Аудит налогов и страховых взносов

Опубликовано: 05.05.2024

Что такое налоговый аудит?

Налоговый аудит — это проверка правильности исчисления и уплаты налогов, в т.ч. контроль заполнения налоговых деклараций и расчетов.

Основная цель аудита налогов — устранение налоговых рисков и минимизация финансовых потерь компании, собственников и руководителя. Ведь в случае доначисления налогов компании грозит штраф 20% от суммы доначислений и пени, а при наличии доказательств умысла в неуплате налогов размер штрафа составит 40%. Причем руководителю, собственнику или иному контролирующему лицу может грозить уголовная, субсидиарная и имущественная ответственность. Кстати, по данным налоговой службы за 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях, а в 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Также иногда собственники и руководители хотят проверить квалификацию работников бухгалтерской службы и найти возможные финансовые резервы.

Почему налоговый аудит особенно важен в последнее время?

В последнее время результативность выездных налоговых проверок превысила 98%, т.е. налоговые органы выходят на проверку только в тех случаях, когда для этого есть повод (используют риск-ориентированный подход).

Минимальная сумма доначислений по выездным налоговым проверкам в РФ составляет 35 млн. руб. Поэтому налоговый аудит может сэкономить минимум 7 млн. руб. (минимальное доначисление 35 млн. руб. *20%).

Уже на стадии камеральных проверок налоговых декларации инспекторы могут составить представление о налогоплательщике и даже определить предполагаемую сумму неуплаты налогов. Теперь программа ФНС РФ анализирует цепочки контрагентов, наличие в них неблагонадежных налогоплательщиков, выявляет нестыковки в показателях деклараций, например, между налоговой базой по НДС и налогом на прибыль, оценивает налоговую нагрузку, рентабельность и др. показатели компаний.

Поэтому, если отчетность налогоплательщика не вызывает нареканий налогового органа — повода для назначения выездной налоговой проверки нет. Кроме того, при безупречной налоговой отчетности сокращается количество запросов из налоговой инспекции в рамках камеральных проверок, что не может не отразиться на работе бухгалтерии и эмоциональном настроении сотрудников. Уверенность в данных налоговых деклараций — спокойствие руководителя и собственника.

Чтобы у организации была такая уверенность или хотя бы реальное представление о состоянии налогового учета и отчетности и о налоговых рисках компании следует провести аудит налогов.

Кроме того, налоговый аудит проводится по инициативе собственников или руководителей компании для проверки компетенции сотрудников бухгалтерии, отвечающих за исчисление налогов. Ведь иногда налоги переплачивают, в т.ч. и в случаях, когда неправильно организовано налоговое планирование, как например, в этом кейсе.

В чем особенности аудита налогообложения (его отдельных видов)?

По желанию Заказчика аудит налогового учета можно провести за определенный период (квартал, год, несколько лет и др.) и в отношении всех или некоторых налогов:

1. Аудит налогообложения прибыли

Такая проверка необходима любой компании, применяющей общую систему налогообложения. Как показывает практика, не все налогоплательщики уделяют должное внимание документальному оформлению расходов. Иногда из-за отсутствия внутренних документов (например, отчета о проведении рекламной акции, акта на отпуск материалов в производство, технологической карты и т.п.) налогоплательщик рискует «лишиться» налоговых расходов.

Аудит налога на прибыль особенно необходим компаниям, работающим с иностранными партнерами, в т.ч. привлекающим иностранное финансирование (при проведении аудита налога на прибыль проверяется исполнение обязанностей налогового агента и правомерность применения им ставок налога).

2. Аудит НДС

НДС налоговые органы уделяют особое внимание (ПК «Контроль НДС»), поэтому для налогоплательщиков — это самый «риск содержащий» налог. В рамках аудита НДС производится проверка контрагентов «на благонадежность», правильность и своевременность определения налоговой базы, применения освобождения от НДС и льготных ставок (10%, 0%), порядок ведения раздельного учета НДС и др.

3. Аудит налога на имущество организаций

Аудит необходим организациям, владеющим недвижимостью. На практике были случаи, когда бухгалтер занижала налог, поскольку исчисляла его исходя из среднегодовой стоимости объекта, а не по кадастровой стоимости. Или, наоборот, организации переплачивали налог, ошибочно исчисляя налог по недвижимости, не являющейся объектом обложения, как, например, в этом кейсе.

4. НДФЛ и страховые взносы

Эти «зарплатные налоги» платят все организации и у налоговых органов они под особым контролем, в т.ч. работодателей вызывают на «зарплатные комиссии», а за неуплату страховых взносов несколько лет назад была введена уголовная ответственность.

В первую очередь аудит НДФЛ и страховых взносам необходим компаниям, производящим различные социальные выплаты работникам, а также имеющим иностранных сотрудников.

5. Другие налоги и сборы

При проведении налогового аудита также анализируются другие налоги и сборы: налог при УСН, транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин, региональные и местные налоги и сборы, например, торговый и курортный сбор и т.д.


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации - организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Расчеты с государственными внебюджетными фондами по социальному страхованию отличаются большой трудоемкостью и ответственностью для любого юридического лица. Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования и по государственным внебюджетным фондам, в которые они зачисляются. Ежегодно в порядок начисления и использования средств на социальное страхование и обеспечение вносятся многочисленные поправки. Правильность начисления и использования средств на социальное страхование и обеспечение подлежит контролю как со стороны Пенсионного фонда России (ПФР), так и со стороны Фонда социального страхования России (ФСС РФ). За допущенные нарушения организация и ее руководители несут административную ответственность, поэтому к этому участку учета и внутреннего контроля предъявляются особые требования. Кроме того, данные виды обязательных отчислений осуществляются за счет работодателя и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), поэтому их уровень влияет на себестоимость и, в конечном счете, на финансовый результат. Поэтому работодатель заинтересован в снижении таких расходов при соблюдении требований действующего законодательства.

Разнообразие форм социального страхования и необходимость их дальнейшего развития в современных условиях обусловливает наличие большого числа законодательных и нормативных актов, в которые постоянно вносятся изменения и дополнения. В связи с этим в учете средств на социальное страхование у большинства организаций имеются в основном неумышленные нарушения в соблюдении требований действующих нормативных документов. Органы, на которые возлагаются обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость в аудиторском контроле за рассматриваемым видом расчетных операций, который включает в себя консультирование по вопросам правильности исчисления и использования взносов на социальное страхование, оптимизацию данного вида обязательных платежей и другие виды услуг.

Целью аудита расчетов по социальному страхованию является установление соответствия порядка исчисления этих взносов и их расходования требованиям действующего законодательства, подтверждения полноты и своевременности перечисления их во внебюджетные фонды, своевременность представления законодательно установленных расчетов и сведений в ПФР и ФСС РФ.

В задачи данного вида аудита входит оценка:

- формирования облагаемой базы и отсутствия неправомерно исключенных выплат;

- определения сумм, не подлежащих включению в базу обложения по каждому из видов взносов и правильность применения страховых тарифов;

- обоснованность выплат пособий и осуществления прочих расходов за счет средств фонда социального страхования;

- полноты и своевременности уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды;

- систем синтетического и аналитического учета расчетов по социальному страхованию и отражения обязательств перед внебюджетными фондами в бухгалтерской отчетности;

- правильности составления отчетности и сведений о застрахованных лицах и своевременности их передачи в ПФР и ФСС РФ.

В ходе аудита средств на социальное страхование анализируются бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, свидетельства о постановке организации на учет во внебюджетных социальных фондах учетная политика организации, Главная книга, регистры бухгалтерского учета по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», расчеты по форме РСВ-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3, 4ФСС, ведомости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений и удержаний, коллективный договор или положение о премировании, листки по временной нетрудоспособности, заявления работников о начислении пособий и другие основания для их выплаты за счет средств ФСС РФ, карточки по начислению взносов на отдельных работников согласно выборке, другие документы, подтверждающие применение организацией налоговых льгот.

Выбор метода проверки зависит от цели, которая ставится перед аудиторами. Если эта проверка проводится в рамках подтверждения достоверности показателей годовой бухгалтерской отчетности, то она осуществляется выборочно. Если ставится задача проверки учета средств на социальное страхование, то она проводится сплошным методом или объем выборки значительный.

Аудиторы, проводящие проверку средств на социальное страхование, проводят экспертизу бухгалтерского учета и отчетности, расчетов и сведений, предоставляемых в ПФР и ФСС РФ за весь период, подлежащий проверке. Экспертиза включает проведение анализа первичных документов, получение разъяснений от руководства о показателях и методиках, положенных в основу расчета взносов. В ходе проверки аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством.

Работы при проведении аудита средств на социальное страхование осуществляются в три последовательных этапа: ознакомительный, основной, заключительный.

По результатам ознакомительного этапа оцениваются аудиторские риски и уровень существенности, составляются план и программа аудита. Примерный план аудита приведен в таблице 1 [1, с.629].

На основном этапе проводится углубленная проверка расчетов по социальному страхованию, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности. В ходе аудита аудитор проверяет правильность оформления первичных документов, используемых для учета труда, отработанного времени и начисления заработной платы. В первую очередь проверяются значимые выплаты - крупные зарплаты, натуральные выплаты, поощрительные суммы, выплаты по гражданско-правовым договорам.

Аудит документооборота осуществляется по формальным признакам (наличие всех необходимых подписей, печати, даты, номера документа) и по существу отражаемых операций (законность, целесообразность, достоверность, арифметический контроль сумм и итогов).

Таблица 1 Примерный план аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению

с 01.01.14г. по 31.12.14 г.

Количество человеко - часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Аудитор, ассистент аудитора

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

1) качественно - соответствие

2) количественно -2%

Планируемые виды работ

1. Аудит оформления первичных документов по учету

выплат, составляющих базу для начисления страховых взносов

2. Аудит системы начислений взносов в ПФР, ФОМС и

3. Аудит обоснованности пособий за счет средств ФСС

4. Аудит тождественности показателей

бухгалтерской отчетности, расчетов по начисленным и уплаченным взносам и регистров

5. Оформление результатов проверки

Применение бланков форм, не утвержденных учетной политикой, является нарушением требований Федерального закона «О бухгалтерском учете». Если в первичных документах заполнены не все реквизиты, имеются подчистки и исправления, то это является свидетельством грубых нарушений правил учета и сокрытия «зарплатных» налогов (к ним относятся как взносы на обязательное социальное страхование, так и НДФЛ).

При проверке налоговой базы взносов на обязательное социальное страхование аудиторами проверяются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они осуществлены. Прежде всего, аудитор знакомиться с документами, непосредственно регламентирующими трудовую деятельность: должностными инструкциями, штатным расписанием, приказами директора по кадровым вопросам. Проводится выборочная проверка оформления документов при приеме и увольнении (приказы, заявления о приеме на работу; трудовые контракты). Устанавливается, все ли реквизиты заполнены при составлении документов, соответствуют ли условия трудовых договоров требованиям трудового законодательства, не ухудшают ли они положение работников по сравнению с положениями Трудового кодекса РФ.

При проверке правильности начисления заработной платы, работникам общества, находящимся на повременной оплате труда, изучается правильность применения окладов и условий контракта. При этом заработная плата по тарифным ставкам и окладам в основном находится в полном соответствии с отработанным временем, в связи с чем, тщательной проверке подвергаются табеля учета рабочего времени. При проверке табелей учета рабочего времени необходимо сопоставить фамилии, указанные в этих документах с данными учета списочного состава. Выборочно проверяется для каждого работника количество отработанных рабочих дней, в случае если за какие-то дни рабочее время для работника не проставлено, устанавливается, какими документами подтвержден либо оформлен невыход на работу (листки временной нетрудоспособности, объяснительные и др.). Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями. В ходе проверки выясняется, правильно ли учитываются условия для премирования, соблюдаются ли предельные размеры премий.

Особое внимание аудиторы уделяют оформлению и начислению заработной платы за неотработанное время: оплата очередных, основных и дополнительных отпусков; оплата учебных отпусков; выплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении; выплата выходного пособия при увольнении; оплата пособия по временной нетрудоспособности и другие.

Так, при проверке оплаты отпусков или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск, аудиторам необходимо убедиться в правильности определения среднего заработка (согласно действующего в отчетном году порядка его исчисления), принятого к расчету, и в точности подсчета сумм за дни отпуска или компенсации за неиспользованный отпуск. А также удостовериться в обоснованности включения затрат на оплату отпусков работников (включая отчисления от этих сумм на социальное страхование и обеспечение) на расходы предприятия. Методика проверки сводится к проверке алгоритмов расчетов и исходных данных. По обнаруженным ошибкам бухгалтерия вносит необходимые исправления, пересчитывает начисления и удержания по работающим.

Для оценки полноты формирования базы для начисления страховых взносов аудитор проводит сравнительный анализ сумм, отраженных на счетах бухгалтерского учета и сведений, содержащихся в первичных документах, индивидуальных и сводных карточках учета по взносов на обязательное социальное страхование, данных приведенных в расчетах взносов, предоставляемых в ПФР и отчетности по взносам в ФСС РФ.

Далее проверяется правильность применения страховых тарифов по обязательным взносам в ПФР, ФОМС, ФСС и на производственный травматизм. Аудитор изучает также своевременность и полноту уплаты страховых взносов в соответствующие внебюджетные страховые фонды и представления отчетности по социальным взносам путем сравнения данных в отчетности с суммами в платежных поручениям.

Далее следует проверить правильность обобщения и группировки данных по учету расчетов по социальному страхованию. С этой целью контролю подвергаются сводные расчеты по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и корреспондирующих с ним счетов. Сверяются данные оборотно- сальдовых ведомостей с показателями Главной книги по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и показателями бухгалтерского баланса.

Полученная в результате проверки информация отражается в аналитических таблицах с определением количественного влияния на показатели отчетности. Результаты аудиторской проверки обобщаются в рабочих документах аудитора. Свое мнение о степени достоверности отражения рассматриваемых показателей в учете и отчетности хозяйствующего субъекта аудитор выражает в аудиторском заключении.

По окончании аудита расчетов по социальному страхованию заказчик может воспользоваться иными услугами аудиторской фирмы. Так, аудиторская фирма может предложить своим клиентам разработать и представить:

- рекомендации и предложения по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта, в том числе оптимизация механизмов начисления «зарплатных» налогов и взносов с учетом особенностей экономического субъекта;

- рекомендации о полном и правильном использовании экономическим субъектом законодательно установленных льгот и предварительный расчет страховых взносов при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;

- предложения по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований действующего законодательства.

Аудиторская организация может также представлять интересы хозяйствующего субъекта в отношениях с государственными внебюджетными социальным органами:

- для получения разъяснений по актам проверок, проведенных ПФР РФ и ФСС РФ в отношении проверяемого экономического субъекта;

- при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и др.) экономическому субъекту в спорах с проверяющими органами.

Результатом оказания сопутствующих услуг по вопросам учета расчетов по социальному страхованию могут быть:

- указания на наличие имеющихся правонарушений и их последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм законодательных и нормативных актов по социальному страхованию;

- практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями действующего законодательства;

- разработка новых проектов построения как общей системы обложения выплат работникам экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;

- внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета к выбранной концепции управления взносами на обязательное социальное страхование, разработанному комплексу проектов оптимизации взносов, изменениям в законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей во внебюджетные социальные фонды;

- разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования [2, с. 74].

Однако следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих аудиту услуг может быть достигнут только тогда, когда этим услугам предшествовал аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти эффективное решение проблемы.

1. Хахонова, Н.Н., Богатая, И.Н. Аудит. - М.: КноРус, 2015.

2. Шестакова Е., Либерман К. Проверка уплаты страховых взносов // Российский бухгалтер. 2012. № 8. С. 58 - 79.

3. Шестакова Е.В. Страховые взносы: полное практическое пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012.

Вторник
18 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
    • Учредительные документы
    • Доверенности
    • Договора
    • Прочие
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Аудит НДФЛ и аудит страховых взносов (бывший ЕСН)
Индекс материала
Аудит НДФЛ и аудит страховых взносов (бывший ЕСН)
Страница 2
Все страницы

Целью аудита единого социального налога (ЕСН) физических лиц является установление соответствия по­рядка исчисления этих налогов требованиям налогового законода­тельства.

Задачами аудита ЕСН является оценка:

— систем синтетического учета расчетов по этим налогам;

— формирования налоговой базы неправомерно исключенных выплат;

— определения сумм, обложению ЕСН

— отражения налоговых обязательств перед бюджетом отчетности;

— соблюдения налогового законодательства при формирова­нии налоговой базы;

— полноты уплаты налогов.

Основные нормативные документы:

— Налоговый кодекс Российской Федерации, главы аудита);

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет (форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, Положение по бухгал­терскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, ут­вержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, учетная политика для целей налогообложения, регистры бухгал­терского учета по счетам 70, 68, субсчет «Расчеты по налогу на до­ходы лиц», 69, субсчет «Расчеты по единому соци­альному налогу», налоговые декларации, реестры по НДФЛ, ве­домости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений коллективный договор или поло­жение налоговые карточки, карточки по ЕСН работников согласно выборке, другие документы, под­тверждающие применение организацией

Работы при проведении аудита ЕСН можно разделить последовательных этапа: ознакомительный, основной и за­ключительный.

Основной задачей аудита ЕСН является проверка правильности формирования налоговой базы. Аудитору необходи­мо выполнить следующие процедуры:

— оценку систем бухгалтерского учета;

— оценку аудиторских рисков;

— расчет уровня существенности;

— определение основных факторов, влияющих показатели;

— анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;

— анализ организации документооборота функций служб, ответственных налогов.

Выполнение вышеуказанных процедур этапе позво­лит рассмотреть такие существенные факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организа­цией порядка налогообложения нормам действующего законода­тельства, оценить уровень налоговых обязательств налоговых нарушений.

Перед проведением аудита ЕСН аудитору необходи­мо проанализировать операции, которые имели место проверяемого периода,

— изменение методологии ведения бухгалтерского учета, методологии расчета налогов;

— внедрение новых видов начислений при расчете заработной платы договоров подряда.

В связи что время Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации были опубликованы разъяснения по вопросам исчисления ЕСН (информационное письмо от 14.03.2006 № 106), аудитор должен выяснить следующие аспекты:

— рассмотрев порядок начисления суточных, необходимо уста­новить, организацией сверх норм, оп­ределенных законодательством, единый социальный налог. указано письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выплачиваемые сверх норм, ЕСН начисляться

— требуется определить, организация выбором: уменьшить налог ЕСН или налог и ЕСН. Разъяснениями Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации такой выбор поэтому аудитор должен пересчитать сумму начисленного ЕСН, если организация применяет такую схему;

— проанализировав компенсации, которые входят за­работной платы ст. РФ, необходимо устано­вить, выплат компания ЕСН;

— изучив выплаты членам совета директоров налогово­го периода, надо выяснить, такие выплаты ЕСН. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, даже если совета директоров организации заключены трудовые договоры, ЕСН должен быть начислен, поскольку выплаты членам совета директоров могут быть включены

На этом этапе производится углубленная проверка тех участ­ков налогового учета, выявлены проблемные зоны значения уровня существенности.

Данный этап включает:

— оценку правильности определения налогооблагаемой базы по ЕСН

— проверку налоговой отчетности, представленной по установ­ленным формам;

— расчет налоговых последствий некорректного при­менения норм налогового законодательства;

— разработку рекомендаций организацией налоговых льгот по улучшению контроля исчисления налогов.

Содержание разделов (подразделов) проверки им процедуры приведены

Содержание разделов (подразделов) проверки

Аудиторские процедуры, комментарии

Проверка полноты определения нало­гооблагаемой базы по ЕСН по видам выплат осуществления выплат вознаграждений (полу­чения доходов), числе выплат работников -физических лиц, выплат по гражданско-правовым договорам

Общие процедуры по проверке правильности формирования налогооблагаемой базы (проверка документов, бухгалтерских записей, отсылка за­просов подтверждений, подсчет процедуры). Анализ трудовых до­говоров, договоров подряда выполнен­ных работ

При проверке необходимо обратить внимание факт, что суммы вознаграждений по догово­рам подряда, выплачиваемые как работникам, состоящим организации-налогоплатель­щика, так и подлежат обложению ЕСН порядке (письмо от 26.06.2007

Проверка правильности определения сумм, нало­гообложению со ст. п. РФ, числе:

Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуще­ствление расчетов процедур.

Не подлежат обложению ЕСН числе посо­бия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу ребенком, пособия по без­работице, беременности Письмом от 29.03.2007 было разъяснение: доплата заработка, превышающая размер пособия по беременности выплачиваемого производится организацией собственных средств и государственным пособием. Следовательно, аудитор должен проверить, что эти суммы подлежат налогообложению. случае, если суммы оплаты дополнитель­ных отпусков, предоставляемых гражданам, под­вергшимся воздействию радиации вследствие ка­тастрофы АЭС, осуществля­ются средств федерального бюджета, такие выплаты объектом обложения ЕСН (письмо от 01.06.2007

К компенсационным выплатам относятся: возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатное пре­доставление жилых помещений услуг (денежная компенсация бесплатного жилья), питания топлива или соответствующего денежного возме­щения;

оплата стоимости и (или) выдача полагающегося натурального довольствия, выплата де­нежных средств взамен этого довольствия; опла­та стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной формы, получаемых спортсменами физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса соревнованиях; выплаты работников, включая компенсацию отпуск; возмещение иных расхо­дов, включая расходы профессионального уровня работников, трудо­устройство работников, уволенных мероприятий по сокращению чис­ленности или штата, реорганизацией или ликви­дацией организации; расходы, связанные физическим лицом трудовых обя­занностей числе расходы местность), возмещение суточ­ных

Аудитор должен учитывать, что денежная компенса­ция отпуск превышаю­щей дней, работника расходов труда при определении налоговой базы по налогу подлежит

— сумм страховых платежей (взносов)

К таким платежам (взносам) относятся:

— суммы обязательного страхования работников, осуществляемого налогоплательщиком установленном законодательством Россий­ской Федерации, суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

— суммы платежей (взносов) налогоплательщи­ка по договорам добровольного личного стра­хования работников, заключаемым исключи­тельно наступления смерти застра­хованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности им трудовых обязанностей

— сумм материальной помощи

К таким суммам относится помощь физическим лицам бедствием или дру­гим чрезвычайным обстоятельством воз­мещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью, физическим лицам, пострадавшим актов Российской Федерации, членам семьи умершего работника или работнику члена (членов)

— выплат, уменьшающим налоговую базу по налогу организации отчетном (налоговом) периоде

Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуще­ствление расчетов процедур. выплаченные работникам, системой премирования или трудо­выми договорами, то случае основания для исчисления ЕСН отсутствуют. Дополнительно можно обратить внимание момент: если компания обучает своих сотрудни­ков иностранным языкам, то аудитор должен учитывать, что имеются следующие факторы, которых ЕСН

— обучение требуется проводить необходимостью по распоряжению руководителя организации и в по­рядке, которые определяются коллективным до­говором, соглашениями, трудовым договором;

— обучение должно проходить учреждениях, имеющих лицензии.

Если указанные выше условия то компания

— вознаграждений, выплачи­ваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, ав­торским договорам суммы налога, подлежащей упла­те России)

— иные виды выплат

Проверка документов, бухгалтерских записей, направление запросов осуще­ствление расчетов процедур. выплаченные работникам, системой премирования договорами, то случае основания для исчисления ЕСН отсутствуют

Проверка правильности применения

От уплаты ЕСН освобождены числе нало­гоплательщики выплат вознагра­ждений, налогового периода физическое лицо, являющееся инвалидом I, организации, уставный капитал полностью состоит общест­венных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов составляет 50%, заработной платы инвалидов оп­латы труда составляет 25%

Проверка правильности при­менения налоговых вычетов

При проведении проверки правильности примене­ния налоговых вычетов аудитор должен учиты­вать, что при расчете ЕСН предусмотрено умень­шение суммы налога (суммы авансового платежа по налогу), подлежащего уплате бюджет, начисленных период страховых взносов (авансовых платежей по стра­ховому взносу) пенсионное стра­хование (налоговый вычет) таких сумм, исчисленных исходя страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ.

При этом расчет суммы налога, уплачиваемого бюджет, должен быть произведен по следующему алгоритму:

1) определяется сумма налога, подлежащего уплате бюджет, исходя базы налога, установленной ст. РФ;

2) бюджет суммы налога исключается сумма начисленных период страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ.

Аудитор должен обратить внимание что сумма налогового вычета период превышать величину уплаченного стра­хового взноса период. случае разница будет признана занижением на­лога (п. РФ)

Проверка правильности при­менения налоговых ставок (ст. РФ)

Аудитор осуществляет проверку правильности ис­пользования регрессивной шкалы, аналитический пересчет налога по ставкам

Проверка своевременности уплаты налога

Расчет суммы ЕСН, анализ соответствия резуль­татов данным налоговой декларации, проверка правильности заполнения налоговых деклараций

Пример оформления рабочих документов приведен 11.1.

После того как была определена сумма единого социального налога период, аудитору необходимо проверить пра­вильность отражения налога бухгалтерского учета, определить, какие счета бухгалтерского учета были ис­пользованы организацией.

Наиболее распространенным вариантом и, авторов, правильным является распределение единого социального налога счета распределения заработной платы. бухгалтерского учета должны быть произведены сле­дующие записи:

08 «Вложения активы»

20 «Основное производство»

23 «Вспомогательные производства»

25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

29 «Обслуживающие производства

70 «Расчеты по оплате труда» по социально­му страхованию

Авторы придерживаются мнения, что порядок отнесения социального налога можно закрепить поли­тике для целей налогообложения.

По каждому физическому лицу, которого осуществ­ляются выплаты по трудовому, гражданско-правовому договорам, аудитор должен проверить, компа­нией индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взно­сов пенсионное страхование (налогового вычета). Форма заполнения индивидуальной карточки учета ут­верждены приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443. Рекомендуется пересчитать сумму начисленного ЕСН по несколь­ким работникам первичные документы, подтверждаю­щие те или иные виды выплат.

При проведении аудита начисленных премий аудитор должен учесть следующие условия:

— премии должны быть выплачены средств специаль­ных фондов, сформированных чистой прибыли;

— компании выплачивать премии, размер ко­торых существенно превышает размер оплаты труда, который ус­тановлен трудовым договором.

По окончании правильности расчета налога ау­дитор должен проверить правильность заполнения налоговой дек­ларации.

При проверке налоговой декларации по ЕСН аудитору реко­мендуем проверить:

— налоговую базу по ЕСН бюджет и медицинского страхования. совпадать. России будет меньше выплаченных года выплат по договорам гражданско-правового характера договорам;

— расчеты по ЕСН должны быть заполнены рублях, без копеек;

— при правильном ведении индивидуальных карточек по ЕСН вероятность наличия ошибки декларации уменьшается.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены проведения аудита ЕСН:

— неправильное формирование налоговой базы;

— неправильное формирование налоговых льгот;

— нарушения порядка формирования налоговых вычетов по ЕСН;

— отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля исчисления ЕСН;

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих доку­ментов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся проверки, его совместно доку­ментацией (приложение 11.1) руководителю проверки.

Период проведения проверки

Раздел рабочей программы

Номер риска программе

Процедура 1. Проверка правильности исчисления налоговой базы

Вид начислений по заработной плате)

Статья Налогового кодекса Российской Федерации, которой выплата включена базу

Итого по кредиту счета по оплате труда»

Итого налоговая база

Процедура 2. Пересчет ЕСН (пример)

Сумма начисленной заработной платы (данные руб.


  • Налоговый аудит: что это, кто и как его проводит
  • Роль контроля правильности ведения учета и составления отчетности
  • Проверка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (в т. ч. отложенных обязательств и активов)
  • Итоги

Налоговый аудит: что это, кто и как его проводит

Налоговый аудит (или аудит расчетов с бюджетом по налоговым платежам) — проверка правильности начисления, отражения в учете и отчетности, уплаты налогов, сборов и страховых взносов (п. 2.1 Методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги…», одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000, протокол № 1).

Вышеупомянутая методика регламентирует проведение подобных проверок при аудиторском контроле, который может быть обязательным или добровольным для налогоплательщика. Аналогичные методы использует при проверке правильности расчета налоговых платежей налоговый орган. И такую же методику может применять налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий налоговый аудит перед направлением отчетности в ИФНС.

Для выполнения подобной проверки аудитору требуется специальное четко сформулированное задание (пп. 2.6, 2.7 Методики), поскольку закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ не относит ее к числу обязательных, упоминая о ней только в связи с прочими услугами, связанными с аудиторской деятельностью (п. 7 ст. 1). Вместе с тем с учетом важности правильного исчисления налогов этот раздел контроля имеет особую значимость для налогоплательщика. Благодаря ему удается не только выявить факт отсутствия ошибок в расчетах, но и своевременно внести исправления в отчетность, имеющую недочеты, а также получить рекомендации по оптимизации налоговых баз и предупреждения о возможных налоговых рисках.

В процессе налогового аудита (пп. 2.9-2.9.4 Методики):

  • ведущаяся налогоплательщиком деятельность и применяемая им система налогообложения анализируются с точки зрения значимости для целей исчисления налогов;
  • проверяются наличие и достоверность исходных данных, необходимых для налоговых расчетов;
  • оцениваются правильность используемой методики исчисления и обоснованность применения налоговых льгот;
  • проводятся дублирующие подсчеты налогов;
  • проверяются правильность применения форм налоговой отчетности и корректность внесения данных в них.

По итогам проверки аудиторы в заключении высказывают свое мнение по кругу вопросов, сформулированных в задании на налоговый аудит (пп. 2.7, 5.6 Методики).

Роль контроля правильности ведения учета и составления отчетности

Особую значимость при налоговом аудите приобретает проверка тех исходных данных, на основе которых формируется база для расчета каждого из налогов. При этом следует иметь в виду, что для большинства налогов данные для этой базы берутся из регистров бухгалтерского учета. Это обстоятельство требует контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью отражения нужных сведений в бухучете. Именно поэтому до начала налоговых расчетов бухгалтеру необходимо убедиться в том, что все документы приняты к бухучету и все необходимые бухгалтерские учетные операции, влияющие на исчисление соответствующего налога, выполнены, причем корректно.

Говорить об аудите именно налогового учета можно лишь в отношении начислений, требующих ведения специальных налоговых регистров, в которых будут собраны данные, формирующие налоговую базу. Это касается:

  • налогов, начисляемых от прибыли;
  • НДС;
  • налогов при УСН;
  • НДФЛ.

Аудит налоговой отчетности позволяет выявить правильность разнесения данных по строкам отчета, а также обнаружить возможные опечатки и арифметические ошибки.

Проверка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (в т. ч. отложенных обязательств и активов)

Сложность проведения аудита налога на прибыль обусловлена:

  • существованием особой учетной системы, предполагающей ведение большого количества специальных налоговых регистров, отличающихся от регистров бухучета;
  • наличием не только особых методик для внесения сведений в эти регистры, но и своих правил принятия объектов к учету, которые изначально могут приводить к существенным расхождениям между бухгалтерскими и налоговыми учетными данными;
  • необходимостью отражения в бухучете сумм налога, отвечающих расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом.

Последний момент требует выполнения аудита отложенных налоговых активов и обязательств, а также постоянных разниц, возникающих между двумя учетами.

Итоги

Налоговый аудит имеет целью проверку правильности исчисления налоговых платежей. Он проводится либо аудиторами в обязательном или добровольном для налогоплательщика порядке, либо плательщиком налогов самостоятельно. Наиболее сложным для такого контроля является налог на прибыль, данные для расчета которого берутся из системы особых налоговых регистров.

Читайте также: