Чистые потери общества от введения налога

Опубликовано: 26.04.2024

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве.
Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов. Например, производители могут оказаться не в состоянии выпустить такое количество товара.
Можно рассматривать как индивидуальный спрос (спрос конкретного покупателя), так и общую величину спроса (спрос всех покупателей, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина спроса, так как индивидуальный спрос сильно зависит от личных предпочтений покупателя и, как правило, не отражает реальной картины, сложившейся на рынке. Так, конкретный покупатель может вообще не испытывать нужды в каком-либо товаре (например, велосипеде), тем не менее, на рынке в целом спрос на этот товар существует.
Как правило, спрос на товар подчиняется закону спроса .
ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах .
Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве.
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике также рассматривается совокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке.
Как правило, предложение товара подчиняется закону предложения .
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах .
Закон предложения может иметь исключения. Так, для целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить производство, а с ним и предложение товаров.
ГРАФИК СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – график, показывающий зависимость величины спроса и предложения от цены.
Каждой величине цены соответствует свое значение величины спроса и предложения. Эту зависимость можно выразить графически в виде кривой спроса и кривой предложения на графике спроса и предложения.
Обратите внимание на то, что, хотя по оси абсцисс обычно откладываются значения независимой переменной, на графике предложения, наоборот, по оси абсцисс принято откладывать цену (), а по оси ординат – количество ().
КРИВАЯ СПРОСА – непрерывная линия на графике спроса, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина спроса. Линия спроса на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Обычно она изображается в виде кривой, напоминающей гиперболу. Кривую спроса обычно изображают лишь в центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур низкой или чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение спроса в них носит характер предположений.
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – непрерывная линия на графике предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения.
Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Иногда она изображается в виде прямой, а чаще – в виде кривой, напоминающей гиперболу. При этом кривую часто изображают так, что она как бы имеет вертикальную асимптоту. Этим хотят подчеркнуть ограниченный характер производственных возможностей: существует предел производства каждого продукта, такая величина выпуска, которая не может быть достигнута даже при самых высоких затратах, поскольку ресурсы носят ограниченный характер.
Кривую предложения обычно изображают лишь в начальной или центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение предложения в них носит характер предположений.
ТОЧКА РАВНОВЕСИЯ – точка пересечения кривой спроса и кривой предложения на графике спроса и предложения.
Поскольку, согласно закону спроса и закону предложения, спрос является монотонно возрастающей, а предложение – монотонно убывающей функцией, на графике спроса и предложения их кривые обычно пересекаются. Точка их пересечения соответствует состоянию рыночного равновесия, а ее координаты – равновесной цене и равновесному количеству .
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – цена, для которой величины спроса и предложения равны. Иными словами, по данной цене производители готовы предложить ровно столько товара, сколько покупатели готовы купить. Отклонения от равновесной цены способны привести к состоянию дефицита или перепроизводства .
НАЛОГИ – обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с физических и юридических лиц и поступающие в государственный и местный бюджеты. В данной модели для ее упрощения рассматривается потоварный налог (налог в фиксированной сумме с каждой единицы товара), причем предполагается, что его уплачивает продавец.
ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ – разность между максимальной ценой, по которой потребитель готов приобрести товар, и той ценой, которую он за него заплатил.
Для совокупного спроса излишек потребителя равен площади между кривой спроса и горизонтальной линией, соответствующей рыночной цене.
ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – разность между минимальной ценой, по которой производитель готов продать товар, и той ценой, которую он за него получил.
Для совокупного предложения излишек производителя равен площади между кривой предложения и горизонтальной линией, соответствующей рыночной цене.
ЧИСТЫЕ ПОТЕРИ ОБЩЕСТВА – суммарные потери потребителей, производителей и государства. Как правило, применение каких-либо мер государственного регулирования приносит потери одним участникам рынка (например, производителям) и, вместе с тем, выгоды другим участникам (например, государству). Сальдо этих выгод и потерь дает величину чистой выгоды или чистых потерь общества.

6.5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

6.5.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
ПОТОВАРНОГО НАЛОГА

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (отдельные примеры рассмотрены в предыдущем разделе), но и в связи с решением крупных народнохозяйственных задач: борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.

Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или отклонение от него. Регулирование может осуществляться либо посредством прямого контроля за уровнем цен и объемов (фиксированные цены, квоты), либо путем использования финансовых инструментов (налоги, дотации), либо другими косвенными методами.

Сдвиг равновесия или приближение рынка к равновесному состоянию осуществляется введением налогов и дотаций. Проанализируем некоторые последствия такого вмешательства государства.

Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых "потоварных" налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР и частично заменивший его акциз, введенный в России с 1992 г.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях ) с каждой единицы товара.

Рассмотрим рис. 6.13. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D, а линия предложения – S1 Равновесная цена составляла Р1 равновесный объем продаж – Q1

Рис. 6.13. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается прдавцами


Рис. 6.13. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается прдавцами

Допустим, правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами.

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1, если его цена составит P1 то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1 В этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, P + , Р - . Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, Р + окажется выше первоначальной Р1 Цена, которую практически получает продавец (без налога), Р - окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + Е2СР - . Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть "налогового бремени" ложится на покупателей.

Если потоварный налог вносится в госбюджет покупателями, то происходит сдвиг параллельно вниз на величину Т линии спроса D. Основная суть модели от этого не меняется.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 6.14, а отражена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют подогий наклон. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает

резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о бытовой технике коричневого цвета. Для большинства покупателей цвет бытовой техники не имеет решающего значения. Повышение цен на бытовую технику только коричневого цвета вызывает переключение спроса покупателей с продукции данного цвета на традиционную белую бытовую технику. Поэтому линия спроса на бытовую технику коричневого цвета имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на коричневую бытовую технику без особого труда могут сократить ее производство и увеличить выпуск бытовой техники традиционного цвета. Введение налога только на коричневую бытовую технику может привести к полному исчезновению ее с рынка.

На рис. 6.14, б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о железнодорожных вагонах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.

Рис. 6.14. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения


Рис. 6.14. Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклона линий спроса и предложения

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения, а следовательно, от эластичности спроса и предложения. Очевидно, что объем спроса на электролампочки мало зависит от их цены. Поэтому линия спроса имеет очень крутой наклон. Линия же предложения, во всяком случае в длительном периоде, имеет весьма пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 6.15, а. Из рисунка видно, что большая часть налогового бремени (Р + - P1) возлагается на покупателей и меньшая часть (P1 - Р - ) - на производителей.

Для сравнения на рис. 6.15, б изображена противоположная ситуация. Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса (менее эластичен спрос) и чем меньше наклон линии предложения (более эластично предложение), тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

Рис. 6.15. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения в наклонах линий спроса и предложения


Рис. 6.15. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения в наклонах линий спроса и предложения

6.5.1.1. Влияние потоварного налога на излишки, получаемые потребителями и производителями

Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т.е. в связи с существованием рынка. Общественная выгода или суммарная рента на графике определяется как сумма площадей соответствующих треугольников.

Как изображено на рис. 6.16, в связи с введением потоварного налога излишки потребителей сократились с величины, определяемой площадью треугольника P1AE1, до величины, определяемой площадью треугольника Р + АЕ2. Излишек производителей также уменьшился с площади Р1E1В до BP - L. Выгода у потребителей и производителей уменьшилась. Площадь Р - Р + Е2 L - общая сумма налога, которая идет в бюджет и будет использована на благо потребителей и производителей.

Рис. 6.16. Влияние потоварного налога на излишки (ренту), получаемую потребителями и производителями


Рис. 6.16. Влияние потоварного налога на излишки (ренту), получаемую потребителями и производителями

Потери потребителей и производителей превысят при введении налога его сумму: потери потребителя - на величину площади треугольника Е2E1М, потери производителя - на величину площади треугольника ME1L. Таким образом, одна часть потерь участников рынка балансируется (для общества) налоговыми поступлениями в бюджет, другая их часть (площадь треугольника E2E1L) не балансируется ничем. Эта часть будет являться чистыми потерями и для участников рынка, и для общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и

перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.

6.5.2. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
ПОТОВАРНЫХ ДОТАЦИЙ

Рассмотрим теперь государственное воздействие на рыночное равновесие путем установления потоварных дотаций (рис. 6.17).

Рис. 6.17. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, получаемой производителем


Рис. 6.17. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации, получаемой производителем

Дотация - это инструмент государственного регулирования, обратный по действию налогу. Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1 а равновесная цена – Р1

Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V рублей в расчете на единицу продукции, что приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 при цене Р1 то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1. В результате объем продаж увеличивается до Q2, цена для покупателей снижается до Р - , цена, фактически получаемая производителями, повышается до Р + . Общая сумма дотации, необходимая государству для этого, - площадь прямоугольника Р - Р + КЕ2.

Таким образом, введение потоварной дотации (субсидии) приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.

6.5.2.1. Влияние потоварных дотаций на излишки потребителей и производителей

Поскольку в случае получения дотации производителями происходит расширение рынка и снижение цен на нем, это должно привести к увеличению излишков потребителей и производителей. Рассмотрим эту модель (рис. 6.18).

Как видно из рис. 6.18, в случае получения потоварной дотации производителями излишки потребителей увеличились с площади треугольника AE1P1 до

площади треугольника АЕ2Р - , а излишки производителей выросли с величины ME1P1 до МКР + . Таким образом, суммарный излишек вырос на величину площади неправильной фигуры P + KE1E2P - . Однако общая сумма дотации равна площади прямоугольника Р + КЕ2Р - и превышает прирост суммарного излишка на величину, равную площади треугольника E1E2K. Эта величина представляет собой чистые потери общества. Эти потери вызваны перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, в котором они используются с относительно меньшим эффектом.

6.5.3. ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ

Помимо использования налогов и дотаций государство может применять и гораздо более "грубые" методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены (рис. 6.19).

Рис. 6.18. Влияние потоварных дотаций на излишки (ренту) потребителей и производителей


Рис. 6.18. Влияние потоварных дотаций на излишки (ренту) потребителей и производителей

Рис. 6.19. Фиксированные цены


Рис. 6.19. Фиксированные цены

Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р1 > РЕ), так и ниже ее (Р2 115 :: 116 :: 117 :: 118 :: 119 :: 120 :: 121 :: Содержание

Налог на производителя уменьшает для производителей цену, реализуемого ими товара, т.к. часть денежных средств, вырученных от продажи единицы товара хозяйствующие субъекты должны передать в казну государства. В соответствии с этим цена в функции предложения будет уменьшаться на соответствующую величину налога Тпроизв = 10%, т.е Qs IV = 6,4(р-0,1р)+231, или Qs IV = 5,76р+231

Параметры предложения, описываемого функцией Qs IV :

При р=0Q IV (0) = Q IV min = 231 тыс.шт.

При Qs IV = 0р IV min ≈ - 40,1

Функция спроса Qd = 557 – 5p при этом не меняется (Qmax = 557 тыс.шт., рmax=100 ден.ед.).

Равновесие на рынке после введения указанного потоварного налога на производителей найдем из условия Qd = Qs IV : 557 – 5р = 5,76р+231

10,76р = 326 → рIV * ≈ 30,3 ден.ед.

QIV * = 557-5·30,3 = 405,5 тыс.шт.

Изменение ситуации на рынке под влиянием введения налога на производителей представлена на рис. 9.

Анализ полученного графика позволяет увидеть, что в результате введения потоварного налога на производителя (неценовой фактор предложения) предложение уменьшится, вследствие чего равновесная цена возрастает с 28,6 ден.ед. до 30,3 ден.ед., равновесный объем сокращается с 414 тыс.шт. до 405,5 тыс.шт. Следует отметить, что в общем случае при введении налога на производителя рыночная цена возрастает, а абсолютное значение равновесного объема сокращается.

Однако денежная емкость рынка, хотя и незначительно, но возрастает:

ZIV = 30,3·405,5 ≈ 12286,65 тыс.руб. (против 11840 тыс.руб.)

Найдем значения следующих величин (рис. 10):

- поступления в государственный бюджет, вызванные введением 10%-го налога на производителей данного товара (площадь прямоугольника В);

- излишек потребителя после введения налога (площадь треугольника А);

- общественный выигрыш после введения налога (сумма площадей треугольников А и С);

- чистые потери общества от введения данного налога (площадь треугольника F).

При построении выше указанны фигур воспользуемся уже известным нам правилом: из «новой» точки равновесия пускаем перпендикуляр на график «старого» (т.е. до введения налога на производителя) предложения, из полученной точки – перпендикуляр на ось цен.

Найдем поступления в государственный бюджет, вызванные введением 10%-го потоварного налога на производителя (площадь прямоугольника В на рис. 10). Для нахождения площади прямоугольника В необходимо найти значение цены р Т .

Подставляя объем Q = 405,5 в «старую» функцию предложения Qs= 6,4р + 231, получаем:

405,5 = 6,4р + 231 → р Т =
= 27,26 ден.ед.

Налоговые поступления в бюджет Ns = (30,3-27,26)·405,5 = 1232,72 тыс.ден.ед.

Как демонстрирует график (рис. 10) налоговые поступления, получаемые государством за счет установления налога на производителя, будут частично (даже в большей степени) формироваться и за счет потребителей:

Ns = 1232,72 тыс.ден.ед.

Nпроизв = (28,6 – 27,26)·405,5 = 543,37 тыс.ден.ед. Nпотр=(30,3-28,6)·405,5=689,35 тыс.ден.ед.

или Nпотр = Ns – Nпроизв

Nпотр =1232,72–543,37=689,35 тыс.ден.ед.

Расчеты показывают, что налоговые платежи, поступаемые в бюджет государства после введения 10%-го налога на производителя на 56,1%

(
·100) формируются за счет потребителей и лишь на 43,9% - за счет прибыли производителей.

Излишек потребителя после введения налога (площадь треугольника А на рис. 10):

S IV потр =
·(111,4-30,3)·405,5 = 16443,025 ты.ден.ед. (против 17139,6 тыс.ден.ед. в первоначальных условиях рис. 4).

S IV произв=
·27,26 = 8675,495 тыс.ден.ед. (против 9223,5 тыс.ден.ед. в первоначальных условиях рис. 4).

Общественный выигрыш после введения налога по сравнению с первоначальными условиями изменился незначительно (сумма площадей треугольников А и С на рис. 10):

ОВ IV = S IV потр + S IV произв = 16443,025+8675,495=25118,57 тыс.ден.ед.

Чистые потери общества от введения данного налога (площадь треугольника F на рис. 10) составят:

ЧПО IV =
·(30,3-27,26)·(414-405,5) = 25,84 тыс.ден.ед.

Итак, сумма налога на производителя (как и налога на потребителя) распределяется между потребителями и производителями и включает чистые потери общества (т.к. «мертвый груз») от налогообложения, т.е. избыточное налоговое бремя в виде непроизведенной и неполученной обществом продукции, являющееся омертвленными издержками.

Дата добавления: 2014-09-02 ; просмотров: 1044 ; Нарушение авторских прав

Налоги, снижение излишков и потери

В разделах 1 и 2, говоря об излишках потребителей и продавцов, мы считали, что на рынке нет других действующих лиц. Теперь мы выясним, что изменится при появлении на рынке третьей стороны - государства, которое может вводить налоги на одни товары и дотации на другие; иных форм воздействия государства на рынок мы касаться не будем.

В лекции 10 говорилось о том, как налоги и дотации смещают положение рыночного равновесия. Здесь мы будем исходить из тех же допущений.

Начнем с налогов. Мы рассматриваем потоварный налог, установленный в размере Т руб. с каждой единицы продаваемого товара и взимаемый с продавца. Рис. 8, иллюстрирующий эту ситуацию, аналогичен соответствующему рисунку к лекции 10.


Рис. 8. Потоварный налог

Кривая S (кривая предложения до введения налога) связывает объем предложения с ценой, остающейся у продавца после уплаты налога; S1 - это кривая, устанавливающая связь между объемом предложения и ценой, уплачиваемой покупателем, - кривая предложения после введения налога. Кривая S1, получена из кривой S смещением на Т единиц в направлении оси цен (вверх).

Введение налога вызвало перемещение равновесия из точки E0 в точку E1; при этом объем продаж сократился с Q0 до Q1, цена, уплачиваемая покупателем, выросла с Р0 до P D 1, а получаемая продавцом - снизилась с Р0 до P S 1.

Выгода от покупки-продажи снизилась и для покупателя, и для продавца. Излишек потребителя снизился и из-за того, что за каждую единицу покупаемого товара он вынужден платить больше, и из-за того, что ему при этом приходится сокращать объем потребления, а часть потребителей, возможно, вообще откажется от покупки данного товара. Воспользовавшись геометрическим представлением излишка потребителей, мы можем сказать, что уменьшение его величины изображается площадью фигуры P0P D 1E1E0.

Продавец получает за каждую единицу товара меньше, чем до введения налога, и к тому же сокращается объем продаж; часть продавцов, возможно, вынуждена будет покинуть данный рынок. Сокращение их излишка представлено на рис. 8 площадью фигуры Суммарному сокращению излишков покупателей и продавцов соответствует площадь фигуры P S 1P D 1E1E0E S 1.

Из этого же рисунка видно, что налоговые поступления в бюджет государства не совпадают с величиной налогового бремени - снижением излишков покупателей и продавцов. Поступления в бюджет равны произведению TQ1 и изображаются площадью прямоугольника P S 1P D 1E1E S 1. Эта величина меньше совокупного уменьшения излишков: площадь треугольной области E S 1E1E0 (она на рисунке заштрихована) не покрывается величиной налогового сбора. Это - чистые потери общества, обусловленные введением налога.

Оценим количественно все перечисленные здесь величины. Это нетрудно сделать в предположении, что смещение рыночного равновесия при установлении налога невелико, и в пределах этого смещения зависимости объемов спроса и предложения от цены с достаточной точностью можно считать линейными. При этом фигуры, соответствующие потерям излишков покупателя и продавца, - это трапеции, каждая из которых имеет основания длиной Q0 и Q1; высоты трапеций равны соответственно P D 1 - P0 и P0 - P S 1. Для удобства сопоставления с результатами следующего пункта приведем выражения не для уменьшения, а для приращения излишков (они различаются лишь знаками). Получим для покупателей

DW D = [(Q0 + Q1)(P0 - P D 1)]/2 (3)

DW S = [(Q0 + Q1)(P S 1 - P0)]/2 (4)

Сумма налоговых поступлений в бюджет, как уже отмечалось, равна:

М1 = TQ1. (5)

Чистым потерям соответствует треугольник E S 1E1E0. Если его основанием считать отрезок E S 1E1 длиной Т, то высота равна Q0 - Q1, а площадь, т.е. величина чистых потерь:

L = ½T(Q0 - Q1) = -½TDQ1 (6)

Таблица 5. Характеристики нетоварного налога

Величина Площадь фигуры (рис. 8) Аналитическое выражение
Изменение излишка покупателей Изменение излишка продавцов P0P D 1E1E0 P0P S 1E S 1E0 [(Q0 + Q1)(P0 - P D 1)]/2 [(Q0 + Q1)(P S 1 - P0)]/2
Всего P S 1P D 1E1E0E S 1 - [(Q0 + Q1)T]/2
Налоговый сбор Потери P S 1P D 1E1E S 1 E S 1E1E0 Q1T (Q0 - Q1)T/2
Всего P S 1P D 1E1E0E S 1 T(Q0 + Q1)/2

Здесь обозначено DQ1 = Q1 + Q0 - приращение объема продаж при введении налога (оно, очевидно, отрицательно). Все результаты сведены в табл. 5. Принимая во внимание, что P D 1 - P S 1 = T, можно убедиться в справедливости равенства:

M1 + L = - (DM D + DM S ) Подведем некоторые итоги. Установление налога на некоторый товар сопровождается "изъятием" части излишка потребителей и продавцов. Налоговый сбор поступает в бюджет государства и затем расходуется на цели, определяемые государством; в частности, они могут быть направлены на дотации производителям других товаров. Часть налоговых средств будет затрачена на содержание аппарата, занятого организацией сбора налогов и контролем за этим процессом. Но даже если считать эти затраты пренебрежимо малыми и не принимать их во внимание, считая, что весь налоговый сбор будет использован со 100 %-ной эффективностью, все равно установление потоварного налога вызывает потери непосредственно на рынке данного товара. Величина этих потерь, как показывает равенство (6), пропорциональна налоговой ставке и сокращению объема продаж. В свою очередь, как следует из соображений геометрического подобия, величина DQ также пропорциональна налоговой ставке:
DQ = -aT, (7)

где коэффициент а зависит от параметров кривых спроса и предложения. Таким образом, на рынке определенного товара чистые потери, вызываемые введением нетоварного налога, пропорциональны квадрату налоговой ставки:

L = aT 2 /2. (8)

Как отмечалось на качественном уровне в лекции 10, смещение равновесия, вызванное налогом, тем значительнее, чем сильнее реагируют спрос и предложение на изменение цен. Здесь мы дадим этой величине количественную оценку, по-прежнему исходя из допущения о линейности кривых спроса и предложения в окрестности точки равновесия. Запишем функции спроса и предложения в отклонениях от равновесной точки:

Здесь величины -b и с - производные функций спроса и предложения по цене (угловые коэффициенты наклона кривых спроса и предложения к линии цен); в уравнении спроса Р обозначает цену, которую платит покупатель, а в уравнении предложения - цену, получаемую продавцом. При введении налога цена продавца на Т единиц меньше цены покупателя, и новое равновесие в ценах покупателя описывается системой уравнений:

< DQ = -b(P D 1 - P0),
DQ = c(P D 1 - T - P0).

Здесь левые части одинаковы; приравнивая правые части, находим:

Таким образом, абсолютные отклонения цен покупателя и продавца обратно пропорциональны соответствующим коэффициентам крутизны наклона b и с; как показывают равенства (3) и (4), также соотносятся потери излишков:

|DW D |/|DW S | = |DP D |/|DP S | = c/b.

Этот результат, также на качественном уровне, обсуждался в лекции 10. Для отклонения объемов продаж получаем выражение:

так что коэффициент к, фигурирующий в соотношении (7), равен:

a = bc/(b + c) = 1/(1/c + 1/b).

Он одинаково зависит от крутизны кривых спроса и предложения и возрастает с увеличением каждой из них.

Дотации, увеличение излишков и потери

Обсудим теперь ситуацию, симметричную только что рассмотренной. Допустим, что на некоторый товар установлена фиксированная дотация в размере V руб. на единицу товара, выплачиваемая из государственного бюджета производителю (которого мы здесь отождествляем с продавцом). Возникающая при этом ситуация представлена на рис. 9.

Кривая предложения с точки зрения покупателя (S2) сдвигается по отношению к фактической кривой предложения (S) на V единиц вниз, равновесие перемещается из точки E0 в точку E2.



Рис. 9. Потоварная дотация

Излишки покупателей и продавцов возрастают: покупатели приобретают товар по более низкой цене и в большем объеме, продавцы реализуют свой товар по более высокой цене и также в большем объеме. Характеристика дотации как "налога наоборот" справедлива почти во всех отношениях. Это избавляет нас от необходимости детального разбора ситуации - читатель может сделать все это сам по аналогии. Равенства (3)-(6) сохраняют силу применительно к дотации, если всюду Т заменить на -V, а индекс 1 - на 2. Знак "минус" в выражении М2 = -VQ2 связан с тем, что теперь речь идет не о доходах, а о расходах бюджета. Результаты сведены в табл. 6.

Таблица 6. Характеристики потоварной дотации

Величина Площадь фигуры (рис. 9) Аналитическое выражение
Изменение излишка покупателей Изменение излишка продавцов P D 2P0E0E2 P0P S 2E S 2E0 [(Q0 + Q2)(P0 - P D 2)]/2 [(Q0 + Q2)(P S 2 - P0)]/2
Всего P D 2P S 2E S 2E0E2 - V(Q0 + Q2)/2
Выплаты из бюджета (-) Потери P D 2P S 2E S 2E2 E2E0E S 2 -Q2V (Q2 - Q0)V/2
Всего P D 2P S 2E S 2E0E2 -V(Q0 + Q2)/2

Но последствия введения потоварного налога и дотации не во всем противоположны. Сумма налогового сбора меньше, чем снижение излишков покупателей и продавцов; выплаты из бюджета при дотации, напротив, превышают суммарное увеличение их излишков. И в том, и в другом случае возникают чистые потери общества. При дотации их величина соответствует площади треугольной области E0E S 2E2, выделенной на рис. 9 штриховкой. При замене Т на -V в равенстве (8) знак роли не играет, и для величины потерь мы получим выражение:

L = aV 2 /2, (10)

причем a - тот же самый коэффициент. Его величина определяется выражением (9).

Итак, и потоварные налоги, и дотации сопровождаются возникновением чистых потерь общества. Более того, величина этих потерь в обоих случаях описывается одинаковыми выражениями (8) и (10). Теперь мы покажем, что потери, вызываемые противоположными воздействиями на рынок, имеют общую природу. Для этого мы рассмотрим производство и потребление данного продукта как единый процесс. Потребители продукта получают полезность, суммарная величина которой при объеме потребления Q описывается функцией TU(Q). Производители несут затраты, суммарная величина которых задается функцией TC(Q). Будем считать, что объемы производства и потребления продукта совпадают. Тогда чистый доход, создаваемый на рынке данного товара, есть разность:

I(Q) = TU(Q) - TC(Q).

Это не доход какого-либо лица или группы лиц, и в данном разделе нам будет безразлично, каким образом он распределяется между производителем, потребителем и "третьими лицами", если таковые присутствуют на рынке. Назовем его чистым общественным доходом.

При малых объемах производства и потребления чистый доход принимает небольшие значения и возрастает по мере увеличения Q. Но с ростом объема полезность потребления дополнительной единицы снижается, а затраты на производство возрастают; чистый общественный доход, пройдя максимальное значение, начинает затем убывать. Условие максимума получим, приравняв нулю производную от дохода по объему:

dI(Q)/dQ = dTU(Q)/dQ - dTC(Q)/dQ = 0,

MU(Q) = MC(Q),

где MU(Q), MC(Q) -соответственно предельная полезность и предельные затраты. Но на конкурентном рынке предельная полезность в денежной форме см. лекцию 4, раздел 2 - совпадает с ценой спроса, а предельные затраты - с ценой предложения. Таким образом, чистый общественный доход принимает наибольшее значение при объеме производства-потребления Q0, соответствующем точке пересечения кривых спроса и предложения, т.е. равновесию на конкурентном рынке, не испытывающем вмешательства "третьих лиц".

Если за базу для сравнений принять это положение "невозмущенного" равновесия (а именно так мы и поступали в предыдущих пунктах), то всякое отклонение объема от Q0 ведет к сокращению чистого общественного дохода, т.е. к потерям. Это явление мы и наблюдали, рассматривая последствия налога и дотации.

В заключение заметим, что, анализируя общественные потери, связанные с введением потоварных налогов и дотаций, мы вовсе не утверждаем, что они приносят один лишь ущерб. Сумма индивидуальных прибылей, получаемых разными людьми и служившая у нас средством измерения различных эффектов и потерь, отнюдь не является универсальным измерителем общественного благополучия. Обществу не безразлично, в каких пропорциях производимое благо распределяется между его членами. Механизм налоги-дотации может служить средством "изъятия" части излишка у одних людей и "передачи" его другим.

Но функционирование этого механизма сопровождается потерями, подобно тому как не обходится без потерь работа любого двигателя, генератора или трансформатора. Кроме того, этот механизм выполняет перераспределительные функции лишь постольку, поскольку налоговое бремя несут одни люди, а выгоду от дотаций получают другие. Если бы это были одни и те же люди, то ничего, кроме потерь, такой механизм не порождал бы.

Эти меры влекут за собой еще одно последствие. Повышение цен на одни товары и удешевление других побуждают потребителя изменить свое поведение на рынке.

Субъективная полезность потребляемых благ при этом снижается и в том случае, если увеличивается потребление "полезных" и уменьшается потребление "вредных" (по мнению общества) продуктов. Поэтому мы можем сделать следующие выводы.

1. Прямое налогообложение, дифференцированное по категориям налогоплательщиков, и прямые бюджетные выплаты, адресованные конкретным категориям получателей (многосемейные, инвалиды и др.) во многих случаях позволяют эффективнее решать социальные задачи государства, чем система потоварных налогов и дотаций.

2. Потоварные налоги и дотации сопровождаются тем меньшими потерями, чем меньше вызываемое ими изменение объема производства и потребления.

1. Потребитель приобретает товары Х и Y. Товар Y продается по цене 2 руб. за единицу. Товар Х продается по цене 10 руб. за единицу, если объем покупки не превышает 20 единиц, а за каждую следующую (сверх 20) единицу покупатель платит 5 руб. Что представляют собой бюджетные ограничения при различных уровнях дохода?

2. Рассматривается товар X, условия продажи которого приведены в задаче 1. Функция спроса некоторого потребителя от цены равна D = A - 2P. Для случаев А = 28, 36, 44 определить:

а) объем покупки;

б) величину излишка потребителя.

3. При условии задачи 1 к лекции 10 (пункты а-в) вычислить изменения излишков потребителя и производителя.

М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я

Р Е С П У Б Л И К И Б Е Л А Р У С Ь

Учреждение образования «Гомельский государственный

технический университет имени П.О.Сухого»

Кафедра «Экономическая теория»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по дисциплине «Микроэкономика»

2-го курса гр. ЗО-21

Содержание

1. Излишек потребления

2. Излишек производителя. Общественный выигрыш

3. Государственное воздействие и излишки потребителя и

3. 1. Установление налога

3. 2. Установление дотаций

3. 3. Установление фиксированных цен

Заключение и выводы

Список используемой литературы

1. Излишек потребителя

Как мы уже выяснили раньше, линия спроса демонстрирует, какое количество товара согласятся приобрести покупатели (потребители) по различным ценам. В случае, если цена на товар повысится, часть покупателей откажется от покупки, и это будет одной из причин сокращения объема спроса на товар. Однако часть покупателей все же будет приобретать этот товар и по более высокой цене. Откажутся или нет покупатели от товара при повышении цены, зависит от того, насколько он необходим потребителям и располагают ли они достаточным количеством денег для приобретения данного товара по более высоким ценам.

Если на рынке товара существует конкуренция и правительство не вмешивается в рыночный механизм, то в соответствии с моделью «спрос -- предложение», все покупатели будут приобретать товар по единой рыночной цене (цене равновесия). В этом случае потребители, которые согласны были бы приобретать товар по ценам, более высоким чем равновесная, получают выгоду, равную разнице между ценой, которую они готовы заплатить, и той, которую они на самом деле платят (ценой равновесия). Количественно измерить выгоду, получаемую всеми потребителями на рынке, позволяет понятие «излишек потребителя». Объясним его с помощью следующего примера (рис. 1).

Рис. 1. Излишек потребителя и излишек производителя.

Для простоты изложения представим себе следующую ситуацию: В автосалоне цена на автомобили составляет РЕ = $ 7 000 за единицу. По этой цене будет приобретено 4 автомобиля, причем все они будут куплены четырьмя разными покупателями (покупатели А, В, С, D).

Покупатель А согласен заплатить за покупку $ 10 000 (цена спроса покупателя А равна $ 10 000), однако, так как он приобретает свой автомобиль по цене РЕ = $ 7 000, то его чистая выгода составит:

На рисунке 1 сумма чистой выгоды, которую он получит, равна площади заштрихованного прямоугольника А.

Покупатель В согласен заплатить за автомобиль $ 9 000 (цена спроса покупателя В равна $ 9 000). Так как он приобретает автомобиль по цене РЕ = $ 7 000, то его чистая выгода равна:

На рис. 1 чистой выгоде покупателя В соответствует площадь заштрихованного прямоугольника В.

Цена спроса покупателя С равна $ 8 000. Его чистая выгода составит:

8 - 7 = $ 1 000 (площадь прямоугольника С, рис. 1).

И, наконец, покупатель D согласен заплатить за автомобиль 7 тыс.$, в случае, если цена на автомобиль повысится, он вообще откажется от покупки. Поэтому его чистая выгода равна:

Чистая выгода всех покупателей составит: 3 + 2 + 1 + 0 = $ 6 000 ,

и, как видно из рисунка 6.1, чистая выгода всех четырех покупателей будет равна сумме площадей заштрихованных прямоугольников А, В, С.

Для объяснения понятия излишка потребителя (чистой выгоды потребителя) мы использовали упрощенный пример. Однако мы знаем, что в реальной жизни существует огромное число покупателей и объемы продаж на рынках очень значительны. Поэтому сумма чистой выгоды, которую получат все потребители от покупки большого количества продукции по рыночной цене, будет приблизительно равна площади треугольника, ограниченного сверху линией спроса и линией рыночной цены снизу (площадь треугольника А Е РЕ, рис. 2).

Рис. 2. Излишки потребителя и производителя.

Излишек потребителя -- это суммарная чистая выгода, которую получают все потребители от приобретения данного товара по рыночной цене.

Другими словами, излишек потребителя равен сумме денег, которую экономят всё покупатели на рынке в результате сделок по рыночной цене.

2. Излишек производителя. Общественный выигрыш

Рассуждая аналогичным образом, попробуем определить, что такое излишек производителя. Обратимся теперь к линии предложения. Мы знаем, что линия предложения демонстрирует, какое количество своего товара захотят продать производители по различным ценам. В результате действия рыночного механизма все продавцы продают товар по единой рыночной цене. Однако некоторые производители были бы согласны продавать свой товар и по более низким ценам (по ценам ниже РЕ). Это объясняется тем, что у одних производителей затраты на производство продукции могут быть ниже, чем у других. Поэтому часть производителей получает выгоду от продажи своего товара по рыночной цене.

Вернемся к примеру, с помощью которого мы объяснили понятие «излишек потребителя» (рис. 1).

Представим, что все четыре автомобиля, купленные в автосалоне, были проданы четырьмя разными продавцами (F, G, Н, I). Причем, продавец F был бы согласен продать свой автомобиль по цене $ 4 000. Выгода, которую он получил от продажи своего товара по цене = $ 3 000.

На рисунке 1 сумма этой выгоды равна площади прямоугольника F.

Продавец G согласился бы продать свой товар по цене $ 5 000. Его чистая выгода равна: 7 - 5 = $2 000 (площадь прямоугольника G, рис. 1).

Продавец Н готов продать свой автомобиль по цене $ 6 000 Сумма чистой выгоды, которую он получит, равна: 7- 6 = $ 1 000 (площадь прямоугольника Н, рис. 1).

Минимальная цена, по которой продавец /согласен продать свой автомобиль, равна $ 7 000, т.е. равна рыночной цене. Если рыночная цена понизится, продажа товара становится для него невыгодной. Поэтому его чистая выгода равна: 7-7 = 0.

Суммарная чистая выгода, которую получат все продавцы от продажи своего товара по рыночной цене, равна: 3 + 2+1+0 = $ 6 000.

На рисунке 1 она равна сумме площадей, заштрихованных прямоугольников F, G, Н, I.

Как и в случае с излишком потребителя, при большем числе продавцов на рынке и значительных объемах продаж сумма чистой выгоды, которую получат все производители от продажи своего товара по рыночной цене, будет приблизительно равна площади треугольника, ограниченного сверху линией рыночной цены и линией предложения снизу (площадь треугольника ВЕ РЕ, рис. 2).

Излишек производителя -- это суммарная чистая выгода, которую получат все производители от продажи своего товара по рыночной цене.

Другими словами, излишек производителя равен той сумме денег, которую выигрывают все производители на рынке от продажи своего товара по единой рыночной цене.

Сумма излишков потребителя и производителя составляют общественный выигрыш.

Общественный выигрыш -- суммарная выгода, которую получат все потребители и производители в результате сделок по рыночной цене.

Сумма общественного выигрыша будет равна площади треугольника, ограниченного сверху линией спроса и линией предложения снизу (S треугольника АЕВ = S треугольника АЕРЕ + S треугольника ВЕРЕ , рис. 2).

Как видно из рис. 3, величина излишков потребителя и производителя, а следовательно, и величина чистого общественного выигрыша зависит от наклонов линий S и D, т.е. от прямой эластичности спроса и предложения по цене.

Рис. 3. Зависимость излишков потребителя и производителя от наклонов линий спроса и предложения.

3. Государственное воздействие и излишки потребителя и производителя

1. Изменение излишков потребителя и производителя в результате введения правительством потоварного налога

Рис. 4. Изменение излишков потребителя и производителя после введения государством потоварного налога.

А как скажется введение такого налога на излишках потребителя и производителя? Эта ситуация представлена на рисунке 4.

После введения налога линия предложения сместилась параллельно вверх и заняла положение S2. Равновесный объем продаж сократился с QЕ1 до QЕ2. Цена, которую уплачивает покупатель после введения налога, равна новой равновесной цене PЕ2. Цена, которую фактически получает продавец за свой товар, снизилась с РЕ1 до Р3. Сумма денег, поступившая в бюджет государства от сбора налога, равна площади прямоугольника .

Рассмотрим, что произошло с излишками производителя и потребителя после введения потоварного налога.

До введения налога излишек потребителя был равен площади треугольника . После введения налога излишек потребителя будет равен площади треугольника, ограниченного сверху линией спроса D1, и снизу линией новой рыночной цены (РЕ2Е2), т.е. площади треугольника АРЕ2Е2. Как видим, после введения налога сумма чистой выгоды всех покупателей сократилась на величину, равную площади фигуры .

Рассмотрим, что произошло с излишком производителя.

До введения налога величина излишка производителя была равна площади треугольника ВРЕ1Е,. Величина излишка производителя после введения налога будет равна площади треугольника, ограниченного снизу линией предложения S1 и сверху линией цены, которую фактически получит продавец после введения потоварного налога, т.е. линией Р3С (площадь треугольника ВР3С). Как видно из рисунка 4., в результате введения правительством потоварного налога, суммарная выгода всех производителей от реализации своего товара по рыночной цене уменьшилась на величину, равную площади фигуры РЕ1Е1СР3.

Потери всего общества (всех производителей и потребителей) равны площади фигуры, на которую уменьшился общественный выигрыш (площадь фигуры РЕ2Е2Е,СР3, рис. 4). Однако, часть этих потерь может быть компенсирована из госбюджета, -- в том случае, если денежные поступления от уплаты налога будут использованы в интересах потребителей и производителей. Сумма денежных поступлений в бюджет государства от введенного налога равна , или площади прямоугольника Р3РЕ2Е2С.

Из рисунка 4 видно, что часть потерь общества от введения налога не может быть компенсирована за счет средств госбюджета. Эти потери составляют чистые потери общества от введения налога и равны площади треугольника .

Введение правительством потоварного налога приводит к сокращению излишков потребителя и производителя, а также к чистым потерям общества, которые не могут быть компенсированы за счет денежных поступлений от уплаты налога.

2. Изменение излишков потребителя и производителя в результате введения правительством патоварных дотаций

Используем понятия излишков потребителя и производителя для анализа последствий, к которым приведет установление правительством потоварной дотации производителям товара. Эту ситуацию иллюстрирует рисунок 5.

Рис. 5. Изменение излишков потребителя и производителя после введения государством потоварной дотации.

После установления правительством потоварной дотации линия предложения сдвинулась параллельно вниз и займет положение S2. Новое рыночное равновесие установится в точке Е2. Равновесный объем продаж увеличится с QЕ1 до QЕ2. Цена, которую фактически получит продавец, увеличится с РE1 до Р3. Цена, которую уплатит покупатель, будет равна новой равновесной цене РЕ2.

Как видим, установление потоварной дотации поставило и потребителей, и производителей в более выгодные условия. Однако проанализируем, какие изменения произошли в излишках потребителя и производителя в этом случае.

До установления дотации излишек потребителя был равен площади треугольника, ограниченного сверху линией D1, и линией первоначально равновесной цены РЕ1Е1 снизу (площадь треугольника А РЕ1 E1,).

После установления потоварной дотации излишек потребителя стал равен площади треугольника, ограниченного сверху линией спроса D1; и линией новой рыночной цены РЕ2E2 снизу (площадь треугольника АРЕ2Е2). То есть сумма чистой выгоды, которую получат все покупатели, увеличилась на величину, равную площади фигуры РЕ1Е1Е2РЕ2.

До введения дотации излишек производителя был равен площади треугольника ВРЕ1Е1,. После установления дотации излишек производителя будет равен площади треугольника, ограниченного снизу линией предложения S1, и сверху линией цены, которую фактически стал получать продавец (линией Р3С), то есть площади треугольника ВР3С.

Как видим, сумма чистой выгоды, которую получат все продавцы, увеличилась на величину, равную площади фигуры РЕ1Е1СР3.

Выигрыш, который получат все члены общества, увеличился на величину, равную площади фигуры РЕ2Р3СЕ1Е2.

Однако общая сумма дотации, направленной производителям товара из госбюджета, равна , или площади прямоугольника РЕ2Р3СЕ2.

Как видно из рисунка 5, сумма денежных средств, выделенная из госбюджета в качестве дотации производителем товара, превышает увеличение общественного выигрыша на величину, равную площади треугольника СЕ1Е2. Эта величина составляет чистые потери общества от установления правительством потоварной дотации.

Установление правительством потоварной дотации вызывает увеличение излишков потребителя и производителя, однако также приводит к чистым потерям общества.

3. Изменение излишков потребителя и производителя в результате установления государством фиксированных цен

Рассмотрим следующий пример применения понятий излишков потребителя и производителя на практике. Проанализируем, к каким изменениям в излишках потребителя и производителя приведет установление правительством фиксированных цен.

На рисунке 6. представлена ситуация, когда правительство устанавливает фиксированную цену на товар на уровне, который ниже равновесной цены.

Рис. 6. Изменение излишков потребителя и производителя после установления правительством фиксированной цены.

Установление государством фиксированной цены на уровне ниже равновесной цены приведет к возникновению на рынке дефицита товара в размере Qp' - Qs'. В результате этого часть потребителей не сможет приобрести товар по новой цене. Уменьшение их потребительского излишка равно площади треугольника СНЕ.

Однако некоторым потребителям все же удастся купить товар по более низкой цене Р' (Р'РE). Излишек этих потребителей увеличится на площадь прямоугольника РЕНDР'. Поскольку до установления правительством фиксированной цены излишек потребителя был равен площади треугольника АРЕЕ, то после установления фиксированной цены излишек потребителя будет равен:

S треугольника АРЕЕ + S прямоугольника РЕНDР' - S треугольника СНЕ.

На рисунке 6 представлена ситуация, когда площадь прямоугольника РЕНDР' больше площади треугольника СНЕ, поэтому в данном случае установление фиксированной цены приведет к увеличению излишка потребителя.

Однако возможна ситуация, когда установление фиксированной цены на уровне ниже цены равновесия вызовет сокращение излишка потребителя (рис. 7).

Рис. 7. Установление правительством фиксированной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к сокращению излишка потребителя.

Читайте также: