Что означает принцип приоритета норм международного налогового законодательства

Опубликовано: 14.05.2024

date image
2015-08-12 views image
2029

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Особо хотелось бы отметить, что НК РФ в п.1 ст.1 установил принцип правового приоритета (верховенства) НК РФв системезаконодательства о налогах и сборах. Т.е. НК РФ имеет безусловный приоритет не только перед региональными и местными нормативно-правовыми актами о налогообложении, но и перед иными федеральными законами о налогах и сборах. О таком приоритете свидетельствует, в частности, положение п.1 ст.1 НК РФ о »принятых в соответствии с ним» (т.е. НК РФ) федеральных законах. Таким образом, все федеральные законы, принятые не «в соответствии с НК РФ», не могут регулировать налоговые отношения, так как не входят в состав законодательства РФ о налогах и сборах.

Данное положение представляется обоснованным, так как Кодекс, как кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либоотрасль (сферу) общественных отношений[4], является наиболее предпочтительной формой налогового законодательства, обеспечивающей системный подход к решению проблем налогообложения[5].

Принимаемые в соответствии с НК РФ федеральные законы могут касаться только вопросов, недостаточно полно урегулированных НК РФ. Однако широкое применение практики принятия федеральных законов, принятых в соответствии с НК РФ с учетом общей концепции всеобщности и универсальности НК РФ представляется не совсем обоснованным. Как указывают В. Г. Пансков и В. Г. Князев, формирование второй части НК РФ должно завершиться к началу 2005 года. После принятия остальных глав второй части НК РФ он станет единым, взаимосвязанным и комплексным документом, регламентирующим всю систему налоговых отношений в РФ. В перспективе, с 2005 года только НК РФ будет регулировать практически все вопросы налогообложения в РФ: от взаимоотношений государственных органов налогового контроля и налогоплательщиков и до порядка расчета и уплаты установленных в нем налогов[6].

3. Вопросы, входящие в исключительную компетенцию правового регулирования НК РФ
(п.2 ст.1 НК РФ)

В п.2 ст.1 НК РФ раскрыто основное содержание НК РФ, которое определено в 7 подпунктах данного пункта, а также установлено, что система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в РФ могут быть установлены только НК РФ.

Данные положения соответствуют ст.ст.71 и 72 Конституции РФ, согласно которым в ведении РФ находятся федеральные налоги и сборы, а установление общих принципов налогообложения и сборов находятся в совместном ведении РФ и её субъектов.

Таким образом, из п.2 ст.1 НК РФ непосредственно следует, что актом, который определяет и устанавливает самые важные правовые элементы российской налоговой системы, может выступать только сам НК РФ. Принятие других федеральных законов по этим вопросам недопустимо.

Данное, весьма важное положение означает, что даже если законодателем будут приниматься федеральные законы по вопросам, указанным в подп.1–7 п.2 ст.1 НК РФ, применяться должны исключительно нормы НК РФ. Иными словами, внесение каких-либо изменений в действующую налоговую систему допустимо только путем принятия прямых поправок в НК РФ.

Так, О. А. Красноперова по этому поводу пишет, что к федеральным законам, принятым в соответствии с НК РФ относятся исключительно законодательные акты, вносящие в НК РФ изменения и дополнения[7].

Любые федеральные законы, так или иначе связанные с налогообложением, должны основываться на нормах НК РФ, должны быть производными от них и приниматься в развитие НК РФ (принцип приоритета (верховенства) НК РФ в системе актов законодательства о налогах и сборах).

В результате развития внешнеэкономических отношений многие компании осуществляют деятельность на территории нескольких государств, а физические лица работают и продолжают получать инвестиционный доход. Таким образом, в большинстве стран мира совершенствование налогового законодательства актуально, ввиду устранения ситуаций, когда один объект налогообложения облагается аналогичными налогами в различных странах мира, что является международным двойным налогообложением.

Понимая, что двойное налогообложение не благоприятствует развитию международной торговли, некоторые государства между собой стремятся заключить соглашения и конвенции, подлежащие определению взаимного порядка взимания налогов с субъектов внешнеэкономической деятельности [3].

Законодательства различных стран делятся в зависимости от того, что имеет наибольшую юридическую силу: внутригосударственное законодательство или международные соглашения. Для определения степени влияния норм внутригосударственного законодательства на налоговые соглашения необходимо знать правовой статус межгосударственных соглашений в определенной стране.

Применение национального законодательства и международных налоговых соглашений в РФ имеет свои специфические черты [2]:

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ международные соглашения являются составной частью российской правовой системы, и при этом декларируется приоритет международного права над национальным. В РФ наибольшее значение имеют международные соглашения.

Нормы международных договоров имеют обязательную силу в тех странах, которые заключили международное соглашение в сфере налогообложения.

Международные налоговые соглашения действуют не напрямую, т.е. для применения положений договора, необходимо принять соответствующие нормативно-правовые акты внутри государства – участника международного договора.

В таких соглашениях предусматриваются специальные даты их непосредственного применения и обратная сила закона [2].

В данный момент РФ является участницей действующих двусторонних международных договоров об избежании двойного налогообложения с 81 страной, среди них: Япония, Швеция, Швейцария, Чили, Чехия, Хорватия, Таиланд, США, Турция, Норвегия, Кипр, Италия, Канада, Австралия, Казахстан, Испания, Финляндия, Болгария, Армения, Австрия, Китай, Албания, Белоруссия, Египет, Израиль и др. страны [1].

В налоговом законодательстве международные договоры, касающиеся налогообложения можно разделить на следующие группы:

Международные договоры общего характера.

2. Непосредственно налоговые соглашения:

– общие налоговые соглашения и конвенции;

– ограниченные налоговые соглашения;

– соглашения об оказании административной помощи.

3. Договоры, в которых предусмотрены различные налоговые вопросы:

– соглашения о налоговых режимах и предоставляемых льготах;

4. Иные соглашения по определенным организациям.

Налоговые договоры двустороннего и многостороннего характера делятся на три группы [3]:

1. Общие налоговые договоры – это международные соглашения, носящие рекомендательный характер, которые касаются вопросов о взаимоотношениях сторон касаемо непосредственно прямых и косвенных налогов.

Ограниченные налоговые договоры, распространяются на определенный вид налога, налогоплательщика и т. д.

Договоры, связанные с оказанием административной помощи в сфере налогообложения.

Соглашения, в которых затронуты налоговые вопросы, обычно связаны с установлением наиболее благоприятного налогового режима, предоставление различных прав, льгот и т.д. К примеру, в 1992 г. в «соглашении о регулировании взаимоотношений государств СНГ» одиннадцать стран дали свое согласие на принятие мер по устранению двойного налогообложения. То есть, этот документ представлял собой договор о принятии налоговых режимов и льготах для стран – участниц СНГ.

Международные налоговые договоры об избежании двойного налогообложения наиболее распространены во внешнеэкономических отношениях. Государства заключают соглашения для улучшения экономического сотрудничества. При отсутствии договора может возникнуть ситуация, когда объект налогообложения облагается налогом сначала в одном, а за тем и в другом государстве. К примеру, прибыль от осуществления деятельности представительства иностранной компании может облагаться налогом по месту нахождения данного представительства. Но, в то же время, полученная прибыль облагается налогом и по месту нахождения иностранной компании. Устранение вышеописанного и установление налоговых правил и норм для международных коммерческих операций является главной целью заключения налогового соглашения [2].

В последнее время налоговыми органами во многих странах мира уделяется все больше внимание предотвращению уклонений от уплаты налогов и сборов. И именно из-за этого в большинство соглашений последних лет включены такие положения, как обмен налоговой информацией и взаимная помощь по расследованию таких дел.

Обычно, налоговые соглашения заключаются со странами со средним уровнем налогообложения. Страны с нулевыми налогами, т.е. оффшорные зоны, подобного рода соглашения не заключают. Ведь в случае если нет налога, то нет и двойного налогообложения, таким образом, не имеет смысла договариваться о его исключении. Но предоставлять односторонние налоговые преференции оффшорным компаниям странам с высокими налогами совсем не правильно. Даже в случае если соглашение с такой страной заключено, то, в большинстве случаев, оффшорные компании из-под его воздействия в явном виде выводятся.

До недавнего времени исключением из данного правила был Кипр. Несмотря на действующую, на острове оффшорную зону, Кипру удавалось заключать значительное число налоговых соглашений, в том числе и с РФ – и при чем, весьма выгодных. В результате проведения налоговой реформы на Кипре и закрытия данной оффшорной зоны это положение изменилось, но не совсем радикально, потому что действующая с 2003 г. налоговая ставка на прибыль в 10 % все равно ниже ставок большинства развитых стран [3].

Помимо двусторонних налоговых договоров, так же могут действовать и другие многосторонние договоренности. Так, например, страны Евросоюза применяют к друг другу унифицированные правила и нормы по исключению двойного налогообложения по отношению к дивидендам, которые получают от дочерних компаний. Поэтому Кипр, после входа в Евросоюз резко увеличил свою внешнеэкономическую налоговую сеть [3].

Первые соглашения об устранении двойного разрабатывались в начале ХХ века. В 1963 г. свою первую модель налогового соглашения создала Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР). С тех пор ее берут за шаблон при заключении большинства налоговых соглашений. В 1977 г. ОЭСР представила более новую версию, а в 1992 г. – еще одну. Помимо этого, иногда к модели принимаются некоторые дополнения, и официальные комментарии ОЭСР. Но, тем не менее, структура самого соглашения остается в большей части неизменной.

Суть договора об устранении двойного налогообложения заключается в самом названии. Важным является то, что в отношении каких именно налогов предусмотрено устранение двойного налогообложения. Помимо этого, в соглашениях последних лет в наименование стали добавлять важное дополнение « … и предотвращении уклонения от уплаты налогов». Это означает, что в тексте соглашения обозначены специальные положения, направленные на взаимопомощь в налоговой сфере [2].

Возможно, применение односторонних мер по устранению двойного налогообложения, связанного с нормами внутригосударственного законодательства, и многосторонними мерами, которые реализуются при помощи соответствующих международных договоров и конвенций. Методы устранения международного двойного налогообложения (см. рис. 1).

pel1.tif

Методы устранения двойного налогообложения

По избежанию двойного налогообложения по отдельным видам доходов большая часть международных налоговых договоров следует основополагающим принципам [3]:

1. При налогообложении прибыли международные налоговые договоры подразумевают, что прибыль подлежит налогообложению в государстве основного местонахождения организации, ее получившей, независимо от места возникновения дохода.

2. При налогообложении прибыли от международных перевозок компания уплачивает налоги и сборы в государстве, где постоянно находится.

3. Проценты, а так же и дивиденды, которые выплачиваются компанией, подлежат налогообложению в государстве основного местопребывания компании. В случае, если проценты, а так же и дивиденды выплачиваются постоянным представительством компании, которая расположена за рубежом, или в случае если они получены от деятельности этого представительства, тогда налогообложение происходит по месту нахождения этого представительства.

4. Налогообложение дохода от интеллектуальной собственности может зависеть от того, выплачивает ли доход организация, осуществляющая свою деятельность через постоянное представительство или же нет. В этом случае такие доходы будут облагаться налогом только в государстве постоянного местопребывания лица, получающего доходы.

Таким образом, необходимость разработки и заключения соглашений по устранению двойного налогообложения полностью себя оправдывает, так как создает благоприятные условия для развития и осуществления внешнеэкономической деятельности.

СТ 7 НК РФ.

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

2. Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).

Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса также признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абзаце первом настоящего пункта, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица).

При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в настоящем пункте (иностранными структурами без образования юридического лица), а также принимаемые ими риски. При этом наличие фактического права на доходы определяется применительно к каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов и (или) к группе выплат дохода в рамках одного договора.

3. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в настоящем пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

4. При выплате доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо (лица), имеющее (имеющие) фактическое право на такие доходы, то доходы, выплачиваемые иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, считаются выплаченными лицу (лицам), имеющему (имеющим) фактическое право на выплачиваемые доходы, при этом налогообложение выплачиваемого дохода производится в следующем порядке:

1) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), признается в соответствии с настоящим Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации - источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации;

3) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое не распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 7 Налогового кодекса

Комментируемая статья НК РФ посвящена одной из важнейших проблем налогово-правового регулирования - соотношению национального (внутригосударственного) законодательства и международных договоров по налоговым вопросам.

Интернационализация хозяйственной жизни, развитие процессов интеграции и специализации международных гуманитарных контактов и ряд других причин объясняют неизбежность международно-правовой регламентации налоговых отношений.

Принцип суверенитета предполагает, что каждое государство может регулировать налоговые отношения в одностороннем порядке с помощью национального налогового законодательства. Однако если государство, регламентируя налоговые отношения, не принимает во внимание интересы других стран, налогоплательщиков-нерезидентов, незамедлительно наступают осложнения в межгосударственных экономических отношениях и международных отношениях в целом.

В системе источников права можно выделить две составные части - внутреннее (национальное) налоговое законодательство и международно-правовые договоры и соглашения, касающиеся вопросов налогообложения.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации становятся составной частью российской правовой системы. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения норм международного права органами государственной власти, в том числе органами правосудия. Заинтересованные лица могут при разрешении споров ссылаться непосредственно на нормы международного права.

В этой же статье Конституции РФ закрепляется: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Данная конституционно-правовая норма, устанавливающая приоритет (примат) норм международных договоров Российской Федерации перед внутренним (национальным) законодательством, воспроизведена в комментируемой статье НК РФ.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации установлен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" . Этот законодательный акт применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол и т.д.).
--------------------------------
СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Россия, как самостоятельно, так и в роли правопреемника СССР, является участником многих международных договоров (конвенций). Международные договора, как источник налогового права, для Российской Федерации имеют приоритет перед ее налоговым законодательством. Об этом прямо сказано в статье 7 Налогового кодекса РФ:

«Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».

В данной статье закрепляется общепринятая международная практика, в соответствии с которой международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор, имеет приоритет над национальным законодательством. При коллизии норм международного договора и национального законодательства применяются нормы международного договора. Этот порядок распространяется и на все соглашения об избежании двойного налогообложения, которые Российская Федерация заключила с другими государствами. Вследствие этого положения статьи 7 НК РФ имеют принципиально важное значение при исчислении и уплате налогов от источников за пределами Российской Федерации для налогоплательщиков резидентов Российской Федерации и от источников в Российской Федерации для налогоплательщиков нерезидентов Российской Федерации.

Юридическое закрепление принципа приоритета международного договора над нормами национального законодательства не является новым в сфере налогового законодательства. Пункт 2 ст.23 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривает, что «если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора». Аналогичные нормы предусматриваются ст.5 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» и другими законодательными актами, регулирующими налоговые отношения. Применение данного принципа отражено и в судебной практике (например, постановления Президиума ВАС РФ от 23 июня 1998 г. N 3846/97; от 7 апреля 1998 г. N 5410/96 и др.).

Одним из наиболее распространенных договорных инструментов в сфере налоговых правоотношений являются двусторонние и многосторонние соглашения об избежании двойного налогообложения при наличии источников доходов в разных странах. Суть данного соглашения состоит в том, что две или более страны договариваются о том, чтобы дважды не обкладывать налогом одну и ту же налогооблагаемую базу, какая страна и в какой мере будет претендовать на эту базу.

Соглашения об избежании двойного налогообложения регулируют и такие вопросы, как гарантии недискриминации и обмен информацией. Под недискриминацией традиционно понимаются обязательства договаривающихся государств в том, что граждане одного договаривающегося государства или лица без гражданства, являющиеся лицами с постоянным местожительством в этом государстве, не будут подвергаться в другом договаривающемся государстве любому налогообложению или связанному с ним обязательству, иному или более обременительному, чем налогообложение и связанные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться граждане этого другого договаривающегося государства или лица без гражданства, являющиеся лицами с постоянным местожительством в этом другом государстве при тех же условиях. Недискриминация, в частности, выражается и в том, что налогообложение доходов или прибыли, которые лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает через постоянное представительство в другом договаривающемся государстве, не будет менее благоприятным в этом другом договаривающемся государстве, чем налогообложение доходов или прибыли, получаемых через постоянное представительство в этом договаривающемся государстве лицами с постоянным местопребыванием в третьих государствах, осуществляющих аналогичную деятельность в таких же условиях. Гарантии недискриминации, закрепленные в праве, являются чрезвычайно важными для рядовых плательщиков, так как распространяются на все налоги и сборы.

И, наконец, Соглашения об избежании двойного налогообложения обязательно содержат механизм устранения двойного налогообложения, который заключается в общих чертах в следующем: если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход, который в соответствии с положениями подписываемого соглашения может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом договаривающемся государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом договаривающемся государстве. Такой вычет, однако, как правило, не должен превышать сумму налога первого договаривающегося государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

К числу международно-правовых источников налогового права следует отнести:

1. Общеполитические многосторонние акты, в которых содержатся общие принципы налогообложения. Среди них можно назвать:

- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.);

- Европейскую социальную хартию (1961 г.).

2. Двухсторонние или многосторонние политические договоры, содержащие правовые нормы о налогообложении. К их числу относятся:

- Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (подписан президентами Российской Федерации и Республики Беларусь;

- Многосторонний договор о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) 1992 года и другие акты.

3. Собственно налоговые соглашения и конвенции. Россия заключила более 60 таких международно-правовых актов об избежании двойного налогообложения, об оказании административной помощи по налоговым делам, по вопросам наследства, по социальному страхованию и т.д.

4. Договоры, соглашения и конвенции заключенные СССР с другими странами, не утративших юридическую силу среди них можно назвать:

- Конвенцию между правительством ССР и Правительством Испании об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (от 01.03.1985).

- Конвенцию между правительством СССР и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения доходов (от 26.02.1985).

- Соглашение между Правительством СССР и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения доходов (от 13.06.1985).

- Соглашение между Правительством СССР и Правительством Малайзии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (от 31.07.1987) и другие акты.

Правовые основы и сущность приоритета международных договоров РФ на примере ст. 7 НК РФ

Миф об опасности приоритетов международного законодательства или международных договоров над российскими законами создаётся исключительно в конъюнктурных целях. На самом деле в РФ действуют только законы нашей страны, а международные вступают в силу лишь в тех случаях, когда это необходимо.

Основывается возможность на основных соглашениях о защите прав человека, авторских прав, соглашений в области таможенных сборов и уплаты налогов и подобных важных направлениях права. Договоры международного характера становятся более значимыми в том случае, когда это обусловлено в силу специфики отношений и особенностей участников.

В сфере налогов приоритет международных договоров над внутренним российским законодательством устанавливается нормами ст. 7 НК РФ.

Зачем нужен приоритет международных договоров?

Важность такого подхода станет понятной, если вспомнить о наличии у всех стран, с которыми предприниматели РФ ведут торговые отношения, своих налоговых законов. Непременно рано или поздно какие-то операции, связанные с международной торговлей или любым привлечением иностранного бизнеса в РФ попадут в налоговую базу, учитывающуюся в двух и более государствах.

Кроме этого возможно и появление спорных ситуаций, которые без международных соглашений вообще не получится урегулировать в судах. Если же международные договоры есть, то они должно быть выше по значимости, чем законодательство государств, резиденты которых выступают в виде сторон по сделкам. В противном случае отпадёт значимость самих договоров.

Однако доказать что-либо людям, гонящим волну о несчастной российской власти, которая вынуждена подчиняться иностранным державам, потому что мол к этому обязывает Конституция, созданная в лихие 90-ые годы в угоду мировой закулисе и Ельцину, невозможно. Они в любом случае будут повторять паранойяльные сказки о том, какое страшное зло представляет собой государственный департамент США и как глубоко проникли его щупальца Россию.

Бред не поддаётся информационной коррекции. Это аксиома, известная в психиатрии со времён Эмиля Крепелина. На самом деле связка норм ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 НК РФ создают условия для беспрепятственной международной торговли. Они не подразумевают возникновения приоритета законов иностранных государств, но лишь положений международных договоров РФ над нормами законов РФ.

Такое соотношение законодательства создано в целях:

  • предотвращения двойного налогообложения;
  • взаимодействия в налоговой области;
  • создания механизмов косвенного налогообложения.

В этой связи наличие международных соглашений улучшает, а не ухудшает состояние не только механизмов пополнения бюджета, но и отдельных субъектов предпринимательства. К примеру, наличие Конвенции от 13.04.2000 между Правительством РФ и Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал делало довольно прибыльным создание совместных предприятий. Впоследствии это частично потеряло смысл из-за ухудшения международной обстановки и начала политики обмена санкциями.

Когда-то играло положительную роль и Соглашение о взаимодействии стран СНГ по сближению структур налогообложения на железнодорожном транспорте. Однако, чем больше РФ уходит в международную изоляцию, тем меньше и роль соответствующих начинаний регулирования в области налогов и сборов.

Но не следует думать, что в прошлом осталось всё международное сотрудничество и его законодательное обеспечение. Законодательство в этой сфере продолжало совершенствоваться в течение последних пяти лет. Так, закон № 32-ФЗ внёс изменения в п. 2 ст. 7 НК РФ, который расширил перечень лиц, деятельность которых рассматривается причиной налогообложения. Теперь налоги берутся и с лиц, извлекающих прибыль в РФ и не зарегистрированных в качестве юридических.

Таким образом появились иностранные структуры без образования юрлица, ставшие аналогом российских ИП в плане взимания налогов и с них тоже.

Упоминание ст. 7 НК РФ в актах высших судов

В судебных актах ст. 7 НК РФ чаще всего упоминается в списке тех, что задают принципиальную основу для принятия решений. В деле № 168-ПЭК16, определение по которому было вынесено СК по экономическим спорам ВС РФ 30.05.2016 года, она упоминалась в одном ряду со ст. ст. 3, 177, 149, 150, поскольку на них основывала своё решение судебная коллегия ВС РФ, когда отменяла решение судов нижестоящих инстанций.

Дело в том, что применение ставки 18% к товарам, импортированным с территории стран-участниц ТС, при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории РФ, не соответствует нормам международных договоров и влечёт к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран-участниц ТС, поэтому в передаче надзорной жалобы ФНС было отказано.

Читайте также: