Централизация крсб в налоговой в 2021

Опубликовано: 13.05.2024

Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и на практику «раскрытия» схем «дробления бизнеса». В условиях новой правовой реальности, где ФНС активно берет на себя функции судов, вопросы «дробления бизнеса» еще долго не потеряют свою актуальность.

Напомним, что относительно недавно ФНС России направила территориальным налоговым органам письмо по итогам мониторинга правоприменительной практики, рекомендациями которого должны будут использовать инспекторы в своей работе. Данные разъяснения по вопросу применения ст.54.1 НК РФ не обошли стороной тему «дробления бизнеса», посвятив данному вопросу скромный раздел, состоящий из двух пунктов.

Модель ведения бизнеса и письмо ФНС по ст.54.1 НК РФ:

Пунктом 27 письма ФНС решила показать, что выходит на новый уровень эволюционного развития, введя в свой понятийный оборот новый красивый термин «бизнес-модель ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, часть из которых применяют специальные налоговые режимы».

Далее ФНС рассказывает, когда бизнес-модель ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, часть из которых применяют специальные налоговые режимы можно считать схемой «дробления бизнеса». Повторяя, как мантру, ранее сформулированные позиции, ФНС умело обосновывает встраивание нормы п.1 ст.54.1 НК РФ в свой карательный инструментарий по доказыванию «схем дробления».

Суть разъяснений о том, что такое «дробление бизнеса» и как оно должно «раскрываться» свелось к перечислению, ранее сформулированных «постулатов», а именно, «вывод о нарушении требований подпункта 1 пункта 2 статьи 54.1 Кодекса и об исключительно или преимущественно налоговых мотивах организации ведения бизнеса в рамках группы лиц с применением преференциальных специальных налоговых режимов может быть сделан, в частности, в случае, если:

а) налогоплательщиком ведется деятельность через применяющих специальные налоговые режимы подконтрольных лиц, которые не осуществляют ее в своем интересе и на свой риск, не выполняют реальных функций, и принимают на себя статус участников операций с оформлением документов от своего имени в интересах контролирующего лица,

б) хозяйственная деятельность осуществляется налогоплательщиком и иными входящими в группу лицами с использованием одних и тех же работников и иных ресурсов при тесном организационном взаимодействии данных лиц,

в) осуществляются хотя и разные, но неразрывно связанные между собой направления деятельности, составляющих единый производственный процесс, направленный на получение общего результата».

Все это, как известно, уже нашло свое отражение в Письме от 11 августа 2017 г. N СА-4-7/15895@, Письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ и в Письме ФНС России от 29.12.2018 N ЕД-4-2/25984.

Справедливости ради стоит обратить внимание на Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@, где налоговым органом уже был дан ответ на вопрос о том, как применяется п.1 ст.54.1 НК РФ, когда создание схемы «дробления бизнеса» будет явно свидетельствовать об умышленном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни и, кстати, именно данным письмом ФНС уже давались рекомендации по применению положений статьи 54.1 НК РФ.

Сравнивать данные письма ФНС – дело неблагодарное. Ключевое отличие данных разъяснений в риторике, которой придерживается ФНС. Если первое письмо делало упор, на то, как налоговому органу доказывать отсутствие реальности хозяйственной операции и соответствующий умысел налогоплательщика, то последнее письмо полностью перекладывает бремя доказывания на налогоплательщика по принципу «с больной головы на здоровую». Про бремя доказывания говорить необходимости нет, так как подробно это было уже сделано в статье «Новая «мантра» для налоговиков по применению ст. 54.1 НК РФ: системного подхода при применении данной статьи не будет».

К вопросу о доначислении сумм налогов при выявлении схем «дробления бизнеса» ФНС решила подойти механистически. Не став утруждать себя формулировкой сложных материй, ФНС предложила территориальным органам «руководствоваться правовыми позициями, изложенными в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 306-КГ18-13128, от 16.04.2019 № 302-КГ18-22744, от 30.09.2019 № 307-ЭС19-8085». Детализировать позиции, содержащиеся в вышеуказанных кейсах ВС РФ необходимости нет, так как это уже было сделано коллегами.

Вернемся к тому, с чего был начат данный обзор, а точнее к попытке ФНС показать «высокий» уровень эволюционного развития через «умелое» оперирование термином «бизнес-модель». То ли начитавшись деловой прессы и учебников по менеджменту организации, то ли в погоне за «хайпом» правоприменители из ФНС решили дать бизнесу четкий сигнал, что создают готовое «лекало» для последующего его рамочного использования своими филиалами (т.е. судами) против него.

Подобные действия ФНС не только переходят все границы дозволенного, но и ограничивают возможности надлежащего применения закона, его правильного трактования и применения судами. ФНС, создавая соответствующую порочную практику, идет наперекор духу закона, направленного на развитие предпринимательской деятельности.

Использование ФНС в рамках противодействия «дроблению бизнеса» нового лекала под названием «бизнес-модель» неслучайно. Это результат планомерной работы ФНС, которая направлена на «истребление» частного бизнеса. Внедрением в правовой оборот подобных дефиниций ФНС ставит под сомнение все достижения по формированию предпринимательской культуры в обществе.

Инструментарий доказывания «налоговой схемотехники» не поменяется:

Критиковать разъяснения ФНС за ее бессистемный подход можно бесконечно, но несмотря на это сами налогоплательщики допускают ошибки и ключевая ошибка – несоблюдение баланса структуры бизнеса при разделении финансовых потоков и активов.

В последнем разделе письма ФНС мы не увидим четких указаний судам, как раскрывать схемы дробления бизнеса, однако, в п.8 письма такие подсказки имеются.

Так, согласно п. 8 письма, о направленности действий налогоплательщика на неправомерное уменьшение налоговой обязанности (в рассматриваемом случае через «дробление бизнеса») могут свидетельствовать следующие факты:

- обналичивание денежных средств проверяемым налогоплательщиком, аффилированными или подконтрольными лицами;

- использование таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц, иных связанных с ними лиц (взаимозависимых, подконтрольных, контролирующих лиц, родственников и т.п.);

- использование одних IP-адресов;

- обнаружение печатей и документации контрагента на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика и другие.

На первый взгляд ничего нового, за тем лишь исключением, что ФНС просто детализировала один из признаков «дробления» - формальный документооборот. К слову, об этом уже говорилось в Письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@.

Между тем, то ли не понимая, как строится бизнес, то ли не желая этого понимать ФНС намеренно упустила ряд немаловажных моментов. Видимо очередной раз решила оставить это на откуп своим судам.

Описывая использование «аутсорсинговых схем» работы с персоналом, совпадение IP-адресов и т.д. ФНС, к сожалению, не стала утруждать себя таким вопросом, а каков должен быть минимальный размер налоговой выгоды в виде процентного соотношения полученного дохода от реальной экономической деятельности налогоплательщика, чтобы смело утверждать, что цель структурирования бизнеса – именно получение необоснованной налоговой выгоды. Если допустить, что размер такой налоговой выгоды в виде полученного дохода может находиться в пределах «статистической» погрешности, то использование вышеназванной схемы работы и технических аспектов деятельности (например, один IP-адрес может принадлежит основному собственнику БЦ, где находится налогоплательщик), по сути, уже является достаточным при признании налогоплательщика виновным в «дроблении бизнеса».

Давая предварительную оценку разъяснениям ФНС можно смело делать вывод об очередном торжестве формализма. ФНС явно забыла о позиции, сформулированной в одном из своих предшествующих писем, где указывала на необходимость «исключить предъявление необоснованных претензий к разделению бизнеса, не направленному на злоупотребления, поскольку выбор и изменение бизнес-структуры является исключительным правом хозяйствующего субъекта» (Письмо от 29.12.2018 N ЕД-4-2/25984).

Инструменты парирования и практические советы:

Раскрывать рекомендации, с которыми многие уже знакомы, но которыми, как правило, пренебрегают «дробители» и «структурировщики» бизнеса не стоит. О них уже подробно рассказывал в одной из статей.

Подытоживая все вышеуказанное необходимо отметить, что кризисные явления в экономике и «карательная позиция» ФНС не сулят бизнесу ничего хорошего, поэтому об обоснованности налоговой выгоды стоит задуматься уже сейчас. Налоговые органы никуда не денутся и с новыми силами и рвением будут зарабатывать себе премии за счет бизнеса.

Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Один из разделов документа раскрывает меры по совершенствованию налогового администрирования в 2021-2023 годах. Все они перечислены нами ниже в настоящем материала.

Изменения в налоговом администрировании в 2021-2023 годах

Налоговый мониторинг - уменьшение пороговых требований и увеличение объёма доступной для налоговиков информации. Министерство финансов РФ планирует снижение пороговых требований для вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг с целью расширения количества его потенциальных участников. Кроме того, будут совершенствоваться аппаратные возможности налогового мониторинга и информационное взаимодействие налоговиков со смежными государственными базами данных с целью снижение административной нагрузки на налогоплательщиков. Попросту говоря, в рамках налогового мониторинга объём получаемой ВНС информации о налогоплательщике будет настолько велик, что исключит необходимость в выездных, и даже камеральных налоговых проверках.

Кодификация законов и норм о ККТ - интеграция законодательства о ККТ в нормы налоговых законов. Предлагается устранение законодательства о применении контрольно-кассовой техники в качестве самостоятельных законов и подзаконных нормативных актов. Все нормы о ККТ будет включены в налоговый кодекс. Налоговики получат официальное право на применение оперативных мероприятий: контрольных закупок и негласного наблюдения. Проверки ККТ, как самостоятельная форма контроля будут отменены, они будут включены в качестве одной из мер налогового контроля в НК РФ. Увеличится объём бесконтактного налогового администрирования, в том числе статистического наблюдения, будут внесены масштабные изменения в нормы Налогового кодекса о применения ККТ при осуществлении удалённых расчётов при продаже товаров (работ, услуг).


Единый налоговый платёж - уплата всех налогов одной платёжкой. Институт единого налогового платежа предполагается ввести с 2022 года (хотя многие эксперты предполагают, что он может быть введён и раньше). Новшество позволит уплачивать, одним платежом все налоги. Уплаченную в бюджет сумму налоговые органы по установленным Налоговым кодексом РФ правилам распределять в уплату налогов, пеней, процентов и штрафов. При этом будут исключены случаи при которых долгое время по одним налогам (в один уровень бюджета) числилась переплата, а по другим - недоимка.

Приостановление операций по счетам - налоговики будут предупреждать. На ФНС РФ будут возложена обязанность информирования налогоплательщиков о том, что к нему будут применены меры по обеспечению уплаты налогов в бюджет - приостановление операций по счетам в банках (за непредоставление налоговой декларации).

Квалификация налоговой декларации, как не предоставленной. Этот вопрос в настоящее время имеет большое количество споров, зачастую незначительный дефект при заполнении налоговой декларации квалифицируется налоговиками как её непредоставление. Конец такой практике положат изменения в НК РФ, которые определят исчерпывающий перечень случаев, когда налоговая декларация считается непредоставленной.

Развитие электронного документооборота - личные кабинеты, налоговые уведомления в электронной форме. Бумажный документооборот между налогоплательщиком и налоговым органом будет постепенно устранятся. Все налоговые уведомления будут направляться налоговиками через личные кабинеты. Исключения будут предусмотрены для инвалидов, пенсионеров, малоимущих граждан, несовершеннолетних, граждан предпенсионного возраста, а так же некоторых других категорий граждан. В первую очередь систему электронных налоговых уведомлений реализуют к крупных городах - миллионниках

Возмещение НДС в заявительном порядке - на основе электронных банковских гарантий. Предлагается введение института электронной банковской гарантии для возмещения НДС в заявительном порядке, логистика предоставления банковской гарантии и возмещения НДС будет прозрачной и оперативной.

Налоги на операции с Биткоином и другими цифровыми валютами. Особенно старается здесь Минфин, предвкушая увеличение количества операций с цифровыми валютами и стараясь наложить на них «лапу». Законопроект внесён Минфином в Госдуму и по мнению экспертов весьма не идеален, в первую очередь, с точки зрения понятийного аппарата при налогообложении цифровых валют.

Получение налоговиками информации от кредитных организаций, в том числе, иностранных. Для осуществления налогового контроля возможности налоговиков получения информации от кредитных организаций будут расширены, в том числе будет увеличена оперативность предоставления данных. Еще налоговики смогут получать сведения от иностранных банков через запрос компетентного органа иностранного государства.

Банк России и ФНС РФ обменяются «таинственной информацией». Информация составляющая банковскую тайну и информация, составляющая налоговую тайну будут направляться налоговиками - ЦБ РФ, а регулятором - ФНС РФ в соответствии с новыми нормативными актами, свободней, чаще и в большем объёме.

Сроки хранения первички увеличат. Первичные документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления налогов будут храниться не 4, а 5 лет, изменения будут внесены в законодательство в ближайшее время.

Налоговые льготы инвестиционного характера. Будут предоставляться на основе инвестиционных соглашений с Правительством РФ пери условии выполнения условий указанных соглашений.

Ещё Минфин обещает привести законодательство о налогах и сборах в соответствии с изменениями в Конституцию РФ, поправки в которую были одобрены всенародным голосованием.



Волго-Вятский округ

Дальневосточный округ

Полагая, что Общество не доплатило сумму, составляющую 2% от суммы, изменившейся в ставке НДС (20% вместо 18%) и с учетом исполнения договора в 2019 году, общество обратилось с иском в арбитражный суд. Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из следующего. Поскольку НДС является косвенным налогом, дополнительным к цене продаваемых товаров (работ, услуг), имущественных прав и, соответственно, эту цену увеличивает, бремя его уплаты фактически ложится не на поставщиков (исполнителей), а на покупателей (заказчиков). По общему правилу НДС является частью цены договора, подлежащей уплате налогоплательщику со стороны покупателей. В рассматриваемой ситуации изменение цены гражданско-правового договора обусловлено изменившейся (увеличенной) на законодательном уровне ставки НДС, подлежащей обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2019, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг) (что установлено в спорной ситуации), и не предполагает обязательного внесения изменений в условия ранее заключенного договора.

Западно-Сибирский округ

Общество обратилось в суд с требованиями о признании недействительным решения инспекции об отказе в зачете (возврате) суммы налога и о восстановлении нарушенного права - обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль организаций. Учитывая, что указанные Обществом обстоятельства (неоднократные корректировки налоговой отчетности по налогу на прибыль за 2014 год, миграции налогоплательщика из одного налогового органа в другой, передача налоговыми органами лицевых счетов и данных КРСБ) не изменили порядок исчисления срока на зачет (возврат) переплаты, принимая во внимание, что последняя уплата налога была в 2013 году, а также то, что, представляя налоговые декларации по налогу на прибыль, Общество начисленные суммы налога не оплачивало, что свидетельствует о наличии у него сведений о переплате, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества как по мотиву пропуска трехлетнего срока на возврат (зачет) переплаты по налогу на прибыль, так и по мотиву отсутствия платежных документов, подтверждающих периоды образования и сумму переплаты.

Московский округ

Ставка НДС при реализации драгоценных металлов может применяться только определенной категорией налогоплательщиков, а именно налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных металлов. Нормы, установленные пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ не распространяются на лиц, не имеющих лицензии на право пользования участками недр. Для подтверждения обоснованности использования ставки НДС 0% налогоплательщик, реализующий драгоценные металлы, должен представить в инспекцию документы, состав которых определен п. 8 ст. 165 НК РФ. Для налогоплательщиков, осуществляющих добычу и реализацию драгоценных металлов, облагаемую по ставке 0% в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, установлен особый порядок возмещения НДС, согласно которому суммы налога принимаются к вычету на момент определения налоговой базы, установленный подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ. Таким образом, особый порядок устанавливает зависимость предъявленных к вычету и возмещению сумм НДС от объема товаров (работ, услуг), использованных в производстве и реализации драгоценных металлов в соответствующем налоговом периоде.

Включение в раздел X Перечня № 81 «Машин для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств», классифицируемых по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705, не является основанием для уплаты утилизационного сбора «по аналогии» в отношении других самоходных машин, которые также классифицированы по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705, но не предназначены для содержания дорог и созданы на базе шасси колесных транспортных средств. Отклоняя выводы таможенного органа о порядке применения сносок 4, 6 к Перечню № 81, суд указал, что код ТН ВЭД ЕАЭС имеет квалифицирующее значение для определения коэффициента расчета размера утилизационного сбора, как это определено в примечаниях 4 и 6 к Перечню № 81, только для тех самоходных машин, которые имеют вид и категорию, предусмотренную в названном Перечне. Если самоходная машина и классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705, указанному в Перечне № 81, но по своим характеристикам и назначению не относится к машинам для содержания дорог, то ее нельзя считать включенной в Перечень № 81 и облагать утилизационным сбором. Из Раздела X Перечня № 81 исключены колесные машины, в то время как ввезенные Обществом самоходные пассажирские трапы не только не предназначены и не могут использоваться для содержания дорог, но также созданы на базе шасси колесных транспортных средств.

Поволжский округ


Основанием к доначислению НДС, налога на прибыль, пени и штрафа послужили доводы инспекции о том, что Общество неправомерно были заявлены вычеты по НДС, а также расходы по налогу на прибыль по взаимоотношениям со спорными контрагентами. По мнению инспекции, документы по сделкам содержали недостоверную информацию, подписаны неуполномоченными лицами, товар Общества не был оприходован. Суды удовлетворили требования Общества и признали недействительным решение налогового органа в данной части. Суды указали, что счет-фактура, справка о стоимости выполненных работ и затрат, акты о приемке выполненных работ подписаны уполномоченным лицом по доверенности, содержали достоверную информацию (фактический адрес Общества на момент подписания), товар был оприходован и оплачен. Суды также учили, что покупка материалов являлась обоснованными расходами Общества (для исполнения контрактов по строительству), подтверждает факт реального осуществления хозяйственных операций заявителя с его контрагентами.

Северо-Западный округ

Из содержания п. 8 ст.88 НК РФ следует, что право налогового органа на истребование документов ограничено определенным кругом документов, и отсылка к статье 172 НК РФ указывает на то, что истребованию подлежат лишь те документы, которые поименованы в данной статье как основания налоговых вычетов. Документы, указанные в требовании (за исключением счетов-фактур и первичных учетных документов), не подтверждают правомерность налоговых вычетов, отсутствие какой-либо связи запрошенных документов с налоговыми вычетами по НДС очевидно, и такие документы не указаны в качестве таковых в статье 172 НК РФ. Суды отметили, что положениями п.1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что право на применение налоговых вычетов поставлено в зависимость от наличия у налогоплательщика счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие на учет (работ, услуг), имущественных прав. Какие-либо иные документы (в том числе, договоры и регистры бухгалтерского учета) в качестве основания для применения налогового вычета в статье 172 НК РФ не упоминаются.

Северо-Кавказский округ

Статьей 250 НК РФ определен перечень доходов, признаваемых внереализационными доходами налогоплательщика в целях главы 25 НК РФ. Указанный перечень является исчерпывающим и не предусматривает включения в состав внереализационных доходов НДС, исчисленного с сумм частичной оплаты в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ.

Если дебиторская задолженность отвечает понятию безнадежного долга, закрепленному в п. 2 ст. 266 НК РФ, и имеются документы, подтверждающие правомерность списания долга, указанная задолженность включается в состав внереализационных расходов: с учетом НДС, если принято решение восстановить налог; без учета НДС, если налог не восстанавливается.

Уральский округ

Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными бездействия налогового органа по неотражению в карточке расчетов с бюджетом реальных налоговых обязательств на основании уточненных налоговых деклараций по НДС и действий по неверному отражению налоговых обязательств на основании уточненных налоговых деклараций, об обязании устранить допущенные нарушения. По мнению Общества, налоговый орган не провел КНП представленных уточненных деклараций, не отразил реальные налоговые обязательства налогоплательщика по НДС в карточке «РСБ», что нарушает права Общества. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Общества, однако вышестоящие суды инстанции признали незаконным решение суда первой инстанции и удовлетворили требования Общества. Суды указали, что бездействие налогового органа по непроведению налоговой проверки уточненных деклараций и невнесению изменений в карточку расчетов с бюджетом на основании уточненной налоговой декларации, не соответствует требованиям налогового законодательства, а права Общества в связи с неверным отражением реальных налоговых обязательств по НДС нарушаются тем, что в адрес Общества были направлены требования с целью уплаты пени, необоснованно начисленной на излишне исчисленную к уплате сумму налога, а также тем, что налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании Общества банкротом, и данное заявление принято судом к производству, возбуждено дело о признании общества несостоятельным (банкротом)

Центральный округ

Налоговым органом были доначислены НДФЛ, пени и штрафы в связи с тем, что налоговым органом было установлено неправомерное невключение в состав доходов при исчислении НДФЛ суммы невозвращенного займа ликвидированному Обществу. Суды удовлетворили требования ИП в части доначисления НДФЛ из-за невключения суммы невозвращенного займа и учли договор цессии по договору займа, что свидетельствует о сохранении обязательств по возврату сумм займа, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления НДФЛ по данному эпизоду. Суд кассационной инстанции указал, что при рассмотрении материалов дела по эпизоду судом апелляционной инстанции было отклонено ходатайство инспекции о фальсификации представленного ИП договора цессии. Заявление о фальсификации доказательств рассмотрено без соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 161 АПК РФ, тогда как в данном заявлении налоговый орган ссылался на ряд обстоятельств, свидетельствующих о фальсификации представленных предпринимателем доказательств (непредставление этих документов ранее, несоответствие подписи в договоре цессии и в уведомлении лицам, в них указанным и т.д.). В связи с этим, суд кассационной инстанции отменил постановление апелляционного суда и направил дело на новое рассмотрение, поскольку судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм процессуального права, что могло привести к принятию неправильного судебного акта, учитывая, что спорные доказательства были представлены ИП только в суд апелляционной инстанции.

Технология: ERP
подрядчики - 986
проекты - 9865
системы - 700
вендоры - 278
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
подрядчики - 908
проекты - 10605
системы - 1548
вендоры - 819
Технология: Учетные системы
подрядчики - 397
проекты - 4163
системы - 1068
вендоры - 495
Технология: HRM
подрядчики - 315
проекты - 3194
системы - 294
вендоры - 199

Содержание

Замруководителя Казначейства - о первых итогах централизации бухучета

Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства, рассказал о первых итогах централизации бухгалтерского учета в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ), выступая на конференции TAdviser SummIT 29 мая 2019 года.



В результате реализации проекта органы власти прекратят разрозненные закупки бухгалтерского софта и перейдут на единое решение, созданием которого занимается Казначейство.



Александр Албычев отметил, что проект сложный, и в рамках него параллельно решаются две задачи. Первая задача – технологическая: перевод на единое сервисное обслуживание бухгалтерских систем, их перенос в единый ЦОД Минфина. Вторая задача – функциональная и более длительная: передача полномочий ведения бухучета.

С января 2019 года первые 12 органов власти с необходимыми полномочиями ведут расчет заработной платы и отчетность в единой системе. Дальнейший постепенный перевод госорганов на новую модель бухучета предполагает, что в 2021 году уже 51 ФОИВ будет работать в централизованной среде.

Исторически сложилось так, что в ФОИВах работали отделы бухгалтерии, куда вся организация приносила массу бумажных документов, после чего данные этих документов вносятся в информационную систему, рассказывает Албычев. Теперь основная задача – разорвать этот принцип, и, как в классических ERP-системах, минимизировать бумажный документооборот и обеспечить интеграцию с другими ИТ-системами. По состоянию на май 2019 года бухгалтерский электронный документооборот составляет порядка 35%.



Один из основных бизнес-процессов – это единая информационная система управления кадровым составом. Ее оператором является Министерство цифрового развития. С января 2019 года все ФОИВ ведут свое кадровое производство в этой системе. С ней также интегрируются бухгалтерские системы ФОИВ.



Еще один интегрированный сервис реализуется с платежной системой Казначейства. Здесь основной принцип – необходимо, чтобы прямо из систем бухучета все заявки на платежи напрямую поступали в платежную систему.



Бухгалтерская система интегрируется и с единой системой госзакупок. По состоянию на май часть работы уже проделана. В частности, это касается смарт-контрактов. Еще одна важная система, с которой проводится интеграция, - «Электронный бюджет».

«

»



О TAdviser SummIT


TAdviser SummIT состоялся в Москве 29 мая 2019 года и привлек более 640 участников - руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. В пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало более 70 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Holiday Inn Сокольники.

План перехода ФОИВ на централизованный бухучет

31 октября 2018 года в Минюсте был зарегистрирован приказ Казначейства, устанавливающий график перехода федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и казенных подведомственных учреждений на облачную систему ведения бюджетного учета, а также расчета заработной платы [1] . Согласно ему, первыми ведомствами, которые подключатся к централизованному ПО для учета в 2019 году, станут Минпромторг, Министерство по развитию Дальнего Востока, Минсельхоз, Минстрой, Минфин, Минкомсвязи, Минэкономразвития и др.

В числе ведомств, которые последними подключатся к сервису, станут Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта и др. Минздрав и ФНС также в рядах последних: их подключение должно состояться к 1 января 2020 года.

Всего план охватывает 49 федеральных ведомств. В нем отсутствует Росаккредитация, которая тоже подключается к системе в рамках пилотного проекта. Таким образом, централизация затронет 50 ФОИВов.

Общее число федеральных ведомств составляет около 80. Не планируется подключать, в частности, силовые ведомства.

Пилотный проект

До конца 2018 года «1С» запустит пилотный проект по переходу федеральных органов на облачную систему бухучета. Ранее в этом же году компания выиграла соответствующий конкурс Федерального казначейства на выполнение работ по созданию подсистемы управления нефинансовыми активами, подсистемы управления кадрами, развитию подсистемы учета и отчетности государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» [2] .

Объем контракта с Казначейством на выполнение этих работ составил около 183 млн рублей.



Технологически облачный сервис, разрабатываемый «1С» в рамках проекта, базируется на решениях, развернутых в сервисе «1С:Fresh», но их необходимо доработать под специфические требования Казначейства, рассказала TAdviser замдиректора «1С» по работе с корпоративными клиентами Марина Слесаренко. Система будет более комплексной и будет интегрирована c частью информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Она должна обеспечивать сквозную, более глубокую автоматизацию и роботизацию по сравнению с «1С:Fresh» в «классической» конфигурации.

Развернут сервис будет как частное облако на вычислительных ресурсах Казначейства. Одно из требований к решению – оно должно иметь возможность функционирования на ОС и СУБД, присутствующих в реестре отечественного ПО, указано в ТЗ.

На этапе пилотного проекта к облачному сервису в рамках опытной эксплуатации подключится само Казначейство с частью территориальных органов и Росаккредитация со всеми территориальными органами, говорит Марина Слесаренко.

В общей сложности в рамках постановления правительства РФ по переходу к облачному решению подключатся порядка 1,5-2 тыс. юридических лиц. Для дальнейшего подключения к сервису других ФОИВов будут проводиться новые конкурсы и привлекаться новые подрядчики.

Схожий масштабный проект по разработке сервиса облачной бухгалтерии «1С» ранее реализовывала для госорганов Москвы. Марина Слесаренко отмечает, что проект с Казначейством является более сложным. В нем присутствует большая территориальная разрозненность и особенности процессов разных ФОИВ.

Постановление правительства

В июне 2018 года вышло постановление правительства N 658 о централизованных закупках офисного ПО, а также ПО для ведения бюджетного учета и ПО в сфере информационной безопасности. Документ определил Федеральное казначейство ответственным за централизованные закупки ПО для ведения бюджетного учета для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), руководство деятельностью которых осуществляет правительство РФ, и подведомственных им казенных учреждений.

В результате проведенного анализа систем бюджетного учета в госорганах федерального уровня Казначейство выяснило, что около 60% администраторов средств федерального бюджета и около 70% подведомственных им учреждений используют ПО на платформах «1С: Предприятие».

На уровне Минфина и Казначейства было принято решение о реализации учетной и зарплатной подсистем «Электронного бюджета» на платформе «1С:Предприятие» на базе конфигураций «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» и «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения».

Массовая централизация бухгалтерского ПО федеральных ведомств на базе ЦОД Казначейства должна пройти в 2-3 волны в 2019-2020 гг.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 5 марта 2021 г. N ЕД-7-1/173@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ

НА 2021 - 2023 ГОДЫ

В целях обеспечения актуализации Стратегической карты ФНС России на 2020 - 2024 гг., утвержденной приказом ФНС России от 13.12.2019 N ММВ-7-1/629@, на предстоящий 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, а также системного внедрения подходов стратегического планирования на основе программно-целевого метода приказываю:

1. Утвердить Стратегическую карту ФНС России на 2021 - 2023 годы (далее - Стратегическая карта) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Структурным подразделениям центрального аппарата ФНС России обеспечить ежегодное планирование деятельности по реализации мероприятий и контрольных событий Стратегической карты при подготовке предложений в проекты планов деятельности Федеральной налоговой службы.

3. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) и начальникам (исполняющим обязанности начальника) территориальных органов Федеральной налоговой службы довести настоящий приказ до сотрудников и обеспечить руководство им при осуществлении возложенных полномочий и планировании деятельности.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ФНС РОССИИ НА 2021 - 2023 ГОДЫ

Миссия - высокое качество услуг и комфортные условия

для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам

незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения

справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса

Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством

Задача 1.1. Развитие сервисов для налогоплательщиков

Задача 1.2. Сохранение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг не менее 90%

Задача 1.3. Развитие ФГИС "ЕГР ЗАГС"

Снижение издержек государственного управления

Задача 2.1. Обеспечение эффективного управления процессами ФНС России.

Задача 2.2. Контроль исполнения параметров бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов

Задача 2.3. Внедрение сервиса электронного взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Задача 2.4. Создание Единого реестра населения.

Задача 2.5. Внедрение института единого налогового счета (ЕНС).

Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации

Задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов.

Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы "Налоговые расходы".

Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования "под ключ" (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества).

Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля.

Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота.

Задача 3.6. Совершенствование системы контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ.

Задача 3.7. Создание системы управления рисками

Задача 3.8. Реализация Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года N 93-р

Задача 3.9. Совершенствование налогового администрирования, совершенствование инструментов, используемых в целях повышения качества налогового контроля и выполнения надзорных функций

Задача 3.10. Обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий

Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры

Задача 4.1. Обеспечение автоматизированного выполнения процессов управления информационной безопасностью

Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса

Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России

Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики

Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра

Укрепление и совершенствование кадрового потенциала

Задача 6.1. Повышение профессиональных и коммуникативных компетенций сотрудников налоговых органов

Задача 6.2. Развитие внутрикорпоративной культуры

приказом ФНС России

от "__" ________ 2021 года

Стратегическая карта ФНС России на 2021 - 2023 годы

Читайте также: