Банки как участники налоговых правоотношений

Опубликовано: 01.05.2024

Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11 НК РФ). Налоговое законодательство использует термин "банк" широко, а именно как любая кредитная организация. В то же время банковское законодательство признает коммерческие банки лишь одной из разновидностей кредитных организаций.

Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех лицах:

во-первых, как налогоплательщик;

во-вторых, как налоговый агент;

в третьих, как финансовый посредник между налогоплательщиками и государством.

Банки обеспечивают функционирование системы хранения безналичных денежных средств и осуществление безналичных расчетов в стране. С эффективным функционированием банковской системы напрямую связано своевременное и полноедоведение налоговых платежей от налогоплательщика до бюджета. Кроме того, банки обладают важной информацией о налогоплательщиках с точки зрения налогового контроля. Поэтому помимо общего статуса налогоплательщика и налогового агента банки наделяются специальным налогово-правовым статусом, включающим дополнительные субъективные права и обязанности.

По общему правилу взаимодействия между банками и их клиентами развиваются на договорной основе в рамках гражданского законодательства и носят частноправовой характер. Однако правоотношения, возникающие между налогоплательщиком и банком по поводу уплаты налогов, являются исключением из этого правила, возникают не из договора, а из императивной нормы налогового законодательства, то есть носят публично-правовой характер. КС РФ прямо указал, что налоговое законодательство устанавливает публично-правовые обязанности банков в их отношениях с налогоплательщиками (Постановление КС РФ от 12.10.98 N 24-П). Государство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за порядком исполнения банками публично-правовых функций.

В другом постановлении КС РФ отметил, что отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми правоотношениями (Определение КС РФ от 25.07.2001 N 138-О).

"В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, - указал КС РФ, - а на кредитные учреждения - публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет" (Постановление КС РФ от 12.10.98 N 24-П).

Система взаимодействий между налогоплательщиком, банком и государством складывается поэтапно из трех видов правоотношений: за гражданским правоотношением следует налоговое, за налоговым - бюджетное. Каждое предыдущее правоотношение в отношении последующего выступает элементом сложного юридического состава.

Главная обязанность банка как финансового посредника состоит в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взыскании налогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Такие поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения (решения) (п. п. 1 - 2 ст. 60 НК РФ).

В отдельную группу можно выделить обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Задача банка - предварительный финансовый контроль и предоставление информации налоговым органам. Банки вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (п. 1 ст. 86 НК РФ).

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК РФ). При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую тайну.

Ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотренная главой 18 НК РФ.

Ответственность банков обособлена и от административной ответственности, поскольку КоАП РФ за правонарушения в сфере финансов предусматривает ответственность не самих банков, а их должностных лиц.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Несмотря на то что формально кредитные организации не отнесены ст. 9 НК РФ к участникам налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, фактически они таковыми являются и обладают специальным налогово-правовым статусом.

Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Участие банков в налоговых отношениях носит более сложный по сравнению с иными участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, характер. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например, по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков и др.

В налоговых правоотношениях банки участвуют не только в связи с исполнением ими платежных документов, инкассовых поручений и решений налоговых органов (например, решений о приостановлении операций по счетам и др.), но и в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (например, в отношении своих работников).

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений — это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях.

  • способность выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

Правовое положение банка характеризуется единством частных и публичных начал. С одной стороны, как и любая коммерческая организация, банк вступает в правоотношения со своими контрагентами на основе договора, что предполагает равенство и автономию воли его участников. С другой стороны, экономическая сущность коммерческого банка как важнейшего денежно-кредитного института, особого финансового посредника, через который проходят денежные потоки государства, предопределяет наличие публичного интереса в его стабильном функционировании в рамках банковской системы, а также защиты интересов его вкладчиков и иных кредиторов.

Отношения между банком и клиентом можно охарактеризовать как публично-правовые, вертикальные отношения власти-подчинения. Выполняя возложенные на него государством функции, банк обладает правом требовать от клиента выполнения определенных действий и вправе контролировать их исполнение. Причем такое право возникает не из гражданско-правового договора, а на основании императивных предписаний закона. Указанному правомочию банка корреспондирует обязанность клиента исполнить требования кредитной организации. Областью, где в наибольшей степени преобладает публично-правовое регулирование банковской деятельности, являются налоговые правоотношения. Именно особое положение банков в экономике страны, обусловленное выполнением роли финансового посредника, предопределяет их специфическую роль в налоговой деятельности государства.

Одним из основных критериев отнесения коммерческого банка к числу субъектов налогового права является потенциальная возможность уплачивать причитающиеся налоги. Реальная обязанность банка как налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога. Возникновение таких обстоятельств служит юридическим фактом, на основании которого коммерческий банк приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй Налогового кодекса РФ или иным федеральным законом отдельно по каждому налогу и сбору.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой статус коммерческого банка, на который в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций проявляется главным образом в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком «с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа».

Весьма значимое место среди публично-правовых обязанностей банков в налоговых правоотношениях занимает обязанность выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 86 НК РФ). Налоговый орган вправе запрашивать не любые документы, а лишь предусмотренные Налоговым кодексом РФ и только в связи с проведением налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика.

Самостоятельным элементом специальной правосубъектности банков в налоговых правоотношениях выступает обязанность исполнять функции налоговых агентов. Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов. Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно их можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов они не обладают и обязаны исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов (в нашем случае — банков) и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне угшаченньж сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.

В тех случаях, когда коммерческий банк как налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет банк.

Следующим элементом специальной правосубъектности коммерческих банков в налоговых правоотношениях выступает дееспособность. Единственной составляющей налоговой дееспособности, которая определена ст. 107 НК РФ, является налоговая деликтоспособностъ, т.е. способность лица нести ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых отношений способствует стимулированию инвестиционной деятельности кредитных организаций. Инвестиционная деятельность банков стимулируется мерами налогового регулирования лишь опосредованно — путем предоставления льгот предприятиям, использующим банковские кредиты на цели осуществления капиталовложений. Так, облагаемая прибыль производственных предприятий уменьшается на суммы, направленные на погашение банковских кредитов (включая проценты по ним), полученных и использованных на финансирование капитальных вложений (п. 10 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, коммерческие банки как субъекты налогового права обладают рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных субъектов — организаций, что позволяет считать их специальными субъектами налогового права.

Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства (муниципального образования), осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения требуют также привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями и в определенных случаях несут налоговую ответственность.

К числу подобных субъектов относятся принимающие участие в процессе налоговой проверки (ст. 90, 95-98 НК РФ):

  • эксперты;
  • свидетели;
  • специалисты;
  • понятые и переводчики.

Налоговые отношения, складывающиеся по поводу учета налогоплательщиков, требуют присутствия регистрационных органов, выполняющих определенные функции (ст. 85, 86 НК РФ).

Отношения, возникающие относительно расчетных операций по перечислению налогов и сборов, реализуются посредством участия банков (ст. 60 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право вступать в налоговые отношения через законного или уполномоченного представителя (ст. 27, 29 НК РФ).

Следовательно, к субъектам налогового права относятся физические лица и организации, прямо не обозначенные в ст. 9 НК РФ, но являющиеся таковыми в силу наличия прав и обязанностей в налоговых отношениях. Данную группу составляют субъекты, не имеющие собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

Необходимо различать понятия «субъект налогового права» и «субъект (участник) налогового правоотношения».

Субъектом налогового права является лицо, наделенное правосубъектностью, т.е. признаваемой налоговым законодательством способностью быть участником конкретных налоговых правоотношений. Понятие «налоговая правосубъектность» включает в себя понятия «налоговая правоспособность» и «налоговая дееспособность». Налоговая правоспособность — это способность иметь налоговые права и обязанности, предусмотренные в законе. Налоговая дееспособность — это способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать налоговые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию.

Субъектом налогового правоотношения является индивидуально-определенный реальный участник конкретного правоотношения.Вступая в конкретные налоговые правоотношения, субъект налогового права приобретает новые свойства, становясь субъектом (участником) финансового правоотношения, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект налогового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект (участник) налогового правоотношения». Статус субъекта (участника) налогового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

!• В соответствии с банковским законодательством банк - это одна из разновидностей кредитной организации (наравне с не­банковской кредитной организацией).
В Налоговом кодексе РФ термин "банк" используется как си­
ноним термина "кредитная организация". Определение понятия "кредитная организация" содержится в п. 1 ст. 1 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" от
02.12.90 №395-1 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003), согласно которому кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятель­ности на основании специального разрешения (лицензии) Централь­ного банка Российской Федерации (далее -ЦБ РФ) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на осно­ве любой формы собственности как хозяйственное общество.
В соответствии с положениями названного закона банковская деятельность кредитных организаций заключается в осуществ­лении банковских операций и банковских сделок.
К банковским операциям, в частности, относятся:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридиче­ских лиц;
осуществление расчетов по поручению физических и юридиче­ских лиц, в т. ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчет­ных документов и кассовое обслуживание физических и юри­дических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналич­ной формах;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдача банковских гарантий;
осуществление переводов денежных средств по поручению фи­зических лиц без открытия банковских счетов (за исключени­ем почтовых переводов).

Помимо перечисленных банковских операций кредитные орга­низации вправе осуществлять следующие банковские сделки:
выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих ис­полнение обязательств в денежной форме;
приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
доверительное управление денежными средствами и иным иму­ществом по договору с физическими и юридическими лицами;
осуществление операций с драгоценными металлами и драго­ценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
лизинговые операции;
оказание консультационных и информационных услуг. Банк - это кредитная организация, имеющая право осуществ­лять в совокупности следующие банковские операции: привле­чение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение этих привлеченных средств от своего

имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
2. Налоговым кодексом РФ на банк как участника налоговых пра­воотношений возлагаются следующие обязанности:
для контроля денежных потоков налоговым органам необхо­димы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Поэтому в соответствии с нормами ст. 86 НК РФ кре­дитные организации обязаны в 5-дневный срок сообщать в на­логовый орган об открытии или закрытии банковского счета организации, индивидуального предпринимателя;
не осуществлять движение по банковским счетам налогопла­тельщика при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица;
своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, пла­тельщиков сбора, налоговых агентов по перечислению сумм налога (сбора). Поручение на перечисление налога исполняет­ся банком в обязательном порядке в течение одного операци­онного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 НК РФ);

исполнять решения налогового органа о приостановлении опе­раций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, на­логового агента также входит в обязанности банков;
исполнять решения налоговых органов о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков;
выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан-предпринимателей по мотивированно­му запросу.

Современная финансовая система РФ базируется на банковской системе рыночного типа и нормативно-правовом регулировании банковской деятельности. Данные явления обуславливаются качественным увеличением значения банков в развитии государственной экономики.

Понятие банка как субъекта налогового права

Банк – ключевое звено рыночной экономики, осуществляющее финансовые посреднические операции между хозяйствующими субъектами, предоставляющее финансовые ресурсы для развития производства, способствующее оптимальному размещению денежных средств.

Экономические отношения выступают объектом регулирующего воздействия правовых норм. Именно от их специфики подчас зависит то, как будет реализовываться правовое регулирование экономических процессов и какая методика правового регулирования будет выбрана для максимального воздействия на формирующиеся отношения. По этой причине специфика правового статуса банка обуславливается его экономическим содержанием.

Согласно экономической теории, под банком традиционно понимают организацию, которая является посредником в движении денежной массы.

Хоть и, в соответствии со статьей 9 НК, кредитные организации не относятся к участникам налоговых отношений, регулируемым законом о налогах и сборах, фактически они такими являются и имеют специальный налогово-правовой статус.

Банки – это субъекты налоговых правовых отношений, обеспечивающие налоговые изъятия и наделенные определенными правами и обязанностями.

Участие банковских структур в налоговых отношениях носит куда более сложный характер в сравнении с другими участниками налоговых отношений, регулируемых законом о налогах и сборах. Так как банки не обладают собственным имущественным интересом в процессе исполнения платежных поручений на перечисление налогов в бюджет/внебюджетные фонды, то они в большей мере выступают субъектами налоговых правоотношений организационного характера, чем имущественного, к примеру, по сообщению налоговым органам необходимой информации о счетах и операциях с финансовыми средствами по счетам налогоплательщиков и пр.

Налоговые правоотношения банков складываются не только в процессе исполнения ими платежных документов, инкассовых поручений, решений налоговых органов (к примеру, решений о приостановке операций по счетам и пр.), но и в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов либо налоговых агентов (к примеру, по отношению к своим работникам).

Налоговая правосубъектность

Для того, чтобы субъекты налогового права могли участвовать в налоговых отношениях, они наделяются налоговой правосубъектностью, которая совмещает в себе 2 понятия: правоспособность и дееспособность.

Специальная правосубъектность субъектов налоговых отношений – это способность и возможность обладать (и осуществлять) правами и обязанностями, нести ответственность в пределах собственной компетенции в налоговых правоотношениях.

Коммерческий банк признается субъектом налогового права после распространения на него действия нормативных и законодательных актов о налогах и сборах. У коммерческого банка, являющегося субъектом налогового права в силу названных законодательных актов, то есть вне зависимости от участия в каких-либо налоговых отношениях, существует определенный комплекс прав и обязанностей. Данные права и обязанности в совокупности образуют содержание налоговой правосубъектности либо налоговый статус коммерческого банка. По этой причине налоговая правосубъектность играет основополагающую роль в правовом регулировании поведения коммерческих банковских структур, так как служит предпосылкой отношений между ними и другими налогово-правовыми субъектами, определяет действия банка в определенных налоговых отношениях.

По собственным специфическим функциям в механизме правового регулирования налоговых взаимоотношений правосубъектность рассматривается как средство фиксирования круга субъектов (лиц, которые могут выступать носителями субъективных юридических прав и обязанностей). Налоговая правосубъектность конкретизирует перечень реальных субъектов налогового права, а потому является первичной ступенью детализации налоговых правовых норм, на которой предопределяется единое юридическое положение субъектов. То есть субъекты налогового права находятся в том или ином положении по отношению друг к другу. Налоговая правосубъектность называет область в законодательстве, которая действует для конкретного коммерческого банка, а значит, детализирует круг отношений, в которых банк может принимать участие.

Налоговая правосубъектность коммерческих банков подразумевает одну из разновидностей финансовой правосубъектности, по этой причине вместе с общими чертами для нее характерны некоторые свойства, которые обуславливаются спецификой налоговых правоотношений и воздействия на них. Благодаря специальной правоспособности коммерческие банки в налоговых правоотношениях осуществляют только права, соответствующие предмету налогового права.

Налоговая правосубъектность представляет собой более емкую категорию, чем возможность правообладания и несения обязанностей в области налоговых правоотношений. На ее конкретную сущность оказывают влияние факторы: юридическая природа субъекта, характер и цели его деятельности.

Коммерческий банк, являясь субъектом налогового права, имеет ряд существенных особенностей в сравнении с собственно организацией, также рассматриваемой субъектом налогового права. В виду особенной общественной значимости банковской сферы роль публично-правовых способов в ее регулировании намного весомее, нежели в остальных сферах хозяйствования.

Для банка характерно единство частных и публичных начал. Во-первых, как и любая другая коммерческая организация, банк складывает правоотношения со своими контрагентами на основании договора, а это предполагает равенство и автономию воли его сторон. Во-вторых, экономическая сущность коммерческого банка, являющегося важнейшим денежно-кредитным институтом, особым финансовым посредником, через который осуществляются денежные потоки страны, определяет наличие публичного интереса в его стабильной работе в рамках банковской системы и также защиты интересов своих клиентов и остальных кредиторов. При этом публичный интерес проявляется в том, что существует специальный правовой механизм, направленный на уменьшение риска совершения банковских операций, ограничивающий в известной степени свободную волю участников, сужая рамки их вероятного поведения. Высокая роль публично-правовых методов в регулировании деятельности банков выступает объективной закономерностью, являющейся спецификой банковской системы.

Взаимоотношения между кредитной организацией и клиентом называются публично-правовыми вертикальными отношениями власти-подчинения. Осуществляя возложенные на нее государством функции, кредитная организация имеет право требовать от клиентов выполнения конкретных действий и контролировать их выполнение. При этом данное право вытекает не из гражданско-правового договора, а на основе императивных предписаний законодательства. Указанному правомочию кредитной организации соответствует обязанность клиента исполнять требования банка. Область, в которой в наибольшей степени преобладает публичное правовое регулирование банковской деятельности, – это налоговые правоотношения.

Особенное положение банков в экономике государства, которое обуславливается осуществлением роли финансового посредника, определяет их специфическую роль в налоговой сфере страны.

В российском налоговом законодательстве тождественными являются понятия банка, кредитной организации, небанковской кредитной организации. Но перечисленные понятия все же различаются по объему и содержанию. В качестве критерия их разграничения выступает конкретное сочетание осуществляемых банковских операций, которые и определяют особенности налогообложения банков.

Критерии банка как субъекта налогового права

Один из главных критериев, почему коммерческий банк относится к субъектам налогового права, – это потенциальная способность уплачивать причитающиеся налоги. Коммерческий банк обретает налогово правовой статус в связи с предполагаемой возможностью вступления в налоговые отношения с государством либо муниципальным образованием касаемо уплаты установленных налогов/сборов.

Налогоплательщик в качестве субъекта налогового права характеризуется потенциальной возможностью быть участником определенного правового отношения по вопросу установления, введения либо взимания налогов, реализации налогового контроля либо привлечения к налоговой ответственности.

Банк как налогоплательщик обязан уплачивать какой-либо возлагаемый на него налог с момента возникновения обстоятельств, которые устанавливает законодательство о налогах и сборах и предусматривают уплату этого налога. Возникновение данных обстоятельств – это юридический факт, на основе которого коммерческий банк обретает статус участника налоговых отношений.

Конкретный список субъектов, которые обязаны производить платежи в доход страны, устанавливает часть 2 НК или другой федеральный закон, действующий отдельно по каждому налогу и сбору.

Налогоплательщик – это особенный правовой статус коммерческого банка, на который согласно закону возлагается обязанность уплачивать налоги/сборы.

Обязательные элементы правового статуса налогоплательщика – это общие, равные для физических лиц и организаций права и обязанности, которые зафиксированы налогово-правовыми нормами, а также ответственность за нарушения закона о налогах и сборах.

Статус коммерческого банка в налоговом законодательстве описывается тем, что законодатель уделяет особое внимание обязанностям банков в области налоговых отношений. Специфика сущности правосубъектности банков и некоторых других кредитных организаций проявляется в основном в том, что они могут выступать в налоговых правоотношениях не только как налогоплательщики и налоговые агенты, но и как организации, принимающие и перечисляющие налоговые платежи на счета конкретных бюджетов/внебюджетных фондов.

Обязательное условие установления правовых отношений между банком и соответствующим государственным органом – это налоговая правосубъектность кредитной организации.

Налоговым кодексом в статье 11 банки определяются в качестве коммерческих банков и других кредитных организаций, имеющих лицензию Банка РФ. Согласно НК, к налогообложению банков используются общие подходы, а также особые правила, что отличает их от остальных организаций.

Основная обязанность банков в качестве налогоплательщиков, установленная статьей 23 НК, – это обязанность уплачивать установленные законодательством налоги. При этом каких-либо специальных налогов, которыми бы облагались исключительно банки, в современном законодательстве о налогах и сборах нет. Банки выступают плательщиками таких же самых налогов, что и остальные хозяйствующие субъекты.

Важной особенностью правового статуса банка в налоговых отношениях является то, что банковская организация в этих отношениях выступает как налогоплательщик, а также обременяется некоторыми специфическими публично-правовыми обязанностями, включенными в частно-правовую природу отношений между банком и клиентами.

Главной из данных публично-правовых обязанностей банка считается обязанность по исполнению поручения налогоплательщика либо налогового агента на зачисление налога в соответствующий фонд/бюджет. Указанные функции банков регулируются путем установления обязанностей в этой области статьей 60 НК.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45 НК, обязанность по уплате налога выполнена налогоплательщиком с того момента, как в банк предъявлено поручение на перечисление в бюджетную систему России на определенный счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банк в случае, если на нем хватает денежных средств для уплаты налога на день платежа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 НК, банки должны сообщать по месту своего нахождения в налоговый орган следующую информацию:

  • об открытии/закрытии счета, изменении реквизитов счета организации/предпринимателя;
  • о предоставлении/прекращении права организации/предпринимателя применять корпоративные электронные средства платежа с целью переводов электронных денежных средств;
  • о смене реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Замечание 5

Подобные сообщения по установленным формам (в соответствии с приказом ФНС РФ от 28 сентября 2009-го г.) отправляются в течение 3-х дней в электронном виде со дня соответствующего события.

Достаточно значимую роль среди публично-правовых обязанностей банковских организаций в налоговых правовых отношениях играет обязанность выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и ИП (пункт 2 статьи 86 НК). Налоговый орган имеет право запрашивать не все документы, а только предусмотренные НК, и исключительно, связанные с проведением налоговой проверки в отношении определенного налогоплательщика.

Налоговые агенты

Самостоятельный элемент специальной правосубъектности банков в налоговых отношениях – это обязанность выполнять функции налоговых агентов. Институт налоговых агентов обуславливается потребностью государства выполнять текущий финансовый контроль за работой налогоплательщиков. Но налоговые органы не могут постоянно контролировать финансовую и хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, а потому лица, которые являются источниками доходов, наделены обязанностями налоговых агентов.

Функции налоговых агентов в какой-то степени происходят от целей и задач налоговых органов, по этой причине условно их считают представителями налоговых органов в отношениях с налогоплательщиками. Наряду с этим прав налоговых органов они не имеют и обязаны выполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не позволяет налогоплательщику оспаривать право агента по поводу законного удержания налогов, причитающихся с определенного лица. Правовые отношения касаемо уплаты либо взыскания налогов формируются между уполномоченными органами государства и налогоплательщиками. По этой причине надлежащим ответчиком по искам по поводу возврата излишне уплаченных налоговых сумм или по освобождению от налогообложения становится налоговый орган.

Когда коммерческие банки как налоговые агенты превышают собственные полномочия относительно начисления и удержания налогов либо неверно применяют налоговые льготы, формируется состав налогового правового нарушения, субъектом которого выступает банк.

Дееспособность

Следующий элемент специальной правосубъектности коммерческих банков в налоговых правовых отношениях – это дееспособность.

Единственная составляющая налоговой дееспособности, определенной НК (статья 107), – налоговая деликтоспособность, то есть способность лица нести ответственность за совершение налоговых правовых нарушений.

Специальная правосубъектность коммерческих банков в качестве субъектов налоговых правоотношений стимулирует инвестиционную деятельность банков. В налоговом законодательстве предусмотрены следующие меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности:

  • установление специального порядка взимания налогов и сборов при осуществлении соглашений о разделе продукции;
  • налоговые льготы при выполнении предприятиями производственной сферы затрат на капитальные вложения, а также при использовании лизинга экономическими субъектами;
  • предоставление инвестиционного налогового кредита.

Меры налогового регулирования стимулируют инвестиционную деятельность банков лишь опосредованно, предоставляя льготы предприятиям, которые используют банковские кредиты с целью проведения капиталовложений. Таким образом, облагаемая прибыль производственных предприятий снижается на суммы, направляемые на погашение банковских кредитов, в том числе и проценты по ним, взятых и использованных на финансирование капвложений (подпункт 10 пункта 1 статьи 251 НК).

Итак, коммерческие банки как субъекты налогового права имеют ряд специфических особенностей, отличающих их от остальных субъектов/организаций, это дает право считать их специальными субъектами налогового права.

В соответствии с банковским законодательством банк - это одна из разновидностей кредитной организации (наравне с не­банковской кредитной организацией). Определение понятий "кредитная организация" содержится в п. 1 ст. 1 ФЗ "О банках и банковской деятельности", согласно которому кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В соответствии с положениями названного закона банковская деятельность кредитных организаций заключается в осуществ­лении банковских операций и банковских сделок.

Банковские операции - проводимые банками операции по привлечению и размещению денежных средств, ценных бумаг, осуществлению расчетов.

Банковские сделки – сделки, которые могут осуществлять (наряду с банковскими операциями) банки и другие кредитные организации. Закон ограничивает этот перечень, поскольку кредитные организации обладают специальной (т.е. ограниченной) правоспособностью. Согласно ФЗ "О банках и банковской деятельности" они осуществляют следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кредитные организации не отнесены ст. 9 НК РФ к участникам налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, однако фактически они таковыми являются и обладают специальным налоговоправовым статусом.

Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями.

В налоговых правоотношениях банки участвуют не только в связи с исполнением ими платежных документов, инкассовых поручений и решений налоговых органов (например, решений о приостановлении операций по счетам и др.), но и в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (например, в отношении своих работников).

Отношения между банком и клиентом можно охарактеризовать как публичноправовые, вертикальные отношения властиподчинения. Выполняя возложенные на него государством функции, банк обладает правом требовать от клиента выполнения определенных действий и вправе контролировать их исполнение. Причем такое право возникает не из гражданскоправового договора, а на основании императивных предписаний закона. Указанному правомочию банка корреспондирует обязанность клиента исполнить требования кредитной организации. Областью, где в наибольшей степени преобладает публичноправовое регулирование банковской деятельности, являются налоговые правоотношения. Именно особое положение банков в экономике страны, обусловленное выполнением роли финансового посредника, предопределяет их специфическую роль в налоговой деятельности государства.

Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности фактически представляют собой налоговую правосубъектность.

Правовое положение банка характеризуется единством частных и публичных начал. С одной стороны, как и любая коммерческая организация, банк вступает в правоотношения со своими контрагентами на основе договора, что предполагает равенство и автономию воли его участников. С другой стороны, экономическая сущность коммерческого банка как важнейшего денежнокредитного института, особого финансового посредника, через который проходят денежные потоки государства, предопределяет наличие публичного интереса в его стабильном функционировании в рамках банковской системы, а также защиты интересов его вкладчиков и иных кредиторов. Публичный интерес, в свою очередь, проявляется в существовании специального правового механизма, направленного на минимизацию риска совершения банковских операций, который (механизм) в известной степени ограничивает свободную волю сторон, сужая рамки их возможного поведения.

Статус коммерческих банков в налоговом законодательстве характеризуется тем, что законодатель уделил особое внимание обязанностям банков в сфере налоговых правоотношений. Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций проявляется главным образом в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

Весь комплекс публично-правовых обязанностей банков в налоговых отношениях условно можно разделить на три относительно обособленные группы:

1. Обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов.

2. Обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков.

3. Обязанности по предоставлению налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.




Центральной обязанностью банков в налоговых правоотношениях является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков, налоговых агентов или иного обязанного лица на перечисление налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

В рамках указанной обязанности банк должен:

- своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов по перечислению сумм налога и (или) сбора;

- исполнять решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента;

- исполнять решения налогового органа о взыскании сумм налога, сбора, пеней.

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.

Кроме того, на банки возложен ряд обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков. В частности, открывать счета налогоплательщикам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; в пятидневный срок сообщать налоговому органу об открытии или закрытии счета налогоплательщика.

Банки предстают в налоговых правоотношениях и в качестве источника получения информации о налогоплательщиках. Банки обязаны предоставлять в срок налоговому органу по его запросу справки по операциям и счетам организаций или граждан-предпринимателей.

О значении банка как особого субъекта налоговых правоотношений говорит и факт выделения в Налоговом кодексе РФ отдельной Главы 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение». Несмотря на столь широкий спектр специальных функций в налоговой сфере, банки не названы Налоговым кодексом РФ в числе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Следующим элементом специальной правосубъектности коммерческих банков в налоговых правоотношениях выступает дееспособность. Единственной составляющей налоговой дееспособности, которая определена ст. 107 НК РФ, является налоговая деликтоспособность, т.е. способность лица нести ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых отношений способствует стимулированию инвестиционной деятельности кредитных организаций. Налоговое законодательство предусматривает такие меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности, как установление особого порядка взимания налогов и сборов при выполнении соглашений о разделе продукции; налоговые льготы при осуществлении предприятиями производственной сферы затрат на осуществление капитальных вложений, а также при использовании лизинга хозяйствующими субъектами; предоставление инвестиционного налогового кредита. Инвестиционная деятельность банков стимулируется мерами налогового регулирования лишь опосредованно — путем предоставления льгот предприятиям, использующим банковские кредиты на цели осуществления капиталовложений. Так, при уплате налога на прибыль организации при определении налоговой базы не учитываются средства или иное имущество, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований (п. 10 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, коммерческие банки как участники налоговых правоотношений обладают рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных участников — организаций и ФЛ, что позволяет считать их специальными субъектами налогового права.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: