Аптечка бухгалтерский и налоговый учет

Опубликовано: 17.09.2024

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Вопрос: Можно ли для целей отсрочки или рассрочки уплаты налога подтвердить письмами главных распорядителей бюджетных средств факт задержки финансирования из бюджета?
Посмотреть ответ

Организация учета в медицинских учреждениях

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Учет медикаментов и расходных материалов

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

  • товарной накладной;
  • акта приемки-передачи ОС;
  • карточки ОС-6.

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Нюансы налогообложения

Медицинские организации наделены правом применять ставку по НДС в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.

Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на УСН. В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». ЕНВД для медицинского профиля деятельности нельзя применять.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Фото Марии Плотниковой, Кублог

Какой порядок налогового и бухгалтерского учета приобретения аптечек для оказания первой помощи? Какие особенности учета, если впоследствии расходы на приобретение аптечек возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ? Разберемся в практических аспектах учета подобных расходов и доходов.

Начнем с того, что наличие медицинской аптечки обязательно для всех организаций, независимо от осуществляемых видов деятельности. В соответствии со ст.163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в том числе, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Условия труда представляют собой совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. В силу ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ).Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации.

Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Налогообложение

1.1 Налог на прибыль

Согласно пп.7 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда. Перечень расходов на «нормальные условия», приведенный в ст.163 ТК РФ, является открытым, то есть предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Между тем анализ норм ст.22, 163, 209, 223 ТК РФ и других отраслей права позволяет сделать вывод, что конкретный перечень нормальных условий труда в ТК РФ не установлен.Приведенные нормы закона, не связывают обязанность работодателя обеспечить нормальные условия труда и отдыха для работников с каким-либо особым характером работы или видом деятельности (решение АС Мурманской области от 11.11.2015 г. №А42-8232/2014).

Мероприятия по улучшению условий труда работников работодатель обязан проводить за счет собственных средств. Таким образом, расходы на осуществление подобных мероприятий можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии их экономической обоснованности (письма Минфина РФ от 24.03.2014 г. №03-03-06/2/12697, от 21.11.2013 г. №03-03-06/1/50213).

Стоимость приобретенных медицинских аптечек также включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.7 п.1 ст.264 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. №03-03-06/1/412) и признается расходом по мере их передачи в места использования (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Расходы, связанные с комплектацией аптечек для оказания первой помощи, учитываются в целях исчисления налога на прибыль (письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412).

Спорным вопросом является возможность налогового учета расходов на комплектацию аптечек изделиями медицинского назначения, не приведенного в перечне лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденных Приказом Минздрав соцразвития РФ от 05.03.2011 г. №169н (далее по тексту – Перечень №169н).

Так, в Перечне №169н должны содержаться:

  • изделия медицинского назначения для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран (жгут кровоостанавливающий, бинты марлевые медицинский нестерильный и стерильные, пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный с герметичной оболочкой, салфетки марлевые медицинские стерильные, лейкопластырь бактерицидный и рулонный);
  • изделия медицинского назначения для проведения сердечно-легочной реанимации (устройство для проведения искусственного дыхания или карманная маска для искусственной вентиляции легких);
  • прочие изделия медицинского назначения (ножницы для разрезания повязок, салфетки антисептические, из бумажного текстиле подобного материала, стерильные спиртовые, перчатки медицинские нестерильные смотровые);
  • прочие средства.
То есть лекарственные препараты в приведенном Перечне №169н не значатся.

А, по мнению финансистов, укомплектация аптечек должна производиться строго по Перечню№169н (письмо Минфина РФ от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412).Это означает, что организация не сможет признать в налоговом учете расходы на приобретение лекарственных средств, которые не поименованы в Перечне №169н.С такой позицией финансового ведомства трудно согласиться. Приведенный Перечень №169нсодержит ограничительно­ минимальный набор изделий медицинского назначения. Как уже отмечалось, налоговое законодательство, в частности, глава 25 НК РФ не содержит запрета на комплектацию аптечек дополнительными лекарственными средствами.

Кроме того, для отдельных видов деятельности существуют еще отраслевые санитарные правила. Так, для организаций железнодорожного транспорта утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 г. №32 «О введении в действие «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03».

Пунктом 4.6.4 СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» установлено, что аптечка первой помощи должна быть укомплектована медикаментами и перевязочными материалами. Аптечка железнодорожная для оказания первой помощи пострадавшим в вагонах поездов дальнего следования при возникновении чрезвычайных ситуаций или временного расстройства здоровья пассажиров должна включать в себя помимо перевязочных материалов валидол, анальгин, корвалол, цитрамон, баралгин, дротаверина г/х и ацетилсаллициловую кислоту.

С целью исключения налоговых рисков, список лекарственных препаратов, которые должна содержать медицинская аптечка, необходимо утвердить руководителем организации (например, в качестве приложения к положению об охране труда).

Немало спорных моментов возникает в том случае, если расходы на приобретение препаратов для оказания первой помощи возмещаются за счет средств ФСС РФ.

Минздрав соцразвитием РФ утвержден типовой перечень (далее по тексту – Перечень №181н) ежегодно реализуемых работодателем за счет средств ФСС РФ мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (приказ от 01.03.2012 г. №181н).Например, за счет средств ФСС РФ может финансироваться создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (п. 26 Перечня №181н).

Согласно правилам финансового обеспечения предупредительных мер (Приложение к Приказу Минтруда РФ от 10.12.2012 г. №580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», далее по тексту - Правила финансового обеспечения), за счет сумм страховых взносов в ФСС РФ подлежат возмещению расходы страхователя, в том числе на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи (пп.«к» п. 3 Правил финансового обеспечения).

При этом страхователь обособленно осуществляет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов и ежеквартально отчитывается перед ФСС РФ об их использовании по форме, приведенной в письме ФСС РФ от 02.07.2015 г. №02-09-11/16-10779 (п.12 Правил финансового обеспечения).

Проанализируем порядок налогового учета доходов (полученных средств из ФСС РФ) и расходов (приобретение аптечек).

Как правило, финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний, ФСС РФ зачисляет на расчетный счет организации либо производит зачет средств в счет уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. И в этом случае у страхователя возникает вопрос о необходимости налогообложения полученных средств.

Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к положениям ст.41 НК РФ, определяющей понятие «доходы». Так, доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. При получении компенсации расходов на финансирование предупредительных мер, страхователь не получает никакой экономической выгоды, а следовательно, данные средства не облагаются налогом на прибыль, несмотря на то, что положениями ст.251 НК РФ не предусмотрено исключение из состава налогооблагаемых доходов такого вида финансирования (письма Минфина РФ от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568).

Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 г. № А27-9551/2012 судьями отмечено, что поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых страхователем, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в НК РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода по налогу на прибыль, то ссылка налогового органа на п.8 ст.250 НК РФ необоснованна. Таким образом, средства страхователя, затраченные на проведение мероприятий, приведенных в Правилах финансового обеспечения и компенсируемые за счет средств ФСС РФ, в состав доходов в целях исчисления налога на прибыль не включаются.

Аналогичный подход применяется и в отношении налоговых расходов, связанных с приобретением аптечек. Расходы, которые впоследствии компенсируются ФСС РФ, для целей исчисления налога на прибыль не учитываются (письма Минфина РФ от 15.02.2011 г. №03-03-06/2/33, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 25.03.2013 г. №А27-9150/2012). При этом расходы в виде начисленных страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний признаются в «расходной» налоговой базе в полном объеме (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).

1.2 Единый налог при УСН

В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ отметим, что расходы на обеспечение нормальных условий труда, в том числе расходы на приобретение аптечек, в закрытом перечне разрешенных расходов «упрощенца» не значатся (п.1 ст.346.16 НК РФ). На этом основании финансисты делают вывод, что такие расходы не учитываются при расчете единого налога(письмо Минфина РФ от 24.10.2014 г. №03-11-06/2/53908).

Однако рассматриваемые расходы можно классифицировать в качестве материальных расходов(п. 2 ст. 346.16, пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) и признать на дату погашения задолженности перед поставщиком медицинских аптечек (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Однако такой порядок налогового учета может вызвать претензии налоговых органов. Арбитражная практика по данной тематике отсутствует.

В отношении доходов и расходов, финансируемых за счет средств ФСС РФ, проблемы в налоговом учете возникают те же, что и для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

1.3 НДС

Напомним основные условия, при которых налогоплательщик имеет право применить налоговый вычет по НДС в части приобретенных медицинских аптечек (п.1 ст.172 НК РФ):

  • товар приобретен для операций, подлежащих налогообложению НДС;
  • счет-фактура оформлен в соответствии с требованиями ст.169 НК РФ;
  • товар принят к учету.
В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ никаких сомнений в возможности принятия НДС к вычету не возникает. Если вышеуказанные условия соблюдены, то НДС правомерно принимается в состав налоговых вычетов в общеустановленном порядке.

Однако на практике у налогоплательщика могут возникнуть проблемы в случае возмещения ФСС РФ стоимости приобретенных аптечек с учетом НДС. То есть получается, что налогоплательщик возместил сумму НДС из бюджета (в момент приобретения аптечек) и впоследствии получил (зачел) ее в общей сумме возмещаемых расходов ФСС РФ. Но и в данной ситуации никаких ограничений в части принятия НДС в полном объеме к вычету, положения ст.172 НК РФ и ст.170 НК РФ не содержат.

Перечень ситуаций, при которых ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, ограничен (п.3 ст.170 НК РФ). При этом возмещение расходов на приобретение аптечек за счет средств ФСС РФ не подпадает под применение описанных в п.3 ст.170 НК РФ ситуаций.

Поэтому вычет НДС по приобретенным аптечкам, стоимость которых компенсируется ФСС РФ, должен осуществляется в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 14.08.2015 г. №03-07-11/47007, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2011 г. №Ф04-2808/11).

Бухгалтерский учет

Операции по приобретению медицинских аптечек с последующим возмещением расходов за счет средств ФСС РФ отражаются в бухгалтерском учете записями:

Содержание хозяйственной операции

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Вопрос: Можно ли для целей отсрочки или рассрочки уплаты налога подтвердить письмами главных распорядителей бюджетных средств факт задержки финансирования из бюджета?
Посмотреть ответ

Организация учета в медицинских учреждениях

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Учет медикаментов и расходных материалов

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

  • товарной накладной;
  • акта приемки-передачи ОС;
  • карточки ОС-6.

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Нюансы налогообложения

Медицинские организации наделены правом применять ставку по НДС в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.

Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на УСН. В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». ЕНВД для медицинского профиля деятельности нельзя применять.

Иметь в офисе аптечку обязывает пункт 223 Трудового кодекса, где четко написано, что в организации должны быть укомплектованные аптечки для оказания первой помощи.

Офисная аптечка нужна для оказании первой помощи. Прежде всего, при травмах: ссадинах, ушибах, ранах, ожогах. Из более серьезных препаратов в аптечке может быть, разве что нитроглицерин под язык из средств спасение в случае сердечного приступа и активированный уголь, который используют при отравлениях.

Задача офисных работников не навредить коллеге. В случае серьезного недомогания, нужно вызвать скорую помощь и ждать приезда врачей. Заболевшему не нужно давать лекарства на свое усмотрение.

Что должно быть в офисной аптечке

Список медицинских изделий, которые нужно купить в аптечку утверждает Минздрав России. Сейчас действует Приказ Минздавсоцразвития РФ от 05.03.2011 № 169н.

С 1 января 2021 года перечень медиздений будет изменен. На обсуждении находится проект приказа Минздрава России, который планируют принять до конца 2020 года, и он вступит в силу с 1 января 2021 года.

Перечень мед изделий для офисной аптечки с 1 января 2021 года
Код вида номенклатурной классификации медицинских изделий Наименование вида медицинского изделия ‎в соответствии ‎с номенклатурной классификацией медицинских изделий
Наименование медицинского изделия
Требуемое количество, (не менее)
1. 182450 Маска хирургическая, одноразового использования Маска медицинская нестерильная одноразовая 2 шт.
367580 Маска лицевая для защиты дыхательных путей, одноразового использования
2. 122540 Перчатки смотровые/процедурные ‎из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные Перчатки медицинские нестерильные, размером ‎не менее М 2 пары
122560 Перчатки смотровые/процедурные ‎из латекса гевеи, опудренные
139350 Перчатки смотровые/процедурные ‎из полихлоропрена, неопудренные
139360 Перчатки смотровые/процедурные ‎из полихлоропрена, опудренные
185830 Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные
185850 Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, опудренные
205280 Перчатки смотровые/процедурные виниловые, неопудренные
205290 Перчатки смотровые/процедурные виниловые, опудренные
298450 Перчатки смотровые/процедурные ‎из гваюлового латекса, неопудренные
320790 Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, антибактериальные
321530 Перчатки смотровые/процедурные полиизопреновые, неопудренные
3. 327410 Маска для сердечно-легочной реанимации, одноразового использования Устройство для проведения искусственного дыхания "Рот-Устройство-Рот" 1 шт.
4. 210370 Жгут на верхнюю/нижнюю конечность, многоразового использования Жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения 1 шт.
210380 Жгут на верхнюю/нижнюю конечность, одноразового использования
5. 150130 Рулон марлевый тканый, нестерильный Бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м х 10 см 4 шт.
150140 Бинт марлевый тканый, стерильный
6. 150130 Рулон марлевый тканый, нестерильный Бинт марлевый медицинский размером не менее 7 м х 14 см 4 шт.
150140 Бинт марлевый тканый, стерильный
7. 223580 Салфетка марлевая тканая, стерильная Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 x 14 см №10 2 уп.
8. 136010 Лейкопластырь кожный стандартный Лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 х 500 см 1 шт.
122900 Лейкопластырь кожный гипоаллергенный
141730 Лейкопластырь кожный силиконовый
269230 Лейкопластырь кожный водонепроницаемый
9. 142270 Лейкопластырь для поверхностных ран антибактериальный Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 х 7,2 см 10 шт.
10. 142270 Лейкопластырь для поверхностных ран антибактериальный Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4 х 10 см 2 шт.
11. 293880 Одеяло спасательное Покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 x 210 см 2 шт.
12. 116910 Ножницы для перевязочного материала, многоразового использования Ножницы для разрезания повязок 1 шт.

В аптечке должна быть: Инструкция по оказанию первой помощи с применением аптечки ‎для оказания первой помощи работникам.

Сама аптечка может быть в футляре, сумке, чехле и т. д.

Чем новый список отличается от предыдущего, действовавшего до 2021 года

Изменили количество и уточнили описание следующих медицинских изделий:

  • До 2-х упаковок увеличено количество марлевых медицинских стерильных салфеток не менее 16 х 14 см.
  • Изменен тип ножниц: были - обычные ножницы для разрезания повязок были, стали – ножницы для разрезания повязок по Листеру.
  • Уточнили требования к маскам: раньше была указано маска хирургическая или маска лицевая для защиты дыхательных путей; сейчас – маска медицинская нестерильная 3-слойная из нетканого материала с резинками или с завязками.
  • До 2-х штук увеличили количество спасательных покрывал одеял и вписали его размер: не менее 160 x 210 см – 2 шт. (сейчас – 1 шт.).
  • Увеличили количество бинтов марлевых медицинских (стерильных либо нестерильных) 5 м х 10 см – 4 шт. и 7 м х 14 см – 4 шт.

Добавили в аптечку с 2021 года:

  • Жгут кровоостанавливающий – 1 шт.
  • Лейкопластырь бактерицидный не менее 4 см x 10 см – 2 шт., не менее 1,9 см x 7,2 см – 10 шт.
  • Устройство для проведения искусственного дыхания "Рот – Устройство – Рот" или карманная маска для искусственной вентиляции легких "Рот – маска" – 1 шт.

Удалили из перечня необходимых медиздений для офисной аптечки с 1 января 2021 года:

  • Пакет перевязочного медицинского индивидуального стерильного с герметичной оболочкой.
  • Салфетки антисептические из бумажного текстиле подобного материала спиртовых размером не менее 12,5 x 11,0 см.
  • Английские булавки стальные со спиралью.
  • Блокнота отрывного для записей – 1 шт. и авторучки.

Как срочно нужно переукомплектовать офисную аптечку

Аптечки для оказания первой помощи работникам, произведенные либо укомплектованные до вступления в силу нового приказа, можно применять в течение срока их годности, но не позднее 31 декабря 2024 года.

Если в офисе нет аптечки: чем грозит?

Если в офисе компании не будет аптечки, вас могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Минимально – грозит предупреждение. Максимально штраф от 50 000 до 80 000 рублей. Ип оштрафуют на сумму от от 2 000 до 5 000 рублей.


О.И. Прохорова,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Наша компания относится к микропредприятиям, занимается оптовой продажей игрушек. Во время пандемии продолжали работать, хоть и не в полную силу, так как наши покупатели не работали (за исключением интернет-магазинов и смешанного ассортимента). Принято решение обеспечивать сотрудников одноразовыми масками и перчатками, которые лежат в свободном доступе в коробке.

Какие распорядительные документы надо издать, чтобы списать на затраты маски и перчатки - налоговый и бухгалтерский учет этих операций?

ОТВЕТ

Для отнесения на расходы стоимости масок и перчаток в период пандемии необходимо оформить внутренние документы организации, подтверждающие возможность очной работы (приказ, распоряжение руководителя), а также перечень мер по защите работников от коронавируса.

Расходы на маски и перчатки можно учесть при налогообложении при ОСНО и УСН.

В бухгалтерском учете стоимость масок и перчаток можно отнести на прочие расходы.

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии с нормами Налогового Кодекса РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ) расходы, которые можно учесть при налогообложении, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Т.о., для отнесения на расходы стоимости масок и перчаток с период пандемии необходимо, прежде всего, оформить внутренние документы организации, подтверждающие возможность очной работы (приказ, распоряжение руководителя).

На территории всей страны нерабочие дни введены Указами Президента от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239.

На некоторых налогоплательщиков ограничения по работе не распространялись. Например, на (п. 4 Указа № 239):

а) непрерывно действующие организации;

б) медицинские и аптечные организации;

в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;

г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;

д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;

е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);

ж) иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

Следовательно, в приказе (распоряжении) руководителя необходимо указать одно из вышеперечисленных оснований для продолжения работы (например, обеспечение населения товарами первой необходимости), выхода работников в офис и выдачи им средств защиты. Т.к., если организация не имела возможности работать, или работники трудились «на удаленке», то нет оснований списывать расходы на приобретение масок и перчаток.

В приказе (распоряжении) руководителя необходимо обосновать очную работу сотрудников в период постепенного снятия ограничений после окончания периода нерабочих дней, объявленных Президентом, а также перечень мер по защите работников от коронавируса (где находятся средства защиты, как правильно ими пользоваться, как утилизировать и т.п.).

В приказе (распоряжении) руководителя должна быть ссылка на распоряжения по соблюдению «масочного режима». В частности, в Санкт-Петербурге меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции установлены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121:

2-5. Организациям и индивидуальным предпринимателям, на деятельность которых не распространяются запреты и ограничения, установленные постановлением

(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.05.2020 N 276)

2-5.1. До 18.05.2020 или до начала осуществления деятельности организации (индивидуального предпринимателя) обеспечить наличие локальных нормативных актов, устанавливающих стандарт безопасной деятельности в соответствии с примерной формой, разработанной в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и утвержденной Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга…

(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.05.2020 N 276)

2-5.2. Обеспечить соблюдение Стандарта безопасной деятельности и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.05.2020 N 276)

2-5.3. Обеспечить соблюдение между работниками, работником и посетителем дистанции не менее 1,5 метра, а также использование работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания: гигиенических, в том числе медицинских, масок (одноразовых, многоразовых), респираторов и иных их заменяющих текстильных изделий, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания человека, и средств индивидуальной защиты рук (одноразовые перчатки) (далее - средства индивидуальной защиты), за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении при отсутствии иных лиц.

При наличии вышеперечисленных документов организация вправе на основании первичных документов списывать расходы на:

  • антисептики, маски, перчатки, бахилы, градусники и т.п.;
  • закупку и установку дополнительного оборудования: сушилок для рук, дозаторов для жидкого мыла, санитайзера;
  • проведение дезинфекции помещений, в том числе закупку дезинфицирующих средств.

Эти затраты экономически оправданны для работодателя (ст. ст. 22, 223 ТК РФ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Учесть их можно либо в составе материальных расходов (ст. 254 НК РФ), либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). НДС по ним можно ставить к вычету в обычном порядке.

Уплачивать НДФЛ и страховые взносы с безвозмездно переданных работникам масок, перчаток, бахил и проч. не нужно.

Если организация применяет УСН (с объектом "доходы минус расходы") при определении объекта налогообложения можно учесть расходы на дезинфекцию помещений, приобретение приборов (оборудования), спецодежды, других средств защиты, предусмотренных законодательством РФ или приобретенных для выполнения требований органов госвласти, местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением коронавируса (пп. 3 п. 1 ст. 254, пп. 5, 46 п. 2 ст. 346.5, пп. 5, 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Т.о., расходы на маски и перчатки можно учесть при налогообложении при ОСНО и УСН.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете приобретенные медицинские маски, перчатки, респираторы и другие средства защиты, санитайзеры и жидкое мыло можно отразить в составе МПЗ на счете 10 "Материалы". Стоимость учтенных МПЗ, приобретенных в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции, при передаче в подразделения для использования спишите в прочие расходы (п. п. 13, 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Особенности учета прочих расходов должны быть отражены в учетной политике. В случае, если микропредприятие ведет упрощенный бухучет, это так же отражается в учетной политике.

Бухгалтерский учет при ОСНО с вычетом НДС

Учет масок и перчаток как материалы на счете 10

Читайте также: