Бухгалтер может быть налоговым инспектором

Опубликовано: 15.05.2024

Инспектор налоговой службы и бухгалтер работают с одной и той же документацией. Можно воспользоваться сходством и уйти в смежную профессию. Но приживется ли бухгалтер в налоговой, да и сможет ли инспектор освоиться в бухгалтерии?

В чем толк?

Каждый специалист оценивает, в каких еще сферах деятельности могут пригодиться его знания. Теоретически нет препятствий для ухода бухгалтера в налоговую, так же как инспектор может «найти себя», начав работать в коммерческой структуре. Но на практике существует множество нюансов, различий в должностных инструкциях, психологических препятствий, которые мешают осуществить подобный переход. О секретах двух смежных профессий рассказали наши эксперты.

Хороший старт

Алексей Зайцев, юрист, специалист по финансовому праву консалтингового центра:

– Если говорить о бухгалтерах, которые были в прошлом налоговыми инспекторами, то здесь нужно учитывать, в каком отделе работал человек. Наиболее универсальные – специалисты-«выездники». Уйдя в коммерческую структуру, они могут проводить анализ операций на предприятии, заниматься документооборотом. Сложнее сотрудникам, которые трудились в камеральном отделе, потому что в этом подразделении очень узкая специализация. Каждый инспектор занимается одним налогом, к тому же есть разделение на тех, кто ведет работу только с ИП или только с юридическими лицами. Нет ничего невозможного, и человек, который имел в ИФНС ограниченный круг обязанностей, может найти работу бухгалтера. Но ему потребуется больше времени, чтобы подобрать организацию, нуждающуюся именно в тех специфических знаниях и навыках, которыми он обладает.

Вообще переход налоговика в бухгалтерию – это уже тенденция. Многие молодые специалисты приходят в инспекцию, для того чтобы получить первоначальные навыки, понять, какие требования ФНС предъявляет к компаниям, как проводятся проверки, принимаются документы. Такие специалисты востребованы, и для новичка опыт в инспекции является прекрасным способом повысить свою цену на рынке труда. Даже при небольшом стаже работы в ИФНС специалист становится на одну планку с профессионалами, которые работают в профессии 3–5 лет.

В свою очередь обратная ситуация, когда бухгалтер идет работать в налоговую, возможна только в условиях кризиса. Вот тогда должность в государственных органах для специалистов выглядит более стабильной в сравнении с бизнесом, который штормит при экономических неурядицах. И если действительно возникла необходимость грамотному и опытному сотруднику перейти в ИФНС, то лучшим выбором будет выездной отдел, в котором востребованы все знания и опыт бухгалтера. При этом нужно отметить, что в инспекциях настороженно относятся к людям, которые приходят из коммерческих организаций, потому что слишком сильно отличается психология, структура подчинения. Сотруднику, который принял решение уйти в налоговую, придется полностью поменять мотивацию, настроиться на то, что его труд будет оцениваться по тому, как много налогов он начислил.

Ценный кадр по случаю проверки

Светлана Щепетильникова, главный бухгалтер:

– Я знаю очень много случаев такого перехода, причем некоторые компании намеренно пользуются тем, что получают специалиста, так сказать, из «стана врагов». К примеру, если на территории организации планируется проведение контрольных мероприятий, можно взять бывшего налоговика в бухгалтерию. Специфика проведения проверок связана не только с законодательством, и никто не знает нюансов работы инспекторов лучше, чем человек, который сам был занят в этой сфере.

Бухгалтеров тоже достаточно часто приглашают работать в налоговую, потому что большая часть инспекторов, к сожалению, недостаточно разбирается в вопросах учета. Их уровня знаний не хватает, для того чтобы проводить полноценный анализ документов, представленных компаниями. Другое дело, нужна ли хорошему бухгалтеру карьера в ФНС? Даже в небольшой компании его зарплата будет побольше, чем в инспекцции. А других, действительно стоящих для профессионала преимуществ, работа в налоговой не имеет.

Без перехода

Юлия Перова, налоговый инспектор:

– Минусы налоговика, который решил перейти на работу бухгалтером, неоспоримы: даже если человек имеет профильное образование, за время работы в налоговой он теряет знания, не нарабатывает навыков, которые могут пригодиться ему в бухгалтерском деле. Забывается информация, которой он владел, получив диплом. Поэтому возможность перехода зависит от конкретного специалиста и его способности к развитию, а также от желания нового руководства уделять ему внимание и доучивать тем вещам, которые для такого сотрудника в новинку.

При переходе бухгалтера в налоговую теоретически никаких препятствий не существует. Так как прием на работу в ФНС максимально формализован и прописан в соответствующих внутренних документах, основным требованием является наличие профильного образования: бухгалтерского, экономического или юридического. Однако там, где следует применить опыт, сложности возникают у многих, кто решился на такой переход.

На одном языке

Лев Зинченко, директор Департамента налогового планирования и контроля:

– Считаю, что ничего сложного в таком переходе нет. Напротив, знания, полученные на прежнем месте, хорошо применимы на новом. Я сам работал главным бухгалтером, потом перешел в налоговую полицию, а теперь занимаюсь консультированием. Опыт, полученный в ИФНС, позволил мне узнать профессиональные тайны, которые помогают уберечь организацию от проверок, от ошибок в общении с инспекторами.

Бухгалтеру перейти на работу в налоговую помогает хорошее знание документооборота. Никто лучше него не умеет искать нарушения. Потому что даже если он сам никогда не участвовал в каких-то противоправных действиях, то имеет очень хорошее представление, каким именно образом они совершаются. Для человека, который не обладает навыками учета, выявить хорошо «спрятанное» в документах нарушение, практически невозможно. Поэтому бухгалтер имеет преимущество, обладая опытом составления отчетности.

Инспектор для бухгалтерии – тоже хорошее приобретение. Немаловажным фактором является то, что люди, которые работали в налоговой, знают, как вести себя во время контрольных мероприятий. Они понимают психологию чиновников и разговаривают с ними на одном языке. Я бы констатировал, что сотрудники, которые получили опыт и в бухгалтерии, и в инспекции, становятся действительно высококлассными специалистами.

Предложить нечего

Алексей Волынин, главный бухгалтер:

– Лично меня очень смущает, когда на собеседование приходят люди, у которых есть опыт работы в налоговой. Бесспорно, они знают ФНС изнутри и могут подсказать, «где соломки подстелить». Но это сумеет сделать и любой опытный бухгалтер, набивший руку в общении с инспекторами. А вот кроме своих знаний о ведомстве, эти люди ничего предложить организации не могут, потому что собственно бухгалтерского опыта не имеют и их приходится всему учить. Поэтому их несомненные плюсы не перевешивают минусы. К тому же бывшие инспектора теряют какую-то живость мысли. Функции многих сотрудников ведомства ограничиваются «нажатием одной кнопки». Может быть, я немного утрирую, но действительно широкого спектра обязанностей, которые можно было бы применить при работе бухгалтером, нет практически ни у кого.

К этому стоит добавить, что психологическая атмосфера в налоговых оставляет желать лучшего. Склонность к интригам внутри коллектива, подсиживанию. Даже если человек уходит из инспекции, чтобы избежать этого, тем не менее полученный негативный опыт сидит в нем так глубоко, что проявляется в выстраивании взаимоотношений с коллегами. В таких специалистах развивается мнительность, они склонны видеть заговоры против них даже там, где их нет. А это серьезно сказывается на работе бухгалтерии в целом.

Старые связи

Александр Юрьев, бухгалтер:

– Брать бухгалтером налоговика может быть опасно. Ждать, что он окажется шпионом, которого специально внедрили в организацию, чтобы выяснить все ее тайны, не стоит. Это слишком кропотливая работа. Возможно, столь сложные методы и применимы в отношении очень крупных компаний, однако фирмам поменьше такое внимание никто не станет уделять. Однако сотрудник из налоговой может быть опасен в ситуации конфликта с ним. Никто не гарантирует, что специалист, которого допустили ко всем документам фирмы, получив выговор от начальства, не воспользуется своими связями с прошлой работы, для того чтобы навредить организации. Такой сотрудник плох уже тем, что у руководства на бывшего налоговика меньше рычагов давления. На него всегда будут смотреть с опаской, критиковать с осмотрительностью. Но тогда какой смысл брать на работу такого человека и чувствовать, что в коллективе есть бомба замедленного действия, способная рвануть в любой момент?

Конечно, есть и оборотная сторона. Связи по работе бывшего инспектора могут быть использованы не во вред, а во благо компании. Сотрудник, имеющий опыт работы в ИФНС, знает, в какую дверь постучаться, чтобы решить возникшую у фирмы проблему. Но ведь контакты у такого человека, в большинстве случаев, налажены только с коллегами, то есть с той инспекцией, где он трудился. А подбирать в бухгалтерию специалиста именно из той ИФНС, в которую сдает отчетность компания, означает потратить слишком много сил и трудов. Гораздо легче взять действительно стоящего опытного бухгалтера, который и подход к инспекторам найдет, и свою текущую работу выполнит на высшем уровне.

Работа в команде

Ольга Ганюшкина, внутренний аудитор:

– Я знаю большое количество примеров, когда бывшие сотрудники инспекции приходят работать в бухгалтерию. Но при этом востребованными оказываются их знания, которые не имеют отношения к учету. Поэтому, я считаю, что налоговику гораздо больше подойдет должность консультанта, он сможет реализовать весь свой опыт, поможет обойти подводные камни при контрольных мероприятиях, но при этом ему не придется постигать непривычные для него обязанности. Из негативных факторов смены работы могу отметить, что бывшим сотрудникам ИФНС не хватает умения работать в команде, а бухгалтерам, которые ушли в государственную структуру, – корпоративного духа, стремления трудиться на общий результат.

Ирина Голова, эксперт журнала "Расчет"


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Екатерина Гостева

Автор: Екатерина Гостева налоговый консультант

Екатерина Гостева

Автор: Екатерина Гостева
налоговый консультант

За «погрешности» в начислении и перечислении налогов несет ответственность не только организация в целом, но и ее должностные лица персонально. Если у налоговиков возникнут вопросы, в первую очередь придется оправдываться руководителю компании, так как именно он отвечает за всю деятельность организации «по умолчанию». Ответственность главного бухгалтера за неуплату налогов наступает далеко не всегда. Рассмотрим, какие санкции предусматривает закон за налоговые нарушения, и как эти правовые нормы реализуются на практике.

Налоговые правонарушения, преступления и ответственность за их совершение

Правонарушения в налоговой сфере перечислены в главе 16 НК РФ

Их можно разделить на несколько групп:

  1. Неуплата или неполная уплата налогов как «за себя», так и за иных лиц, т.е. в качестве налогового агента.
  2. Нарушение порядка регистрации в качестве налогоплательщика.
  3. Нарушение правил составления и направления налоговой отчетности.
  4. Нарушение порядка предоставления налоговикам иной информации (кроме деклараций). Это могут быть, в частности, сведения о контролируемых сделках, информация об аффилированных иностранных компаниях, да и вообще — любые сведения, необходимые для контроля, которые запросили налоговики.
  5. Прочие нарушения. Сюда относится, например, уклонение свидетеля от дачи показаний или отказ эксперта от участия в проверке.

Из всех перечисленных вариантов налоговой ответственности к физическим лицам, в том числе к руководителю и главному бухгалтеру, относится только последний пункт, т.к. чаще всего руководителей и главных бухгалтеров привлекают в качестве свидетелей. Штрафные санкции при этом могут достигать от 1 до 3 тыс. руб.

Однако, за налоговые правонарушения к физическим лицам гораздо чаще применяются административные санкции в виде штрафов по статьям 15.3 – 15.11 КоАП РФ. Эти разделы административного кодекса соответствуют нарушениям, описанным в 16 главе НК РФ. Штрафы для физических лиц здесь относительно небольшие — от 500 до 3000 руб.

А вот за грубое нарушение правил бухучета предусмотрены наиболее существенные административные санкции — штраф до 20 тысяч рублей (если нарушение допущено повторно). Кроме того, не исключена и дисквалификация на срок до двух лет.

Налоговое правонарушение можно считать преступлением, если суммы, которые «не дошли» до бюджета, превышают установленные лимиты (ст. 199, 199.1, 199.2, 199.4 УК РФ). Для налогов юридического лица — 5 млн рублей в течение трех лет подряд, для страховых взносов — 2 млн рублей за тот же период.

Уголовные санкции гораздо суровее — штрафы могут достигать 2 млн рублей, а дисквалификация – трех лет. Кроме того, в отдельных случаях виновный может быть лишиться свободы на срок до 7 лет.

Подстраховать себя от проблем с налоговиками (и тем более — уголовных дел) можно, сотрудничая с крупной аутсорсинговой компанией, которая свою деятельность максимально автоматизировала. Так, мы в своей работе все документы, операции, индивидуальные особенности каждого клиента фиксируем в базе данных. Это позволяет обеспечить преемственность при смене ответственных исполнителей задач, а также исключает технические ошибки и нарушение сроков.

Например, все учетные операции проверяются «Электронным аудитором». При обнаружении любых отклонений от нормы углубленную проверку данного раздела проводит специалист, вручную исправляя найденные ошибки.

Когда за налоговые нарушения отвечает главный бухгалтер

Главного бухгалтера предприятия как должностное лицо могут привлечь практически ко всем видам ответственности, вплоть до уголовной. И это несмотря на то, что Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, регулирующий бухучет в организации, не содержит статей, касающихся непосредственной ответственности главного бухгалтера.

В случае, если служебные обязанности бухгалтер не исполняет или исполняет недобросовестно, он может быть привлечен к административной ответственности (как должностное лицо). Но для этого должна быть установлена его вина и соблюдены сроки давности.

Между тем очень важно при определении ответственности главбуха ориентировать на кадровые документы. Так, например, главного бухгалтера не получится привлечь к административной ответственности за нарушение сроков представления декларации, если согласно кадровым документам он не отвечает за соблюдение таких сроков. Именно поэтому организациям необходимо как можно тщательнее прописывать все обязанности и функции в должностной инструкции и трудовом договоре с главбухом.

Чтобы уклонение от уплаты налогов было признано преступлением, а, следовательно, возникала уголовная ответственность, деяние должно быть совершено при наличии умысла и в крупном размере.

В большинстве случаев бухгалтеры уверены, что уголовные санкции им не страшны. Казалось бы, они правы, ведь отчетность подписана генеральным директором, и за ее содержание отвечает только он. Но, как видно на практике, бухгалтеру тоже приходится отвечать за соучастие в налоговом преступлении. Обычно генеральный директор дает указания о том, какой должна быть сумма налогов, подлежащая перечислению в бюджет, а все расчеты и документы, необходимые для достижения необходимой суммы, готовит главный бухгалтер. То есть он умышленно включает в декларацию заведомо ложные сведения, дабы уклониться от уплаты налогов. Именно поэтому в такой ситуации бухгалтер с позиций уголовного законодательства является соучастником преступления.

Вина в данном случае связана с наличием умысла, т.е. сознательного намерения уклониться от уплаты налогов с использованием незаконных методов.

Доказательством умысла могут быть

фиктивные сделки с фирмами-однодневками;

различные налоговые схемы. Например, дробление бизнеса с целью перевода на специальные налоговые режимы;

искусственное занижение выручки для «спецрежимников», приблизившихся к установленному лимиту, чтобы избежать возврата к общей налоговой системе;

подмена договора. Например, при получении аванса с целью уклонения от уплаты НДС оформляется договор займа.

Тем не менее, руководитель компании является ответственным за всю ее деятельность. Если, например, организация работала с однодневками, то налоговики или следователи «по умолчанию» будут считать, что все это происходило по указанию директора или с его ведома.

Ведь законодательство говорит от том, что и ответственность за организацию бухучета несет руководитель организации (ст. 7 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). А именно данные бухучета являются базой для исчисления налогов.

Главный бухгалтер может и не знать о таких «нюансах» ведения бизнеса. Во всяком случае — налоговая ответственность главного бухгалтера не возникает, пока не доказано обратное. Доказательством может, служить, например, информация о связях с однодневками, обнаруженная на его компьютере или рабочем месте. Это могут быть файлы с соответствующей информацией, переписка, печати, электронные ключи и т.п. Примером служит апелляционное определение по делу № 10-4640 от 15.04.2015, вынесенное Московским городским судом.

Если компания незаконно применяет специальный налоговый режим, снижая при этом суммы обязательных платежей, то здесь тоже будет отвечать главный бухгалтер. Ведь он, будучи профессионалом, не мог не понимать, что действует с нарушением закона (апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.06.2013 по делу № 22-6971/2013).

Но рассмотренные выше примеры все-таки являются единичными. Уголовная ответственность бухгалтера на практике встречается весьма редко. Так, за предыдущие три года в российские суды было направлено 29 уголовных дел по налоговым преступлениям, где обвиняемыми были главные бухгалтеры, что составляет всего около 1,5% от общего количества «налоговых» уголовных дел, доведенных до суда.

В остальных случаях следователи обычно привлекают главного бухгалтера в качестве свидетеля. Это нередко помогает им собрать дополнительные доказательства по делу, открытому против руководителя, особенно если бухгалтер не имеет опыта общения со следственными органами, либо конфликтует с директором.

Другие виды ответственности главного бухгалтера

Как и любой наемный сотрудник, главный бухгалтер за ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Ее основные виды предусмотрены ст. 192 ТК РФ — замечание, выговор и, в крайнем случае — увольнение, как обычно говорят в таких ситуациях, «по статье».

Если служебный проступок повлек за собой причинение ущерба работодателю, то к работнику может быть применена и материальная ответственность. В общем случае ее пределы ограничены среднемесячным заработком сотрудника (ст. 241 ТК РФ).

Полная материальная ответственность возможна, если она предусмотрена трудовым договором или в особых случаях, установленных ст. 243 ТК РФ. В частности, это — причинение ущерба в результате правонарушения или преступления.

Возможна ситуация, когда бухгалтер не состоит в штате компании, а работает по гражданско-правовому договору (ГПД). В этом случае нормы ТК РФ к нему применяться не могут. Если действия такого специалиста нанесли организации ущерб, он подлежит возмещению в рамках гражданско-правовых отношений (ст. 15 ГК РФ). Причем, в отличие от трудовых отношений, в рамках ГПД может быть возмещен не только прямой ущерб, но и упущенная выгода.

Отдельный вид ответственности — субсидиарная

Особым случаем является субсидиарная ответственность главного бухгалтера при банкротстве. Изменения, внесенные в 2017 году в ст. 61.10 закона от 26.10.2010 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», позволяют включить главного бухгалтера в число контролирующих должника лиц (КДЛ).

Поэтому, если будет доказано, что его действия в качестве КДЛ нанесли ущерб кредиторам и другим заинтересованным лицам в том числе налоговым органам РФ, то суд может обязать главного бухгалтера возместить убытки, которые в частности могут быть выражены в виде недополучения бюджетом сумм налогов.

Таким образом, существует несколько ситуаций, в которых главный бухгалтер обязан возместить ущерб, нанесенный компании. Однако, суммы убытков, связанных с налоговыми нарушениями, могут быть весьма существенными. Нередко они исчисляются миллионами рублей. Даже если вина бухгалтера доказана, он может просто не иметь возможности выплатить указанную сумму.

Компания 1C-WiseAdvice в соответствии с договором несет полную финансовую ответственность за возможные потери клиента, связанные с ведением бухучета и расчетом налогов. На всех отчетах клиента стоит подпись руководителя 1C-WiseAdvice, который имеет соответствующую доверенность.

Гарантировать выплату компенсации позволяет специальный страховой полис. Он охватывает расширенный перечень профессиональных рисков, которые большинство других бухгалтерских компаний не страхуют. Сумма покрытия регулярно индексируется и на сегодня составляет до 10 млн руб. по одному страховому случаю. Это дает возможность компенсировать убытки клиента в самых серьезных ситуациях.

Вывод

При выявлении налоговых нарушений к ответственности привлекается не только сама компания, но и ее руководство. В подавляющем большинстве случаев отвечать приходится директору. Главный бухгалтер становится фигурантом административного или уголовного дела только при наличии прямых доказательств его вины и умысла. И даже в этом случае возместить ущерб, нанесенный предприятию, часто бывает невозможно.

Работа с 1C-WiseAdvice позволяет свести практически к нулю вероятность претензий со стороны налоговиков.

Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.

Еще о налоговой:

Кира Гин

Налоговая может вызвать на допрос любого

Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.

Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.

Что проверить у контрагента

Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.


Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.

Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»

В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.

Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.

Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.

В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.

Вызовом на допрос считается только повестка

Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.


Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.

Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.

Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.

Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:

  • свидетель из-за возраста, болезни или инвалидности не может прийти в налоговую;
  • в других случаях на усмотрение налогового инспектора.

Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.

Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос

С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:

  • 1000 рублей за неявку или уклонение от допроса без уважительной причины. Уважительными причинами считаются, например болезнь или командировка;
  • 3000 рублей за ложные показания и неправомерный отказ от показаний. Например, неправомерным отказом будет, если человек получил повестку, пришел в инспекцию и сказал: «Я не буду давать показания!»

Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.

У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.

80 вопросов налоговой для допроса

Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:


В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.

По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.


Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.

1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?

Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.

2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?

Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.

Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.


Проявить должную осмотрительность

3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?

Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.

На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.

4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.

Когда речь о настоящих поставщиках, опасности нет. Отвечаете: маркетолог инициировал, маркетолог говорит то же самое. Налоговая проверяет поставщика, и сходится: поставщик подтверждает, что так всё и было. Проблемы будут, если договор с фирмой-однодневкой, а ее директор говорит: «Я вообще не директор, дал только паспорт, чтобы зарегистрировали фирму, а мне за это заплатили».

5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?

На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».

Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО «Лосось» вы подбирали?», он говорит: «Нет!»

Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он «Лосось» не искал. Как так? Всех остальных искал, а «Лосось» нет. Так кто его искал тогда?»

Все вопросы налоговой из методички

В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?

14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?

26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.

27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?

36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.

38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.

39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?

40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

Я прошла допрос в налоговой

41. Кто назначил вас на эту должность?

42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?

43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?

44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?

45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?

46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

48. Как происходит поиск контрагентов?

49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?

51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?

52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?

65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?

66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Инспектор обязан вручить копию протокола

С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.

Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.

Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.

ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.

Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:

  • протокол был заполнен без проведения мероприятий налогового контроля;
  • свидетелю не рассказали о его праве не давать показания против себя и праве на юридическую помощь;
  • протоколы оформлены не по форме;
  • нет пометки «с моих слов записано верно».

Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.

Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.

Короче

Допросить могут всех, кроме:

аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;

детей до 14 лет;

Что запомнить:

ходите на допрос в налоговую с адвокатом;

пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;

игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой

Инспекция всё чаще направляет требования, проводит осмотры и допросы. Закон поможет понять, какие права есть у бухгалтера во время налоговых проверок. Вы можете уточнять сомнительные требования, брать на допросы адвоката, записывать разговоры, снимать на видео осмотр, запрещать проверяющим скачивать документы. Ещё больше рекомендаций для каждого мероприятия — в статье.

Статья подготовлена по материалам бесплатного вебинара Юлии Шиляевой «Правила взаимодействия с налоговыми органами».

Как бухгалтеру реагировать на требования из налоговой

Инспекторы истребуют документы у налогоплательщиков и их контрагентов. Налоговые требования можно разделить на две крупные группы — направленные вне налоговых проверок и в налоговых проверках. Реагировать надо и на те, и на другие, просто промолчать в ответ нельзя: если налоговики не дождутся ответа, то могут оштрафовать компанию.

Разберём алгоритм, по которому бухгалтеру следует работать с требованиями, полученными вне налоговых проверок.

Шаг 1. Проверяем способ вручения требования: официальный или «неофициальный»

Вручёнными официально считаются требования, которые передали лично, по ТКС (с подтверждением факта получения) или почтовым отправлением с описью и уведомлением о вручении.

С даты получения начинает отсчитываться срок для ответа — это десять рабочих дней. Если требование пришло по почте, датой его получения будет шестой день со дня отправки заказного письма. Если требование отправили через оператора, датой получения будет день отправки получателем квитанции о приёме, — на это есть 6 рабочих дней.

Шаг 2. Определяем, унифицирована ли форма требования

Налоговики должны пользоваться формами, которые утверждены приказами ФНС. Тогда у них не будет возможности добавить в требование что-то своё: они просто берут и заполняют унифицированную форму. Заполнение, как правило, автоматизировано, поэтому бывает и так, что налоговики даже не знают, что система включила в требование.

Шаг 3. Устанавливаем дату выставления требования

Эту дату всегда соотносите с глубиной истребуемых документов и с проверочными мероприятиями. Например, вы получили требование вне проверки, в котором сказано, что у контрагента проходит камеральная проверка за I квартал 2020 года, а дата требования — сегодняшняя. Тут и возникает вопрос — не нарушены ли сроки камеральной проверки? Если сопоставим дату и сроки, то поймём, что налоговая истребует документы и информацию за пределами возможных камеральных проверок.

Бывает и так, что дата требования сегодняшняя, а документы требуют за 2014 год. Налогоплательщик должен хранить документы в течение четырех лет, поэтому он не обязан представлять документы шестилетней давности — их может просто не быть.

Шаг 4. Проверяем ссылки на НК РФ и устанавливаем обоснованную необходимость

Если речь о внепроверочной деятельности, то должна быть ссылка на п. 2 ст. 93.1 НК РФ, никаких иных ссылок быть не может.

Далее изучаем основания, позволяющие истребовать соответствующие документы, информацию. Мы говорим о внепроверочной деятельности, поэтому в этой графе помимо статей налогового кодекса должны быть указаны причины, цели, мотивы, которые побудили налоговую на истребование информации.

Шаг 5. Устанавливаем, конкретизирована ли сделка

Сделка должна быть конкретизирована через договор, то есть в требовании должен быть указан номер договора, даты, стороны, период, который исследуется в рамках внепроверочной деятельности или счет-оферта.

Частенько попадают в руки требования, в которых налоговая почему-то видит конкретизацию сделки через акты, счета-фактуры. Я всегда задаюсь вопросом, точно ли налогоплательщику понятно, о какой сделке речь.

Шаг 6. Проверяем, относятся ли к сделке запрошенные документы и информация

Перечень запрошенных документов должен быть конкретный. Исполнение договора подтверждает первичная документация: товарно-транспортные накладные, накладные, акты выполненных работ и т.д., а также счета-фактуры. Бывает, что налоговая обращается к своему налогоплательщику и говорит: «Уважаемый налогоплательщик, мне нужны документы по сделке с ООО “Ромашкой”, касающиеся вашей деятельности». Здесь должен сработать стоп-сигнал — проверьте, весь ли перечень документов касается сделки или налоговая включила в требование в довесок то, что ей нужно для контроля вас.

Шаг 7. Проверяем, есть ли поручение на истребование документов (информации)

Очень важно для исполнения требования его приложение — поручение. Копия поручения на истребование информации обязательно должна быть приложена к требованию.

Сами налоговики не оформляют поручение, если налогоплательщик стоит у них на учёте. Они выполняют рекомендации ФНС. Но правила ст. 93.1 НК РФ не вводят никаких исключений. Оформить и выставить поручение налоговый орган обязан, потому и к требованию его приложить должен.

Шаг 8. Готовим ответ на требование или уточняем его

Если с требованием всё в порядке, подготовьте ответ в установленные сроки. Если же оно не соответствует закону по какому-либо из указанных пунктов, то уточните данные требования в свободной письменной форме. Это ваше право по ст. 21 НК РФ.

Уточняя требование, вы сообщаете налоговой, что оно некорректное, исполнить его невозможно. Вы можете не только уточнить требование, но и продлить сроки его исполнения.

Пример разбора требования от налоговой

Налогоплательщик получил это требование в 2019 году официально по ТКС. Давайте разберём его для примера.



Образец требования из ИФНС с разбором от эксперта

Мы видим, что требование выставлено по установленной форме. Дата — ноябрь 2019 года.

Изучим требование и подумаем, что надо уточнить, а что противоречит закону.

1. Одновременное использование ст. 93 и п. 2 ст. 93.1 противоречит НК РФ. Ст. 93 позволяет истребовать документы только в налоговой проверке, а п. 2 ст. 93.1 — вне налоговой проверки. Так в какой процедуре мы находимся: всё-таки в налоговой проверке или вне?

2. Не конкретизировано мероприятие налогового контроля. Графа с основаниями не заполнена, то есть мы не видим ни причин, ни мотивов, ни оснований для истребования документов вне налоговой проверки. Эта часть требования противоречит законодательству.

3. Не конкретизирована сделка. В требовании должен быть указан номер договора, дата, стороны, период, который исследуется в рамках внепроверочной деятельности. Однако судебная практика идёт по другому пути. Суды считают, что в требовании не обязательно указывать реквизиты договора, если есть иные характеристики сделки, которые позволяют её идентифицировать. У нас по договору указаны стороны и период — IV квартал 2017 года. Глубина проверки в пределах четырёх лет, поэтому этот срок нас не смущает. Могу предположить, что налогоплательщику понятно о какой сделке идет речь.

4. Запрошенные документы должны касаться конкретной сделки. Мы же видим приказ об учётной политике, штатное расписание, оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки и только в п. 1.8 — договоры. Всё, что находится выше договоров, требует уточнения, так как непонятно, в связи с чем налоговая истребует такую информацию вне налоговой проверки.

Если бы требование было корректным, то мы должны были бы предоставить договор, счета-фактуры, товарные накладные. Но далее у нас с вами идут ещё и доверенности, сертификаты, деловая переписка — каким образом они относятся к сделке и как сопряжены с налогообложением? Этот блок тоже требует уточнения.

5. Требование направлено вне рамок налоговых проверок. Вопрос: имеет ли право налоговый орган истребовать у налогоплательщика первичную документацию, регистры бухгалтерского и налогового учета и т.п., не входя в налоговую проверку? Нет, не имеет. Ему нельзя истребовать документы (информацию) о деятельности самого налогоплательщика вне налоговой проверки. Поэтому то, что касается сделки, мы обязаны предоставить, а по всему остальному ждём налоговых процедур.

6. К требованию не приложено поручение на истребование документов.

Как бухгалтеру вести себя на допросе

В открытом доступе есть примерный перечень вопросов, по которым инспекторы проводят допрос. Он размещён в методических рекомендациях об установлении умысла в ходе проверок (письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). По ним вы сможете понять, чего ждать. Как правило, налоговый орган интересуется, кто и как выбрал контрагента, кто взаимодействовал с ним, где виделись, где совершена сделка, кто рекомендовал контрагента.

Вызвать на допрос могут работников налогоплательщика и его контрагентов, а также их должностных лиц или учредителей. Иногда инспекторы приглашают бывших сотрудников, которые работали в проблемном периоде или напрямую связаны с изучаемой ситуацией. Вызов оформляется повесткой, в которой указаны причины, время начала и место проведения допроса.

Как бухгалтеру подготовиться к допросу:

  1. Найдите адвоката и возьмите с собой — он будет вашим помощником, которого инспекторы не имеют права допрашивать.
  2. Предварительно подготовьтесь к допросу по информации из повестки и списку вопросов из методички.
  3. Самостоятельно регулируйте время допроса, паузы и т.п. Вы имеете право сделать перерыв или перенести допросную процедуру, прервать допрос.
  4. Запишите встречу на диктофон. Можно использовать приложение в телефоне.
  5. Отвечайте на поставленные вопросы коротко и чётко, не углубляйтесь в рассуждения и не говорите лишнего. Можно отвечать уклончиво, но рекомендуется избегать таких фраз как «не помню», «не знаю», «не могу сказать». Они могут трактоваться как некая номинальность, например, в отношении директоров.
  6. Внимательно прочитайте протокол допроса и в случае некорректных формулировок сделайте замечания и попросите внести исправления.
  7. Получите копию протокола допроса.

Стоит ли надеяться на ст. 51 Конституции РФ — не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких

Свидетель может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ не всегда.

Судебная практика по этому вопросу говорит о том, что бухгалтер и директор не могут отказаться от свидетельских показаний, потому что налоговый орган интересует не личная или профессиональная деятельность директора и бухгалтера, а именно деятельность организации, поэтому статья 51 не действует (Постановления Четырнадцатого ААС от 24.09.2013 № А05-957/2013, Восемнадцатого ААС от 24.04.2012 № 18АП-2762/2011, Третьего ААС от 15.05.2014 № А74-5471/2013).

Как бухгалтеру вести себя при осмотре

Налоговики имеют право осматривать территории, помещения, предметы и документы в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. С территориями и помещениями более-менее понятно, но осмотр предметов и документов вызывает много вопросов.

Предметы, например, компьютеры и флешки, налоговый орган действительно имеет право осматривать. Верховный суд не видит в этом ничего предосудительного.

Документы инспектор может только осматривать, забирать или скачивать их ему нельзя, так как это уже выемка документов. Она возможна, только если вы откажетесь предоставить истребуемые документы, их копии или электронные версии. Поэтому вы имеете полное право запретить инспектору скачивать файлы.

Как подготовиться к осмотру:

  1. Наведите порядок на рабочем месте. Личных вещей на нём быть не должно.
  2. Поставьте пароли на компьютеры, ноутбуки, планшеты и пр.
  3. Почистите информацию на компьютере, если вы готовы дать инспекторам доступ, и проверьте, нет ли там секретной информации, личных файлов, переписки.
  4. Создайте отдельную учётную запись (гостевую), по которой инспектор сможет войти и посмотреть документы, но при этом не сможет скачать файлы или внести какие-то изменения.
  5. Сделайте «вырезку» базы на отдельном компьютере на время проверки. Дайте возможность инспектору с ней работать, чтобы не копировать документы в ходе налоговой проверки.
  6. Ограничьте доступ к документам и другим элементам с помощью настроек, которые есть в программе.
  7. Используйте аудиозапись и видеосъемку во время процедуры осмотра.

  • Убытки в декларации: чем опасны и как пояснить их налоговой
  • Расхождения налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения
  • Как возместить НДС быстрее — новые правила камеральных проверок

Автор — Юлия Шиляева, практикующий налоговый юрист, специалист по налогам и налогообложению, советник налоговой службы РФ 2 ранга, руководитель налогово-правового направления АБ «Юркомпэкс»

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


В жизни любой компании наступает день, когда налоговая инспекция решает провести проверку. Налоговики при проверках должны соблюдать нормы Налогового кодекса и не превышать свои полномочия. Именно для этого руководителю и бухгалтеру компании необходимо знать свои права и права контролеров, чтобы проверка проходила в рамках закона и ее результаты были верными. Мы попросили Елену Ивановну Читая, заместителя начальника отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции ФНС России № 48 по городу Москве, помочь разобраться в сложных вопросах, которые могут возникнуть при проведении налоговых проверок.

Елена Ивановна, в каких случаях налоговая инспекция может продлить срок выездной проверки?

Выездная налоговая проверка может быть продлена

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок проверки может

быть продлен до четырех, а в некоторых ситуациях — до шести месяцев. В Налоговом кодексе перечислен ряд случаев, в которых проверка может быть приостановлена 1 . Например, руководитель инспекции или его заместитель вправе приостановить проведение выездной проверки для истребования документов (информации) у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемой компании-налогоплательщика 2 .

Кстати, о контрагентах. Инспекторы имеют право требовать у них только документы или могут проводить устные опросы?

Инспекторы могут требовать у контрагентов компании документы и опрашивать устно

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля 3 . Иными словами, да, проверяющие могут опрашивать контрагентов устно. Однако для подтверждения устной информации им понадобятся документы.

Документы во время проверки, как известно, передаются в виде копий. Если компания представила не копии, а оригиналы документов, это считается нарушением?

Действительно, в соответствии с Налоговым кодексом представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Налоговая инспекция имеет право в случае необходимости ознакомиться с подлинниками документов.
Вопрос представления оригиналов неоднозначный, но по нему есть арбитражная практика в пользу компаний. Судьи отмечают, что привлечение организации к ответственности на основании статьи 126 Налогового кодекса неправомерно, если вместо копий представлены подлинники 4 .

Елена Ивановна, а если документы поданы в виде копий, но на обратной стороне листов содержится информация, не имеющая отношения к предмету проверки, это имеет значение?

Делать на черновиках копии документов, которые передаются на проверку, нельзя

Налоговые органы вправе затребовать документы по установленным формам. Установленными формами документов

предусматривается отражение в них только той информации, которая необходима для целей налогового контроля.
В соответствии с правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти 5 копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы.
По ГОСТ заверенная копия документа — копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу 6 .
Согласно ГОСТ при подготовке и оформлении документов в состав реквизитов входит отметка об исполнителе 7 . На оборотной стороне последнего листа документа предусмотрено расположение отметки об испол­нителе этого документа (инициалы и фамилия исполнителя и номер его телефона) 8 .
Таким образом, копии, сделанные на черновиках, подавать нельзя, листы должны полностью повторять оригиналы документов.

Проблем с копиями можно избежать, если обмениваться с инспекцией документами по телекоммуникационным каналам связи. Какие возможности электронного документооборота у обеих сторон во время проведения проверки?

По Интернету можно получать от инспекции требования и посылать необходимые документы

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ были внесены изменения в статью 93 Налогового кодекса.

Они касаются возможности представления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), то есть требование о представлении документов может быть передано по ТКС, истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган по ТКС.
В электронном виде можно передавать только те документы, для которых существуют установленные форматы.

Если компания выслала документы по Интернету без ЭЦП (элект¬ронно-цифровой подписи), какие последствия могут ее ожидать?

Требование о представлении документов или истребуемый документ не считается принятым налогоплательщиком (налоговым органом) в том числе в случае отсутствия (несоответствия) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа (налогоплательщика) 9 . То есть без цифровой подписи передавать и получать документы по Интернету нельзя. Без нее они не считаются принятыми и переданными.

То есть возникнет ответственность за непредставление?

Документ без ЭЦП считается непредставленным. Компании грозит штраф

Да. У компании появится ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для

осуществления налогового контроля, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса. Это штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

То есть возникнет ответственность за непредставление?

Да. У компании появится ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса. Это штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

То есть возникнет ответственность за непредставление?

Да. У компании появится ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса. Это штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А если проверяющие в налоговой не могут открыть полученный электронный документ? Например, возникли проблемы с кодировкой, программным обеспечением у налоговиков. Будут ли последствия для компании?

Если квитанция о получении документа не пришла, значит, налоговая его не получила

При получении от налогоплательщика истребуемого документа в элект¬ронном виде и в отсутствие оснований для

отказа в приеме указанного документа налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляет налогоплательщику. Если налоговики не могут открыть документ, они не смогут сформировать

квитанцию о получении. Если налогоплательщик не получил от налогового органа квитанцию о приеме, он направляет истребуемый документ налоговому органу на бумажном носителе в срок, установленный Налоговым кодексом. Опять же повторюсь, что ответственность в виде штрафов за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса.

Елена Ивановна, а если документы не дошли до налоговой вовремя по вине оператора связи?

Если документ не дошел до инспекции по вине оператора связи, компания не будет привлечена к ответст¬венности за непредставление документа

По общему правилу ответственность за непредставление налоговому органу сведений (опоздание считается

непредставлением в срок), необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрена статьей 126 Нало¬гового кодекса. Это штрафы, о

которых мы говорили выше. Однако если у компании имеется подтверждение специализированного оператора связи о приеме документов, то, руководствуясь статьей 109 Налогового кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налого¬вого правонарушения в связи с отсутствием его вины. Хочется также отметить, что в соответствии с правилами оказания услуг связи 10 за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом и (или) поль¬зователем.

Это обнадеживает. Поговорим о правах налоговиков во время проверки. Могут ли они проводить осмотр зданий и территории компании или имеют право работать только с до¬кументами?

Да, конечно, в ходе проведения выездной налоговой проверки должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр как помещений, так и территорий компании,

в отношении которой проводится проверка. Осмотр производится в присутствии понятых.
Замечу, что действующее законодательство не запрещает проводить осмотр (обследование) помещений, используемых для деятельности компании, и в ходе камеральной проверки 11 .

А могут ли проверяющие кроме документов изымать предметы (например, образцы продукции)?

Проверяющие вправе осматривать помещения, производить выемку документов, изымать образцы продукции, если они имеют отношение к предмету проверки

Могут, если на это есть объективная причина 12 . Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции, которая ведет выездную проверку 13 . При выемке должны присутствовать понятые и лица, у которых производится выемка документов и предметов, в необходимых случаях для участия в проведении выемки приглашается специалист. То есть, например, образцы продукции налоговики затребовать вправе, так как они относятся к основной деятельности компании. Не подлежат изъятию документы и предметы, которые не имеют отношения к предмету налоговой проверки.

Беседу провела
Екатерина Степина,
эксперт по финансовому законодательству

1 п. 9 ст. 89 НК РФ
2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ
3 подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ
4 пост. ФАС ВВО от 17.10.2006 № А82-17975/2005-28, ФАС ПО от 22.11.2007 № А57-755/07, ФАС УО от 04.02.2008 № Ф09-107/08-С3
5 п. 4 Правил, утв. пост. Правительства РФ от 15.06.2009 № 477
6 подп. 30 п. 2.1 ГОСТ Р 51141-98
7 подп. 27 п. 2 ГОСТ Р 6.30-2003
8 п. 3.27 ГОСТ Р 6.30-2003
9 п. 14 разд. I Порядка, утв. приказом Минфина России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@
10 подп. «б» п. 67 разд. VI Правил, утв. пост. Правительства РФ от 23.01.2006 № 32
11 пост. ФАС ЗСО от 22.03.2011 № А75-6609/2010
12 письмо Минфина России от 06.03.2009 № 03-02-07/1-113
13 п. 8 ст. 94 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

Читайте также: