Автономные и подоходные налоги

Опубликовано: 24.04.2024

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Опыт исследования влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж. М. Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Их предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учителю либо купило дополнительное оборудование для своего предприятия или начало строить автостраду и т. п.), т. е. ?G = 100 долл. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился. Поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон. состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (mрс), а отношение прироста сбережений к приросту дохода – предельной склонностью к сбережению (mps). (Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные.) Сумма mрс и mps равна единице:

mрс + mps = 1.

Обе величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Величина 1 / (1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):

multG = 1 / (1 – mрс).

Мультипликатор автономных расходов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов он мультипликативно сокращается.

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

Следует обратить внимание на два момента:

> во-первых, мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;

> во-вторых, по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Мультипликативный эффект имеют и трансферты, представляющие собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т. е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается на ту же величину. При mрс, равной 0,8, потребление увеличится на 80 долл., а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5, то совокупный доход увеличится на 400 долл. Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т. е. не со 100 долл., а с 80 долл., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 долл., а только 400 долл.

Величина мультипликатора трансфертов равна:

multTr = mрс / (1 – mрс), или multTr = mрс / mps.

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики – стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.1, а), она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов.

Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 12.1, в). Поэтому данные инструменты могут использоватьс я в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), она направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 12.1, б). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.


Рис. 12.1. Воздействие фискальной политики на экономику:

I. На совокупный спрос – а) стимулирующая политика; б) сдерживающая политика; II. На совокупное предложение – в) стимулирующая политика

Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов рассматриваемой политики на экономику различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог); б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); в) пособия по безработице; г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом (частью цены товара), то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т. е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, из-за роста совокупных доходов объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдаются «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным.) Эти пособия являются трансфертами, т. е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Субъекты, проживающие в России, платят множество налогов и сборов. Один из основных – это НДФЛ. И далее о том, что это за обязательный платеж, кто и когда его должен платить и в каком порядке

НДФЛ - что это?

Что такое НДФЛ

НДФЛ – это налог на доходы физических лиц. В обществе еще можно встретить такое понятие как подоходный налог. Это одно и тоже. Такой налог относится к прямым сборам, его непосредственно платит налогоплательщик. Расчет производится в процентном измерении, то есть на федеральном уровне установлена шкала ставок, применяемых к доходу. Размер процента зависит от категории дохода и его размера. Хотя наиболее известная всем ставка – это 13%. Но об этом немного далее.

Плательщики и объект налогообложения

Плательщиком НДФЛ являются лица, которые по факту получают доход. Законодательно такие субъекты разделены на две категории:

  • субъекты, признанные налоговыми резидентами России;
  • субъекты, которые не являются налоговыми резидентами. Другими словами, нерезиденты.

Обе категории платят НДФЛ, но только с применением разных ставок. Как правило, к нерезидентам применяются большие ставки, нежели для граждан России.

Объектом налогообложения является доход, полученный указанными категориями плательщиков. При этом доходом по Налоговому Кодексу признается как денежная, так и материальная форма. Например, при получении дорого подарка необходимо также заплатить НДФЛ.

Доход может быть получен с источников, которые находятся как внутри государства, так и за его пределами (правило актуально для резидентов). Если речь идет о нерезидентах, то они платят сбор только с источников доходов, расположенных на территории России.

Какой вид дохода облагается НДФЛ:

  • от реализации имущества;
  • от сдачи активов в аренду;
  • различного рода выигрыши;
  • другие виды дохода, полученные от источников, находящихся за пределами государствами. Например, дивиденды от акций, принадлежащих иностранной компании;
  • иные виды дохода. Например, заработная плата, вознаграждение и т.д.

ВАЖНО: налог от реализации имущества уплачивается только в том случае, если оно находилось в собственности менее 3-х лет. Если недвижимость и другие активы пребывали в собственности более указанного срока, то субъект освобождается от НДФЛ.

Кто такой резидент и зачем это знать

Возникает вполне логичный вопрос: кто признается резидентом, а кто нет? Согласно законодательства резидент – это субъект, который проживает на территории государства более 183 дней в году. При этом не важно, является ли такой субъект гражданином России или нет. Например, физическое лицо с российским гражданством, но проживающее вне России, будет признано как нерезидент.

Преимущество резидентства в том, что государство для таких лиц разработало перечень налоговых вычетов, уменьшающих базу для расчета НДФЛ. Это социальные, имущественные и другие виды вычетов.

ВАЖНО: категория субъекта (резидент или нерезидент) влияет на перечень доходов, к которым будет применим НДФЛ.

Порядок расчета налога

Для того, чтобы самостоятельно рассчитать НДФЛ, нужно знать два параметра:

  • налогооблагаемую базу;
  • ставку налога.

Первый показатель – это фактически тот размер дохода, который получил резидент или не резидент.

Ставка – это фиксированная величина, прописанная в НК. Она может быть от 9 до 35%.

Определив два показателя, следует перемножить их и разделить на 100.

Это выглядит примерно так: доход (рубли)*ставка (%)/100.

Теперь остается определиться с размерами ставок. Большинство ситуаций, которые случаются с резидентами, предполагают использование базовой величины в 13%. Например, при зарплате в 10 000 рублей удержание по НДФЛ составит именно 1300 рублей.

Ставка в 9% используется:

  • дивиденды, которые были выплачены акционерам до начала 2015;
  • процентные платежи по облигациям с ипотечным покрытием (главное условия – такие облигации выпущены до начала 2007).

Ставка в 13% используется:

  • заработная плата и другие выплаты по трудовому договору;
  • выплаты по гражданско-правовым отношениям;
  • дивиденды (полученные после 1 января 2015 года);
  • доход от реализации имущества, сдачи его в аренду.

По ставке 15% облагается лишь единый вид дохода – дивидендные платежи, которые получены нерезидентами Росси от отечественных компаний.

Все доходы нерезидентов, кроме тех, что облагаются по 13%, подлежат налогообложению под 30%.

35% применяется на такие виды дохода:

  • все виды призовых выплат, которые были проведены в рамках рекламы;
  • процентная экономия при оформлении займов;
  • доход на процентных платежах от вкладов, которые превышают установленные размеры.

Исходя из указанных значений, можно сделать вывод: среднестатистический житель России в большинстве случаев должен заплатить НДФЛ по ставке 13%. Исключение – это полученные выигрыши, когда придется до 35% от полученного подарка или денежной суммы отдать государству.

Доходы, не облагаемые НДФЛ

Не все доходы облагаются НДФЛ. Это важно знать. В НК утвержден полный перечень случаев, когда сбор не удерживается:

  • доход, который получен правопреемником на основании права наследия;
  • доходы по договору дарения в случаях, которые предусмотрены законодательством. К этим случаям относится дарение от близкого члена семьи: супруги, дети, родители, сестры и братья, бабушки и дедушки, усыновители. Если же по дарственной передан в дар некий объект, денежная сумма, не от близкого члена семья, одаренный обязан также заплатить НДФЛ;
  • доходы, которые получены от реализации имущества, находящегося в собственности более трех лет.

Кто платит налог за Вас

По Налоговому Кодексу существует такая категория как налоговый агент. Это физическое или юридическое лицо, на которого законодательно возложена функция по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет. Наиболее популярный представитель налогового агента – это работодатель. Он обязан со всех своих официально оформленных работников удерживать подоходный налог с заработной платы и других начислений.

Например, компания начисляет своему сотруднику зарплату в размере 20 000 рублей. Из них 13% будет удержано. Это 20000*0,13 = 2600 рублей. Компания указанные 2600 и перечислит в бюджет.

Важно: расчет произведен без применения налоговых вычетов, которые также могут уменьшить налогооблагаемую базу даже при расчете НДФЛ из зарплаты.

Также налоговыми агентами часто выступают организации, которые проводят розыгрыши ценных призов. На них возложена обязанность взыскать с субъекта подоходный налог и перечислить его в бюджет. Особенно данный вопрос контролируется ФНС при денежных призах.

Кто и когда обязан уплачивать НДФЛ самостоятельно

Когда речь идет о работнике, то за него сбор уплачивает работодатель. Но есть ситуации, которые обязывают субъекта самостоятельно рассчитывать и уплачивать подоходный налог. При нарушениях платежной дисциплины к физическому лицу применяется административная ответственность.

Когда необходимо самостоятельно оплачивать НДФЛ:

  • сдача имущества в аренду другим лицам. При этом для резидентов не имеет принципиальной разницы, где находится такое имущество – в России или за ее пределами;
  • реализации недвижимости и других объектов, если они пребывали в собственности менее 3-х лет;
  • получение гражданами различного рода подарков от лиц, которые не признаны близкими родственниками. Правда, главное условие – это официальный характер одаривания;
  • вознаграждение от других лиц. Как вариант, выплата денежного возмещение педагогу - репетитору. Правда, нужно документальное подтверждение того, что учитель получил деньги;
  • выигрыш, полученный в результате лотереи, розыгрыша и т.д.;
  • роялти от авторских прав и других объектов интеллектуальной собственности;
  • процентные платежи по вкладам, но при условии, что такой доход превысил учетную ставку Центробанка+5% (если депозит в рублях) или +9%, если средства хранятся в иностранной валюте.

Также не стоит забывать, что все лица, которые осуществляют частную практику, обязаны также платить указанный сбор. То есть частные юристы, адвокаты, нотариусы в обязательном порядке самостоятельно проводят расчет и платят НДФЛ. Такая же обязанность возлагается и на индивидуальных предпринимателей, которые платят и за себя, а также за наемных работников.

Как заплатить налог самому

Главное, что нужно уяснить: обязанность по расчету и уплате возлагается на плательщика, который получил прибыль. Поэтому, если даже налоговая инспекция не направит уведомления с суммой к уплате, субъект должен самостоятельно рассчитать и уплатить деньги.

Процесс этот можно разделить на два этапа:

  • подача декларации по НДФЛ. Этот пункт относится к тем лицам, которые не получили от ФНС никаких уведомлений. Они обязаны до 30 апреля года, следующего за тем, в котором была совершена операция, подать декларацию в ФНС. Например, если квартира была продана в 2019 году, то декларация подается до 30 апреля 2020 года.

ВАЖНО: если 30 апреля – праздничный или выходной день, то предельный срок оплаты переносится на следующий первый рабочий день.

  • уплата налога, рассчитанного в декларации. Заплатить по своим долгам человек должен до 15 июля следующего года.

Разница между сроком подачи декларации и уплаты создана целенаправленно. Сотрудники ФНС смогут провести камеральную проверку документов и в случае чего сообщить плательщику о допущенной ошибке.

Как рассчитывается налог

Формула была уже представлена в статье ранее. Принцип простой: размер дохода умножается на ставку.

Важно: облагается налогом фактически не доход, а прибыль плательщика. Поэтому, если человек может доказать понесенные ранее расходы, то он это делает. В ином случае он может использовать различные налоговые вычеты. Они уменьшают базу налогообложения, соответственно, и сам НДФЛ.

Пример: автовладелец продает машину за 1 миллион рублей. Он ею владел 1 год. Какую сумму он должен заплатить?

Здесь есть два варианта расчета:

  • если владелец имеет документы, подтверждающие приобретение автомобиля. Например, договор купли-продажи, в котором указано, что машина приобреталась за 500 000 рублей;
  • если никаких документов нет.
  1. Фактическая прибыль от сделки составляет 1000000-500000 = 500 000 рублей – это база для расчета.
  2. НДФЛ составит 500 000 * 13/100 = 65000 рублей.
  1. Доход составляет 1000000 рублей, но НК предоставляет возможность гражданину использовать вычет – максимально 250 000 рублей. Следовательно, база будет равна 1000000-250000 = 750 000 рублей.
  2. НДФЛ = 750000*13/10 = 97500 рублей.

Вывод: первый вариант выгоднее, чем второй. Поэтому всегда нужно хранить бумаги, подтверждающие затраты на приобретение ценностей.

Уплата налога и предоставление отчетности

Декларация подается по форме 3-НДФЛ. Субъект самостоятельно проводит расчет и подает ее в ФНС любым удобным способом (способы будут рассмотрены далее). Предельный срок подачи – 30 апреля года, следующего за отчетным.

После подачи декларации предоставляется еще 2,5 месяцев на оплату обязательства. Предельный срок погашения задолженности – до 15 июля. Также есть несколько вариантов оплаты.

Декларация по НДФЛ

Существует лишь единый формат декларации по НДФЛ – это 3-НДФЛ. Некоторые граждане слышали о другой форме – 2-НДФЛ. Но это не тот документ. Все, кто получил доход, подлежащий самостоятельной оплате, обязаны подавать только указанную отчетную форму.

Срок уплаты НДФЛ

Если в процессе уплаты задействован налоговый агент, то тогда сроком оплаты считается день, следующий за днем выплаты. Например, если зарплату выплачено 5 августа, то уже 6 августа работодатель должен перечислить налог в бюджет.

Если на человека возложена обязанность самостоятельно оплачивать платеж, то тогда срок – до 15 июля года, следующего за годом, в котором получен доход.

ИНТЕРЕСНО: сейчас каждый гражданин РФ получил возможность уплачивать налоги, штрафы и другие сборы и за себя, и за своих родственников. При этом оплата может производиться с одной карты.

Оплатить НДФЛ самостоятельно можно несколькими способами:

  1. Через официальный сайт ФНС. Для этого нужно иметь личный кабинет на сайте.
  2. Через портал «Госуслуги». Аналогично – необходим авторизированный профиль.
  3. В любом банке, используя мобильное приложение, интернет банкинг или просто придя в отделение. Главное – это иметь платежное поручение на платеж, поскольку в нем указываются необходимые реквизиты конкретной ФНС. Сформировать платежный документ можно также на сайте ФНС или портале «Госуслуги».

Куда уходит НДФЛ

Все налоги поступают в бюджет. Разница только в том, в бюджет какого уровня. Все налоги физических и юридических лиц формируют сначала бюджет субъектов Российской Федерации, а потом уже общий федеральный бюджет.

В отношении НДФЛ пропорция где-то такова: 85% всех отчислений поступают в региональный бюджет субъекта РФ, а оставшаяся часть уже распределяется между местными бюджетами. Это ориентировочное распределение. Каждый год такая пропорция может корректироваться, но не существенно.

Налоговые вычеты

Налоговый вычет – это некая фиксированная скидка от государства для своих граждан. Ее размер и возможность применения зависят от конкретной ситуации. В целом алгоритм использования прост:

НФДЛ = (Доход – Величина вычета)*13%/100.

Помимо этого, вычет позволяет налогоплательщику при определенных обстоятельствах, когда понесены расходы, вернуть какую-то их часть.

Существуют такие виды вычетов:

  • стандартные;
  • социальные;
  • инвестиционные;
  • имущественные;
  • профессиональные;
  • вычеты по операциям с ЦБ.

Порядок получения налогового вычета

Для того, чтобы применить вычет во время уплаты НДФЛ, достаточно его указать в самой декларации. В некоторых случаях могут потребоваться бумаги, подтверждающие право на его применение.

Если речь идет о вычетах, которые компенсируются из бюджета, то там немного другой алгоритм. Субъект фактически собирает документы, подтверждающие его расходы, например, на медицинское обслуживание, заполняет ту же декларацию 3-НДФЛ и подает в ФНС. Налоговая проверяет бумаги и перечисляет полагающееся возмещение на банковский счет.

Что будет, если не платить НДФЛ

А что будет, если не платить? Именно такой вопрос интересует многих граждан. Существует несколько вариантов развития событий:

  • сначала доначисляют штраф и пеню. Помним, что пеня начисляется за каждый день просрочки и зависит от ключевой ставки Центробанка – 1/300 от ключевой ставка за день. Штраф составит до 40% от суммы долга. При этом штрафуют не только за неуплату, но даже за неподачу декларации;
  • потом представители ФНС обратятся в суд и привлекут в работу судебных приставов. Тогда могут применятся и арест имущества, и блокировка счетов, и запрет на выезд за границу.

В исключительных случаях может наступать не административная, а уголовная ответственность. Правда она возникает лишь в том случае, если общая задолженность по налогам за три года составит 900 тыс. руб. или 2,7 миллионов за весь период.

Что такое справка 2-НДФЛ

Справка 2-НДФЛ – это документ, в котором также есть информация о рассматриваемом налоге. Но это бумага, которая формируется работодателем и представляет сведения о фактически начисленном и полученном доходе физического лица за конкретный промежуток времени.

Документ может понадобиться в различных ситуациях:

  • при оформлении социальных пособий;
  • при оформлении визы, выезде за границу;
  • при получении кредита;
  • при получении налогового вычета.

ВАЖНО: 2-НДФЛ и 3-НДФЛ абсолютно разные документы.

Декларация 3-НДФЛ — сроки и порядок уплаты налога

Срок подачи декларации до 30 апреля следующего года.

Какая информация указывается в 3-НДФЛ:

  • личные данные;
  • вид дохода и его размер, который был получен в прошлом году;
  • вид и размер налогового вычета, если такой полагается;
  • расчет самого НДФЛ.

Подавать декларацию можно как в бумажном виде, непосредственно посетив отделение ФНС или направив ее по почте, а также через личный кабинет ФНС, на электронную почту. Но если субъект применяет в расчете налоговый вычет, то дополнительно он обязан предоставить документы, подтверждающие такое право. Такие документы требуются не всегда, поскольку сотрудники ФНС имеют доступ к различным базам, но по требованию гражданин должен их донести (если не подавал их ксерокс при первичном обращении).

Электронные сервисы

Наиболее популярными сервисами по расчету и уплате НФДЛ являются:

  • кабинет налогоплательщика на официальном сайте «ФНС»;
  • портал «Госуслуги».

Здесь можно не только скачать форму декларации, узнать свои задолженности по налогам, но также даже уплатить самостоятельно рассчитанное обязательство по НДФЛ.

Таким образом, НДФЛ – это обязательный налог с доходов физических лиц, который платят все лица, получившие доход как на территории России, так и за ее пределами. Ставки ранжируются для населения, хотя наиболее популярный размер – 13%. За скрытие доходов и неуплату сбора грозит административная и даже уголовная ответственность.

Читайте также: