Чистые налоги это формула

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

  1. определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);
  2. поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);
  3. производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);
  4. социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);
  5. борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог


При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог


При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог


В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t - налоговая ставка, Y - совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) * 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).

Воздействие изменения налогов на совокупный спрос

Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD 1 до AD 2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y 1 до Y *). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р 1 до Р 2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.

Кривая Лаффера

Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t 1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т 1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t 1 до t опт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y 1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р 1 до Р 2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Благодаря системе национальных счетов, созданной в Америке в 20-е гг. прошлого века, включающей макроэкономические показатели, появилась возможность определять эффективность и продуктивность развития экономик стран. С помощью макропоказателей можно определить уровень жизни населения, выявить тенденцию развития экономики, проблемы и своевременно принять меры по их разрешению.

Учитывая ежегодно стоимость товаров и услуг, произведенных в стране, можно определить наличие или отсутствие и темпы экономического роста. Сравнивая макропоказатели разных стран, учитывая их ресурсный потенциал, правительства стран учитывают полученные данные при разработке кредитно-денежной, фискальной, финансовой и социальной политик своей страны, помогают слабо развитым странам и странам, охваченным экономическим кризисом.

Основные понятия

Основные макроэкономические показатели

1. Валовой внутренний продукт (ВВП) – текущая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в эко­номике страны за определенный промежуток времени (обычно за год) всеми факторами производства в границах национальной территории.

2. Валовой национальный продукт (ВНП) – текущая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности граждан дан­ной страны, в том числе на территории других государств.

3. Чистый внутренний продукт (ЧВП) – чистая стоимость конечных товаров и услуг (отличается от ВВП на стоимость износа основного капитала).

ЧВП = ВВП – А,(4.1)

где А – амортизационные расходы.

Чистый национальный продукт (ЧНП)

ЧНП = ВНП – А(4.2)

5. Внутренний доход (ВД)–совокупный доход, получаемый всеми экономическими агентами, собственниками факторов производства:

ВД = ЧВП – ЧКН,(4.3)

где ЧКН – чистые косвенные налоги.

Национальный доход (НД)

НД = ЧНП – ЧКН (4.4)

Метод расчёта ВВП по потоку расходов

ВНП определяется как сумма благ и услуг в распоряжении общества в определенный период времени. Необходимо суммировать все расходы на приобретение (потребление) конечного продукта.

В показатель ВНП входят:

1. Потребительские расходы (С).

2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (I):сумма чистых инвестиций и амортизации.

3. Государственные закупки товаров и услуг (G).

4. Чистый экспорт (Х): разность между экспортом и импортом.

Формула расчёта ВВП по потоку расходов:

ВВП = C + I + G + X(4.5)

В условиях закрытой экономики ВНП = ВВП, чистый экспорт отсутствует.

Дефлятор ВВП

Дефлятор ВВП = (ВВПн / ВВПр) × 100(4.6)

Номинальный ВВП (ВВПн) – стоимость готовых товаров и услуг, произведенных в экономике страны в течение года по текущим ценам.

Реальный ВВП (ВВПр) – стоимость всех произведенных готовых товаров и услуг в данном году с учетом цен базового года.

Дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП) – ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике.

Примеры решения задач

Задача 1.Экономика страны характеризуется следующими данными:

1. Потребительские расходы домохозяйств – 400 000

2. Чистые инвестиции – 30 000

3. Амортизация – 50 000

4. Государственные закупки товаров и услуг – 70 000

5. Экспорт –35 000

6. Импорт – 25 000

7. Косвенные налоги на бизнес – 9000

Определите все возможные макроэкономические показатели.

Решение:

Рассчитаем ВВП по потоку расходов

I (валовые инвестиции) = чистые инвестиции + амортизация = 30 000 + 50 000 = 80 000

С (потребительские расходы) = 400 000

G (государственные закупки) = 70 000

Х (чистый экспорт) = экспорт – импорт = 35 000 – 25 000 = 10 000

ВВП = C + I + G + X

ВВП= 400000 + 80000 + 70000 + 10000 = 560000

Рассчитаем ЧВП

ЧВП= 560 000 – 50 000 = 510 000

ВД = 510 000 – 9000 = 501 000

Ответ. ВВП = 560 000, ЧВП = 510 000, ВД = 501 000.

Задача 2.Закрытая экономика страны характеризуется следующими данными:

1. ВНП –5000

2. Валовые инвестиции – 600

3. Чистые инвестиции – 90

4. Государственные расходы на товары и услуги – 900

5. Косвенные налоги на бизнес –150

Рассчитайте ЧНП, НД и потребительские расходы.

Решение

В условиях закрытой экономики ВНП = ВВП, отсутствуют экспорт и импорт.

1. Рассчитаем потребительские расходы, используя формулу расчёта ВВП по потоку расходов.

ВВП = С + I + G + X

C = ВВП – I – G – X

C = 5000 – 600 – 900 – 0 = 3500

2. Рассчитаем ЧНП, учитывая, что амортизацию мы рассчитаем через инвестиции.

А = I – чистые инвестиции

А = 600 – 90 = 510

ЧНП = 5000 – 510 = 4490

3. НД = ЧНП – ЧКН

НД = 4490 – 150 = 4340

Ответ.С = 3500, ЧНП = 4490, НД = 4340.

Задача 3. Рассчитайте темпы роста ВВП, если он составляет 244 000 и увеличился с прошлого года на 22 000.

Решение:

Дефлятор ВВП = (ВВПн / ВВПр) ×100

Дефлятор ВВП = (244 000/222 000) ×100=109%

Ответ. ВВП увеличился на 9%.

Задача 4.ВВП в текущем году составляет 60 млрд. руб., потребительские расходы –20 млрд. руб., государственные расходы –2 млрд. руб., чистый экспорт –1 млрд. руб.

1. Каков объем инвестиций, если амортизация равна 1,9 млрд. руб.?

2. Чему равен ЧВП, если косвенные налоги составляют 1,2 млрд. руб.?

3. Чему равен ВД?

Решение:

1. ВВП = C + I + G + X

I = ВВП – C – G – X

I = 60 – 20 – 2 – 1 = 37 млрд. руб.

ЧВП = 37 – 1,9 = 35,1 млрд. руб.

А = I – чистые инвестиции = 1.9 млрд. руб.

ВД = 35,1 – 1,2 = 33,9 млрд. руб.

Ответ. I = 37 млрд. руб., ЧВП = 35,1 млрд. руб., ВД = 33,9 млрд. руб.

5. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ:
БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ

Безработица в условиях рыночной экономики является важным явлением в экономике. Циклическая форма безработицы оказывает серьезные экономические и социальные последствия. В обществе с ростом безработицы растут преступность, алкоголизм, наркомания, распад семей. Сокращаются объёмы национального производства, замедляется экономический рост.

Государство борется с безработицей, опираясь на такой показатель, как уровень безработицы и закон Оукена. При проведении социальной и кредитно-денежной политик оно ориентируется на структуру безработицы, её причины и последствия.

Безработица

Основные понятия

Безработица – экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы.

Формы безработицы

1. Фрикционная (добровольная) безработица временное отсутствие работы в связи с переходом на другую работу по собственному желанию, а также период поиска работы лицами, впервые ее ищущими.

2. Структурная–возникает вследствие несоответствия структуры спроса на труд и предложения рабочей силы.

3. Циклическая (конъюнктурная) –безработица в условиях спада производства, когда число претендентов на рабочие места существенно превышает их наличие.

Естественный уровень безработицы –включает структурную и фрикционную формы безработицы, которые естественны и неустранимы в рыночной экономике. Поэтому экономика страны находится в условиях полной занятости.

Уровень безработицы = Численность безработных х 100% (5.1)
Численность рабочей силы

Закон Оукена

В обществе возникают огромные потери из-за недоиспользования рабочей силы. Их определить помогает метод американского экономиста Артура Оукена: для этого необходимо сравнить ВНП в условиях фактической и полной занятости.

Закон Оукена: превышение циклической безработицы над естественной на 1% ведет к снижению фактического уровня ВНП на 2,5% по сравнению с потенциальным.

Всё население

Трудоспособное Нетрудоспособное:

1. дети до 16 лет,

Рабочая сила Временно выбывшие из

состава рабочей силы:

Занятые Безработные: 3.заключенныев тюрьме.

1. частично 4. отчаявшиеся найти работу

циклическая формы безработицы

Рис. 5.1. Структура населения страны

Примеры решения задач

Задача 1. Всё население страны – 76 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 7 млн.чел., пенсионеры – 16 млн.чел., безработные – 6 млн.чел., частично занятые – 2 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 1 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 1,5 млн.чел. Определите уровень безработицы.

Решение:

Уровень безработицы = Численность безработных х 100%
Численность рабочей силы

Для определения численности рабочей силы используем схему структуры населения (рис. 5.1). Из численности всего населения вычитаем все категории, не относящиеся к рабочей силе.

1. Численность безработных = 76 – 7 – 16 – 6 – 1 – 1,5 = 44,5 млн.чел.

2. Уровень безработицы = (6 + 2) : 44,5 х 100 = 17,9%

Ответ. Уровень безработицы в стране 17,9%.

Задача 2. Всё население страны – 102 млн.чел., в том числе: дети до 16 лет – 24 млн.чел., пенсионеры – 35 млн.чел., безработные – 3 млн.чел., частично занятые – 1 млн.чел., лица, содержащиеся в тюрьмах – 0,5 млн.чел., отчаявшиеся найти работу – 1,5 млн.чел., беременные – 4 млн.чел., студенты – 6 млн.чел. Определите уровень безработицы.

Решение:

Уровень безработицы = Численность безработных х 100%
Численность рабочей силы

1. Численность безработных = 102 – 24 – 35 – 0,5 – 1,5 – 4 – 6 = 31 млн.чел.

2. Уровень безработицы = (3 + 1) : 31 х 100 = 12,9%

Ответ. Уровень безработицы в стране 12,9%.

2. Способы расчета ВНП

Существуют 3 способа измерения ВНП (ВВП):

1. По расходам (метод конечного использования).

2. По добавленной стоимости (производственный метод).

3. По доходам (распределительный метод).

При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП (домохозяйств, фирм, государства и иностранцев). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП.

Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

ВНП = Y = C + I + G + NX,

где C – личные потребительские расходы, которые включают расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги (кроме расходов на покупку жилья).

I – валовые частные внутренние инвестиции. Включают производственные капиталовложения (инвестиции в основные производственные фонды), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в запасы (ТМЦ).

Инвестиции понимаются как добавление к физическому запасу капитала. Приобретение финансовых бумаг (акций, облигаций) не является инвестициями. Термин «внутренние инвестиции» означает, что это инвестиции, производимые жителями данной страны (в т.ч. расходы на импортные товары). Термин « частные» инвестиции означает, что они не включают государственные инвестиции. Термин «валовые» означает, что из инвестиций не вычитается амортизация:

Валовые инвестиции = Чистые инвестиции + Амортизация.

Рост запасов учитывается со знаком «+», а уменьшение со знаком минус.

G – государственные закупки товаров и услуг (строительство и содержание школ, дорог, армии, расходы на национальную оборону, зарплату государственных служащих и т.д.). Сюда не входят трансфертные платежи. Государственные трансферты – это выплаты, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию.

NX – чистый экспорт. Он равен разности стоимостных объемов экспорта и импорта. Если страна экспортирует больше, чем импортирует, то на мировом рынке она выступает «нетто-экспортером», а ВНП превышает объем внутренних расходов. Если же импортирует больше, то является «нетто-импортером», величина чистого экспорта является отрицательной. Сумма расходов превышает объем производства.

Данное уравнение ВНП называют основным макроэкономическим тождеством или тождеством национальных счетов.

При подсчете ВНП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.

Добавленная стоимость (ДС) – это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой.

Величина ВНП в этом случае представляет собой сумму добавленной стоимости всех производящих фирм. Этот метод позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВНП.

ВНП = Σ Добавленная стоимость + Косвенные налоги – Государственные субсидии.

Для экономики в целом сумма всей ДС должна быть равна стоимости конечных товаров и услуг.

При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов (зарплата, рента, %), а также 2 компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии).

Существует связь между показателями ВНП и ВВП:

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа – это разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.

По способу получения дохода в составе ВНП выделяют следующие виды факторных доходов:

§ компенсации за труд работающим по найму (зарплата, премии);

§ прибыль корпораций (остающаяся после оплаты труда и % за кредит; в ней выделяют дивиденды акционеров, нераспределенную прибыль и налог на прибыль);

§ чистый % (разница между процентными платежами фирм другим секторам экономики и процентными платежами, полученными фирмами от др. секторов – домохозяйств и государства).

Из трех методов чаще используются производственный и метод конечного использования.

Лекции по экономической статистике. Основные макроэкономические показатели Системы Национальных Счетов и методы их расчета.

Система Национальных Счетов – это система обобщающих показателей, развития экономики на различных стадиях процесса производства. Счета, которые оценивают состояние макроэкономического показателя, относятся не к каждой экономической единице (операции), а к обобщающим числовым характеристикам соответствующих групп экономических операций.

Национальные счета – система взаимосвязывающих таблиц, имеющих вид балансовых построений.

По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам, т.е. имеют Т-образную форму.

Балансирующая статья счета, обеспечивающая баланс (равенство) его правой и левой частей, рассчитывается как разность между объемом ресурсов и их использованием.

Правая сторона каждого счета – «Ресурсы», левая – «Использование».

Все счета связаны между собой и балансируются конкретными показателями (статьями).

Наименование счёта

Балансирующая статья

Внутренний Валовой Продукт

2) Счёт образования доходов

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы

3) Распределение первичных доходов

Внутренний Национальный Доход

4) Счёт вторичного распределения доходов

Валовой располагаемый доход

5) Счёт использования располагаемых доходов

Существует всего 7 текущих счетов, из них основных – 5.

Рассмотрим, например, счет производства ( № 1).

Использование

Ресурсы

2. Промежуточное потребление

3. ВДС или ВВП (3 = 1 – 2)

1. Валовой выпуск

Всего

Счета производства можно составить:

- для отдельных секоров экономики(секторальные счета),

- для экономики в целом (консолидированный счет).

Поэтому: для сектора – ВДС, для экономики – ВВП.

Границы производства в Системе Национальных Счетов определяются, как деятельность единиц резидентов национальной экономики по производству товаров и услуг.

Резиденты – институциональные единицы (предприятия, учреждения, домашние хозяйства), имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны в течение длительного периода.

Измеряемые на макроуровне экономические процессы характеризуются следующими показателями:

Основные макроэкономические показатели

1) Валовой выпуск товаров и услуг (ВВ) – с уммарная стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц резидентов экономики в отчетный период. Выпуск товаров и услуг в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах, т.е. без учета налогов на продукты (но включая субсидии на продукты. ( Валовой – т.к. не исключает расходы на ПОК,т.е. повторный счет)

2) Промежуточное потребление (ПП) – это стоимость товаров и услуг, которые трансформируется или полностью потребляются в отчетном периоде в процессе производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (ПОК) (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.

Отдельной позицией в состав промежуточного потребления включается потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества – ФП (имеются в виду банковские услуги).

3) Налоги на производство и импорт (НПИ ) – включают в себя налоги на продукты (НП) и другие налоги на производство (Др.НП).

Налоги на продукты напрямую зависят от стоимости произведенных товаров и оказанных услуг (НДС, акцизы).

Другие налоги на производство связаны с использованием факторов производства (земли, труда, капитала), а также платежи за лицензии и патенты.

4) Чистые налоги на производство (продукты?) и импорт (ЧНПИ)

Субсидии на продукты – текущие не компенсируемые выплаты из государственного бюджета предприятиям при условии производства определенных товаров или услуг.

5) Валовая Добавленная Стоимость (ВДС ) – в новь созданная стоимость в процессе производства товаров и услуг. Она определяется по отраслям экономики, как разница между стоимостью выпуска товаров и услуг и стоимостью промежуточного потребления.

В Системе Национальных Счетов показатель Валовой Добавленной Стоимости оценивается, как в (текущих) рыночных ценах (т.е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая наценки и налоги), которые фактически используются в операциях и включают транспортно-торговые наценки, налоги на производство и импорт, и не включают субсидии на производство и импорт, так в основных ценах, т.е. в ценах без налогов на продукты, но включающих субсидии на продукты.

6) Чистая Добавленная Стоимость (ЧДС)

7) Внутренний Валовой Продукт (ВВП)

Валовой Внутренний Продукт характеризует стоимость произведённых на экономической территории данной страны, в том числе и совместными предприятиями, товаров и услуг за тот или иной период, которые предназначены для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

8) ВНД = ВВП + сальдо первичных доходов , полученных резидентами данной страны из сектора «остального мира»

Внутренний Валовой Продукт может быть рассчитан тремя методами.

1) Производственный .

В этом случае Внутренний Валовой Продукт получается, как разница между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением или, как сумма валовых добавленных стоимостей по отраслям в основных ценах.

Примечание: при расчете ВДС нужно вычесть холдинговую прибыль, представляющую собой часть стоимости продукции, которая образовалась вследствие изменения цен на неё в период нахождения продукции на складе (в запасах), т.е. цена продукции учитывается на момент производства, а не на момент реализации товара.

2) Метод конечного использования или метод использования доходов.

В этом случае Внутренний Валовой Продукт рассчитывается, как сумма Расходов на Конечное Потребление (РКП) всех секторов экономики, Валовое Накопление (ВН), разницы между Экспортом и Импортом (Э – И) (чистый экспорт), плюс Статистическое Расхождение между произведенным и использованным ВВП.

Конечное потребление ( РКП) складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений, удовлетворяющих потребности домашних хозяйств и общества в целом, а также расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Валовое накопление ( ВН) складывается из валовых накоплений основных фондов, изменений стоимости и объема материальных запасов и оборотных средств и чистого приобретения ценностей.

Статистические Расхождение ( СР) – специфический показатель, который используется в Системе Национальных Счетов для оценки качества расчётов. В международной практике допустимый уровень до 5 %.

РКП = потребительские расходы (ПР) + госзакупки (ГЗ)

ВВП = ПР + ГЗ + ВН + (Э - И) - «тождество национальных счетов» или «макроэкономическое тождество».

3) Распределительный или по источникам доходов.

Этот метод не является самостоятельным, т.к. не все показатели рассчитываются методом прямого расчета, а часть из них исчисляется балансовым методом.

Стадии образования доходов в Системе Национальных Счетов характеризуется показателями:

4. Оплата Труда наемных работников (ОТ) определяется, как сумма вознаграждений, выплаченных в денежной и натуральной форме плюс оплата скрытой формой (то что не входит в зарплату, но за что предприятие несёт расходы, например – бесплатный обед);

5. Валовая Прибыль Экономики (ВПЭ) и Валовые Смешанные Доходы (ВСД) представляют собой ту часть добавления стоимости, которая остается у производителя после выплат по оплате труда, налогов на производство и импорт с учетом субсидий.

3. Номинальные и реальные показатели Системы Национальных Счетов. Индекс–дефлятор Валового Внутреннего Продукта.

Инфляция и дефляция усложняют расчет Валового Внутреннего Продукта, так как он представляет собой денежный временной и количественный показатель.

Показатель Валового Внутреннего Продукта, который отражает текущие цены, называют номинальный показатель (не скорректированный с учетом уровня цен).

Показатель Валового Внутреннего Продукта с учетом изменения цен (скорректированный на инфляцию и дефляцию) называется реальный.

Для корректировки Валового Внутреннего Продукта используется индекс цен, который называется дефлятором Валового Внутреннего Продукта.

Индекс-дефлятор Валового Внутреннего Продукта представляет собой отношение Валового Внутреннего Продукта исчисленного в текущих ценах к объему Валового Внутреннего Продукта, исчисленного в сопоставимых ценах предыдущего периода.

В отличие от индекса цен на товары и услуги индекс–дефлятор Внутреннего Валового Продукта, в том числе характеризует и изменение оплаты труда, и изменение прибыли, потребление основного капитала в результате изменения цен, а также номинальной массы чистых налогов.

С помощью показателя реального Валового Внутреннего Продукта измеряется стоимость производства в данной стране в разные года, при предположении о неизменном уровне цен, начиная с базисного периода и заканчивая текущим периодом.

Состояние экономики считается положительным, если темп роста ВВП > 4 %/год.

На практике часто рассчитывают:

- ВВП на душу населения;

- ВВП в пересчете по паритету покупательной способности (по ППС).

Производственным методом ВВП рассчитывается как сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов экономики.

В основе расчета ВВП в рыночных ценах конечного потребителя на основе валовой добавленной стоимости лежит модель кругооборота продукта, доходов и расходов, которая может быть представлена следующим образом:

где РП расходы потребителей на приобретение товаров и услуг в данном периоде;

ДП доходы, полученные производителем этих товаров и услуг.

Рыночные цены конечного потребителя - цены, уплачиваемые покупателями за товары и услуги, включающие в себя все чистые налоги на продукты, торгово-транспортные наценки.

Цена производителя - это цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, включающая в себя налоги на продукты, кроме налога на добавленную стоимость и налогов на импорт, и не включающая субсидий на продукты.

Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, не включающая налогов на продукты, но включающая субсидии на продукты.

Следует отметить, что ВВП рассчитывается в рыночных ценах конечного потребителя, а ВДС отраслей (или секторов) - в ценах производителя или в основных ценах.

Для определения ВВП в рыночных ценах конечного потребления сумма ВДС отраслей (или секторов) должна быть увеличена на размер чистых налогов на продукты и импорт (т.е. налогов на продукты и импорт, не включенных в цены, использованные при оценке выпуска товаров и услуг, за вычетом включенных в эти цены субсидий на продукты и импорт).

Если выпуск товаров и услуг и валовая добавленная стоимость ВДС выражены в основных ценах, то расчет ВВП происходит следующим образом:

где ВДС - сумма валовой добавленной стоимости в основных ценах всех секторов или отраслей экономики;

Н - сумма всех налогов на продукты и импорт;

С - сумма всех субсидий на продукты и импорт.

Если выпуск товаров и услуг и валовая добавленная стоимость ВДС выражены в ценах производителя, формула расчета ВВП имеет вид:

ВВП = ВДС + НДС + ЧНИ (4.3)

где ВДС - сумма валовой добавленной стоимости в ценах производителя;

НДС - налог на добавленную стоимость;

ЧНИ - чистые налоги на импорт (сумма налогов на импорт за вычетом субсидий на импорт).

Для того чтобы лучше понять содержание показателя ВВП, необходимо иметь ясное представление о типах налогов, выплачиваемых институциональными единицами (рис. 2).

Налоги на производство и импорт - обязательные платежи, взимаемые с хозяйственных единиц-резидентов государством в связи с производством и импортом товаров и услуг и использованием в процессе этой деятельности трудовых, материальных и природных ресурсов (факторов производства). Данные налоги уплачиваются независимо от наличия прибыли. Налоги на прибыль относят к текущим трансфертам.

Налоги на продукты взимаются пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых или продаваемых производящей единицей-резидентом. К ним относятся, налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы и т. д.

Налоги на импорт включают в себя налоги на импортируемые товары и услуги.

Общая формула расчета ВВП на основе валовой добавленной стоимости может быть представлена следующим образом:

ВВП = ВДС - КИУФП + ЧНПИ (4.4)

КИУФП - косвенно измеряемые услуги финансового посредничества;

ЧНПИ - чистые налоги на продукты и импорт. Чистые налоги на продукты и импорт (ЧНПИ) определяются как разность между налогами и соответствующими субсидиями, т.е. текущими выплатами из государственного бюджета предприятиям, производящим определенные виды продукции.

Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества (КИУФП) - разность между процентами, полученными и выплаченными финансовыми посредниками.

Производственным методом ВВП может быть также рассчитан на основе данных о выпуске товаров и услуг и промежуточном потреблении в целом по экономике.

Если выпуск товаров и услуг выражен в основных ценах, то формула исчисления ВВП выглядит следующим образом:

ВВП-В-ПП+Н-С =В-ПП+ЧНПИ (4-5)

где В - выпуск товаров и услуг по экономике в целом;

ПП - промежуточное потребление по экономике в целом, включая косвенно измеряемые услуги финансового посредничества.

Если выпуск товаров и услуг по экономике в целом определяется в ценах производителя, то ВВП вычисляют по следующей формуле:

ВВП = В-ПП + НДС + ЧНИ (4.6)

Пример 1. Известны следующие данные о функционировании экономики страны (в условных единицах):


Выпуск (В) в основных ценах:
производство товаров (Вт) 2072.4
производство услуг (By ) 1763.1
Промежуточное потребление (ПП) в рыночных ценах конечного потребителя:
в производстве товаров (ППт) 1125,0
производстве услуг (ППу ) 674,3
Косвенно измеряемые услуги
финансового посредничества (КИУФП) 5,2
Налоги на продукты (НП) 265,1
Субсидии на продукты (СП) 95,9

Рассчитайте ВВП производственным методом

Решение. На основании данной информации ВВП можно определить 2-мя способами.

1 способ: ВВП = ВДС - КИУФП + ЧНПИ.

Валовая добавленная стоимость представляет собой сумму ВДС по производству товаров и услуг:

ВДС = ВДСт +ВДСу = (Вт - ППт) + (Ву - ППу) = (2072,4 - 1125,0)+(1763,1 - 674,3) = 947,4 + 1088,8 = 2036,2.

Чистые налоги на продукты и импорт определяются по формуле:

ЧНПИ = НП - СП + ЧНИ = 265,1 -95,9 + 0 = 169,2.

Тогда ВВП = 2036,2 - 5,2 + 169,2 = 2200,2 у.е.

Выпуск товаров и услуг В в целом по экономике определяется как сумма:

Вт+Ву = 2072,4 + 1763,1 =3835,5.

Аналогичным путем находится значение промежуточного потребления

(включая услуги финансового посредничества):

ПП = ППТ + ППУ +КИУФП = 1125,0 + 674,3 + 5,2 = 1804,5.

Чистые налоги на продукты и импорт = 169,2.

В этом случае ВВП = 3835,5 - 1804,5 + 169,2 = 2200,2 у.е.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: