Автономные организации бухгалтерский учет и налогообложение

Опубликовано: 14.05.2024

Некоммерческие организации (НКО). Казалось бы, что там учитывать? Разве что отразить взносы учредителей и получение целевого финансирования. Однако на этом деятельность НКО только начинается. Особенности учета и отчетность будут зависеть от формы НКО: коллегия адвокатов, благотворительный фонд, ТСЖ, учреждение или общество охотников и рыболовов.

Коммерческие организации – это юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако юридические лица могут создаваться и для других целей. Организации, для которых извлечение прибыли не является приоритетом, признаются некоммерческими.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Особенности форм некоммерческих организаций установлены в главе 4 Гражданского кодекса.

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

НКО. Учет и отчетность

НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.

НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительную записку.

Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.

К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

Целевые доходы для НКО

С 1 января 2011 года расширен перечень доходов, не учитываемых некоммерческими организациями в целях налогообложения прибыли.

Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

  • целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности,
  • гранты на осуществление программ в области науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • учредительные и членские взносы, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях;
  • доходы, безвозмездно полученные некоммерческими организациями в виде работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (подп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ, раннее освобождалось только имущество);
  • имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ, ранее освобождалось только имущество);
  • средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, от перечисленные структурными подразделениями (отделениями) из целевых поступлений (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их некоммерческих организаций, перечисленные из целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Некоммерческие организации могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, если это соответствует целям, ради которых они созданы.

Учет в благотворительных организациях

Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

  • учредительные и членские взносы;
  • благотворительные пожертвования, гранты, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
  • доходы от внереализационных операций;
  • поступления от деятельности по привлечению благотворителей и добровольцев (организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий);
  • проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
  • труд добровольцев;
  • иные не запрещенные законом источники.

Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).

Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.

При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.

Благотворительная организация вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых за финансовый год. Ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Не менее 80 процентов благотворительных пожертвований в денежной форме используется на благотворительные цели в течение года с момента получения данного пожертвования.

Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения.

Благотворителем или благотворительной программой могут быть установлены иные сроки.

Имущество благотворительной организации не может быть передано учредителям (членам) этой организации на условиях более выгодных, чем для других лиц.

Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных целей.

Средства, полученные благотворительной организацией от осуществления иной предпринимательской деятельности, взыскиваются в доход местного бюджета и подлежат использованию на благотворительные цели.

Бухучет для НКО

НКО ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Осуществляя хозяйственную деятельность, благотворительные организации руководствуются общим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению.

Особенностью бухгалтерского учета в благотворительных организациях является правильность отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности. В связи с этим рассмотрим использование счета 86 «Целевое финансирование».

На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год внереализационных доходов, поступлений от хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией, и доходов от предпринимательской деятельности.

По кредиту счета 86 отражаются поступившие средства целевого финансирования, по дебету – списание средств, израсходованных в соответствии с благотворительной программой и сметой.

Целевые средства предоставляются на финансирование конкретных мероприятий и не могут быть использованы в иных целях. В связи с этим благотворительные организации ведут аналитический учет целевых средств по каждому виду источника и в разрезе целевых программ.

Поступление целевых денежных средств в учете отражается бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 50 «Касса» (51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет») КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– на сумму поступивших целевых средств. Целевые средства могут выделяться благотворительной организации и в натуральной форме (гуманитарная помощь в виде продуктов питания, теплой одежды и пр. ).

В таком случае поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– в денежном эквиваленте.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам в таком случае включается в фактическую себестоимость материалов.

Благотворительным организациям необходимо вести раздельный учет ТМЦ, поступивших в виде целевых средств и приобретенных для ведения хозяйственной деятельности.

В случае приобретения товарно-материальных ценностей для осуществления хозяйственной деятельности их поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей, включая НДС. Кроме того, благотворительные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, и, следовательно, необходимо вести отдельный аналитический учет товарно-материальных ценностей, предназначенных для использования в коммерческой деятельности. Следует помнить, что в подобном случае НДС, предъявленный поставщиком, выделяется из стоимости ТМЦ и учитывается отдельно.

Некоммерческие организации вправе не применять ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Приобретение указанных ТМЦ отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей (без НДС);

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму НДС, предъявленного поставщиками по приобретенным материальным ценностям. Приобретение товарно-материальных ценностей оформляется в общеустановленном порядке.

Рассмотрим отражение хозяйственных операций на конкретных примерах.

Отражение в учете благотворительного фонда проведения благотворительного мероприятия.

Благотворительный фонд проводит бесплатную раздачу продуктовых наборов малоимущим. На расчетный счет получены целевые денежные средства в сумме 200 000 руб. Приобретено продуктов для раздачи малоимущим на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС). Расходы на проведение мероприятия (аренда

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Товары и услуги приобретены фондом для осуществления операций, не облагаемых НДС. Следовательно, сумма входного НДС, предъявленного по аренде помещения, транспорта, канцтоварам и печатным материалам, к вычету не принимается (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Сумма входного НДС включается в стоимость приобретенных товаров и услуг в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса.

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Следовательно, затраты на проведение благотворительного мероприятия не признаются расходами в целях налогообложения прибыли.

Бухгалтерские проводки

Отражено получение целевых средств:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

Отражено приобретение продуктов за счет средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

Отражены затраты на проведение благотворительного мероприятия:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10, 60, 76

– 168 000 руб. (118 000 + 50 000).

Отражено использование средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 20

Г. Джамалова, редактор-эксперт


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Особенности организации бухгалтерского учета
в автономном учреждении

А.А. СЕМЕНЮК,
В.В. ПИМЕНОВ,
эксперты службы
правового консалтинга ГАРАНТ

Рассмотрим наиболее характерные требования законодательства к правовому положению автономного учреждения, на которые в первую очередь следует обратить внимание при организации бухгалтерского учета.

Особенности правового положения автономных учреждений. Автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств – на подобные организации не распространяются положения бюджетного законодательства. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

Вместе с тем наряду с казенными и бюджетными учреждениями автономные учреждения относятся к государственным (муниципальным) учреждениям и являются некоммерческими организациями (ст. 120 ГК РФ, ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Подобный статус существенно ограничивает возможности автономного учреждения по осуществлению приносящей доход деятельности в сравнении с любой коммерческой организацией. В то же время такие учреждения обладают намного более значительной свободой действий, чем получатели бюджетных средств (казенное учреждение, орган власти местного самоуправления).
Остановимся на видах деятельности, которые может осуществлять автономное учреждение:
1. Действующее законодательство устанавливает строго определенные сферы, в которых могут создаваться автономные учреждения, – при изменении таких требований автономные учреждения, не удовлетворяющие новым критериям, подлежат, в частности, реорганизации (ликвидации) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, письмо Минфина России от 25.04.2011 № 02-03-09/1539).

2. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано – такие виды деятельности определяются уставом. Именно основные виды деятельности учитываются при формировании государственного (муниципального) задания, от которого автономное учреждение не вправе отказаться (ч. 1, 2, 2.1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

3. При осуществлении какой-либо деятельности вне рамок государственного (муниципального) задания автономные учреждения руководствуются общим для всех некоммерческих организаций правилом: предпринимательская деятельность может осуществляться такими организациями лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, действующим законодательством предусмотрены следующие ограничения:
– если выполняются работы (оказываются услуги), относящиеся к основной деятельности автономного учреждения, то они должны выполняться (оказываться) на одинаковых при оказании (выполнении) однородных услуг (работ) условиях в порядке, установленном федеральными законами (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ);

– иные виды деятельности могут осуществляться при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах (уставе) автономного учреждения (ч. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).
Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется за счет следующих основных источников:

1. Субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ)). При расчете размера таких субсидий учитываются:
– нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ);
– нормативные затраты на содержание имущества (обратите внимание, что при расчете размера субсидии учитываются затраты на содержание только отдельных видов имущества согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).
Направления расходования средств в данном случае определяются самим автономным учреждением в установленном порядке – главными критериями целевого использования субсидии является выполнение государственного (муниципального) задания в срок, в оговоренных объемах и с должным качеством.
2. Целевые субсидии и бюджетные инвестиции (предоставляются в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1, 79 БК РФ). Действующие нормативные правовые акты выдвигают дополнительные требования, связанные с организацией расходованием таких средств.
3. Средства, поступающие от приносящей доход деятельности, – по общему правилу доходы поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано (ч. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
В 2011 г., как и ранее, автономные учреждения осуществляют любые операции, прежде всего, на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности (ч. 13 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Требования к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (приказ вступает в силу с 01.01.2012).

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований).

Обратите внимание, что независимо от того, где будут открыты счета (лицевые счета) автономного учреждения, процедура осуществления кассовых выплат существенно не изменится – по общему правилу выплаты должны осуществляться в пределах остатка средств, поступивших автономным учреждениям (ч. 3.4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Имущество может принадлежать автономному учреждению только на праве оперативного управления (п. 1 ст. 120, 296 ГК РФ). Собственник имущества автономного учреждения (публично-правовое образование) не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ, ч. 5 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

При этом имущество автономного учреждения подразделяется на следующие категории.
1. Имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных таким собственником средств, в том числе:
– недвижимое имущество;
– особо ценное движимое имущество.
2. Иное движимое имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных таким собственником средств.
3. Остальное движимое и недвижимое имущество.
Согласно ч. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ и пп. 1, 2 ст. 120 ГК РФ имуществом, перечисленным в п. 2 ст. 296 ГК РФ, учреждение распоряжается самостоятельно и отвечает по своим обязательствам. А вот имуществом, речь о котором идет в п. 1 ст. 296 ГК РФ, автономное учреждение распоряжаться без согласия учредителя не вправе и не отвечает по своим обязательствам.

Руководитель автономного учреждения не может заключать крупные сделки без предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения, а отнесение сделок к крупным осуществляется исходя из балансовой стоимости активов автономного учреждения (ст. 14, 15 Закона № 174-ФЗ).

Отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества ежегодно публикуются автономными учреждениями в определенных учредителем средствах массовой информации (ч. 10 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Организация бухгалтерского учета в автономном учреждении. Особенности правового положения автономных учреждений предопределяют особый порядок, которым следует руководствоваться при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности в таких учреждениях.
Основными документами, регламентирующими данные вопросы, являются:

1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н) (заменяет не только соответствующие план счетов и инструкцию, применяемые коммерческими организациями, но и положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)).
3. Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (на основе данного плана счетов автономные учреждения разрабатывают рабочие планы счетов; на основании инструкции в учете формируются определенные бухгалтерские записи и применяются определенные первичные документы).
4. Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (приказом утверждены применяемые государственными (муниципальными) учреждениями (в том числе автономными) формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и методические указания по их применению).
5. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (могут применяться в установленном порядке для организации аналитического учета в автономном учреждении – прежде всего для формирования кода номера счета бухгалтерского учета в 1–17, 24–26 разрядах).
6. Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
7. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (порядок составления и представления бухгалтерской отчетности).
Обратите внимание, что таблица соответствия счетов Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений счетам коммерческого плана счетов, доведена письмом Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5398.
Организация аналитического учета осуществляется в автономном учреждении путем:
– обособленного учета операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности (деятельность за счет субсидий на выполнение задания – 4, приносящая доход деятельность – 2 и т.д.);
– учета на аналитических счетах, формируемых с использованием кодов группы и вида синтетического счета объекта учета, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (таким образом, организован обособленный учет различных категорий имущества автономных учреждений);
– учета на аналитических счетах, формируемых с использованием дополнительных аналитических кодов синтетических счетов, самостоятельно вводимых учреждением согласно п. 1 Инструкции № 157н (например, на счете 020531000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» может быть предусмотрен обособленный учет полученных авансов и предварительной оплаты: 020531000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг», 020532000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг – авансы полученные»);
– учета на аналитических счетах, формируемых путем введения дополнительных (нецифровых) аналитических показателей к аналитическим счетам первого (второго) порядка (например, к счету 021001000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» могут быть предусмотрены следующие аналитические показатели: «НДС с предоплат», «НДС по операциям, подлежащим налогообложению», «НДС по операциям, не подлежащим налогообложению», «НДС распределяемый», «НДС по неотфактурованным поставкам»);
– применения аналитических кодов видов поступлений, выбытий объектов учета, а также аналитических кодов по бюджетной классификации РФ (в частности применение кодов КОСГУ в 24–26 разрядах кода счетов: 211 «Заработная плата», 221 «Услуги связи», 310 «Увеличение стоимости основных средств» и т.д.).

Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.
3. Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49.
4. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н.
5. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.

Что такое автономное учреждение

В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:

  • образовательные услуги;
  • научные исследования;

  • культуры;
  • система здравоохранения;
  • развитие спорта;
  • СМИ;
  • соцзащита физических лиц;
  • занятость трудоспособного населения.
  • СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.

    Особенности и характеристика учреждений автономного типа

    Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

    В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

    1. Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
    2. Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
    3. Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
    4. Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
    5. Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
    6. На них не распространяется законодательство о госзакупках.
    7. Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.

    ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

    Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

    ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

    Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

    • имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
    • собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
    • ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
    • общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.

    Классификация автономных учреждений

    Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:

    • новые организации, создаваемые сразу в форме автономных учреждений;
    • преобразованные организации, регистрируемые на основе казенной или бюджетной структуры путем изменения их типа.

    В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.

    Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.

    Система управления

    Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:

    • руководителем;
    • коллективом наблюдательного совета;
    • общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).

    Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.

    Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.

    Список функций наблюдательного совета:

    • формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
    • согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
    • разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
    • обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
    • анализ перспективности сделок с недвижимостью;
    • формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
    • принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
    • инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
    • утверждает проекты отчетности и положение о закупках.

    Бухгалтерский учет и налогообложение

    Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

    • средств в форме субсидий и субвенций;
    • доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
    • недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
    • объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.

    Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

    • приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
    • методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
    • алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
    • особенности организации документооборота;
    • рекомендации по систематизации информации;
    • формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
    • инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.

    КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

    Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

    • по ресурсам, получаемым из казны;
    • по внебюджетным средствам.

    Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

    КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

    Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Учет в госсекторе

    С 2012 года перед образовательными учреждениями встанет вплотную вопрос о выборе типа учреждения. Анализ действующих норм показывает, что самый непростой переход – на автономный тип. Как организовать учет в данном случае? Об этом – в статье.

    Итак, начнем с того, что правовые положения автономных учреждений были определены Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

    Согласно статье 2 указанного нормативного акта, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов госвласти (органов местного самоуправления) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, а также в иных сферах в случаях, установленных законами.

    Таким образом, автономное учреждение может вести как деятельность, финансируемую за счет бюджетных средств (субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции, средства медицинского страхования), так и приносящую доход деятельность.

    После того как Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ в упомянутый Закон № 174-ФЗ был внесен ряд существенных изменений, правовое положение автономных и бюджетных учреждений максимально сблизилось. В частности, бюджетным учреждениям предоставлены дополнительные права принятия самостоятельных решений по использованию собственных денежных средств, а аналогичные права автономных учреждений несколько ограничили.

    Практически совпадают определения бюджетного и автономного учреждений, приведенные в федеральных законах № 7-ФЗ и № 174-ФЗ. Бюджетное и автономное учреждения отвечают по своим обязательствам имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного за счет выделенных учредителем средств.

    Единые подходы установлены законодательством и для формирования государственного и муниципального задания в отношении автономных и бюджетных учреждений.

    Также имеется практически полное сходство в части определения источников финансового обеспечения основной деятельности учреждений – это субсидии из соответствующего бюджета (определяемые на основании утвержденного норматива) и иные не запрещенные федеральными законами источники.

    Но отличия все же есть, и некоторые из них довольно-таки существенны.

    Для выявления преимуществ выбранной организационно-правовой формы сравним правовой режим автономного и бюджетного учреждения. Так как правовое положение последнего также распространено среди учебных заведений.

    В настоящее время основные различия между автономными и бюджетными учреждениями можно свести к следующим элементам.

    Сфера деятельности учреждений.
    Перечни основных сфер деятельности, в которых автономные и бюджетные учреждения могут осуществлять свою деятельность, совпадают.

    Однако для бюджетных учреждений указанный перечень, по существу, является открытым, автономные учреждения же могут заниматься деятельностью, прямо не указанной в Федеральном законе № 174-ФЗ, только в том случае, если они указаны в других законах.

    Создание органов управления. В отличие от бюджетного, в автономном учреждении должен создаваться наблюдательный совет, которому в том числе и предоставлено право совершения крупных сделок.

    Заключение коммерческих договоров на поставку товаров, работ и услуг. На автономные учреждения требования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94ФЗ (Закона о госзакупках) не распространяются. То есть процедура заключения договоров существенно упрощена, а ограничения практически отсутствуют. Следовательно, при заключении договоров автономные учреждения руководствуются нормами гражданского законодательства.

    Привлечение заемных средств. Для бюджетных учреждений могут устанавливаться ограничения по привлечению займов и кредитов. В отношении автономных учреждений аналогичная норма не установлена.

    Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в часть вторую Налогового кодекса РФ, автономным учреждениям предоставлено право использовать упрощенную систему налогообложения (при условии, что учреждение не имеет филиалов и представительств). Бюджетные учреждения этот специальный налоговый режим применять не могут (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). На это обратили внимание и финансисты в письме от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140.

    А вот на уплату ЕНВД не могут быть переведены учреждения образования, здравоохранения и соцобеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание данных услуг является неотъемлемой частью процесса функционирования учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями. В данном случае запрет на применение ЕНВД соотносится со сферой деятельности учреждения, а не с его организационно-правовой формой.

    Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться при организации и ведении бухучета в учреждениях, является Инструкция по применению Единого плана счетов (приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Она устанавливает общие принципы организации бухгалтерского учета активов и обязательств учреждений всех организационно-правовых форм (казенные, бюджетные и автономные), а также определяет особенности учета в учреждениях, обусловленные их правовым статусом и спецификой использования источников финансирования различных видов деятельности.

    Применительно к автономным учреждениям нормы Инструкции № 157н детализированы в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н).

    Учет в автономных учреждениях организуется и ведется на основе учетной политики учреждения, в которой рекомендуется раскрывать организационные и методологические аспекты.

    >|Все, кто оформит подписку на журнал на 2012 год, получат доступ к сервису «Учетная политика 2012». Она включает в себя программу-составитель, которая поможет создатьэтот важный документ без лишних хлопот и с учетом нововведений.| |Планируется, что с 1 января 2012 года будут действовать новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Подготовлены соответствующие проекты нормативных актов (письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 02-04-09/4372). Также разработаны переходные таблицы (письмо Минфина России от 6 октября 2011 г. № 02-04-09/4467).|

    Если вам необходимо бухгалтерское обслуживание вашей автономной некоммерческой организации- обращайтесь к нам! В нашей команде работает штат опытных специалистов с высокой квалификацией, которые возьмут вашу бухгалтерию под свой профессиональный контроль. Мы решим следующие задачи:

    • Проанализируем деятельность вашей организации с учетом индивидуальных особенностей и специфики деятельности;
    • Организуем работу вашей бухгалтерии, исправим существующие ошибки;
    • Проконсультируем по всем возникающим вопросам;
    • Наладим документооборот, в том числе с помощью современных технических средств;
    • Возьмем на себя ведение отдельных участков бухгалтерии (зарплата, банк, расчеты с поставщиками и покупателями, банк);
    • Проанализируем способы оптимизации налогообложения и применим их на практике;
    • Подготовим и сдадим всю необходимую отчетность (бухгалтерскую, во внебюджетные фонды, в органы статистики, в Министерство юстиции);
    • Восстановим бухгалтерский учет;
    • Если у вас имеются задачи, связанные с государственной регистрацией изменений сведений или учредительных документов в ЕГРЮЛ, мы решим их и оформим все необходимые документы;
    • Осуществим бухгалтерскую и правовую поддержку при проведении налоговых проверок.

    Преимущества работы с нашей компанией:

    1. Профессионализм и опыт нашей команды, каждый член которой имеет высшее образование и хорошую разнообразную практику.
    2. Качество оказываемых услуг, за которые мы несем ответственность;
    3. Мы никогда не пропускаем сроки, поэтому вас не оштрафуют;
    4. К каждому клиенту мы проявляем индивидуальный подход и внимательны к его проблемам. Мы всегда стремимся к наилучшему результату.
    5. Заключить договор на абонентское бухгалтерское обслуживание с нашей компанией выгоднее, чем держать главного бухгалтера по трудовому договору.
    • Во-первых, стоимость абонентского обслуживания ниже, чем зарплата главного бухгалтера. При этом оплату по договору на аутсорсинг можно включить в расходы в целях расчёта налоговой базы. С зарплаты же главного бухгалтера вам придется еще оплатить и страховые взносы.
    • Во-вторых, услуги у нас будут оказываться постоянно, поскольку в отличие от главного бухгалтера, мы не уйдем в отпуск, не заболеем и не родим ребенка.
    • В-третьих, наши сотрудники имеют прекрасно оборудованные рабочие места, снабжены необходимыми лицензионными компьютерными программами, информационными ресурсамии канцелярией. Также мы следим за тем, чтобы наши специалисты постоянно повышали уровень своей квалификации. Заключая договор с нашей компанией, у вас будут отсутствовать все вышеперечисленные затраты на оборудование рабочего места главного бухгалтера и создание условий для его работы.

    В чем особенности бухгалтерского учета автономной некоммерческой организации?

    Бухгалтерский учет некоммерческих организаций, одной из разновидностей которых является автономная некоммерческая организация (АНО), имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать.

    Закон «О бухгалтерском учете» предусматривает возможность для АНО ведения упрощенного бухгалтерского учета, кроме АНО, которые выполняют функции иностранного агента. Упрощенный бухгалтерский учет позволяет не производить двойные записи, сократить количество бухгалтерских счетов в плане счетов бухгалтерского учета, сократить количество бухгалтерских регистров, применять кассовый метод учета расходов и доходов, не производить переоценку основных средств и нематериальных активов, принимать большое количество расходов для расчета себестоимости и многое другое. Таким образом, ряд положений об общем бухгалтерском учете к АНО не применяются.

    Еще одна особенность бухгалтерского учета АНО состоит в том, что его годовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. В составе годовой отчетности обязательно составляется пояснительная записка. А если АНО выступает в качестве иностранного агента, то в состав годовой отчетности входит обязательное аудиторское заключение.

    Целевое финансирование, как и доходы от предпринимательской деятельности, подлежат отдельному учету.

    Также имеются особенности в порядке составления и представления форм бухгалтерской отчётности.

    В связи с тем, что в бухгалтерском учете АНО имеются особенности и нюансы, которые довольно-таки плохо урегулированы законодательно, важно пользоваться услугами профессионалов. Обращайтесь в нашу компанию и мы поможем вам организовать грамотный бухгалтерский учет в вашей автономной некоммерческой организации.

    Читайте также: