Автоматический обмен налоговой информацией

Опубликовано: 12.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 3 ноября 2020 г. N ЕД-7-17/788@ “Об утверждении Перечня государств (территорий), с которьми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией”

В соответствии с пунктом 1 статьи 142.3 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2017; № 49, ст. 7312) и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 40, ст. 3961; 2017, № 15, ст. 2194), в целях обеспечения исполнения международных обязательств Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам и в связи с изменением состава юрисдикции по международному автоматическому обмену финансовой информацией с Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

3. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/784@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.12.2019, регистрационный номер 56967).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по двустороннему и многостороннему международному сотрудничеству по налоговым вопросам.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В. Егоров

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2020 г.

Приложение
к приказу ФНС России
от 03.11.2020 г.
N ЕД-7-17/788@

Перечень
государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией

Государства Территории
1. Австралия 1. Бермуды
2. Андорра 2. Виргинские Острова,
3. Австрия Британские
4. Антигуа и Барбуда 3. Гибралтар
5. Азербайджан 4. Гонконг
6. Аргентина 5. Гренландия
7. Аруба 6. Кюрасао
8. Багамы 7. Макао
9. Барбадос 8. Монтсеррат
10. Бахрейн 9. Острова Кайман
11. Белиз 10. Острова Кука
12. Бельгия 11. Острова Теркc и Кайкос
13. Болгария 12. Фарерские острова
14. Бразилия
15. Вануату
16. Венгрия
17. Гана
18. Германия
19. Гренада
20. Греция
21. Дания
22. Доминика
23. Израиль
24. Индия
25. Индонезия
26. Ирландия
27. Исландия
28. Испания
29. Италия
30. Катар
31. Кипр
32. Китай
33. Колумбия
34. Корея, Республика
35. Коста-Рика
36. Кувейт
37. Латвия
38. Ливан
39. Лихтенштейн
40. Люксембург
41. Маврикий
42. Маршалловы острова
43. Малайзия
44. Мальта
45. Мексика
46. Монако
47. Науру
48. Нигерия
49. Нидерланды
50. Новая Зеландия
51. Норвегия
52. Объединенные Арабские Эмираты
53. Пакистан
54. Панама
55. Польша
56. Португалия
57. Румыния
58. Самоа
59. Сан-Марино
60. Саудовская Аравия
61. Сейшелы
62. Сент-Винсент и Гренадины
63. Сент-Люсия
64. Сент-Китс и Невис
65. Сингапур
66. Словакия
67. Словения
68. Турция
69. Уругвай
70. Финляндия
71. Франция
72. Хорватия
73. Чехия
74. Чили
75. Швейцария
76. Швеция
77. Эстония
78. Южная Африка
79. Япония

Обзор документа

ФНС обновила перечень государств и территорий, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. В новый список вошли в т. ч. Нигерия и Турция.

После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет. Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было осутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. И вот 21 декабря 2017 г. на официальном портале ОЭСР http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ рядом с "Россией" вмето нулей появились цифры "Россия 56/73", это значит, что ИЗ России налоговая информацией будет в автоматическом режиме отправляться в 56 стран, но самое главное, что В Россию также в автоматическом режиме будут направлены сведения из 73 государств. Кто будет направлять эти сведения? Что будет включаться в перечень обязательной информации для передачи? И что со всем этим делать? Речь об этом пойдет ниже.

Какие страны будут передавать информацию в Россию и за какие налоговые периоды

Как было указано выше, всего таких стран 73 - количество довольно внушительное. Это Андорра, Аргентина, Австралия, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова (BVI), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Дания, Джерси, Исландия, Испания, Индия, Индонезия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Кайманы, Китай, Колумбия, острова Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр, Корея, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монсеррат, Науру, Нидерланды, Н.Зеландия, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сент Люсия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, острова Туркс и Кайкос, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Уругвай, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Эстония, Южная Африка, Япония.

За налоговый период с 01 января по 31 декабря 2017 - Андорра, Австралия, Барбадос, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Коста-Рика, Гибралтар, Индия, остров Мэн, Лихтенштейн, Маврикий, Монсеррат, Науру, Н.Зеландия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, острова Туркс и Кайкос, Великобритания, Уругвай.
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2018 - Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2019 - острова Кука, Сент Люсия

Обмен налоговой информацией с ФНС РФ произойдет 30 сентября 2018 г.

КОММЕНТАРИЙ:
Если Вы открыли счет (на Вашу компанию или Ваш личный) в банке любой из указанных выше стран, то при определенных условиях сведения о Вас, компании, в которой Вы являетесь "контролирующим лицом", и Вашем счете в автоматическом режиме (а не по запросу, как было ранее) будут выгружены и переданы в налоговые органы страны Вашего налогового резидентства - для налоговых резидентов РФ - в ФНС РФ.

Здесь Вы можете ознакомиться со Standard for automatic exchange of financial information in tax matters, регулирующим основные положения, о которых ресь пойдет ниже.

Какие страны НЕ передают информацию в Россию по состоянию на начало 2018 г.

К таким странам в том числе относятся:

  • США (не присоединились к CRS)
  • Грузия (не присоединилась к CRS)
  • Черногория (не присоединились к CRS)
  • Тайланд (не присоединился к CRS)
  • Австрия (не подписала с Россией двустронних соглашений)
  • Латвия (не подписала с Россией двустронних соглашений)
  • Гонконг (не подписал с Россией двустронних соглашений)
  • ОАЭ (не подписали с Россией двустронних соглашений)
  • Доминика (не подписала с Россией двустронних соглашений)

Кто является "контролирующим лицом" иностранной компании

Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении "Контролирующего лица" (Controlling Person) - лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.

Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице

Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса - информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

Какая именно информация будет передаваться и как часто

Формат сообщения для обмена закреплен в Форме электронного отчета (см. выше) и содержит следующие сведения для обмена (clause 2 section 2 MCAA):

  • данные банка, где открыт счет
  • номер счета
  • баланс счета
  • отчетный период
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес
  • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)
  • поступления за отчетный период и остаток на счете на конец отчетного периода

Перечень является закрытым – сведения, например, об источнике происхождения денежных средств в него не включены, а следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

Выгрузка и автоматический обмен осуществляются 1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице

  • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете - как для "активных", так и для "пассивных" компаний
  • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус «пассивная НФО» по критерию вида дохода. "Пассивная НФО" - доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

В каких случаях информация о "контролирующем лице" компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу

При соблюдении любого из следующих условий:

  • если агрегированный остаток по счету на 31 декабря отчетного года состаыялет менее $250 000 (clause 9 art. 17 CRS). Данное положение распространяется ТОЛЬКО на “Preexisting Entity Accounts” - счета открытые до 01 января 2016 г. (страница 50 CRS, ссылка выше). Дословно следуя формулировке закона, «юрисдикция предоставляет банкам ПРАВО не проводить процедуры due diligence в отношении существующих счетов клиентов с агрегированным балансом менее $250 000 на конец года», то есть по умолчанию данные счета в обмен включаться не будут (возможны исключения, если компании по каким-либо причинам покажутся банкам подозрительными). Данное положение распространяется на ВСЕ, включая «активные» и «пассивные» компании, независимо от вида их деятельности. Главная цель данного послабления – разгрузить банки от работы со счетами, имеющими незначительные суммы
  • если лицо компания является "активной" - получающей более 50% активного дохода, например, занимается торговлей. "Пассивный" доход: дивиденды, проценты, роялти, рентные платежи. При этом, пассивность необходимо будет подтвердить по запросу банка и при заполнении соответствующих анкет

Информация о личном счете физического лица выгружается в автоматический обмен ВНЕ зависимости от суммы и вида доходов по нему.

ПРИМЕР:
Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.
Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

  • сумму агрегированного остатка по счету – если счет открыт после 01.01.2016 и сумма остатка по счету свыше $250000, то сбор информации проводится дольше;
  • налоговое резидентство компании-клиента – Великобритания – страна присоединилась к обмену
  • является ли компания «активной НФО» или «пассивной НФО» (путем анкетирования клиента) - на предмет необходимости передавать информацию о контролирующем лице в налоговый орган страны налогового президентства контролирующего лица
  • налоговое резидентство контролирующего лица компании-клиента – Россия – страна присоединилась к обмену

Помимо прочего, указанный автоматический обмен возможен ТОЛЬКО если между этими странами подписано дополнительное двустороннее соглашение об обмене налоговой информацией (ссылку см.выше).

Таким образом если по примеру выше, если компания путем анкетирования была квалифицирована банком как «пассивная НФО», то данные о контролирующем лице и счете будут переданы в Россию и в Великобританию.

Ответственность за неуведомление о личном счете в иностранном банке

Автоматический обмен - едитсвенный самый действиейнный способ узнать информцию об иностранном счете или иностранной компании. Если налоговым органам станет известно о Вашем личном счете в иностранном банке, о котором Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об открытии счета
  • штраф за ненаправление отчетов о движении денежных средств
  • штраф в случае наличия незаконных валютных операций 75-100% от суммы незаконной валютной операции (срок давности привлечения к ответственности - 2 года)
  • в случае наличия на счете незадекларированного дохода:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы налога к уплате и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога - этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход на зарубежном счете ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)

Ответственность за неуведомление о контролируемой иностранной компании (КИК)

Если налоговым органам станет известно о принадлежащей Вам КИК, о которой Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

image_pdf
image_print

С 2018 года Россия вступает в систему обмена финансовой информацией между государствами. Какие данные будут передаваться и в каком порядке? Что это значит для лиц, которые имеют счета за границей, а также иностранцев, обслуживающихся в российских банках?

О чем речь

Международное сотрудничество ведется в рамках принятой в середине 2015 года Конвенции об административной помощи по налоговым делам. На ее основе были разработаны многосторонние соглашения компетентных органов разных стран, а также единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.

На основании этих документов налоговые органы разных стран могут в автоматическом порядке обмениваться информацией о счетах лиц, которые не являются резидентами. Передаче подлежат сведения о наличии таких счетов, суммах остатков на них и оборотах за прошедший год.

Надо сказать, что такими данными налоговые органы разных стран могут обмениваться и сегодня. Однако для этого должны быть сделаны соответствующие запросы. Но уже с 2018 года обмен может происходить автоматически.

Однако это не значит, что ФНС РФ будет слать сведения о нерезидентах всем странам-участницам Конвенции по умолчанию, как и получать аналогичные сведения о своих гражданах. Дело в том, что в рамках Конвенции сторонам следует заключить двухсторонние соглашения — только после этого информация будет направляться в автоматическом режиме, то есть без запросов. Причем в таком соглашении можно определить разнообразные правила — это зависит от того, как договорятся страны между собой. Например, такое соглашение может предусматривать, что одна из сторон передает другой полную информацию, а вторая — лишь по определенным видам счетов.

На конец 2017 года Россия не заключила ни одного двустороннего соглашения в рамках Конвенции административной помощи по налоговым делам. Пока ведутся переговоры. В частности, в 2019 году такое соглашение может заработать между Россией и Швейцарией.

Какие данные будут передаваться

Страны-участницы собираются обмениваться информацией о счетах, предусматривающих оказание финансовых услуг. Сюда относятся договоры банковского вклада или счета, добровольного страхования жизни, брокерского обслуживания, доверительного управления, депозитарного обслуживания, пенсионные и некоторые другие виды договоров. Кроме того, договором финансового обслуживания может быть признано любое соглашение, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиента денежные средства или финансовые активы и осуществляет их хранение, управление, сделки с ним в интересах клиента либо за его счет.

Соответственно, данные о счетах в налоговые органы должны предоставлять организации, которые эти счета обслуживают: банки, страховые компании, пенсионные фонды, управляющие компании, брокеры и так далее.

Цель обмена такой информацией заключается в том, чтобы контролирующие органы государства имели данные в отношении своих граждан о доходах, которые они получают в других странах.

Какие сведения организации будут передавать в ФНС

В налоговую службу России организации должны будут передавать информацию:

  1. О нерезидентах:
    • в отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата и место рождения, фактический адрес, номер налогоплательщика (аналог ИНН);
    • в отношении юридических лиц — наименование, адрес регистрации, страна налогового резидентства, номер налогоплательщика.
  2. О договоре финансовых услуг, а именно номер и дата договора, номер счета либо его аналог, сумму договора или остатка средств на счете.
  3. О прекращенных договорах, закрытых счетах, в том числе дату закрытия.

Если сумма средств на счете меньше нуля (договор носит кредитный характер), то она признается равной нулю, и данные о ней также передаются в Налоговую службу.

CRS

Аналогичную информацию в отношении нерезидентов будут собирать и налоговые органы других стран, поддержавших Конвенцию.
CRS — Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard), разработанный на основе Конвенции

Что должны делать финансовые организации

В связи с этим изменением, финансовые организации России приобретают ряд новых обязанностей, которые введены законом № 340-ФЗ, а именно:

  • выявлять среди клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов;
  • определять, подлежит ли информация об их счетах или договорах передаче;
  • ежегодно направлять сведения, подлежащее передаче, в ФНС России.

Конкретный порядок передачи информации — ее состав, сроки и так далее — должно определить правительство. Пока такой порядок существует лишь в проекте постановления.

В Налоговом кодексе не сказано, что финансовые организации должны направлять в ФНС сведения о резидентах только тех государств, с которыми у России заключены двусторонние соглашения. Информация должна передаваться в отношении всех нерезидентов и лиц, чье резидентство не установлено. Если таких не выявлено, об этом также следует уведомить ФНС.

Финансовые организации должны отчитываться перед ФНС по каждому физическому лицу, которое является нерезидентом. Известно, что если договор с таким лицом или остаток на его счете превышает 1 млн USD, то внимание к нему будет повышено.

Что же касается лиц юридических, то есть исключения. Так, в отношении нижеперечисленных ЮЛ информация в ФНС не передается:

  • ведущих активную деятельность (определить активность следует из публично доступной информации);
  • имеющих остаток средств на счетах меньше 250000 USD;
  • входящих в утвержденный перечень освобожденных финансовых организаций.

К освобожденным финансовым организациям относятся ЦБ РФ, Пенсионный, Медицинский и Социальный фонды, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, АО Российская венчурная корпорация, Государственная корпорация по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, а также организации из списка, который утвержден совместно МИД и Минфином.

Начало представления данных в ФНС

Несмотря на то что международных соглашений в рамках конвенции России пока не заключила, данные о нерезидентах финансовые организации начнут представлять в ФНС уже со следующего года. Первые отчеты в отношении счетов (договоров), открытых (заключенных) до 2018 года, должны поступить в Налоговую службу до 31 июля 2018 года. Далее данные будут направляться ежегодно до 31 мая следующего года.

Если финансовые организации проигнорируют это требование, к ним будут применены штрафы. Однако за правонарушения, допущенные в части передачи сведений в 2017—2019 годах, штрафовать не будут.

Выводы

Итак, уже со следующего года банки, страховые компании, брокеры, пенсионные фонды и прочие финансовые организации будут передавать в ФНС информацию о нерезидентах. Это касается и физических, и юридических лиц. То же самое в отношении своих нерезидентов, в том числе граждан РФ, будут делать и финансовые организации других стран.

Таким образом, в иностранные контролирующие органы поступят сведения о счетах российских граждан и компаний, которые они имеют в этих государствах. А после того, как будут заключены двусторонние соглашения, эта информация будет автоматически передаваться в ФНС России.

Актуально на 01.05.2021 г.

После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет. Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. Напоминаю, что для осуществления обмена между конкретными двумя странами необходимо одновременное соблюдение двух условий: обе страны должны присоединиться к Конвенции ОЭСР и эти страны должны подписать между собой двустороннее соглашение об автоматическом обмене.

Россия подписала такие двусторонние соглашения со многими странами. С какими именно и как на практике происходит автоматический обмен финансовой информацией по состоянию на 2021 год — об этом в настоящем обзоре.

ВАЖНО!

Какие страны передают финансовую информацию в Россию и за какие периоды

Как было указано выше, всего таких стран 94 — количество довольно внушительное. Это Австрия, Андорра, Аргентина, Австралия, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова (BVI), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Гонконг, Дания, Джерси, Израиль, Исландия, Испания, Индия, Индонезия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Кайманы, Китай, Колумбия, о строва Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр, Корея, Латвия, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монсеррат, Науру, Нидерланды, Н.Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сент Люсия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, острова Туркс и Кайкос, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Уругвай, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Эстония, Южная Африка, Япония .

За налоговый период с 01 января по 31 декабря 2017 — Андорра, Австралия, Барбадос, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Коста-Рика, Гибралтар, Индия, остров Мэн, Маврикий, Монсеррат, Науру, Н.Зеландия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, острова Туркс и Кайкос, Великобритания, Уругвай.
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2018 — Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария, Лихтенштейн
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2019 — ОАЭ, Гонконг, острова Кука, Сент Люсия

Первый обмен налоговой информацией с ФНС РФ произошел 30 сентября 2018 г. за 2017 год.

КОММЕНТАРИЙ:
Если Вы открыли счет (на Вашу компанию или Ваш личный) в банке любой из указанных выше стран, то при определенных условиях сведения о Вас, компании, в которой Вы являетесь «контролирующим лицом», и Вашем счете в автоматическом режиме (а не по запросу, как было ранее) будут выгружены и переданы в налоговые органы страны Вашего налогового резидентства — для налоговых резидентов РФ — в ФНС РФ.

Здесь Вы можете ознакомиться со Standard for automatic exchange of financial information in tax matters, регулирующим основные положения, о которых ресь пойдет ниже.

Какие страны НЕ обмениваются в автоматическом режиме с Россией по состоянию на январь 2020 г.

ВНИМАНИЕ! Обращаю внимание, что для целей валютного законодательства РФ необходимо оринетироваться не на перечень стран с сайта ОЭСР, а на перечень стран, утвережденный Приказом ФНС России от 21.11.2019 N ММВ-7-17/582@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@» , вступивший в силу 05.01.2020. В соответствии с данным указанным приказом с РФ НЕ обменирваются информацией:
К таким странам в том числе относятся:

  • Великобритания ( исключена из списка обмена с РФ )
  • США (не присоединились к CRS)
  • Литва (исключена из списка обмена с РФ)
  • Грузия (не присоединилась к CRS)
  • Черногория (не присоединилась к CRS)
  • Сербия (не присоединилась к CRS)
  • Македония (не присоединилась к CRS)
  • Албания (не присоединилась к CRS)
  • Таиланд (не присоединился к CRS)
  • Канада ( не подписала с Россией двустороннего соглашения об обмене)
  • Турция (не подписала с Россией двустороннего соглашения об обмене)
  • Украина (не присоединились к CRS)

ВАЖНО!

В конце марта 2019 г. было проанонсировано, что Великобритания не будет обмениваться с Россией в автоматическом режиме за 2018-й год, т.к. в одностороннем порядке отказалась от автоматического обмена с Россией. Т.е. первый обмен в 2018-ом за 2017 -й, должен был состояться, а вот обмена в 2019-ом за 2018 -й — не будет.

В ФНС данную информацией подтвердили, но напомнили, тем не менее, что с Великобританией продолжает существовать обмен данными по запросу.

Кто является «контролирующим лицом» иностранной компании

Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.

Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице

Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

Какая именно информация будет передаваться и как часто

Формат сообщения для обмена закреплен в Форме электронного отчета (см. выше) и содержит следующие сведения для обмена (clause 2 section 2 MCAA):

  • данные банка, где открыт счет
  • номер счета
  • отчетный период
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес
  • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)
  • сумма поступлений и сумма списаний средств за отчетный период (БЕЗ расшифровки) и остаток на счете на конец отчетного периода

Перечень является закрытым – сведения, например, об источнике происхождения денежных средств, расшифроки по назначению платежей и контрагентам в него не включены, а следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

Выгрузка и автоматический обмен будут осуществляться 1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице

  • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
  • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус « пассивная НФО » по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

В каких случаях информация о «контролирующем лице» компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу

При соблюдении любого из следующих условий:

  • если агрегированный остаток по счету на 31 декабря отчетного года состаыялет менее $250 000 (clause 9 art. 17 CRS). Данное положение распространяется ТОЛЬКО на “Preexisting Entity Accounts” — счета открытые до 01 января 2016 г. (страница 50 CRS, ссылка выше). Дословно следуя формулировке закона, «юрисдикция предоставляет банкам ПРАВО не проводить процедуры due diligence в отношении существующих счетов клиентов с агрегированным балансом менее $250 000 на конец года», то есть по умолчанию данные счета в обмен включаться не будут (возможны исключения, если компании по каким-либо причинам покажутся банкам подозрительными). Данное положение распространяется на ВСЕ, включая «активные» и «пассивные» компании, независимо от вида их деятельности. Главная цель данного послабления – разгрузить банки от работы со счетами, имеющими незначительные суммы
  • если лицо компания является « активной» — получающей более 50% активного дохода, например, занимается торговлей. «Пассивный» доход: дивиденды, проценты, роялти, рентные платежи. При этом, пассивность необходимо будет подтвердить по запросу банка и при заполнении соответствующих анкет

Информация о личном счете физического лица выгружается в автоматический обмен ВНЕ зависимости от суммы и вида доходов по нему.

ПРИМЕР:
Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.
Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

  • сумму агрегированного остатка по счету – если счет открыт после 01.01.2016 и сумма остатка по счету свыше $250000, то сбор информации проводится дольше;
  • налоговое резидентство компании-клиента – Великобритания – страна присоединилась к обмену
  • является ли компания «активной НФО» или «пассивной НФО» (путем анкетирования клиента) — на предмет необходимости передавать информацию о контролирующем лице в налоговый орган страны налогового президентства контролирующего лица
  • налоговое резидентство контролирующего лица компании-клиента – Россия – страна присоединилась к обмену

Помимо прочего, указанный автоматический обмен возможен ТОЛЬКО если между этими странами подписано дополнительное двустороннее соглашение об обмене налоговой информацией (ссылку см.выше).

Таким образом если по примеру выше, если компания путем анкетирования была квалифицирована банком как «пассивная НФО», то данные о контролирующем лице и счете будут переданы в Россию и в Великобританию.

Ответственность за неуведомление о личном счете в иностранном банке

Автоматический обмен — едитсвенный самый действиейнный способ узнать информцию об иностранном счете или иностранной компании. Если налоговым органам станет известно о Вашем личном счете в иностранном банке, о котором Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об открытии счета
  • штраф за ненаправление отчетов о движении денежных средств
  • штраф в случае наличия незаконных валютных операций 75-100% от суммы незаконной валютной операции (срок давности привлечения к ответственности — 2 года)
  • в случае наличия на счете незадекларированного дохода:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы неуплаченного налога и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога — этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход на зарубежном счете ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)

Более детально с разбором каждого правонарушения Вы можете ознакомиться в наших статьях:

Ответственность за неуведомление о контролируемой иностранной компании (КИК)

Если налоговым органам станет известно о принадлежащей Вам КИК, о которой Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

Более детально с разбором каждого из указанных правонарушений Вы можете ознакомиться в наших статьях:

В последнее время вопросы, связанные с международным обменом налоговой информацией, становятся все более актуальными. О том, как этот обмен происходит сегодня и что изменится завтра, мы решили поговорить с Алексеем Карпенко, старшим партнером адвокатского бюро Forward Legal.


Окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (юридический факультет, диплом с отличием), Московскую школу управления «Сколково» (Executive MBA, диплом с отличием).

Стаж адвокатской деятельности – 20 лет. Специализируется в области международного коммерческого арбитража, судебного представительства, сделок M&A, реструктуризации бизнеса, банкротства, корпоративных конфликтов, налогового планирования.

Среди клиентов – крупнейшие российские компании розничного, строительного, нефтяного и транспортного бизнеса: «Аэрофлот», Altimo, «Вымпелком», Группа «Акрон», Пенсионный фонд России, Группа компаний «Кортрос» (ГК «РЕНОВА-СтройГруп»), Группа компаний «Авилон», Корпорация «Баркли», ИД «Коммерсант», Системный оператор РАО «ЕЭС России», «Территориальная генерирующая компания № 2» (ТГК-2), Группа «Синтез», «Арктикшельфнефтегаз», Фонд «Сколково», ИД «Парлан», Группа компаний «МИЦ», Группа компаний «Росводоканал», Группа компаний «ПИК».

Имеет успешный опыт ведения судебных дел в юрисдикциях других стран.

  • 2009–2014 – старший партнер коллегии адвокатов «Делькредере»;
  • 2003–2008 – управляющий партнер адвокатского бюро «Карпенко и партнеры»;
  • 2000–2002 – руководитель юридической службы инвестиционной компании «Росбилдинг»;
  • 1997–1999 – адвокат коллегии адвокатов «Инюрколлегия».

– Не секрет, что налоговые органы разных стран все теснее сотрудничают друг с другом и предоставляют различную информацию по запросам. А между тем в России идет так называемый процесс деофшоризации. Скажите, пожалуйста, что в связи с этим волнует тех налогоплательщиков, которые с помощью зарубежных структур пытаются минимизировать налоги?

– Тот процесс, который идет в России, я бы не стал называть деофшоризацией. Я бы сказал шире: раскрытие налоговой тайны, налоговых покровов. И деофшоризация является лишь частью такого раскрытия, причем не самой важной.

Подробнее о деофшоризации читайте интервью с Александром Гуськовым, руководителем Департамента налогового консультирования и трансфертного ценообразования IBFS united

Главный вопрос, который мне задают в связи с этим – не про деофшоризацию. Большинство спрашивает: «Меня поймают?» Вот что волнует людей.

По моим оценкам, максимум 30% налогоплательщиков что-то собирается делать. Остальные ждут. А чего ждут. Я не понимаю. Большинство выбирают такую стратегию: «Я зароюсь поглубже, и там меня точно не найдут». Именно поэтому обмен налоговой информацией сейчас выходит на первый план.

– А когда в России всерьез задумались об обмене налоговой информацией?

– Сразу скажу, что обмен налоговой информацией никак не связан с (примеч. ред.)."> законом о КИК 1 . Работа в сфере налогового обмена идет сама по себе. И началась она в активной фазе где-то с 2010 года. Я помню глаза налоговых инспекторов, с которыми мы обсуждали какие-то зарубежные структуры лет 10 назад. Они в принципе не хотели вдаваться в подобные вопросы. От любого документа, где были латинские буквы, они бежали как от огня. И начиная где-то с 2010 года ФНС России и Минфин России обратили очень серьезное внимание на образование налоговых инспекторов, которые имеют дело с зарубежными структурами налогоплательщиков. Так, в 2014 году для налоговых инспекторов были проведены курсы о порядке подготовки информационных запросов и составлены справочники по вопросам международного обмена налоговой информацией.

– Как сегодня строится обмен налоговой информацией?

На практике получение информации по запросу – сложный и длительный процесс. На первом этапе территориальная налоговая инспекция изучает информацию из открытых источников, готовит мотивированный запрос и приложения к нему, после чего направляет весь пакет документов в УФНС России по субъекту. Там все данные проверяют и анализируют. Затем Управление готовит сопроводительное письмо и направляет запрос в следующую инстанцию (в Контрольное управление ФНС России или в межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных). А если налоговому органу необходима информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную тайну, может потребоваться решение иностранного суда. Для этого придется подавать запрос через Минюст России. Кроме того, может потребоваться легализация или апостилирование документов. А теперь представьте, что в итоге ответ на запрос может быть формальным или вообще не поступить!

Очевидно, что вероятность успеха, например, при выявлении конечного бенефициара иностранной компании пока невелика.

– Когда изменится такое положение вещей?

– В 2014 году произошло одно очень важное событие. Оно, на мой взгляд, даже более важно, чем принятие закона о КИК. В ноябре 2014 года Российская Федерация ратифицировала (примеч. ред.)."> Конвенцию об административной помощи по налоговым делам 2 .

Обратите внимание, что к Конвенции об административной помощи присоединились 87 участников. Среди них Британские Виргинские Острова, Белиз, Бермуды, Джерси, Каймановы острова и остов Мэн, Сейшелы (примеч. ред.)."> и так далее 3 . Кстати, Британские Виргинские Острова в 2016 году внесли изменения в свое корпоративное законодательство, в соответствии с которыми они теперь будут вести реестры директоров и бенефициарных собственников. И финансовые институты, которые там функционируют, будут обязаны по запросу иностранных налоговых органов раскрывать всю информацию в отношении этих директоров и собственников. Представляете, какая часть российской экономики теперь будет полностью видна?!

В 2014 году Правительство России утвердило (примеч. ред.)."> форму типового соглашения об информационном обмене 4 . Оно разработано на основе Модельного соглашения ОЭСР об обмене информацией в сфере налого­обложения, утвержденного в рамках Глобального форума по налоговой транспарентности. Типовое соглашение предусматривает возможность получения информации, в том числе о собственниках компаний, включая данные обо всех участниках цепочки владения. В рамках процедуры обмена информацией не требуется ни легализации, ни апостилирования предоставляемых документов.

– Каким образом налоговые органы будут обмениваться налоговой информацией в рамках конвенции и типового соглашения?

– Существует три вида обмена.

Первый – обмен по запросу. В этом случае одно государство запрашивает у другого информацию относительно конкретных лиц и операций. В конвенции определен формат запроса, сказано, какая информация и по каким основаниям может запрашиваться. Определены сроки ответа: общий – 60 дней, а если налоговому органу соответствующей юрисдикции необходимо предпринять какие-то шаги для того, чтобы получить информацию, срок может быть продлен до 90 дней. В общем, процесс обмена информацией детально регламентирован.

Следующий вид – автоматический обмен. Это бомба, которая в России взорвется в 2018–2019 годах и приведет к настоящей революции. Тогда финансовые институты (в первую очередь – банки) фактически станут информаторами налоговых инспекций.

Наконец, третий вид обмена – инициативный (спонтанный). Он заработает позже всех. В рамках этого вида обмена налоговый орган по своей инициативе будет сгружать всю информацию, которая у него есть, без всяких запросов и автоматических обменов. Например, если у налогового органа какой-то юрисдикции появились подозрения в отношении лица, то все, что на него собрано, будет по собственной инициативе передано в налоговые органы соответствующего государства.

Интересно, что конвенция устанавливает возможность проведения одновременных налоговых проверок. При наличии соглашения между государствами их налоговые органы смогут одновременно проводить проверки на своих территориях, после чего обмениваться полученными сведениями. Кроме того, конвенция предусматривает возможность участия налоговых органов одного государства в проверке на территории другого государства.

– Но ведь Россия, насколько мне известно, пока не подписала ни одного типового соглашения. На основании чего тогда мы обмениваемся налоговой информацией?

– Россия действительно пока не подписала ни одного соглашения. Но она активно ведет переговоры с целым рядом юрисдикций, прежде всего европейских, где много счетов и активов наших соотечественников. Это Швейцария, Великобритания, Андорра, Монако, Кипр и, естественно, все офшорные структуры.

Несмотря на отсутствие новых соглашений, налоговые органы получают информацию от многих юрисдикций. Они научились эффективно работать. У меня есть небольшая справка о достижениях российских налоговых органов в судах в 2015 году. Из нее видны успехи, которые налоговые органы пожинают на ниве информационного обмена.


Все перечисленные дела выиграны налоговыми инспекциями. А доказательства были добыты средствами информационного налогового обмена.

– Давайте поговорим об автоматическом обмене налоговой информацией. Как он будет происходить?

– Возможно, у некоторых читателей есть представление о том, (примеч. ред.)."> что такое FATCA 5 . Автоматический обмен налоговой информацией – это европейский аналог FATCA, только гораздо жестче. Он регламентируется Единым стандартом обмена налоговой информацией – The Common Reporting Standard for automatic exchange of tax information.

Как я уже сказал, финансовые институты (банки, инвестиционные фонды, брокеры, депозитарии, доверительные управляющие, страховые компании и другие) фактически становятся информаторами налоговых органов. На них переносятся функции по сбору и передаче информации, а главное – по выявлению налогового резидентства. Если в США налоги собирают по паспорту, то в большинстве европейских юрисдикций – по резидентству. А резидентство может не совпадать с паспортом. Во многих европейских налоговых юрисдикциях резидентство устанавливается не по количеству дней, которые человек там провел, а по центру жизненных интересов. Близкие родственники, дети, друзья, дом, образование, медицина – это, безусловно, центр жизненных интересов.

Так вот, теперь при наличии на счете компании суммы от 250 000 долларов США (а в отношении физических лиц – независимо от суммы) банки будут сообщать налоговым органам соответствующего государства о получении любого вида инвестиционного дохода (дивиденды, роялти, проценты), об остатках на счетах, о крупных реализационных операциях. Но самое главное, что они должны будут устанавливать резидентство лица и направлять всю информацию в налоговые органы соответствующей страны. Это достаточно тяжелый, трудоемкий для банков процесс. Он уже начался в Европе. И банки очень тщательно проверяют даже тех клиентов, которые держат у них счета по 10–15 лет.

Я сталкивался с этим в Credit Suisse, в Barclays, в банках Италии. Российские резиденты держат там счета много лет. Но чтобы открыть новый счет или совершить новую транзакцию теперь нужно рассказывать про себя все. Barclays в течение трех месяцев вел переговоры с одним из моих клиентов об открытии ему еще одного счета. И оперировал данными из его Facebook. Представляете!? Более того, банк в Великобритании нашел данные на моего клиента, опубликованные в российском СМИ в 2009 году, и говорит: «А вот про вас была опубликована статья в известном журнале». Они ее перевели, а я давал пояснения банку по данному поводу. И это наше будущее!

– Каким оно будет для российских налогоплательщиков?

– Мало того, что офшорная юрисдикция будет раскрывать всю информацию о компаниях и ее владельцах, так еще и банку теперь придется рассказать о себе абсолютно все. Можно ли от этого скрыться? Я обычно говорю так: «Скрыть компанию можно на необитаемом острове где-нибудь в Тихом океане. Но при этом на том же самом острове должен быть еще и банк».

Вся информация будет поступать в российские налоговые органы. Мир становится полностью прозрачным. С 2017 года 40 стран и зависимых территорий, включая пресловутые Британские Виргинские Острова, Джерси, Белиз, начнут этой информацией обмениваться. Обратите внимание: уже в 2017 году! У нас все это (примеч. ред.)."> заработает, может быть, в 2018 6 или в 2019 году.

Получается, что горизонт планирования не может быть два года. Нужно смотреть на то, что будет через три, четыре, пять лет. Если кто-то собирается заниматься налоговой оптимизацией, то ему нужно будет прийти к налоговому инспектору, показать всю схему и спросить: «Вопросы есть?» Вот это – профессиональная работа.

Хотите по-прежнему не платить налоги? Не получится. Нас ждет другой мир, другая реальность. И готовиться к ней нужно уже сейчас. У вас есть время до 2019 года. Но проверяться будут, в том числе и прошлые налоговые периоды. Это значит, что в 2018 или в 2019 году по автоматическому налоговому обмену российский налоговый орган получит информацию о российском налогоплательщике (внимание!) за 2016 год. А по уголовно наказуемым деяниям (опять внимание!) – за 2012 год. Если в действиях налогоплательщика есть состав налогового преступления, то, пользуясь автоматическим налоговым обменом, можно заглянуть аж в 2012 год.

Отмечу, что от Каймановых островов уже получено подтверждение о готовности обменяться информацией с ФНС России по налоговым периодам, начиная с 1 января 2012 г., в том числе по делам, содержащим признаки налоговых преступлений.

– Алексей, как Вы думаете, смогут ли хакеры атаковать систему информационного обмена и обрушить ее?

– В октябре 2015 года ФНС России представила специальную криптографическую программу, которая будет обеспечивать защиту данных при обмене информацией с налоговой службой Финляндии, начиная с 2017 года. Наша налоговая служба показала, как будет работать эта программа, и все остались довольны. Я не уверен, что в Финляндии найдется много наших резидентов, но если финны хотят быть первыми, пусть будут первыми.

Допускаю, что мы сможем узнать о доходах друг друга, съездив на один известный рынок. Я не удивлюсь, если так будет. Но деваться нам некуда, автоматический обмен заработает несмотря ни на что.

– Выходит, что экономить, используя низконалоговые юрисдикции, становится невозможно?

– Когда ко мне приходят люди и говорят: «Хотим платить ноль, 2% или 3%», я спрашиваю: «А по каким ставкам Вы не готовы платить налоги?» Если желаемая совокупная налоговая нагрузка составляет около 20%, я отвечаю: «Вы уложитесь». Но для этого необходимо жить, скажем, на Кипре, взять местного бухгалтера, снять небольшой офис, найти и обучить сотрудников, которые будут переговоры вести. Конечно, все это потребует денег. Зато будет экономия.

А еще после всего этого нужно прийти в налоговую инспекцию (до того, как она по информационному обмену получит все данные) и сказать: «Я такие-то транзакции совершаю, здесь у меня активы, и вот я – фактический получатель дохода, самолично стою перед вами. Вопросы есть? Нет? Тогда я пошел». Это новый правильный способ взаимодействия с налоговой инспекцией. Способ будущего. Мы идем туда, куда уже пришли американцы и европейцы. Неизбежно там будем и мы. Наш горизонт – три-пять лет.

Читайте также: