Автор реформ налоговой системы 780 года в империи тан

Опубликовано: 07.05.2024

Налоговая система

Основание для расчета налогов всегда устанавливалось по очень простому принципу. Каждый подданный империи поставлял государству в качестве натурального налога меры зерна и куски ткани. Также существовали повинности, которые позволяли проводить общественные работы. Даже если налоговые ставки менялись, даже если император редко сдерживал себя, сохраняя размер повинности в приемлемых для народа рамках, признавалось, что правитель живет, правит и занимается государственными делами, завися от тех ресурсов, которые государство может ему предоставить.

Ян Янь (727–780) поменял местами причину и следствие этой проблемы. Он рассчитал потребности центрального правительства и местных администраций. Затем он разделил полученную сумму по регионам в соответствии с богатством рассматриваемых районов страны, вычитая итоговую сумму из налогообложения. Этот налог собирался два раза в год, в начале лета и осенью, он получил название лян-шуэй-фа, или «метод сбора налогов за два раза». Налог вносился частично натурой, а частично деньгами. Кроме того, Ян Янь ввел еще два важных новшества. Речь идет о систематизации денежной экономики и о прогнозировании бюджета. «Способ взять под свой контроль все расходы правительства и повысить налоги состоит в том, чтобы высчитать итоговую сумму, которая необходима, а затем распределить сумму налога по населению. Благодаря этому доходы государства будут зависеть от его расходов. Все население страны будет внесено в список в соответствии с тем местом, где человек действительно проживает, вне зависимости от того, происходит он оттуда или нет. Все люди будут разделены на категории, в зависимости от их богатства, без учета того, достигли ли они уже совершеннолетия [взрослые] или еще нет [подростки]. Те, кто не имеет места постоянного проживания, зарабатывая, как бродячие торговцы, будут платить налоги в той префектуре или в том округе, где окажутся. Размер налога для них — треть [от стоимости их собственности]. Предположительно сумма, которую они заплатят, будет равна той, которую платят люди, имеющие постоянное место проживания, чтобы они не могли случайно избежать уплаты налога. Налог следует платить два раза в год, летом и осенью. Все способы сбора налогов, которые причиняют неприятности народу, должны быть исправлены. Раздельные налоги на землю и на работу, а также все общественные повинности упраздняются. Однако необходимо продолжать вести учет тех совершеннолетних, которые в состоянии работать. Налог на землю будет основываться на размерах обрабатываемых пространств на четырнадцатый год Да-ли [779], налог будет собран по справедливости. Летний налог будет собираться не позднее июня, а осенний налог не позднее ноября. В конце года местные чиновники получат продвижение по службе или, наоборот, будут наказаны, в зависимости от прироста или убыли населения на подведомственных им территориях и от поступления налогов. Все будет поставлено под контроль главного чиновника управления доходов и „ответственных за земли”».

Император Дэцзун (779–804) одобрил эту систему, которая просуществовала несколько веков. Впрочем, это не принесло никакой удачи несчастному Ян Яню: жертва интриги, на следующий год он был изгнан, а затем и приговорен к самоубийству. Исторические оценки реформ Ян Яня весьма осторожны. Ведь делая местных чиновников лично ответственными за общую сумму собранного налога в их округе, в соответствии со старой поговоркой о том, что хорошее правительство определяется процветанием народа, Ян Янь, без сомнения, явно увеличил размер поступлений в казну, но этим же он создал источник для бесчисленных несправедливостей.

Внедрение в жизнь новой формы налоговой системы было очень тонкой работой. Оно предполагало признание правительством своего провала. Неспособное обеспечить соблюдение закона о разделе земли, государство признало, хотя и с некоторыми оговорками, распространение частной собственности. Оно потеряло интерес как к человеку, так и к социальной справедливости и безжалостно душило налогами все слои населения. Самые отважные люди, как, например, Лу Чжи (754–805), пытались, хотя и безуспешно, показать императору, какие волнения могут спровоцировать такие глубокие изменения в обычаях предков. Он подчеркивал, что новая система открывала дорогу многочисленным лихоимствам: несмотря на то что вначале единый налог должен был заменить все другие формы повинностей, правительство, пренебрегая всякой заботой об экономике, продолжало осуществлять взимание дополнительных поборов. Еще больше важным было то, что мелкие производители, которые были основным источником доходов государства, были жестоко ущемлены новой налоговой системой. Для того чтобы заплатить налог деньгами, они вынуждены были продавать свой товар: бессовестные крупные торговцы скупали его по более низким ценам и продавали в случае необходимости им же этот товар по более высоким ценам, когда проходило время уплаты налога. Таким образом, восстановление монополий и реформа налоговой системы сделали это время счастливым для самых разных менял и ростовщиков, которые начали пускать в обращение письменные долговые обязательства, или, как крупные торговцы чаем, «летающие деньги» (фэйцянь), бумажные векселя, которые были предками наших банкнот. Скромный земледелец оказался совершенно неприспособлен к такому типу общества.

Кроме того, местные чиновники не стеснялись вымогать у народа подарки, так как, согласно закону, они тоже должны были платить налоги императору. Таким образом, на практике простолюдины вынуждены был платить налоги государству дважды.

Более того, наместники не могли правильно вносить в списки все изменения, вызванные передвижениями населения. Они довольствовались тем, что распределяли общую сумму требуемого налога между оставшимися жителями. Если их становилось значительно меньше, год был катастрофическим. Бо Цзюйи (772–846), придворный надзиратель, а одновременно один из самых великих китайских поэтов, в 808 г. передал правителю смелую докладную записку, в которой он изобличал эти преступления. Еще более трогательной является его длинная поэма, в которой он с отчаянием описывает несправедливые страдания народа:

Приносит заботы крестьянину каждый месяц.

А пятый и вовсе хлопот прибавляет вдвое.

Короткою ночью поднимется южный ветер,

И стебли пшеницы, на землю ложась, желтеют…

Крестьянские жены в корзинах еду проносят,

А малые дети кувшины с водою тащат.

Один за другим идут по дороге к полю.

Мужчины-кормильцы на южном холме, под солнцем.

Подошвы им ранит дыханье земли горячей.

Им спины сжигает огонь палящего неба.

В труде непрестанном, как будто им зной не в тягость.

Вздохнут лишь порою, что летние дни так долги…

Еще я вам должен сказать о женщине бедной,

Что с маленьким сыном стоит со жнецами рядом

И в правой ладони зажала поднятый колос,

На левую руку надела свою корзину.

Вам стоит подслушать бесхитростную беседу —

Она отзовется на сердце печалью тяжкой:

«Все дочиста с поля ушло в уплату налога.

Зерно подбираю — хоть так утолить бы голод».

А я за собою какие знаю заслуги?

Ведь в жизни ни разу я сам не пахал, не сеял.

А все ж получаю казенные триста даней,

До нового года зерно у меня в избытке.

Задумаюсь только, и мне становится стыдно,

И после весь день я не в силах забыть об этом.[79]

Новый налог, несмотря на то что количество плательщиков расширилось, был хуже приспособлен к новым формам государственных или частных хозяйств, вышедших на национальный уровень. Его введение не привело к желаемому преодолению дефицита государственной казны, который продолжал расти. Цикл немедленных взносов и покрывающих их долговременных задолженностей все больше и больше ускорялся.

В это время светское хозяйство буддийской церкви превратилось в государство в государстве, гигантский и вызывающий механизм налогового мошенничества, который позволял вырваться из тисков работы или, как это подчеркивали конфуцианцы, семьи. Это продолжалось до того момента, когда правительство, доведенное до разорения, вынуждено было принять драконовские меры. С 842 до 845 г. оно яростно объявило вне закона как буддизм, так и все «иностранные религии», например несторианство, которые одновременно проникли в Китай с Запада.

Впрочем, эти репрессии не стремились поражать духовные основы доктрин самих религий. Они касались материальных учреждений, богатств, разорительных обрядов чрезмерно пышных культов, исключительных монополий и экономических привилегий, которые были постепенно и необдуманно предоставлены монастырям.

Однако спустя четыре века религиозного усердия большая часть представителей китайского народа, кажется, быстро отошла от исступления и восторгов веры. Все это оставалось свойственно отдельным личностям, но не группам, как это было в период гонений, когда японский паломник Эннин, автор увлекательного «Дневника», путешествовал по Китаю (838–847). Во-многих обстоятельствах буддизм использовался только для того, чтобы служить частным интересам. Так это было свойственно богатым семьям, враждебно относившимся к исключительному и слишком «элитному» превосходству конфуцианства, которое не признавало ничего, кроме культурных ценностей. Буддизм также играл важную роль для евнухов, женщин дворца и торговцев, которым эта религия возвращала чувство собственного достоинства, оспариваемое конфуцианцами и легистами. После того как были разрушены его материальные строения, буддизм потерял и былую поддержку. Осознавало ли китайское общество все то, что было бесспорно принесено вместе с буддизмом: больше милосердия в правосудии, больше свободы и равенства в отношениях между частными лицами? Оно снова казалось нерушимо связанным с древними общественными, религиозными и обрядовыми понятиями, которые всегда указывали ему путь. Больше, чем когда-либо, китайское общество осознавало свое величие.

Общение как система

Общение как система Слово «гуаньси» принято переводить на русский язык как «связи» или «отношения»; однако оба эти варианта перевода не способны должным образом передать значение «гуаньси» в жизни китайцев. Многие наши соотечественники и западные люди, имеющие

СИСТЕМА КООРДИНАТ

СИСТЕМА КООРДИНАТ Увы, мы крайне редко задумываемся над тем, что каждый из нас живет в своей собственной системе координат, которая определяет наше движение по жизни.Система координат – это те ценности, которые человек считает главными. Эти ценности и есть те вешки,

Транспорт – это система

Транспорт – это система Мы слишком часто недооцениваем всей сложности выбора транспортной системы и видов транспорта, подходящих для той или иной урбанизированной территории. Сиюминутные проблемы в городах обычно решают за счет поочередного внедрения нескольких мер,

3.2. Культура как система

3.2. Культура как система Культура сложна и многообразна. Она проявляется по-разному, пронизывает всю человеческую историю, жизнь каждого человека. Именно поэтому ее изучают самые разные науки. Культурология изучает не отдельные проявления культуры, а всю культуру как

«Ялтинская система»

«Ялтинская система» Шарль де Голль не питал каких-либо симпатий к русскому коммунизму и даже повоевал с ним в 1920 году, в качестве военного советника армии незадолго пред тем востановленного польского государства. Вместе с тем, ему с самого начала было ясно, что роль

ДЖАЗОВАЯ СИСТЕМА

ДЖАЗОВАЯ СИСТЕМА Дух есть бесконечное сопротивление тому, чтобы быть чем-либо вообще. То, что не установилось, не является и чем-то. То, что установилось, мертво. Поль Валери Шёнберг! Заставьте этих людей прочесть Достоевского! Это важнее, чем контрапункт! Густав

В ранний период феодализма значительных успехов достигла экономика страны. Мелкое индивидуальное производство, являясь в то время наиболее прогрессивной формой хозяйства, было в какой-то мере обеспечено системой аграрных отношений, известных под названием надельной системы. Значительно расширилась площадь обрабатываемых полей, умножились сорта выращиваемых культур и собранные урожаи. На юге страны стали уделять больше внимания посадкам сахарного тростника. На севере крестьяне начали ткать шелк из нити дикого шелкопряда.
Новые каналы, а также новые водоподъемные сооружения дали возможность возделывать поля в местности, оставшейся ранее недоступной для обработки. Одним из важных усовершенствований было колесо (чаще бамбуковое с глиняными кувшинами), приводимое в движение рабочим скотом или усилиями самих крестьян. Земледельцы научились чередовать посевы, чтобы не истощать почву, оставлять часть земли под пар и, наконец, на одном поле сеять черезбороздно две различные культуры, поспевавшие в разное время.

В течение VII в. увеличилось население страны. Исторические труды содержат указания на изменение численности населения. Так, по записям 606 г., на государственном учете состояло 46 с лишним млн. душ, а в 754 г. — около 53 млн. Однако приведенные цифры не отражают подлинного роста населения, поскольку происходило интенсивное сокращение податных душ в государственных записях. Можно предположить, что уплотнение населения в центральных районах и заселение окраин шло довольно быстро. Вместе с расширением деревенской периферии возрастало число городов и городских жителей. Стихийный рост общественного разделения труда способствовал развитию ремесленного производства.
В рамках централизованной империи при помощи развитого и хорошо организованного государственного аппарата классу феодалов удалось закрепить свою монополию на все земли, а частично и на земледельцев, приписанных к деревням и дворам. Но в новых условиях прежний уровень эксплуатации крестьян перестал удовлетворять феодалов, поэтому они стали выискивать новые способы увеличения землевладений, накопления богатства и повышения политического влияния.


Центральная власть, установленная в результате победы над крупнейшими властителями, использовала традицию, согласно которой государству принадлежала верховная собственность на землю и право ею распоряжаться. Развитая система контроля и социальная иерархия должны были препятствовать безудержному росту крупных землевладений. Но влиятельные феодалы, чиновники, купцы, прибегая к различным ухищрениям, а то и к открытому насилию, захватывали земли государственных податных или переманивали крестьян — брали их под покровительство и тем спасали от многолетних долгов по налогам. Иногда феодалы отводили воду, строя дамбы, сооружая каналы и водохранилища, лишали крестьянские поля влаги, разоряли таким образом хозяйства земледельцев. Последние были принуждены бросать свои наделы и «пускаться в бега» или становиться личнозависимыми.

Императоры часто сами помогали этому процессу, жалуя своим родственникам и другим влиятельным лицам земли с крестьянами вопреки установленным ограничениям. Записи в истории Тан свидетельствуют, что только в 710 г. 140 семей высшей аристократии получили в дар земли в 54 округах. В 766 г. число дарений возросло до 400.
Уменьшение количества государственных податных приводило к сокращению налоговых поступлений и истощению казны. Поэтому власти боролись с «поглощением» земли (цзяньбин). Императорские указы со времени У Цзэ-тянь воспрещали «занимать поля без ограничений» и «скрывать податных». Императрица требовала, чтобы купленную незаконно землю возвращали основным держателям и государство брало на себя обязательство возмещать убытки. В правление Ли Лун-цзи (Сюаньцзун — 713—755) устанавливались особые кары за «поглощение» полей и податных душ. Запреты купли-продажи пытались распространить и на земли, находившиеся в «вечной собственности» (юнъе). Двор посылал специальные комиссии для расследования положения на местах, для проверки списков податных, для уничтожения сооружений, лишавших крестьянские поля воды. Эдикт 736 г. разрешал беглым возвращаться к своим наделам, обещал вернуть землю и предоставить льготы по налогам. Чтобы увеличить количество налогоплательщиков, демобилизовали воинов и превратили их в землепашцев. Все эти меры не дали особых результатов. Феодалы продолжали захватывать землю, воду и самих крестьян. После смерти У Цзэ-тянь, которая пожаловала буддийской церковной организации большие пространства полей, была проведена конфискация монастырских землевладений. Но и эти земли правительство раздарило.
Усилив свои экономические позиции, феодалы стали претендовать на политическое влияние и пытались поколебать централизованную власть.

Борясь с могуществом отдельных феодалов и сепаратистскими тенденциями начальников на местах, танский двор передал военачальникам часть функций и прав гражданских чинов. В провинциях создалось двоевластие, особенно влиятельными стали военачальники или военные наместники, называемые цзэдуши.
Ресурсы казны сократились также в связи с потерей империей ранее завоеванных и вассальных территорий. После поражения императорских войск в битве с арабами при Таласе в 751 г. Китай лишился всякого влияния на Великом шелковом пути. Еще раньше освободилась Корея. На северо-востоке к земледельческим районам придвинулись племена киданей. На юго-западе (в Юньнани) активизировалось государство Наньчжао. Империи пришлось вести на окраинах оборонительные войны, стоившие больших средств, отрывавшие крестьян от сельского хозяйства и истощавшие казну.
Обострение положения в стране вызвало в Чанъане при дворе императора Ли Лун-цзи, поэта и мецената, борьбу политических направлений и клик. Возобладавшая в соперничестве с другими группировками фамилия Ян пыталась умерить сепаратизм феодалов и военных наместников. Недовольство ограничениями привело к мятежу наместника Ань Лу-шаня, начальника войск, действовавших против киданей. Ань Лу-шань в 755 г. повернул свои военные силы против императора, заручившись при этом поддержкой киданей. Он занял Кайфын, где устроил страшную резню, затем Лоян и Чанъань.
Император бежал в Сычуань. Танский двор нанял за высокую оплату конников уйгур и других кочевников. Сторонники Ань Лу-шаня были вытеснены из столицы и отступили на восток. Однако война против союза военных наместников затянулась на длительное время. В ходе этой войны наместники, а с ними и некоторые феодалы добились различных привилегий. Кочевники, призванные в Китай Танами, не довольствуясь полученной платой, не желали уходить восвояси, безжалостно грабили все, что попадалось. По возвращении императорского двора в столицу ресурсы казны оказались в плачевном состоянии.

«Поглощение» земли и крестьян принимало все большие размеры, и бороться с этим процессом становилось все труднее. К тому же уточнить сложный учет населения не представлялось возможным. В «Синь-таншу» сказано: «Списки податного населения в Поднебесной долгое время не составлялись заново. Между тем некоторые податные переселились, другие умерли, некоторые купили или продали поля; изменилось их имущественное положение. Случилось так, что реестры перестали соответствовать действительному состоянию».

Центральная власть не имела средств провести проверку и переучет. В то же время она не могла сохранить прежний аграрный порядок, тем более что процент держателей земли — феодалов резко возрос. Танский двор делал попытки провести некоторые реформы. Так, в 763 г. было решено взимать налоги с земельной площади, разделив землевладения на девять разрядов. Это мероприятие встретило сопротивление феодалов. Когда цзайсяном стал сановник Ян Янь, он высказал мысль о бесцельности сохранения надельной системы. По его мнению, казне все равно, от кого получать налоги, лишь бы они поступали. Бороться за сохранение крестьянских наделов и вообще давать землю беднякам бессмысленно, если они не способны хорошо обрабатывать и сохранять свои наделы. С другой стороны, государству ни к чему брать на себя тяготы ежегодного передела земли, раздачи наделов, помощи пострадавшим от неурожая. Ян Янь доказывал также, что триада повинностей устарела, так как от налогообложения ускользали держатели земли феодалов, ремесленники и купцы.

Императорский эдикт, изданный в 780 г., не содержал всех мер, предложенных Ян Янем. Вместо триады повинностей устанавливалась система ляншуй — двухразовых налогов, которыми облагались земли и все ее держатели. Налоги должны были взиматься дважды, т. е. летом в 6-м и осенью в 11-м месяце. Налогообложение распространялось на горожан. Взимание летних и осенних податей означало увеличение налогообложения и рост эксплуатации крестьян. Если земледельцы при черезбороздном посеве научились собирать два урожая в год, то и казна брала с них налоги дважды в году. В 793 г. был установлен особый налог на чаеводов.

Со временем закон о введении двухразовых налогов привел к резкому возрастанию эксплуатации крестьян. Зависимые держатели (кэху, дяньху, дянькэ) помимо ренты хозяину платили налоги казне, а подать за них вносили их хозяева, т. е. феодалы, чиновники, ростовщики,. а иногда и зажиточные семьи государственных податных. Увеличение массы налогов ухудшало положение крестьян, имевших частные земли. Под тяжестью нового обложения они все чаще стали терять земли и попадать во власть феодалов и чиновников, превращаясь из «хозяев» в зависимых держателей.

Беглых крестьян становилось все больше. Обездоленные, голодные люди — исконные хлебопашцы, потеряв возможность обрабатывать землю, прятались в лесах и горах. В источниках говорится о том времени: «Один доу риса стоил 7 тыс. монет. Повсюду на дорогах лежали трупы умерших от голода».

В стране росли помещичьи владения. Крупные феодалы и военачальники могли легко освободить свои владения от обязательств перед государством. Но средние и низшие слои господствующего класса должны были вносить налоги за захваченную или купленную ими землю в за своих мелких держателей, что вызывало среди этих слоев недовольство.

Взимание двухразовых налогов ухудшило положение горожан обязанных теперь платить налоги и отрабатывать трудовую повинность: купцы выплачивали одну тридцатую нормы налога и наравне с земледельцами несли трудовую повинность.

Нуждаясь в средствах, правительство провело конфискацию казны буддийских монастырей, стало прибегать к порче монеты. Выпуск денег, не отвечающих по весу и номиналу, дестабилизировал финансы, подрывая торговлю и ремесло, ложился дополнительной тяжестью на крестьян. Часть доходов поступала в казну от монополии на соль и чай. Власти непрерывно карали смертной казнью за контрабанду. Но с ослаблением центральной власти их меры становились все менее эффективными.

Политическая власть династии Тан, пошатнувшаяся после мятежа Ань Лушаня, продолжала слабеть. Усилилась самостоятельность военных наместников, которые добились наследственного права на титулы и владения, хозяйничали на подвластных территориях.

При дворе возникло острое соперничество группировок и клик, боровшихся за посты, доходы и влияние. Императоры стали марионетками политических деятелей, евнухов и временщиков. Добившиеся влияния в чанъаньском правительстве старались подчинить себе институты экзаменов и назначение чиновников. Кумовство и взятки влияли на исход испытаний.

Положение в стране вызывало недовольство в среде чиновников, образованных людей и горожан. В поэзии и прозе той эпохи звучали голоса глубокой печали и негодования. Власти преследовали инакомыслящих.

Династия Тан (18 июня 618 – 4 июня 907 гг. н.э.) – китайская императорская династия, основанная Ли Юанем . Его сын – император Ли Шиминь, после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил начал проводить прогрессивную политику. Эпоха династии Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества страны, Китай в этот период опережал остальные современные страны мира в своём развитии.

династия Тан

С приходом к власти в 618 г. н.э. династии Тан – начался один из лучших периодов в истории Китая. Деятельный и гуманный характер правления основателей династии – Гао-Цзу и его сына Тай-Цзуна позволили восстановить империю.

Западные регионы были присоединены к владениям Китая. К императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западно-азиатские государства. Кроме того, были расширены границы на Северо-Востоке страны; к имперским владениям была присоединена Корея. На юге была восстановлена власть Китая над Аннамом.

Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета династии Хань.

Если проследить китайскую историю с самых древних династий, можно увидеть, что она постоянно повторяется, как будто подчиняясь величественному ритму времени. Из руин и хаоса появляется талантливый правитель, который основывает новую династию , возрождающую империю.

Государство достигает небывалых высот в развитии, затем начинается упадок , империя распадается, вновь погружаясь в хаос. Так было и с династией Тан, основанной Ли Юанем в 618 году.

История Династии Тан

Китайская династия Тан была основана Ли Юанем , крупным землевладельцем родом с северных границ Китая, населённых народностью табгач – китаизированными потомками степняков-тоба. Ли Юань вместе со своим сыном Ли Ши-минем одержал верх в гражданской войне, поводом к которой послужила жёсткая и безрассудная политика последнего императора династии Суй – Ян-ди, и вскоре, после его смерти в 618 г. взошёл на престол в Чанъани под династическим именем Гао-цзу.

Впоследствии Гао-Цзу был отстранён от власти Ли Шиминем, однако основанная им династия Тан сохранилась и находилась у власти до 907 г. с небольшим перерывом в 690-705 годах (правление императрицы У Цзэтянь, выделяемое в особую династию Чжоу).

Ли Юань вошел в историю под посмертным именем Гао-Цзун, а правил под именем У-ди. Это был талантливый феодал и полководец , любивший охоту, пышные представления и верховую езду. Говорят, что свою прекрасную жену он выиграл, состязаясь в стрельбе из лука и поразив мишень – оба глаза нарисованного павлина.

При императоре Гао-цзу, столица была перенесена в Дасин , переименованный в Чанъань в честь расположенной неподалеку древней столицы Поднебесной. Император потратил около 10 лет на достижение мира с соседними государствами и внутри страны. Постепенно благодаря разумным дипломатическим мерам он смог привлечь на свою сторону мятежников и разбитые отряды противника.

тай цзун династия тан

Продолжилось восстановление денежного обращения и системы экзаменов; торговля стала жестко контролироваться центральным правительством. Одно из главных достижений императора Гао-Цзу – создание нового свода законов, насчитывающего 502 статьи. Эти законы, в основе которых лежала философия инь-ян, теория пяти первоэлементов и конфуцианские принципы , просуществовали вплоть до XIV века и стали образцом для законодательных систем Японии, Вьетнама и Кореи.

У Гао-Цзу было три сына , наследником был объявлен старший из них, однако, на трон метил сын Ли Шиминь, принимавший активное участие в действиях, направленных на подавление мятежей внутри страны.

Узнав, что братья стараются настроить против него отца, он перешел к решительным действиям и объявил об их незаконной связи с наложницами из императорского гарема . Братья отправились во дворец, чтобы оправдаться перед Гао-Цзу, но у ворот их поджидал Ли Шиминь со своими сторонниками.

Ли Шиминь пронзил стрелой наследника, а второй брат был убит его людьми. Император, узнав о случившемся, уступил свой трон сыну и уехал доживать свой век в сельской глуши. Ли Шиминь приказал казнить десятерых детей своих братьев, чтобы избавиться от возможных противников.

В 626 году на трон взошел впоследствии самый могущественный император танской династии, получивший тронное имя Тай-цзун. Этот великий руководитель до сих пор считается образцом конфуцианского идеала правителя, который выступал за интересы крестьян, купечества, интеллигенции и землевладельцев.

Императору удалось окружить себя мудрыми и преданными чиновниками , чуждыми коррупции. Чиновники спали посменно, чтобы быть в распоряжении императора в любое время суток. Если верить истории, император трудился без устали , развешивая на стенах своей спальни бесчисленные доклады своих подданных и изучая их по ночам.

Бережливость, реформы в области военного строительства и власти на местах, улучшенная система транспорта и развитое сельское хозяйство принесли процветание всей стране. Империя Тан стала уверенным и стабильным государством, значительно обогнавшим в развитии другие страны этого периода. Чанъань превратился в настоящий город-космополит , принимавший многочисленные посольства.

За образованием сюда стекались отпрыски аристократов из ближайших стран , формировались национальные общины. С наибольшим энтузиазмом гостеприимством Китая пользовались японцы, которые после нескольких лет обучения и работы заграницей возвращались на родину, где формировали государственную структуру по примеру своих соседей. Именно в этот период Китай оказал огромное влияние на становление японской культуры.

Развитие культуры и народных промыслов

Экономические и административные нововведения династии Суй были восприняты и закреплены в танскую эпоху. В эпоху династии Тан, в Китае был введен в действие новый порядок долговременного владения землей , в соответствии с которым образование крупных земельных владений было ограничено, а крестьяне получили возможность поддерживать стабильный уровень жизни.

династия тан в китае

Наиболее значимым достижением стала созданная в эпоху династии Тан правовая система , которая, в конечном счете, порвала с нигилизмом периода Цинь. Был сформулирован обязательный свод социальных традиций и правил поведения, пропитанных духом конфуцианства.

Культура и искусство достигли небывалых высот и отличались роскошью и утонченностью . Знаменитый фарфор, ювелирные изделия, мебель, украшенная росписями и инкрустацией перламутра, живопись и поэзия эпохи Тан стали образцом наивысшего мастерства китайских художников, поэтов и ремесленников.

Сельское хозяйство, торговля, кустарные ремесла процветали . Развивались ткацкое и гончарное производство, кораблестроение и металлургия. Развитая транспортная система способствовала процветанию торговли, тесные экономические связи были установлены с Японией, Индией, Кореей, Персией и Аравией. Именно в эту эпоху чай становится ключевым элементом китайской культуры.

Также в период династия Тан в Китае произошел расцвет китайского искусства и литературы . Большинство танских императоров активно покровительствовали поэзии, театральному искусству и музыкальному творчеству, а многие и сами проявляли творческие способности.

Известные поэты эпохи правления династии Тан – Чэнь Цзыан, Ли Бо, Дуфу, Бо Цзюйи, Ли Шанъинь и Ду Му. Хань Юй и Лю Цзунюань выступили с инициативой создания произведений на древнекитайском литературном языке , что сильно повлияло на другие династии. Каллиграфия Янь Чжэньцина, живопись Янь Либэня, У Даоцзы и Ван Вэя, а также пещерное храмовое искусство получило известность. Были изобретены полиграфия и порох.

Тайцзун

Период правления Тай-цзуна также ассоциируется с попыткой создания синтетической культуры, которая бы объединила китайскую цивилизацию со степными тюркскими кочевниками. Помимо китайских мудрецов, при дворе Тай-цзуна находились и преданные степняки, среди которых – однорукий уйгурский военачальник Киби Хели.

Во время правления Тай-цзуна империя Династии Тан значительно расширила свои границы : войска императора отходили от столицы на расстояние 9 тыс. км, по дороге покорив более 70 городов Средней и Центральной Азии.

На 50-м году жизни император Тай-цзун внезапно заболел неизвестной болезнью , сопровождающейся головокружением, упадком сил и нарушением зрения, и в 649 г. умер, оставив после себя могущественную империю и память о себе, как о мудром, честном и великом правителе.

Трон занял 9-й сын императора, взявший себе имя Гао-цзун .

Новый император, обладавший слабым характером и здоровьем, фактически стал марионеткой в руках своей жены У-хоу , бывшей служанки наложницы императора Тай-цзуна.

У-хоу Династии Тан в Китае

С помощью своего ума и красоты У-хоу смогла занять место законной жены Гао-цзуна и жестоко расправилась с женой и любимой наложницей императора: женщинам отрубили руки и ноги и оставили умирать в бочке из-под вина.

В 674 году У-хоу присвоила себе и своему мужу титулы Небесной Императрицы и Небесного Императора .

После смерти мужа У-хоу правила страной за спиной сына – императора-марионетки, а в 690 году и вовсе объявила себя законной «властительницей Поднебесной» , став первой и единственной женщиной-императором. В общей сложности У-хоу находилась у руля власти на протяжении 40 лет, пока в возрасте 82 лет ее не сверг вернувшийся из ссылки сын Чжун-цзун.

Еще несколько лет управление государством фактически находилось в руках женщин – распутной жены нового императора Вэй и ее дочери Ан-ло, коррупцией сколотившей себе целое состояние.

В 710 году после смерти императора Чжун-цзуна обе женщины были убиты, номинально власть перешла к Жуй-цзуну, а фактически – к его дочери, царевне Тай-пин. За годы правления императрицы У-хоу и последующие за ним годы борьбы за власть в высших слоях общества начался хаос, коррумпированная администрация напрочь прогнила.

В 712 году императором стал брат царевны Тай-пин – Ли Лун-цзы. После того как царевна попыталась его отравить, а также после неудачной попытки военного переворота, император приказал казнить сторонников царевны прямо перед залом приемов, а саму Тан-пин вынудили совершить самоубийство.

Так власть наконец-то оказалась в руках разумного правителя , взявшего себе императорское имя Сюань-цзун. Администрация была полностью заменена, новые реформы вновь начали восстанавливать страну после экономического и военного кризиса.

Империя Тан переживала новый виток расцвета. В этот период в Китае было изобретено книгопечатание, сыгравшее огромную роль в сохранении, распространении и развитии знаний.

Упадок Династии Тан

эпоха династии тан

О причинах упадка могущественной династии Тан до сих пор ведутся споры. В целом центральная власть стала ослабевать в середине VIII века , когда Китай потерпел ряд военных поражений, и страну вновь стали сотрясать восстания. Самым разрушительным стало великое восстание Ань Ши, честолюбивого наместника, в жилах которого текла согдийская и тюркская кровь.

В результате 7-летней гражданской войны, развернувшейся после мятежа, согласно официальным записям, погибло около 36 млн. человек, что составляло 6-ю часть мирового населения того времени. Эта война стала самым крупным по числу жертв вооруженным конфликтом в истории человечества до Второй мировой войны и нанесла непоправимый ущерб Танской империи.

После восстания постепенно стало расти влияние провинциальных военных губернаторов-цзедуши, престиж центральной власти неотвратимо падал. Стихийные бедствия – наводнение и неурожай, повлекшие за собой ужасный голод, посеяли в народе молву о том, что династия прогневала небеса и утратила право на трон. Все эти события послужили поводом для ряда восстаний, среди которых власть окончательно подорвал мятеж Хуан Чао и его последователей. Мятежникам удалось захватить древние столицы Чанъань и Лоян.

Подавление бунта, сотрясавшего империи на протяжении 10 лет , к сожалению, не принесло мир в пошатнувшийся Китай.

Столица, когда-то процветающий многонациональный богатейший город, была разрушена: улицы поросли боярышником, по ним бегали лисы и зайцы. Последний император династии Ли Чжу был свергнут в 907 году военачальником Чжу Вэнем.

Династия Тан лишилась своего Мандата Неба не без участия природы. Чжу Вэнь основал свою династию Поздняя Лян. Страна вновь распалась на несколько государств, как это уже случалось несколько раз в истории Поднебесной . Начался период Пяти династий и десяти царств.

Императоры Династии Тан

Династия Тан (618-690 гг. н.э.)

Династия Чжоу (690-705 гг.)

Продолжение Династии Тан (705 — 907 гг.)

Сын ЛиЧжи (Гао-цзун) и У Цзэтянь. Он был на троне два месяца в 684 г. перед У Цзэтянь. После У был свергнут в 705, он управлял Китаем в течение пяти лет с постоянным вмешательством династии Вэй в судебные дела.

Сын Чжун-Цзуна. После краткого правления, он был вынужден отказаться от престола в пользу его дяди Жуй-цзуна, в результате государственного переворота, начатого принцессой Тайпин и Ли Лунцзи.

Восьмой сын Ли Чжи и У Цзэтянь; пятый и девятый император династии Тан; Его первяй период правления произошел после свержения У цзэтянь и Ли Сянь. Его второй период правления начался после переворота его сестра Тайпин и его сына Ли Longji (позже Сюаньцзун).

Также известен как император Мин Тан; Сын Жуй-цзуна; Его правление было самым длинным в династии Тан, этот период был известен как период расцвета Кайюань – «Эпоха Кайюань» была периодом, когда “в стране было полное изобилие.

Сын Сюань-цзуна; Он правил во время подавления востания Ан Ши. Во время его правления, евнухи стали набирать силы.

Сын Су-цзуна; Во время его правления восстание Ан Ши(оно же восстание Ан Люшана) было успешно подавлено. Он верил в буддизм, и потратил много денег на строительство храмов, которые добавили большую нагрузку на финансовую сторону империи Тан.

В период с 581 по 618 год в Китае правила династия Суй. Императоры Суй вели агрессивную и не всегда удачную внешнюю политику, ради обеспечения которой население облагалось огромными налогами. Маленькие хозяйства разорялись, а большие наделы богатых землевладельцев только росли. В 617 году родственник последнего императора из династии Суй – Ли Юань – поднял восстание. Император Ян Гуан бежал из столицы, но в 618 году был убит собственной стражей. Ли Юань стал единоличным правителем Китая и основателем новой династии – Тан.

Эпоха Тан (618 – 907) – это настоящий расцвет средневекового Китая. Площадь страны росла, сильная центральная власть устанавливала закон и порядок даже в отдалённых провинциях, казна исправно пополнялась, развивались ремёсла, философская мысль и искусство.

Внутреннее устройство Танской империи

К 628 году Ли Юань подавил основные очаги восстания и объединил государство. Его успеху способствовала гибкая политика и готовность к компромиссам: танский император улучшил положение крестьянства, сократил сроки трудовой повинности, освободил кабальных рабов, поддерживал наиболее бедные слои населения. Самым важным решением Ли Юаня, обеспечившим ему поддержку китайского крестьянства был указ о выдаче каждому трудоспособному мужчине земельного надела. Также небольшие наделы получили государственные рабы, что практически уравняло их в правах со свободными крестьянами, купцы и ремесленники.

Для контроля над налоговыми поступлениями, по указу Ли Юаня, была проведена перепись населения и был установлен принцип круговой поруки. С одной стороны, государство строго следило за налогоплательщиками, но, с другой – даровало льготы и взимало налоги в зависимости от особенностей региона.

Социальное устройство империи Тан, как и в более раннее время, представляло собой пирамиду:

  • на вершине находился император – Сын Неба;
  • его опорой была аристократия, к числу которой принадлежала немалая часть чиновников. Сын Ли Юаня – Ли Шиминь – заботился о том, чтобы в среду чиновников легко могли входить наиболее талантливые представители китайского общества и только после прохождения специального экзамена и получения учёной степени;
  • китайцы, не входившие в число знати и чиновников, назывались «добрым людом». Это было податное население – крестьяне, купцы и ремесленники;
  • в самом низу социальной иерархии стоял «подлый люд», не плативший налогов – нищие, актёры, проститутки, слуги и рабы.

В эпоху средневековья ещё не существовало жёстких границ между этими группами, были возможны переходы граждан как в низшие, так и в высшие слои общества.

Император в своей работе опирался на своих помощников – цзайсянов и три административные структуры – Кабинет министров, Совет Двора и Государственную Канцелярию. Работа всех этих органов была выверена до мелочей, вместе они образовывали слаженную бюрократическую машину, занимавшуюся законотворчеством, реализацией масштабных государственных проектов, стратегическим планированием и т. д.

Важным шагом танских императором стала кодификация законов и издание в 737 году «Тан люй шуи» — огромного правового кодекса, использовавшегося в Китае ещё много веков.

Внешняя политика Тан

Одной из наиважнейших внешнеполитических задач Тан было установление контроля над Великим шёлковым путём. С этой целью с 628 года была организована серия походов против тюрок. В результате пало государство Гаочан и Западный Тюркский каганат. До самого Урумчи по всему Великому шёлковому пути были расставлены китайские военные гарнизоны. Параллельно Китай вёл войну с Кореей и Вьетнамом, а также продолжал борьбу с кочевыми народами – киданями, тогонцами и мохэ.

Успехи Китая на внешнеполитическом поприще и безопасность путей, ведущих к нему, привлекли в страну множество паломников, торговцев и послов. В этот период завязались дипломатические отношения с Японией, Цейлоном, Камбоджей, Шривиджайей, Индией, некоторыми арабскими халифатами и даже Византией. По сложившейся с древности традиции, придворный этикет требовал, чтобы прибывшие к императору послы, по крайней мере, номинально, объявляли свои государства вассалами Китая.

Хозяйство и экономика

При Тан наблюдается рост количества новых городов и расцвет уже существующих. Города становятся центрами ремесла, торговли и культуры. На развитие торговли серьёзно повлияли два фактора: унификация денежного обращения и постройка Великого канала, соединившего Янцзы и Хуанхэ. Крупнейший рынок возник в столице – Чанъане. Важные религиозные праздники всегда сопровождались приуроченными к ним ярмарками. Несмотря на все эти благоприятные условия, дальнейшему развитию торговли препятствовала жёсткая политика государства: количество облагаемых налогом товаров постоянно росло, власти часто практиковали безвозмездные изъятия в пользу армии. Купечество оказалось в крайне стеснённом положении и теряло свою прибыль.

Государственный контроль был установлен и за ремесленниками. По сути, они выполняли государственные заказы, а на рынках продавали только излишки продукции по установленным императорским двором ценам и на арендованных у государства торговых площадях. В городах существовала цеховая система, регламентировавшая все производственные процессы. Постепенно среди ремесленников стала выделяться высококвалифицированная категория, члены которой совсем не поставляли товар на рынок, а трудились исключительно для двора. Обычно это были мастера-оружейники; ткачи, изготавливавшие очень дорогие ткани; печатники; мастера, специализирующиеся на изготовлении карет; наиболее талантливые камнетёсы.

Эпоха Тан была временем подъёма сельского хозяйства – были распаханы огромные площади, причём, в зависимости от региона применялись различные агротехники: на горном юге – террасирование, а на более плодородном севере – трёхполье. Надельная система, созданная танскими императорами, должна была ограничить рост крупных поместий и стимулировать развитие крестьянских землевладений, приносивших наибольшее количество налогов в казну. Однако в VIII веке эта система стала давать сбои. Купцы и чиновники, занимавшиеся постройкой дамб и каналов, часто специально лишали крестьян доступа к воде или просто сгоняли их с собственных земель силой. Разорившиеся крестьяне были вынуждены расставаться с участками и идти в услужение. Так начался очередной китайский династийный кризис.

Кризис и падение династии Тан

Сокращение налоговых поступлений привело к обнищанию государства. Тан теряли завоёванные ранее территории. В 751 году после поражения нанесённого Китаю арабами при Таласе, Тан потеряли контроль над Великим шёлковым путём. Стало сложно бороться с киданями, теперь постоянно совершавшими набеги на северо-восточные области, и с уйгурами, тревожившими юго-запад. В условиях кризиса быстро разгорелась борьба придворных группировок за власть. Первую попытку захвата императорского престола предпринял губернатор Ань Лушань в 755 году. Тогда мятеж удалось подавить, но стабилизировать ситуацию в стране императору так и не удалось.

В 780 году была реализована реформа министра Ян Яня: государство перестало бороться с укрупнением земельных наделов и разрешило любые сделки с участками; стало взимать налоги практически со всех категорий населения; размеры налога стали зависеть от количества и качества земли, а не от числа тружеников. Но эти меры не принесли нужного количества денег. Государству пришлось прибегать к конфискации имущества буддистских монастырей и порче монеты. Постепенно императоры перестали играть какую-либо роль в политической жизни страны, а в государственном аппарате процветали коррупция и кумовство.

Крестьянская война (874-901)

Противодействие центральной власти стали оказывать не только отдельные придворные и военные группировки, но и крестьянство. Первые очаги крестьянского восстания вспыхнули ещё в середине VIII века. На протяжении века народ поднимал мятежи то в одной, то в другой провинции, а в 874 году разгорелась настоящая крестьянская война. Повстанцы захватывали монастырские и казённые кладовые, громили усадьбы богачей. Любую найденную документацию, в первую очередь, долговые расписки, уничтожали.

В 878 году правительственные войска сумели отразить поход бунтовщиков на Лоян и даже захватить и казнить одного из лидеров восстания, однако, сломить сопротивление императору не удалось. Во главе повстанцев встал Хуан Чао, провозгласивший себя «Великим полководцем, штурмовавшим Небо». Хуан Чао не только смог привлечь на свою сторону многих представителей знати, но и взять Лоян и Чанъань. После бегства императора, он стал владыкой Китая. Однако правление Хуан Чао длилось недолго, в 884 году его армия была окружена, и лидер мятежников покончил с собой.

Несмотря на поражение повстанцев, династия Тан была слишком слаба, чтобы удерживать власть, и в 907 Китай распался на множество воюющих между собой царств.

Налогообложение в Османской империи со временем резко изменилось и представляло собой сложную мозаику из различных налогов, льгот и местных обычаев.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Наследование
  • 2 Дефтер
  • 3 феодальных поместья
  • 4 Лоскутное одеяло из разных сообществ и налогов
  • 5 церковное налогообложение
  • 6 Вакуфов
  • 7 Конфликт
  • 8 Сложность и реформа
  • 9 Реформы Танзимат
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Библиография

Наследование

Когда Османская империя завоевала новые территории, она приняла и адаптировала существующие налоговые системы, которые уже использовались предыдущими правительствами. Например, при завоевании Белграда султан поручил чиновнику собрать информацию о налоговой системе до завоевания, которая будет воспроизведена после завоевания. В начале тахрира каждой области (налоговой книги) был набросок традиционных налоговых законов в этой области.

Это привело к сложной мозаике различных налогов в разных частях империи и между разными сообществами. В Плодородном полумесяце османы унаследовали мукасама (разделение), пропорциональный налог на сельскохозяйственную продукцию, от мамлюков ; это заметно отличалось от единых налоговых ставок на других недавно завоеванных территориях. Поскольку фермеры реагировали на местные налоги на различные сельскохозяйственные продукты, это увеличивало различия в сельскохозяйственном производстве между районами или даже деревнями; хозяйства, облагаемые самыми высокими налогами, перешли на альтернативные культуры. Дискриминационные ставки, как правило, приводят к неэффективности производства.

Defter

Defter был налоговый регистр. В нем записаны имена и собственность / собственность на землю; в нем делятся домашние хозяйства, а иногда и целые деревни, по религии. Имена, записанные в defter, могут дать ценную информацию об этническом происхождении; Эти налоговые отчеты являются ценным источником для современных историков, исследующих этническую и религиозную историю некоторых частей Османской империи. Османский метод двойной записи, мердибан , был унаследован от империи Аббасидов .

Феодальные поместья

Основная роль системы Тимара заключалась в сборе феодальных обязательств до того, как наличные налоги стали доминирующими. В Османской империи существовала иерархия различных типов владений; Хасс был больше , чем Заим имущество, которое в свою очередь , было больше , чем Тимар . На Балканах крестьяне, получающие тимары, обычно платили десятину или натуральный налог в размере около 10–25% от своей сельскохозяйственной продукции; они также были обязаны платить другие сборы и выполнять барщину для домовладельца, хотя эти обязательства, возможно, были более легким бременем, чем в некоторых современных западноевропейских государствах. Эта система очень напоминает средневековую сербскую феодальную систему, которая, в свою очередь, унаследована от византийской .

Лоскутное одеяло из разных сообществ и налогов


Помимо региональных различий, к разным религиозным и этническим группам применялись разные налоги; Мусульмане платили resm-i çift, в то время как немусульмане платили İspençe .

Эти налоги могут быть дополнительно дифференцированы в зависимости от платежеспособности людей. В 1530 году эялет из Румелии установил градуированные налоги даже между различными религиозными группами небольшого этнического меньшинства; Мусульмане- цыгане платили 22 аспера на семью, немусульмане - 25.

В некоторых случаях местные налоги взимались с немусульман специально для поощрения обращения; и наоборот, в другое время могут быть приняты меры для предотвращения конверсии, чтобы поддержать налоговые поступления.

Существовала практика возлагать на деревни ответственность за уплату харачского налога; если бы один из жителей сбежал (или обратился в ислам), другим пришлось бы платить больше. В хорошие годы давление сообщества обеспечило бы соблюдение требований; но в плохие годы трудности с уплатой части налогов с других людей могут привести к порочному кругу, поскольку все больше налогоплательщиков сбегают:

Было 1700 человек, которые платили Харраху до Венецианской войны, и что теперь осталось только 700, все остальные покинули свои дома и виноградники, и те, кто остались, летают ежедневно, потому что они должны платить не только за себя, но и за за все 1700

На Балканах валахи получали налоговые льготы при византийских и сербских правителях в обмен на военную службу, и это продолжалось при османском владычестве. Существовал особый налог на валахов , rusum-e eflak : по одной овце и по одному ягненку от каждого дома в день Святого Георгия каждый год. Поскольку влахи по-разному облагались налогом, они по-разному числились в defters.

Могут быть значительные региональные различия, и местные лорды могут попытаться набить себе карманы; около 1718 кади из Janjevo жаловался на Порте , что местный лорд поставил İspençe на 80 AKCES , а не официальной ставке 32 AKCES.

Существовал также набор налоговых льгот, называемых муафийет , которые могли применяться к городам, социальным группам или даже отдельным лицам.

Церковное налогообложение

Восточным православным церквям было разрешено повышать налоги среди своих общин; Это привело к тому, что священники должны были платить очень большие суммы - как церковным настоятелям, так и османским чиновникам - за получение руководящего поста, ожидая, что эти затраты могут быть в достаточной степени возмещены за счет десятины.

Иногда «налогообложение» церквей османскими властями могло быть шокирующе прямым: в 1603 году францисканские монахи в Боснии были заключены в тюрьму до тех пор, пока они не заплатили произвольную плату в размере 3000 асперов за разрешение остаться в своих монастырях.

Вакуфы

Вакфы в определенном смысле были формой ухода от налогов; вечный траст, который сам по себе не облагался налогом. Однако некоторые из них были очень обеспечены и предоставляли различные местные услуги, такие как образование, которое компенсировало неспособность правительства Османской империи предоставлять местные услуги, финансируемые за счет налогов. Некоторые из них стали настолько влиятельными, что целые города развивались на основе предоставляемых ими социальных услуг; на Балканах есть города, которые носят название «Вакуф». Состоятельный вакуф может даже взять на себя роль помощника общине в выплате ежегодных налоговых обязательств.

Конфликт

Налоги часто было трудно собирать, особенно в мятежных районах. И наоборот, высокие налоги часто могут спровоцировать восстание. Спрос на налоги был выше во время войны; вместе эти факторы могут спровоцировать порочный круг налогообложения и восстания - в 1585 году 2000 жителей деревни под Дебаром восстали из-за увеличения сизье .

В то время как местные паши вводили новые формы реквизиции и штрафов, государство делало то же самое в более крупных масштабах, применяя ряд «чрезвычайных» налогов, которые быстро стали как обычными, так и высокими.

Османское государство обанкротилось в 1590 году; это привело к экономическому коллапсу и нескольким годам восстаний по всей империи.

Сложность и реформа


В 17-18 веках изменения в ведении войны (предпочтение профессиональной пехоты перед феодальной кавалерией) сделали больший упор на налоги, чем на военные сборы; следовательно, когда тимары опустели, они были переданы в собственность государству и преобразованы в налоговые фермы и частные владения. Авариз , централизованный денежный налог, стал скорее нормой, чем исключением.

Произошел сдвиг в сторону полностью находящихся в собственности наследственных поместий, а не феодалов; ciftlik были предпочтительнее тимара, потому что у арендаторов было меньше прав - следовательно, с них можно было получить больше денег.

Хатт-ı Şerif из Gulhane объявил равенство различных этнических и религиозных групп - отменяющий Kanun-я Раю - и реформированных налоги. Однако не все эти изменения распространились на внешние районы империи.

В Боснии харач не отменялся до 1855 года, когда христианам было разрешено служить в качестве солдат; однако вместо военной службы появилось новое обвинение, которое было наложено на харач, поэтому единственным реальным изменением было повышение налогов для тех мусульман, которые не служат в армии. Указ 1859 г. установил натуральный налог в размере одной трети для крестьян имений Агалук (ранее Тимар ), которые стали называть местными «третинами». Это было в дополнение к государственной десятине, установленной в размере 10% от стоимости урожая. Другие сборы увеличат общее налоговое бремя до более чем 40% - и все это в государстве, которое не может предоставить социальные льготы, которые предлагаются в современных странах с такими же высокими налоговыми ставками.

В 1839 году султан Абдулмеджид I продвинул ряд крупных новых реформ налоговой системы, включая отмену сбора налогов. В танзимата реформы введен новый налог на прибыль; они также отменили многие сложные старые налоги, хотя сизье остались. Налогообложение корпоративной прибыли в современном понимании стало возможным только после кадастровой съемки 1858–1860 годов; temettu (налог на прибыль) был установлен на уровне 3% в 1860 году, а затем повышен до 4% в 1878 году.

Реформы Танзимат

Двумя наиболее важными источниками налоговых поступлений были закят , который облагал налогом товары и землю (и аналогичные налоги, такие как ağnam resmi , налог на овец), и налог cizye, который платили христианские и еврейские подданные.

Реструктуризация налоговой системы была центральной целью реформ « Танзимат» («упорядочивание»), хотя практическая реализация оставалась ограниченной. Политика реформ была провозглашена в Гюльханском эдикте 1839 года и в Османском эдикте о реформе 1856 года, которые привели к принятию османской конституции 1876 года . Столкнувшись с экономическим, военным и технологическим превосходством западноевропейских держав и России, Возвышенная Порта стремилась централизовать и укрепить управление, одновременно предоставляя формальное юридическое равенство и права самоуправления членам конфессиональных сообществ Милле . В этом контексте главной целью реформ было расширение налоговой базы и реорганизация сбора налогов с целью увеличения государственных доходов и покрытия растущих военных расходов.

Однако, несмотря на усилия по реформе, рост налоговых поступлений не соответствовал растущим расходам, так что правительству все больше и больше приходилось полагаться на иностранные займы. Кроме того, сельское население должно было нести высокую налоговую нагрузку, поскольку правительство пыталось сократить дефицит бюджета. Среди взимаемых налогов были налоги на имущество и освобождение от военной службы, а также десятина. Последние обычно собирались частными лицами, уполномоченными на это правительством. Это часто приводит к конфликтам, поскольку, согласно современным сообщениям, сборщики налогов злоупотребляли своими полномочиями и применяли насилие к населению. Кроме того, акцизный налог ( Müskirat resmi ) взимался с производства вина и спиртных напитков. Это коснулось только немусульманских групп, поскольку мусульманам не разрешалось употреблять и производить алкоголь. Еще одна проблема, возникшая в результате реформ, заключалась в двойном налогообложении. Например, армяне в анатолийских провинциях традиционно платили налоги за защиту местным знатным представителям и соплеменникам, большинство из которых были курдами. Эта практика не исчезла, поскольку правительство распространило свой фискальный контроль на провинции. Как следствие, армяне пострадали от двойного налогового бремени, а также от насильственных методов сбора налогов и других актов насилия.

Другим ключевым аспектом налоговых реформ была отмена системы налогового фермерства Iltizam , которая была введена в арабских провинциях Указом о реформе 1856 года. Однако эта система оставалась в различных формах и регионах до двадцатого века. .

В целом, необходимо отметить, что практика налогообложения и степень реализации реформ значительно различаются от провинции к провинции, поэтому следует избегать обобщений.

Читайте также: