Налоговые льготы субъектам инвестиционной деятельности

Опубликовано: 16.05.2024

Статья 7. Налоговые льготы для субъектов инвестиционной деятельности

1. Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории края, а именно: инвесторы, пользователи объектов инвестиционных вложений, лизингодатели и лизингополучатели, осуществляющие сделки по договорам финансового лизинга на основе и в пределах, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, на условиях, определенных статьей 8 настоящего Закона, могут быть освобождены от уплаты соответственно следующих налогов:

1.1. Налога на имущество предприятий в части имущества, вновь созданного, приобретенного или реконструированного (модернизированного) для реализации инвестиционного проекта, и (или) в части имущества, предоставленного во временное владение и в пользование в соответствии с договорами финансового лизинга, и (или) в части имущества, приобретаемого в соответствии с договором финансового лизинга;

1.2. Единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, в части дохода (выручки), полученного (ой) от реализации инвестиционного проекта:

1.3. Подоходного налога с физических лиц в части дохода, полученного от осуществления инвестиционной деятельности;

1.4. Налога с владельцев транспортных средств, приобретенных для реализации инвестиционного проекта, за исключением легкового автотранспорта;

1.5. Налога на приобретение автотранспортных средств, приобретенных для реализации инвестиционного проекта, за исключением легкового автотранспорта;

1.6. Земельного налога за земли и площади, используемые для реализации инвестиционного проекта.

2. Положения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не распространяются на физических и юридических лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность путем приобретения в собственность долей участия в уставном (складочном) капитале, акций или облигаций организаций, производящих или предоставляющих хотя бы один из видов продукции или услуг, входящих в следующие классы или подклассы, выручка от реализации которых (ой) составляет более сорока процентов общей суммы выручки от реализации ими продукции и (или) услуг:

2.1. Продукции и услуг, связанных с охотой, промыслом и разведением дичи;

2.2. Продукции лесозаготовок;

2.3. Продуктов лесных дикорастущих;

2.4. Продукции и услуг рыболовства, за исключением:

а) рыбы живой товарной (выращенной);

б) продукции рыбоводства прудового, озерного, речного;

в) услуг, связанных с рыбоводством, рыбоохраной и рыбнадзором;

2.5. Водки и ликероводочных изделий, этилового спирта и продукции спиртового производства (спирт-сырец, спирт-ректификат, настои спиртовые, денатурат);

2.6. Лома и отходов цветных металлов (кроме благородных) и продуктов их вторичной переработки;

2.7. Лома и отходов благородных металлов, продуктов их вторичной переработки;

2.8. Услуг в оптовой и розничной торговле, по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, по ремонту ювелирных изделий;

2.9. Услуг гостиниц и ресторанов;

2.10. Услуг транспорта, складского хозяйства и связи, за исключением:

а) перевозок пассажиров автомобильным транспортом по расписанию;

б) услуг городского электрического транспорта;

в) услуг водного транспорта;

г) услуг национальной почты;

д) услуг по финансовому посредничеству, за исключением услуг по финансовому лизингу;

2.12. Услуг, связанных с недвижимым имуществом, арендой и коммерческой деятельностью, за исключением:

а) услуг по финансовому лизингу сельскохозяйственных машин и оборудования без оператора, машин и оборудования для производственного и гражданского строительства без оператора, всех видов машин и оборудования без оператора, электрических и неэлектрических, используемых в качестве средств производства в промышленности;

б) услуг в области гидрометеорологии и прогноза погоды;

в) услуг, оказываемых по сигналам тревоги;

2.13. Услуг коммунальных, социальных и персональных (класс О), за исключением:

а) услуг по обеспечению экологической безопасности в городе службами коммунального хозяйства;

б) услуг библиотек, архивов, музеев и других аналогичных культурнопросветительских организаций;

2.14. Услуг по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием;

2.15. Услуг, предоставляемых экстерриториальными организациями и органами;

2.16. Товаров, помещаемых под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации;

2.17. Товаров, помещаемых под таможенный режим переработки товаров под таможенным контролем;

2.18. Товаров, помещаемых под таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории Российской Федерации.

3. Положения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не распространяются на физических и юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты, направленные на производство или предоставление хотя бы одного из видов продукции или услуг, входящих в указанные в пункте 2 настоящей статьи классы или подклассы видов продукции и услуг.

4. Налоговые льготы, возможность установления которых предусмотрена пунктом 1 настоящей статьи, могут быть установлены на срок пять лет с начала реализации инвестиционного проекта.

5. Налоговые льготы, возможность установления которых предусмотрена пунктом 1 настоящей статьи, могут быть установлены на срок десять лет с начала реализации инвестиционного проекта при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

5.1. Суммарный объем вкладываемых инвестиций составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на день вступления в силу настоящего Закона);

5.2. Инвестиционный проект включен в инвестиционную программу края;

5.3. Инвестиционный проект обеспечивает производство хотя бы одного из видов продукции, входящих в следующие классы или подклассы, выручка от реализации которой составляет не менее 75 процентов общей суммы выручки от реализации продукции и (или) услуг в рамках инвестиционного проекта:

а) продукции, не имеющей зарубежных аналогов и защищенной отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;

б) экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;

в) импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;

г) продукции сельского хозяйства и ее промышленную переработку;

д) продукции лесоводства;

е) фармацевтических препаратов, медицинских химических веществ и лекарственных растительных продуктов;

ж) цемента, извести, штукатурки и гипса;

з) изделий из бетона, цемента и гипса;

и) труб стальных;

к) готовых строительных металлических изделий, цистерн, резервуаров и паровых котлов;

л) двигателей (кроме автомобильных, авиационных и мотоциклетных) и турбин;

м) насосов и оборудования компрессорного;

н) термического и электротермического оборудования;

о) грузоподъемного и такелажного оборудования;

п) устройств гидро- и пневмо-автоматики;

р) тракторов и их двигателей, промышленных теплиц и технологического оборудования для них;

с) машин и оборудования общего назначения: газогенераторов, очистных устройств, оборудования для центробежного и гравитационного разделения жидких и неоднородных систем, нанесения лакокрасочных покрытий на изделия машиностроения, оборудования для кондиционирования воздуха и холодильного оборудования (кроме бытового), каландр, оборудования для нанесения грунта, эмали, декора, травления;

т) сельскохозяйственных машин (кроме тракторов);

ф) машин и оборудования для металлургии;

х) машин и оборудования для горнодобывающей промышленности, эксплуатации карьеров, строительства и их деталей;

ц) машин и оборудования для пищевой промышленности, производства напитков и табачной промышленности;

ч) машин и оборудования для производства текстильных изделий, одежды и изделий из кожи;

ш) оборудования нефтепромыслового, бурового геолого-разведочного и запасных частей к нему;

ш) оборудования целлюлозно-бумажного;

э) бытовых приборов (код 2930000);

ю) оборудования технологического для стекольно-ситалловой промышленности;

я) оборудования специализированного технологического для производства электрических ламп;

я.1) машин и оборудования для коммунального хозяйства; техники пожарной;

я.2) оборудования специализированного технологического для медицинской промышленности;

я.3) машин и оборудования строительно-отделочного, строительномонтажного; оборудования для стройиндустрии;

я.4) машин и оборудования специализированного (код 2949000);

я.5) канцелярской, бухгалтерской и электронно-вычислительной техники;

я.6) электродвигателей, генераторов, трансформаторов;

я.7) оборудования и аппаратуры для радио, телевидения и связи;

я.8) медицинского и хирургического оборудования;

я.9) оборудования для контроля технологических процессов;

я.10) испытательного оборудования;

я.11) приборов для научных исследований;

я.12) автомобилей, прицепов и полуприцепов, кузовов для автомобилей;

я.13) судов торговых и пассажирских; военных кораблей;

я.14) железнодорожных и трамвайных локомотивов, рельсового подвижного состава; их комплектующих изделий и составных частей;

я.15) воздушных и космических летательных аппаратов, оборудования и деталей летательных аппаратов;

я.16) учебно-наглядных пособий, оборудования учебного;

5.4. Инвестиционный проект обеспечивает строительство хотя бы одного из видов объектов, входящих в следующие классы или подклассы видов продукции:

а) зданий и сооружений топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий;

б) зданий и сооружений машиностроительных предприятий;

в) "под ключ" инженерных сооружений и специальных объектов;

г) зданий и сооружений предприятий дорожного транспорта;

д) зданий и сооружений предприятий воздушного транспорта;

е) зданий и сооружений предприятий магистрального трубопроводного транспорта;

ж) зданий и сооружений предприятий связи;

з) зданий и сооружений предприятий строительной индустрии;

к) зданий и сооружений предприятий коммунального хозяйства;

л) зданий и сооружений предприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;

м) зданий и сооружений предприятий здравоохранения, науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства;

н) зданий и сооружений для органов государственного управления, обороны, государственной безопасности;

о) зданий и сооружений предприятий промышленности строительных материалов;

5.5. Инвестиционный проект обеспечивает предоставление хотя бы одного из видов услуг, входящих в следующие классы или подклассы, выручка от реализации которых составляет не менее 75 процентов общей суммы выручки от реализации продукции и (или) услуг в рамках инвестиционного проекта:

а) услуг по снабжению электроэнергией, газом и водоснабжению;

б) услуг в области дошкольного и начального образования;

в) услуг в области среднего образования;

г) услуг в области начального и среднего профессионального образования;

д) услуг в области высшего профессионального образования;

е) услуг больниц и специализированных лечебных центров;

ж) услуг по амбулаторному лечению, предоставляемых поликлиниками;

з) услуг санитарно-профилактических;

и) услуг санаториев и прочих оздоровительных учреждений;

к) социальных услуг (код 8530000).

6. Суммы процентов за долгосрочные кредиты и займы, фактически использованные указанными в пункте 1 настоящей статьи субъектами инвестиционной деятельности для реализации инвестиционных проектов, по истечении сроков, определенных пунктами 4 и 5 настоящей статьи, на условиях, определенных статьей 8 настоящего Закона, могут быть исключены в полном объеме из налоговой базы при исчислении соответственно:

6.1. Единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;

6.2. Подоходного налога с физических лиц.

7. Указанным в пункте 1 настоящей статьи субъектам инвестиционной деятельности, подпадающим под действие пункта 5 настоящей статьи, в последующие пять лет по истечении срока, определенного пунктом 5 настоящей статьи, на условиях, определенных статьей 8 настоящего Закона, может быть предоставлена возможность уплачивать не более 50 процентов от ставок указанных в пункте 1 настоящей статьи налогов с учетом льготы, предусмотренной пунктом 6 настоящей статьи.

8. Заказчики, осуществляющие на территории края строительство домов жилых на основе и в пределах, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, на условиях, определенных статьей 8 настоящего Закона, на период реализации инвестиционных проектов и до момента определения собственника завершенного строительства могут быть освобождены от уплаты соответственно следующих налогов:

8.1. Единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, в части дохода (выручки), полученного (ой) от реализации инвестиционного проекта;

8.2. Подоходного налога с физических лиц в части дохода, полученного от осуществления инвестиционной деятельности;

8.3. Налога с владельцев транспортных средств, приобретенных для реализации инвестиционного проекта, за исключением легкового автотранспорта;

8.4. Налога на приобретение автотранспортных средств, приобретенных для реализации инвестиционного проекта, за исключением легкового автотранспорта;

8.5. Земельного налога за земли и площади, используемые для реализации инвестиционного проекта.

9. Физические лица на основе и в пределах, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, на условиях, определенных статьей 8 настоящего Закона, могут быть освобождены от уплаты подоходного налога в части дохода, полученного от продажи принадлежащих им на праве собственности эмиссионных ценных бумаг, эмитентами которых являются:

9.1. Организации, зарегистрированные на территории края;

9.2. Организации, филиалы которых осуществляют свою деятельность на территории края.

10. Виды продукции и (или) услуг, составляющие указанные в пунктах 2 и 5 настоящей статьи классы или подклассы видов продукции и услуг, определяются или устанавливаются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93.


>
Условия предоставления налоговых льгот
Содержание
Закон Красноярского края от 23 мая 2000 г. N 10-746 "Об инвестиционной деятельности в Красноярском крае"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Налоговый кодекс РФ
С 1 января 2014 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу (НК РФ), в редакции Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ".

Так государство выразило готовность решать вопросы развития Дальневосточного региона России с учетом экономических и социальных проблем как накопившихся за долгие годы, так и сложившихся в результате стихийных бедствий 2013 года.

Данные изменения приняты в форме внесения в кодекс главы 3.3. «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» и новых статей, касающихся, в том числе, создания на базе ФНС федерального реестра участников региональных инвестиционных проектов, особенностей налогового контроля за соблюдением условий предоставления налоговых льгот.

Наиболее существенным для бизнеса является вопрос об установлении для участников инвестиционных проектов ставки 0% по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В региональные бюджеты, как и ранее, вопрос установления ставки по налогу на прибыль решается в форме региональных законов.

Важным обстоятельством для инвесторов может стать то, что, несмотря на применение нулевой или сниженной ставки по налогу на прибыль, они смогут убытки, полученные в начальных периодах реализации инвестпроекта, учесть при уменьшении налоговой базы последующих периодов на всю сумму полученного ими убытка в течение последующих 10 лет.

Участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90% всех учитываемых доходов. Таким образом, инвестиционный проект должен быть реальным и нацеленным преимущественно на производственные, а не услуговые или торговые направления предпринимательской деятельности.

Ограничения на признание региональных инвестиционных проектов льготируемыми

Введено несколько существенных ограничений на признание региональных инвестпроектов льготируемыми по налогообложению с целью ориентации инвесторов на реальный сектор экономики: введены условия обеспечения существенных вложений в производственный сектор и ограничение по видам деятельности, связанным, например, с добычей и реализацией углеводородного сырья и подакцизных товаров.

В целом пока использование таких льгот по новому закону ограничено региональным делением и приоритетом инвесторов дальневосточных регионов.

Законодатель в очередной раз идет по тонкой грани между установлением льгот, носящих индивидуальный и общий характер. Статьей 56 НК запрещено устанавливать нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, имеющие индивидуальный характер.

Тем не менее государство допускает иногда льготы для достаточно узкого круга налогоплательщиков. Так происходит, например, с льготированием участников проекта Сколково, строителей олимпийских объектов, теперь с привлечением инвестиций на Дальний Восток. Аналогичные ситуации нередко возникают и на уровне региональных законов, устанавливающих льготы в областные и республиканские бюджеты для инвесторов в тех или иных очень узких секторах промышленности. Но это вынужденная мера и зачастую общая экономическая обоснованность в этом присутствует.

Как это будет работать в Нижегородской области?


В связи с принятием нового закона возникает и целый ряд вопросов. Так, в нашем регионе с 2004 года действует и активно применяется Закон от 31.12.2004 N 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". У нас достаточно высокий уровень проработанности процедур, обеспечивающих привлечение инвесторов в различных отраслях экономики области. Региональные инвестиционные проекты работают уже не первый год, обеспечивая права российских и иностранных инвесторов, в том числе в форме установления налоговых льгот в региональный бюджет в пределах, установленных федеральным законодателем. Такие проекты имеют статус инвестиционных соглашений, утверждаемых законодательной властью области, а их исполнение курируется на уровне правительства области Министерством инвестиционной политики Нижегородской области.

Но в связи со вступлением с этого года в силу Федерального закона N 267-ФЗ участники таких региональных соглашений не имеют права на вновь установленные льготы федерального уровня, пока Нижегородская область не будет включена в статью 25.8 НК РФ.

Получается, что «региональные инвестиционные проекты» в России будут иметь одно название, но несколько содержаний (понятий): льготируемые по смыслу раздела 3.3. НК ФР и льготируемые в силу соглашений, заключенных по законам субъектов РФ. Представляется, что со временем такое деление должно быть исключено и равенство субъектов предпринимательской деятельности должно быть обеспечено на всей территории России, как это предусмотрено основными принципами конституционного и гражданского законодательства. А поддержка особо депрессивных регионов может осуществляться на уровне бюджетного софинансирования развития экономики и в иных формах.

Как будет осуществляться контроль за применением налоговых льгот

Здесь же возникает и не менее важный вопрос о контроле за применением налоговых льгот для обоих типов региональных инвестиционных проектов.

До 2014 г. вопрос о контроле за выполнением условий инвестиционных соглашений для применения налоговых льгот в НК РФ прямо прописан не был. Типовыми проектами соглашений с инвесторами в Нижегородской области предусмотрены контроль и отчетность инвесторов по экономическим показателям перед Министерством инвестиционной политики.

Но следует отметить, что данная форма контроля носит исключительно договорный характер, является разновидностью государственно-частного партнерства.

Вопросы же правильности налогообложения являются исключительно публичными и контролируются Федеральной налоговой службой России в пределах, установленных налоговым законодательством.

И если ранее контроль за применением льгот осуществлялся налоговыми органами на общих основаниях, то теперь применительно к региональным налоговым проектам, установленным ст. 25.8 Налогового кодекса, установлены отдельные полномочия налоговых органов по показателям деятельности инвесторов при проведении камеральных (п.12 ст.88 НК РФ), выездных (89.2 НК РФ) и трансфертно-ценовых (ст.105.14 НК РФ) налоговых проверок.

Исходя из нынешнего законодательства, применение налоговыми органами таких специальных форм контроля в отношении ранее заключенных регионами инвестиционных соглашений не предусмотрено. Но общие функции налоговых органов и отсутствие прямого запрета на контроль налоговыми органами экономических условий применения льгот не исключают ситуации, когда будут применены новые нормы о контроле к проверке ранее заключенных региональных соглашений. Но это покажет практика применения новых правовых механизмов

Хочется в этой ситуации отметить, что законодателям следовало бы более внимательно относиться к формулировкам и понятиям, используемым в налоговом законодательстве, во избежание двусмысленностей и неясностей, которых и без того слишком много.

В целом же общее движение в сторону поддержки инвестиционной деятельности является безусловно положительным фактором в развитии экономики регионов, и дальнейшее включение других субъектов федерации в перечень инвестиционных регионов позволило бы расширить их привлекательность для вложения средств и снизить отток капиталов за рубеж.

Михаил Першин, к.ю.н., руководитель налоговой практики Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov.

С одной стороны, постоянно идут разговоры о повышении инвестиционной привлекательности для физических лиц, с другой - государство регулярно придумывает новые издержки, чтобы «жизнь медом не казалась», а казна пополнялась. О том, какое налогообложение инвестиционной деятельности для российских вкладчиков предусмотрено в 2021 году буду разбираться для вас далее в этом материале.

Изменения вступают в силу, как правило, в начале года. Согласно последним инновациям, если прибыль превышает 5 млн. в год, то ставка НДФЛ увеличивается до 15%. Итоговый показатель формирует и доход от акций, и с депозитов, и даже прибыль, полученная при продаже недвижимости. В целом - все источники денег, поэтому как никогда важно разобраться в нюансах и подводных камнях.

Оглавление:

Нужно ли платить налог от инвестиций

Да, однозначно да. По законодательным правилам нашей страны, налогообложение инвестиций - обязательный атрибут деятельности физических лиц, независимо от того, какое время вы в сегменте инвестиций и сколько заработали. Фактически многое - это налог на прибыль, например, после торговли на бирже за вас платит брокер, но с денег клиента, с депозита - банк, с аренды - вы сами. Традиционно, налогообложение происходит по формуле простого процента, а вот инвестирование (начисление прибыли по депозитам в банках, онлайн-проектах) по формуле сложного процента, а как она работает можно узнать из материала на www.gq-blog.com.

Налоговая ставка для частных инвесторов в России

Рассматривая общие нормы, стоит обозначить: в России резиденты должны платить 13% как налог на доход физических лиц, а нерезиденты - 30%. Налог - как бы не хотелось его не платить, является обязательным условием деятельности не только крупных компаний, но и обычного инвестора с небольшим капиталом для вложений. Предлагаю разобраться в определенных нюансах по типичным инвестиционным инструментам, чтобы понимать, сколько же получим в итоге, отминусовав все, что нужно. Это позволит оценивать возможные риски, и просчитывать потенциальную доходность.

Депозиты

Сегодня с прибыли изымается 13%, и банк в этом случае является налоговым агентом, автоматически оплачивая издержки из вашей прибыли и отдавая «чистые» деньги на руки. Согласно новому Закону, начиная с 2022 года, налогом будет облагаться не весь доход по депозитам, а лишь прибыль за вычетом необлагаемого процентного дохода. Он зависит от ключевой ставки на начало года, например, на 1 января 2021 она составляла 4,25%. При этом доход не должен быть выше за год, чем 1 млн. рублей. Значит оплатить издержки нужно будет с максимальной суммы до 42500 рублей. Если выше - применяется другая налоговая норма.

Недвижимость

Актуальные виды налогообложения предусматривают оплату издержек собственников различного вида недвижимости, согласно Налоговому Кодексу. Поскольку любая недвижимость является потенциальной инвестиций (вы можете продать ее дороже, чем купили или сдать в аренду), то такой инструмент также в списке «обязательных» для инвесторов во время составления декларации.

Налоговые ставки для собственников недвижимости

Размер налоговой ставки, % Объекты и их особенности
0,1 от кадастровой стоимости С гаражных построек, помещений, приспособленных для жилья, недвижимых комплексов, машино-мест, зданий, с площадью не больше 50 кв.м, предназначенных под ИЖС, личных подсобных хозяйств, содержание садов, огородных участков, дач, постройки, что в стадии строительства, если они в будущем будут применены под жилье.
2% Недвижимое имущество, что оценено свыше 300 млн. руб.
0,5 Все остальные объекты.

Для физических лиц расчет производят работники налоговой службы, а вот юридические должны это делать самостоятельно.

Фондовый рынок

Система налогообложения подразумевает, что прибыль, полученную на торговле акциями или облигациями, нужно уменьшить на 13% (или 30%, если физическое лицо не резидент России). Но вот есть определенные нюансы, если зарабатываете на акциях и облигациях иностранных компаний или государств. Ключевая разница сосредоточена в таких аспектах:

  1. В случае приобретения иностранных акций, разница между покупкой и продажей формируется в рублях. Например, купили 10 ценных бумаг за 30 долларов, когда курс был 65 рублей за 1$. Продали за те же 30$, но доллар оценивался в 75 рублей. С каждых 10 рублей нужно оплатить налог.
  2. В случае торговли корпоративными облигациями, необходимо добавить купонный доход. Представим: купили облигацию по 95% с купоном 10%, и при этом выплачивали его вам последний раз квартал назад. К цене облигации добавляется 2,5%, а общая сумма в день покупки - 97,5%. Еще через квартал вы продали облигацию по 99%, но купонный налог уже оставляет 5%. Таким образом, налог государству на доход оплатите на сумму разницы между 104% и 97,5%.

Валютные операции

Представим ситуацию: вы разобрались, что такое валютные пары, и решили на них заработать. Разумеется, без услуг брокера вам не обойтись. Налог изымается с учетом разницы между тем, что продали и тем, что купили - фактически это вся прибыль. Плюс, нужно оплатить услуги брокера и депозитария. Если разница между покупкой и продажей отрицательная (продали дешевле, чем купили), сумма облагаемого налога уменьшается.

Рассмотрим на простом примере. Вы купили ценных бумаг на 200 тысяч рублей, продали на 250 тысяч, получив 50 тыс. чистой прибыли. Затем вы купили на 200 тысяч, а продали на 190 тысяч, получив убыток 10 тыс. рублей. В итоге, за операции вы получили чистый доход 40 тыс. рублей, из которых нужно оплатить государству 13%.

Льготы по налогообложению инвестиций

Актуальное налогообложение инвестиционной деятельности физических лиц предусматривает определённые льготы, но их, к слову, не так много. На самых популярных остановлюсь далее.

  1. Если вы владеете недвижимостью меньше 3-х лет, затем ее продаете, то платите 13% подоходного налога. Но если больше 5, то издержки не взымаются. Валюта также приравнивается к имуществу.
  2. Налоговый вычет, но не более чем 52 тысяч рублей на средства, что лежат на брокерском счету не менее 3-х лет.

За что платит инвестор

Меня всегда интересовал вопрос - почему я должна платить государству, когда сама заработала на стартовый капитал для инвестирования, и почему принципы налогообложения учитывают только финансовую поддержку самой страны, а не отдельных вкладчиков? В нашей стране, как и в других государствах, используется правило пропорционального налогообложения - чем выше прибыль, тем больше размер налоговых издержек, но в случае фиксированного процента. Суммируя все, что сказано выше, можно подвести черту - за что же платит налоги инвестор:

  • за недвижимость в случае владения, продажи ее или на прибыль, полученную от аренды;
  • за прибыль по депозитам;
  • за разницу между затраченными и полученными деньгами в случае покупки акций, облигаций;
  • на доход от дивидендов как иностранных, так и российских компаний, и по сути, вложения в бизнес с целью получения дохода, являются аналогичным инструментом.

Рекомендую наперед узнавать не только, какой потенциальный доход можно получить, но и во сколько обойдутся услуги брокера, депозитария, как именно происходит налогообложение инвестиций, например, открывая счет в «Тинькофф», есть инструкция и калькулятор с указанием всех вычетов. Часто государство путает понятия «спекулянт» и «инвестор», хотя в первом случае нет ничего плохого - это способ получения денег на основе своих знаний, оценки рынка и быстрого решения о покупке или продаже активов.

Обратите внимание: потери по работе с ценными бумагами сальдировать нельзя. Таким образом, не получится учитывать убыток от потери в цене акции, что куплена в долларах, и прибыль от продажи фьючерса на курс евро/доллар. А вот юридическое лицо это сделать может, поскольку налоги начисляются на сальдированную прибыль. Принципиально наперед узнать не только о том, что такое фьючерсы, но и то, как начисляется налог. Важно обозначить термин «бумажный доход». Например, в 2018 году купили акцию, и она растет в цене, но вы ее не продаете, хотя учитываете, что, продав в 2021 или 2022 придется заплатить издержки. На срочном рынке налог взымается в конце каждого торгового дня.

Ежегодно меняются условия, как в сегменте налогообложения строительных организаций, так и для инвесторов, чем суммарный депозит в банках превышает 1 млн. рублей. Необходимо помнить, что налоговый период начинается с 1 января и длится 1 календарный год. По его истечению необходимо подавать налоговую декларацию. Остается пожелать каждому разобраться в нюансах оплаты издержек, эффективности каждого инвестиционного инструмента, чтобы вложить свои средства безопасно и регулярно получать солидный доход.

Дата публикации: 28.01.2021

Дата изменения: 28.01.2021

Прикрепленный файл: docx, 80.09 кБ

Настоящие рекомендации разработаны в целях применения субъектами Российской Федерации единых подходов при формировании информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (далее – Информация), предоставляемой в Минфин России в порядке и в сроки, установленные общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. № 796 (далее – Общие требования):

– до 1 июня текущего года – Информацию в соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Общих требований;

– до 20 августа текущего года – уточненную Информацию (в том числе с учетом результатов проведенной сверки данных по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций) в соответствии с подпунктом «з» пункта 8 Общих требований.

Сроки предоставления информации взаимоувязаны с процессом распределения межбюджетных трансфертов, осуществляемым Минфином России, в связи с чем обязательны к соблюдению всеми субъектами Российской Федерации.

Обращаем внимание, что Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) дополнена новым пунктом 11, согласно которому в целях урегулирования вопросов, связанных с предоставлением налоговыми органами сведений, необходимых для проведения оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляющих налоговую тайну, руководителем соответствующего органа власти (в том числе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) определяется круг должностных лиц, имеющих доступ к таким сведениям (в форме правового акта).

В информации к 1 июня данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за год, предшествующий отчетному, и иные отчетные периоды заполняются на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, предоставленных уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункт 8 Общих требований. Данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный год, на текущий год, на очередной год и плановый период формируются (оцениваются, прогнозируются) уполномоченными органами субъекта Российской Федерации самостоятельно.

В информации к 20 августа в Форме уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, сформированных по итогам обработки данных налоговой отчетности за отчетный год, уточняются данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный период. Также при необходимости (в том числе по результатам проведенной сверки) актуализируется информация за предыдущие отчетные периоды. При этом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации может быть уточнена оценка объемов налоговых расходов за текущий год и прогноз на очередной год и плановый период.

Ячейки Формы, в которых проводилась корректировка информации, выделяются цветом (используется заливка ячеек). Если информация корректируется впервые – используется желтая заливка ячеек, при повторной корректировке – оранжевая, третья корректировка – красная.

Информация предоставляется в Минфин России в электронном виде по форме, прилагаемой к настоящим Рекомендациям, в формате xls (xlsx) (далее – Форма) на официальный электронный адрес Минфина России 23dep@minfin.gov.ru. Одновременно с электронным файлом направляется сопроводительное письмо субъекта Российской Федерации. В теме электронного письма в обязательном порядке указывается полное наименование субъекта Российской Федерации без уточняющих дополнений (пример, тема: Нижегородская область).

Начиная с 2021 года, информация о налоговых расходах субъекта Российской Федерации формируется из 2-х блоков:

1. Основной блок информации - действующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. действующие с отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному.

2. Дополнительный блок информации - архивные налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному.

При этом ежегодно базовым годом в части учета сведений об объемах выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, является 2011 год.

Формирование информации по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации

В текущем году сбор и учет Информации осуществляется в отношении налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями (далее – льготы), установленными законодательством субъектов Российской Федерации и действующими в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году.

В целях объективной оценки выпадающих доходов региональных бюджетов на текущий год и прогнозе на плановый в Информацию также включаются льготы с началом действия с 1 января текущего года и позже. При этом субъектом Российской Федерации по таким льготам необходимо указывать оценку/прогноз выпадающих доходов от их применения.

Учет Информации о льготах в Форме ведется, начиная с шестого года, предшествующего отчетному. При этом следует учитывать, что корректировка данных об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетные периоды может проводиться органами Федеральной налоговой службы за три последних года на основе уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками.

Дополнительно по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации, также ведется учет объемов выпадающих доходов, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, начиная с базового 2011 года (архивная информация). В 2021 году в архивную информацию будут включены графы с данными об объемах выпадающих доходов за 2011-2013 годы. Далее количество «архивных» граф ежегодно будет увеличиваться на 1 год (в 2022 году – 2011-2014 гг.; в 2023 году – 2011-2015 гг. и т.д.). Соответственно ежегодно будут корректироваться годы, включаемые
в период при проведении оценки налоговых расходов в текущем году (графы №№ 24-34 формы) в соответствии с Общими требованиями.

В перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации включаются все льготы (включая льготы по инвестиционному налоговому вычету, право на применение которого введено статьей 286.1 Налогового кодекса начиная с 01.01.2018 по 31.12.2027 и реализуется при наличии принятого субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта (далее – НПА), льготы по налогу на имущество организаций, установленные НПА субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.2 статьи 380 Налогового кодекса, льготы в соответствии с пунктами 21 и 24 статьи 381 Налогового кодекса, в отношении которых статьей 381.1 Налогового кодекса предусмотрено принятие соответствующего НПА субъекта Российской Федерации), действующие в соответствии с НПА субъекта Российской Федерации в отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному году, установленные по следующим видам налогов:

– налог на прибыль организаций;

– налог на имущество организаций;

– налоги, подлежащие уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, патентная система налогообложения, ЕНВД, ЕСХН);

– земельный налог (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– налог на имущество физических лиц (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– торговый сбор (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Льготы, утратившие силу до 1 января года, предшествующего отчетному году, в Информации отражаются в блоке архивных налоговых расходов

Для льгот длящегося характера, действующих в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, в Форме отражается информация (структурные единицы НПА, наименование льготы, условия и срок ее применения, код вида экономической деятельности и т.д.), соответствующая редакции положений НПА, действующих в отчетном году.

При отражении в Форме сведений об оценке объема конкретного налогового расхода субъекта Российской Федерации за текущий год, прогнозе объема этого налогового расхода на очередной год и плановый период необходимо учитывать дату прекращения действия льготы и период ее действия (например, норма в отношении льготы прекратила свое действие, но может продолжать применяться налогоплательщиком до срока окончания действия соглашения о реализации инвестиционного проекта, т.е. льгота имеет длящийся характер). Год, в котором льгота является не действующей, в Форме всегда отмечается знаком «Х».

Данные об оценке и прогнозе объема налогового расхода в Форме указываются в виде целого числа (при этом ячейка не должна содержать формул и ссылок на другие ячейки таблицы).

Расчет совокупного бюджетного эффекта в отношении стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций осуществляется за год, предшествующий отчетному.

При заполнении Формы следует учитывать следующее.

Не являются новой льготой случаи, связанные с уточнением положений по действующей льготе (например, изменение размера льготной ставки; изменение требований к объему инвестиций; изменение периода применения льготы; введение/изменение условий для получения льготы и т.д.), а также случаи переутверждения действующих льгот (в том числе с уточнениями) в новом «долгосрочном» региональном НПА (например, в связи с большим количеством поправок в ранее действующем НПА или необходимостью изменения внутренней структуры НПА). Соответственно, такие изменения по льготе отражаются в Форме в одной строке.

Льгота длящегося характера, утверждаемая решением субъекта Российской Федерации ежегодно новым НПА, заполняется одной строкой.

Льгота, имеющая разные размеры пониженной ставки в течение срока ее применения, заполняется одной строкой (например, льгота по налогу на прибыль на резидентов ТОСЭР в течение первых пяти налоговых периодов и далее в течение следующих пяти налоговых периодов).

При отражении в Форме информации о льготах следует избегать обобщения множества целевых категорий получателей в одну строку, особенно в случаях, когда у таких целевых категорий разная дата вступления в силу положений НПА о льготе (например, согласно ст.4 п.1 пп.1 Закона Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» целевые категории получателей в отношении льготы в форме освобождения от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) вкл. с 1 января 2019 года пополнились новой категорией «физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года», информацию по которой следует отразить в Форме в отдельной строке) или конкретная льгота прекращает действовать только для одной целевой категории получателей из общей группы. При этом, в случае отсутствия возможности разделения общего объема налогового расхода (а также численности получателей) между целевыми категориями получателей, допускается объединение в таблице соответствующих ячеек по отдельным строкам (графы №№ 24-34, а также графы №№ 35-41 Формы).

Дополнительно в отношении данных, размещаемых до 1 августа текущего года для проведения сверки на официальном сайте Минфина России (подпункт «ж» пункта 8 Общих требований), уполномоченным органам субъектов Российской Федерации необходимо учитывать следующее.

При проведении сверки данных об объемах налоговых расходов субъектов Российской Федерации стимулирующего характера (по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций), имеющих положительный бюджетный эффект, используются данные Федеральной налоговой службы (т.е. центрального аппарата ФНС России), представленные в Минфин России до 25 июля текущего года в соответствии с подпунктом «ж» пункта 8 Общих требований.

В случае наличия расхождений в сверяемых данных уполномоченному органу субъекта Российской Федерации необходимо инициировать урегулирование проблемы с органом Федеральной налоговой службы по соответствующему региону. При этом необходимо учитывать, что Минфином России к учету принимаются исключительно сведения, предоставляемые Федеральной налоговой службой (в том числе уточненные, при необходимости, на основе данных органов Федеральной налоговой службы в период с 1 по 20 августа текущего года).

Если период действия льготы стимулирующего характера составляет менее 6 лет, то субъект Российской Федерации при расчете совокупного бюджетного эффекта такого налогового расхода использует свои прогнозные данные за отчетный год и позднее, а также данные, представленные органом Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации за отчетный период. В случае отсутствия прогнозных данных субъекта Российской Федерации на отчетный год и позднее совокупный бюджетный эффект по таким годам считается нулевым. Соответственно совокупный бюджетный эффект считается по имеющимся данным.

В отношении льгот, принятых субъектом Российской Федерации в 2020 году в целях поддержки экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и утративших силу по состоянию на 1 января 2021 года, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о нецелесообразности проведения оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых расходов, обусловленных указанными льготами, учитывая 5-летний период самоокупаемости, предусмотренный в Общих требованиях.

Формирование информации по архивным налоговым расходам субъекта Российской Федерации

Ведение информации об архивных налоговых расходах субъекта Российской Федерации осуществляется в сокращенном виде и представляет собой учет нормативных / целевых показателей налогового расхода, а также данных об объемах выпадающих доходах бюджета.

Субъектом Российской Федерации ежегодно проводится инвентаризация дат прекращения действующих налоговых расходов, по результатам которой льготы, утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному, переносятся в блок архивных налоговых расходов субъекта Российской Федерации.

Комментарии к заполнению отдельных граф Формы


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, с 1 апреля вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», регулирующий отношения в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Одновременно внесены поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ (Федеральные законы от 01.04.2020 № 70-ФЗ и от 01.04.2020 № 71-ФЗ).

Вводится специальный инвестиционный режим для организаций, реализующих инвестиционные проекты с использованием нового механизма - соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК).

Стороны СЗПК

Соглашение заключается между частным субъектом - организацией, реализующей проект (российское юридическое лицо, в том числе проектная компания), - и публично-правовым образованием - субъектом РФ, на территории которого предполагается реализация инвестиционного проекта (возможно также участие РФ и/или муниципального образования (МО)).

Предусматривается возможность заключения СЗПК как по инициативе частных субъектов (частная проектная инициатива, реализуемая в заявительном порядке), так и по инициативе органов исполнительной власти (публичная проектная инициатива, реализуемая в декларационном конкурсном порядке).

Предмет СЗПК

Предметом соглашения является реализация нового инвестиционного проекта в одной из сфер экономики, за исключением следующих видов деятельности:

  • игорный бизнес;
  • производство табачной и алкогольной продукции;
  • добыча нефти и газа;
  • оптовая и розничная торговля;
  • деятельность финансовых организаций;
  • строительство жилых домов, деловых и торговых центров.

В обмен на капиталовложения инвесторам могут быть предоставлены меры государственной поддержки в виде возмещения затрат на энергетическую, транспортную, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуры, необходимые для реализации инвестиционного проекта, а также на уплату процентов по привлеченным для этого кредитам и займам.

В зависимости от объема капиталовложений инвесторам также будут предоставлены стабилизационные оговорки, гарантирующие неприменение в течение определенных сроков актов (решений), ухудшающих условия ведения деятельности, связанной с реализацией проекта, в частности, актов (решений):

  • об изменении мер государственной поддержки;
  • об изменении порядка предоставления прав на земельный участок;
  • об установлении дополнительных обязанностей и уменьшении объема прав владельцев земельных участков;
  • об изменении процедур, связанных с градостроительной деятельностью и др.

При объеме капиталовложений не менее 10 млрд руб. предметом стабилизационной оговорки может быть также:

  • увеличение ставок вывозных таможенных пошлин;
  • увеличение ставок или расширение объектов обложения при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование водными объектами, утилизационного и экологического сборов.

Срок применения стабилизационной оговорки не может превышать:

  • 6 лет – если инвестиции не превышает 5 млрд руб.;
  • 15 лет - при объеме инвестиций более 5 млрд руб., но менее 10 млрд руб.;
  • 20 лет – если инвестиции составляют 10 млрд руб. и более.

Указанный срок при определенных условиях может быть однократно продлен на 6 лет.

При этом акты (решения) об изменении законодательства о налогах и сборах, увеличении ставок вывозных таможенных пошлин и изменении мер государственной поддержки не применяются в течение всего срока, предусмотренного СЗПК, в то время как стабилизационная оговорка в отношении остальных актов (решений) действует только в течение 3 лет со дня их вступления в силу.

Изменения в НК РФ в части стабилизации налоговых правоотношений

Изменения не предусматривают предоставления каких-либо налоговых льгот для инвестора.

Статья 5 НК РФ дополнена пунктом 4.3, предусматривающим стабилизационную оговорку в отношении действия актов законодательства о налогах и сборах. Сфера действия оговорки зависит от субъектного состава СЗПК с публичной стороны.

в дополнение к № 1:

в дополнение к № 1:

Особенности применения налоговой стабилизационной оговорки:

  • не распространяется на вновь вводимые налоги и сборы, если они вводятся взамен отмененного платежа, имевшего схожий объект обложения;
  • не распространяются на акты, устанавливающие льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, а также условия и сроки применения и прекращения их действия;
  • действует при условии ведения раздельного учета объектов налогообложения, налоговой базы и сумм налогов по налогам, подлежащим уплате при исполнении СЗПК и при осуществлении иной деятельности, а также раздельного учета доходов (расходов).

О чем подумать, что сделать

  • оценить экономическую целесообразность применения предлагаемых условий налоговой стабилизации, землепользования и градостроительной деятельности, предоставления мер поддержки;
  • рассмотреть возможность заключения СЗПК (в том числе в отношении начатых проектов);
  • отслеживать принятие нормативных актов (по плану - к 1 июля) с учетом того, что полноценная работа механизма будет запущена только после утверждения Правительством РФ подзаконных актов. Хотя в нынешней ситуации эта работа, наверняка, затянется.

Помощь консультантов

Юристы компании «Пепеляев Групп» готовы оказать комплексное правовое сопровождение, включая помощь в подготовке заявления о заключении СЗПК и сопутствующих документов; содействие в заключении СЗПК, включая участие в переговорном процессе с органами государственной власти; а также помощь при взаимодействии с налоговыми и иными контролирующими органами, иные юридические услуги в ходе производственной деятельности.

О развитии законодательства, направленного на стимулирование инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке и иных регионах России, мы будем информировать вас и дальше.

Читайте также: