Что из перечисленного относится к правам налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги

Опубликовано: 01.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    К категории налогоплательщиков по НК РФ относятся физические и юридические лица, которые по нормам действующего законодательства обязаны перечислять в бюджеты разных уровней налоги и сборы. Источник средств для уплаты налоговых сумм – собственные материальные ресурсы.

    Классификация налогоплательщиков

    Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

    Налогоплательщики физические лица

    Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

    По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

    Налогоплательщики юридические лица

    Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

    Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

    По размеру юридических лиц принято делить на:

    • обычных;
    • малых;
    • упрощенцев.

    По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

    На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?

    Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:

    1. Право на получение устных разъяснений о порядке применения норм налогового учета и отчетности, правилах заполнения отдельных бланков документов и расчета сумм налоговых отчислений.
    2. Право на письменные пояснения по интересующим налогоплательщика вопросам, получение бесплатной справочной и информационной поддержки, проведение консультаций.
    3. Налогоплательщик вправе требовать предоставления ему для ознакомления и заполнения форм налоговых деклараций.
    4. Применение на практике льгот в форме налоговых вычетов или путем перехода на упрощенные режимы налогообложения.
    5. Составлять акты сверок с налоговой инспекцией в разрезе по отдельным налогам и в целом по организации.
    6. Осуществлять зачет сумм переплаты по налогам, оформлять возврат излишне перечисленных в бюджет средств в виде авансовых платежей, текущих налоговых отчислений, штрафных санкций, пени.
    7. Давать пояснения относительно произведенных расчетов по налоговым платежам, произведенным оплатам.
    8. Участвовать в проверках по контролю их финансовой деятельности.
    9. Отстаивать свою точку зрения в рамках правового поля при несогласии с результатами проверки налоговыми органами, давать дополнительные объяснения по актам проверок.

    Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика

    Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.

    Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.

    Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).

    При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.

    Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:

    • по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
    • неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.

    Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.

    Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.

    Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?

    Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:

    1. Необходимость расчета и уплаты налогов и сборов по установленным законодательством ставкам.
    2. Своевременное и полное отражение доходной и расходной частей в процессе деятельности.
    3. Юридическим лицам предписывается обязательное ведение наравне с бухгалтерским учетом налогового.

    Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании.

  • Сдавать в налоговый орган декларации по уплачиваемым налогам и сборам, страховым взносам, представлять бухгалтерскую отчетность.
  • Применение в определенных законодательством случаях бланков строгой отчетности и ККТ.
  • Предоставлять в ИФНС необходимые для определения сумм налоговых платежей документы и сведения.
  • Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:

    • открытие расчетных счетов в банковских учреждениях;
    • создание структурных подразделений на территории РФ;
    • намерение закрыть обособленное подразделение;
    • наделение обособленного подразделения более широкими полномочиями в области финансовой деятельности;
    • участие в капитале иностранных и российских предприятий;
    • начало процедуры банкротства;
    • смена места жительства или деятельности.

    На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).

    Важно! Срок хранения налоговых отчетов установлен в пределах 4 лет, но по закону «О бухгалтерском учете» все виды первичной и отчетной документации должны храниться на предприятии не менее 5 лет.

    В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.

    За что могут привлечь налогоплательщика к ответственности?

    Привлечение к ответственности налогоплательщиков должно производиться при наличии в их деятельности факта налогового правонарушения. Под ним подразумевается наличие осознанного неисполнения обязанностей плательщиком налога, противоправные действия, необоснованное бездействие, которые стали причиной несоблюдения баланса прав и обязанностей между заинтересованными участниками налоговых взаимоотношений.

    К ответственности налогоплательщика или должностных лиц ИФНС могут привлечь за правонарушения:

    • против налоговой системы;
    • при несоблюдении прав и свобод отдельного налогоплательщика или всех категорий плательщиков налогов и сборов;
    • против совершения плана по исполнению доходной части государственного бюджета;
    • при нарушении порядка ведения налогового и бухгалтерского учета;
    • нарушения в виде неправильного или несвоевременного предоставления отчетности в контролирующие органы;
    • невыполнение обязанности по уплате налогов или выполнении его с нарушениями.

    Запомните! Лицо не может быть признано виновным и привлечено к ответственности, если его вина не была доказана в соответствии со ст. 109 НК РФ.

    При обнаружении правонарушения сотрудниками налоговой инспекции должно быть инициировано судебное разбирательство. На это отводится 3 месяца с даты обнаружения нарушений при выполнении обязательств налогоплательщиком.



    1. Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых прароотношениях в качестве налогоплательщи­ков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, гово­рится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".
    Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в нали­чии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности уп­латить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.
    2» Не всякий налог (сбор), установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта РФ или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог (сбор).
    Важнейшим критерием выступает законность установления нового налога или сбора. Еще в 1997 г. КС РФ отметил, что "налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства"55. Конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов (он же ­основной принцип налогового права - законности и определенности налогового обязательства) развивается:
    • в п. 1 ст. 17 НК РФ, где перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установ­ленным законодателем;
    Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 года № 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11 прим 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" в ред. от 19 июня 1997 года" // СЗ РФ. 1997, № 46. Ст. 5339.
    • в п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения", а также "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сбо­ры, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федера­ции, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налого­вым кодексом Российской Федерации".
    Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:
    объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;
    налоговая ставка; порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.
    При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены:
    плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база; ставка сбора.

    Таким образом, если законодатель не установил или не определил хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.
    3. Помимо вышеперечисленных существенных (или обязательных) элемен­тов налогообложения существуют и дополнительные (или факультатив­ные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых слу­чаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
    4» Исполнение налоговой обязанности обеспечивается силой государствен­ного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необ­ходимых случаях - и органами налоговой полиции. За неисполнение рас­сматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значе­ния обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) уча­ствовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обя­занность по уплате налога (сбора) общим термином "налоговая обя­занность". Это узкий подход к определению понятия "налоговая обязан­ность налогоплательщика или плательщика сбора".
    Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.
    Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством. К ним, например, относятся:
    обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;
    вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объек­тов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах;
    представлять в налоговый орган по месту учета в установленном поряд­ке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны упла­чивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и т. д.

    Эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов - обязаннос­ти по уплате налогов (сборов) - производный и обеспечительный ха­рактер. Поэтому понятие "налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора" включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности участников налоговых правоотноше­ний, установленные налоговым законодательством.
    5. Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекра­щается при наличии определенных оснований, которые устанавлива­ются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.
    Обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возникает у налого­плательщика и плательщика сбора с момента появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха­рактеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по упла­те налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:
    стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;
    количественная - характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);
    физическая - используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате на­лога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.
    Под основными видами объектов налогообложения понимаются:
    имущество;
    • деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;
    экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;
    иные объекты. Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты фе­деральных, региональных и местных налогов определяются исключи­тельно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения

    многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагает­ся несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществля­ется в отношении налогоплательщиков - физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств - недостаточными для исполнения указанной обя­занности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по реше­нию налогового органа. При принятии в установленном порядке реше­ния об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).
    Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении хотя бы одного из нижеуказанных юридических фактов:
    уплаты налога (сбора) - своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязан­ности путем перечисления исчисленной в установленном порядке сум­мы налога в соответствующий бюджет;
    смерти налогоплательщика или признания его умершим в порядке, уста­новленном гражданским законодательством (исключение из данного общего правила: задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах сто­имости наследственного имущества);
    ликвидации организации-налогоплательщика после проведения ликвида­ционной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фонда­ми) за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества;
    наступления иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (л. 3 ст. 44 НК РФ):
    - удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ);
    - уплата налога за налогоплательщика поручителем (ст. 74 НК РФ);
    - взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии достаточных денежных средств на счете (ст. 46 НК РФ);
    - погашение налоговой обязанности посредством обращения налоговым органом (в отношении налогоплательщиков-организаций или налого­вого агента - организации) или судом (в отношении физического лица) взыскания на имущество налогоплательщика (статьи 47 и 48 НК РФ);
    - исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизован­ного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);
    - исполнение обязанности по уплате налогов и сборов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим лицом, упёлномо­ченным органом опеки и попечительства управлять имуществом нало­гоплательщика (ст. 51 НК РФ);
    - списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ);
    - погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (в спорных случаях - по решению суда) с помощью зачета соответствующей суммы по другому излишне упла­ченному или излишне взысканному налогу (п. 5 ст. 78, ст. 79 НК РФ).

    Если иное не предусмотрено налоговым законодательством, налогопла­тельщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате нало­га. Уплата налога за третье лицо (друга, мужа, сослуживца или тещу) не допускается. Естественно, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством (не возбраняется и досрочная уплата налога).

    1. Первоначальная стоимость основных средств в целях налогообложения прибыли не изменяется в случаях:

    2. Не признаются объектами налогообложения налогом на имущество организаций:

    - недвижимое имущество, не используемое для получения дохода

    - имущество сезонной эксплуатации, в период консервации данного имущества

    - земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы)

    3. Не признаются объектами налогообложения налога на имущество организаций:

    - Инженерные коммуникации, входящие в состав объектов недвижимого имущества

    - объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке

    - недвижимое имущество, не используемое для получения дохода

    4. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, полномочиями налоговых органов обладают

    - местные органы законодательной и исполнительной власти

    - региональные органы законодательной и исполнительной власти

    5. Выбор объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения осуществляется:

    - налоговым органом по месту регистрации налогоплательщика

    6. Ставка налога на прибыль организаций, установленная Налоговым кодексом РФ, составляет

    7. Налоговый кодекс не рассматривает в качестве льготы

    - изъятие объекта из состава объекта налогообложения

    - предоставленную налогоплательщику возможность не уплачивать налог или сбор

    - предоставленную налогоплательщику возможность уплачивать налог или сбор в меньшем размере

    8. Рассчитайте налог на имущество физического лица за 2015 год, если известно, что квартира находилась в собственности гражданина с 03.03.2013 г. по 20.02.2015 г., кадастровая стоимость квартиры – 3000 тыс.руб., ставка налога для данной категории имущества – 0,1%.

    9. С какого времени начисляется налог на имущество физического лица в случае наследования имущества, являющегося объектом налогообложения?

    - со дня принятия наследства

    - со дня открытия наследства

    - со дня государственной регистрации прав на наследуемое имущество

    10. Какая ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) применяется в случае получения физическим лицом (налоговым резидентом РФ) имущества в порядке дарения от физического лица, не признаваемого членом семьи и близким родственником по отношению к одаряемому?

    11. Имущество, переданное в доверительное управление, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций …

    - у доверительного управляющего

    - у учредителя доверительного управления

    - в равных долях у доверительного управляющего и учредителя доверительного управления

    12. Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

    - помещения, предназначенные для осуществления розничной торговли

    - административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них

    13. Налоговая база налога на имущество организаций определяется как
    - среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения

    - среднегодовая остаточная стоимость основных средств, учитываемых на балансе организации

    - остаточная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, на последний календарный день отчетного периода

    14. Остаточная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций:

    на 01.01.20хх – 2000 тыс. руб.

    на 01.02.20хх – 1900 тыс. руб.

    на 01.03.20хх – 1800 тыс. руб.

    на 01.04.20хх – 1700 тыс. руб.

    на 01.05.20хх – 2600 тыс. руб.

    на 01.06.20хх – 2400 тыс. руб.

    на 01.07.20хх – 2200 тыс. руб.

    Определите сумму налога на имущество организации за полугодие 20хх года, применив ставку налога, действующую в Ивановской области.

    15. Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

    жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения
    - бухгалтерского учета

    - помещения, предназначенные для осуществления деятельности в сфере общественного питания

    16. Рассчитайте налог на имущество физического лица за 2015 год, если известно, что право собственности на квартиру оформлено гражданином 20.02.2015 г., кадастровая стоимость квартиры – 3000 тыс.руб., ставка налога для данной категории имущества – 0,1%.

    17. Налоговый период по налогу на имущество организаций –

    - квартал, полугодие, 9 месяцев

    18. Максимальная величина налоговой ставки по налогу на имущество, установленная Налоговым кодексом РФ –

    - максимальная ставка Налоговым кодексом РФ не установлена

    19. Обязанность по предоставлению в налоговый орган налоговой декларации по земельному налогу предусмотрена для …

    - организаций, являющихся налогоплательщиками

    - физических лиц, являющихся налогоплательщиками

    20. Налоговый период по налогу на имущество физических лиц –

    - квартал, полугодие, 9 месяцев

    22. В случае, если субъектом РФ не установлен перечень объектов, в отношении которых применяется кадастровая стоимость, налоговая база в отношении объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц определяется исходя из их

    23. Организация использует в хозяйственной деятельности земельный участок на основании заключенного с физическим лицом договора аренды земельного участка. Кто в данном случае является налогоплательщиком земельного налога?

    - Физическое лицо (арендодатель)

    - Налогоплательщик устанавливается соглашением, заключаемым между арендодателем и арендатором

    24. Объектом налогообложения земельным налогом не признаются:

    - земельные участки, находящиеся в собственности религиозных организаций

    - земельные участки, на которых расположены объекты, не завершенные строительством

    - земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома

    25. Земельный налог уплачивается налогоплательщиком-организацией …

    - по месту регистрации организации

    - по месту нахождения организации и её обособленных подразделений

    - по месту нахождения земельных участков

    26. Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество физических лиц определяется на

    - 1 января года, предшествующего налоговому периоду

    - 1 января года, являющегося налоговым периодом

    - 1 октября года, предшествующего налоговому периоду

    27. Какова максимальная величина налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц, предусмотренной Налоговым кодексом РФ (в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения)?

    Права и обязанности налогоплательщика

    1. Какой пример иллюстрирует обязанность налогоплательщика?

    1) гражданин Н. получил от налогового органа бесплатную информацию о законодательстве о налогах и сборах

    2) индивидуальный предприниматель Т. потребовал соблюдения налоговой тайны

    3) гражданин Б. потребовал в установленном порядке возместить в полном объёме убытки, причинённые незаконными действиями должностных лиц налогового органа

    4) индивидуальный предприниматель И. представил налоговым органам документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов

    2. Какой пример иллюстрирует обязанность налогоплательщика?

    1) гражданин В. обжаловал в установленном порядке решение налогового органа

    2) индивидуальный предприниматель Д. письменно сообщил об объявлении несостоятельности

    3)индивидуальный предприниматель И. получил опию акта налоговой проверки

    4) гражданин А. получил от налогового органа информацию о действующих налогах и сборах

    3. Верны ли следующие суждения о праве налогоплательщика?

    А. Налогоплательщик имеет право получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

    Б. Налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

    4. Какой пример иллюстрирует обязанность налогоплательщика?

    1) индивидуальный предприниматель Ф. письменно сообщил о закрытии счетов

    2) гражданин Е. потребовал от должностного лица налогового органа соблюдения законодательства о налогах и сборах

    3) индивидуальный предприниматель Н. представил налоговому органу пояснения по исчислению и уплате налогов

    4) гражданин Б. обжаловал в установленном порядке акт налогового органа

    5. Какой пример иллюстрирует право налогоплательщика?

    1) индивидуальный предприниматель Р. присутствовал при проведении выездной налоговой проверки

    2) индивидуальный предприниматель К. составил отчёты об осуществляемой им финансово-хозяйственной деятельности

    3) индивидуальный предприниматель Г. письменно сообщил об изменении своего места жительства

    4) индивидуальный предприниматель М. в течение четырёх лет хранил данные бухгалтерского учёта, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

    6. Какой пример иллюстрирует право налогоплательщика?

    1) индивидуальный предприниматель М. представил налоговую декларацию в налоговый орган

    2) гражданин Б. уплатил налог за принадлежащий ему автомобиль «ФОРД»

    3) индивидуальный предприниматель Н. потребовал возмещения в полном объёме убытков, причинённых незаконными актами налогового органа

    4) гражданин С. вёл в установленном порядке учёт своих доходов

    7. Что из перечисленного относится к правам налогоплательщика?

    1) уплачивать законно установленные налоги

    2) требовать соблюдения налоговой тайны

    3) вести в установленном порядке учёт своих доходов

    4) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах

    8. Верны ли суждения о правах и обязанностях налогоплательщика?

    А. Налогоплательщики имеют право на возмещение в полном объёме убытков, причинённых незаконными действиями налоговых органов

    Б. Налогоплательщики обязаны использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

    9. Верны ли суждения о правах налогоплательщика?

    А. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах

    Б. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

    10. Верны ли следующие суждения о правовом статусе налогоплательщика РФ?

    А. Налогоплательщик обязан использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

    Б. Налогоплательщики вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

    11. Одно из прав налогоплательщика заключается в том, чтобы:

    1) представлять в установленном порядке в налоговый орган налоговые декларации

    2) вести в официально установленном порядке учёт своих доходов (расходов)

    3) уплачивать законно установленные налоги

    4) требовать соблюдения налоговой тайны

    12. Одно из прав налогоплательщика заключается в том, чтобы:

    1) представлять в установленном порядке в налоговый орган налоговые декларации

    2) вести в официально установленном порядке учёт своих доходов (расходов)

    3) уплачивать законно установленные налоги

    4) получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах

    13. Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщик обязан:

    1) требовать соблюдения налоговой тайны

    2) уплачивать законно установленные налоги

    3) получать своевременный зачёт сумм, излишне уплаченных

    4) получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах

    14. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщика?

    А. Налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

    Б. Налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

    Читайте также: