Через финансы государство воздействует налоги кредит и т д на процесс воспроизводства

Опубликовано: 18.05.2024

Необходимость финансов, предпосылки их возникновения.

Необходимость финансов и предпосылки их возникновения

В рамках экономической системы товарно-денежные отношения выступают основной причиной возникновения и развития всей совокупности стоимостных экономических категорий.

Определенное место в системе стоимостных экономических категорий занимают финансы.

Хозяйственные процессы в условиях товарно-денежных отношений невозможны без распределительных процессов. Распределение является одной из стадий воспроизводственного процесса, без которой не могут осуществляться другие стадии, т. е. производство, обмен и потребление. Очевидно, что производство невозможно без создания денежных фондов, служащих основой для удовлетворения различных хозяйственных нужд. Эти денежные фонды создаются посредством финансов на стадии распределения, причем они впоследствии на стадии обмена приобретают натуральную форму, так как созданные денежные фонды в стоимостной форме расходуются на приобретение товаров, потребительных стоимостей.

Таким образом, можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как их существование обусловлено потребностями обменного развития. Знания о финансах важны на различных уровнях – начиная от домашних хозяйств и предприятий и заканчивая государством. Именно на основе знания этой науки можно построить семейный бюджет, оптимизировать уплату подоходного налога, эффективно вложить средства в ценные бумаги и т. п. Без финансов невозможен кругооборот фондов на предприятиях, стимулирование производства, анализ экономической деятельности и отчетности.

Рациональная организация финансов играет важную роль в деятельности государства, которое на базе создания с помощью финансов денежных фондов осуществляет свои функции. Государство может активно влиять на развитие финансовых отношений, в свою очередь, от правильной организации финансов зависит во многом экономическое развитие государства.

Предпосылки возникновения финансов:

  • отторжение главы государства от казны и возникновение централизованного общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета, распоряжение которым уже не может осуществлять единолично глава государства;
  • возникновение системы государственных доходов и расходов, законодательное закрепление государственного бюджета как росписи доходов и расходов государства;
  • переход от натуральных податей и трудовых повинностей к сбору налогов в денежной форме;
  • возникновение кругооборота стоимости в форме товарно-материальных ценностей и денег и образование доходов и накоплений у участников воспроизводственного процесса сверх пределов биологического выживания.

Принципиально важным для появления финансов является высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, завершившееся формирование и использование основных функций денег.

Вышеназванные обстоятельства способствовали скорейшему развитию финансов, в первую очередь государственного бюджета как центрального звена финансовой системы. На первом этапе своего развития финансовые отношения приравнивались к бюджетным отношениям, и лишь впоследствии, по мере развития товарно-денежных отношений, возникли новые формы финансовых отношений.

2.Социально-экономическая сущность финансов.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы– это экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных бюджетных фондах. Они используются для регулирования экономических и социальных отношений на макроуровне.

Децентрализованные финансы – это денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий, используемые для регулирования и стимулирования экономических и социальных отношений на микроуровне.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако, не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, универсальное средство обмена, особый вид абсолютно ликвидного товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.*

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения. К финансовым отношениям принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

• государством и предприятиями при уплате налогов и других

платежей в бюджет, а также при финансировании из бюджета ряда затрат предприятий;

• государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

• предприятиями и вышестоящими организациями при создании
централизованных фондов денежных средств и резервов и их распределении;

• предприятиями и внебюджетными фондами при внесении

платежей и получении ресурсов;

• предприятиями и банками при получении кредитов, уплате
процентов за кредит, при хранении денежных средств на счетах в
банках;




• предприятиями и органами страхования при уплате страховых
взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении
страхового случая;

• предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях, при
выплате заработной платы из фонда оплаты труда;

• предприятиями и организациями в процессе их производственной и
коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные
товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо,
электроэнергия), а также при реализации готовой продукции и оказании услуг.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход (НД)** страны, объем которого определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и др.)

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью, стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны. И, наоборот, в условиях экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается. Это выражается в крупных бюджетных дефицитах, в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.

Увеличение НД является главным условием роста финансовых ресурсов. Финансы и финансовые ресурсы – не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и исследования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследование вопроса – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

*Валовый внутренний продукт (ВВП)- стоимость конечных товаров и услуг, произведенны резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

**Национальный доход (НД)– вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

3. Функции финансов:

Распределительная— посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Контрольная— заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

Регулирующая— вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая— обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

4. Финансовая система. Её звенья.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

· Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности);

· Финансы домашних хозяйств;

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества являются финансы.

Финансы - это система сложившихся в обществе экономиче­ских отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

Финансы - историческая категория. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Термин «финансы» происходит от латинского «financia», что значит «доход», «платеж». Впервые со значением (денежный платеж» он начал использоваться в XIII-XV веках в Италии ряд городов которой - Флоренции, Венеция, Генуя - являлись в то время крупнейшими европейскими центрами торговли и банков­ского дела. В дальнейшем термин получил международное распростра­нение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государ­ством для выполнения своих политических и -экономических функций.

В докапиталистических формациях государственные доходы имели преимущественно натуральный характер. Большая часть по­требностей государства удовлетворялась за счет различного рода по­ступлений от натуральных сборов. С разложением феодального строя и развитием в его недрах капиталистических отношений все большее значение приобретают денежные доходы и расходы государства. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отноше­ний, ростом и усложнением функций государства. С отделением госу­дарственной казны отличной кассы и собственности монарха возникают понятия «государственные финансы» и «государственный бюджет».

Таким образом, финансовые отношения - это важнейшая со­ставная часть общих ЭКОНОМИЧССКИХ отношений, которые присущи любой экономической системе. Это, образно говоря, кровеносная система экономики.

В общем виде различают финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и отраслей), региональные финансы (территориальные фонды, используемые для развития регионов), финансы населения и государственные финансы.

Государственные финансы формируют центральную часть всей

финансовой системы. Основными звеньями государственных финан­сов являются:

- государственное социальное страхование (пенсионный фонд);

- государственное имущественное и личное страхование;

- государственные внебюджетные фонды.

Финансы частных предприятии и корпорации выражают де­нежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различ­ных денежных фондов предприятий.

Характерными чертами современных финансов являются сле­дующие:

- денежная форма в отличие от натуральных отношений.

- распределительный характер отношений, т.е. отсутствие эквивалентного обмена,

- распределение совокупного общественного продукта и на­ционального дохода через реальные денежные фонды (на­пример, в отличие от ценового распределения).

Финансы по своему происхождению - денежные отношения. Но не все денежные отношения относятся к финансовым. Они стано­вятся таковыми тогда, когда в процессе производства и реализации товаров формируются денежные доходы участников процесса вос­производства и происходит использование этих доходов, т.е. когда движение денег приобретает определенную самостоятельность.

Сущность, экономическая природа и назначение финансов наи­более полно проявляются в их функциях. К числу важнейших функ­ций относятся: функция обеспечения существования государства, распределительная и контрольная функции.

Функция обеспечения существования государства имеет задачу создания материальной основы функционирования государства. Бла­годаря привлечению средств через систему финансов, в руках госу­дарства сосредотачиваются огромные капиталы, которые служат ма­териальной основой для выполнения государством своих экономиче­ских функций: воздействия на различные стороны общественного воспроизводства, регулирования темпов экономического роста, уси­ления хозяйственной активности и т.п.

Распределительная функция. Государство, концентрируя в сво­их руках значительную часть общественного продукта, осуществляет с помощью финансов его распределение и потребление. Через финан­совую систему государство воздействует на формирование централи­зованных и децентрализованных фондов, на фонды накопления и по­требления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. Посредством финансов государ­ство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление капитала, сферу по­требления и т.д.

Контрольная функция проявляется в процессе формирования и использования денежных фондов. При их образовании финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания налогов, моби­лизуемых других источников доходов, за соблюдением установ­ленных между ними пропорций, определением налоговой базы, сро­ками поступления доходов и т.д. При расходовании фондов конт­ролируется эффективность используемых средств, соответствие их целевому назначению.

Роль государственных финансов в современных условиях за­ключается прежде всего в том, что они выступают важным ин­струментом воздействия на процесс общественного воспроизвод­ства, поддержания темпов экономического роста, развития клю­чевых отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство вызывает повышение спроса на оборудование, рабочую силу, что в свою очередь дает импульс росту промышленного произ­водства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет государственного бюджета осуществляется поддержание спроса, фи­нансирование социальных мероприятий и программ и т.п. Воз­действие на экономику, хотя и противоречивое, оказывают и военные расходы. Военные затраты дают определенный толчок развитию про­мышленности, но в то же время длительная гонка вооружений приво­дит к истощению экономики, внутрихозяйственным диспропорциям, изменению структуры производства и другим негативным последст­виям.

Однако диалектика любой системы хозяйства такова, что госу­дарственные финансы, оказывая серьезное влияние на эконо­мическую конъюнктуру, темпы роста, жизненный уровень населения и т.п., порождают в то же время новые трудности и проблемы в эко­номической и социальной сферах. Эффективность решения этих про­блем во многом зависит от правильно выработанной финансовой по­литики государства. Финансовая политика - это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными ор­ганами через звенья и элементы финансовой системы. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс государства.

Эволюция финансовой политики ведущих западных государств.

В основе данной эволюции лежат принципиальные изменения в экономическом развитии этих стран. До конца 1920-х годов в основе финансовой политики буржуазных государств лежали концепции неоклассической школы. Суть данных концепций заключалась в не­вмешательстве государства в экономику, в сохранении свободной конкуренции, использовании рыночного механизма как главного ре­гулятора хозяйственных процессов. Экономическая действительность конца 20-х - начала 30-х годов заставила пересмотреть этот курс как переставший отвечать реальным требованиям жизни.

В эти годы в основу финансовой политики были положены кейн-сианская и неокейнсианске доктрины. Финансовая концепция Дж. М. Кейнса исходит из следующих основных положений:

1. Все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства сле­ дует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это де­ лали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего

2. Капиталистическая экономика не может саморегулироваться. В условиях огромного обобществления труда и капитала вмеша­ тельство государства неизбежно. Государственное регулирование должно существенно дополнить механизм автоматического регули­ рования экономики с помощью цен.

3. Кризисы перепроизводства выступают на поверхности явлений как недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого Кейнс вводит тер­ мин «эффективный спрос», который выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.

4. Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

На основе идеи об «эффективном спросе» была пересмотрена вся финансовая концепция. Основным инструментом правительственного вмешательства в циклическое развитие и преодоления кризисов были признаны государственные расходы. Их формирование, структуру и рост Кейнс считал весьма важным фактором достижения «эффектив­ного спроса». Правительственный спрос, обеспеченный налогами и займами, должен был оживить предпринимательскую деятельность и привести к росту национального дохода и занятости. Вместе с тем Кейнс включил в систему макропоказагелей и налоги, считая, что из­менения в налоговой политике существенно влияют на основные компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление. Новым стало и введенное Кейнсом в теорию государственных финансов поло­жение о необходимости роста государственных расходов, финансируе­мых с помощью займов. Последователи Дж. Кейнса назвали его «прин­ципом дефицитного финансирования». По мнению Дж. Кейнса, госу­дарственные инвестиции и текущие расходы можно финансировать в долг. Правительственные инвестиции, финансируемые посредством займов, приведут к расширению «склонности к инвестированию», а финансирование текущих расходов приведет к увеличению «склон­ности к потреблению». Со времени Кейнса обязательное соответст­вие бюджетных расходов и доходов стало считаться анахронизмом, с концепцией «здоровых финансов» было покончено. Рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов достижения «эф­фективного спроса», а дефицит государственного бюджета пре­вращается в один из способов государственного регулирования.

Таким образом, Дж. Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в но­вых условиях. Разработка финансовой политики и ее осуществление на практике была осуществлена последователями Дж. Кейнса. В США - Р. Харродом, А. Оукеном, У. Хеллером, в Великобритании -Дж. Вайсманом, во Франции - Ф. Перру, в Японии - К. Эми, X. Ито и другими. В 40-30-е годы она имела успех и определенные положи­тельные результаты. Экстенсивному типу экономического развития соответствовал кейнсианский постулат с необходимостью роста госу­дарственных расходов. В ряде стран Западной Европы были внедре­ны социал-реформистские формы государственного регулирования.

На этой основе происходил рост расходов на образование, здраво­охранение, сформировалась эффективная система социального обес­печения. И до 70-х годов в основе финансовой теории и практики большинства ведущих западных государств лежали исходные поло­жения теории Дж. Кейнса.

Дальнейшее развитие экономики, переход к интенсивному типу экономического роста в условиях НТР и интернационализация хозяй­ственной жизни показали несостоятельность модели функцио­нирования государственных финансов Кейнса в новых условиях. По­требовались иные теории государственного регулирования.

Под влиянием изменения условий расширенного воспроизвод­ства формируется концепция «неоклассического синтеза» - теория равновесия в условиях неполной занятости, в которую включен денежный фактор. Эта новая версия кейнсианской теории получила развитие в работах лауреатов Нобелевской премии английского эко­номиста Дж. Хикса и американца П. Самуэльсона. Кейнсианские идеи фискализма соединились с концепцией неоклассиков, которая предусматривала регулирование экономики с помощью денежно-кре­дитной политики (изменение учетной ставки, проведение операций на открытом рынке и т.п.). П. Самуэльсон вводит в оборот термин «об­щественный товар», под которым понимает товары и услуги, дос­тавляемые членам общества государством. «Общественный товар» сочетает три свойства: неделимость среди членов общества, все­общую доступность и предоставление государством (т.е. минуя рынок) (например информация). В идее «общественного товара» ста­вился вопрос о распределении ресурсов между государственным и частным секторами, при этом на государственный сектор возлагалось финансирование экономической и социальной инфраструктуры, кото­рые в конечном счете максимизируют прибыль. По мнению П. Саму­эльсона, задача финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечи­вать регулирующие меры для сферы предложения «общественного товара». Основная цель вмешательства государства в микромир -достижение оптимальности в правительственных расходах, эффек­тивного распределения и перераспределения ресурсов между государством, предприятиями и отдельными членами общества.

С конца 70-х годов в основу финансовой политики Велико­британии, США, ФРГ и ряда других государств была положена нео­консервативная стратегия, связанная с неоклассическим направ­лением экономической мысли. Она нашла выражение в теории предложения, одним из главных положений которой является огра­ничение экономической роли государства, его вмешательства в хо­зяйственную жизнь и особенно в социальную область. В числе меро­приятий этой концепции - реприватизация части государственной собственности, усиление рыночного механизма конкуренции, перене­сение центра тяжести в экономике на проблему повышения предло­жения, стимулирования производства, его эффективности. Главное место отводится предпринимателю, в интересах которого должны вырабатываться стимулы, повышающие его активность и производи­тельность. При этом должно осуществляться вмешательство государ­ства в экономику в интересах индивидуального производителя.

В финансовом отношении неоконсервативное направление ис­ходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения разме­ров социальных расходов, стимулирования роста сбережений как ис­точника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам: ставится задача их сокращения и уменьшения степени про­грессивности. Выдвигается необходимость борьбы с бюджетным де­фицитом и порождаемой им инфляцией.

Теоретики из неоклассической школы рассматривают категорию государственных расходов с точки зрения соотношения факторов производства. Они предлагают сократить общий объем государствен­ных инвестиций и изменить их структуру: увеличить удельный вес затрат, связанных с поощрением НТП, развитием образования, науки, особое место должны занять «инвестиции в человека».

Особое место в теории неоконсервативной школы занимают налоги, причем приоритет отдан налогам как средству воздействия на формирование сбережений, определяющих размер капитальных вло­жений и, в конечном итоге, предложение, т.е. производство товаров. Налоговая политика должна быть «нейтральной» по отношению к экономике, предоставлять простор для развития рыночных сил.

Неоконсерваторы восстанавливают принцип «здоровых» фи­нансов, т.е. обязательного ежегодного равновесия между бюд­жетными доходами и расходами, поскольку дефицитность государ­ственного бюджета - серьезное препятствие для устойчивого разви­тия экономики, причина роста государственных долгов и инфляции.

В целом финансовая политика неоконсерваторов, по их за­мыслам, преследует цель создания долгосрочных стимуляторов эко­номического роста, достижения долговременной эффективности об­щественного развития.

Финансовая система - это совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций.

Она состоит из 4-х основных звеньев: государственного бюд­жета, местных финансов, финансов государственных предпри­ятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органиче­ски увязанных между собой и направленных на осуществление фи­нансовой политики государства.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, нахо­дящийся в распоряжении правительства.

Вторым по своему значению финансовым звеном является систе­ма местных финансов. Под влиянием развития производительных сил, НТП происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и услож­няются функции местных властей. Все это усиливает значение мест­ных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Структура местных финан­сов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в со­став местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципа­литетов, тауншипов. На долю местных финансов в федеративных го­сударствах (США, ФРГ, Канаде) приходится от 40 % до 50 % всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах – около 30 %.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы госу­дарственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предпри­ятия они обладают различной степенью автономности, производст­венной и финансовой самостоятельности.

Особое финансовое звено образуют специальные правитель­ственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно централь­ными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосу­дарственные финансово-кредитные учреждения. Первоначальной за­дачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых ме­роприятий, но затем функции специальных фондов расширились, они приобретали значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, т.е. они используются для повышения маневренности финансовой системы в целом.

Лекция

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — со­вокупность денежных средств, рассматриваемых в их создании и движении, и экономических отношений, обус­ловленные взаимными расчётами между хозяйствующи­ми субъектами.

Функции финансов

Распределение и перераспределение внут­реннего валового дохода, благодаря чему денежные средства поступают в распреде­ление государства,-муниципалитета

Отслеживание всего хода распределитель­ного процесса, а также расходования по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета

Вмешательство государства в процесс вос­производства через финансы (налоги, госу­дарственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный про­цесс через финансирование отдельных пред­приятий, проведение налоговой политики

Обеспечение граждан стабильными эконо­мическими и социальными условиями

Финансовая система — совокупность взаимосвязан­ных и взаимодействующих элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствую­щих её осуществлению

Финансовая система

Органы управления фи­нансами (возглавляет их министерство финансов)

Финансовые ресурсы (бюджет­ная система, внебюджетные спе­циальные фонды, финансы хо­зяйствующих субъектов и от­раслей и др.)

Финансово-кредитные уч­реждения (Центральный банк (ЦБ), инвестицион­ные компании и др.)

Нормы, регулирующие финан­совую деятельность (финансовое право, финансово-правовые акты)

Основой финансовой системы являются финансовые институты и инструменты.

Финансовые институты — коммерческие учрежде­ния, осуществляющие финансовые операции

Финансовые институты

Инвестиционные компании

Финансовые институты, организации, осуществля­ющие различные операции с деньгами и предоставля­ющие финансовые услуги предприятиям, гражданам и другим банкам

Финансово-кредитные органи­зации, собирающие денежные средства частных инвесторов че­рез продажу им собственных ценных бумаг. Выступают в ка­честве посредников между заём­щиком и частным инвестором, выражая интересы последнего

Страховые компании

Пенсионные фонды

Компании, оказывающие страховые услуги, осуще­ствляющие страхование жизни, здоровья, имущес­тва, ответственности

Создаваемые частными и госу­дарственными компаниями, предприятиями фонды для вы­платы пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы в эти фонды

Сберегательные банки

Финансово-кредитные учреждения, привлекающие денежные средства населения в виде сберегательных вкладов, по которым выплачиваются проценты

Основное предназначение финансовых институтов — организация посредничества, т. е. эффективного переме­щения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей к заёмщикам. Первые представля­ют собой, образно говоря, обладателей мешка денег, т. е. они готовы передать их за вознаграждение лицу, испыты­вающему финансовый голод; вторые имеют в портфеле выгодный инвестиционный проект, но не располагают до­статочными для его реализации источниками финансиро­вания.

Финансовыми инструментами являются докумен­ты, обеспечивающие получение финансовых ресурсов (ценные бумаги, валюта и пр.).

Основными субъектами экономических отношений на денежном рынке являются банки.

Банк (от ит. banco — скамья) — это финансовая орга­низация, сосредоточившая временно свободные денежные средства предприятий и граждан с целью последующего их предоставления в долг или в кредит за определённую плату.

Функции банка

  • Приём и хранение депозитов (денег или ценных бу­маг, вносимых в банк) вкладчиков.
  • Выдача средств со счетов и выполнение расчётов меж­ду клиентами.
  • Размещение собранных денежных средств путём вы­дачи ссуд или предоставления кредитов.
  • Покупка и продажа ценных бумаг, валюты.

Регулирование денежного обращения в стране, вклю­чая выпуск (эмиссию) новых денег - функция только Цент­рального банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:11, контрольная работа

Описание

1. Найдите не менее 3 определений «Финансы» разных авторов.
2. Проанализируйте, сравните, найдите сходство и отличие экономических категорий: «Финансы», «Кредит», «Цена».
3. Проанализируйте и сравните количественный состав и содержание функций финансов различных авторов (не менее 3).
4. Представьте схематично классификацию форм проведения финансового контроля.
Задание 1. Чем определяются некоторые особенности в финансовых системах различных стран? (1п.)
Задание 2. К финансовым рычагам государственного воздействия на экономику России можно отнести: (2п.) .

Работа состоит из 1 файл

Финансы и кредит (Индивидуальные задания) (1).doc

Индивидуальная работа к разделу 1 «Понятие о финансах, их роль и значение в общественном воспроизводстве».

1. Найдите не менее 3 определений «Финансы» разных авторов.

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств, для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы (finance) — это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени.

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

2. Проанализируйте, сравните, найдите сходство и отличие экономических категорий: «Финансы», «Кредит», «Цена».

Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Кредит - общественные отношения, возникающие между субъектами экономических отношений по поводу движения стоимости.

Цена - количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара.

3. Проанализируйте и сравните количественный состав и содержание функций финансов различных авторов (не менее 3).

Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

4. Представьте схематично классификацию форм проведения финансового контроля.

Классификация форм проведения финансового контроля.

По времени осуществления:

  • Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер.
  • Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения.
  • Последующий контроль — проводится путем анализа, мониторинга, обследования, проверки

По субъекту контроля:

  • Государственный (общегосударственный и ведомственый)
  • Местный
  • Внутрихозяйственный
  • Независимый (аудит)

  • Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных).
  • Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности.
  • Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.

По срокам выполнения:

  • Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года).
  • Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля.
  • Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.

6. Анализ распределительной и воспроизводственной концепции сущности финансов.

Следовательно, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государствен-ной бюджетной системе; во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства; в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому роль и значение финансов зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономических отношениях.

Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и на-ционального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное предназначение финансов — путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:

а) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

б) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

в) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

г) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

д) отдельными звеньями бюджетной системы;

е) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный период к рыночной системе хозяйствования. Что касается централизованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему — налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д.

Другое дело — децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы — их состояния и динамика — подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств — банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

Как уже говорилось, состояние финансов отражает, определяет состояние экономики страны.

Основное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы — понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же финансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и ста-билизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов две: распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

• производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;

• отраслями материального производства;

• отдельными регионами страны;

• социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль — важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности.

Таким образом, финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Другими словами, важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам (Подробнее см. главу «Финансовый контроль, его сущность и виды»).

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы — государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития ры-ночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Один из важных элементов финансового механизма — финансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются следующие:

а) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

б) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

в) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;

г) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

1-й год — год, на который составляется бюджет;

2-й и 3-й годы — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.

Читайте также: