Арбитражный управляющий налоговая тайна

Опубликовано: 14.05.2024

Компания может столкнуться с налоговой тайной при работе с поставщиками или участии в тендерах. Например, крупный партнер попросит сделать налоговую тайну общедоступной. Звучит так себе, но на деле не страшно.

Роман Виноградов

Что такое налоговая тайна

Начнем с примера: бывшая жена ИП Петрова хочет узнать, сколько он зарабатывает и в каком банке держит деньги. Она обращается в налоговую с запросом:

Прошу предоставить сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета ИП Петрова; о номерах расчетных счетов, количестве и движении средств в рублях и иностранной валюте.

Если сотрудник налоговой расскажет о доходах и счетах предпринимателя, он рискует получить штраф до 1 млн рублей. Потому что эти сведения — налоговая тайна.

В законе нет списка сведений, которые относятся к налоговой тайне. Зато есть определение от обратного: налоговая тайна — это любые сведения, которые налоговая получает от бизнеса, кроме тех, что перечислены в статье 102. К примеру, в списке:

  • общедоступные сведения. Это название компании, ее адрес, дата регистрации и всё, что она сама рассказывает у себя на сайте или в рекламе, социальных сетях;
  • ИНН;
  • информация о долгах и задержках по налогам;
  • налоговый режим компании, например упрощенка;
  • среднесписочная численность сотрудников за прошлый год;
  • налоги, доходы и расходы за прошлый год.

Всё, что не входит в список исключений, могут знать налоговая, сам налогоплательщик и по запросу в налоговую или компанию — полиция с судом. Задача налоговой — следить, чтобы её сотрудники не разглашали эти сведения.

Кажется, что налоговая тайна — это что-то из внутреннего мира налоговиков, но есть два случая, когда тайна может понадобится предпринимателю:

  • проверка контрагентов;
  • признание налоговой тайны общедоступной для участия в тендере или сотрудничества с крупной компанией.

Налоговая тайна и проверка контрагентов

У судов и налоговой есть термин «должная осмотрительность» — это проверка партнеров и поставщиков перед работой. Проверка нужна, чтобы на этапе выбора партнеров выявить подозрительных и не работать с ними. К примеру, подозрительной будет строительная фирма с одним сотрудником и нулевыми декларациями за последние пару лет.

Подробнее о должной осмотрительности

До 2016 года в открытом доступе можно было найти только название, адрес компании, имя ее учредителя и данные о специальном налоговом режиме, например упрощенке. Остальное приходилось запрашивать у партнеров, потому что сведения о доходах, расходах, имуществе и сотрудниках были налоговой тайной. А сейчас это уже не тайна.

Открытые сведения накладывают на предпринимателя обязанность проверять по ним контрагентов. Раз сведения о сотрудниках есть, не получится сказать в суде: «Я не знал, что у этой фирмы нет строителей и она не сможет мне построить завод по нашему контракту».

Нет точного списка, что обязательно проверить у контрагента, поэтому лучше посмотреть всё, что есть:

В сервисы попадают сведения за прошлый год — именно они уже не входят в налоговую тайну. Информация появляется по частям:

  • 1 августа — о спецрежиме на конец прошлого года и численности сотрудников. Можно проверить, работает поставщик на упрощенке или на общем налоговом режиме и сколько у него сотрудников;
  • 1 октября — налоги и страховые взносы, которые заплатила компания за прошлый год, ее доходы и расходы. Можно посмотреть динамику доходов и расходов за 2017-2018 годы;
  • 1 декабря — о налоговых нарушениях, недоимке по налогам и взносам, штрафах.

Если компания сдает отчеты в Росстат, там можно посмотреть ее долги, доходы и расходы по месяцам и узнать, сдавала ли она нулевые декларации. Сведения с сайта налоговой и Росстата автоматически подтягиваются в сервисы проверки контрагентов, например Сбис, Спарк.

Налоговая тайна и общедоступные сведения

В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит крупный партнер или для участия в тендерах.


Как провести тендер

Чтобы открыть сведения, заполняют «Согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными». Его относит в налоговую директор компании, ИП или человек по доверенности.


В заявлении указывают коды — по ним налоговая узнаёт, какие сведения открывать. Например, код 0400 значит, что нужно открыть информацию о банке, в котором у компании счет, номере, дате открытия, типе счета и движении денег на нем. Если случайно указать не тот код, налоговая откроет не ту информацию.

Здесь же в заявлении указывают, за какой период открывают сведения, но есть нюанс: то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда. В налоговом кодексе нет статьи об отзыве согласия.

Наказание за раскрытие налоговой тайны

За разглашение налоговой тайны есть наказания:

  • за сбор сведений, похищение документов или подкуп сотрудников налоговой — штраф до 500 000 рублей, исправительные работы до года или лишение свободы до двух лет;
  • разглашение или использование сведений — штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до трех лет.

Сложно узнать, что сотрудник налоговой копирует на флешку декларации компании, а потом их продает конкурентам. Но такое может произойти, если владелец компании случайно увидит свою декларацию в интернете. Тогда надо обратиться в полицию или прокуратуру, они проведут расследование и всех накажут.

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  • налоговые декларации;
  • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
  • личная информация;
  • патенты, ноу-хау, разработки организации;
  • сведения уровня коммерческой тайны.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Понятие и принципы налоговой тайны

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Разглашение налоговой тайны

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

Содержание, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Право


ФНС с каждым днём всё настойчивее «рекомендует» организациям раскрывать налоговую тайну, чтобы налоговикам было легче мониторить, анализировать и контролировать реализации национальных общегосударственных проектов, а также проектов обеления компаний по отраслевому признаку.

Собрал в одном месте советы по безопасному раскрытию налтайны. Если что-то упустил — добавляйте в комментариях.

1. Любое действие или бездействие вашей организации рано или поздно может оказаться в качестве основания для судебного разбирательства. Поэтому стоит это учитывать при подписании каких-либо бумаг, тем более, позволяющих любым третьим лицам использовать вашу налоговую тайну на своё усмотрение.

Помните: любые информационные или рекомендательные письма ФНС являются именно информирующими или рекомендующими, но никак не обязательными к исполнению. Данные письма не являются нормативными актами или официальными требованиями и в судах в качестве доказательств чаще всего не принимаются.

2. Если ваша компания под давлением обстоятельств или по собственной воле/инициативе приняла решение о раскрытии налоговой тайны, учитывайте все нюансы.

Помните: срок действия Согласия и объём раскрываемой информации должны быть разумными и обоснованными для вашей хозяйственной деятельности.

Если вам нужен контракт, который без раскрытия налоговой тайны подписан не будет, ограничивайте срок действия Согласия сроком контракта (вместо бессрочного), а объём информации — «кейсом TG» (остальные сведения, если данных о разрывах по НДС будет мало, можно предоставить контрагенту непосредственно, не делясь ими со всей страной).

Пользуйтесь всеми возможностями, которые предоставляет форма КНД 1110058, а не копируйте без оглядки заполненные кем-то образцы.

3. Если можно сделать налоговую тайну общедоступной, значит, эти общедоступные сведения можно как-то получить. Для этого существует форма КНД 1110070, которая так и называется — «Запрос на предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, признанных общедоступными в соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации».

Ещё осенью 2020 ФНС в своих письмах отмечала: «Форма ответа на запрос организации на предоставление сведений в соответствии с кодами 1100 и 1400 по форме КНД 1110070 не предназначена для налогоплательщиков. Данная форма используется в рамках развития системы саморегулирования ведущими отраслевыми союзами в сфере агропромышленного комплекса России совместно с Общественной палатой Российской Федерации».

Однако уже весной 2021 тон сменился: «После получения согласия налогоплательщика сведения, которые становятся общедоступными, на открытых информационных ресурсах не размещаются, а предоставляются любым третьим лицам на основании запроса по форме КНД 1110070».

Как пояснили налоговики, подавать запрос по форме КНД 1110070 необходимо только в электронном виде (печатный они не принимают, хотя и должны) через программу «Налогоплательщик ЮЛ». При этом запрос направляется в ИФНС, в которую ваш контрагент давал Согласие. Например, если его ИНН — 1234567890, то код налогового органа — 1234. Коды сведений: 1000, 1100, 1300, 1400. Период: с 01.01.2021 по . (оставляем незаполненным или ставим дату отправки запроса).

Следует учитывать, что, запрашивая информацию по коду 1300, вы должны быть готовы к приёму и обработке персональных данных в соответствии со ст. 10.1 закона 152-ФЗ. Иначе рискуете нарваться на миллионные штрафы от Роскомнадзора.

4. Сведения, составляющие налоговую тайну, раскрытые в соответствии с п.1 ст.102 НК РФ, становятся общедоступными, а следовательно, согласно ст. 7 Закона «Об информации информационных технологиях и о защите информации», доступ к ним ничем не ограничен и они могут использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Помните: последствия всех действий вашей компании, в том числе раскрытия налоговой тайны, совершённых добровольно, относятся к вашим коммерческим рискам. Ни на контрагентов, ни на госслужбы, якобы принудивших вас к тому или иному действию, эти последствия списать не получится ни в ФАС, ни в арбитражном суде. ФНС, распространяя сведения, которые были раньше вашей налоговой тайной, лишь выполняет положения Налогового кодекса и свои обязанности в соответствии с ним на основании вашего Согласия.

С. А. Токмина
автор статьи, консультант по юридическим вопросам; Н. А. Яковлева, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Одной из частых причин отказа в вычетах по НДС или в признании расходов по налогу на прибыль необоснованными является то, что контрагент не исполняет своих налоговых обязательств. Это подразумевает, что организацию обвиняют в том, что она не проявила должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера. Чтобы обезопасить свою компанию, многие бухгалтеры обращаются в налоговые органы, где состоит на учете их контрагент, за дополнительной информацией, чтобы узнать, не нарушает ли тот налоговое законодательство. В частности, своевременно ли контрагент уплачивает налоги, не привлекался ли он к налоговой ответственности, сдает ли отчетность.

При таком запросе налоговые органы не спешат делиться имеющейся у них информацией, ссылаясь на налоговую тайну. Какие же сведения считаются налоговой тайной?

Что является налоговой тайной?

Условия отнесения информации к сведениям, которые составляют коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Одним из таких федеральных законов является Налоговый кодекс РФ. В нем урегулированы правоотношения в области налоговой тайны.

Налоговая тайна - это любые сведения о налогоплательщике, которые получены инспекцией и иными госорганами (п. 1 ст. 102 НК РФ). Например, о контрагентах и условиях сделок с ними, об остатках денег на счетах и депозитах, о способах налогового учета отдельных операций.

К налоговой тайне относится коммерческая тайна. Например, секреты производства и иные производственные, технические, экономические, организационные сведения (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Налоговая тайна не подлежит разглашению. В настоящее время действуют несколько законов, которые определяют, в каких случаях и кому налоговые органы могут разгласить сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ). Например, по запросу полиции или судей (пп. 29 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ч. 6 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").

Не являются налоговой тайной, в частности (п. 1 ст. 102 НК РФ):

  • общедоступные сведения, например, данные об организации из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 6 Закона о регистрации юрлиц и ИП) или данные бухотчетности, которые можно получить в Росстате по запросу (ч. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, п. 5.10 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420);
  • о применяемом спецрежиме, о среднесписочной численности работников;
  • о налоговых нарушениях и ответственности за них, в том числе о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;
  • об уплаченных за прошлый год налогах и сборах;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошлый год;
  • об участии в КГН;
  • сведения, направляемые налоговым (таможенным, правоохранительным) органам других государств по международным договорам о взаимном сотрудничестве.

Ваш поставщик просит, чтобы вы подали в налоговую инспекцию согласие о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными? Обязаны ли вы это делать, и какие последствия влечет представление такого согласия?

Многие налогоплательщики столкнулись с новым «веянием», когда поставщики или покупатели стали просить, чтобы организация подала согласие о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в налоговые органы, либо сами его составляют за вас и просят подписать. С чем связан такой запрос? Надо ли подписывать данное согласие и предоставлять его в налоговые органы?

Обязательно ли предоставление согласия о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 НК РФ, представление согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (далее – согласия) осуществляется налогоплательщиком на добровольной основе.

Вы вправе отказаться от режима налоговой тайны в отношении всех или части сведений. Для этого оформите согласие на признание налоговой тайны общедоступной (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Представление согласия обычно связано с необходимостью получения сведений о налогоплательщике каким-либо третьим лицом (государственным органом, кредитной организацией и др.) для оказания налогоплательщику услуг, предоставления сервисов или выполнения этим третьим лицом функций, возложенных на него в соответствии с законодательством Российской Федерации (проверка сведений, выдача лицензий и т.д.).

После получения согласия налогоплательщика сведения, которые становятся общедоступными, на открытых информационных ресурсах не размещаются, а предоставляются любым третьим лица на основании письменного запроса по форме по КНД 1110070.

При выданном согласии с кодом 1400 общедоступной будет информация, указанная самим налогоплательщиком, в том числе информация о поставщиках и покупателях.

Согласие на признание налоговой тайны общедоступной подайте в инспекцию по месту своего нахождения или жительства (п. 3 Порядка представления согласия).

Представить форму в инспекцию можно одним из следующих способов (п. п. 2, 4, 7 Порядка представления согласия):

  • в бумажном виде: лично (через представителя) или по почте;
  • в электронной форме: по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика с использованием усиленной электронной подписи (квалифицированной или неквалифицированной).

Разглашение налоговой тайны: как доказать и что грозит виновным?

Знайте, разглашением налоговой тайны считается не только результат каких-либо действий, но также бездействие и утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну (п. 4 ст. 102 НК РФ). Если из-за этого организация получит убыток, то можно потребовать возмещение ущерба за счет федерального бюджета (п. 1 ст. 35). Хотя доказать разглашение практически нереально.

Кроме того, для виновных лиц предусмотрена дисциплинарная (ст. 12 Закона от 21.03.91 N 943-1;
статьи 57, 58 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ) и даже уголовная ответственность за разглашение налоговой тайны (ч. 2—4 ст. 183 УК РФ). Правда, рассчитывать, что это кого-то остановит, не стоит.

Читайте также: