Анализ своевременности и полноты выплат налогов и платежей в бюджет

Опубликовано: 16.05.2024

Одним из источников доходов в бюджете являются налоги. Общие принципы построения налоговой системы в России определяет Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.Плательщиками налогов являются юридические и физические лица. Объектом налогообложения являются доходы (прибыль), отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами и т.д.

Налогообложение - это метод распределения прибавочной стоимости между хозяйствующим субъектом и государством. Налогообложение базируется на ряде принципов, главные из которых - равномерность и определенность. Равномерность означает единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а также равнонапряженности налогового изъятия. Суть принципа определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее, так что размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Государство определяет размер налогов, срок внесения их и меры взыскания к тем субъектам, которые нарушают предписания, содержащиеся в правовых нормах. Ни одному налогоплательщику за вносимые в бюджет средства государство непосредственно никакого эквивалента не предоставляет. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт, составляющих их юридическую характеристику.

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" взимаемые налоги впервые были разделены на три группы: федеральные, республиканские, местные. Налоговые ставки устанавливаются высшим органом законодательной власти РФ и другими органами государственной власти. По налогам введены различные льготы, которые применяются только в соответствии с законодательством.

По действующему законодательству банки и другие кредитные учреждения обязаны платить следующие налоги: на прибыль, на имущество, земельный, транспортный, на добавленную стоимость, за пользование автомобильными дорогами, с владельцев транспортных средств, на рекламу, на содержание жилищного фонда и др., а также взносы в социальные внебюджетные фонды, сбор на нужды общеобразовательных учреждений и т.д. Следует учесть, что в соответствии с новым законодательством вместо налога на операции с ценными бумагами взимается разовый сбор в размере 0,8% первичной эмиссии.

За нарушение норм налогового законодательства учреждения кредитной системы несут ответственность. Целым рядом нормативных актов, а также кодексами предусмотрена имущественная ответственность налогоплательщиков:

  • за сокрытие или занижение дохода (прибыли);
  • за сокрытие или неучет иного объекта налогообложения, кроме дохода (прибыли);
  • за отсутствие учета объектов налогообложения и ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекших за собой сокрытие или занижение дохода;
  • за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также уплаты налогов;
  • за задержку уплаты налога.

Взыскание сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится в бесспорном порядке.

РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ДОСТАТОЧНОСТИ КАПИТАЛА БАНКА И МАКСИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ РИСКА

Для обеспечения экономических условий устойчивого финансирования банковской системы страны ЦБ РФ установил следующие обязательные экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

  • нормативы достаточности капитала коммерческого банка;
  • нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;
  • минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в ЦБ;
  • максимальный размер риска на одного заемщика и др.

Кроме баланса банка, лицевых счетов и других форм бухгалтерского учета в качестве источников информации для анализа соблюдения нормативов используются отчеты по формам № 1 (норматив) и № 2 (норматив). Форма № 1 содержит сведения о соблюдении экономических нормативов коммерческим банком, отражает причины нарушения нормативов, дает информацию о максимальном и "крупных" кредитах (в разрезе заемщиков, их ссудной задолженности, имеющихся гарантий, поручительств и видов обеспечения, размеров риска). Форма № 2 дает расшифровку отдельных балансовых счетов, остатки которых используются при расчете нормативов.

Достаточность капитала банка. Остановимся на оценке и анализе достаточности капитала банка. Капитал коммерческому банку необходим для поддержания его финансовых активов с целью обеспечения обязательств акционеров, для защиты вкладчиков от неожиданных потерь банка. В процессе извлечения прибыли капитал банков имеет тенденцию к уменьшению в течение времени. Для этого необходимо поддерживать капитал на определенном уровне. Достаточность капитала коммерческого банка может быть определена минимально допустимым размером уставного капитала банка (см. тему 2) и специально рассчитанными для этой цели показателями.

Существует много способов вычисления показателей достаточности капитала: от простого соотношения капитала банка и суммы всех активов или обязательств, расчета коэффициента "свободного" капитала до соотношения капитала банка с активами, взвешенными с учетом риска потери части их стоимости. Наиболее часто применяемым является определение отношения

Считается, что оно не должно быть ниже 10%.

Другим показателем достаточности капитала является соотношение

Капитал
Сумма активов

Собственные средства
Итог актива баланса-нетто

Достаточность капитала может быть определена также соотношением

Капитал
Рискованные активы

При расчете знаменателя этого показателя из суммы всех активов исключаются наиболее надежные элементы: касса, портфель государственных ценных бумаг и т.д. Данное соотношение используется в анализе, поскольку известно, что состав и качество банковского портфеля активов относятся к числу главных причин банковских крахов.

Расчет коэффициента "свободного" капитала банка предусматривает, что все инвестиции в основные фонды и долгосрочные активы должны образовываться за счет собственного капитала, а его остаток может быть использован для защиты банка от непредвиденных рисков.

Обобщающим показателем достаточности капитала банка принято считать соотношение

Капитал
Сумма активов, взвешенных с учетом риска их потерь

Данный показатель характеризует обеспеченность капиталом вложений с повышенным риском. Он регулирует операции с точки зрения достаточности капитала. Этот показатель хорошо "отражает" профиль риска данного банка, однако расчет его достаточно сложен.

Рассчитанный коэффициент достаточности капитала с учетом риска принят ЦБ в качестве нормативного показателя. Норматив достаточности собственного капитала (HI) определяется следующим образом:

где К - капитал банка (см. разд. 2.5); Ар - суммарный объем активов, взвешенных с учетом риска (код 8986) (см. разд. 5.1); Рц - общая величина созданного резерва под обесценение ценных бумаг (сч. 50204, 50304, 50404, 50504, 50604,50704,50804, 50904, 51004, 51104,51210, 51310,51410, 51510, 51610, 51710, 51810, 51910); Рк - общая величина резерва на возможные потери по ссудам образованного под 2-4 категорию риска в соответствии с письмом Банка России от 20 декабря 1994 г. № 130а (код 8987); Рд - общая величина резервов на возможные потери по прочим активам и расчетам с дебиторами (сч. 47425, 60324).

В целях приведения уровня достаточности капитала в соответствие с международными стандартами минимально допустимое значение HI установлено для банков с капиталом от 5 млн ЭКЮ и выше в размере: 7% с баланса на 1.02.98 г., 8% с баланса на 1.02=99 г. и 10% с баланса на 1.01.2000 г. В экономически развитых странах величина норматива колеблется от 4 до 8%. Поддержание капитала банка на достаточном уровне позволяет обеспечивать надежность и прочность финансового положения коммерческого банка.

Максимальные размеры риска банка. Способность банка своевременно и полностью производить платежи по своим обязательствам зависит не только от работы самого банка, но и от финансового положения заемщиков. При размещении кредитов банки должны исходить из степени кредитоспособности предприятий и организаций, но при этом им не следует исключать возможность случаев неплатежей одним или несколькими заемщиками. В ситуации, когда один из заемщиков не в состоянии своевременно погасить задолженность по ссудам банку, важно, чтобы этот неплатеж не вызвал затруднений для самого банка при выполнении его собственных обязательств. Избежать банку таких последствий позволяет ограничение выдачи кредита одному заемщику. В противном случае просрочка только одного клиента по крупному кредиту сразу нарушит ликвидность банка.

Центральный банк установил несколько нормативов максимального риска банка:

1. Максимальный размер на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6). Данный норматив устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) банка. При определении размера риска учитывается совокупная сумма кредитов и займов, выданных банком данному заемщику (или группе связанных заемщиков), а также гарантий и поручительств, предоставленных банком одному заемщику (группе связанных заемщиков). При расчете используется формула

где Крз - совокупная сумма требований банка к заемщику (группе связанных заемщиков) по кредитам, учтенным векселям, по депозитам в драгметаллах и суммы, не взысканные по банковским гарантиям (сч. 60315), а также забалансовых требований (гарантий, поручительств) банка в отношении данного заемщика (заемщиков), предусматривающих исполнение в денежной форме (внебалансовый сч. 91404). Эти требования, т.е. активы, оцениваются по степени риска.

Данный норматив рассчитывается также по совокупной сумме требований в рублях и инвалюте или драгметаллах (с учетом 50% забалансовых требований - гарантий и поручительств) к кредитной организации, выступающей заемщиком по межбанковским кредитам. Норматив рассчитывается и в том случае, если банк выступает только гарантом или поручителем (в размере 50%) в отношении какого-либо юридического или физического лица.

В совокупную сумму требований банка к заемщику (заемщикам) кроме того входят просроченные ссуды, учитываемые на сч. 324, 458, просроченная задолженность по операциям с драгоценными металлами (сч. 20317, 20318), а также приобретенные долговые обязательства заемщика - cti. 50Я. 504, 505, 506, 507, 512, 514, 515, 516, 517, 518, 519 (без учета процентов по векселям).

Максимально допустимое значение норматива Н6 установлено в размере 25% с баланса на 1.02.98 г.

2. Максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7). Данный норматив устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств (капитала) банка. При расчете используется формула

где ∑ Кркр - совокупная величина крупных кредитов, выданных банком (код 8998).

Следует иметь в виду, что кредит считается крупным, если совокупная сумма требований, взвешенных с учетом риска, к одному заемщику (группе заемщиков) банка по кредитам с учетом 50% сумм забалансовых требований (гарантий, поручительств), имеющихся у банка в отношении одного заемщика (заемщиков), превышает 5% капитала банка. Решение о выдаче крупных кредитов и займов должно в обязательном порядке приниматься правлением банка либо его кредитным комитетом с учетом заключения кредитного отдела банка. Решение о выдаче должно быть оформлено соответствующим документом.

ЦБ РФ установлено, что совокупная величина крупных кредитов и займов, выданных банком заемщикам, включая взаимосвязанных, с учетом 50% забалансовых требований (гарантий, поручительств) не может превышать размер капитала банка более чем в 10 (1997 г.) и 8 (1998 г.) раз.

3. Максимальный размер риска на одного кредитора (Н8). Данный норматив устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств данного банка, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств банка:

где Овкл - совокупная сумма обязательств банка в рублях, инвалюте, драгметаллах по вкладам, полученным кредитам, гарантиям и поручительствам (50%) и остаткам на расчетных, текущих счетах по операциям с ценными бумагами одного или нескольких взаимосвязанных кредиторов (вкладчиков).

Настоящий норматив может быть определен также по совокупной сумме обязательств другой кредитной организации, выступающей кредитором (вкладчиком) по отношению к данному банку.

Максимально допустимое значение норматива Н8 устанавливается в размере 25% с баланса

4. Максимальный размер риска на одного заемщика-акционера (участника) банка (Н9) определяется по формуле:

где Кра - совокупная сумма всех требований банка (включая внебалансовые требования) с учетом риска и требований банка в рублях, инвалюте и драгметаллах в отношении его акционера (участника). Максимально допустимое значение норматива Н9 устанавливается в размере 20% с баланса на 1.01.ХХ г.

Следует иметь в виду, что совокупная величина кредитов и займов, выданных акционерам (пайщикам) банка, не может превышать 50% собственных средств (капитала) банка.

5. Максимальный размер кредитов и займов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим инсайдерам (НЮ).

Максимальный размер риска на одного инсайдера можно определить по формуле

где Кри - совокупная сумма требований (в том числе забалансовых требований - 50% гарантий и поручительств) банка в отношении инсайдера банка и связанных с ним лиц. В соответствии с международной практикой к категории инсайдеров относятся физические лица: акционеры, имеющие более 5% акций, директора (президенты, председатели и их заместители), члены совета, члены кредитного совета (комитета), руководители дочерних и материнских структур и другие лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита, а также родственники инсайдеров, бывшие инсайдеры и другие лица, участвующие в сторонних структурах, в которых также участвуют инсайдеры.

Максимально допустимое значение НЮ на одного инсайдера и связанного с ним лица установлено в размере 2% с баланса на 1.07.97г. При этом совокупная величина кредитов и займов, выданных инсайдерам, начиная с баланса на 1 июля 1997г. не может превышать 3% собственных средств (капитала) банка.

6. Норматив риска собственных вексельных обязательств (Н13). Для расчета данного норматива используется формула

где ВО - выпущенные кредитными организациями векселя и банковские акцепты (сч. 523), а также 50% забалансовых обязательств кредитной организации из индоссамента векселей, авалей и вексельного посредничества внебалансовый счет 91404 (код 8960).

Максимально допустимое значение норматива Н13 100% с баланса на 1.03.ХХ г.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 361 ; Мы поможем в написании вашей работы!

4.5. АНАЛИЗ СВОЕВРЕМЕННОСТИ И ПОЛНОТЫ ВЫПЛАТ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ

Одним из источников доходов в бюджете являются налоги. Общие принципы построения налоговой системы в России определяет Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Плательщиками налогов являются юридические и физические лица. Объектом налогообложения являются доходы (прибыль), отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами и т.д.

Налогообложение - это метод распределения прибавочной стоимости между хозяйствующим субъектом и государством. Налогообложение базируется на ряде принципов, главные из которых - равномерность и определенность. Равномерность означает единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а также равнонапряженности налогового изъятия. Суть принципа определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее, так что размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Государство определяет размер налогов, срок внесения их и меры взыскания к тем субъектам, которые нарушают предписания, содержащиеся в правовых нормах. Ни одному налогоплательщику за вносимые в бюджет средства государство непосредственно никакого эквивалента не предоставляет. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт, составляющих их юридическую характеристику.

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" взимаемые налоги впервые были разделены на три группы: федеральные, республиканские, местные. Налоговые ставки

устанавливаются высшим органом законодательной власти РФ и другими органами государственной власти. По налогам введены различные льготы, которые применяются только в соответствии с законодательством.

По действующему законодательству банки и другие кредитные учреждения обязаны платить следующие налоги: на прибыль, на имущество, земельный, транспортный, на добавленную стоимость, за пользование автомобильными дорогами, с владельцев транспортных средств, на рекламу, на содержание жилищного фонда и др., а также взносы в социальные внебюджетные фонды, сбор на нужды общеобразовательных учреждений и т.д. Следует учесть, что в соответствии с новым законодательством вместо налога на операции с ценными бумагами взимается разовый сбор в размере 0,8% первичной эмиссии.

Рассмотрим некоторые из указанных налогов.

Налог на прибыль. С 1 января 1994 г. в налогообложение банков и других кредитных учреждений внесены существенные изменения. Эти изменения затронули прежде всего доходы. Для всех учреждений кредитной системы установлен общий порядок обложения, действующий для юридических лиц России и определенный Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (от 27 декабря 1991 г.) с последующими дополнениями и изменениями. Помимо коммерческих банков и других кредитных учреждений к обложению с прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения, теперь привлечены ЦБ РФ и его учреждения. Обложение кредитной системы по прибыли, а не по доходу, как было раньше, совпадает с налоговой практикой развитых стран.

Российский налог на прибыль банков - это возврат к практике 1990-1991 гг. Ныне учреждения банковской системы платят налог на прибыль, который регулируется Инструкцией Государственной налоговой службы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (от 6 марта 1992 г.) с учетом последующих изменений и дополнений. Максимальная ставка налога на прибыль в 1994 г. установлена в размере до 43% налогооблагаемой базы кредитных учреждений (13% в республиканский бюджет РФ и 22-30% в бюджеты субъектов федерации по решению их государственной власти). Эта база исчисляется в соответствии с Положением "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями",

утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 г. Данное Положение состоит из четырех разделов, определяет содержание объекта обложения и порядок расчета прибыли для всех плательщиков кредитной системы.

В первом разделе Положения предусмотрен состав доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы. К ним в частности относятся:

  1. Суммы начисленных и полученных процентов по кредитным ресурсам, размещенным банком.
  2. Комиссионные и иные сборы (плата) за переводные, инкассовые и другие банковские операции, в том числе за услуги по осуществлению корреспондентских отношений.
  3. Плата за услуги за открытие и ведение расчетных, валютных и иных счетов, а также за оказание консультационных, экспертных и других услуг.
  4. Доходы от факторинговых, трастовых, форфейтинговых операций.
  5. Доходы по гарантийным и акцептным операциям.
  6. Плата за услуги населению.
  7. Плата за инкассацию, за перевоз денежных средств, ценных бумаг и другой документации.
  8. Доходы за работу по размещению государственных ценных бумаг и резервов федерального казначейства РФ и его территориальных органов.
  9. Доходы по операциям с ценными бумагами.
  10. Доходы от операций с иностранной валютой, драгоценными металлами и др.
  11. Доходы от сдачи в аренду имущества.
  12. Разница между продажной и номинальной стоимостью акций, выпускаемых банком (за исключением продажи акций при формировании уставного фонда банка).
  13. Разница между ценой реализации и ценой приобретения бумаг, принадлежащих банку.
  14. Денежные и основные средства, материальные и нематериальные актины, безвозмездно передаваемые банку юридическими или физическими лицами.
  15. Доходы от приобретенных брокерских мест на биржах.
  16. Суммы, перечисленные банку клиентами, в счет возмещения телеграфных, почтовых и других услуг связи.
  17. Проценты и комиссионные сборы, полученные банком по операциям за прошлые годы.
  18. Излишки кассы банка.

  1. Прочие доходы.

Во втором разделе Положения перечислены расходы, включаемые в себестоимость оказываемых банками услуг, и иные расходы, учитываемые при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль. В себестоимость оказываемых банками услуг входят суммы, причитающиеся к уплате банком в соответствующий бюджет в виде налога на имущество банка, земельного налога, транспортного налога, налога за пользование автомобильными дорогами, налога на приобретение транспортных средств и налога с владельцев транспортных средств, сбора на нужды образовательных учреждений, таможенных пошлин, а также других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (услуг, работ) или относимых на издержки.

Банки по данному Положению должны делать обязательные отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ.

В новом Положении некоторые виды затрат уточнены, что облегчает расчеты для кредитной системы налога на прибыль. Например, платежи по обязательному имущественному страхованию банков и отдельных категорий его работников даны в общем виде без ограничения их размеров, как было ранее. Важным моментом этого раздела является указание о начисленных и уплаченных процентах по долговым обязательствам (облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям и др.). Кроме того, из доходов банков вычитаются расходы по организации и выпуску ими своих ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, уточнены расходы по межбанковским кредитам и кредитам по рефинансированию. Расходы, связанные е валютными операциями, также изложены с необходимыми пояснениями. Вопросы об амортизационных отчислениях по основным фондам, малоценным и быстроизнашивающимся материалам, нематериальным активам изложены достаточно подробно.

Новыми видами затрат, включенными в себестоимость услуг, являются оплата аудиторских, маркетинговых услуг, расходы на изготовление, пересылку носителей банковской информации и др.

При расчете налогооблагаемой базы важное значение имеет порядок исчисления и отнесения затрат, нормируемых законодательством. К таким затратам относятся представительские расходы, расходы на рекламу, а также подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями. Сумма этих

трех видов нормируемых расходов оплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В третьем разделе Положения указаны относимые на финансовые результаты деятельности банков доходы и расходы.

В четвертом разделе Положения приведен перечень расходов, которые не относятся на себестоимость банковских услуг и не учитываются при уплате налогов на прибыль. К таким расходам относятся выплаты различных видов премий и других вознаграждений, а также затраты капитального характера и те, которые осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты обязательных платежей в бюджет.

С переходом на новый порядок налогообложения банки и другие кредитные учреждения получили некоторые дополнительные льготы:

  • не облагается налогом на прибыль сумма, направляемая на финансирование капитальных вложений, а также на содержание социально-культурных объектов, находящихся на балансе кредитного учреждения;
  • полностью освобождается от налога банковская прибыль, полученная от предоставления целевых кредитов на срок 3 года и более для тех предприятий, которые используют его на развитие собственной производственной базы;
  • банки имеют право снизить ставку налога на прибыль в 1,5 раза, если они предоставляют не менее 50 % общей суммы своего кредита на развитие сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственным предприятиям, перерабатывающим сельхозпродукцию, а также малым предприятиям (кроме снабженческо-сбытовых, торговых и закупочных);
  • не подлежат обложению дивиденды по акциям, выплачиваемые физическим лицам, если они остаются в банке и используются для капитальных вложений;
  • налогооблагаемая прибыль банка уменьшается на сумму отчислений в резервные и другие аналогичные фонды, создаваемые в соответствии с законодательством. Данная льгота действует при двух условиях: если сумма отчислений не превышает 50% валовой прибыли и если создаваемые фонды не превышают 25% уставного капитала.

Кроме того, на кредитную систему распространяются все льготы по налогу на прибыль, предусмотренные Законом о налоге на прибыль предприятий и организаций от 27 декабря 1991 г. с последующими дополнениями и изменениями.

Налог на имущество. Учреждения кредитной системы РФ обязаны платить налог на имущество. Причем, если раньше налог на имущество банков справедливее было бы назвать налогом на собственные средства, то теперь данный налог полностью соответствует своему названию - им облагаются только иммобилизованные средства коммерческого банка (основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, нематериальные активы, материалы и расходы будущих периодов).

Документом, изменяющим порядок обложения банков налогом на имущество, является письмо Госналогслужбы РФ от 25 февраля 1994 г. Максимальная ставка повышена с 1 до 2%, но изменение порядка расчета налогооблагаемой базы сокращает выплаты по налогу на имущество банка в 5 - 6 раз.

Имущество для целей налогообложения определяется по среднегодовой стоимости. За отчетный период эта стоимость исчисляется по формуле средней хронологической:

Y =

y1/2 + y2 + y3 + y4 + e5/2
4

где yi - стоимость имущества на первое число каждого квартала отчетного периода (т.е. 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января следующего года).

Стоимость основных средств и сумма износа для расчета среднегодовой стоимости имущества за 1994 г. принимаются:

  • на 01.01.94 г. - с учетом переоценки, проводимой по состоянию на 01.01.94 г.;
  • на 01.01.95 г. - без учета переоценки, проводимой по состоянию на 01.01.95 г. Результат указанной переоценки надо учитывать при расчете среднегодовой стоимости имущества в 1995 г.

Следует обратить внимание на то, что вновь организованные кредитные учреждения в течение первого года после регистрации (за исключением созданных на базе ликвидированных или реорганизованных) не платят налог на имущество. Льготы по налогу на имущество, предоставляемые банком, сводятся к следующим:

  • изъято из обложения имущество, полученное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа;
  • при расчете налогооблагаемой прибыли плательщик уменьшает стоимость своего имущества на сумму, равную балансовой стоимости того имущества, которое используется исключительно для пожарной безопасности (за вычетом износа), а также объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе кредитного учреждения (за вычетом износа).

Конкретные ставки налога на имущество предприятий определяют субъекты Федерации. Сумма налога на имущество банка или кредитного учреждения зачисляется равными долями в бюджет субъекта федерации и местный бюджет по месту нахождения налогоплательщика.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Объектом обложения НДС в кредитной системе являются следующие операции:

  • выдача поручительства, гарантий и иных обязательств за третьих лиц;
  • услуги по инкассации;
  • форфейтинговые, факторинговые, трастовые операции;
  • консультационные, информационные, экспертные, посреднические (брокерские) услуги;
  • сдача в аренду имущества (в том числе по договору лизинга);
  • услуги населению (предоставление в пользование индивидуальных сейфов, прием и хранение ценных бумаг, проверка по таблицам очередных тиражей выигрышей облигаций, принятых на хранение);
  • оборот по реализации имущества, принадлежащего банку. Этим налогом облагаются:
  • рекламные и все другие услуги, за исключением сдачи земли в аренду, а также обороты по реализации товаров внутри банка для собственного потребления, бартерные сделки, безвозмездная (или с частичной оплатой) передача товара (работ, услуг), обороты по реализации предметов залога;
  • операции по обработке поручений, требований, отказов от акцепта платежных требований, чеков, выписки дубликатов, а также операции по продаже чековых книжек;
  • посреднические операции, совершаемые банком (например, вознаграждение за куплю и продажу иностранной валюты от имени и по поручению клиента).

В облагаемый оборот не включаются:

  • средства, полученные (безвозмездно) от других юридических лиц (в виде финансовой помощи);
  • доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов, при отсутствии лицензии на осуществление банковских операций;
  • средства от взимания штрафов, взысканий, пени, выплат неустоек, полученных за нарушение обязательств.

Льготы по НДС имеют операции, связанные с обращением валют, денег, банкнот, являющихся законным средством платежа, а также ценные бумаги (акции, векселя, облигации, сертификаты), за исключением брокерских и иных посреднических услуг. Сокращен период возмещения НДС по основным средствам с 2 лет до 6 месяцев. Эта льгота используется, если основные средства приобретены с НДС в 1993 г. и их стоимость не списана.

Банки, закупившие оборудование за рубежом и уплатившие НДС таможенным органам, имеют право на полное возмещение суммы налога после введения этих фондов в эксплуатацию.

Выполнение операций банка по кредитному договору, а также по договорам расчетного и кассового обслуживания освобождаются от НДС. Ставка НДС для банков и других кредитных учреждений установлена на уровне 20%.

Транспортный налог. Транспортный налог взимается со всех юридических лиц в размере 1% фонда оплаты труда с включением уплаченных сумм в себестоимость услуг. Форма расчета транспортного налога разработана применительно к форме расчета по взносам в фонды обязательного медицинского страхования. Плательщики вносят налог один раз в месяц в срок, установленный для получения зарплаты за истекший месяц. Средства от взимания налога направляются в бюджет субъектов Федерации для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного и железнодорожного (пригородного) транспорта.

Сумма налога рассчитывается следующим образом:

Н =

i
М × С,

где М - мощность двигателя 1-го транспортного средства, л.с.; С - размер ставки годового налога по i-му виду транспортных средств, руб.

Налог с пользователей автомобильных дорог рассчитывается по формуле:

где V - фактический объем предоставляемых услуг, руб.; 0,004 - ставка налога (0,4%).

За нарушение норм налогового законодательства учреждения кредитной системы несут ответственность. Целым рядом нормативных актов, а также кодексами предусмотрена имущественная ответственность налогоплательщиков:

  • за сокрытие или занижение дохода (прибыли);
  • за сокрытие или неучет иного объекта налогообложения, кроме дохода (прибыли);

  • за отсутствие учета объектов налогообложения и ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекших за собой сокрытие или занижение дохода;
  • за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также уплаты налогов;
  • за задержку уплаты налога.

Взыскание сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится в бесспорном порядке.

Самошкина (Лебедь) Е. А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

B соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» существуют категории хозяйствующих субъектов, для которых аудит является обязательным. Аудит предполагает независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита этим Законом не выделяется, но он является составной частью аудита. Кроме того, экономические субъекты часто заинтересованы проверять налоговый учёт и налоговую отчетность перед очередной проверкой со стороны ФНС. Поэтому для снижения налоговых рисков организации проведение налогового аудита представляется актуальным[1].

Аудит налогов может проводиться аудиторской организацией в рамках специального задания по рассмотрению налоговых отчетов с целью выражения независимого мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Аудит налоговой отчетности необходим в целях определения:

  • правильности исчисления применимых к деятельности компании налогов;
  • состояния обязательных выплат на текущий период;
  • правомерности использования налоговых льгот;
  • степени соответствия системы ведения налогового учета требованиям законодательства.

Проведение налогового аудита предполагает несколько этапов:

1) экспертизу системы налогообложения;

2) экспертизу учетной политики для целей налогообложения;

3) проверку правильности исчисления налогов и осуществления выплат;

4) составление отчета с описанием ошибок, выявленных в ходе проверки, и формулировка предложений по их устранению.

Налоговый аудит осуществляется системой как внутреннего контроля, так и внешнего аудита.

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления налоговых платежей;
  • правовую и налоговую экспертизу системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценка уровня налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и доказательство верности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды при внешнем аудите может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. Налоговая отчетность, которая предоставляется по установленным формам (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах), и правомерность использования налоговых льгот должны проверяться при проведении аудита.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация имеет право проверять первичные документы проверяемого экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При анализе системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налоговых баз и составления налоговых деклараций, точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству[2].

С целью избежать арифметических погрешностей рекомендовано проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет. И еще проверяется оперативность представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов.

Полученную в процессе выяснения информацию аудитор регистрирует в собственных рабочих документах, выявляет значимость погрешностей и их воздействие на правдивость отчетности, при надобности корректирует план проверки.

Предварительно ознакомившись, аудитор должен составить мнение об особенностях системы налогообложения экономического субъекта, и поэтому он начинает с аудита налоговой отчетности. Целью такой проверки является выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах законодательным нормам. А вот что касается задачи, то здесь необходимо подобрать достаточные аудиторские подтверждения о достоверности налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов сообщая о налоговых рисках которые могут возникнуть у аудируемого лица при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любыерекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

При проведения налогового аудита следует рассматривать сначала, осуществляется ли деятельность клиента в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получены доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить некоторый профессиональный скептицизм в отношении рассматриваемых документов, учитывая вероятность нарушений налогового законодательства экономическим субъектом[3].

Аудитору необходимо установить какие полномочия предоставлены руководителю проверяемой организации собственниками по распределениюприбыли остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, ознакомиться с приказами, касающимися данноговопроса.

Результатом аудита налогового учета является:

  • подтверждение правильности и обоснованности расчетов по налоговымобязательствам организации за определенныйпериод;
  • оценка методов, в расчете налогов вспорныхситуациях;
  • анализ существующей методики оценки остатковнезавершенного производства и готовойпродукции;
  • анализ ведения и организации раздельного учета по НДС иразработка методик по оптимизацииналогообложения НДС;
  • подготовка рекомендаций по разделению рекламных расходов нанормируемые и ненормируемые и др.

Обязанность уплачивать установленные налоги и сборызакреплена в Конституции Российской Федерации. Право на взимание налогов и сборов с населения является признаком каждого государствадругими словами, главнымусловием для существования и выполнения социально-значимых функций самого государства.

Налоговый аудит представляет собой проведение контрольной работы за своевременностью уплаты и правильностью исчисления налогов в бюджет, вне зависимости от проверяющего субъекта, его целевой направленности и характера отношений с проверяемой организацией.

К сожалению, следует отметить, что экономические субъекты предпринимают недостаточно мер для сокращения нарушений в сфере налогов и налогообложения. Об этом свидетельствуют результаты проверок налоговых органов (см. таблицу).

Сведения об организации и проведении камеральных
и выездных налоговых проверок за 2015 год

Всего по России

Дополнительно начислено платежей (включая
налоговые санкции и пени), тыс. рублей


CC BY

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воскресенская Наталия Валерьевна

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам на малых предприятиях»

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Для успешной деятельности любой организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает внутренний контроль. Он представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими.

Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты крупномасштабного исследования, посвященного условиям работы малого бизнеса в России. Наиболее значимыми рисками для малого бизнеса в России были названы: резкое ухудшение общей ситуации в экономике - 64,4% опрошенных; рост арендных платежей; изменения в региональном законодательстве; необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п. - 22,1%. Из всех контролирующих инстанций, по признанию 40,2% респондентов, наибольшее количество проблем создают налоговые органы [4].

При этом, как показывают результаты проведенного нами обследования деятельности 50 малых предприятий Чувашии, только в 68% из них руководители контролируют состояние расчетов с бюджетом. Таким образом, значительное место в системе финансовых рисков малого предприятия занимают налоговые риски.

Внутренний контроль за правильностью, своевременностью и полнотой расчетов с бюджетом по налогам и сборам и расчетов по социальному страхованию и обеспечению является частью системы внутрифирменного финансового контроля. Его можно определить как совокупность методик и процедур, применяемых руководством организации в качестве средств для обеспечения правильности исчисления налогооблагаемых баз и составления налоговой отчетности, своевременности и полноты перечисления налогов, а также мер, направленных на оптимизацию налогообложения.

Принимая решение о формировании системы внутреннего контроля, руководителю малого предприятия следует принять во внимание следующее:

- организация системы внутреннего контроля зависит прежде всего от вида, масштаба и специфики деятельности организации;

- в отличие от других видов контроля внутренний контроль необходимо осуществлять непрерывно;

- система внутреннего контроля должна быть одним из инструментов реализации положений об учетной политике.

Особенностью данного вида контроля на малом предприятии является его менее формализованный характер по сравнению с крупными предприятиями, что может проявляться в отсутствии внутреннего документа, регламентирующего порядок организации системы внутреннего контроля, а также в отсутствии в организационной структуре ревизионного отдела (службы внутреннего аудита) или отдельной должности ревизора в штате предприятия. Функции контроля в основном выполняет высшее руководящее звено организации (руководители, главный бухгалтер).

Кроме того, на построение системы внутреннего контроля расчетов с бюджетом оказывает влияние и малочисленность работников учетной службы. По результатам проведенного нами исследования в 60% малых предприятий учетная служба представлена 1-2 бухгалтерами.

Система внутреннего контроля организации в целом включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему, процедуры контроля (рисунок). В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают организации снижение финансовых рисков.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Контрольная среда: - стиль и основные принципы управления; - организационная структура; - распределение ответственности и полномочий; - кадровая политика; - подготовка бухгалтерской и налоговой отчетности; - законность деятельности. Система учета: - система финасового учета; - система упраленче-ского учета; - система налогового учета. Средства контроля: - подотчетность одних работников другим; - внутренние проверки и сверки данных; - инвентаризация; - сравнение данных внутренних и внешних источников; - проверка аналитических счетов и арифметических подсчетов; - контроль за прикладными программами; - ограничение доступа к активам и записям; - сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.

Элементы системы внутреннего контроля

Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства организации, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также осознание важности такой системы. Таким образом, среда контроля отражает отношение администрации к контролю.

Контрольная среда в системе внутреннего контроля полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам малого предприятия влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя следующие элементы:

- стиль и основные принципы управления, которые выражаются в понимании значения бухгалтерского и налогового учета и отчетности, в отношении к вопросам внутреннего контроля, налоговым рискам;

- организационная структура. На малых предприятиях она является, как правило, несложной, в результате чего среда контроля носит менее формализованный характер, чем на крупных предприятиях;

- распределение ответственности и полномочий. Поскольку малые предприятия в силу своих ограниченных финансовых и кадровых возможностей в большинстве случаев не могут создать отдельно ревизионный отдел или ввести в штат должность внутреннего ревизора, а также в силу малочисленности штата бухгалтерии, которая не позволяет выделить бухгалтера, занимающегося только исчислением налогов, фактически складывается ситуация, что в процессе проведения контрольных действий бухгалтерия проверяет сама себя. Это увеличивает риск невыявления системой внутреннего контроля допущенной ошибки. В связи с этим сотрудникам предприятия следует иметь четкое

представление о своих полномочиях и ответственности, что должно отражаться, в частности, в должностных инструкциях;

- осуществляемая кадровая политика. Немаловажное значение имеет квалификация и профессиональный опыт работников бухгалтерии и главного бухгалтера, особенно в том случае если весь объем учетных работ ведется только одним специалистом;

- порядок подготовки налоговой отчетности;

- обеспечение соблюдения требований налогового законодательства.

Субъектами системы внутреннего контроля полноты и своевременности

расчетов с бюджетом по налогам и сборам на малом предприятии являются:

- руководитель малого предприятия (реже, если это предусмотрено штатом организации, тот из руководителей, который занимается финансовой деятельностью);

- бухгалтерия (если учетные функции осуществляются несколькими счетными работниками);

- внутренний ревизор или аудитор (при наличии в штате соответствующей должности);

- иные финансовые и экономические службы, если они присутствуют в организационной структуре.

Основные функции участников системы внутреннего контроля малого предприятия (за исключением финансовых и экономических служб, которые прямого влияния на организацию внутреннего контроля за полнотой и правильностью расчетов с бюджетом не оказывают) представлены в табл. 1.

В процессе управления и контроля важную роль играет процесс сбора информации и регистрации данных. Эту функцию выполняет система учета организации (бухгалтерского, управленческого, налогового).

По нашему мнению, значительной проблемой в ведении бухгалтерского учета малыми предприятиями является организация грамотного учета доходов и расходов организации, обеспечивающего возможность расчета суммы налога на прибыль при общей системе налогообложения или единого налога при условии применения специальных налоговых режимов. Зачастую малые предприятия, стремясь облегчить ведение учета и пользуясь правом не использовать ПБУ 18/02, ведут текущий бухгалтерский учет непосредственно по правилам налогового учета, т.е. доходы и расходы формируются по нормам главы 25 НК РФ. В результате такой модели учета искажается бухгалтерская отчетность, нарушается база по другим налогам, таким, как налог на имущество (поскольку сумма налога на имущество предприятий рассчитывается только по показателям бухгалтерского учета); признается возможность несоставления регистров бухгалтерского учета.

По нашему мнению, наиболее приемлемым вариантом для малых предприятий является организация эффективной системы получения информации для целей налогообложения в рамках бухгалтерского учета. Это возможно уже хотя бы потому, что спектр хозяйственных операций у предприятий малого бизнеса относительно невелик, количество расхождений между бухгалтерским учетом и порядком определения налогооблагаемой прибыли очень незначительно.

Внутренний контроль за расчетами с бюджетом осуществляется на следующих стадиях учетного процесса: формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения; разработки форм регистров налогового учета; сбора необходимой информации в регистрах бухгалтерского и налогового учета; использования полученной информации; устранения ошибок и принятие нового управленческого решения.

Функции основных субъектов внутреннего контроля расчетов с бюджетом

на малом предприятии

Участник системы внутреннего контроля Функции, выполняемые в системе внутреннего контроля

Руководитель - организация системы внутреннего контроля; - обеспечение координации деятельности функциональных служб организации в процессе осуществления контроля; - инициирование разработки процедур внутреннего контроля; - контроль разработки учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета; - контроль денежных потоков предприятия с тем чтобы иметь возможность своевременного перечисления налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды; - принятие совместно с другими участниками контроля мер по исправлению выявленных ошибок и нарушений и предотвращению их повтора в будущем.

Главный бухгалтер - контроль правильности применения законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению; - контроль исполнения положений учетной политики для бухгалтерского и налогового учета; - проверка правильности, своевременности и полноты данных для составления налоговой отчетности; - контроль своевременности расчетов с бюджетом; - проведение периодических проверок: наличия и правильности оформления первичных документов; правильности формирования бухгалтерских и налоговых регистров; полноты бухгалтерского и налогового учета; своевременности отражения в учете хозяйственных операций.

Бухгалтерия* - проверяет наличие и правильность оформления первичных учетных документов по финансово-хозяйственным операциям; - контролирует своевременность передачи первичных документов из других подразделений в бухгалтерию в соответствии с графиком документооборота; - своевременно подготавливает информацию для составления налоговой отчетности

* В случае если бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется только главным бухгалтером, данные функции выполняются также главным бухгалтером.

Средства (процедуры) контроля - составные части системы внутреннего контроля, установленные руководством экономического субъекта на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления ею.

Система внутреннего контроля полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам включает в себя следующие виды контроля, непосредственно оказывающие влияние на применяемые контрольные процедуры:

- превентивный контроль - предотвращение ошибок и нарушений. Процедуры контроля при этом должны предупреждать появление возможных нарушений и ошибок;

- выявляющий контроль - выявление ошибок и нарушений. Контрольные процедуры должны быть направлены на оценку эффективности превентивного

контроля и выявлять те нарушения и ошибки, которые могут быть выявлены только по мере их возникновения;

- корректирующий контроль - исправление выявленных ошибок. Система внутреннего контроля за расчетами с бюджетом при этом должна обеспечить не только исправление нарушений, но и скорректировать имеющиеся неэффективные процедуры контроля или создать новые.

Ошибки, возникающие при расчетах с бюджетом, можно классифицировать следующим образом:

- отсутствие или неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных учетных документов;

- ошибки, обусловленные неправильным толкованием налогового законодательства: неправильное определение налогооблагаемой базы; неверное отнесение расходов по периодам; неправильное применение налоговых льгот; неправильное определение ставки налога;

- несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении;

- несвоевременное представление налоговых деклараций;

- несвоевременное перечисление налогов и сборов.

Для выявления, предотвращения и предупреждения появления в будущем на малых предприятиях подобных ошибок предлагается использовать следующие основные процедуры внутреннего контроля расчетов с бюджетом (табл. 2).

Основные процедуры внутреннего контроля расчетов с бюджетом по налогам и сборам на малых предприятиях

Вид контроля Процедуры контроля

Превентивный - составление платежного налогового календаря; - мониторинг за изменениями в законодательстве, выявление степени подготовленности сотрудников, отвечающих за налоговые расчеты; - контроль разработки учетной политики для целей налогообложения по всем установленным элементам (организационным, методическим, техническим); - составление графика документооборота; - анализ налоговой нагрузки; - выявление основных направлений минимизации налоговых платежей

Выявляющий - контроль правильности оформления первичных документов; - арифметическая проверка произведенных расчетов методом повторного пересчета; расчет полученных показателей другими возможными способами (отличающимися от способа, использованного при первичном расчете) и проверка полученных результатов путем сопоставления; - контроль правильности применения налоговых ставок; - контроль правомерности применения налоговых льгот; - анализ правильности заполнения налоговых деклараций путем их сопоставления с данными бухгалтерских и налоговых регистров; - контроль полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет; - контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и уплате налогов в бюджет; - получение распечаток из налоговой инспекции о состоянии расчетов на определенную дату из лицевой карточки организации, а при необходимости - актов сверок

Корректирующий - контроль исполнения решений об устранении выявленных недостатков, их предупреждению в дальнейшей работе; - разработка мероприятий по недопущению появления выявленных ошибок в будущем

В качестве одной из мер превентивного контроля своевременности представления налоговых деклараций и перечисления налогов и сборов в бюджет и

внебюджетные фонды малым предприятиям мы рекомендуем составлять платежный налоговый календарь следующей формы.

Платежный налоговый календарь

Наименование налога (сбора) Дата пред налоговой ставления декларации Дата перечисления налога (сбора)

согласно законода- тельству согласно порядку, принятому на предприятии согласно законода- тельству согласно порядку, принятому на предприятии

Единый налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения не позднее 25 дней со дня окончания отчетного (налогового) периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода

Для того чтобы иметь возможность при необходимости внести исправления в декларацию и проконтролировать наличие достаточной суммы денежных средств на расчетном счете предприятия, даты представления налоговых деклараций и перечисления налоговых платежей внутри организации рекомендуется установить, как минимум, на 5-7 дней раньше установленного законодательством срока.

1. Алборов Р.А. Принципы и основы бухгалтерского учета: учеб. пособие / Р.А. Алборов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. 344 с.

2. Бурцев В.В. Система внутреннего финансового контроля коммерческой организации / В.В. Бурцев // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 1. С. 83-169.

3. Галдина А.А. Организация системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственными операциями / А.А. Галдина, Л.А. Дубовенко // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2004. № 12. С. 33-43.

4. Малявкина Л.И. Налоговый учет доходов и расходов / Л.И. Малявкина. М.: ООО «Вершина», 2005. 272 с.

5. Новодворский В.Д. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: учеб. / В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 296 с.

6. Попонова Н.А. Организация налогового учета и налогового контроля: учеб. пособие / Н.А. Попонова, Г.Г. Нестеров, А.В Терзиди. М.: Эксмо, 2006. 624 с.

7. Трубников А.А. Система внутреннего налогового контроля в крупной организации / А.А. Трубников // Аудиторские ведомости. 2006. № 3. С. 31-39.

ВОСКРЕСЕНСКАЯ НАТАЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА родилась в 1979 г. Окончила Чувашский государственный университет. Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чувашского университета. Область научных интересов - особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. Автор 8 научных работ.

Цель и задачи учета налогов и отчислений

Платежи в бюджет являются инструментом распределения валового внутреннего продукта, разновидностью финансовых отношений, имеющих прямое отношение к образованию централизованных фондов денежных средств государства, и косвенное - к образованию децентрализованных фондов денежных средств у субъектов хозяйствования. Для государства платежи в бюджет - основной источник его доходов, для хозяйствующих субъектов - разновидность их расходов. Это обуславливает необходимость и остроту финансового контроля расчетов предприятий с бюджетом.

Основной целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.

Основными методами финансового контроля, используемыми при проверке расчетов предприятий с бюджетом, являются методы документальной и фактической проверки, методы сплошной и (или) выборочной проверки.

При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, закон о бюджете, законы о налогах, постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.).

В процессе хозяйственной и иной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с бюджетом по налоговым платежам.

Совершенствованию расчетов с другими субъектами предпринимательской деятельности способствует правильно организованный бухгалтерский учет. Учет расчетов с бюджетом должен быть направлен на обеспечение правильности и своевременности проведения всех необходимых расчетов по налогам.

Основные задачи учета расчетов с бюджетом следующие:

- своевременное и правильное документирование операций по движению расчетов с бюджетом;

- обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам налоговых платежей в бюджет;

- своевременное и полное отражение в учетных регистрах наличия и движения операций по расчетам с бюджетом;

- проведение в установленные сроки инвентаризации состояния расчетов с бюджетом и др. [2, с. 414]

Целью учета налогов и отчислений является своевременность и правильность удержания налогов и перечисления в бюджет для избежания штрафов и пеней за неуплату и несвоевременное перечисление налоговых платежей.

Проверка расчетов по платежам в бюджет по налогам, пошлинам и сборам состоит в установлении соблюдения налогового законодательства Республики Беларусь. Поэтому при осуществлении финансового контроля расчетов по платежам в бюджет устанавливают:

)Своевременность постановки на налоговый учет;

2)Соблюдение порядка открытия счетов в банке;

)Своевременность получения лицензий и сертификатов;

)Правильность определения объектов налогообложения;

)Своевременность исчисления налогов;

)Своевременность представления налоговых деклараций в таможенные и налоговые органы;

)Своевременность и полноту перечисления налогов в бюджет;

)Своевременность и полноту представления сведений в налоговые и статистические органы.

По каждому виду расчетов с бюджетом ревизор должен проверить:

Состояние внутреннего контроля этих расчетов;

Правильность определения налогооблагаемой базы;

Установить правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом;

Правильность применения ставок налогов, сборов и отчислений;

Правильность применения льгот при расчете и уплате налогов;

Правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ценностям;

Полноту и своевременность начисления налоговых платежей;

Правильность составления налоговой отчетности;

Причины просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

Правильность оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.

В ходе проверки особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли организации, заработной платы персонала).

При проверке правильности исчисления НДС особое внимание необходимо обратить на расчет НДС по недостачам, хищениям и порче товаров сверх норм естественной убыли, прочему выбытию основных средств и нематериальных активов, по излишкам основных средств и нематериальных активов, принятым на учет по результатам инвентаризации, и обоснованность налоговых вычетов по НДС, так как исходя из анализа материалов проверок налоговых органов наибольшее число ошибок, допускаемых организациями, приходится на эти ситуации.

При проверке исчисления налога на прибыль детальной проверке должен быть подвергнут состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли

Основные нормативные правовые акты, регулирующие объекты проверки:

üНалоговый Кодекс Республики Беларусь

üТаможенный Кодекс Республики Беларусь

üБанковский Кодекс Республики Беларусь

üГражданский Кодекс Республики Беларусь

üЗакон Республики Беларусь "О предпринимательской деятельности в Республике Беларусь" от 28.05.1991 №813-XII (с изм. и доп.)

Читайте также: