятия. Оперативники выезжают в организацию.љ

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Если оперативник не может указать источник информации, то зачастую он ссылается на своих агентов, которые об этом даже не подозревают.

Другими словами, если, придя в организацию, полицейские предЪявляют постановление об оперативно-розыскном мероприятии (обследовании помещения, исследовании документов или проверочной закупке), это говорит о том, что у них есть только подозрения и они пришли "накопать" компромат на месте. Если же налоговая полиция пришла с проверкой, значит, у нее уже есть серьезные данные о преступлении и осталось только подтвердить их с помощью документов, изЪятых в установленном порядке. В дальнейшем эти документы могут послужить доказательствами вины налогоплательщика в суде.

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Справедливости ради замечу, что "просто так", без оснований, полицейские никуда не ездят, у них и так работы слишком много, а времени мало. Поэтому любая полученная информация предварительно проверяется, и лишь затем оперативники выезжают на место.

В законе об ОРД указано 14 оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, в постановлении на проведение ОРМ указываются следующие: проверочная закупка, исследование предметов и документов или обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

На практике под оперативно-розыскным мероприятием подразумевается поиск фактических данных, которые свидетельствуют о подготовке или совершении преступления.

Самым распространенным видом ОРМ является обследование помещения. Цель - не только осмотреть все помещения фирмы, но и обнаружить, изЪять и исследовать документы и предметы, связанные с преступлением.

В ходе проверочной закупки полиция устанавливает факты несоблюдения правил торговли, искажения бухгалтерских документов, уклонения от уплаты налогов, завышения цен, наличия неучтенного товара и т.д.

Исследование предметов и документов проводится отделами документальных проверок полиции. Как правило, в ходе этого исследования проверяются документы, полученные во время обследования помещения или проверочной закупки. Как отмечает Дмитрий Анисимов, согласно Инструкции в данное время исследование документов проводится исключительно для выявления признаков неналоговых преступлений.

Проблема заключается в том, что в законе об ОРД не только не раскрывается общее понятие "оперативно-розыскное мероприятие", но и не дается определение каждого конкретного ОРМ. Поэтому не стоит наивно полагать, что обследование помещения не предполагает изЪятия документов.

Обследуя помещение, сотрудники налоговой полиции смотрят любую документацию, если нужно, проверяют ККМ, снимают отчеты, сверяют сумму наличных в кассе и указанную в отчетах, исследуют помещение на наличие неучтенного товара и т.д. Благодаря тому что понятие "оперативно-розыскное мероприятие" нигде не истолковано, полицейские действуют по принципу "что не запрещено, то разрешено".

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Вспоминается курьезный случай. Начинающий оперативник потерял постановление о проведении обследования и заставил персонал магазина искать его, угрожая пересажать всех, если документ не найдется.

Для наглядности рассмотрим конкретное оперативно-розыскное мероприятие. В октябре прошлого года сотрудники оперативного отдела управления по Центральному административному округу УФСНП России по г. Москве проводили оперативно-розыскное мероприятие в столичной организации. Основанием для проведения ОРМ послужила оперативная информация о возможном нахождении в офисе организации других фирм, незаконно арендовавших помещения. При обследовании помещения в сейфе бухгалтерии была обнаружена неучтенная валюта. Никаких посторонних фирм в помещении организации так и не нашли, зато по факту найденных денег поставили вопрос о проведении документальной проверки фирмы.љ

Словом, не важно, с чем приходит полиция, важно, что она найдет и чем все это закончится.

Не виноватая я:

Итак, для получения любой необходимой информации полицейские имеют почти неограниченные полномочия, но вместе с тем доказать вину подозреваемого непросто.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов в крупном (особо крупном) размере установлена в статье 199 УК РФ (см. сноску на стр. ***). Применение этой статьи судами разЪяснено в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 4 июля 1997 г. N 8. Из пункта 1 постановления следует, что для обвинения налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов полицейские должны доказать "умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы". Да и об искажении бухгалтерских данных о доходах и расходах (обязательной составляющей налогового преступления) можно говорить в суде только тогда, когда будет доказано, что налогоплательщик действовал предумышленно (п. 3 постановления).

Таким образом, перед налоговой полицией, которая изымет документы налогоплательщика в ходе ОРМ и найдет в них что-либо компрометирующее, стоит непростая задача. Полицейские должны доказать, что налогоплательщик не только нарушил законодательство, но сделал это умышленно, то есть заранее планируя обмануть государство.

Часто ли удается доказать умысел? В 2000 году (тогда полицейские провели чуть более 3000 проверок) уголовных дел было возбуждено всего 1 757. При этом не известно, сколько из них дошло до суда и по скольким был вынесен обвинительный приговор.

Следует помнить и о презумпции невиновности налогоплательщика, установленной статьей 49 Конституции РФ*. Вину налогоплательщика обязаны доказывать органы налоговой полиции. Сам же он вправе не помогать в этом, то есть не давать письменных показаний, которые могут послужить доказательствами его вины.

Итак, для судебного рассмотрения уголовного дела недостаточно только фактов, свидетельствующих об искажении данных бухгалтерской отчетности, о неуплате налогов и т.д. Необходимы еще доказательства предумышленного совершения преступления. В связи с этим важно то, что говорят и подписывают руководитель организации и главный бухгалтер, подозреваемые в совершении налогового (или иного) преступления и приглашенные на "свидание" с полицейскими. На таких "встречах" создается "специальная" обстановка, психологически давящая на приглашенных.

Кроме того, любые доказательства (документы, сведения, предметы и т.д.), полученные с нарушением требований закона (например, не верно составленный акт изЪятия) не имеют юридической силы и не будут фигурировать в суде.

Какие последствия повлечет за собой визит полицейских?

Предсказуемые последствия

Полицейские, выявившие налоговое правонарушение в ходе оперативно-розыскного мероприятия или проверки, передают эту информацию в налоговую инспекцию. В случае обнаружения признаков преступления заводится уголовное дело. В процессе расследования проводятся обыски, допросы, экспертизы (судебно-экономическая, почерковедческая и т.д.).

Здесь, кстати, важно напомнить о "деятельном раскаянии". Пункт 2 статьи 198 УК РФ освобождает от уголовной ответственности лицо, впервые свершившее преступление и полностью возместившее ущерб государству. При этом возмещается только доказанный полицией ущерб.

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Руководство налоговой полиции не стремится к тому, чтобы "пересажать" всех нарушителей законодательства, а просто старается возместить как можно больше средств в государственный бюджет.

А. беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения и обследовать их;

Б. выносить предостережения с требованием устранить нарушения законодательства, своевременно и в полной мере уплатить налоги, предоставить отчетную и иную документацию в установленные сроки, вести бухучет в соответствии с законодательством; контролировать выполнение этих требований;

В. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

Г. вызывать граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения обЪяснений, справок и сведений по вопросам, относящимся к компетенции налоговой полиции;

Д. получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также организаций и физических лиц всю необходимую информацию;

Е. для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении, использовать средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным обЪединениям.

Бывший сотрудник налоговой полиции:

- Самым распространенным нарушением, за которое полиция накладывает административное взыскание, является отказ от предоставления информации (пункт Д - прим. ред.). Формулировка, записанная в законе, настолько туманна, что позволяет сотрудникам полиции трактовать ее как угодно. Например, недавно одну предпринимательницу оштрафовали за то, что она не предоставила полицейским документы на офисное кресло. Санкции за отказ в предоставлении средств связи или транспортных средств, насколько я помню, вообще не налагались.

Федеральные органы налоговой полиции рассматривают дела по следующим статьям КоАП РФ:

Должностные лица - 30-40 МРОТ

Юридические лица - 300-400 МРОТ

Должностные лица - 30-40 МРОТ (с конфискацией продукции или без таковой)

Юридические лица - 300-400 МРОТ (с конфискацией продукции или без таковой)

Юридические лица - 400-500 МРОТ

Должностное лицо банка - 20-30 МРОТ

(с изменениями на 30 июня 2002 года)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Служба в органах налоговой полиции Российской Федерации Служба в органах налоговой полиции Российской Федерации- вид государственной службы граждан Российской Федерации, состоящих на должностях в Департаменте налоговой полиции Российской Федерации (далее- Департамент налоговой полиции) или его органах в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, городах, районах в городах Москве и Санкт-Петербурге.

Сотрудники органов налоговой полиции Российской Федерации (далее- сотрудники налоговой полиции) имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Им выдаются служебные удостоверения установленного образца.

Сотрудники налоговой полиции после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Принципы службы в органах налоговой полиции Служба в органах налоговой полиции строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности органов налоговой полиции соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации.

Статья 3. Правовая основа службы в органах налоговой полиции Правовую основу службы в органах налоговой полиции составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", иные акты законодательства Российской Федерации, Конституции, законы и иные правовые акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативные акты Департамента налоговой полиции, принятые в пределах их полномочий, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах налоговой полиции.

Статья 4. Служебные обязанности и права сотрудника налоговой полиции

Сотрудник налоговой полиции выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой сотрудника налоговой полиции, настоящим Положением и контрактом.

При исполнении служебных обязанностей сотрудник налоговой полиции находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник налоговой полиции обязан принять меры к исполнению закона.

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником налоговой полиции при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

Сотрудник налоговой полиции в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов Российской Федерации и не может быть ограничен решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

За противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник налоговой полиции несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Вред, причиненный физическим и юридическим лицам противоправными действия или бездействием сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 5. Специальные звания сотрудников налоговой полиции

Гражданам Российской Федерации, принятым в органы налоговой полиции на соответствующие должности, присваиваются следующие специальные звания:

а) лицам младшего начальствующего состава: прапорщик налоговой полиции, старший прапорщик налоговой полиции;

б) лицам среднего и старшего начальствующего состава: младший лейтенант налоговой полиции, лейтенант налоговой полиции, старший лейтенант налоговой полиции; капитан налоговой полиции; майор налоговой полиции; подполковник налоговой полиции;

в) лицам высшего начальствующего состава: генерал-майор налоговой полиции; генерал-лейтенант налоговой полиции; генерал-полковник налоговой полиции.

Специальные звания, присваиваемые лицам среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов налоговой полиции, являются пожизненными. При прекращении службы по основаниям, предусмотренным пунктами "а", "б", "в", "г", "е", "ж" и "з" статьи 45 настоящего Положения, к имеющемуся специальному званию добавляется слово "в отставке".

Статья 6. Должности, замещаемые лицами, имеющими специальные звания

Перечень должностей, замещаемых лицами младшего и среднего начальствующего состава органов налоговой полиции, утверждается Департаментом налоговой полиции.

Перечень должностей, замещаемых лицами высшего начальствующего состава органов налоговой полиции, утверждается Президентом Российской Федерации.

Статья 7. Профессиональная подготовка сотрудников налоговой полиции Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников налоговой полиции осуществляется по договорам в учебных заведениях других министерств государственных комитетов и ведомств Российской Федерации.

Организация и содержание профессиональной подготовки сотрудников налоговой полиции определяются соответствующими ведомственными нормативными актами, учебными планами и программами Департамента налоговой полиции.

Статья 8. Прием на службу и перемещение по службе сотрудников налоговой полиции

На службу в органы налоговой полиции принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 20 лет, способные по своим деловым и личным качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности.

Прием на службу в органы налоговой полиции лиц, ранее уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, органов государственной безопасности и внутренних дел, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 48 настоящего Положения.

На должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов налоговой полиции принимаются граждане, имеющие соответствующее юридическое, финансовое, экономическое, среднее, специальное или высшее образование.

Должности лиц, имеющих специальные звания, замещаются посредством назначения на должность в соответствии с настоящим Положением либо путем заключения индивидуальных контрактов.

Прием на службу сотрудника налоговой полиции оформляется приказом начальника соответствующего органа налоговой полиции в соответствии с его компетенцией либо подписанием контракта.

Приказ объявляется сотруднику налоговой полиции под расписку.

Статья 9. Ограничения в приеме на службу в органы налоговой полиции и ее прохождения

Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы налоговой полиции , если он:

- вступившем в законную силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным;

- имел или имеет судимость;

- не отвечает требованиям, предусмотренным в статье 8 настоящего Положения.

Сотрудникам налоговой полиции, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, родные братья, сестры, сыновья, дочери, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов) не разрешается проходить службу в одном и том же органе налоговой полиции, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Сотруднику налоговой полиции запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

Статья 10. Контракт о службе в органах налоговой полиции

Контракт о службе в органах налоговой полиции заключается между гражданином Российской Федерации И Департаментом налоговой полиции в лице руководителя соответствующего органа налоговой полиции. Форма и условия контракта утверждаются Департаментом налоговой полиции.

В контракте оговариваются обязательство гражданина выполнять возложенные на него обязанности по службе в органе налоговой полиции, соблюдать Присягу сотрудника налоговой полиции, внутренний распорядок, требования настоящего Положения и обязательство Департамента налоговой полиции обеспечить социально-правовые гарантии и необходимые условия для службы принимаемому на службу сотруднику, предусмотренные законодательством, настоящим Положением и по соглашению сторон.

В контракте также указываются юридические последствия, наступающие в результате невыполнения сторонами взятых на себя обязательств, а также отказа руководителя органа налоговой полиции продлить контракт без достаточных на то оснований. Контракт заключается только в письменной форме.

Контракты о службе на должностях, замещаемых лицами, имеющими специальные звания налоговой полиции, заключаются на определенный срок и в письменной форме. При этом для граждан, впервые поступивших на службу в органы налоговой полиции в контракте должен предусматриваться срок службы в органах налоговой полиции не менее трех лет. Контракт может быть продлен или заключен на новый срок по соглашению сторон не менее чем за два месяца по окончания срока, установленного в контракте.

Для лиц, поступивших в учебное заведение, обучение которых осуществляется за счет средств Департамента налоговой полиции в контракте предусматривается обязанность прохождения службы в органах налоговой полиции со сроком не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

В случае служебной необходимости сотрудник налоговой полиции может привлекаться к исполнению обязанностей, не предусмотренных контрактом, на срок до одного месяца в течение календарного года с выплатой должностного оклада не ниже чем его оклад по занимаемой должности.

Статья 11. Назначение на должность

Должности лиц, имеющих специальные звания налоговой полиции, определяются перечнями, установленными в соответствии со статьей 5 настоящего Положения, и предусматриваются в штатном расписании органов налоговой полиции.

Назначение сотрудников налоговой полиции на должности, замещаемые лицами, имеющими специальные звания налоговой полиции, осуществляется их прямыми начальниками в порядке, устанавливаемом директором Департамента налоговой полиции.

При назначении сотрудника налоговой полиции на должность обеспечивается использование его по основной или родственной специальности либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости использования его на должности по новой для него специальности назначению должна предшествовать соответствующая переподготовка этого сотрудника.

В отдельных случаях сотрудник налоговой полиции может быть назначен исполняющим обязанности по должности. При этом непрерывный срок исполнения обязанностей по вакантной должности не должен превышать двух месяцев, а по невакантной - четырех месяцев.

Назначение директора Департамента налоговой полиции осуществляется Президентом Российской Федерации.

Первый заместитель директора Департамента налоговой полиции назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению директора Департамента налоговой полиции.

Лица, принятые в органы налоговой полиции для прохождения службы на должностях младшего, среднего и старшего начальствующего состава налоговой полиции, зачисляются на службу в указанные органы с одновременным назначением на должность и присвоением специального звания приказами по Департаменту налоговой полиции.

Разрешается временное замещение вакантных и невакантных должностей среднего и старшего начальствующего состава наиболее подготовленными, состоящими на службе в органах налоговой полиции лицами младшего начальствующего состава при условии, если по штату у лиц, занимающих эти должности, не положено иметь в подчинении лиц среднего и старшего начальствующего состава налоговой полиции.

В отдельных случаях с согласия директора Департамента налоговой полиции или его первого заместителя допускается назначение или прием на работу служащих налоговой полиции за счет вакантных должностей, замещаемых по штату лицами среднего и старшего начальствующего состава налоговой полиции.

Читайте также: