Аудит бухгалтерского учета и налогового учета

Опубликовано: 12.05.2024

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности?
Посмотреть ответ

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб.
Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Ответственность за непроведение

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Бусыгина Ю. О.

эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому учету, зарплате, кадрам, трудовому праву

Начинающие бухгалтеры порой задают вопрос, как сблизить бухгалтерский учет с налоговым. Чтобы избежать ошибок при сближении бухгалтерского и налогового учета, надо сначала разобраться, в чем их различие. Статья поможет понять разницу в признании доходов, расходов, амортизации, в создании резервов.

Определение бухгалтерского и налогового учета и цель их применения

Обратимся к Налоговому кодексу РФ. В статье 313 НК РФ приведено определение налоговому учету:

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Если организация применяет общую систему налогообложения, то налоговый учет она ведет с целью определить налог на прибыль – это главная цель налогового учета.

Онлайн-курс «Налог на прибыль». Вы научитесь без ошибок вести учет доходов, отражать расходы, определять налоговую базу по налогу на прибыль. А также рассчитывать и уплачивать авансовые платежи и налог, сдавать отчетность. Узнать подробнее

Основной нормативный документ в области ведения бухгалтерского учета — Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Рассмотрим, какое же определение дает данный нормативно-правовой документ бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными Законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ).

Цель бухгалтерского учета — составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, на основании которой можно судить о результатах деятельности организации, что невозможно сделать, пользуясь данными налогового учета. Например, решение о предоставлении организации кредита или займа в большинстве случаев осуществляется на основании представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Она же необходима и для участия в конкурсах, аукционах и т.д. Почему же внешним пользователям нужна именно бухгалтерская (финансовая) отчетность? – только на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности можно судить об экономическом положении организации.

Не меньший интерес вызывает бухгалтерская отчетность и у внутренних пользователей: учредителей, руководителей и т.д. Дело в том, что на основании бухгалтерской отчетности они принимают управленческие решения.

Итог из вышесказанного: налоговый учет позволяет государственным органам контролировать полноту и своевременность уплаты налогов. А бухгалтерский учет, в свою очередь, ведется с целью составить бухгалтерскую отчетность, на основании которой можно судить о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации.

Итак, организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, вместе с бухгалтерским учетом ведут налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Основные отличия между бухгалтерским и налоговым учетом

В рамках данного раздела рассмотрим следующие различия между бухгалтерским и налоговым учетом:

Различия в признание доходов в бухгалтерском и налоговом учете

Порядок и условия признания доходов
В бухгалтерском учете: В налоговом учете: Комментарий эксперта
Регламентирует ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
Согласно п. 2 ПБУ 9/99, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Понятие дохода в налоговом учете приведено в ст. 41 НК РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Обратите внимание, что в понятии «доход» в бухгалтерском и в налоговом учете фигурирует термин «экономическая выгода». Российское законодательство не раскрывает данное понятие. Обратимся к Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике*. Экономические выгоды — это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию (п. 7.2.1 Концепции).
То есть, если говорить о доходе организации как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете, то в первую очередь доход тождествен притоку денежных средств в организацию.
* Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России РФ от 29.12.1997г.
Классификация доходов
1) доходы от обычных видов деятельности — выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 9/99); 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав — выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав; В обоих случаях организация имеет дело с выручкой
2) прочие доходы (п. 7 ПБУ 9/99, перечень открытый). Например, к прочим доходам относятся поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора, курсовые разницы и т д. 2) внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ, перечень закрытый). К ним можно отнести те доходы, которые не признаются доходами от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Например, к внереализационным доходам в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации; доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы и т д. Обратите внимание, что перечень внереализационных расходов, поименованных в ст. 250 НК РФ закрытый, чем отличается от перечня доходов в бухгалтерском учете, приведенных в п.7 ПБУ 9/99.
Ограничения в признании доходов
Перечень доходов, которые нельзя учитывать в бухгалтерском учете (п.3 ПБУ 9/99). Не признаются доходами организации поступления от юридических и физических лиц, например, сумм возмещаемых налогов, в погашение кредита, займа, предоставленного организацией заемщику и т д. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ. Например, не являются доходами те доходы, которые поступили в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, полученных от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления; в виде имущества, которое получено в форме залога или задатка в качестве обеспечительных обязательств и т д. Перечни в обоих случаях закрытые и расширительному толкованию не подлежат.
Порядок признания доходов
Раздел 4 ПБУ 9/99. Для признания выручки в бухгалтерском учете должны выполняться условия, предусмотренные п.12 ПБУ 9/99. Если хотя бы одно из условий не выполняется, это уже не выручка, а кредиторская задолженность.* В общем случае бухучет ведут методом начисления, но есть исключения. Организациям, которым разрешено вести бухучет упрощенным способом, можно применять кассовый метод признания доходов. Порядок признания доходов при методе начисления в налоговом учете приведен в ст. 271 НК РФ. Дата признания отдельных видов доходов в налоговом учете отличается от даты признания в бухгалтерском учете.
* Не следует забывать и о п.13 ПБУ 9/99. Согласно данному пункту, признание выручки в целях бухгалтерского учета может зависеть от условий договора, заключенного с контрагентом. Также, исходя из норм п.13 ПБУ 9/99, может возникнуть ситуация, когда в бухгалтерском учете возникает возможность применять одновременно разные способы признания выручки в течение одного отчетного периода. Это возможно в том случае, если речь идет о признании выручки в отношении разных по своему характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг и производства изделий.

Вывод при сравнении доходов, формируемых в бухгалтерском и налоговом учете: в общем случае данные налогового учета будут совпадать с данными бухгалтерского учета. И все-таки правильнее сделать акцент, что совпадение рассмотренных видов доходов происходит «в общем случае». Поэтому при ведении бухгалтерского и налогового учета нельзя забывать и о случаях частных: при признании доходов в налоговом учете есть несколько особенностей. Далее в статье рассмотрим их по порядку.

Особенности признания доходов в налоговом и бухгалтерском учете

1. Классификация доходов в бухгалтерском учете в отдельных случаях отличается от классификации доходов, формируемых в налоговом учете

Например, в доходы, формируемые в бухгалтерском учете, можно включить доходы от участия в капитале других организаций, согласно п. 5 и 7 ПБУ 9/99, как в доходы от обычных видов деятельности при условии, что для организации это является предметом ее деятельности, так и в прочие доходы, если это предметом деятельности не является.

А вот в налоговом учете доходы от долевого участия в других организациях (за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации) следует всегда относить к внереализационным доходам. Это требование п. 1 ст. 250 НК РФ.

2. Перечень доходов, не формируемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, несколько шире, чем перечень доходов, которые не следует учитывать в бухгалтерском учете

Например, не является доходом поступление в виде имущества, имеющего денежную оценку, которое получено в виде взноса (вклада) в уставный капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены над номинальной стоимостью (первоначальным размером)) (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ). Данного вида поступления в перечне доходов, которые не следует учитывать в бухгалтерском учете, нет.

3. Дата признания доходов в целях бухгалтерского учета может отличаться от даты признания в целях налогового учета

Вести учет доходов в отдельных случаях можно не только методом начисления, но и кассовым методом. Бухгалтерский учет, в общем случае, организации могут вести только методом начисления, за исключением субъектов малого предпринимательства. А вот налоговый учет доходов можно вести как кассовым методом, так и методом начисления. Вот здесь и следует понимать, что если в двух рассматриваемых видах учетов доходы будут признаваться разными методами, то это приведет к разнице в дате признания этих доходов.

Различия в признании расходов в бухгалтерском и налоговом учете

Порядок учета расходов в бухгалтерском учете регламентирует ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99).

Не признается расходами организации выбытие активов (п. 3 ПБУ 10/99):

  • в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т п.);
  • вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т п.;
  • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Сравним, в чем же отличие в признании расходов в налоговом учете.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

То есть, для того, чтобы признать в налоговом учете расход, должны выполняться следующие условия:

  1. затраты обоснованы;
  2. затраты документально подтверждены;
  3. затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В бухгалтерском же учете расходы признаются при наличии условий, поименованных в п. 16 ПБУ 10/99:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • есть уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Исходя из вышесказанного: в общем случае, на стадии признания расходов данные налогового учета и бухгалтерского учета совпадут

Но также как и с доходами, расходы в бухгалтерском и налоговом учете все же будут различаться, так как, например, в налоговом учете признаются не все расходы, учитываемые в бухгалтерском учете. Есть и другие различия. Рассмотрим данный вопрос более подробно.

  1. Часть расходов, которые учитываются в бухгалтерском учете, в целях налогообложения прибыли учитываться не будут. В ст. 270 НК РФ поименованы расходы, которые в целях налогового учета не учитываются. Например, расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения; в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет; в виде взноса в уставный (складочный) капитал и другие расходы. В свою очередь, в бухгалтерском учете, указанные расходы учитываются.
  2. Часть расходов в налоговом учете являются нормируемыми, что существенно отличается от бухгалтерского учета. Например, расходы на капитальные вложения для целей налогообложения прибыли являются нормируемыми в соответствии с п.9 ст.258 НК РФ. В свою очередь в бухгалтерском учете можно учесть в расходах всю сумму расходов на капитальные вложения.
  3. Момент признания расходов в налоговом учете может отличаться от момента признания в бухгалтерском учете, даже если расходы будут признаваться в одинаковой сумме. Обратите внимание, что порядок признания расходов в налоговом учете при методе начисления представлен в ст. 272 НК РФ, при кассовом методе — в ст. 273 НК РФ. Например, расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом могут возникнуть при учете курсовых разниц.

Также остановимся на прямых и косвенных расходах в налоговом учете.

К прямым расходам, например, можно отнести расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг и другие расходы (п. 1 ст. 318 НК РФ).

К косвенным расходам относят все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода (ст. 318 НК РФ).

В бухгалтерском же учете нет такого деления расходов. Это может привести к расхождениям между двумя рассматриваемыми видами учета.

Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете: различия

Также расхождения между двумя рассматриваемыми видами учета возможно и при изменении срока полезного использования объектов основных средств, при применении повышающих коэффициентов, при установлении лимита отнесения объектов к основным средствам. Также в налоговом учете можно говорить об амортизационной премии, что в свою очередь отличается от бухгалтерского учета. Напомню, что амортизационной премии в бухгалтерском учете нет.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Различия между бухгалтерским и налоговым учетом при создании резервов

Организация также может столкнуться с расхождениями между бухгалтерским и налоговым учетом, если создает резервы.

  1. При создании резерва на оплату отпусков. Порядок создания резерва в налоговом учете не применим для бухгалтерского учета. Обратите внимание, что механизм создания резерва на оплату отпусков в налоговом учете приведет в ст. 324.1 НК РФ. Согласно указанной правовой норме, резерв на оплату отпусков в налоговом учете создается непосредственно под отпуска отчетного года и, соответственно, в конце года он в редких случаях имеет остаток. Это кардинально отличается от бухгалтерского учета.
  2. При создании резерва по сомнительным долгам. Если возникла просроченная дебиторская задолженность, организация обязана создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете. В налоговом учете создавать такой резерв — это право организации. Метод формирования резерва в учетах разный. Поэтому даже если создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, расхождения неизбежны.

Когда исчезнут расхождения в учете?

Изменения последних лет, вносимые в Налоговый кодекс РФ, направлены на сближение бухгалтерского учета с налоговым учетом.​

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Аудит
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. На втором этапе рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа:

Аудит для целей бухгалтерского учета

При проверке учетной политики следует ознакомиться со следующими документами аудируемого лица:

  • приказом (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;
  • рабочим планом счетов бухгалтерского учета;
  • перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
  • изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.
Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудитору следует собрать ответы на следующие вопросы:

  • имеется ли организационно-распорядительная документация о принятии организацией учетной политики;
  • имеется ли в организации учетная политика;
  • утверждено ли положение о бухгалтерской службе;
  • утверждены ли должностные инструкции работников бухгалтерии;
  • ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;
  • корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;
  • оформляются ли изменения и дополнения учетной политики соответствующей организационно-распорядительной документацией;
  • сдается ли выписка из учетной политики в налоговое органы;
  • утвержден ли график документооборота;
  • имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики;
  • имеется ли служба внутреннего аудита (ревизионная комиссия);
  • имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике;
  • утвержден ли график проведения инвентаризации;
  • проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком;
  • проводятся ли обязательные инвентаризации;
  • проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, складских помещений;
  • ограничен ли доступ к информации бухгалтерского учета и отчетности;
  • определен ли порядок хранения документов бухгалтерского учета;
  • определены ли лица, ответственные за хранение бухгалтерских документов.
Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

На втором этапе для проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить рабочую таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Аудит для целей налогового учета

В рамках аудиторской проверки аудитор должен ответить на ряд вопросов, выяснить организационно-технические моменты ведения налогового учета на аудируемом предприятии и проанализировать следующие вопросы:

1. Кем осуществляется налоговый учет в организации:

  • главным бухгалтером;
  • бухгалтерской службой;
  • структурным подразделением и др.
2. Как составлены формы первичной учетной документации:

  • на основе первичных документов бухгалтерского учета;
  • на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.
3. Какова технология обработки информации для налогового учета:

  • ручная;
  • автоматизированная.
4. Как составлены формы аналитических регистров налогового учета:

  • на основе первичных документов бухгалтерского учета;
  • на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.
5. Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров.

6. Утвержден ли график документооборота.

В рамках методологического раздела проверяется правильность исчисления налога на прибыль и НДС.

Например, при проверке исчисления налога на прибыль анализируются следующие вопросы, которые обязательно должны быть освещены в рабочих бумагах аудитора:

1. Какой метод начисления амортизации используется для объектов основных средств (ОС):

  • линейный метод;
  • нелинейный метод;
  • с применением понижающих коэффициентов;
  • без применения понижающих коэффициентов.
2. Определен ли метод начисления амортизации ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности.

3. Определен ли порядок признания расходов на ремонт основных средств:

  • признаются в отчетном периоде, в котором они были осуществлены в сумме фактических затрат;
  • создается резерв на предстоящие расходы по ремонту ОС.
4. Какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении работ, оказании услуг выбран:

  • по себестоимости единицы запасов;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых во времени приобретений (ФИФО);
  • по себестоимости последних во времени приобретений (ЛИФО).
5. Отражен ли порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, остатки готовой продукции, остатки отгруженной продукции.

6. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации при наличии обособленных подразделений:

  • среднесписочная численность работников;
  • сумма расходов на оплату труда.
7. Какой метод признания доходов и расходов используется:

  • кассовый метод;
  • метод начисления.
8. Создается ли резерв под обесценение ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность и ведущими налоговый учет по методу начисления.

9. Создается ли резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

При проверке исчисления НДС анализируются следующие вопросы.

1. Определена ли дата возникновения обязанности по уплате НДС.

2. Каков налоговый период уплаты НДС:

  • календарный месяц;
  • квартал.
3. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации.

4. Определен ли показатель для расчета сумм НДС, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

5. Ведется ли в организации раздельный учет НДС (облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности).

6. Определен ли порядок раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности.

Данный документ по оценке учетной политики организации можно использовать как программу (методику) проведения аудита по разделу «Учетная политика» и как рабочий документ аудитора, содержащий подробный анализ и выявленные нарушения по итогам проверки. Такой документ с рекомендациями аудитора можно включить в письменную информацию (отчет аудитора).

Аудит представляет собой проверку годовой отчётности лицами, не связанными с теми, кто был вовлечен в её подготовку. Результатом ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчётности будет письменное заключение аудитора о её достоверности.

Форма такого заключения — по сути краткий вывод о результатах работ: достоверна ли отчётность полностью, частично, недостоверна, либо невозможно было получить такой вывод по обстоятельствам, не зависящим от аудитора (которые приводятся в тексте заключения).

В материале рассмотрим, зачем нужен аудит годовой бухгалтерской отчетности и как он проводится.

Зачем нужен аудит бухгалтерской отчетности?

Проведение обязательного аудита регулируется п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и требуется, в том числе, от следующих организаций:

  • акционерных обществ (пп. 1 п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • организаций, у которых объём выручки превышает 400 млн. руб. или сумма активов превышает 60 млн. руб. (пп. 4 п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), либо составляющих сводную (консолидированную) отчётность (пп. 5 п. 1 ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства (п. 5 ст. 3 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
  • унитарных предприятий в случаях, определённых собственником (п. 1 ст. 26 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • саморегулируемых организаций (п. 4 ст. 12 ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);
  • жилищных накопительных кооперативов (п. 1 ст. 54 ФЗ от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

Следовательно, для таких организаций проведение обязательного аудита необходимо для соблюдения требований законодательства. Но этим польза аудита не ограничивается. Ошибки в бухгалтерской отчетности, которые согласно официальным правилам признаются несущественными для изменения безусловно положительного вывода в аудиторском заключении, могут оказаться важными для самой организации, проведшей аудит.

Например, для организации могут быть важными почти все суммы недоплат налогов либо, наоборот, случаи их переплаты.

Также «взгляд со стороны» на бухгалтерскую отчетность, каким по сути является взгляд аудитора, может оказаться крайне полезным в вопросах организации учёта и контроля за проведением хозяйственных операций, потому что недостатки, которые ещё не привели к возникновению существенной ошибки или других сложностей, могут привести к таковым в будущем и далее к нежелательным последствиям, которые можно было бы избежать.

Примерами могут быть:

  • организация учета и инвентаризация товарно-материальных запасов;
  • организация документооборота и оформление документов кадрового учёта;
  • соблюдение требований трудового или гражданского кодекса, валютного законодательства.

Недостаточно большие по размеру выручки или активов организации, для которых аудит не является обязательным, нередко его не проводят. По прошествии времени их показатели растут и они сталкиваются с необходимостью обязательно провести аудит. В таких компаниях по причине их ранее небольшого размера, скорее всего, отсутствовал какой-либо внутренний мониторинг не только в части достоверности отчётности и соблюдения применимого к ним законодательства, но и мониторинг качества и эффективности применяемых способов ведения учёта и осуществления контроля.

В режиме крайней ограниченности времени после завершения отчётного года такая организация может столкнуться с тем, что в её отчётности содержатся существенные ошибки.

Характер таких ошибок может быть очень разный, и может затрагивать действительно большое число операций. Часто ошибки могут содержаться не только в отчётном, но и в прошлых периодах, и не только в учёте и отчётности, но и в налоговых декларациях. Если же организация по причине недостаточно больших размеров выручки или активов ещё не была объектом выездной налоговой проверки, то такая проверка с течением времени становится всё более вероятной и может быть назначена в любой момент. И не исключена ситуация, когда объём работ для исправлений оказывается слишком большим и на него уже не хватает времени, учитывая, что сотрудникам бухгалтерии приходится параллельно оформлять операции текущего периода.

Поэтому до того, как возникнет необходимость обязательного аудита, для организации целесообразно получение независимого профессионального взгляда на способы ведения учета, составление отчётности, исчисление налогов и осуществление контроля внутри организации. Для этого даже не требуется проводить аудит и получать аудиторское заключение. Такой профессиональный взгляд на бухгалтерскую отчетность может быть получен в другой форме:

  • для узконаправленных и уже сформулированных вопросов это могут быть консультации на основе абонемента;
  • либо выполнение аудиторской компанией чётко обозначенных процедур, согласованных с организацией;
  • для более широкого круга задач — выполнение обзорной проверки одного или нескольких разделов учёта и отчётности, а также исчисления налогов.

Времени для таких форм выполнения работ, скорее всего, потребуется меньше, чем для аудита, а значит и их стоимость также окажется меньше. При этом работы могут быть проведены в наиболее удобное для организации время в течение года, когда нет максимальной загрузки, что позволит более эффективно взаимодействовать для получения наиболее полного эффекта.

Как проводится аудиторская проверка бухгалтерской отчетности?

Чтобы уменьшить расходы организации на проведение такой проверки, стандартами аудита предусматривается изучение не каждой хозяйственной операции и документа, а части из них. Выборка операций и документов производится таким образом, чтобы возможная ошибка, если таковая оказалась бы не выявленной по причине выборочного подхода, не повлияла бы на мнение вероятного пользователя отчетности.

Проверка операций может включать не только изучение того, соответствует ли операция в учёте подтверждающим её документам, но и анализ процедур проведения операций. Нередко такой анализ позволяет выявить бухгалтерский недочёт, который может привести к появлению ошибки определённого характера. Направленный поиск такой индивидуальной ошибки помогает выявить её ещё до начала частичной проверки.

Здесь следует отметить один действительно непростой для понимания аспект. Объём хозяйственных операций для указанной частичной проверки может быть в несколько раз меньше объёма всех операций в организации. И чем больше по масштабам организация, тем меньшая доля операций проверяется аудитором. Если бы аудитор проверял все или почти все операции, то состав аудиторской команды должен был бы быть сопоставим с числом сотрудников организации, участвовавшими в их отражении в учёте, а также сопоставимо время на такое исследование со временем, затраченным сотрудниками организации. Поэтому для таких больших объёмов начинает «работать» математическая статистика, когда для получения вывода о всех операциях в бухгалтерской отчетности достаточно проверить относительно небольшую часть из них.

При этом проверяемое количество операций рассчитывается таким образом, чтобы вывод, сделанный на основании проверенной части операций, статистически распространялся бы на все операции. Использование такого подхода означает, что вывод в отношении всех операций, сделанный на основе относительно небольшой части, тоже подвержен правилам теории вероятности, и поэтому гарантирует его безошибочность также с определённой степенью вероятности. Официальные правила проведения аудита содержат требования для такого уровня уверенности и гарантируют, что он является достаточно высоким, хотя и не стопроцентным (Международный стандарт аудита 530 «Аудиторская выборка» введён в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н).

Например, в каком-нибудь публичном акционерном обществе могут быть миллионы операций за год, которые совершаются огромным количеством сотрудников. При этом аудитором во время бухгалтерского аудита проверяются не все такие операции, а только часть (иначе время такой проверки заняло бы многие месяцы). При этом разница между суммой проверенных операций и суммой всех операций (то есть сумма непроверенных операций) будет существенной. Но количество выбранных операций для проверки в совокупности с методами выборки гарантируют, что с высокой вероятностью в непроверенных операциях не окажется существенной ошибки. При обнаружении же ошибки такие случаи рассматриваются индивидуально, чтобы определить, является ли такая ошибка повторяющейся, либо это был единичный случай. Для повторяющихся ошибок рассчитывается их общая ошибка для года.

До начала определения части операций для исследования от аудитора требуется выполнить предварительную работу. Эта работа, в частности, включает проверку выполнения соотношений итоговых сумм для разных групп бухгалтерских операций. Это контроль выполнения своего рода ожиданий на основании понимания специфики бизнеса организации, применяемых правил учёта и знаний аудитором законодательства, применимого к организации. При невыполнении какого-либо соотношения аудитор отмечает эту область для более подробного изучения. Такой подход, или «взгляд сверху», помогает выделить области, которые могут содержать ошибку. Также аудитор выделяет области или типы хозяйственных операций, которые, исходя из практического опыта аудитора или в силу своей сложности, могут содержать ошибку. Такие области также рассматриваются отдельно.

При обнаружении ошибок аудитор сообщает о них, иногда ещё во время работы, и тогда организация имеет возможность внести исправления сразу после бухгалтерского аудита либо оставить всё без изменений. Аудитор же, согласно требованиям к аудиторскому заключению, оценивает, являются ли существенными оставшиеся ошибки, и соответствующим образом формирует текстовую часть аудиторского заключения.

Подробнее об аудите:

Особенности аудита в «Правовест Аудит»

При проведении аудита «Правовест Аудит» ставит задачей не только выполнение работ, необходимых для формирования вывода в аудиторском заключении, но и проверку дополнительных областей, результаты которых могут принести пользу бизнесу.

Одной из таких областей традиционно является проверка исчисления НДС, налога на прибыль, налога на имущество и т.п. Учитывая сложность и постоянные изменения налогового законодательства, практически всегда удаётся найти налоговые риски, а также переплаты налогов, по своей сумме превышающие стоимость наших услуг.

Сильной стороной «Правовест Аудит» также является проверка соблюдения трудового законодательства. Нередко кадровые вопросы и связанные с ними вопросы налога на доходы физических лиц и страховых взносов приводят к налоговой недоимке и административным штрафам либо создают риски в отношениях с работниками или проверяющими органами.

Структура «Правовест Аудит» включает департамент аудита, департамент налогового консультирования и департамент юридического сопровождения, с обширной практикой досудебных разбирательств и ведением судебных дел, что позволяет нашим командам и нашим клиентам оперативно получать высокопрофессиональный взгляд в разных ситуациях, и таким образом помогать клиентам в самых сложных вопросах налогообложения, учёта, оформления сделок и прочего. Постоянный штат сотрудников всех отделов позволяет сохранять преемственность и высокое качество выполнения работ.

Корректно составленная бухгалтерская отчетность показывает, насколько ответственно предприятие относится к своим обязанностям. Но для того, чтобы наладить нормальный документооборот, необходимо организовать порядок ведения бухучета и разработать учетную политику (УП), которая соответствует законодательству и учитывает интересы компании. Для этого компании необходимо провести аудит организации бухучета. При такой процедуре квалифицированный специалист оценивает достоверность составления отчетов организации и их соответствие положениям по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08). Во время аудита учитываются особенности проверяемой компании, такие, как:

  • правовой статус;
  • последовательность применения УП;
  • период деятельности.

Первоочередными задачами аудиторов при проверке являются:

  • оценка применения УП организацией с учетом установленной последовательности действий;
  • проверка соблюдения положений УП, утвержденной на предприятии.

Как проходит проверка?

Аудит организации бухгалтерского учета проводится по предварительно разработанной методике, к процедуре допускается только опытный и квалифицированный специалист. Источником данных служит информационная база, имеющаяся на предприятии:

  1. составленная главным бухгалтером и утвержденная генеральным директором организации УП;
  2. используемый план счетов организации;
  3. свод первичных документов, формирующих массив данных для отчетности;
  4. существующие правила документооборота;
  5. методики формирования показателей отчетности;
  6. дополнительные данные, влияющие на выбранные способы ведения учета.

В процессе проверки выясняется не только корректность составления документов, но и выполнение УП. По окончании такой проверки аудитором составляется заключение – документ, в котором выражается мнение о достоверности отчетности. Если в процессе анализа выявится факт изменения УП, первоочередной задачей аудитора является определение его обоснованности. Законодательство предусматривает несколько ситуаций, допускающих изменение в УП:

  • нововведения в нормативных и законодательных актах, регулирующих использование учетной политики;
  • разработка и внедрение новых способов ведения отчетности;
  • реорганизация и прочие существенные изменения в условиях деятельности компании.

Если одно из условий законного изменения учетной политики было соблюдено, ответственные лица на предприятии должны составить пояснительный документ с указанием следующих деталей:

  • причина изменений в УП;
  • содержание новых положений УП;
  • порядок внесения изменений в бухгалтерскую отчетность;
  • суммы денежных средств, на которые были скорректированы данные отчетности.

Привлечение одного специалиста для проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики может не дать нужный результат, поскольку это занимает много времени, при этом не всегда удается охватить все аспекты деятельности предприятия. Гораздо эффективнее нанимать специализированные аудиторские компании, такие, как КСК ГРУПП. Мы предлагаем бизнесу комплексную проверку организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

Если у предприятия есть две учетные политики

Законодательство РФ предусматривает возможность утверждения учетной политики предприятия как в виде единого документа, так и в виде двух отдельных УП: для целей налогообложения и для бухгалтерского учета. В обоих случаях аудитор должен проверить все имеющиеся положения учетной политики, даже если у него стоит задача только оценить организацию бухгалтерского учета. В процессе выполнения поставленной цели проверяющее лицо должно документировать все выполненные операции. Для полноты отражения всей проведенной работы обычно используются такие типовые документы:

  • тесты, разработанные аудиторской организацией для конкретной проверки;
  • перечень вопросов для руководителей предприятия и работников бухгалтерии;
  • утвержденные внутренние формы бланков;
  • протоколы и акты.

Единой формы изучения и оценки организации бухгалтерского учета нет, поэтому каждая аудиторская организация использует свои формы документов. То же касается и разработки методик проверки – их составляет проверяющая организация в соответствии с поставленными целями.

По результатам оценки надежности организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля делается вывод аудитора о том, влияет ли внутренний контроль и существующая УП на возможность выявления ошибок при ведении учета и расчетах с контрагентами.

Какие ошибки можно выявить при проверке?

Нарушения, которые удается обнаружить при аудите, могут иметь различную природу. Среди наиболее часто встречаемых можно перечислить следующие:

  • приказ об учетной политике (изначальный или измененный) не содержит подробных характеристик элементов учета бухгалтерских активов, что делает невозможным их однозначное отражение в учетной политике;
  • предприятие приняло новые правила ведения бухучета, но не отразило это в учетной политике. При этом такое расхождение будет считаться нарушением даже в том случае, если смена порядка ведения бухучета продиктована не решением предприятия, а законодательными изменениями;
  • данные о проведении финансово-хозяйственной операции не соответствуют истине. Например, наличие в отчетной документации операций, сделанных несколько недель назад, но фактически проведенных несколько дней назад;
  • в перечень капитальных вложений включены текущие затраты организации.

Как показывает практика, в большинстве случаев нарушения являются результатом неэффективной работы службы внутреннего контроля. Если они будут выявлены при проверке со стороны налоговых органов, предприятию угрожают серьезные штрафы. Тогда как своевременное устранение недостатков в организации бухгалтерского учета поможет избежать подобных проблем и наладить корректный оборот учетной документации. КСК ГРУПП рекомендует регулярно проводить аудит и предлагает свою помощь в этом.

Наши специалисты имеют большой опыт проведения проверок организации бухучета на любых предприятиях. Мы знакомы со спецификой работы компаний из разных сфер экономики, что позволяет предельно сократить сроки на ознакомление с особенностями работы конкретного предприятия. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики проводят специалисты с соответствующей подготовкой, ответственность КСК ГРУПП застрахована. Кроме того, мы гарантируем конфиденциальность всех данных, полученных от клиента во время проверки.

Бухгалтерский аудит – средство защиты от нарушений в налоговом учете

Сторонняя независимая проверка (аудит) бухгалтерской отчетности – это простой способ убедиться в достоверном составлении отчетной документации. Такая процедура может быть как инициативной (проведена по запросу руководства компании), так и обязательной. В России актуальны два вида проверок итоговой бухгалтерской отчетности:

  • аудит по РСБУ – российским стандартам бухгалтерской отчетности;
  • аудит по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности.

Если говорить о проверке по МСФО, то она, по большей части, актуальна для крупных предприятий, имеющих тесные связи с иностранными партнерами или инвесторами. Тогда как аудит по российским стандартам применяется для любых компаний, работающих на территории РФ.

Что проверяют при аудите по РСБУ?

Основной задачей при выполнении проверки отчетности по РСБУ является выражение мнения о соответствии порядка ее составления действующим нормам бухгалтерского законодательства, сформированное независимым лицом. В качестве аудитора может выступать как физические лицо – специалист, имеющий необходимое образование, так и специальные организации, предлагающие подобные услуги.

При проверке анализируется вся документация бухгалтерского учета за отчетный период (обычно – один год). Аудит проходит в соответствии с установленными правилами, а лицо, которое его осуществляет, несет профессиональную ответственность. Это обеспечивает непредвзятость и объективность мнения, выраженного в заключении.

Контролирующие органы могут запросить результаты проверки при подаче отчетных бухгалтерских документов. Кроме того, законодательство предусматривает ряд случаев, когда проверку в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета необходимо проводить в обязательном порядке:

  • если предприятие имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • если компания получила более 400 млн руб. выручки за предыдущий отчетный год и не является государственным или муниципальным предприятием;
  • если сумма активов компании за предыдущий отчетный год превышает 60 млн руб. (кроме тех же ГУП и МУП);
  • если компания занимается одним из перечисленных видов деятельности: страхование, кредитование, участие на рынке ценных бумаг в виде профессиональных организаций или акционеров.

Инициативный аудит по РСБУ

В отличие от обязательной, инициативная проверка на соответствие российским стандартам бухгалтерской отчетности показывает наличие искажений в любой выбранный момент времени, как только у руководства возникает такая необходимость.

Основное преимущество инициативного аудита по РСБУ в том, что его можно проводить не только непосредственно перед подачей документов в налоговую, но и в таких случаях:

  • смена главного бухгалтера;
  • подготовка отчета для нового руководства или партнеров компании;
  • упорядочение документации с целью исключения ошибок.

Специалисты КСК ГРУПП предлагают несколько вариантов такой проверки: сразу за год или в несколько этапов. В случае с поэтапной проверкой точность результатов будет значительно выше, что поможет выявить даже самые мелкие ошибки или искажения.

Опыт КСК ГРУПП в сфере аудиторско-консалтинговых услуг составляет более 20 лет. За все время работы мы сотрудничали с клиентами разного уровня и знакомы со спецификой деятельности компаний из разных секторов экономики. Мы всегда руководствуемся интересами клиента и гарантируем конфиденциальность данных проверки.

Вместе с аудитом по РСБУ в КСК ГРУПП можно заказать и другие полезные для бизнеса услуги:

  • восстановление учета;
  • бухгалтерский аутсорсинг;
  • аудит финансовых результатов;
  • оценка системы внутреннего контроля и многое другое.

Обращаясь к нам, Вы доверяете свое дело профессионалам с большим опытом решения проблем, стоящих перед российским бизнесом.

Читайте также: