Что отличает правовое государство наличие суверенитета взимание налогов

Опубликовано: 10.05.2024

1. Что является признаком любого государства:
а) наличие публичной власти +
б) соблюдение прав и свобод человека и гражданина
в) наличие рыночной экономики

2. Кем было сформулировано понятие категорического императива:
а) Вольтером
б) Кантом +
в) Локком

3. Кто говорил о необходимости власти закона над государством:
а) Герострат
б) Демокрит
в) Аристотель +

4. Монтескье считается автором классической теории:
а) принципа разделения властей +
б) суверенной демократии
в) верховенства права

5. Согласно общепринятой классификации, принцип разделения властей делит государственную власть на:
а) исполнительную, контрольную и законодательную
б) законодательную, учредительную, судебную
в) законодательную, исполнительную, судебную +

6. Что не является признаком правового государства:
а) верховенство права
б) закон имеет обратную силу +
в) принцип разделения властей

7. Как называется парламент в РФ:
а) Государственной Думой
б) Советом Федерации
в) Федеральным Собранием +

8. Из чего состоит Федеральное Собрание РФ:
а) из Совета Федерации и Государственной Думы +
б) из Палаты общин и Государственной Думы
в) из Совета Федерации и Верховного совета

9. Кто возглавляет систему судов общей юрисдикции в РФ:
а) Высший Арбитражный Суд РФ
б) Конституционный Суд РФ
в) Верховный Суд РФ +

10. Согласно Конституции РФ, Президент является:
а) главой законодательной власти
б) главой государства +
в) главой исполнительной власти

11. Кто был противником идеи господства права над государством:
а) Победоносцев +
б) Котляревский
в) Чичерин

12. Кто является одним из основоположников теории разделения властей:
а) Вольтер
б) Локк +
в) Фома Аквинский

13. Впервые в российской истории понятие правового государства появилось в Конституции:
а) РФ 1993 года +
б) СССР 1977 года
в) РСФСР 1918 года

14. Эта система является составной частью принципа разделения властей:
а) мер и весов
б) правоохранительных органов
в) сдержек и противовесов +

15. Высшим органом исполнительной власти в РФ является:
а) Правительство РФ +
б) Федеральное Собрание РФ
в) Президент РФ

16. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Монтескье:
а) Бельгия
б) Франция +
в) Германия

17. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Платон:
а) Древний Рим
б) Древний Египет
в) Древняя Греция +

18. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Цицерон:
а) Древний Египет
б) Древний Рим +
в) Древняя Греция

19. Необходимо установить соответствие между известными философами, являющимися основоположниками теории правового государства и странами, в которых они родились:
Кант:
а) Франция
б) Австрия
в) Германия +

20. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) участие Верховного Суда РФ в процедуре выбора Президента РФ
б) согласие Государственной Думы РФ на назначение Президентом Председателя Правительства РФ +
в) всенародные выборы Президента РФ

21. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) формирование состава Конституционного Суда РФ +
б) формирование состава делегации РФ в ООН
в) всенародные выборы Президента РФ

22. К системе сдержек и противовесов можно отнести:
а) формирование состава делегации РФ в ООН
б) участие Верховного Суда РФ в процедуре отрешения Президента РФ от должности +
в) участие Верховного Суда РФ в процедуре выбора Президента РФ

23. К отличительным признакам правового государства относят:
а) наличие профессионального аппарата управления
б) наличие законодательного органа
в) верховенство права +

24. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) налогообложение граждан
б) верховенство закона +
в) осуществление правоохранительной деятельности

25. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) наличие системы законодательства
б) налогообложение граждан
в) разделение властей +

26. Необходимо найти отличительный признак правового государства:
а) осуществление правоохранительной деятельности
б) взаимная ответственность государства и граждан +
в) наличие системы законодательства

27. Что отличает демократическое правовое государство:
а) гарантированность законами равноправия партий и движений +
б) наличие системы законодательства
в) наличие правоохранительных органов

28. Правильны ли представленные суждения о правовом государстве:
1. Правовое государство гарантирует соблюдение прав и свобод граждан.
2. Отличительным признаком правового государства является последовательная реализация принципа разделения властей
а) только 1
б) только 2
в) оба правильны +
г) нет правильного ответа

29. Правильны ли представленные суждения о правовом государстве:
1. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.
2. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба правильны
г) нет правильного ответа

30. Выделяют … основные концепции правового государства:
а) три
б) две +
в) четыре

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода.

Правовое государство, несмотря на особенности, остается го­сударством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публич­ной власти. Имеется в виду то, что такое государство, обладая пуб­личной властью, выступает как официальный представитель не только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев об­щества.

Правовое государство, как и любое иное, располагает специ­альным аппаратом управления и принуждения. Для его содержа­ния устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же, как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверен­ность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны и самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики, построение отношений с другими государствами).

Названные черты следует отнести к общим, поскольку они свойственны как правовым, так и неправовым государствам. Вмес­те с тем правовое государство отличают следующие специфические черты, указанные в предложенном выше определении:

1) Демократизм, реальное осуществление народовластия. Термин «народовластие» — один из существенных элементов де­мократии в ее современном общепринятом понимании.

2. Правовое государство: понятие, признаки 147

Во-первых, народ является действительным источником всей той власти и политики, которая выражается и проводится пра­вовым государством. Народовластие характеризуется закрепле­нием соответствующих предпосылок в действующей Конститу­ции, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделен­ных правом разрабатывать и принимать законы — акты высшей юридической силы.

Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать механизм, позволяющий не только критиковать политику госу­дарства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средства­ми, предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстра­ции и т.д.).

2) Режим демократического конституционного правления. При таком режиме высшие органы государственной власти на ос­ нове действующей Конституции имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими правовыми мето­ дами. Здесь реально существуют политический и идеологический плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии, реально осуществляются социально-экономические и политичес­ кие права граждан, их организаций, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных (зако нодательных) органов власти.

Следовательно, в условиях рассматриваемого режима есть ин­ституты представительной демократии (представительные орга­ны, избираемые непосредственно населением на основе демокра­тической избирательной процедуры) и институты непосредствен­ной демократии (референдум и т.д.).

3) Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. При характеристике правового государства недо­ статочно указания на многообразие его органов, их перечис­ ление.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффек­тивно действует, в том числе в обеспечении прав и законных ин­тересов личности, когда в ней есть разделение труда: институты (органы) государства «выстраиваются» по-особому. Имеется в виду то, что формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет «свою» особую деятельность.

Таких ветвей власти, свидетельствующих о высокой разви­тости государства, три: законодательная, исполнительная, судеб-

148 Глава 8. Правовое государство и гражданское общество

ная. Соответственно различаются три вида государственных ор­ганов: законодательные, исполнительные, судебные.

Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. В США, например, в соот­ветствии с Конституцией 1789 г., законодательную власть пред­ставляет двухпалатный Конгресс, исполнительную — Президент, судебную — Верховный Суд.

Вместе с тем, есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, еди­ной, и, наряду с этим, разделенной. Именно поэтому наряду с названными тремя ветвями власти как бы обособляется в качестве особого самостоятельного института главы государства. В респуб­ликах — президент, в конституционных монархиях — монарх (король, император и т.д.). Вот почему в конституциях многих стран наряду с Президентом (главой государства) значительные политико-правовые, государственные задачи решает Премьер-министр (или Председатель Правительства) — глава исполни­тельной власти.

Принцип разделения властей способствует «рассредоточен-ности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авто­ритарную и тоталитарную власть.

Конституция Российской Федерации предусматривает: го­сударственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст.

Итак, принцип разделения властей позволяет отметить, что все три ветви власти одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доми­нирования одной из властей, предотвращать возможные злоупо­требления.

4) Возвышение права, закона над государственной властью. Именно это и есть то, что понимается под правовым государством. Речь идет о таком значении права, что оно перестает быть своего рода придатком государственной власти. Это значит, что правовые

2. Правовое государство: понятие, признаки 149

требования должны выполнять не только граждане и их объеди­нения, но и должностные лица, государственные органы, государ­ство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его ор­ганы, организации и учреждения сами связаны правовыми нор­мами, призваны действовать в их рамках. Это необходимое усло­вие нормального функционирования общества и государства, обес­печения организованности в обществе.

5) Ведущая роль закона в регулировании наиболее важных об­щественных отношений. Речь идет о верховенстве законов над всеми другими нормативными правовыми актами. По существу, верховенство закона выражает принцип народовластия. Члены представительного органа государства призваны выражать в за­конах волю избравшего их населения. Именно поэтому законы признаются актами высшей юридической силы, обладают свой­ством верховенства. Все нормативно-правовые акты государствен­ных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить.

Принцип верховенства закона необходимо проводить прежде всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие именно правовых законов, отвечаю­щих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен эле­ментарный правопорядок. Однако верховенство закона относится и к правоприменению. Пренебрежение к закону создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.

Повседневная политико-правовая действительность подтверж­дает то, что принцип верховенства закона в современной России довольно часто нарушается. Нередко Президент РФ принимает нормативные указы по вопросам, отнесенным к компетенции законодательной власти. Такими указами иногда вносятся су­щественные изменения в действующие федеральные законы, а в ряде случаев ограничиваются конституционные права граж­дан. Известно, например, что одним из указов Президента РФ компетентным государственным органам разрешалось задержи­вать граждан по подозрению в совершении тяжких преступлений на срок до одного месяца. Однако действующее законодательство запрещает задерживать лиц по этому основанию на срок более 48 часов.

Как видно, закон не всегда является первым и основным при разрешении различных вопросов текущей жизни. К тому же, зна­чительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по

150 Глава 8. Правовое государство и гражданское общество

тем или иным причинам не реализуется в поведении граждан и организаций, относится к числу декларативных, невостребован­ных.

Обращает также на себя внимание распространенная практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих фе­деральным законам.

6) Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами действующего конституцион­ного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Можно сказать, что причины этого кроются не только в кри­зисном состоянии политической, экономической, финансовой сис­тем общества. Исторически сложилось так, что у нас всегда была малоавторитетная и зависимая от властей судебная система. В таком же положении пребывает и прокуратура, ориентирую­щаяся прежде всего на исполнительную власть. Призванная ее контролировать с точки зрения соблюдения законов, она больше озабочена тем, как бы эту власть не обидеть. Не обладает долж­ными возможностями и система юстиции, задачей которой явля­ется организация правового обслуживания во всей стране. И пока эти государственно-правовые институты находятся в таком сос­тоянии, трудно говорить о результативной обеспеченности прав и свобод человека и гражданина 1 .

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граж­дан, государственная власть не располагает эффективной систе­мой мер — правовых, организационных и др., называемых пра­вовыми гарантиями.

1 См.: Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. С. 133, 140.

2. Правовое государство: понятие, признаки 151

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам чело­век не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми их отстаивать, то одни государственные ор­ганы едва ли что сделают по такому вопросу. Наши соотечествен­ники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с жалобами в поряд­ке административного или судебного обжалования. Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право свя­зывал с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации безза­стенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защитить себя и свое право, тот уже человек безна­дежный. » 1 .

Очевидна истина: чем более развито правовое государство, чем полнее его правовая система, чем надежнее она обеспечена инсти­тутами государства, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для их самореализации, активности.

7) Режим строгой законности в государстве и обществе. Законность как всеобщее требование неукоснительного со­блюдения исполнения действующего права распространяет­ся на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общественных организаций, граждан.

На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государ­ством как в сфере правотворчества, так и правоприменения. Во-первых, в правовом государстве законодательные и иные норма­тивные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме. Во-вторых, принятие таких актов — прерогатива ле­гитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных. В-третьих, права и свободы человека и граж­данина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Следовательно, для понимания законности как режима функ­ционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих нормативных пра­вовых актов (конституции, законов, подзаконных актов).

Очевидно, законность как всеобщее требование неукоснитель­ного соблюдения и исполнения действующего права распростра­няется не только на правотворчество, но и на иные сферы правовой деятельности государства. Главное в этом плане исключить из об-

1 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 3.

152 Глава 8. Правовое государство и гражданское общество

щественной и государственной жизни произвол, своеволие, бес­контрольность, сделать так, чтобы в обществе был установлен прочный правопорядок.

В демократическом правовом государстве все одинаково долж­ны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В этом плане можно сказать, что действенность государственно-правовых институтов предопреде­ляется их основанностью на требованиях законности. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязаннос­ти, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налажи­вать нормальные взаимоотношения между человеком, средой оби­тания и обществом.

Приведенные положения позволяют рассматривать закон­ность в качестве элемента правового государства, его необходимо-, го признака.

В юридической литературе в числе признаков правового госу­дарства также называют такие, как взаимная ответственность го­сударства и личности, приоритет международного права перед на­циональным, высокий уровень правосознания граждан и долж­ностных лиц, господство права в решении национальных проблем, наличие независимой, но регулируемой четвертой власти — влас­ти средств массовой информации, поскольку без открытости, пол­ной информированности общества, гласности правовое государст­во не сможет результативно реализовать свои функции, обслужи­вать общество.

Тестовые задания по обществознанию Правовое государство 9 класс с ответами. Тест включает в себя 10 заданий части А и 3 задания части В.

А1. Правовым государством в первую очередь можно назвать то, в котором

1) политическая власть ограничена правом
2) существует республиканская форма правления
3) президента избирает народ
4) установлена ограниченная монархия

А2. В государстве А обязанность подчиняться закону распространяется на каждое должностное лицо, на любой государственный орган, на все группы граждан и на отдельных людей. Можно утверждать, что в государстве А действует принцип

1) от каждого — по способностям, каждому — по потребностям
2) разделения властей
3) верховенства права
4) народ — источник власти

А3. Выберите среди перечисленных признак правового государства:

1) единство территории
2) публичная власть
3) обеспечение прав и свобод личности
4) государственный суверенитет

А4. В РФ законодательную деятельность осуществляет

1) Правительство РФ
2) Федеральное Собрание
3) Администрация Президента
4) Конституционный Суд

А5. Что из перечисленного входит в полномочия исполнительной власти?

1) осуществлять судопроизводство по административным делам
2) распределять государственные средства в соответствии с законом
3) принимать указы и постановления
4) устанавливать соответствие принятых решений Конституции РФ

А6. Судебная система РФ состоит из трёх видов судов, а именно:

1) Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды республик РФ
2) суды мировые, военные, конституционные
3) Верховный Суд РФ, районные и военные суды
4) суды конституционные, арбитражные и общей юрисдикции

А7. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Высшая цель правового государства заключается в обеспечении прав человека.
Б. Право в правовом государстве ограничивает действия государства и его органов.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А8. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей необходимо для того, чтобы ветви власти взаимно контролировали и сдерживали друг друга.
Б. Разделение властей — это форма правления, форма государственно-территориального устройства и политический режим.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие суждения об особенностях и функциях правового государства?

В правовом государстве:

А. отсутствует принуждение по отношению к гражданам.
Б. главной функцией является повышение благосостояния граждан.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о разделении властей в РФ?

В РФ действует разделение властей:

А. на президентскую, законодательную и исполнительную.
Б. на законодательную, исполнительную и судебную.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

B1. Сравните характеристики любого государства и характеристики, которые отличают правовое государство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера характеристик любого государства, а во вторую — порядковые номера характеристик, которые отличают правовое государство.

1) верховенство права
2) разделение властей
3) политическая власть
4) принятие законов

Любое государство Правовое государство

В2. Установите соответствие между государственными органами РФ и ветвями власти, которые они представляют: к каждому элементу, приведённому в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Государственные органы

А) Совет Федерации
Б) Правительство РФ
В) Высший Арбитражный Суд
Г) Федеральное Собрание
Д) Государственная Дума

Ветви власти

1) законодательная
2) исполнительная
3) судебная

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Принуждение и насилие характеризовали государственную власть с глубокой древности. (Б) Наверное, так же давно люди поняли, что сила, которой обладает государство, должна быть в согласии со справедливостью. (В) Возникла идея соединения силы государства и справедливости права.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Ответ на тестовые задания по обществознанию Правовое государство 9 класс
А1-1
А2-3
А3-3
А4-2
А5-2
А6-4
А7-3
А8-1
А9-4
А10-2
В1. 3412
В2. 12311
В3. 121

1) наличие парламента 2) разделение властей

3) одно партийность 4) единую идеологию

В государстве Z проводятся массовые внесудебные расправы над оппозицией, насаждается единая идеология. Какой политический режим сложился в государстве Z?

1)парламентский 2) тоталитарный 3) демократический 4) суверенный

Что характеризует политическую партию, в отличие от других объединений граждан?

1) стремление к получению власти 2) объединение единомышленников

3) общие интересы участников 4) удовлетворение потребностей людей

5. Государство Z сформировано несколькими республиками, которые создали общее законодательство и высшие органы власти. Однако республики сохранили часть своей самостоятельности: в них избираются президенты, действуют республиканские законодательные собрания. Какова форма государственного устройства страны Z?

1) республика 2) унитарное государство

3) федеративное государство 4) монархия

В государстве Z регулярно проходят свободные конкурентные выборы депутатов парламента. Государство гарантировало права и свободы граждан. Каков политический режим страны Z?

1) авторитарный 2) многопартийный 3) федеративный 4) демократический

В стране Z глава государства – князь – получает свою власть по наследству. Граждане избирают парламент, которому принадлежит высшая законодательная власть. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Какова форма правления в стране Z?

1) федеративное государство 2) президентская республика

3) конституционная монархия 4) унитарное государство

К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие должности уполномоченного по правам человека 2) суверенитет государства

3) деятельность по поддержанию общественного порядка 4) разделение властей

9. Какой пример иллюстрирует деятельность гражданского общества?

1) парламент принял поправки к закону об общественных объединениях

2) жильцы дома провели митинг против строительства гаража на месте спортивного городка

3) кандидаты в депутаты начали активную избирательную кампанию

4) глава государства провёл встречу с министрами

Страна Z – унитарное государство. Это значит, что

1) в стране Z реализован принцип разделения властей

2) в регионах страны Z могут существовать собственные правительства

3) в регионах страны Z есть собственные конституции

4) страна Z разделена на регионы, которые не имеют политической самостоятельности

Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества

2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей

3) обеспечение законности и правопорядка

4) отстаивание государственных интересов на международной арене

Понятия «арбитраж», «юрисдикция» относятся к деятельности

1) законодательной власти 2) исполнительной власти

3) института президентства 4) судебной власти

Что является признаком любого государства?

1) взимание налогов и сборов 2) республиканская форма правления

3) разделение властей 4) федеративное устройство

Всенародное голосование с целью принятия решения по важному государственному вопросу – это

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство осуществляет политическую власть

Б. Государство влияет на темпы и направления развития общества.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о правовом государстве и гражданском обществе?

А. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества

Б. Гражданское общество всегда находится в оппозиции к правовому государству

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточки с вопросами по теме "Правовое государство". 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Тест. Обществознание. "Правовое государство". 9 класс.»

КАР №1. 1. Ниже при­ведён ряд ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся прин­ци­па­ми толь­ко пра­во­во­го го­су­дар­ства. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) го­су­дар­ствен­ный кон­троль над об­ще­ством 2) су­ве­ре­ни­тет 3) вер­хо­вен­ство права 4) раз­де­ле­ние вла­стей на три ветви 5) вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и лич­но­сти 6) не­зыб­ле­мость прав и сво­бод граж­дан

2. По­ли­ти­че­ские на­блю­да­те­ли уста­но­ви­ли, что го­су­дар­ство М может быть клас­си­фи­ци­ро­ва­но как пра­во­вое го­су­дар­ство. Какой при­знак мог бы быть на­зван среди про­чих как до­ка­за­тель­ство сде­лан­но­го вы­во­да?

1) взи­ма­ние на­ло­гов, ис­поль­зо­ва­ние мер го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

2) на­ли­чие су­ве­ре­ни­те­та 3) дей­ствие прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей

4) на­ли­чие ис­клю­чи­тель­ных права, в том числе на при­ня­тие за­ко­нов

3.К от­ли­чи­тель­ным при­зна­кам пра­во­во­го го­су­дар­ства от­но­сит­ся

1) уста­нав­ли­ва­ют­ся и взи­ма­ют­ся на­ло­ги 2) при­ни­ма­ют­ся об­ще­обя­за­тель­ные для на­се­ле­ния ре­ше­ния 3) ре­а­ли­зу­ет­ся прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей 4) дей­ству­ет прин­цип вер­хо­вен­ства го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

4. К от­ли­чи­тель­ным при­зна­кам пра­во­во­го го­су­дар­ства от­но­сит­ся

1) под­чи­не­ние за­ко­ну го­су­дар­ства, его ор­га­нов. 2) при­ну­ди­тель­ный ха­рак­тер го­су­дар­ствен­ной вла­сти.3) об­ще­обя­за­тель­ность ре­ше­ний го­су­дар­ствен­ной вла­сти 4) на­ли­чие ин­сти­ту­та граж­дан­ства (под­дан­ства)

5. Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го про­яв­ле­ния де­я­тель­но­сти ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства.

1. Ми­ни­стер­ство по делам пе­ча­ти и ин­фор­ма­ции объ­яви­ло кон­курс на про­из­вод­ство серии ху­до­же­ствен­ных филь­мов о фор­ми­ро­ва­нии граж­дан­ской иден­тич­но­сти.

2. Меж­ре­ги­о­наль­ный проф­со­юз во­ди­те­лей-даль­но­бой­щи­ков об­ра­тил­ся с ини­ци­а­ти­вой из­ме­не­ния рас­по­ло­же­ния склад­ских по­ме­ще­ний и сто­я­нок близ сто­лич­но­го ме­га­по­ли­са 3. Пра­во­за­щит­ная ор­га­ни­за­ция «Сво­бо­да слова» вы­сту­пи­ла в под­держ­ку жур­на­ли­стов и пред­ло­жи­ла при­нять за­ко­ны, на­прав­лен­ные на га­ран­тию без­опас­но­сти их де­я­тель­но­сти.

4. След­ствен­ный ко­ми­тет Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­нял к рас­смот­ре­нию дело о на­па­де­нии на из­вест­но­го жур­на­ли­ста.

5. Ас­со­ци­а­ция твор­че­ских учи­те­лей на­ча­ла на своем ин­фор­ма­ци­он­ном пор­та­ле про­ект кон­суль­ти­ро­ва­ния мо­ло­дых учи­те­лей по ме­то­ди­че­ским во­про­сам.

6. Пре­зи­дент стра­ны ини­ци­и­ро­вал со­зда­ние но­во­го ин­но­ва­ци­он­но­го на­уч­но­го цен­тра в под­мос­ков­ном Скол­ко­во.

КАР №2. 1. Какой из при­ведённых при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет де­я­тель­ность ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства?

1.Пре­зи­дент стра­ны провёл пла­но­вую встре­чу с чле­на­ми Со­ве­та без­опас­но­сти. 2) Совет ве­те­ра­нов ло­каль­ных войн и кон­флик­тов провёл бла­го­тво­ри­тель­ную акцию. 3) Совет ди­рек­то­ров круп­ной ком­па­нии от­чи­тал­ся по ито­гам года перед со­бра­ни­ем ак­ци­о­не­ров. 4) Го­су­дар­ствен­ная дума рас­смот­ре­ла за­ко­но­про­ект, внесённый пре­зи­ден­том стра­ны.

2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от об­ще­ства. 2) Пра­во­вое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права. 3) Пра­во­вое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в об­ще­стве, пра­во­вое ра­вен­ство. 4) Власть в пра­во­вом го­су­дар­стве, так же, как и в не­пра­во­вом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы. 5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.

3. В стра­не Z идёт фор­ми­ро­ва­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства. Какие из при­ведённых при­ме­ров под­твер­жда­ют дан­ный вывод?

1) Про­шла ре­фор­ма си­сте­мы ор­га­нов цен­траль­но­го управ­ле­ния. 2) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство не­за­ви­си­мых средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции. 3) Внед­ре­на элек­трон­ная си­сте­ма ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг. 4) При мно­гих шко­лах со­зда­ют­ся по­пе­чи­тель­ские со­ве­ты. 5) Вы­рос­ло число граж­дан, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских пар­тий. 6) Про­из­ве­де­ны за­куп­ки со­вре­мен­но­го обо­ру­до­ва­ния для дет­ских боль­ниц.

4. Ниже при­ведён ряд ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся прин­ци­па­ми толь­ко пра­во­во­го го­су­дар­ства. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) не­зыб­ле­мость прав и сво­бод граж­дан 2) вер­хо­вен­ство права 3) суверенитет 4) раз­де­ле­ние вла­стей на три ветви 5) вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и лич­но­сти 6) го­су­дар­ствен­ный кон­троль над об­ще­ством

5 Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти граж­да­ни­на. 2) Не­об­хо­ди­мым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние вла­стей. 3) Пра­во­вое го­су­дар­ство — это го­су­дар­ство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в об­ще­стве, пра­во­вое ра­вен­ство, за­щи­тить права граж­дан. 4) Любое го­су­дар­ство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и за­ко­но­да­тель­ство, можно счи­тать пра­во­вым. 5)Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на.

КАР №3 1. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о функ­ци­ях граж­дан­ско­го об­ще­ства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) За­щи­та гра­ниц и обес­пе­че­ние об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка.2) Сти­му­ли­ро­ва­ние об­ще­ствен­но по­лез­ной де­я­тель­но­сти граж­дан. 3) Уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии ор­га­нов де­мо­кра­ти­че­ско­го пра­во­во­го со­ци­аль­но­го го­су­дар­ства.4) Раз­ре­ше­ние эко­но­ми­че­ских спо­ров между хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъ­ек­та­ми.5) Ор­га­ни­за­ция об­ще­ствен­но­го кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем пра­вил доб­ро­со­вест­ной кон­ку­рен­ции.

2. В какой из при­ведённых ниже си­ту­а­ций пред­став­лен ин­сти­тут граж­дан­ско­го об­ще­ства?

1) Члены ТСЖ вы­сту­пи­ли на со­бра­нии жиль­цов с отчётом о про­де­лан­ной ра­бо­те за год. 2) Де­пу­та­ты За­ко­но­да­тель­но­го со­бра­ния об­ла­сти об­суж­да­ли во­прос по­вы­ше­ния та­ри­фов ЖКХ. 3) Ми­нистр со­ци­аль­но­го раз­ви­тия вы­сту­пил с про­ек­том мо­дер­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния ре­ги­о­на. 4) Ли­де­ры по­ли­ти­че­ских пар­тий стра­ны вы­сту­пи­ли с кри­ти­кой дей­ствий пра­ви­тель­ства.

3 . Какой из при­ведённых при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет де­я­тель­ность ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства?

1. Го­су­дар­ствен­ная дума рас­смот­ре­ла за­ко­но­про­ект, внесённый пре­зи­ден­том стра­ны. 2) Совет ве­те­ра­нов ло­каль­ных войн и кон­флик­тов провёл бла­го­тво­ри­тель­ную акцию. 3) Совет ди­рек­то­ров круп­ной ком­па­нии от­чи­тал­ся по ито­гам года перед со­бра­ни­ем ак­ци­о­не­ров. 4) Пре­зи­дент стра­ны провёл пла­но­вую встре­чу с чле­на­ми Со­ве­та без­опас­но­сти.

4. К от­ли­чи­тель­ным при­зна­кам пра­во­во­го го­су­дар­ства от­но­сит­ся

1) ре­а­ли­зу­ет­ся прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей 2) дей­ству­ет прин­цип вер­хо­вен­ства го­су­дар­ствен­ной вла­сти.3) уста­нав­ли­ва­ют­ся и взи­ма­ют­ся на­ло­ги 4) при­ни­ма­ют­ся об­ще­обя­за­тель­ные для на­се­ле­ния ре­ше­ния

5. По­ли­ти­че­ские на­блю­да­те­ли уста­но­ви­ли, что го­су­дар­ство М может быть клас­си­фи­ци­ро­ва­но как пра­во­вое го­су­дар­ство. Какой при­знак мог бы быть на­зван среди про­чих как до­ка­за­тель­ство сде­лан­но­го вы­во­да?

1) на­ли­чие су­ве­ре­ни­те­та 2) взи­ма­ние на­ло­гов, ис­поль­зо­ва­ние мер го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния 3) на­ли­чие ис­клю­чи­тель­ных права, в том числе на при­ня­тие за­ко­нов 4) дей­ствие прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей

КАР№4. 1. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Пра­во­вое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от об­ще­ства. 3) Пра­во­вое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в об­ще­стве, пра­во­вое ра­вен­ство. 4). Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга. 5) Власть в пра­во­вом го­су­дар­стве, так же, как и в не­пра­во­вом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы

2. Какой из при­ведённых при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет де­я­тель­ность ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства?

1. Го­су­дар­ствен­ная дума рас­смот­ре­ла за­ко­но­про­ект, внесённый пре­зи­ден­том стра­ны. 2) Совет ве­те­ра­нов ло­каль­ных войн и кон­флик­тов провёл бла­го­тво­ри­тель­ную акцию. 3) Совет ди­рек­то­ров круп­ной ком­па­нии от­чи­тал­ся по ито­гам года перед со­бра­ни­ем ак­ци­о­не­ров. 4) Пре­зи­дент стра­ны провёл пла­но­вую встре­чу с чле­на­ми Со­ве­та без­опас­но­сти.

3. В стра­не Z идёт фор­ми­ро­ва­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства. Какие из при­ведённых при­ме­ров под­твер­жда­ют дан­ный вывод?

1) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство не­за­ви­си­мых средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции. 2) . Про­шла ре­фор­ма си­сте­мы ор­га­нов цен­траль­но­го управ­ле­ния 3) Внед­ре­на элек­трон­ная си­сте­ма ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг. 4) При мно­гих шко­лах со­зда­ют­ся по­пе­чи­тель­ские со­ве­ты. 5) Про­из­ве­де­ны за­куп­ки со­вре­мен­но­го обо­ру­до­ва­ния для дет­ских боль­ниц. 6) Вы­рос­ло число граж­дан, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских пар­тий.

4. Ниже при­ведён ряд ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся прин­ци­па­ми толь­ко пра­во­во­го го­су­дар­ства. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) не­зыб­ле­мость прав и сво­бод граж­дан 2) вер­хо­вен­ство права 3) суверенитет 4) раз­де­ле­ние вла­стей на три ветви 5) го­су­дар­ствен­ный кон­троль над об­ще­ством

6) вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и лич­но­сти

5. В стра­не Z идёт фор­ми­ро­ва­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства. Какие из при­ведённых при­ме­ров под­твер­жда­ют дан­ный вывод?

1). Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство не­за­ви­си­мых средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции. 2 ) Про­шла ре­фор­ма си­сте­мы ор­га­нов цен­траль­но­го управ­ле­ния 3) Про­из­ве­де­ны за­куп­ки со­вре­мен­но­го обо­ру­до­ва­ния для дет­ских боль­ниц. 4) Внед­ре­на элек­трон­ная си­сте­ма ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг. 5) Вы­рос­ло число граж­дан, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских пар­тий. 6) При мно­гих шко­лах со­зда­ют­ся по­пе­чи­тель­ские со­ве­ты.

Читайте также: