Что такое инис налоговая программа

Опубликовано: 07.05.2024


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

На повестке дня 40-страничный документ, который называется «План деятельности ФНС России на 2021 год». Этот План был утвержден Министерством финансов только 19 февраля 2021 года, и совсем недавно он появился в открытом доступе. Я внимательнейшим образом все 40 страниц проштудировал, и некоторые вещи вам из этого Плана процитирую. Советую дочитать статью до конца, потому что самое интересное припасено напоследок.

План деятельности ФНС России на 2021 год

Этот План деятельности ФНС России касается любых более-менее взрослых физических лиц, у которых есть какая-нибудь банковская карта. Также этот План касается всех бизнесменов. То есть этот План охватывает всех нас.

На что направлен План?

План направлен на развитие системы налогового администрирования, на развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров.

При этом первый раздел Плана посвящен, конечно же, налоговому контролю.

«Организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов с применением аналитических инструментов, выявление сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете налогов, сборов и страховых взносов».

Все эти системы направлены на то, чтобы аналитическим путем выявлять сокрытую налоговую базу и взыскивать соответствующие недоимки, пени и штрафы.

Будет сделана «Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительными органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Есть соглашение между ФНС и правоохранительными органами, согласно которому они должны информацией друг с другом делиться. Например, налоговики должны немедленно передавать информацию, если у вас сумма недоимки тянет на уголовное преступление. А полиция должны делиться своей информацией. Эта работа будет продолжена и усовершенствована.

И аналогично будет проведена совместная работа по выявлению объектов налогообложения с ФТС. Чтобы в результате этой аналитической работы от налоговиков не ушла ни одна копейка.

«Реализация отраслевых проектов по пресечению незаконных схем уклонения от уплаты налогов в сельскохозяйственной отрасли, а также в сфере осуществления автомобильных грузоперевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания».

Вспоминаю, когда 2 - 3 года назад они взялись за клининговые компании. И у меня тогда спрашивали: «Кто будет следующим?» Я тогда назвал эти 3 отрасли, также еще называл строительный бизнес. Почему-то строительный бизнес упущен. Должны были заняться и строительным бизнесом тоже.

Дальше усовершенствуют налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Здесь будет мониторинг и соответствующие разъяснение Минфина. Также нас ждет проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Про АИС «Налог-3»

«Внедрение в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3» в части реализации дашборда по управленческой отчетности и прикладной подсистемы «Экспедитор данных».

Что из себя представляет система АИС «Налог-3», а также что такое дашборд и подсистема «Экспедитор данных»? В АИС «Налог-3» можно найти абсолютно всю информацию о физических лицах, юридических лицах, ИП-шниках, по оборотам, доходам, расходам, налоговым платежам, вся история взаимосвязей и т. д.

А дашборд – это панель управления. И эта панель управления будет усовершенствована так, чтобы министерства и ведомства с помощью подсистемы «Экспедитор данных» могли более эффективно за вами наблюдать. И это будет запущено в промышленную эксплуатацию в 2021 году.

Следующее, что будет запущено в промышленную эксплуатацию, касается бухгалтерской отчетности в АИС «Налог-3».

«Развитие прикладного программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего функции государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ресурс БФО) путем дополнения в ресурс БФО бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год».

Это будет введено, чтобы все министерства и ведомства видели всех как на ладони.

Давайте посмотрим, что у нас дальше.

«Разработка “Аналитического портала ФНС России” на официальном сайте ФНС России для отражения индикаторов эффективности работы ФНС России и налоговых индикаторов развития экономики на основании официальных данных, полученных в процессе администрирования».

И все то, что я перечислил, делается, чтобы вам, бизнесменам, стало легче. Давайте теперь взглянем на следующий раздел.

«Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля»

То есть нас всех будут подвергать риск-анализу и дистанционному автоматическому контролю. Для этого, внимание, запланировано кое-что интересное.

«Повышение качества налогового администрирования в части проведения дистанционного автоматизированного контроля. Обеспечение полноты учета выручки в целях правильного формирования налогооблагаемой базы».

Это будет введено приказом ФНС России. Также эта система будет введена в промышленную эксплуатацию в рамках АИС «Налог-3».

«Ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего автоматизацию функции контроля за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Полный автоматический контроль! А к этому будет подстыкована система, которая тоже в этом году вступит в промышленную эксплуатацию.

«Реализация мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров».

И все, доходы контролируются в автоматическом режиме. Выручка торговых и розничных сетей контролируется, прослеживаемость контролируется. Все это стыкуется. Ну, кайф!

Дальше налоговики усовершенствуют план работы с ФССП по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам.

Также будет создан единый государственный реестр арбитражных управляющих. И арбитражные управляющие подпадут под контроль налоговиков, чтобы никто не договорился с теми, кого они банкротят. Чтобы арбитражные управляющие качественно, в рамках субсидиарной ответственности, искали имущество. Система контроля арбитражных управляющих будет пристыкована к АИС «Налог-3» как подсистема.

Налоговики стыкуют разные модули, как космический корабль, наращивают объемы.

Аналогично будет введено в промышленную эксплуатацию программное обеспечение «Налоговые споры». Все тоже под козырьком теперь, налоговые споры будут под козырьком аналитиков из ФНС России, чтобы никто ни в коем случае там не мог договориться.

Дальше, коллеги. Также в промышленную эксплуатацию будет введена еще одна платформа.

«Автоматизация процесса досудебного обжалования на проведенные контрольно-надзорные мероприятия».

«Развитие платформы Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), расширение прозрачности процесса рассмотрения материалов жалобы на всех этапах ее «жизненного цикла», требование Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

«Разработка автоматизированных методов контроля за исполнением организациями финансового рынка положений главы 20.1 НК РФ «Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)».

Как я уже говорил, банки потихоньку начнут обмениваться информацией с налоговиками. И начнут с этого. Дальше поговорим о том, что автоматический обмен банковской информацией с налоговиками к концу года будет запущен. Я об этом сто раз уже говорил. Может быть, кто-то думал, что я шучу. Нет, я не шутил. Я об этом знал еще в прошлом году.

Пока что это были цветочки. Ягодки будут дальше. Я же обещал ответить на вопрос: «Зачем все это делается?» Все, что я читал, это, конечно же, приведет к более качественному обслуживанию налогоплательщиков, и в разделе «Организация работы с налогоплательщиками» запланировано многое.

«Обеспечение функционирования мониторинга, контроля качества и оценки результатов предоставления государственных услуг с сохранением уровня удовлетворенности не менее 90 процентов в 2020 году».

То есть налогоплательщики, будет удовлетворены качеством работы, услуг, предоставляемых ФНС России благодаря всем этим системам, не меньше чем на 90 %. Или еще одно хорошее дело от налоговиков:

«Проведение Дня открытых дверей по информированию граждан о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, порядке и сроках уплаты налога на доходы физических лиц (в случае улучшения ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции)».

Это же здорово, что налоговики будут информировать, как платить налоги.

С 1 июля 2021 года будет утвержден формат электронной доверенности. Если декларация подписана не директором, то у подписавшего должна быть электронная доверенность, иначе у вас не примут декларацию.

Или, например, налоговики, придумали еще одну подсистему:

«Внедрение прикладной подсистемы “УСН-онлайн”, реализующей возможность аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности предоставления налоговой декларации субъектами МСП».

Все, за нас посчитают все налоги. Кнопку нажал, все списали.

Добрались наконец до конца документа. Эту информацию прочитайте внимательно. Это коснется всех вас. И в 2021 году это будет введено, внимание, в промышленную эксплуатацию.

«Создание цифровой платформы для обмена сведениями о налогоплательщике при оказании финансовых и иных услуг».

А кто оказывает нам финансовые и иные услуги? Банки. Но речь тут идет не только о них. Тут еще и иные услуги указаны. Какие? Не сказано. Может быть, услуги ломбардов и лизинговых компаний. Я не знаю, что они имеют в виду. Но с банками точно с 2021 года заработает цифровая платформа для обмена сведениями о налогоплательщике.

И естественно, налоговики, с помощью этой цифровой платформы начнут получать всю нужную им информацию о налогоплательщиках (физических и юридических лицах). Если, например, будут вопросы о происхождении денег на вашей карте, робот выставит требование дать пояснения. И если ваши требования не удовлетворят налоговиков, то вас ждут санкции и штрафы.

Аналогично будет контролироваться крипта и электронные деньги. Эти системы будут запущены и введены в промышленную эксплуатацию в этом году.

«Создание цифровой аналитической платформы и передачи данных в органы государственной власти».

Отлично! То есть будет запущена цифровая платформа по сбору данных, как минимум, от организаций, оказывающих финансовые услуги, то есть от банков. А затем вся эта информация будет доступна органам государственной власти.

Для меня тут вообще ничего нового. Но для вас, возможно, есть новинки. Еще одна система будет запущена в опытную эксплуатацию.

«Развитие электронного документооборота в хозяйственной деятельности, в том числе перевод в электронную форму выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур».

Я вам больше скажу, планируется в ближайшие пару лет стандартизировать вообще все документы во всех организациях. И после этой стандартизации, когда система будет запущена, налоговики получат доступ к вашим «внутренностям».

И как нам уже было объявлено (первый раз это было еще в апреле 2018 года) господином Мишустиным: «Мы сможем взимать налоги самостоятельно, без участия налогоплательщиков буквально с каждой транзакции». Я не цитирую Мишустина, но идею воспроизвел точно.

Ну, что вам еще сказать? Ну, конечно же, в эксплуатацию будет запущена «Автоматизация процессов налогообложения физических лиц с доходов в виде процентов по банковским вкладам». Ну, здоров же! Чик – денежку забрали. Кайф!

«Создание программного обеспечения и ИТ-инфраструктуры Ведомственного центра ФНС России».

Супер, у нас будет создан целый ведомственный центр.

«Развитие обеспечивающей подсистемы “Большой мониторинг” (ОП БМ) АИС «Налог-3».

Честно, не знаю, что имеется в виду под системой «Большой мониторинг». Не знаю. Вот это для меня новое. Честно вам скажу.

Будет создана АИС «Налог-4». Тоже не знаю, что в ней будет.

«Разработка концепции автоматизированной информационной системы ФНС России четвертого поколения в условиях динамического внешнего окружения с учетом применения технологий импортозамещения».

Ну, наверное, хватит. Я коротко ознакомил вас с Планом деятельности ФНС России на 2021 год, утвержденным Министерством финансов.

И мы с вами видим, что все цели направлены на автоматический электронный цифровой налоговый контроль. Я не хочу за вас делать выводы. Мне, наоборот, интересно ваше мнение. Почитайте и напишите свое мнение в комментарии. Мы с вами прекрасно понимаем, к чему все эти системы контроля введут.

Добавьте сюда все новые законы о контроле НДС, о стыковке счетов-фактур и деклараций по НДС с прослеживаемостью товаров. Добавьте сюда маркировку всего и вся. И все это будет встроено вот в эти подсистемы, системы.

Автоматизированная информационная система «Налог-3» (АИС Налог-3) постоянно следит за налогоплательщиками

В АИС Налог-3 уже сейчас есть практически все данные о компаниях и физических лицах с момента регистрации: от информации об уплате налогов контрагентами до сведений о банковских счетах. При этом в систему постоянно добавляют новые сервисы. Скоро даже свадьба или развод станет частью фискальной истории налогоплательщика.

Налоговый контроль полностью автоматизировали

В эксплуатацию АИС Налог-3 ввели с 2015 года. В систему регулярно подгружают новые сервисы, которые отслеживают деятельность всех категорий налогоплательщиков. Количество проверок за 2018 год снизилось на 30 процентов, а поступления в консолидированный бюджет выросли на 23 процента. Это цифровое свидетельство того, насколько эффективнее стала работа проверяющих при модернизации программного комплекса АИС Налог-3.

Практически весь контроль автоматизирован. Инспекторы получают актуальные сведения о налогоплательщиках в режиме реального времени. Многие незаконные налоговые схемы теперь обнаруживает компьютер.

АИС Налог-3 анализирует всех налогоплательщиков

С помощью программного комплекса налоговики администрируют как физических, так и юридических лиц. По первым АИС Налог-3 дает информацию об имущественных налогах по экстерриториальному принципу. Кроме того, система позволяет администрировать декларации физических лиц.

Большинство организаций и ИП, применяющих спецрежимы, также перевели на администрирование в АИС Налог-3. Полный перевод всех юридических лиц состоится в ближайшие пару месяцев. Параллельно в систему подгружают данные обо всех видах обязательных платежей. Помимо администрирования с помощью программного комплекса осуществляют постановку на учет, учет контрольно-кассовой техники и т. д.

Возможности программного комплекса позволяют налоговикам в режиме реального времени получать доступ:

  • к сведениям об учредителях и директорах компаний;
  • данным о численности;
  • данным о наличии обособленных подразделений;
  • скан-образам регистрационных дел;
  • информации о банковских счетах, остатках и выписках по ним;
  • налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов (в том числе данным книг покупок и продаж как самого налогоплательщика, так и его контрагентов по всей цепочке поставщиков);
  • суммам исчисленных и уплаченных налогов;
  • сведениям о наличии критериев рисков, утвержденных ФНС;
  • информации о наличии номинального или «отказного» директора.

Любой инспектор вправе получить любые сведения из АИС Налог-3 вне зависимости от места постановки налогоплательщиков на учет.

НДС под контролем

Одна из самых известных у налогоплательщиков и самых удобных для инспекторов — подсистема «Контроль НДС» (второе название — АСК НДС-2). При разрывах в цепочках уплаты НДС подсистема автоматически формирует требование устранить их. Программа одновременно высвечивает потенциально проблемную компанию в компьютере сотрудника контрольно-аналитического отдела. Его задача — выявить и пресечь схему уклонения от уплаты НДС и «побудить» налогоплательщика добровольно уточнить налоговые обязательства.

«Контроль НДС» автоматически администрирует 15 млрд операций в год по НДС и налогу на прибыль (ведь при корректировке обязательств по НДС налогоплательщики автоматически меняют данные о выручке и расходах).

Налоговики используют подсистему при проведении налоговых проверок по НДС. Она позволяет строить «дерево связей» — цепочку принятия к вычету НДС, при анализе которого инспектор сразу видит так называемую СУР (степень управления рисками). Ее система автоматически присваивает налогоплательщику по уникальному алгоритму. У проверяющего высвечиваются суммы исчисленного и принятого к вычету НДС, размер налоговых разрывов, сформированных по цепочке контрагентов.

У налоговиков есть доступ к информации по счетам

Еще одна подсистема АИС Налог-3 — «Анализ банковских документов».

Подсистема содержит информацию обо всех счетах налогоплательщиков, сведения о которых есть в российских налоговых органах. Инспектор может получить любые данные по интересующей компании вне зависимости от места постановки на учет.

Также в подсистеме есть сведения обо всех банковских выписках налогоплательщиков, которые инспекторы запрашивали с 2015 года. В подсистему сконвертировали все данные с момента запуска в промышленную эксплуатацию.

База данных о движениях денежных средств огромна, в ней есть информация почти по всем налогоплательщикам. Скорее всего, в ближайшее время ФНС интегрирует подпрограмму с «Контролем НДС» (АСК НДС-2).

Налоговики в одном программном комплексе могут сопоставить цепочку движения товаров по счетам-фактурам с цепочкой движения денежных средств. Однако пока делать это приходится в ручном режиме.

Важная особенность подсистемы — не только встроенная возможность формирования сведений по движению средств на счете в виде выписки по операциям, но и возможность автоматически формировать общий оборот с отдельно взятым контрагентом или всеми контрагентами. Можно даже задавать фильтр по определенным контрагентам и операциям. Это значительно упрощает работу инспектора, который раньше был вынужден самостоятельно проводить такую аналитику.

Система предпроверочного анализа

В АИС Налог-3 есть система предпроверочного анализа на основе риск-ориентированного подхода к отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

В настоящее время система не функционирует в полностью автоматическом режиме. Однако с ее помощью инспектор уже может посмотреть список лиц, включенных в отбор для более углубленного анализа.

Также в подсистеме хранятся индивидуальные карточки всех налогоплательщиков. В них указаны сведения из налоговой и бухгалтерской отчетности, информация о численности организации по данным отчетности.

В программе содержатся критерии рисков, которые присвоены налогоплательщику. Например, статус технической организации, наличие «отказного» директора или учредителя, которого ранее допрашивали инспекторы. Причем вне зависимости от территориального признака.

О чем скажет регистрация

В АИС Налог-3 есть подсистемы «централизованной регистрации налогоплательщиков» и «централизованного учета налогоплательщиков».

Подсистемы помогают налоговикам накладывать ограничения на ликвидацию налогоплательщиков во время проведения выездных проверок. Кроме того, инспекторы получают доступ к сведениям обо всех налогоплательщиках и к их регистрационным делам на территории России по экстерриториальному признаку.

Налоговики при анализе регистрационных дел компании могут увидеть, что представителем в регистрирующем органе было одно и то же лицо. Это свидетельство аффилированности юридических лиц. Кроме того, информация динамична, налоговики оперативно узнают о смене юридического адреса или учредителей.

Налоговики могут регистрировать юридические лица, вести ЕГРЮЛ и ЕГРН в подсистемах. В них содержатся сведения об учете налогоплательщика в качестве арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и т. д., а также сведения об имуществе физических лиц.

Претензионная работа — новинка от АИС Налог-3

Претензионную и судебную работу налоговиков перевели в АИС Налог-3 совсем недавно.

Теперь в АИС Налог-3 есть данные дел о банкротствах, а также все сведения о жалобах и судебных разбирательствах.

В одном месте налоговики собирают весь массив информации по спорам и аргументацию к ним. Там же они найдут информацию о налогоплательщиках, ранее замешанных в судебных разбирательствах.

Проверяющим стало легче проводить аналитическую работу и готовиться к спорам.

Программа администрирования физических лиц

Полномасштабное введение этого программного комплекса в АИС Налог-3 позволило ФНС сделать администрирование имущественных налогов физических лиц более комфортным. Например, заявление на предоставление льготы можно подать в любой налоговый орган. Гражданам, не проживающим по адресу регистрации, не нужно ехать за много километров, чтобы подать документы.

Налоговики по месту постановки на учет физического лица имеют полные сведения обо всех объектах налогообложения (квартиры, жилые дома, дачи, гаражи, земельные участки, транспортные средства и т. д.).

Подсистема опасна только для недобросовестных налогоплательщиков. Налоговики видят информацию в динамике, сведения постоянно обновляются.

Программа позволяет формировать общее уведомление на уплату налогов, даже если объекты находятся на территории других инспекций.


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.


Федеральная налоговая служба (ФНС) завершила переход на новую автоматизированную информационную систему (АИС) «Налог-3». Это одна из крупнейших в мире баз данных обо всех физических и юридических лицах страны. Благодаря новой системе пути движения денег бизнеса стали прозрачны, а схемы уклонения от налогов, в первую очередь, через вывод в ИП и обналичивание — неэффективны.

«Задача централизовать налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена», — заявил глава ФНС России Михаил Мишустин.

Новая система позволяет контролировать и анализировать НДС, налоги физлиц, данные контрольно-кассовой техники, а также движение всех средств между фирмами, будь это ФГУП, АО, ООО или ИП, и физическими лицами. Особенно важно то, что цифровой налоговый интеллект фактически дал возможность обнаружения цепочек движения денег и выявления звеньев, на которых деньги начинают уходить из-под налогов.

Налоговые разрывы

ФНС, анализируя хозяйственно-финансовые отношения физических и юридических лиц, определяет их налоговые обязательства. Бизнес, в особенности средний и малый, заинтересован в том, чтобы заплатить налогов меньше и таким образом заработать больше. Если законных способов снизить налоговую загрузку нет, предприниматели нередко прибегают к другим — просто выводя и пряча средства от налогообложения, обналичивая деньги, выдавая ими неофициальную часть зарплаты или рассчитываясь за услуги с другими компаниями, также скрывающими свои доходы. Теперь это делать стало труднее.

Самый сложный с точки зрения собираемости налог — налог на добавленную стоимость (НДС). Российская налоговая служба ранее запустила для его администрирования автоматизированную систему контроля (АСК) НДС-2. Она позволяет в режиме реального времени вести мониторинг всего процесса создания добавленной стоимости. Система находит разрывы в цепочке НДС (признак нарушения) и составляет риск-профили налогоплательщиков.

Уровень налогового разрыва в 10% считается в мире приемлемым. В России удалось достичь уровня в 0,51%, отметил Мишустин. И, по его словам, теперь представители зарубежных налоговых органов приезжают в Россию, чтобы перенять этот опыт.

Вторая система контроля работает через онлайн-кассы, которые были в обязательном порядке внедрены в России. С ее помощью ФНС получает и анализирует информацию об оптовых и розничных продажах и, таким образом, контролирует движение денег.

Бизнес с «метками» риска

АИС «Налог-3» объединяет и структурирует ранее разрозненную налоговую информацию в одну огромную базу данных. Система анализирует и выявляет подозрительных предпринимателей. Такие бизнесмены попадают в «группу риска» и, чтобы снять или подтвердить подозрения, к ним выезжают проверяющие.

«Сейчас применяется риск-ориентированный подход, при котором степень налогового контроля напрямую зависит от степени риска ведения плательщиком финансово-хозяйственной деятельности», — пояснил глава УФНС по Новосибирской области Алексей Легостаев.

Выездные проверки назначаются предпринимателям, использующим агрессивные схемы минимизации налогообложения и отказавшимся «от добровольного представления уточненных налоговых деклараций, увеличивающих налоговые обязательства».

«В связи с вводом в эксплуатацию программного комплекса АКС НДС-2, который предоставляет доступ к налоговым регистрам налогоплательщика — книгам покупок и продаж, в план выездных налоговых проверок в первую очередь включаются налогоплательщики, по которым аналитической составляющей данной системы установлены рисковые операции», — уточнил Легостаев.

«Незаметная» налоговая

Глава ФНС России считает, что через цифровые решения удалось серьезно снизить давление государства на граждан и бизнес. «Количество проверок мы снизили до минимума — сейчас это несколько тысяч очных проверок в год буквально, а еще недавно так проверялся каждый пятый налогоплательщик», — сказал Мишустин в интервью «Коммерсанту».Наличные или карта: как лучше тратить деньги

Он отметил, что отличительной особенностью налогового мониторинга в России стал переход на онлайн-взаимодействие с налогоплательщиком. Почти 100% вопросов, по которым люди и бизнес обращаются в налоговую службу, оцифровизованы и формализованы.

«Наша конечная цель — адаптивная система налогового администрирования, технологии, которые встроены в жизнь человека или компании максимально незаметно, и помогают им исполнять долг перед государством и обществом. Эти технологии нуждаются в осмыслении, в новых перспективных инструментах», — уточнил глава ФНС.

Основным таким инструментом для российской налоговой службы стала система «Налог-3». «Мы надеемся только на одно — на то, что люди нас будут меньше замечать и больше заниматься своим делом, работой. Чем незаметнее мы будем, тем будет выше оценка налогового администрирования в России», — подчеркнул Мишустин.

Читайте также: