Частным правом является административное право налоговое право трудовое право уголовное право

Опубликовано: 29.04.2024

2.10. Отрасль права, институт права: понятие и виды

Отрасль права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений, это наиболее крупное подразделение системы права по сравнению со всеми иными ее элементами.

Признаки отрасли права:

- особые предмет и метод правового регулирования;

- специфические отраслевые принципы (например, для гражданского права характерны принципы всеобщности защиты гражданских прав, полного восстановления нарушенного положения субъектов гражданского права, презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений; для семейного права принцип равноправия мужчины и женщины в семейных отношениях и т.п.);

- особые правовые режимы (например, для уголовного процессуального права характерны процессуальные правовые режимы; для семейного права - договорный и законный; для финансового права - валютный, налоговый; для земельного права режим особого землепользования; для конституционного права режим лиц без гражданства, режим беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.);

- обособленное, как правило, кодифицированное законодательство (например, в гражданском праве таким актом выступает ГК РФ, в уголовном - УК РФ, в уголовно-исполнительном - Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в семейном - Семейный кодекс РФ и пр.).

Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения - административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Существуют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное) право;

10) экологическое (природоохранное);

13) гражданское процессуальное и др.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, компьютерного, космического права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права - значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, гражданского, административного и уголовного права.

Конституционное право - ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности (конституционные права, свободы и обязанности), форма правления и государственного устройства. Нормы конституционного права содержатся в конституциях и иных конституционных законах (например, в федеральных конституционных законах о Конституционном Суде РФ, о референдуме в Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в РФ и т.п.). Доминирующий метод - императивный, хотя используются и иные.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Оно закрепляет отношения собственности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ, в других законах. Основной метод - диспозитивный, хотя используются и иные.

Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохранения, культуры и т.д. Нормы административного права содержатся в соответствующих законах (например, в Кодексе РФ об административных правонарушениях), указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, президентов и правительств республик, уставах, положениях; приказах и инструкциях министерств, ведомств, государственных комитетов и т.п. Преобладающий метод - императивный, хотя используются и иные.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы личности, конституционный строй, частную и государственную собственность, общественную безопасность и общественный порядок, здоровье населения и общественную нравственность, правосудие и порядок управления и т.п. Оно объединяет юридические нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовно-правовых санкций и порядок их применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными. Нормы уголовного права содержатся в УК РФ. Основной метод – императивный.

Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.

Институт - гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т.п.

В качестве примера можно привести институт гражданства, рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции, трудового договора, лишения свободы, сроков давности, референдума и пр.

Институты подразделяются на виды:

1) в зависимости от сферы распространения - на отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

2) в зависимости от характера - на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Субинститут права - это упорядоченная совокупность юриди ческих норм, регулирующих конкретную разновидность общест венных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Субинститут - составная часть института права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и против достоинства личности (клевета, оскорбление).

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права - это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право, по мнению большинства ученых, являются подотраслями гражданского права; государственная служба подотраслью административного права; налоговое право - подотраслью финансового права; избирательное право – подотраслью конституционного права.

Трудовое право включает в себя административное, кооперативное, уголовно-исполнительное право, международное право и право социального обеспечения.

До 1917 г. трудовое право регулировалось гражданским правом, а после 1917 г стало самостоятельной наукой.

Трудовое и гражданское право регулируют отношения связанные с трудовой деятельностью граждан. Между этими отношениями много общего. Они возникают в силу договора, заключенного равноправными сторонами. Они носят возмездный характер. Период работы по гражданскому и трудовому договору включается в стаж.

Предмет гражданского права составляют имущественные отношения по поводу конечных результатов труда, выполненного поручения. Участники гражданско-правовых отношений выполняют отдельные трудовые задания и не обязываются к соблюдению трудовой дисциплины, кроме того они получают вознаграждение за выполненное задание после приемки результатов заказчиком.

В Трудовом праве имущественные отношения (т. е. вознаграждение за труд) составляют лишь элемент трудовых отношений.

Предмет трудового права состоит из отношений между людьми в процессе труда, поэтому участвующие в этих отношениях работники выполняют определенную трудовую функцию, подчиняются действующим у работодателя правилам, трудовому договору и получают за труд регулярно вознаграждение в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

Работающий по трудовому договору имеет право на отпуск, на пособие по больничному листу, не зависимо от труда при случайной гибели результата работы до момента ее сдачи, на выплату выходного пособия при увольнении по ряду обстоятельств.

Когда учишь трудовое право РФ значительно поможет качественная презентация, благодаря которой можно понять и запомнить все намного быстрее.

Трудовое и Административное право

Организационно-управленческие и трудовые отношения присущи трудовому и административному праву. Однако трудовое право регулирует отношения по управлению трудом работодателем. А также отношения по прохождению государственной гражданской службы с учетом особенностей, установленных федеральным законом от 27 июля 2007 г. и ст. 11 ТК РФ.

А административное право—отношения в сфере государственного управления по организации государственной гражданской, военной и правоохранительной службы.

Трудовое и кооперативное право

Кооперативное право регулирует трудовые отношения, однако, в кооперативе, а не по трудовому договору.

У работающих членов производственных кооперативов возникают не только трудовые отношения, но и имущественные отношения по поводу объединения паевых имущественных взносов, управления кооперативом, участия в распределении прибыли и убытков.

Работающие в кооперативе по трудовому договору не участвуют в распределении прибыли, убытков и не несут ответственности за убытки производства.

Трудовое и уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право регулирует трудовые отношения лиц, осужденных к наказанию за совершение преступления, и эти отношения—лишь составной элемент общественных отношений по исправлению осужденных.

Трудовое право и право социального обеспечения

В трудовом праве граждане реализуют право на труд и его оплату. В праве социального обеспечения—право на социальную защиту в старости, при утрате работоспособности, кормильца, на социальную поддержку семей с детьми.

Трудовое право регулирует отношения по труду, а социальное обеспечение—отношения по социальному обеспечиванию и обслуживанию лиц, нуждающихся в социальной поддержке за счет внебюджетных доходов.

Объектом трудовых отношений является сам процесс труда, а объектом по социальному обеспечению и обслуживанию—пенсии, пособии, субсидии и другие виды социального обеспечения.

Трудовое и финансовое право

Трудовое право регулирует отношения по оплате труда, а финансовое право—отношения по формированию фонда оплаты труда и выплат социального характера.

Российское трудовое право и международное частное право

Трудовое право регулирует отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. А МЧП устанавливает порядок допуска иностранных граждан к трудовой деятельности на территории другого государства. А российское трудовое право регулирует условия труда этих граждан.

1. Общая теория права

1.1. Понятие и сущность права.

1.2. Источники права. Нормы права.

1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.

1.4. Российское право и «правовые семьи».


1.1. Понятие и сущность права

Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости

В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.

Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.

Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Следует выделить также следующие функции права:

Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.

1. Гражданское право является одной из отраслей права, входящих в систему российского права. Это означает, что само гражданское право, его институты применяются не как нечто абсолютно обособленное и самодовлеющее, а в определенной системе, во взаимодействии с другими отраслями права.

Исследовать гражданское право в системе права — это значит поставить по крайней мере три вопроса и дать на них ответы. Первый — о месте гражданского права в правовой системе. Второй — чем отличается гражданское право от других отраслей и как их разграничить между собой. Третий — может ли, и если да, то как именно, гражданское право взаимодействовать с другими отраслями права.

Общепризнанно, что каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования. Но отношения, регулируемые правом, находятся за пределами самого права, хотя и определяют его юридическое содержание. Следовательно, по предмету можно разграничить сферы применения отраслей права, но нельзя выявить различия отраслей права по их юридическому содержанию. Поскольку и само право, и каждая из его отраслей есть средство воздействия на отношения, то наиболее четко они отличаются друг от друга по способу воздействия на отношения, т.е. по присущим отраслям права методам регулирования. Именно методы регулирования в концентрированном виде отражают юридическое содержание каждой отрасли права.

2. Исходя из этого, все отрасли права можно разделить на следующие группы. Первая — конституционное право. Вторая — отрасли с дозволительным, т.е. правонаделительным, регулированием. Третья — отрасли с обязывающим регулированием. Четвертая группа характеризуется запретительным регулированием. И наконец, последняя, пятая группа — это судоустройственное и судопроизводственное, т.е. судебное, право, характеризующееся обеспечительным регулированием.

Конституционное право по своему содержанию и функциям обеспечивает закрепление основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, регулирует государственное устройство, структуру, функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Оно является правовым фундаментом системы российского права, основой всего законодательства нашего государства. Социально-экономические и политические принципы, закрепленные в Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие во всем законодательстве страны, во всех отраслях права. Конституционные принципы общественного устройства — это и есть то, что цементирует все отрасли права между собой и составляет основу его единства. В то же время каждая из отраслей права применительно к регулируемым отношениям формирует систему правового регулирования соответствующих отношений, базируясь на принципах, закрепленных в Конституции .

Взаимодействие между конституционным и гражданским правом состоит в том, что конституционное право устанавливает основы экономических отношений, отношений между государством и человеком, гражданином. Эти принципиальные положения находят свое отражение и развитие в нормах гражданского права. Конституционное право — базовая отрасль для гражданского права, представляющая собой его фундамент, как и всей правовой системы. Поэтому основные принципы гражданского права обнаруживаются прежде всего в Конституции РФ. Толкование и применение норм гражданского права должно происходить в совокупности с толкованием и применением конституционных норм, закрепляющих исходные положения для отношений, регулируемых гражданским правом.

С этих позиций наибольшее значение для гражданского права имеют положения, относящиеся к собственности, предпринимательской деятельности, правам человека и к их судебной защите. Гражданское право своим содержанием развивает и конкретизирует положения Конституции, содержащиеся в ст. ст. 8 , 9 , 34 — 36 , 46 , 53 и др.

3. Исторически семейное, трудовое и природоресурсное право в прошлом представляли собой единую отрасль — гражданское право. Постепенно эти отрасли отделились от гражданского права. Это указывает на то, что все названные отрасли обладают известным сходством, но в то же время если каждая из них — это самостоятельная отрасль права, то очевидно, что они имеют отличительные юридические признаки. Метод регулирования каждой из этих отраслей, будучи сходным с методом гражданско-правового регулирования, вместе с тем обладает тем или иным своеобразием.

Общее в методах гражданского права и отделившихся от него отраслей как раз и состоит в том, что все они являются отраслями с дозволительным регулированием. В этих отраслях преобладают не нормы-запреты и не нормы-обязывания, а дозволительные нормы, в результате действия которых участники соответствующих отношений (гражданских, семейных, трудовых, земельных) выступают в качестве правообладающих лиц. Их права осуществляются ими для реализации своих интересов и удовлетворения тех или иных потребностей. Что касается отличий названных отраслей права от гражданского права, то они должны быть рассмотрены применительно к каждой отрасли права отдельно.

4. Отличие гражданского права от отраслей права с обязывающим регулированием, таких как административное, финансовое, налоговое право, очевидно. Они не только различны, но и по основным юридическим характеристикам и методам воздействия в известном смысле противоположны. Если субъекты гражданского права между собой юридически равны и автономны в правовом отношении, то участники административных, финансовых, налоговых отношений, напротив, юридически не равны, находятся в отношениях власти и подчинения, поскольку во всех этих отношениях в качестве одной из сторон выступают государство и его органы власти. Они обладают властной компетенцией, которая позволяет им совершать действия и издавать акты, обязательные для другой стороны соответствующих отношений.

Столь существенные различия рассматриваемых отраслей права теоретически и практически исключают возможность применения норм одной отрасли права к другой, т.е. норм, например, налогового законодательства к гражданским отношениям или норм гражданского права к налоговым отношениям. Следовательно, чрезвычайно важно четко различать сферы действия рассматриваемых отраслей гражданского права, не допускать их смешения и исключать ошибки, состоящие в неправомерном использовании норм одной отрасли права для регулирования отношений, являющихся предметом другой отрасли права. На это прямо указывает п. 3 ст. 2 ГК: к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

5. Но, несмотря на различия и даже противоположность норм, с одной стороны, гражданского права, а с другой — административного, финансового, налогового права, возможно и известное взаимодействие рассматриваемых отраслей права. Такое взаимодействие, будучи необходимым, действительно предусмотрено в ряде случаев законодательством и имеет практическое применение. Так, ст. 11 ГК в п. 2 указывает на то, что защита гражданских прав может осуществляться в административном порядке в случаях, предусмотренных законом. Совершенно очевидно, что для защиты гражданского права в административном порядке требуется, чтобы этот порядок был установлен нормами именно административного права. Вместе с тем и нормы гражданского права могут использоваться для защиты гражданских прав в сфере административных отношений. Так, ст. 16 ГК предусматривает, что если незаконными действиями или актами государственных органов гражданину или юридическому лицу причиняются убытки, то они подлежат возмещению за счет соответствующего государственного или муниципального образования. В данном случае гражданские права защищаются гражданским же правом, хотя нарушение гражданских прав происходит в сфере вертикальных административных правоотношений.

6. Гражданское право и уголовное право разграничиваются легко, поскольку речь идет о совершенно разных и во многом даже противоположных отраслях права. Уголовное право регулирует отношения, в которых в обязательном порядке участвует государство, устанавливающее запреты на совершение общественно опасного поведения и меры уголовной ответственности, уголовного наказания за нарушение этих запретов. Следовательно, уголовное право регулирует отношения, основанные на власти и подчинении сторон, и в качестве основного правового предписания использует запреты с возложением за их нарушение мер уголовной ответственности.

Вместе с тем чрезвычайно важным представляется взаимодействие гражданского и уголовного права. Гражданские права нуждаются в применении не только мер гражданско-правовой защиты, в результате которой происходит восстановление нарушенного гражданского права или предоставление потерпевшим известной имущественной компенсации, но и мер уголовно-правовой охраны.

7. Гражданское право и процессуальное право соотносятся как содержание и форма. Поскольку применяемое право — гражданское право — построено на началах правонаделения, правовой автономии, диспозитивности, правовой инициативы, то естественно, что гражданское судопроизводство покоится на началах правовой свободы, диспозитивности, состязательности сторон — истца, добивающегося защиты нарушенного права, и ответчика, возражающего против применения к нему соответствующих принудительных мер.

8. Основным делением в праве, в том числе и в праве российском, является деление его на частное и публичное.

В теории права существование основного подразделения в праве связывается с наличием в обществе частных и публичных интересов. Частное право обеспечивает права отдельного лица, наделяя каждого из них правовыми средствами реализации их частных потребностей и интересов. Напротив, публичное право содержит в себе правовые возможности признания и осуществления прав всех граждан общества, т.е. публичных интересов. При этом под публичным интересом понимаются не столько интересы государства, сколько совокупные интересы граждан данного общества. Государство же должно выступать в качестве выразителя публичных интересов и представлять интересы общества в целом. Важнейшая задача любой правовой системы состоит в установлении оптимального соотношения частных и публичных интересов.

Далее, публичное право и частное право различаются по субъектам и характеру правоотношений. В отношениях, опосредуемых публичным правом, в качестве одной из сторон всегда выступает государство в лице соответствующих государственных органов. По своему типу отношения, регулируемые публичным правом, представляют собой властеотношения, которые строятся на основе подчинения других участников этих отношений государству. В рамках публично-правовых отношений государство реализует себя как власть, выполняет свои властные функции для достижения определенных общественно полезных целей. Напротив, в отношениях, опосредуемых частным правом, т.е. как власть, оно не участвует. Если оно и участвует в этих отношениях, то лишь как обычный субъект, ничем не отличающийся от других участников частноправовых отношений. Отношения, опосредуемые частным правом, строятся как отношения горизонтальные, как общественные связи между правовыми субъектами, не подчиненными друг другу.

Публичное право и частное право, в силу особенностей регулируемых отношений, отличаются друг от друга как способом, так и механизмом воздействия на общественные отношения. Для публичного права, регулирующего отношения на началах субординации субъектов, свойственно развитое интенсивное регулирование, которое носит централизованный характер. В отраслях публичного права абсолютно преобладают императивные нормы. По содержанию правовые предписания, содержащиеся в публичном праве, представляют собой либо предписания-запреты, как в уголовном праве, либо предписания-обязывания, как, например, в налоговом праве. При этом в публичном праве для обеспечения реализации правовых предписаний довольно интенсивно используется принуждение в виде административных, уголовных и иных санкций.

Напротив, в частном праве, регулирующем отношения на началах координации субъектов, широко используется предписание в виде дозволения. Абсолютно преобладают диспозитивные нормы, обеспечивающие использование в регулировании субъективного усмотрения участников отношений в виде их договоров. Таким образом, правовое регулирование характеризуется началами децентрализации. Дозволительное и диспозитивное регулирование отношений исключает необходимость интенсивного использования принуждения для реализации правил, содержащихся как в нормах права, так и в договорах. Основным побудительным началом к исполнению правовых предписаний выступает личный интерес участников данных отношений.

К публичному праву относятся конституционное (государственное) право, административное право, судебное право, финансовое и налоговое право, право социального обеспечения, уголовное право, а также природоохранительное право.

К частному праву относится прежде всего гражданское право, а также семейное, трудовое, природоресурсное право. Именно гражданское право по своему содержанию и своим правовым чертам относится к числу классических отраслей частного права. Поэтому оно является центром, ядром частного права.

Проанализируем, что такое право, на какие отрасли оно подразделяется, дадим этому термину определение и посмотрим что же такое правовые отношения.

Молоток судьи

Определение права — что это

Это понятие имеет как минимум два значения:

  1. субъективное право — возможность какого-либо лица (физического или юридического) совершать или не совершать определенные действия. Например, все мы имеем право учиться или не учиться, работать или отдыхать, голосовать на выборах или нет и т.д.
  2. объективное право — это термин из сферы юриспруденции (юридической науки). Они объективны, потому что существуют независимо от нашего желания и отношения к ним. Они могут нам нравиться или не нравиться, но нам придется им следовать. В противном случае мы будем наказаны.

Право — это совокупность обязательных к исполнению норм и правил, установленных государством и задающих порядок отношений в обществе.

Сегодня мы рассмотрим об объективном варианте, именно как понятии юриспруденции.

Право это..

Право призвано регулировать отношения в обществе во всех сферах деятельности физических и юридических лиц.

Люди постоянно взаимодействуют между собой, при этом их интересы далеко не всегда совпадают, а бывают и полностью противоположны друг другу. Одним из способов упорядочения социальной жизни, сглаживания конфликтов является нормативное регулирование .

Проще говоря, люди договариваются о том, что будут придерживаться определенных правил. Эти правила либо кто-то устанавливает (тот, кто имеет возможность заставлять их придерживаться), либо они скрадываются стихийно.

Нормы — это часть человеческой культуры. Люди не рождаются с заложенными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Они их усваивают от предыдущих поколений (это обычаи, традиции, табу, правила этикета, моральные и религиозные нормы и нормы права).

Признаки права

Право характеризуется следующими признаками:

  1. Правовые нормы неразрывно связаны с государством , они устанавливаются им самим либо оно их санкционирует (узаконить уже существующие в обществе правила, признать правильным, утвердить). Обеспечивается принудительными мерами со стороны государства, т.е. выполнение установленных норм гарантируется государством. Проще говоря, невыполнение правовых норм влечет наступление ответственности;
  2. Право нормативно , то есть состоит из норм, определяющих правила поведения в определенных ситуациях. Определяет норму поведения людей (в форме официальных сводов законов), т.е. имеет признак нормативности. Устанавливается и санкционируется (разрешается) государством. Каждое государство имеет свою систему права (это как?). Как правило, данные системы схожи во всех странах, находящихся на одной ступени развития;
  3. Распространяется на всех (или большинство) членов общества, т.е. является общеобязательным. Например, все обязаны соблюдать Уголовный Кодекс (УК) РФ, но только дееспособные лица могут нести наказание за его нарушение (см. что такое преступление);
  4. Исполнение норм должно осуществляться всегда, когда наступают регулируемые ими ситуации. Вне зависимости от времени и места. Они многократно применяются , как только возникает данная ситуация.
  5. Выражает способность людей понимать, осознавать и направлять свои действия и поступки, т.е. имеет интеллектуально-волевой характер. К примеру, члены цивилизованного общества понимают, что людей есть нельзя, а в некоторых племенах, до сих пор живущих по нормам первобытного строя, существует каннибализм.

Эти люди не понимают, почему каннибализм – это неприемлемо, у них нет соответствующей нормы поведения (правило «не укради» есть, а правила «не ешь себе подобных» — нет). Следовательно, нет осознания – нет нормы права;

  • Формальность — все правовые нормы оформляют в официальных юридических актах. Благодаря письменной фиксации удается добиться предельной четкости и ясности, исключая возможность искажения смысла. Для передачи сути норм используется специальная терминология.
  • Системность — то есть упорядоченность и логичность. Так, административные правила сведены в административное право, трудовые – в трудовое законодательство. Нормы должны быть упорядочены и не противоречить друг другу. Не должно быть правового нигилизма, когда исполняя одну норму ты нарушаешь другую.
  • Только совокупность перечисленных признаков может определить свод каких-либо норм и правил как право.

    Принципы права

    Системность правовых норм обеспечивается наличием общих принципов (что это?) права. Это те основополагающие положения, в которых отражается направленность всего этого регулирования (его душа), представление общества о справедливости и целесообразности.

    1. Принцип всеобщности — все должны иметь равные права и обязанности, а также в одинаковой степени нести ответственность перед законом. Для какой-то социальной группы могут вводиться послабления или ограничения (например, для детей), но они опять же охватывают всю группу, а не отдельных ее представителей.
    2. Принцип законности — все (и граждане, и государство) должны неуклонно соблюдать законы.
    3. Принцип гуманизма — право должно быть основано на человеколюбии, уважении личности, создавать все условия для существования и развития человека. Задача правовой системы не запретить как можно больше и установить тотальный контроль, создать нормальные условия для каждого члена общества.
    4. Принцип справедливости — правовые нормы не могут вступать в противоречие с моральными воззрениями, господствующими в данном обществе. Только в этом случае можно ожидать осознанного исполнения законов. Несправедливый закон — это не закон.
    5. Принцип демократизма — граждане должны иметь возможность участвовать в обсуждении и принятии правовых норм, а также влиять на практику их применения. Как пример, это всенародное голосование по принятию Конституции РФ и права обращения в Конституционный суд.

    Отрасли и институты в системе права

    Одним из правовых признаков мы называли системность — нормы должны быть упорядочены и не должны противоречить друг другу.

    Если систему права рассматривать по вертикали, то можно выделить три ее уровня :

    1. Отрасли
    2. Институты
    3. Нормы

    Система права

    Отрасль права — это совокупность правовых норм, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.

    Классифицируют 10 отраслей права:

    1. Конституционное право (КП) – свод законов, которые декларируют государственный строй, права и обязанности граждан страны, структуру государственной власти. КП зафиксировано в Конституции.
    2. Трудовое право – свод правовых актов, регламентирующих трудовые отношения. Устанавливает права и обязанности работника и работодателя, возникающие в процессе установления, действия или прекращения трудовых отношений.
    3. Административное право – устанавливает нормы общественных отношений.
    4. Гражданское право – регулирует имущественные отношения.
    5. Семейное право – регламентирует отношения внутри семьи, например, заключение и расторжение брака.
    6. Частное право – регулирует отношения, касающиеся частной собственности.
    7. Избирательное — возможность избирать и быть избранным в органы власти.
    8. Гражданское — регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами.
    9. Налоговое — регулирует отношения в области налогообложения (см. что такое налоги)
    10. Уголовное право — регулирует область общественных отношений, связанных с совершением преступлений (вынесения и осуществления наказания)

    Институты права

    Это тоже группы правовых норм, но более мелкие, чем отрасли.

    Например, в гражданском праве выделяют институты:

    1. Наследования
    2. Дарения
    3. Залога
    4. Проведения игр и пари

    Нормы в системе права

    Нормы права — это конкретное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.

    Например, когда речь идет о наследовании (это институт в гражданской отрасли), то устанавливают нормы очередности наследования по закону, срок вступления в наследство и так далее.

    Классических элементов правовой нормы три:

      Гипотеза — этот термин часто встречается, когда речь идет о науке (это предположение о результатах исследования).

    В правовой же норме гипотеза — это указание на некие жизненные обстоятельства (в которых будет применяться правовая норма) и на юридические факты, при которых возникнут, изменятся или прекратятся правовые отношения.

  • Диспозиция — для юриста, это основная часть правовой нормы (право, обязанности, запреты, рекомендации, то есть правила поведения, которые нужно выполнять).
  • Санкция — это мера воздействия на нарушителя (карательные санкции) или возмещения убытков пострадавшему (правовостановительные санкции). Есть еще предупредительные санкции — это задержание подозреваемого в совершении преступления. Есть еще и санкции ничтожности, например, для признания сделки недействительной.
  • Нормы права

    Нормы строятся по принципу: Если (гипотеза) — То (диспозиция) — Иначе (санкция). То есть, сначала оговариваются условия применения нормы, потом излагается ее суть, ну, и в конце говорится о наказании за ее несоблюдение.

    Правда, правовые нормы не всегда могут содержать все три элемента. Например, могут отсутствовать санкции.

    Правовые нормы разделяют на виды в зависимости от выбранного критерия:

    Виды норм права

    Источники права

    Источник права — это формы, с помощью которых воля государства возводится в ранг общеобязательной и становится правовой нормой.

    1. Правовой обычай — неписанное правило поведения, которое санкционируется государством и поддерживается его карательной силой. Этот источник лежал в основе первых сборников законов первых правовых государств. Это могут быть и религиозные нормы и традиции. Например, нормы шариата (свода религиозных, юридических и бытовых правил основанных на Коране).
    2. Нормативно правовой акт — документ определенной формы, принятый тем органом, который имеет полномочия его приниматься (и в соответствии с установленной законом процедурой). Эти документы принято разделять на:
      1. Законы
      2. Подзаконные акты — указы, постановления, инструкции и так далее.
    3. Судебный прецедент — используется в основном в англосаксонской правовой системе. Это судебное или административное решение по какому-либо делу, которым потом как образцом руководствуются при разрешении подобных ситуаций.
    4. Договор — это соглашение одного или более лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Нормы, установленные договором, действуют лишь в течении времени, которое самим договором и обозначено.

    Правовые источники в нашей стране

    В нашем государстве право существует в форме свода нормативных актов, т.е. в виде документов органов власти и управления. Каждый такой документ содержит определенные нормы или правила, подлежащие к выполнению.

    Нормативные акты классифицируются в зависимости от юридической силы, т.е. от сферы направленности и обязательности исполнения. Основной закон государства – Конституция , это высшая ступень иерархии нормативных правовых актов.

    Время и закон

    Ни один из актов более низкой ступени иерархии не может противоречить законам более высокого уровня. Например, закон, принятый в республике Адыгея, не может противоречить Конституции РФ.

    Классификация нормативно правовых актов (источников права)

    Рассмотрим дифференциацию нормативных актов на схеме:

    Дифференциация нормативных актов

    Теперь немного подробней по источникам права разного уровня (по мере их убывания):

    1. Конституция – основа законодательства, имеет высшую юридическую силу;
    2. Федеральные конституционные законы – законодательные акты, затрагивающие вопросы, о которых идет речь в Конституции. Например, закон «О Верховном суде РФ»;
    3. Федеральные законы – регламентируют наиболее важные стороны жизни общества и государства, принимаются Государственной думой с одобрения Совета Федерации, после чего подписываются Президентом РФ;
    4. Устав субъекта РФ (Конституция субъекта республиканского значения) — основной закон конкретного региона;
    5. Законы субъекта РФ – нормативные акты, принимаемые для внутреннего исполнения в конкретном субъекте РФ;
    6. Указы Президента РФ – правовые акты, выражающие волю Президента в отношении вопросов, решение которых находится в его компетенции. Например, вопросы кадровых назначений, помилований, предоставления гражданства и т.д.;
    7. Постановления правительства РФ – издаются для исполнения конституционных и Федеральных законов, Указов Президента;
    8. Приказы и инструкции исполнительной власти – издаются для исполнения федеральных законов, Указов Президента и Постановлений правительства;
    9. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления – издаются для выполнения законов регионального значения;
    10. Локальные акты организаций – издаются для руководства деятельностью конкретной организации.

    Что такое правовые отношения

    Отношения между членами какого-либо общества, определенные и регулируемые нормами права, называются правовыми отношениями.

    Следовательно, стороны (субъекты права: физические и (или) юридические лица), вступившие в правовые отношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за возможное их нарушение.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод: поведение субъекта правовых отношений может быть:

    1. правомерным , т.е. находящимся в полном соответствии с установленными нормами;
    2. неправомерным , если субъект правоотношений нарушил какую-либо установленную норму (диспозицию). Подобное поведение влечет наказание (санкцию), предусмотренное для конкретного правонарушения (что это?).

    Правовые отношения регулируются специальными сводами (Кодексами) законов. В них описаны нормы поведения и меры ответственности за их нарушение. Ниже представлен список Кодексов, регламентирующие правоотношения в РФ:

    Кодексы РФ

    Хотите знать больше? Читайте наш блог, и получение знаний окажется совсем не скучным процессом.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Комментарии и отзывы (3)

    Во всём мире понятие «право» до сих пор никем не определено. Некоторыми людьми это признаётся, а невежды пытаются приводить доводы и уже на основании этой липы судить о неопределённом понятии.

    У нас о своих правах любит кричать всякие маргиналы! По факту, это всякие яжемамки и иждевенцы. Закон как бы на их стороне, но как только нормальные люди попытаются воспользоваться трудовым или частным правом, смотрят как на преступников!

    У меня почему-то это слово ассоциируется с каким-то недостижимым будущим. В конституции у нас много прав, как у граждан. В разных должностных инструкциях тоже. Как потребители продукции, мы имеем права. Но что на деле? Одни обязанности.

    Читайте также: