Что из налоговых преобразований вызвало особое недовольство со стороны низших слоев общества почему

Опубликовано: 15.05.2024

§ 46. Отношение к реформам в обществе

Преобразования вызвали острую реакцию современников. Голос недовольных был слышен в застенках учреждений политического сыска – Преображенского приказа, а с 1718 г. – Тайной канцелярии, мнение сторонников преобразований мы узнаём из политических трактатов, сочинений прибыльщиков и прожектёров, произносимых с амвонов панегириков.

Противники реформ. Политика Петра I пользовалась поддержкой широких кругов дворянства. Но среди феодалов, как светских, так и духовных, было немало недовольных. Осуществление преобразований влекло утрату аристократией руководящей роли в государственном управлении. Новшества вызвали недовольство и духовенства, так как оно попадало во всё большую зависимость от светской власти.

Часть боярства и духовенства активно боролась за сохранение своего влияния, за старые порядки против новых. Проявлением этой борьбы были боярские заговоры, распространение ложных слухов, сеявших недоверие к реформам. В 1697 г. Преображенский приказ раскрыл заговор, возглавляемый представителем боярской фамилии – окольничим Алексеем Соковниным. Он ориентировался на Милославских, при Софье возглавлял Конюшенный приказ, а при Петре потерял эту должность. Соковнин намеревался убить Петра. Исполнение плана взял на себя бывший стрелецкий полковник Циклер. Заговорщики поплатились жизнью.

Враждебные преобразованиям настроения наиболее ярко проявились вделе царевича Алексея. Сын Петра I от первого брака, царевич Алексей, воспитывался в окружении первой жены царя Евдокии Лопухиной. Пётр настойчиво добивался от сына овладения военным делом, изучения кораблестроения, выполнения отдельных поручений, а последний уклонялся от этого, прикидываясь больным и проводя время в «смертельном пьянстве».


ЦаревичАлексей Петрович.Художник Г. Таннауер

В 1715 г., когда у 25-летнего царевича родился сын и, таким образом, появился новый кандидат в наследники, Пётр предложил Алексею либо постричься в монахи, либо принимать участие в государственных делах. В письме Алексею царь грозил лишить его права наследовать престол, «ибо я за мое Отечество и люди живота своего не жалел, то как могу тебя непотребного пожалеть».

Алексей внешне проявил полную покорность, согласился стать монахом и отказался от короны. В действительности он считал монастырь удобным местом, где можно ожидать смерти отца, чтобы потом предъявить свои права на престол.

В 1716 г. Алексей, притворившись, что едет по вызову отца в Копенгаген, бежал в Вену «под дирекцию» своего шурина, австрийского императора Карла VI. Стараниями П. А. Толстого и А. И. Румянцева царевич был возвращён в Россию. Началось следствие, обнаружившее сообщников царевича.

Алексей считал своими сообщниками всех, «кто старину любит». Он надеялся на сочувствие князей Голицыных, Долгоруковых и др. Единомышленники находились и в Суздале, где была в заточении бывшая царица Евдокия и где взгляды царевича разделял ростовский митрополит Досифей. Видное место среди заговорщиков занимал А. В. Кикин, в прошлом любимый денщик Петра. За казнокрадство он был лишён должности, имущества и отправлен в ссылку. Хотя Пётр после этого вновь приблизил Кикина, но последний не забыл обиды и стал главным советником Алексея.

Находясь в Австрии, Алексей строил планы захвата престола при военной помощи государств, враждебных России. Внутри страны он рассчитывал на поддержку сенаторов из знати и особенно духовенства. Захват власти Алексеем должен был сопровождаться ликвидацией преобразований, отстранением от должностей ближайших сподвижников Петра, перенесением столицы из Петербурга в Москву, отказом от строительства флота и активной внешней политики.

Суд, состоявший из 127 светских сановников, признал царевича виновным в измене и летом 1718 г. приговорил его к смертной казни. Приговор не был приведён в исполнение, так как Алексей, видимо, умер под пытками. По другой версии, он накануне казни был задушен в каземате Петропавловской крепости. Прочие активные участники заговора также были казнены.

С делом царевича Алексея тесно связано опубликование в 1722 г. Устава о наследии престола. В нём дано обоснование прав царствующей особы назначить себе преемника по своему усмотрению, минуя старшего сына.

Иным было отношение к преобразованиям со стороны народных масс. Народ не сочувствовал целям, которые ставили перед собой противники Петра из «верхов». В то же время крестьяне и посадские люди выражали в так называемых непристойных речах свой протест против усилившегося гнёта.

Ропот раздавался и среди слоёв населения, в наибольшей мере ущемлённых преобразованиями: стрельцов, духовенства и старообрядцев. Но оснований приветствовать новшества не было и у простых селян и горожан, осуждавших царя за введение разорительных налогов, рекрутчины и множества новых повинностей.

Сторонники реформ. Идеологи Петровского времени были полны горячей веры в могущество государства. В регламенте Главного магистрата сказано, что «полиция есть душа гражданства всех добрых порядков и фундаментальный подбор человеческой безопасности и удобности». Благополучие граждан поставлено в полную зависимость от «Божеской помощи» и «доброй полиции». Подданным отводилась роль исполнителей повелений монарха.

Законодательство Петровского времени настойчиво пропагандировало идею всеобщего блага, а также свою заботу о «всенародной пользе», о «благе подданных». Этими лозунгами, повторяемыми в тысячах указов, внушалась мысль о том, что государство в одинаковой мере заботится о всём населении страны.

Выдающимся писателем-публицистом первой четверти XVIII в. был Феофан Прокопович. Проповеди Феофана, произнесённые с церковного амвона, были наполнены светским содержанием, гордостью за мощь России, сумевшей одержать «преславную победу» над армией шведов. Прокопович живо откликался на все значительные события современности. Художественное мастерство и острую политическую направленность пера Прокоповича широко использовал Пётр I, поручив ему сочинение таких важных законодательных актов, как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей».

Видное место в публицистике Петровского времени занимают произведения Фёдора Салтыкова, представителя древнего боярского рода. В центре внимания Салтыкова находились интересы дворянства. Он, сторонник расширения дворянских привилегий, ратует за сохранение монопольного права дворян владеть крепостными, предлагает ввести для дворян титулы в зависимости от размера владений. По его мнению, государство должно заботиться о развитии промышленности и торговли. Так, публицист предлагал строить мануфактуры силами объединений купцов, созданных по инициативе государства. Некоторые предложения Салтыкова были претворены в жизнь.

Выдающимся явлением экономической мысли являются сочинения Ивана Тихоновича Посошкова. Главным его трудом была «Книга о скудости и богатстве», завершённая в 1724 г. Посошков выступал против крайне жестоких форм эксплуатации крепостных крестьян. Он предлагал установить законом размер барщинных и оброчных повинностей, отрицательно относился к введению подушной подати, считал необходимым уменьшить общий размер государственных податей вдвое.

Наиболее интересны мысли Посошкова о развитии промышленности и торговли. Талантливый экономист высказывает оригинальные и зрелые идеи, присущие развитому меркантилизму. Государство должно поощрять строительство мануфактур выдачей купцам ссуд и пожалованием казённых заводов. Правительство обязано проявлять заботу и об обеспечении предприятий рабочей силой, отдавать мануфактуристам бродяг и нищих. Купцы тоже должны пользоваться льготами и привилегиями, ибо «купечеством всякое царство богатитца, а без купечества и малое государство быть не может».

«Книга о скудости и богатстве» предназначалась для Петра, однако знакомился ли он с ней – неизвестно. В 1725 г. Посошков по неизвестным причинам был арестован Тайной канцелярией и в начале следующего года умер в заключении. Впервые «Книга о скудости и богатстве» была опубликована в 1842 г. и с тех пор заняла выдающееся место среди памятников культуры Петровского времени.

Вопросы и задания

1.
В чём проявилась борьба старого и нового при Петре I? 2. Кто наиболее активно выступал против нововведений Петра I? 3. В чём причины конфликта Петра и его сына Алексея? Как развивался этот конфликт и почему так трагически завершился?4. Какие идеи выдвигало и отстаивало государство? Где они излагались и кем поддерживались?5. Назовите наиболее видных публицистов Петровского времени. Какие взгляды они отстаивали?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 5. ВОЗВРАЩЕНИЕ К РЕФОРМАМ И ОТКАЗ ОТ НИХ

§ 5. ВОЗВРАЩЕНИЕ К РЕФОРМАМ И ОТКАЗ ОТ НИХ ПОСЛЕДНИЕ ПОПЫТКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. После победы в войне русское общество ждало от императора каких-то необычных решений, действий, направленных на облегчение участи героического народа, спасшего страну от захватчиков.

Тяга к реформам на Севере

Тяга к реформам на Севере Возможно, сторонники рыночной экономики были правы, когда утверждали, что она стала началом великой эры «экспансии», «модернизации», «прогресса» (можно перечислить множество красивых слов, которые во все времена ласкают слух). Но многим простым

О хорошем обществе

О хорошем обществе <51>«Пример есть добродетель или порок в действии; он поражает нас впечатлением гораздо сильнейшим, нежели холодное поучение, и потому-то оставляет в памяти следы глубокие и часто неизгладимые.Обращение с хорошими людьми внушает нам почтение к их

Долгий путь к реформам

Долгий путь к реформам Такое видение перспектив развития СССР сложилось у Сталина не сразу. Ему нужно было пройти долгий путь проб и ошибок, чтобы осознать весь вред партократии. В начале 20-х годов, став генеральным секретарем ЦК, он попытался подчинить страну мощной

Долгий путь к реформам

Долгий путь к реформам Такое видение перспектив развития СССР сложилось у Сталина не сразу. Ему нужно было пройти долгий путь проб и ошибок, чтобы осознать весь вред партократии. В начале 20-х годов, став генеральным секретарём ЦК, он попытался подчинить и партию, и страну

В лучшем обществе

В лучшем обществе Еще один подделыцик, на которого указывает Агустин Салес в письме к Майянсу от 19 июля 1741 года, – Губерт Гольциус. Согласно этому письму он – «Как и Гардуэн» – изготовил многочисленные монеты и медали для испанских городов. Этот первый профессиональный

2. Приступ к реформам

2. Приступ к реформам Февраля 27-го этого года царь «в своих царских палатах перед отцом своим Макарием митрополитом и пред всем освященным собором» сказал боярам своим особой важности речь. Летописец перечисляет по именам некоторых знатнейших бояр, а затем указывает, что

Сыск в обществе

Сыск в обществе Агранов был уверен, что в стране, раздираемой противостоянием власти и некоторых социальных групп, в стране, где происходят мощнейшие политико-экономические сдвиги, необходимо постоянно знать настроение людей. Знать его среди рабочих и крестьян,

Путь к реформам 1815–1832 гг

Путь к реформам 1815–1832 гг После Ватерлоо в Вене были достигнуты определенные договоренности, которые считались триумфом европейской дипломатии, хотя, по сути, были глубоко консервативными. Несмотря на то что Венский конгресс сурово покарал Францию за революцию и

Настроения в обществе

Настроения в обществе «Аракчеевщина» вызывала резкое недовольство во многих слоях русского общества. Брожение в обществе началось с офицерской среды. Здесь нереализованные надежды на либеральные преобразования обсуждались особо активно. Возникали тайные кружки,

Глава 7. Сопротивление хрущёвским реформам

Глава 7. Сопротивление хрущёвским реформам Но не надо думать, что Никите Сергеевичу удалось изменить сознание подавляющего большинства советских граждан. Поредевшая после войны сталинская гвардия не собиралась пересматривать своих убеждений и принципов.Люди,

Ещё раз об обществе и государстве

Ещё раз об обществе и государстве Пора бы нашему народу осознать, что такое общество, и что собой представляет государство. Кто в этом тандеме главный. И кто кому должен подчиняться и служить.Испокон веков общество людей нанимало специально подготовленных управленцев,

date image
2015-06-04 views image
1071

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Коммунистическое общество есть общество людей, недовольных своим положением. Здесь люди принимают свой образ жизни, ибо это есть их собственный продукт и собственная сфера их бытия. Но они недовольны тем, что принимают. Тут недовольны все от мала до велика, снизу доверху. Уборщицы недовольны тем, что трудящиеся ведут себя по-свински, не вытирают ноги от грязи, бросают где попало окурки и битые бутылки. Вожди недовольны тем, что сельское хозяйство никак не хочет подниматься на новую, более высокую ступень, несмотря на их замечательные указания на этот счет, и что появляются критиканы, сомневающиеся в их добрых намерениях и гениальности. Трудящиеся недовольны трудностями с жильем, повышением цен на товары, особенно — на спиртные напитки, плохим продовольственным снабжением, трудностями поступления детей в высшие учебные заведения, очередями, давкой в транспорте. Короче говоря, жизнь для большинства населения построена так, что всегда находится повод для недовольства. Причем, если даже особых причин для недовольства в данный момент нет, граждане здесь привыкли портить друг другу жизнь просто так, без всякого повода. Состояние раздраженности, недовольства, опасения, озлобленности на других, недоброжелательства является здесь обычным психическим состоянием по крайней мере значительной и уж во всяком случае самой деловой части населения. Среди причин, вызывающих недовольство населения, существенное место занимает следующие: несоответствие фактического уровня жизни обещанному и тому, как жизнь изображается в пропаганде; внутренние экономические контрасты и несправедливости; сведения о более высоком жизненном уровне в странах Запада; трудности деловой активности; трудности с переменой места жительства и вообще с перемещениями по стране; отсутствие гражданских свобод; произвол местных властей; дорогостоящие авантюры высшего руководства во внешней политике.

Я уже достаточно много писал о формах проявления и суммирования недовольства в Советском Союзе (см. «Без иллюзий») и не вижу особой надобности повторяться здесь. Выскажу лишь несколько общих соображений по сему поводу. Эти формы разнообразны, — прямые и косвенные, скрытые и явные, активные и пассивные, законные и незаконные. Широкие слои населения проявляют свое недовольство отношением к работе и массовым мероприятиям, отысканием индивидуальных путей компенсации, изворотливостью, пьянством и прочими средствами, образующими их повседневную жизнь. Существенную роль здесь играет критика недостатков на уровне коммун (особенно — в партийных организациях) и в официальной прессе, бесчисленные жалобы граждан в различные органы власти. Среди активных форм выражения недовольства можно указать такие, которые выражаются следующими категориями граждан: улучшенцами, реформаторами, оппозиционерами. Улучшенцы хотят немного улучшить жизненные условия в стране в целом и много улучшить их для себя. Они — оплот режима. Обычно это — представители привилегированных слоев, порою — высшего руководства. Реформаторы хотят существенных перемен в стране. Они тоже за сохранение режима. Но они хотят таких изменений, против которых восстают даже улучшенцы. Например, они говорят об арендной системе в сельском хозяйстве хотя бы вокруг больших городов, о самоуправлении на заводах. Хрущев в свое время хотел решить все трудности страны за счет кукурузы. Власти сами склонны к реформаторской деятельности такого рода, но обычно впустую. Она вырождается обычно в глупости или в пропагандистскую шумиху. Для оппозиционеров характерна критика основ социального устройства и их существенных проявлений в жизни людей. Состав оппозиции весьма неоднороден и непостоянен. В нее попадают отдельные представители из привилегированных слоев (академики, профессора, писатели и даже партийные чиновники и генералы) и из низших слоев (из рабочих, студентов). Однако большей частью это — выходцы из средних и мелких служащих, занятых в области культуры (в науке, искусстве). Иногда оппозиционеры выдвигают идеи глубоких социальных преобразований в стране (вплоть до отмены коммунизма и преобразования страны на основе несуществующей общины и православия), но они не служат для них руководством к действию, не имеют никакого успеха у населения и заслуживают скорее насмешки. Главное в оппозиции — сам факт ее существования. Значительную часть оппозиции образуют люди, которые тянут страну назад в прошлое. Это, например, религиозные секты. И лишь сам протест против режима, преследующего их, делает их явлением до некоторой степени положительным.



Несмотря на то, что на Западе много говорят и пишут об оппозиции в Советском Союзе, с точки зрения роли ва внутренней жизни страны она есть явление довольно жалкое и малоперспективное. Дело в том, что масштабы и судьба оппозиции зависят от бытовых условии в стране, от того, насколько глубоко оппозиция отражает интересы теза или иных групп населения, от реалистичности ее целей, от отношения населения и власти к ней. А с учетом эти обстоятельств напрашивается очевидный вывод: условия для оппозиции в коммунистических странах крайне неблагоприятны. Если гражданин пытается вести оппозиционную) деятельность, будучи членом первичной коммуны, в перЧ вую очередь на него оказывает давление коллектив коммуны. Если он не унимается, его изгоняют из коллектива. Жить, не имея постоянной заработной платы, очень трудно. Кроме того, власти немедленно начинают преследовать такого гражданина как «тунеядца», принуждая его прикрепляться к какой-то коммуне, но в худших условиях и в местах, препятствующих продолжению оппозиционной деятельности. Население не склонно содержать оппозиционеров на свой счет и помогать им, ибо это обычным гражданам просто не по силам, да и рискованно. Объединение оппозиционеров в группы пресекается властями, причем — на законных основаниях. Средства воздействия оппозиционеров на остальное население весьма ограничены, и власти имеют силу и законные права сводить их практически к нулю.

Но самая главная причина слабости оппозиции в условиях коммунистического общества — сама социальная структура населения и положение человека в обществе. Здесь просто практически невозможно выдвинуть какую-то серьезную программу преобразований, которая на достаточно длительный срок и достаточно глубоко завладела бы думами широких слоев населения. Здесь люди обрекаются сражаться за себя своими индивидуальными средствами или через свои первичные коллективы. Те проблемы, которые порождают оппозицию в коммунистическом обществе, для своего решения требуют исторического времени и огромных жертв. Коммунистическое общество находится еще в начале своего пути. А люди хотят улучшений сейчас же, для себя, в крайнем случае — для своих детей, а не отдаленных потомков. Реальные потребности большинства населения таковы, что лишь официальная власть имеет возможность представлять его интересы. Это — обычные жизненные блага: еда, жилье, одежда, отдых, образование, зрелища. Оппозиция же вынуждается отвлекать внимание на проблемы, касающиеся внимания отдельных групп населения, и на крайности режима. Так, проблема демократических свобод является жизненно важной лишь для ничтожной части населения. По указанным причинам доминирующей в обществе является тенденция к подавлению недовольства и оппозиции. Аппарат подавления сравнительно легко справляется с этой задачей при поддержке со стороны населения или по крайней мере при очень слабом его сопротивлении.

Из сказанного не следует, что в этом обществе вообще можно покончить с оппозицией раз и навсегда. Однажды возникнув, оппозиция здесь становится постоянным фактором жизни общества. Порождение оппозиции является столь же неизбежным следствием всего образа жизни общества, как и ее подавление. Это — заурядное явление в скоплении большого числа людей. Можно априори рассчитать все возможные варианты проявления недовольства и все возможные действия властей по их пресечению. Не надеяться на то, что оппозиция будет играть ощутимую роль в самом социальном устройстве страны, пока не приходится. Пока положение таково, что население коммунистической страны более склонно сражаться за свою несвободу против тех, кто хочет его освободить.

Рассмотрение истории наиболее заметных революций в России по причине недовольства налоговой политикой. Сбор дани в эпоху Золотой Орды. Соляной бунт российского населения: причины и итоги. Налоговые реформы Петра I. Восстание в Астрахани 1705 года.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 06.05.2015
Размер файла 27,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Теория и история налогообложения»

«Истории бунтов и революций по причине недовольства налоговой системой в России»

Факультета дистанционного обучения

Седип Алдынай Аяновна

Проверил (а): преподаватель

Калинина Александра Андреевна

1. Недовольство сбором дани в эпоху Золотой Орды

2. Соляной бунт: причины и итоги

3. Медный бунт: причины и итоги

4. Налоговые реформы Петра I. Восстание в Астрахани 1705 года

Список использованной литературы

Национальная налоговая система РФ прошла три совершенно разных исторических рубежа, если подходить к ней с позиции системности, т.е. оформления в законодательном порядке принципов ее функционирования. Это - дореволюционный, советский, постсоветский.

В эпоху объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Основным источником доходов казны была дань.

Дань - термин древнерусского финансового права представляла собой прямой налог (подать), собираемый с населения.

Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (? - 912). В русской летописи «Повесть временных лет», создание которой датируется вторым десятилетием XII в., перечислялись народы «иже дань дают Руси».

Основной целью данной работы является рассмотрение истории наиболее заметных бунтов в России по причине недовольства налоговой политикой, не только вдаваясь в финансово-технические детали, а также показать тесное переплетение социальных, военных, и политических факторов, повлиявших на их возникновение.

1. Недовольство сбором дани в эпоху Золотой Орды

революция бунт дань налоговый

В эпоху Золотой Орды (1243 - 1480) появляются различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся в основном раскладочным способом. В XIII в. Дань взимается в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский). Эту дань платили русские князья более 200 лет, начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 - 1246).

Выход взимался сначала баскаками - уполномоченными чиновниками ханов Золотой Орды, собиравшими натуральные и денежные повинности с населения покоренных земель, а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

Проведенная каракорумскими чиновниками в 1257--58 гг. перепись населения позволила предварительно исчислять сумму ожидаемой дани с любого отдельно взятого населенного пункта или волости. И это, в свою очередь, открыло широчайшие возможности для фактически неконтролируемых действий откупщиков. Разгул их произвола летописи отметили сразу же после окончания переписи, -- в самом начале 60-х годов. Система откупов строилась на предварительном внесении богатым ростовщиком, купцом или феодалом ожидаемой суммы дани с конкретного города или волости в ордынскую казну, после чего он получал право сбора этих денег с населения. При этом произвол откупщиков достигал крайних пределов, что позволяло им возвращать выплаченный в казну аванс с огромными процентами. Творимое откупщиками насилие привело к взрыву возмущения населения сразу нескольких городов, -- Ростова, Владимира, Суздаля, Переяславля, Ярославля. Стихийно собравшееся вече постановило изгнать откупщиков из городов, и это решение было выполнено доведенными до крайности жителями без участия княжеской администрации. В этом неординарном событии обращает на себя внимание одна немаловажная деталь: откупщики были именно изгнаны, а не убиты. В таком решении можно видеть плоды политики Александра Ярославича, постоянно предостерегавшего от серьезных конфликтов с Ордой, что могло спровоцировать организацию карательной экспедиции на Русь. Но можно предположить здесь и умелое руководство возмущенным народом представителей княжеской администрации. По крайней мере, сам великий князь находился в этот момент во Владимире или Переяславле. Как бы то ни было, но никаких серьезных последствий со стороны Золотой Орды это событие не вызвало, что также можно отнести за счет дипломатических шагов, предпринятых великим князем Владимирским.

2. Соляной бунт: причины и итоги

Соляной бунт или московское восстание 1648 г. - одно из многих городских восстаний в России середины XVII в. (бунты происходили также в Пскове, Новгороде, в Москве в 1662 г случился еще один бунт).

Причины соляного бунта

Историки называют несколько причин бунта, и каждая из них имеет большое значение. В первую очередь восстание произошло по причине недовольства политикой тогдашнего правительства в целом, и его руководителя боярина Бориса Морозова в частности (это боярин пользовался большим влиянием на царя Алексея Михайловича, был его воспитателем и свояком). В 40-х годах XVII в. непродуманная экономическая и социальная политика, коррупция привели к тому, что налоги, которые взимало государство стали слишком обременительными.

Правительство Морозова, видя значительное недовольство людей, решило заменить прямые налоги (взимаемые непосредственно) на косвенные (такие налоги закладываются в цену какого-либо товара). И чтобы компенсировать значительные потери от сокращения прямых налогов значительно были увеличены цены прежде всего на активно используемые в быту товары, которые пользовались большим спросом у населения. Так, цена на соль была увеличена с пяти копеек до двух гривенников (20 копеек).

Соль в то время была одним из самых необходимых продуктов для жизни - она обеспечивала сохранность продуктов на длительный срок, и таким образом помогала экономить деньги и способствовала преодолению неурожайных годов. В связи с подорожанием соли в особенно тяжелое положение были поставлены крестьяне (как самый бедный слой населения) и купцы (издержки на хранение товара увеличились, увеличилась и цена на товары - упал спрос). Видя еще большее недовольство, чем то, которые было до замены прямых налогов косвенными, Морозов принял решение отменить соляной налог в 1647 г. Но вместо косвенных налогов стали взимать ранее отмененные прямые.

1 июня 1648 г. группа москвичей решила передать царю Алексею Михайловичу челобитную. Царь возвращался из Троицо-Сергиева монастыря, и был встречен толпою на Сретинке. В поданной челобитной были призывы к созыву Земского собора, высылке неугодных бояр, остановке всеобщей коррупции. Но охранявшим царя стрельцам был отдан приказ разогнать москвичей (такой приказ отдал Морозов). Горожане не успокоились, и 2 июня пришли в Кремль и попытались повторно передать челобитную Алексею Михайловичу, но бояре вновь не допустили этого (бояре разорвали челобитную и бросили ее в прибывшую толпу). Это было последней каплей в чашу причин, приведших к соляному бунту. Терпению толпы пришел конец, и город погрузился в беспорядки - были подожжены Китай-город и Белый город. Люди стали разыскивать и убивать бояр, царю было направлено требование выдать некоторых из них, которые укрылись в Кремле (в частности, Морозова, начальника земского приказа Плещеева, инициатора соляного налога Чистого, и Траханиотова, который был шурином окольничего).

Итоги соляного бунта

4 июня испугавшийся царь принял решение выдать толпе Плещеева, который был приведен на Красную площадь и растерзан людьми. Траханиотов решил бежать из Москвы, и устремился в Троице-Сергиев монастырь, но царь отдал приказ князю Семену Пожарскому догнать и привести Трахионова. 5 июня Трахионов был доставлен в Москву и казнен. Главный «виновник» бунта Морозов был слишком влиятельной персоной, и царь не мог и не хотел его казнить. 11 июня Морозов был отстранен от власти и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Итоги соляного бунта ознаменовали собой уступки власти требованиям народа. Так, в июле был созван Земский собор, который в 1649 г. принял Соборное уложение - документ, в котором отмечалась попытка борьбы с коррупцией в государственном аппарате, установлен единый порядок судопроизводства. Стрельцы, перешедшие на сторону власти благодаря угощениям и обещаниям боярина Милославского, получили по восемь рублей каждый. А всем должникам была предоставлена отсрочка в выплате и они были освобождены от принуждения к выплатам путем битья. После некоторого ослабления бунта были казнены наиболее активные его участники и зачинщики из числа холопов.

Тем не менее, главный народный «обидчик» Морозов вернулся в Москву живым и невредимым, но большой роли в государственным делах он впредь не играл.

3. Медный бунт: причины и итоги

Причины медного бунта

С 1654 года Россия вела затяжную войну с Польшей и казне срочно нужны были средства для продолжения боевых действий. Своих рудников по добыче золота и серебра Россия не имела, драгоценные металлы ввозились из-за границы. Чеканка монет для государства обходилась слишком дорого. Монетный двор чеканил русские деньгу, полушку (полденьги) и копейку из иностранных монет. «Умные головы» подсказали царю Алексею Михайловичу, как можно раздобыть средства. В те времена медь обходилась государству в 60 раз дешевле серебра. Поэтому было предложено изготавливать монеты не из серебра, а из меди. Служивые люди, мастеровые получали за свою работу медные деньги, которые вначале приравняли к серебряным монетам. Сперва население с охотой приняло новые деньги.

За семь лет существования медных денег, с 1655 года по 1662 год, их чеканка велась во многих монетных дворах Москвы, Пскова и Новгорода, что приобрело невиданный и неуправляемый характер.

В эти же годы правительство увеличивает налоги на 20%, в народе этот сбор получил название «пятой деньги». Жалование выплачивалось медными, а налоги собирались серебряными монетами. Авторитет медных денег начал катастрофически снижаться. Медная копейка начала обесцениваться, торговля заметно расстроилась, никто не хотел брать за уплату медные деньги. Стрельцы и служивые люди стали роптать, на свое «медное» жалованье они не могли ничего купить. Все товары резко подорожали, никто не обращал внимания на царский указ.

Правящая верхушка, богатые торговцы увеличили эксплуатацию простых людей, начались всевозможные поборы, стали процветать взяточники, различные бесчинства и безнаказанность бояр принимали все больших размеров. Все это и явилось причинами последовавшего медного бунта.

Участники медного бунта и их требования

Ночью с 24 на 25 июля 1662 года на улицах, перекрестках и площадях Москвы были расклеены листовки-прокламации, в которых требовали отмену медных денег, прекращения злоупотреблений, снижения налогов.

25 июля ранним утром в Москве вспыхнул медный бунт. Степень подъема, накал восстания охватили многотысячные массы жителей столицы. Разъяренные восставшие разделились на две части. Одна половина громила в Москве дома «сильных» и богатых. Первым объектом для разъяренной толпы оказался дом гостя Шорина, который во всем государстве собирал «пятую деньгу».

Несколько тысяч восставших направились в село Коломенское, где находилась загородная резиденция царя-батюшки Алексея Михайловича. Тот вышел утихомирить их. Участники бунта держали царя за пуговицы и просили облегчить их положение и наказать бояр.

Напуганный решительными требованиями разъяренной толпы восставших, царь был вынужден разговаривать «тихим обычаем» с ними. Государь обещал расследовать вину бояр, рассмотреть их жалобы, уговаривал прекратить мятеж. Но когда царю стали угрожать и требовать выдать бояр для расправы, он повысил голос и дал приказ рубить мятежников. По некоторым источникам общая численность восставших насчитывается до 9 - 10 тысяч, в ходе подавления мятежа тысячи человек были убиты, повешены, вывезены на судах и потоплены в Москве-реке, арестованы и сосланы в Астрахань и Сибирь вместе с семьями.

В восстании 1662 года приняли участие столичные низы: пирожники, ремесленники, мясники и крестьяне соседних сел. Торговцы, гости столицы не бунтовали и от царя получили похваление.

Итоги медного бунта

Подавление восстания приняло беспощадный характер, но и для государства оно не прошло бесследно.

В результате медного бунта по царскому указу были закрыты монетные дворы в Пскове и Новгороде, в столице возобновили чеканку серебряных монет. Скоро медные деньги были изъяты из обращения, хотя при этом государство бессовестно обманывало свой народ. Служивым людям жалованье снова стали выплачивать серебром.

4. Налоговые реформы Петра I. Восстание в Астрахани 1705 года

В эпоху Петра I (1672-1725) в сфере налогообложения произошли следующие радикальные изменения: подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения - горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, экзотические виды налогообложения - налог на бороды, существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов (финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков.

Наряду с многочисленными законно установленными налогами в период Петра I на местах нередко взимаются незаконные сборы. В 1705 г. астраханский воевода Ржевский самовольно увеличил торговые пошлины, установил новые налоги на бани, погреба, печи и т. п., ввел ряд торговых монополий и отдал их своим приспешникам, а на солдат и стрельцов возложил еще одну тяжелую повинность по снабжению казенных заводов дровами. Все это вызвало возмущение населения. В ночь на 30 июля 1705 г. восставшие солдаты, стрельцы, посадские и работные люди ворвались в астраханский кремль, убили воеводу и казнили его приспешников.

Общее собрание астраханцев (круг) отменило новые налоги, ликвидировало откупа и монополии. Восстание было жестоко подавленно 2 марта 1706 г. войсками под командованием Б. П. Шереметева, сотни мятежников после длительного следствия казнены в 1707 г. на Красной площади в Москве.

В заключении, можно сделать вывод, что налоговая политика проводимая государством, не всегда устраивала народ. А иногда и вовсе вызывало недовольства, что приводило к бунтам и восстаниям.

По моему мнению, в эпоху Золотой Орды восстание народа спровоцировало отсутствие контроля над действиями откупщиков. А в случае с Соляным и Медным бунтами большую роль сыграла несправедливая налоговая политика, проводимая тогдашним правительством по отношению к народу. Думаю, эту причину можно приписать и к Петровской эпохе.

Список использованной литературы

1. Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2001.

2. Буланже М. Развитие налоговой системы России в цифрах и фактах // Налог. вестн. - 1999.

3. История России [Электронный ресурс] - URL: http://rhistory.ucoz.ru/publ

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Причины возникновения реформ в сфере налогообложения в период царствования Петра Первого в XVIII в. Реформы косвенных и прямых налогов, финансового аппарата. Оценка налоговой реформы, ее историческое, политическое и экономическое значение для России.

курсовая работа [329,0 K], добавлен 25.03.2011

Политическое и социально-общественное положение России в конце XVII в., основные причины отставания государства от его соседей. Характеристика эпохи Петра I и ее значение в истории России, направления петровских реформ, их главные итоги и сущность.

курсовая работа [43,0 K], добавлен 23.11.2009

Государственный строй Золотой Орды. Социальная структура Золотой Орды. Органы центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой. Центральное правительство в Монголии. Влияние Орды на Русское государство и право.

курсовая работа [71,0 K], добавлен 02.03.2014

"Бунташный" XXVII век в России. Соляной бунт-причины, развитие и последствия. Восстание в Пскове и Новгороде. Медный бунт-кризис денежной системы Московского государства. Стрелецкий бунт или "Хованщина"-борьба за власть между боярскими кланами.

реферат [42,6 K], добавлен 26.10.2007

Монгольский период в русской истории. Принципы правления и администрации Золотой Орды. Политическая история Золотой Орды. Административно-налоговые и торгово-ремесленные центры. Процесс централизации Русского государства. Освобождение Восточной Руси.

контрольная работа [36,5 K], добавлен 19.02.2009

В обществе постоянно происходят изменения.

Социальные изменения – это переход общественных явлений и процессов из одного состояния в другое.

Мир меняется каждый день, поэтому и социальные изменения мы можем наблюдать ежедневно. Но иногда эти изменения становятся особенно значительными и оказывают сильное влияние на жизнь всего общества. Тогда мы говорим об общественном развитии .

Все происходящие изменения в обществе влияют на направление его развития: либо вперёд, либо назад. Можно выделить два основных пути развития общества – это прогресс и регресс . Если все предельно упростить, то прогресс – это движение вперед, улучшение, а регресс – движение назад, упадок.

Общественный прогресс − это переход от более низкого уровня развития к более высокому, а также от простых форм организации общественной жизни к более сложным.

Но как отличить более высокий уровень развития от более низкого? По этому вопросу существует множество разных мнений, но в качестве основных критериев прогресса обычно называют следующие:

1) уровень развития науки и техники

2) гуманистические критерии: наличие в обществе условий для свободного развития личности, осознание обществом ценности человеческой жизни.

С точки зрения гуманистических критериев, запрет на применение смертной казни является проявлением общественного прогресса.

Эти два критерия не всегда выполняются одновременно. Например, во времена Советского Союза наука развивалась успешно, но при этом ценность отдельной личности не признавалась, а свобода была ограничена.

Нельзя говорить, что общественный прогресс несёт только благо для людей. Противоречивость общественного прогресса заключается в том, что какие-то новшества приводят не только к позитивным последствиям, но и к негативным.

Благодаря социальным сетям мы быстро узнаем новости и представляем, что происходит у наших знакомых. Но зато у нас остается меньше времени для личного общения и других занятий.

Другое направление общественного развития – это регресс.

Регресс – это переход от более высокого уровня развития к более низкому, изменения к худшему.

Часто регресс проходит через две стадии – стагнацию и последующую деградацию .

Стагнация – это период остановки в развитии, застой .

Деградация – процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, движение назад .

Историки, философы и простые обыватели придерживались и придерживаются разных взглядов относительно преобладающего направления развития общества. Большинство мыслителей сходятся в том, что в целом общество идет по пути прогресса, но, например, религиозные фундаменталисты считают, что общество находится в состоянии регресса, и стремятся вернуть его к истокам.

Споры вызывает не только направление, но и траектория общественного развития. На этот счет существуют разные теории.

Тип социальной динамики

Восходящее или нисходяще развитие, проявляется в виде прогресса и регресса.

Если рассматривать всю историю человечества с первобытных времен до наших дней, то можно увидеть, как совершенствовались орудия труда: от каменных орудий до компьютеров

Социальные системы зарождаются, развиваются, достигают расцвета, а затем приходят в упадок и исчезают.

История Древнего Рима, который был одной из величайших цивилизаций Древнего мира, но пришел в упадок и прекратил свое существование

Развитие общества проходит через этапы (витки спирали), каждый из которых соответствует более высокому уровню. При этом каждый отдельный этап проходит через фазы роста, расцвета и упадка. После прохождения "витка спирали" общество не возвращается к исходной точке, а переходит на следующий уровень.

Формационный подход к истории Маркса, согласно которому этапам развития соответствуют определенные общественно-экономические формации (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая)

Общественные изменения могут происходить по-разному: постепенно или скачкообразно, управляемо или стихийно, во всех сферах жизни или в одной какой-либо сфере.

Часто используют следующую условную классификацию форм общественных изменений.


Меняется одна сфера общественной жизни Меняются основы общественного устройства
Скачкообразные изменения Реформа Революция
Постепенные изменения Эволюция, инновации

Рассмотрим эти явления подробнее.

Реформа – преобразование одной из сфер общественной жизни, не приводящее к коренному изменению всего социального строя и осуществляемое властью.

Реформы могут происходить в любой сфере общественной жизни, поэтому их можно разделить на политические, социальные, экономические и духовные (культурные).

Также можно классифицировать реформы по их влиянию на жизнь общества: говорят о прогрессивных и регрессивных реформах. Прогрессивные реформы помогают обществу подняться на более высокую ступень развития, а регрессивные, наоборот, отбрасывают общество назад.

Хрестоматийный пример прогрессивных и регрессивных реформ:
– прогрессивные – либеральные реформы Александра II, среди которых особое место занимает отмена крепостного права в 1861 г.
– регрессивные – контрреформы его наследника Александра III, который отказался от многих начинаний своего отца

Для реформ свойственно:

  • сохранение основ общественного устройства
  • осуществление при непосредственном участии властей
  • итог – обновление части системы общественных отношений.

Революция – это глубокое изменение всех или большинства сторон общественной жизни, оказывающее сильное влияние на всё общественное устройство.

Революции различаются по продолжительности во времени: кратковременные (политические революции, например Великая французская революция 1789 г., Февральская и Октябрьская революции 1917 г.) и долговременные (обычно революции в экономической сфере, например научно-техническая революция сер. XX в., в результате которой произошел переход от индустриального общества к постиндустриальному).

Для революции свойственно:

  • радикализм, слом старых общественных форм
  • стихийность, инициатива снизу, от народных масс
  • итог – качественное обновление всей системы общественных отношений, а не только её части.

Великая французская революция 1789 г. привела к падению абсолютной монархии и провозглашению принципа свободы и равенства граждан.

Хотя по формальному определению революция коренным образом меняет все стороны общественной жизни, а реформа – нет, на практике выбор термина "революция" или "реформа" часто зависит от того, происходили ли изменения стихийно или осуществлялись властью.

Например, реформы Петра I или российские реформы в начале 90-х годов 20 века привели к коренным изменениям всего общественного устройства и по этому критерию могли бы считаться "революциями". Но эти события принято называть реформами, так как изменения были управляемыми и проводились "сверху".

И в социальных, и в естественных науках эволюцией называют процесс развития, состоящий из постепенных изменений.

Классический пример эволюции – это происхождение биологических видов, описанное Чарльзом Дарвином.

Общественные изменения тоже могут быть эволюционными. Например, в 19-20 вв. в Европе и США постепенно расширялись права женщин и их роль в общественной жизни.

В последние десятилетия в развитых странах общественные изменения носят эволюционный характер. В целом можно сказать, что эволюционные изменения благоприятны для общества по двум причинам. Во-первых, они помогают избежать общественных потрясений. Во-вторых, эволюционные изменения происходят в тот момент, когда общество к ним готово, не давая проблемам зреть, усугубляться и накапливаться (а вот реформы и революции являются путями решения застаревших проблем).

При эволюционном пути развития в обществе происходит большое число инноваций.

Инновация – это отдельное изменение в одной из сфер общественной жизни.

Как правило, под инновациями подразумевают изменения к лучшему.

Основным вектором общественного развития является модернизация.

Модернизация – это процесс перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному, а от индустриального – к современному постиндустриальному.

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество рассматриваются подробнее в следующей статье .

Различают первичную (органическую) и вторичную (неорганическую, догоняющую) модернизацию. Первичная модернизация – это путь развития Европы и Северной Америки, в которых на протяжении веков формировались социальные институты и принципы, лежащие сегодня в основе общественного устройства большинства стран (например, капитализм, демократия). Вторичная модернизация характерна для стран, которые долгое время шли по своему особому пути, а потом оказались в положении, когда они вынуждены догонять наиболее развитые экономики. Вторичная (догоняющая) модернизация происходила быстрее, чем первичная, потому что, как правило, она проводилась "сверху", причем при ее осуществлении можно было ориентироваться на пример успешных развитых стран мира.

Иногда слово модернизация понимают в более узком смысле и используют его для обозначения только догоняющей модернизации. Модернизация может происходить по-разному: и эволюционно, и революционно, и в результате реформ.

Примеры догоняющей модернизации:
– Реформы Петра I

– Китайские экономические реформы, которые начались в 1980-х годах.

А. Общественное развитие проявляется в том, что общество статично.

Б. Социальные изменения неизбежно возникают в любом обществе.

§ 46. Отношение к реформам в обществе

Преобразования вызвали острую реакцию современников. Голос недовольных был слышен в застенках учреждений политического сыска – Преображенского приказа, а с 1718 г. – Тайной канцелярии, мнение сторонников преобразований мы узнаём из политических трактатов, сочинений прибыльщиков и прожектёров, произносимых с амвонов панегириков.

Противники реформ. Политика Петра I пользовалась поддержкой широких кругов дворянства. Но среди феодалов, как светских, так и духовных, было немало недовольных. Осуществление преобразований влекло утрату аристократией руководящей роли в государственном управлении. Новшества вызвали недовольство и духовенства, так как оно попадало во всё большую зависимость от светской власти.

Часть боярства и духовенства активно боролась за сохранение своего влияния, за старые порядки против новых. Проявлением этой борьбы были боярские заговоры, распространение ложных слухов, сеявших недоверие к реформам. В 1697 г. Преображенский приказ раскрыл заговор, возглавляемый представителем боярской фамилии – окольничим Алексеем Соковниным. Он ориентировался на Милославских, при Софье возглавлял Конюшенный приказ, а при Петре потерял эту должность. Соковнин намеревался убить Петра. Исполнение плана взял на себя бывший стрелецкий полковник Циклер. Заговорщики поплатились жизнью.

Враждебные преобразованиям настроения наиболее ярко проявились вделе царевича Алексея. Сын Петра I от первого брака, царевич Алексей, воспитывался в окружении первой жены царя Евдокии Лопухиной. Пётр настойчиво добивался от сына овладения военным делом, изучения кораблестроения, выполнения отдельных поручений, а последний уклонялся от этого, прикидываясь больным и проводя время в «смертельном пьянстве».


ЦаревичАлексей Петрович.Художник Г. Таннауер

В 1715 г., когда у 25-летнего царевича родился сын и, таким образом, появился новый кандидат в наследники, Пётр предложил Алексею либо постричься в монахи, либо принимать участие в государственных делах. В письме Алексею царь грозил лишить его права наследовать престол, «ибо я за мое Отечество и люди живота своего не жалел, то как могу тебя непотребного пожалеть».

Алексей внешне проявил полную покорность, согласился стать монахом и отказался от короны. В действительности он считал монастырь удобным местом, где можно ожидать смерти отца, чтобы потом предъявить свои права на престол.

В 1716 г. Алексей, притворившись, что едет по вызову отца в Копенгаген, бежал в Вену «под дирекцию» своего шурина, австрийского императора Карла VI. Стараниями П. А. Толстого и А. И. Румянцева царевич был возвращён в Россию. Началось следствие, обнаружившее сообщников царевича.

Алексей считал своими сообщниками всех, «кто старину любит». Он надеялся на сочувствие князей Голицыных, Долгоруковых и др. Единомышленники находились и в Суздале, где была в заточении бывшая царица Евдокия и где взгляды царевича разделял ростовский митрополит Досифей. Видное место среди заговорщиков занимал А. В. Кикин, в прошлом любимый денщик Петра. За казнокрадство он был лишён должности, имущества и отправлен в ссылку. Хотя Пётр после этого вновь приблизил Кикина, но последний не забыл обиды и стал главным советником Алексея.

Находясь в Австрии, Алексей строил планы захвата престола при военной помощи государств, враждебных России. Внутри страны он рассчитывал на поддержку сенаторов из знати и особенно духовенства. Захват власти Алексеем должен был сопровождаться ликвидацией преобразований, отстранением от должностей ближайших сподвижников Петра, перенесением столицы из Петербурга в Москву, отказом от строительства флота и активной внешней политики.

Суд, состоявший из 127 светских сановников, признал царевича виновным в измене и летом 1718 г. приговорил его к смертной казни. Приговор не был приведён в исполнение, так как Алексей, видимо, умер под пытками. По другой версии, он накануне казни был задушен в каземате Петропавловской крепости. Прочие активные участники заговора также были казнены.

С делом царевича Алексея тесно связано опубликование в 1722 г. Устава о наследии престола. В нём дано обоснование прав царствующей особы назначить себе преемника по своему усмотрению, минуя старшего сына.

Иным было отношение к преобразованиям со стороны народных масс. Народ не сочувствовал целям, которые ставили перед собой противники Петра из «верхов». В то же время крестьяне и посадские люди выражали в так называемых непристойных речах свой протест против усилившегося гнёта.

Ропот раздавался и среди слоёв населения, в наибольшей мере ущемлённых преобразованиями: стрельцов, духовенства и старообрядцев. Но оснований приветствовать новшества не было и у простых селян и горожан, осуждавших царя за введение разорительных налогов, рекрутчины и множества новых повинностей.

Сторонники реформ. Идеологи Петровского времени были полны горячей веры в могущество государства. В регламенте Главного магистрата сказано, что «полиция есть душа гражданства всех добрых порядков и фундаментальный подбор человеческой безопасности и удобности». Благополучие граждан поставлено в полную зависимость от «Божеской помощи» и «доброй полиции». Подданным отводилась роль исполнителей повелений монарха.

Законодательство Петровского времени настойчиво пропагандировало идею всеобщего блага, а также свою заботу о «всенародной пользе», о «благе подданных». Этими лозунгами, повторяемыми в тысячах указов, внушалась мысль о том, что государство в одинаковой мере заботится о всём населении страны.

Выдающимся писателем-публицистом первой четверти XVIII в. был Феофан Прокопович. Проповеди Феофана, произнесённые с церковного амвона, были наполнены светским содержанием, гордостью за мощь России, сумевшей одержать «преславную победу» над армией шведов. Прокопович живо откликался на все значительные события современности. Художественное мастерство и острую политическую направленность пера Прокоповича широко использовал Пётр I, поручив ему сочинение таких важных законодательных актов, как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей».

Видное место в публицистике Петровского времени занимают произведения Фёдора Салтыкова, представителя древнего боярского рода. В центре внимания Салтыкова находились интересы дворянства. Он, сторонник расширения дворянских привилегий, ратует за сохранение монопольного права дворян владеть крепостными, предлагает ввести для дворян титулы в зависимости от размера владений. По его мнению, государство должно заботиться о развитии промышленности и торговли. Так, публицист предлагал строить мануфактуры силами объединений купцов, созданных по инициативе государства. Некоторые предложения Салтыкова были претворены в жизнь.

Выдающимся явлением экономической мысли являются сочинения Ивана Тихоновича Посошкова. Главным его трудом была «Книга о скудости и богатстве», завершённая в 1724 г. Посошков выступал против крайне жестоких форм эксплуатации крепостных крестьян. Он предлагал установить законом размер барщинных и оброчных повинностей, отрицательно относился к введению подушной подати, считал необходимым уменьшить общий размер государственных податей вдвое.

Наиболее интересны мысли Посошкова о развитии промышленности и торговли. Талантливый экономист высказывает оригинальные и зрелые идеи, присущие развитому меркантилизму. Государство должно поощрять строительство мануфактур выдачей купцам ссуд и пожалованием казённых заводов. Правительство обязано проявлять заботу и об обеспечении предприятий рабочей силой, отдавать мануфактуристам бродяг и нищих. Купцы тоже должны пользоваться льготами и привилегиями, ибо «купечеством всякое царство богатитца, а без купечества и малое государство быть не может».

«Книга о скудости и богатстве» предназначалась для Петра, однако знакомился ли он с ней – неизвестно. В 1725 г. Посошков по неизвестным причинам был арестован Тайной канцелярией и в начале следующего года умер в заключении. Впервые «Книга о скудости и богатстве» была опубликована в 1842 г. и с тех пор заняла выдающееся место среди памятников культуры Петровского времени.

Вопросы и задания

1.
В чём проявилась борьба старого и нового при Петре I? 2. Кто наиболее активно выступал против нововведений Петра I? 3. В чём причины конфликта Петра и его сына Алексея? Как развивался этот конфликт и почему так трагически завершился?4. Какие идеи выдвигало и отстаивало государство? Где они излагались и кем поддерживались?5. Назовите наиболее видных публицистов Петровского времени. Какие взгляды они отстаивали?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 5. ВОЗВРАЩЕНИЕ К РЕФОРМАМ И ОТКАЗ ОТ НИХ

§ 5. ВОЗВРАЩЕНИЕ К РЕФОРМАМ И ОТКАЗ ОТ НИХ ПОСЛЕДНИЕ ПОПЫТКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. После победы в войне русское общество ждало от императора каких-то необычных решений, действий, направленных на облегчение участи героического народа, спасшего страну от захватчиков.

Тяга к реформам на Севере

Тяга к реформам на Севере Возможно, сторонники рыночной экономики были правы, когда утверждали, что она стала началом великой эры «экспансии», «модернизации», «прогресса» (можно перечислить множество красивых слов, которые во все времена ласкают слух). Но многим простым

О хорошем обществе

О хорошем обществе <51>«Пример есть добродетель или порок в действии; он поражает нас впечатлением гораздо сильнейшим, нежели холодное поучение, и потому-то оставляет в памяти следы глубокие и часто неизгладимые.Обращение с хорошими людьми внушает нам почтение к их

Долгий путь к реформам

Долгий путь к реформам Такое видение перспектив развития СССР сложилось у Сталина не сразу. Ему нужно было пройти долгий путь проб и ошибок, чтобы осознать весь вред партократии. В начале 20-х годов, став генеральным секретарем ЦК, он попытался подчинить страну мощной

Долгий путь к реформам

Долгий путь к реформам Такое видение перспектив развития СССР сложилось у Сталина не сразу. Ему нужно было пройти долгий путь проб и ошибок, чтобы осознать весь вред партократии. В начале 20-х годов, став генеральным секретарём ЦК, он попытался подчинить и партию, и страну

В лучшем обществе

В лучшем обществе Еще один подделыцик, на которого указывает Агустин Салес в письме к Майянсу от 19 июля 1741 года, – Губерт Гольциус. Согласно этому письму он – «Как и Гардуэн» – изготовил многочисленные монеты и медали для испанских городов. Этот первый профессиональный

2. Приступ к реформам

2. Приступ к реформам Февраля 27-го этого года царь «в своих царских палатах перед отцом своим Макарием митрополитом и пред всем освященным собором» сказал боярам своим особой важности речь. Летописец перечисляет по именам некоторых знатнейших бояр, а затем указывает, что

Сыск в обществе

Сыск в обществе Агранов был уверен, что в стране, раздираемой противостоянием власти и некоторых социальных групп, в стране, где происходят мощнейшие политико-экономические сдвиги, необходимо постоянно знать настроение людей. Знать его среди рабочих и крестьян,

Путь к реформам 1815–1832 гг

Путь к реформам 1815–1832 гг После Ватерлоо в Вене были достигнуты определенные договоренности, которые считались триумфом европейской дипломатии, хотя, по сути, были глубоко консервативными. Несмотря на то что Венский конгресс сурово покарал Францию за революцию и

Настроения в обществе

Настроения в обществе «Аракчеевщина» вызывала резкое недовольство во многих слоях русского общества. Брожение в обществе началось с офицерской среды. Здесь нереализованные надежды на либеральные преобразования обсуждались особо активно. Возникали тайные кружки,

Глава 7. Сопротивление хрущёвским реформам

Глава 7. Сопротивление хрущёвским реформам Но не надо думать, что Никите Сергеевичу удалось изменить сознание подавляющего большинства советских граждан. Поредевшая после войны сталинская гвардия не собиралась пересматривать своих убеждений и принципов.Люди,

Ещё раз об обществе и государстве

Ещё раз об обществе и государстве Пора бы нашему народу осознать, что такое общество, и что собой представляет государство. Кто в этом тандеме главный. И кто кому должен подчиняться и служить.Испокон веков общество людей нанимало специально подготовленных управленцев,

Читайте также: