Банки как субъекты налогового права презентация

Опубликовано: 26.04.2024

Несмотря на то что формально кредитные организации не отнесены ст. 9 НК РФ к участникам налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, фактически они таковыми являются и обладают специальным налогово-правовым статусом.

Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Участие банков в налоговых отношениях носит более сложный по сравнению с иными участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, характер. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например, по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков и др.

В налоговых правоотношениях банки участвуют не только в связи с исполнением ими платежных документов, инкассовых поручений и решений налоговых органов (например, решений о приостановлении операций по счетам и др.), но и в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (например, в отношении своих работников).

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений — это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях.

  • способность выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

Правовое положение банка характеризуется единством частных и публичных начал. С одной стороны, как и любая коммерческая организация, банк вступает в правоотношения со своими контрагентами на основе договора, что предполагает равенство и автономию воли его участников. С другой стороны, экономическая сущность коммерческого банка как важнейшего денежно-кредитного института, особого финансового посредника, через который проходят денежные потоки государства, предопределяет наличие публичного интереса в его стабильном функционировании в рамках банковской системы, а также защиты интересов его вкладчиков и иных кредиторов.

Отношения между банком и клиентом можно охарактеризовать как публично-правовые, вертикальные отношения власти-подчинения. Выполняя возложенные на него государством функции, банк обладает правом требовать от клиента выполнения определенных действий и вправе контролировать их исполнение. Причем такое право возникает не из гражданско-правового договора, а на основании императивных предписаний закона. Указанному правомочию банка корреспондирует обязанность клиента исполнить требования кредитной организации. Областью, где в наибольшей степени преобладает публично-правовое регулирование банковской деятельности, являются налоговые правоотношения. Именно особое положение банков в экономике страны, обусловленное выполнением роли финансового посредника, предопределяет их специфическую роль в налоговой деятельности государства.

Одним из основных критериев отнесения коммерческого банка к числу субъектов налогового права является потенциальная возможность уплачивать причитающиеся налоги. Реальная обязанность банка как налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога. Возникновение таких обстоятельств служит юридическим фактом, на основании которого коммерческий банк приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй Налогового кодекса РФ или иным федеральным законом отдельно по каждому налогу и сбору.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой статус коммерческого банка, на который в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций проявляется главным образом в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком «с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа».

Весьма значимое место среди публично-правовых обязанностей банков в налоговых правоотношениях занимает обязанность выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 86 НК РФ). Налоговый орган вправе запрашивать не любые документы, а лишь предусмотренные Налоговым кодексом РФ и только в связи с проведением налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика.

Самостоятельным элементом специальной правосубъектности банков в налоговых правоотношениях выступает обязанность исполнять функции налоговых агентов. Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов. Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно их можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов они не обладают и обязаны исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов (в нашем случае — банков) и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне угшаченньж сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.

В тех случаях, когда коммерческий банк как налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет банк.

Следующим элементом специальной правосубъектности коммерческих банков в налоговых правоотношениях выступает дееспособность. Единственной составляющей налоговой дееспособности, которая определена ст. 107 НК РФ, является налоговая деликтоспособностъ, т.е. способность лица нести ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых отношений способствует стимулированию инвестиционной деятельности кредитных организаций. Инвестиционная деятельность банков стимулируется мерами налогового регулирования лишь опосредованно — путем предоставления льгот предприятиям, использующим банковские кредиты на цели осуществления капиталовложений. Так, облагаемая прибыль производственных предприятий уменьшается на суммы, направленные на погашение банковских кредитов (включая проценты по ним), полученных и использованных на финансирование капитальных вложений (п. 10 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, коммерческие банки как субъекты налогового права обладают рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных субъектов — организаций, что позволяет считать их специальными субъектами налогового права.

Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства (муниципального образования), осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения требуют также привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями и в определенных случаях несут налоговую ответственность.

К числу подобных субъектов относятся принимающие участие в процессе налоговой проверки (ст. 90, 95-98 НК РФ):

  • эксперты;
  • свидетели;
  • специалисты;
  • понятые и переводчики.

Налоговые отношения, складывающиеся по поводу учета налогоплательщиков, требуют присутствия регистрационных органов, выполняющих определенные функции (ст. 85, 86 НК РФ).

Отношения, возникающие относительно расчетных операций по перечислению налогов и сборов, реализуются посредством участия банков (ст. 60 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право вступать в налоговые отношения через законного или уполномоченного представителя (ст. 27, 29 НК РФ).

Следовательно, к субъектам налогового права относятся физические лица и организации, прямо не обозначенные в ст. 9 НК РФ, но являющиеся таковыми в силу наличия прав и обязанностей в налоговых отношениях. Данную группу составляют субъекты, не имеющие собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

Необходимо различать понятия «субъект налогового права» и «субъект (участник) налогового правоотношения».

Субъектом налогового права является лицо, наделенное правосубъектностью, т.е. признаваемой налоговым законодательством способностью быть участником конкретных налоговых правоотношений. Понятие «налоговая правосубъектность» включает в себя понятия «налоговая правоспособность» и «налоговая дееспособность». Налоговая правоспособность — это способность иметь налоговые права и обязанности, предусмотренные в законе. Налоговая дееспособность — это способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать налоговые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию.

Субъектом налогового правоотношения является индивидуально-определенный реальный участник конкретного правоотношения.Вступая в конкретные налоговые правоотношения, субъект налогового права приобретает новые свойства, становясь субъектом (участником) финансового правоотношения, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект налогового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект (участник) налогового правоотношения». Статус субъекта (участника) налогового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Участие банков в налоговых отношениях носит более сложный по сравнению с иными участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, характер. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков и др.

В налоговых правоотношениях банки участвуют не только в связи с исполнением ими платежных документов, инкассовых поручений и решений налоговых органов (например, решений о приостановлении операций по счетам н др.). но п и качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (например, в отношении своих работников).

Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности фактически представляют собой налоговую правосубъектность.

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений - это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях.

Признание коммерческого банка субъектом налогового права происходит в силу распространения на него действия законодательных актов о налогах и сборах. Коммерческий банк как субъект налогового права в силу самого действия названных законодательных актов, т.е. независимо от участия в тех или иных налоговых правоотношениях, обладает определенным комплексом прав и обязанностей. Все эти права и обязанности составляют содержание налоговой правосубъектности, или налогово-правовой статус коммерческого банка. Поэтому налоговая правосубъектность имеет особое, основополагающее значение для правового регулирования поведения коммерческих банков, поскольку служит предпосылкой взаимоотношений между ними и иными субъектами налогового права, предопределяет действия банка в конкретных налоговых отношениях.

Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11 НК РФ). Налоговое законодательство использует термин "банк" широко, а именно как любая кредитная организация. В то же время банковское законодательство признает коммерческие банки лишь одной из разновидностей кредитных организаций.

Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех лицах:

во-первых, как налогоплательщик;

во-вторых, как налоговый агент;

в третьих, как финансовый посредник между налогоплательщиками и государст

Основной обязанностью банков как налогоплательщиков является предусмотренная ст. 23 НК обязанность уплачивать законно установленные налоги. Вместе с тем специальных налогов, которыми бы облагались только банки, современное законодательство о налогах и сборах не предусматривает. Банки являются плательщиками тех же налогов, что и другие хозяйствующие субъекты.

Одной из важнейших особенностей правового статуса банка в налоговых правоотношениях является то, что банк в указанных правоотношениях не только выступает как налогоплательщик, но и обременяется рядом специфических публично-правовых обязанностей, включенных в частноправовую природу правоотношений между банком и клиентом.

Очевидно, что центральной из этих публично-правовых обязанностей банка является обязанность по исполнению поручения налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты. Регулирование указанных функций банков осуществляется посредством установления обязанностей в данной сфере ст. 60 НК.

В соответствии с поди. 1 п. 3 ст. 45 НК обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком "с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в байке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа".

Согласно п. 1 ст. 86 НК банки обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:

- об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (предпринимателя);

- о предоставлении (прекращении) права организации (предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;

- об изменении реквизитов корпоративного электронного средства плате

Банки обеспечивают функционирование системы хранения безналичных денежных средств и осуществление безналичных расчетов в стране. С эффективным функционированием банковской системы напрямую связано своевременное и полноедоведение налоговых платежей от налогоплательщика до бюджета. Кроме того, банки обладают важной информацией о налогоплательщиках с точки зрения налогового контроля. Поэтому помимо общего статуса налогоплательщика и налогового агента банки наделяются специальным налогово-правовым статусом, включающим дополнительные субъективные права и обязанности.

Система взаимодействий между налогоплательщиком, банком и государством складывается поэтапно из трех видов правоотношений: за гражданским правоотношением следует налоговое, за налоговым - бюджетное. Каждое предыдущее правоотношение в отношении последующего выступает элементом сложного юридического состава.

Главная обязанность банка как финансового посредника состоит в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взыскании налогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Такие поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения (решения) (п. п. 1 - 2 ст. 60 НК РФ).




В отдельную группу можно выделить обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Задача банка - предварительный финансовый контроль и предоставление информации налоговым органам. Банки вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (п. 1 ст. 86 НК РФ).

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК РФ). При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую тайну.

Ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотренная главой 18 НК РФ.

Таким образом, коммерческие банки как субъекты налогового права обладают рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных субъектов - организаций, что позволяет считать их специальными субъектами налогового права.

На основании этого определения следует сделать вывод, что налоговое законодательство не делает различий между понятиями «банк», «кредитная организация», «небанковская кредит­ная организация».

На самом деле названные понятия различны по своему объему и содержанию. Более того, разъяснение этих различий представляется обязательным в курсе налогового права, так как критерием разграничения этих понятий служит определенное сочетание выполняемых банковских операций, которыми и определяются особенности налогообложения банков. Кредитная организация. Наиболее общим из рассматриваемых понятий является понятие «кредитная организация». По своему объему оно исчерпывающим образом включает в себя непересекающиеся понятия «банк» и «небанковская кредитная организация». Иными словами, для того чтобы определить, сколько в России кредитных организаций, следует к числу банков прибавить число небанковских кредитных организаций.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Указание в данном определении на возможность образования кредитной организации только в форме хозяйственного общества означает, что для кредитной организации допустима лишь одна из трех перечисленных ниже организационно-правовых форм:

— акционерное общество, т. е. общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций (ст. 96 ГК РФ);

— общество с ограниченной ответственностью, которое является одной из форм объединения капиталов, не требующего личного участия своих членов в делах общества. Отличительной особенностью данной организационно-правовой формы явл«г ется деление ее уставного капитала на доли участников при отсутствии у них ответственности по долгам общества. Имущество общества, включая уставный капитал, принадлежит на праве собственности ему самому и не образует объекта долевой собственности его членов. В связи с тем что вклады участников общества становятся его собственностью, они не отвечают по долгам общества в пределах внесенных ими вкладов, а несут только риск утраты вкладов (убытков) в пределах внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87 ГК РФ);

— общество с дополнительной ответственностью, которое является одним из видов общества с ограниченной ответственностью, в связи с чем на него распространяются почти все положения об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 95 ГК РФ), кроме одного исключения: участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (п. 1 ст. 95 ГК РФ). Причем при банкротстве одного из участников общества его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Банк. Основную роль в банковской системе страны выполняют коммерческие банки. Впервые в современной российской юридической науке определение понятия «банк» было пред­ставлено в Законе РСФСР от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в РСФСР», в соответствии со ст.

лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а

также осуществлять иные банковские

Данное определение с правовой точки зрения было не совсем удачным, так как под учреждением в советском и российском законодательстве традиционно понимались и понимаются организации, создаваемые для осуществления управленческих, социально- культурных и других функций некоммерческого характера и финансируемые собственником полностью или частично 1 . Следовательно, юридическая сущность коммерческого банка оставалась во многом неясной. Положение усугублялось и не вполне точными формулировками ст. 5 Закона, где перечислялись банковские операции и сделки. Причем, во- первых, банковские операции не были как-либо отделены от банковских сделок, что не позволяло провести четкое различие между этими понятиями, во-вторых, перечень банковских операций и сделок не являлся исчерпывающим, что затрудняло отграничение банковской деятельности от деятельности, которая банковской не является. На практике это создавало условия для осуществления банковской деятельности организациям, не имевшим специального разрешения (лицензии) на осуществление банковских операций.

В дополнение к изложенному Закон разрешил отдельные банковские операции выполнять учреждениям, не являющимся банками, определив их как «другие кредитные учреждения». При этом само понятие кредитного учреждения в Законе не раскрывалось.

Указанные недостатки были во многом обусловлены переходной экономической ситуацией, в которой зарождалось банковское законодательство, а также недостаточной теоретической проработанностью рассматриваемого вопроса. По понятным причинам развитие теории банковского права в России остановилось на работах М.

мечал, что не существует «логически правильно построенного определения, которое в точности соответствовало тому понятию, которое имеют в виду, пользуясь термином «банк» 1 . В начале 90-х гг. рыночная экономика в России находилась в зачаточном состоянии. Отказ от централизованно-плановой системы управления, в том числе в финаново-кредитнр|1 сфере, многими воспринимался как отказ от государственного регулирования экономики вообще. Одним из лозунгов того времени было изречение: «В регулируемом рынке столько же рынка, сколько права в революционном правопорядке», что после 70 лет господства в России тоталитарного режима воспринималось как истина в последней инстанции. Все это создавало благоприятные условия для многочисленных злоупотреблений, в особенности в банковской сфере, и привело к известным результатам, когда миллионы людей были обмануты организаторами всевозможных «пирамид».

Таким образом, именно практика применения банковского законодательства в России привела к необходимости выработки научно обоснованной концепции, которая позволила бы пре­одолеть имеющиеся недостатки. И центральной проблемой стал вопрос о юридическом определении понятия «банк», которое позволило бы уяснить место коммерческого банка среди других субъектов права и выявить специфические особенности его правовой природы. Сформулировать указанное определение пытались многие ученые-юристы. Так, А. А. Жданов в качестве отличительного признака коммерческого банка выделил договорный характер отношений между ним и его клиентами и определил его как кредитное учреждение, осуществляющее на договорных началах кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц и граждан путем совершения операций и оказания услуг 2 . Между тем договорный характер взаимоотношений между банком и его клиентами не может быть признан отличительным признаком коммерческого банка, так как в условиях рыночной экономики предприятия и организации всех сфер

предпринимательской деятельности (а в отдельных случаях и органы государственной власти) реализуют товары, выполняют работы и оказывают услуги на договорной основе.

В ходе острейших дискуссий было предложено рассматривать банк как коммерческое юридическое лицо, создающееся в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством РФ, которое на основании лицензии Банка России вправе привлекать вклады (депозиты), выдавать кредиты, осуществлять расчеты, выполнять другие банковские операции, а также совершать иные сделки, не противоречащие закону и целям деятельности, указанным в его уставе 2 .

1 См.: Ефимова Л. Г. Банковское право: Учебное и практическое пособие. М., 1994. С. 29-31.

2 См.: Тосунян Г. А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М., 1995. С. 238.

Такой подход позволил:

во-первых, уяснить место банков в системе субъектов права (коммерческий банк определен

как коммерческая организация, т.

Предлагаемый подход получил воплощение во вступившей в силу в феврале 1996 г. редакции Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Согласно этой редакции банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» небанковской кредитной организацией является кредитная ор­ганизация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные названным Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Небанковские кредитные организации выполняют довольно широкий набор функций по обеспечению кредитно-фи-

нансового сегмента общественного производства и воспроизводства. Существование небанковских кредитных организаций помимо и наряду с банками обусловлено тем, что в силу объективных причин кредитные организации вынуждены распределять «финансово-кредитные обязанности» между собой. К числу названных объективных причин относятся:

во-первых, довольно широкий перечень банковских операций и иных сделок, которые кредитная организация вправе осуществлять помимо банковских операций, побуждает кредитные организации специализироваться на оказании каких-либо отдельных банковских услуг или какого-то перечня таких услуг, но всегда такой перечень будет закрытым, так как довольно проблематично для одной (пусть и крупной) организации осуществлять все банковские и иные финансовые операции, разрешенные для кредитных организаций; во-вторых, неизбежно ограниченные возможности (организационные, материальные, кадровые и др.) любой кредитной организации, которые не позволяют им расширяться и укрупняться бесконечно, что дополняется закрепленными в Конституции РФ принципами поддержки конкуренции (ч. 1 ст. 8) и запрещения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

Таким образом, если банки — это основной, главный финансовый институт, изначально ориентированный на комплексное осуществление банковской деятельности, в силу чего объективно стремящийся к универсализации, то небанковские кредитные организации вторичны, производны по отношению к ним. Последние по определению являются ор­ганизациями, специализирующимися на проведении лишь отдельных банковских операций, в связи с чем имеют свое объективно обусловленное место в кредитно-финансовой системе страны.

Спорным является вопрос о причислении тех или иных организаций к числу небанковских кредитных организаций. Так, ряд авторов к числу небанковских кредитных организаций от­носит страховые компании, ломбарды, инвестиционные фон-

ды, благотворительные фонды, брокерские и дилерские фирмы, лизинговые фирмы, факторинговые фирмы и т. д. 1

Это связано с тем, что Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в старой редакции не делал различия между банковскими операциями и сделками, в связи с чем невозможно было провести четкого различия между этими понятиями, что в конечном счете создало возможности для появления различного рода организаций, название которых имело мало общего с их реальной деятельностью.

Мы полагаем, что в этих условиях целесообразно применить способ, использованный М. М. Агарковым при определении отраслевой принадлежности частных гарантийных товариществ, когда он указывает, что «сомнительным может-быть вопрос об отнесении к числу кредитных учреждений частных гарантийных товариществ (постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 19 марта 1928 г. // СУ РСФСР. 1928. № 36. Ст. 264). Статья 1 указанного постановления устанавливает, что «частные гарантийные товарищества с ограниченной ответственностью имеют своей целью обеспечение обязательств своих членов, возникающих из их торговой деятельности, путем выдачи означенными товариществами гарантий по обязательствам своих членов перед третьими лицами». Таким образом, основной операцией этих товариществ является так наз. гарантийная операция, которой занимаются и многие кредитные учрежде­ния. Но этого недостаточно для причисления гарантийных товариществ к числу последних. Никакие другие операции, свойственные кредитным учреждениям, не могут ими совершаться. Подтверждением тому, что гарантийные товарищества не являются кредитными учреждениями, является то, что они подлежат контролю не Народного комиссариата финансов РСФСР, а Народного комиссариата торговли РСФСР» 2 .

При обобщении изложенного мы увидим, что, определяя отраслевую принадлежность той или иной организации, М. М. Агарков использует два подхода.

Во-первых, необходимо определить содержание деятельности соответствующей организации, т. е. выяснить, являются ли проводимые данным субъектом операции банковскими. Во-вторых, если проводимые операции являются банковскими, то подлежит выяснению вопрос о том, составляют ли данные банковские операции основное содержание деятельности данною субъекта либо эти операции носят разовый характер.

Указанные положения составляют содержательный подход или, говоря иначе, выяснение вопроса по существу.

Однако для причисления того или иного субъекта предпринимательской деятельности к числу небанковских кредитных организаций этого недостаточно. Необходимо еще и формальное ос­нование или формальный подход, заключающийся в следующем.

Во-первых, для того чтобы причислить ту или иную организацию к числу небанковских кредитных организаций, необходимо и достаточно, чтобы свою предпринимательскую деятельность, заключающуюся в систематическом проведении банковских операций, она осуществляла на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Прямое указание на данное основание содержится в определении кредитной организации, изложенном в ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Во-вторых, указание в названном Законе на то, что кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, свидетельствует о необходимости государственной регистрации соответствующей организации в'качестве юридического лица. Иными словами, для причисления субъекта предпринимательской деятельности к кредитным организациям вообще и небанковским кредитным организациям в частности необходимо, чтобы данный субъект прошел государственную регистрацию в Банке России. Исходя из изложенного, современная российская банковская практика знает только три вида небанковских кредитных организаций:

1) расчетные НКО;

2) организации инкассации;

3) небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (НДКО).

Налоговое право

Описание презентации по отдельным слайдам:

Налоговое право отрасль законодательства РФ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

Источники налогового права 1. Конституция Российской Федерации. 2. Специальное налоговое законодательство а) федеральное законодательство о налогах и сборах (Налоговый Кодекс и др.) б) региональное законодательство о налогах и сборах: в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. 3. Решения Конституционного Суда РФ. 4.Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Налоги сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru Раздел «Информационные ресурсы для юридических и физических лиц».

Объекты налогообложения Прибыль Стоимость определенных товаров Имущество Операции с ценными бумагами Отдельные виды деятельности Передача собственности Добавленная стоимость Доходы

Участники налоговых отношений

Права и обязанности налогоплательщика ПРАВА: Получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах Использовать налоговые льготы На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов Обжаловать действия (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц

Права и обязанности налогоплательщика ОБЯЗАННОСТИ: Своевременно и в полном объеме уплачивать налоги Вести бухучет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности (если он ее осуществляет) Представлять налоговым органам необходимые документы и сведения Выполнять требования налоговых органов об устранении нарушений законодательства о налогах

Виды налогов 1. По уровню бюджета Региональные налоги - платежи за пользование природными ресурсами; лесной налог; налог на имущество предприятий; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем ; дорожный налог Федеральные налоги - налог на добавленную стоимость; федеральные платежи за пользование природными ресурсами; акцизы; налог на доходы банков; подоходный налог с физических лиц; налог на доходы от страховой деятельности; налог на операции с ценными бумагами; гербовый сбор; таможенные и государственные пошлины; налог на наследование и дарение; налог с биржевой деятельности

Виды налогов Местные налоги - земельный налог; сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на имущество физических лиц; сбор за право торговли; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; на рекламу; - лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями; сбор с владельцев собак; сбор за выдачу ордера на квартиру; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за право использования местной символики; сбор за парковку транспорта; сбор за выигрыш на бегах; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов

Виды налогов 2. По способам взимания Прямые – взимаются с доходов и имущества физических и юридических лиц: подоходный налог, налог на прибыль фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции. (справедливы, плохо собираются, принудительные меры – штрафы, уголовное наказание) Косвенные – налоги на обращение и потребление, устанавливаются в виде надбавок к цене товара или услуги: акцизные сборы, налог с продаж, НДС, таможенные и государственные пошлины. (несправедливы, но легко собираются)

Виды налогов 3. По налогоплательщикам Налоги с физических лиц подоходный налог, налог на имущество, на наследование, на дарение, на землю, дорожный и транспортный налог и др. Налоги с юридических лиц НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и др.

Копкина Наталия Михайловна

Презентация на тему "Налоговое право".

основные вопрсы: источники налогового права, права и обязанности налоглатильщика.

ВложениеРазмер
nalogovoe_pravo_prava_nalogoplatelshchika_.ppt 381 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Налоговое право отрасль законодательства РФ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

Источники налогового права 1. Конституция Российской Федерации. 2. Специальное налоговое законодательство а) федеральное законодательство о налогах и сборах (Налоговый Кодекс и др.) б) региональное законодательство о налогах и сборах: в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления . 3. Решения Конституционного Суда РФ. 4.Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Налоги Налоги – законодательно установленные обязательные безвозмездные платежи физических и юридических лиц государству В материальном смысле налог- это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные срок и в установленном порядке Как экономическая категория - это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству

Функции налогов Фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов 1 Распределительная (социальная) – перераспределение доходов между соц. слоями 2 Регулирующая – государственное регулирование экономики 3 3 Социально-воспитательная – сдерживание производства и потребления вредной продукции 4 4 Конкретно-учетная – учет доходов граждан, предприятий и организаций 5

Элементы налога Объект налога – имущество или доход, подлежащий обложению 1 Субъект налога – налогоплательщик – физическое или юридической лицо 2 Источник налога – доход, из которого выплачивается налог 3 Ставка налога – величина налога с единицы объекта налога 4 Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога 5

Объекты налогообложения Прибыль Стоимость определенных товаров Имущество Операции с ценными бумагами Отдельные виды деятельности Передача собственности Добавленная стоимость Доходы

Налогоплательщики – физические и юридические лица 1 Налоговые органы и налоговые агенты, таможенные органы 2 Внебюджетные фонды 3 Участники налоговых отношений Финансовые органы государства и местного самоуправления 4 Налоговая полиция 5

Права и обязанности налогоплательщика ПРАВА: Получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах Использовать налоговые льготы На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов Обжаловать действия (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц

Права и обязанности налогоплательщика ОБЯЗАННОСТИ: Своевременно и в полном объеме уплачивать налоги Вести бухучет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности (если он ее осуществляет) Представлять налоговым органам необходимые документы и сведения Выполнять требования налоговых органов об устранении нарушений законодательства о налогах

Виды налогов 1. По уровню бюджета Региональные налоги - платежи за пользование природными ресурсами; лесной налог; налог на имущество предприятий; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем ; дорожный налог Федеральные налоги - налог на добавленную стоимость; федеральные платежи за пользование природными ресурсами; акцизы; налог на доходы банков; подоходный налог с физических лиц; налог на доходы от страховой деятельности; налог на операции с ценными бумагами; гербовый сбор; таможенные и государственные пошлины; налог на наследование и дарение; налог с биржевой деятельности

Виды налогов Местные налоги - земельный налог; сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на имущество физических лиц; сбор за право торговли; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; на рекламу; - лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями; сбор с владельцев собак; сбор за выдачу ордера на квартиру; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за право использования местной символики; сбор за парковку транспорта; сбор за выигрыш на бегах; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов

Виды налогов 2. По способам взимания Прямые – взимаются с доходов и имущества физических и юридических лиц: подоходный налог, налог на прибыль фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции. (справедливы, плохо собираются, принудительные меры – штрафы, уголовное наказание) Косвенные – налоги на обращение и потребление, устанавливаются в виде надбавок к цене товара или услуги: акцизные сборы, налог с продаж, НДС, таможенные и государственные пошлины. (несправедливы, но легко собираются)

Виды налогов 3. По налогоплательщикам Налоги с физических лиц подоходный налог, налог на имущество, на наследование, на дарение, на землю, дорожный и транспортный налог и др. Налоги с юридических лиц НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и др.

Системы налогообложения 1 Регрессивный налог налог тем выше, чем ниже доход 2 Пропорциональный налог сумма налога пропорциональна доходам 3 Прогрессивный налог налог тем выше, чем выше доход

Принципы налогообложения Принцип справедливости Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов Принцип экономичности налогов Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги Принцип обязательности Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа . Принцип определенности и точности налогов Размер налогов, сроки, способ и порядок начисления должны быть точно определены Принцип динамизма Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Домашнее задание § 40-41, конспект выучить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал позволит закрепить знания учащихся по теме «Налоговое право» в 11 классе, изучающих право. Задания требуют умения преобразовывать информацию, опираться на статьи Нало.

Игровое занятие по теме "Налоги" может быть использовано как внеклассное мероприятие так и для проведения урока обществознания.


Урок Налоговое право

Фото 11 класс Налоговое право.


Открытый урок по теме: "Налоговое право, как отрасль право"

Открытый урок представлен в виде презентации по теме "Налоговое право, как отрасль право" для студентов специальности "Экономики и бухгалтерского учета".

презентация 11 класс право.


Тест "Налоговое право"

Тест по праву по теме "Налоговое право" для 11 класса.


Тест по налоговому праву

Тест позволяет учителю проверить знания учащихся по основным вопросам налогового законодательства.

Читайте также: