Анализ налоговой системы франции

Опубликовано: 29.04.2024

Налоговое законодательство Франции утверждается каждый год Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета.

Во Франции налоговые ставки пересматриваются каждый год, учитывая изменения в бюджете и политике страны.


Налоговое законодательство Франции утверждается каждый год Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета. Ставки пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Сразу перечислим главные особенности налоговой системы Франции — это ее очевидная социальная направленность, преобладание косвенных налогов над прямыми налогами (косвенные налоги дают около 60% общего бюджета), особая роль подоходного налога в налоговой системе, учет территориальных аспектов страны, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, а также открытость для международных налоговых соглашений.

В валовом внутреннем продукте большой процент занимают налоговые поступления и взносы в фонды социального значения. Налогообложение — это главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90% его доходной части.

Налоговая служба включает три уровня: национальный, региональный и низовый.

На национальном уровне действуют:

— Управление национальных и международных проверок (контроль за крупными предприятиями, которые обеспечивают 40-50% совокупных налоговых поступлений).
— Управление проверок налогового положения (контроль за физическими лицами с выскими и «сложными» налогами: журналисты, артисты, спортсмены, руководители крупных предприятий).
— Национальное Управление налоговых расследований (сбор информации о налогоплательщиках).

Что означает «учет территориальных аспектов страны» в налоговой системе Франции? Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).

На низовом уровне осуществляются налоговые проверки мелких предприятий (с оборотом менее 10 млн.евро).

Уплата налогов происходит на основе декларации о доходах и контролем за ее правильным составлении.

Контроль осуществляется двумя свособами:

— по данным документов;
— по имеющимся у инспектора документам, если выявляется несоответствие в декларации.

Налоги во Франции можно разделить на

— косвенные

— прямые

— гербовые.

К Федеральным налогам Франции относятся:
— НДС,
— Налог на прибыль,
— Подоходный налог с физических лиц,
— Налог на собственность,
— Таможенные пошлины,
— Акцизы,
— Пошлины на нефтепродукты,
— Налог на прибыль от ценных бумаг и др.
— Налоговая система строго делится на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет.

Рассмотрим некоторые виды налогов.

НДС

Налог на добавленную стоимость дает 45% всех налоговых поступлений, это основной косвенный налог. Он взимается методом частичных платежей.

Есть четыре вида ставок НДС:

— 19,6% нормальная ставка на все виды товаров и услуг;

— 22% предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

— 7% сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

— 5,5% на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт).

(нужно помнить, что ставки пересматриваются каждый год).

Некоторые виды деятельности освобождены от уплаты НДС. К ним относится медицина, образование, страхование и все, что попадает под определение «общественная и благотворительная деятельность».

Другие виды деятельности имеют право выбирать между НДС и подоходным налогом: это «сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности»; «финансы и банковское дело»; «литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство».

Подоходный налог составляет 20% налоговых доходов бюджета.

Налог высчитывается по единой прогрессивной шкале, но, учитывая гибкость французской налоговой системы, он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика.

Ставки налога – от 0 до 54% в зависимости от доходов.

Обратите внимание: налог взимается не с физических лиц, а с семьи. (Неженатый человек — это тоже семья из 1 человека).

Другие виды «семейных» налогов:
-Налог на жилье,
-земельный налог на здания и постройки,
-Налог на землю,
-Налог на профессию,
-Налог на уборку территории,
-Налог на использование коммуникаций,
-Налог на продажу зданий.

Налог на прибыль

Физические лица платят прогрессивный налог на прибыль: от 10% до 42% ( в среднем – 34%)

Налог на доходы полученные от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом.

Прибыль от операций с недвижимостью облагается налогом в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Максимальная ставка применяется, если срок менее двух лет. При увеличении срока ставка сокращается.


Прибыль от операций с ценными бумагами облагаются по ставке 16%.

Прибыль от операций с движимым имуществом. Налогом облагаются сделки на сумму свыше 20 тысяч евро. Ставки: 4,5%, 7%- для предметов искусства и 7,5% -для сделок с драгоценными металлами.

Юридические лица дополнительно уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда: налог на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5% — 2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%). Это в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

Налоги на собственность

В эту группу прогрессивных налогов входят налог на имущество хозяйствующих субъектов (до 1,5% стоимости); налог на жилье; налог на земельный участок; налог на автотранспорт.

Социальный налог на заработную плату (для работодателей) также прогрессивен:

ставки 4,5%, 8,5% и 13,6%.

В случае укрытия существует жесткая система ответственности:

— при ошибке заполнения налог взимается в полной сумме и налагается штраф в размере 0,75% в месяц или 9% в год;

— если нарушение умышленное, налог взимается в двойном размере;
— при серьезном нарушении возможно тюремное заключение.

Для тех, кто живет в стране по любой визе, уклонение от налогов (но даже неуплата счетов за газ или электричество) послужит причиной окончательного отказа в визе.

Новые виды налогов во Франции.

Франция всегда отличалась гибкостью к изменяющимся реалиям времени, и готовностью отразить новые требования в законодательстве. Тоже касается налоговой системы. К новым видам налогов, например, оносится

Налог на богатых

Французы, чей ежегодный доход превышает 1 млн. евро, будут платить больше налогов, чем граждане с меньшим заработком. Самые крупные налоги будут платить самые богатые представители населения.

Увеличение налога для богатых является частью французского плана по сокращению бюджетного дефицита страны. Предполагается, что правительство Франции откажется от налоговых льгот вместо сокращения расходов, чтобы обеспечить плановую экономию в 5-10 млрд. евро.

Туристический налог

Вместе с другими странами ЕС, куда ежегодно приезжают миллионы туристов, Франция ввела государственный налог на проживание или отдых с предоставлением туристических услуг, то есть при размещении в отелях на территории Франции.

Сумма налога составляет от 0,20 € до 1,50 € с человека в день (в зависимости от уровня комфорта и условий проживания) и не включает в себя дополнительный налог, который устанавливается местными органами управления. Сбор налога осуществляется при размещении в отелях, гостиницах, пансионах и т.д. и суммируется к оплате за проживание.

Налог на Кока-Колу

Пока еще обсуждаемый налог на сахаросодержащие безалкогольные напитки. По расчетам Национальной ассоциации пищевой промышленности, ставка налога составит 4 цента на бутылку в 1.5 литра. Налоги на нездоровые продукты существуют в Дании и Венгрии. В США налог на колу и гамбургеры принят в ряде штатов, другие штаты уже задумываются о его введении.

Уровень налогов во Франции – один из самых высоких в мире. Тем не менее, французы давно привыкли к такому бремени и ответственно относятся к заполнению ежегодной налоговой декларации. Одним из крупнейших унитарных государств современной Европы является Франция. Налоги, существующие в этой стране, можно условно разделить на три крупных блока; косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление, налоги на прибыль (доход) и налоги на собственность.


Налоговая система

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.
В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направления экономико-социальной политики государства. Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

Виды налогов

Налог на доходы

Подоходный налог является основным. Его платят все жители независимо от того, какой они имеют статус. При этом нерезиденты уплачивают налог только с тех доходов, которые они получили на территории республики. Резиденты же обязаны произвести отчисления со всех доходов независимо от того, в какой бы части света они получены. Налог на прибыль напрямую зависит от суммы полученного дохода.

Россиянин, недавно прибывший в страну, в первый год должен сам обратиться в ближайшее отделение налоговой службы и взять там бланк декларации. Заполнить его придётся даже в том случае, если работа во Франции пока не найдена. При возникновении проблем с заполнением консультацию по этому вопросу можно получить непосредственно в налоговой службе.


Налог на добавленную стоимость дает 45% всех налоговых поступлений, это основной косвенный налог. Он взимается методом частичных платежей.

Есть четыре вида ставок НДС:

  • 19,6% нормальная ставка на все виды товаров и услуг;
  • 22% предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;
  • 7% сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);
  • 5,5% на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт).


На недвижимость

Если двенадцатимесячная прибыль от сдачи в аренду квартиры или дома не превышает 15 тысяч европейских рублей, то для корректного расчета вычитается 30 процентов. Если общая сумма превышает 15 тыс. евро, то из нее вычитаются актуальные расходы. К таковым расходам следует отнести:

  • страховку;
  • ремонтные работы;
  • обслуживание;
  • отчисления банку (если владелец недвижимости брал ее в кредит);
  • иные расходы.

Отчисления на проживание

Этот вид налога также является ежегодным. Он взимается властями с лица, владеющего квартирой или домом. Также делать соответствующие отчисления обязуются арендаторы, обитающие в облагаемом налогом помещении с начала налогового года. Налогообложению подлежит главное место проживания человека. Размер отчислений зависит от того, каков состав семьи налогоплательщика. Также принимается во внимание наличие или отсутствие совокупной прибыли. Если человек, являющийся собственником квартиры или дома, не постоянно обитает там, то размер отчислений государству равняется налогу с недвижимости.

На наследство

Во Франции данный налог оплачивается наследниками. Его сумма зависит от степени родства и рыночной стоимости имущества. Исключением является супруг или супруга умершего, в таких случаях имущество переходит в их собственность без уплаты налогов. Ставка налога на наследование варьируется от 5%, если наследниками являются дети, и до 60% при отсутствии родственных связей с умершим.

На профессиональное образование

Все компании, которые действуют в рамках французского правового поля, обязаны делать выплаты на профессионально-техническое обучение местных рабочих – действующих и потенциальных. Для этого с фонда заработной платы коммерческих юридических лиц взимается 0,5% +еще 0,1% в целом. Причем если компания-налогоплательщик использует временных сотрудников, то выплаты поднимаются до 2%. Кроме того, еще 0,3% взимаются на подготовку молодежи в стране.

Коммерческие организации со штатом сотрудников больше 10 человек обязаны делать 0,65% выплаты из фонда оплаты труда на инвестиции в возведении жилой недвижимости. Относительно форма такого финансирования, то он может быть какой угодно – от предоставления кредитов до прямых капиталовложений.

На богатство

Французы, чей ежегодный доход превышает 1 млн. евро, будут платить больше налогов, чем граждане с меньшим заработком. Самые крупные налоги будут платить самые богатые представители населения.

Увеличение налога для богатых является частью французского плана по сокращению бюджетного дефицита страны. Предполагается, что правительство Франции откажется от налоговых льгот вместо сокращения расходов, чтобы обеспечить плановую экономию в 5-10 млрд. евро.

Сборы на нужды Евросоюза

Это стандартные фискальные выплаты на финансирование институций Евросоюза, которые составляют 2,3% от тех налоговых выплат, что считаются важными в этом межгосударственном объединении.

  1. Различные «алкогольные» и «бензиновые» надбавки (акцизы).
  2. Налог на дополнительную стоимость.
  3. Надбавки на табак и спички.
  4. Некоторые иные отчисления.

Как видим, важными в Евросоюзе считают выплаты с товарооборота, а также те, которые условно можно назвать ориентированными на экологию и на здоровье.

Декларация

Налоговую декларацию ежегодно заполняет каждый проживающий на территории Франции гражданин. Тем, кто это делает первый раз, лучше прибегнуть к помощи консультанта, который не только поможет это сделать правильно, но и подскажет, как уменьшить выплаты. В дальнейшем из налоговой службы каждый год будет приходить уже заполненный бланк, а плательщику останется лишь вносить в него необходимые коррективы.

После того как декларация заполнена, её лично или по почте нужно передать в налоговый орган по месту жительства. Сделать это нужно в установленные сроки, которые указаны на бланке декларации.

Двойное налогообложение

Иногда лица, имеющие российское и французское гражданство, беспокоятся, не придётся ли им осуществлять выплату налогов дважды. Их опасения напрасны, так как у России с Францией имеется соглашение об избежании двойного налогообложения.

Франция

Ответственность за несвоевременную уплату

В отношении уклонистов от уплаты налогов французское законодательство довольно требовательно. В случае задержки подачи декларации начисляется штраф – 10% от суммы налога. Так, задержка на месяц может привести к наложению штрафа в размере 40%. Если же вы не представите декларацию даже после напоминания со стороны налоговиков, ждите последующего двукратного увеличения штрафа.

Варианты уменьшения годового налога

Налоги во Франции высоки, и чтобы минимизировать по ним выплаты, существует ряд способов. Например, в год заключения брака гражданин этой страны заплатит налог только с половины суммы своего дохода. Правда, это возможно в том случае, если его жена занимается исключительно ведением домашнего хозяйства.

Уменьшению налоговых выплат будет также способствовать наличие детей, так как появление в семье каждого малыша снижает сумму налога на определённую сумму. Когда ребёнок начнёт учиться, затраты на школу или вуз налогом не облагаются.

Заключение

Несмотря на строгость налоговых выплат, французская налоговая система характеризуется социальной направленностью и гибкой системой скидок. Уклонение от уплаты налогов во Франции жестко карается законом вплоть до тюремного заключения. Несвоевременная уплата также наказывается штрафами и пеней, поэтому французы очень внимательно и осторожно относятся к вопросам налогообложения.

Налоговая система Франции имеет плохую репутацию: запутанная система налогообложения и высокий уровень административных расходов. Однако было бы ошибкой считать, что все слои населения платят одинаково. Лица, проживающие в стране менее 183 дней в году, имеют статус налоговых нерезидентов, и для них налоговое бремя существенно облегчено. В эту категорию автоматически попадают впервые пересекшие границу эмигранты.

Живущих во Франции россиян освобождает от двойного налогообложения соответствующее соглашение между обеими странами. Следует особо отметить невысокие по сравнению с другими странами Европы налоги на недвижимость, которая зачастую является для иностранцев важной статьей дохода. А фискальная привлекательность Франции для желающих открыть тут свой бизнес, напротив, оставляет желать лучшего.

Налоговая система Франции: налоги на прибыль и доходы

Статус нерезидента не освобождает его носителя от уплаты подоходного налога (impôt sur le revenu), однако он взимается только с источников дохода внутри страны. В то время как для резидента облагается налогом прибыль, полученная в том числе и в любой другой стране мира. Налогоплательщиками являются все совершеннолетние лица, проживающие на территории Франции. Ставка подоходного налога варьируется в зависимости от суммарного дохода семьи, если он превышает 5 963 евро, который указывается в налоговой декларации и включает в себя все источники дохода за прошедший год.

В первый год проживания в стране налогоплательщик обязан сам обратиться в ближайший налоговый центр по месту жительства для получения декларации, которые необходимо заполнить и подать в налоговые органы до конца марта. За неверные сведения и задержку предусмотрен штраф. Декларация подается даже при нулевых доходах.

Юридические лица платят корпоративный налог, ставка которого составляет 15-33,33%.

Подоходный налог во Франции

Налоговая система Франции

Налог на наследство

Передача недвижимости в наследство родственниками во Франции облагается налогом на наследство (l’impôt sur les successions). Ставка колеблется в широких пределах и зависит от степени родства: приоритет в наследовании имеют родители и дети, далее следуют братья и сестры.

В некоторых случаях сумма налога достигает более половины стоимости самого объекта недвижимости. Нередки случаи продажи недвижимого имущества для погашения налогового бремени. Налог распространяется и на недвижимость нерезидентов.

Для того чтобы вывести имущество из-под французской налоговой юрисдикции, иностранец может зарегистрировать S.C.I. (Société Civile Immobilière) — гражданскую компанию по операциям с недвижимостью. После этого дом или квартира попадают в правовое поле родной страны эмигранта.

Налог на наследство во Франции


Налоговая система Франции: налог на богатство

Еще одним подлежащим выплате налогом во Франции является налог солидарности на состояние (impôt de solidarité sur la fortune — ISF), также известный как налог на богатство.

С 1 января 2015 года он распространяется на лиц, чье состояние в стране превышает 1,3 млн евро. Из этих денег финансируются различные социальные программы помощи неимущим. Ставка налога может варьироваться от 0,5% до 1,5% в зависимости от величины дохода. Прибыль считается в основном с недвижимых активов, поэтому избежать выплаты можно также регистрацией S.C.I. Другим путем освобождения от налога на богатство может считаться использование недвижимости для профессиональной деятельности или сдача в аренду.

Налог на богатство во Франции

Налоговая система Франции

Во Франции работодатель ежемесячно удерживает определенную часть зарплаты. Эти социальные налоги компенсируют медицинские расходы, пособия по безработице и прочие затраты на работника. Ставка варьируется от 15% до 23% в зависимости от уровня зарплаты. Кроме того, в каждом регионе, департаменте или коммуне взимаются местные налоги для пополнения региональных бюджетов.

Косвенные налоги

Краеугольным камнем косвенного налогообложения в стране выступает налог на добавленную стоимость. Он входит в цену большей части товаров и услуг. Именно Франция является родиной этого налога, а его ставка здесь – одна из самых высоких в Европе.

От уплаты НДС освобождены медицинские, образовательные и государственные учреждения, а также игорный бизнес и благотворительность.


По данным Credit Suisse

Косвенное налогообложение включают в себя также налоговые надбавки на бензин, алкоголь, табак и спички.

Налоговая система Франции: налоги на недвижимость

Франция входит в число 15 европейских государств, наиболее популярных для покупки недвижимости иностранцами.

После приобретения жилья первым делом необходимо зарегистрировать недвижимое имущество, оплатив услуги нотариуса. Ему же надо будет заплатить пошлину на оформление права собственности. Сбор на первичную недвижимость составит всего 2-3%. Если же понравившейся объект построен более 5 лет назад, нужно будет оплатить 6-7% его стоимости.

Размер нотариальной комиссии во Франции


По данным Credit Suisse

Собственник жилья во Франции ежегодно платит налог на недвижимость (taxe foncière), зависящий от местонахождения и площади последней. Для расчета ставки используется понятие «условная аренда». В промышленно развитом городе налог на недвижимость обойдется в сумму, равную половине месячной арендной плате. В небольших и менее популярных городах ставка будет равна полуторомесячной арендной плате.

Налог на проживание (taxe d’habitation) распространяется на собственников и арендаторов жилья. Ставка может разниться в зависимости от благосостояния конкретного города, численности семьи и ее дохода. Минимальная сумма эквивалентна месяцу «условной аренды». Однако налоговая выгода от приобретения жилья в промышленно развитом районе закономерно уравнивается более высокими ценами.

При покупке новой недвижимости стоит уделить особое внимание выбору профессионального риэлтора. Ведь грамотно оформленные последним документы могут освободить от налогов на целых 5 лет.

Зачастую иностранцы приобретают жилье в стране для последующей его сдачи в аренду. В этом случае они обязаны платить налог на доход с аренды (l’impôt sur le revenu locatif). Ставка для нерезидента колеблется от 20% до 45%. Из налогооблагаемой базы вычитаются расходы на ремонт и содержание жилья. Также необходимо заплатить социальный сбор, составляющий 15,5%. Если недвижимость находится в собственности юридического лица, ставка налога составит 33%.

Налог на доход с аренды во Франции


По данным Credit Suisse

При перепродаже недвижимости вступает в силу налог на прирост капитала. При этом налогооблагаемой базой выступает разница между ценами на покупку и продажу продажу. На 2015 год ставка для налогоплательщиков составила 40,5%. Размер налога снижается пропорционально времени владения собственностью. Вычет может достигать 24% от ставки после 18 лет владения. После 22 лет налог не взимается. В ставку налога включен специальный социальный сбор размером 15,5%, который не платят нерезиденты, а также добавочный налог 6%. Скидки на социальный сбор также зависят от времени владения жильем. Они составляют 2% после 6 лет, 4% после 18 лет и 8% после 25 лет. 30-летний период владения жильем полностью освобождает от сборов.

С 2013 года в стране введен дополнительный налог на продажу недвижимости, ставка которого зависит от суммы прироста капитала и колеблется от 2% до 6%.

Во Франции есть важный стимул к сдаче недвижимого имущества в аренду или его продаже. Если немеблированное жилье не занято более года, оно облагается налогом на пустующую недвижимость. Список городов, в которых взимается налог, можно посмотреть здесь. В основном это маленькие коммуны с населением не более 50 тыс. человек. Спустя год пустующий объект обойдется собственнику в 12,5% от среднего по рынку дохода от сдачи в аренду подобного жилья. Далее ставка увеличится до 25%.

Оформленная на юридическое лицо недвижимость подпадает под уплату ежегодного налога на косвенное владение, составляющим 3% от рыночной стоимости жилья. Освобождается от его уплаты недвижимое имущество компаний из стран, заключивших с Францией договор, открывающий местным органам информацию об их акционерах.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный экономический университет”.

Кафедра государственных и муниципальных финансов.

По дисциплине “Финансы”

На тему: Сравнительный анализ налоговых систем Российской Федерации и Франции.

Выполнила студентка группы Э-322

Преподаватели: Химичева Н.Г.

Содержание

  • Введение
  • Общие черты налоговых систем стран
  • Отличительные черты налоговых систем стран
  • Перспективы развития налоговой системы России
  • Перспективы развития налоговой системы Франции
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Налогам в жизни современного общества отведена очень большая роль, так как они являются не только основным источником доходов государства, но и обеспечивают финансирование его деятельности. Данная тема может считаться актуальной по причине того, что налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений, и успех экономических преобразований и прогресса в стране от нее во многом зависит. Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. На протяжении столетий различные экономические, политические и социальные условия имели прямое воздействие на построение налоговых систем всех стран мира. Это и является причиной отличий налоговых систем разных стран. Основные различия заключаются в видах и структурах налогов, их ставках, способах взимания, фискальных полномочиях разного уровня органов власти, уровнях, масштабе и количестве льгот и по ряду других важнейших признаков. Но при всём при этом многие из них обладают и общими чертами функционирования, так как налоговые системы стран постоянно совершенствуются, во многом основываясь на опыте зарубежных стран.

Целью данной аналитической работы является рассмотрение налоговых систем России и Франции, анализ общих и отличительных характеристик этих налоговых систем.

Общие черты налоговых систем стран

В российской и французской налоговых системах доминирующими налогами являются косвенные, в основном НДС и акцизы (в 2010 году данный налог обеспечил 11,6% всех доходов федерального бюджета Франции и в России 17,77% доходов федерального бюджета). Состояние экономик стран может получать как положительное, так и отрицательное влияние от преобладания косвенных налогов. Поэтому в качестве встроенных стабилизаторов могут использоваться прямые налоги: они имеют довольно-таки чуткую реакцию на смену фаз экономической конъюнктуры, следовательно, представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. Что касается прямых налогов, то здесь больше всего внимание привлекают налог на прибыль (во Франции в 2010 году данный налог обеспечил 10,6 % всех доходов федерального бюджета, а в России 9,4% доходов федерального бюджета) и налог на доходы физических лиц (18,1% во Франции и 3,64% в России). И в России и во Франции доходы, получаемые резидентами и нерезидентами (лицами, пребывающими на территории страны более 183 дней), облагаются подоходным налогом. Данным налогом облагается непосредственно годовой доход. Кроме того существуют различные вычеты, которые уменьшают облагаемый доход.

Как во Франции, так и в Российской Федерации к местным поимущественным налогам относится земельный налог и его взимание происходит по факту владения или пользования, независимо от результатов хозяйственной деятельности. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц в России и налог на жилье во Франции. Плательщиками данных налогов, признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Ставки этих налогов прогрессивные и устанавливаются местными органами власти.

Отличительные черты налоговых систем стран

Принципиально отличительная черта налоговых систем России и Франции это количество уровней. Так, в России функционируют три уровня налоговой системы – федеральный, региональный и местный, во Франции же, в свою очередь, – два уровня, такие как Федеральный и местный. Различаются налоговые системы стран и по видам и размерам ставок различных налогов (см. табл.1). К тому же, следует отметить, что во Франции налоговая система в отличие от России достаточно стабильна, то есть ставки налогов не подвержены частым изменениям. Французский НДС в целом представляется нам как более гибкая структура, нежели российский. Широкая система скидок и льгот является этому причиной. Эти льготы во многом идентичны российским, к примеру, освобождение экспортной деятельности от уплаты НДС. Но и отличительные черты тоже имеются: предприятия с незначительным оборотом освобождены от уплаты НДС и др. Важной особенностью французского НДС является возможность его уменьшения на сумму, которая направленна на инвестиции. Не смотря на это, французский НДС очень эффективен, об этом говорит тот факт, что он обеспечивает 45% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Подоходный налог во Франции представляет собой абсолютно отличное от российского налога явление. Во Франции его сущность заключается не в привлечении денежных средств в бюджет в максимальном объеме, а в первую очередь в проведении определенной социальной политики, это объясняет столь разительные отличия. И с этой точки зрения он представляется достаточно эффективным инструментом. Если рассматривать его прямой вклад в бюджет, то он ниже, чем в России. Это объясняется его структурой, которая учитывает почти индивидуальные особенности плательщика. Но его косвенный вклад в увеличение благосостояния страны, возможно, выше. Главная особенность подоходного налога во Франции заключается в том, что фискальной единицей является семья, а не отдельный гражданин.

Российский транспортный налог относится к региональным налогам, во Франции же он относится к государственным налогам. В России действует не только традиционная система налогообложения, но и альтернативная система, включающая в себя три специальных режима. Упрощенная система налогообложения и сельскохозяйственный налог являются добровольными системами, на которые организации и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут перейти на определенных условиях. Единый налог на вмененный доход является обязательной системой, на которую переводят организации, занимающиеся определенными видами деятельности. Во Франции отсутствуют альтернативные системы налогообложения.

Отчисления в страховые фонды (Единый Социальный Налог до 2010 года) в России относятся к составу внебюджетных фондов, во Франции социальные отчисления входят в состав государственного бюджета. Во Франции осуществлением налогового контроля занимается налоговая служба, она входит в состав Министерства экономики и финансов. Министр финансов занимается общим руководством и контролем деятельности налоговой администрации, кроме того Министром финансов определяются структура налоговых органов, и центрального, и местных, а также территориальные границы их деятельности. А в России Федеральная налоговая служба, контролирующая функционирование налоговой системы, осуществляет свою деятельность параллельно с Министерством финансов, подчиняется при этом Правительству и Президенту РФ. В 2010 году во Франции было зарегистрировано проведение 52 тыс. выездных проверок, 48 тыс. из них – на предприятиях. Проверкам были подвержены более 4% от всего количества хозяйствующих субъектов и примерно 5 тыс. физических лиц. По результатам данной деятельности было доначислено 48 тыс. франков, 6240 тыс. руб., что составляет 2.7% от общего объема налоговых поступлений, в качестве штрафов было взыскано 16 млрд. франков. В России же в 2010 году налоговыми органами было проведено 690 тыс. выездных налоговых проверок хозяйствующих субъектов и 664 тыс. проверок физических лиц. В результате проверок в федеральный бюджет и внебюджетные фонды было доначисленно 75 млрд. руб., 21 млрд. руб. составила сумма взысканных платежей, это около 10% общей суммы, поступившей в бюджет и внебюджетные фонды.

Таблица 1. Различия между налоговыми системами России и Франции

Тип налоговой системы

Трехуровневая система (Федеральный, Региональный, Местный)

Двухуровневая система (Федеральный, Местный)

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общие понятия о налогах и налоговой системе

Как всем известно из курса истории, появление государства привело к формированию системы сбора средств на его содержание. В разные эпохи и в разных местах формы и методы сбора этих средств, их названия были различны. Но суть их оставалась общей – обеспечение государственной власти и правящих слоев общества.

Государством называют систему мер, мероприятий и органов по обеспечению управления определенной территорией (страной).

Государство включает в себя аппарат, обеспечивающий безопасность страны и внутренний порядок, законодательную базу, средства управления хозяйством. В функционировании последних и в содержании всего аппарата власти важную роль занимают налоги.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая система Франции 460 руб.
  • Реферат Налоговая система Франции 230 руб.
  • Контрольная работа Налоговая система Франции 210 руб.

Налоги – это обязательные безвозмездные денежные платежи, которые взимаются от имени государства специальными органами власти или их уполномоченными представителями различных уровней, предназначенные для финансового обеспечения выполнения государством или его структурными образованиями своих функций.

В отличи от пошлин и сборов налоги являются безвозмездным платежом. А пошлины и сборы, по своей сути, - это подтверждение соглашения между плательщиком и государством о возможности каких-либо действий как плательщиком, так и в отношении него. Налоги взимаются в принудительном порядке. Они могут быть:

  • прямыми и косвенными;
  • аккордными;
  • подоходными;
  • общегосударственными (федеральными);
  • местными (региональными и муниципальными).

Порядок установления видов налогов, способа и методов их уплаты структуру налоговых органов и сферу их компетенции регулируется государственным законодательством вообще и специальными налоговыми законами ( налоговым кодексом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоги подробнее ).

Совокупность установленных в государстве налогов, способы и принципы их установления, определения налоговой ставки, формы и методы уплаты налогов, органы сбора налогов и контроля за данным процессом образует налоговую систему государства.

Функционирование налоговой системы позволяет решать следующие задачи:

  • фискальную;
  • распределительную;
  • регуляторную;
  • контролирующую.

Фискальная задача состоит в наполнении доходной части бюджета определенного уровня (общегосударственного, регионального, муниципального). Распределительная задача заключается в перераспределении собранных средств и финансирования необходимых регионов, отраслей, государственных и социальных программ. С помощью применения различных схем налогообложения и тарифов происходит регулирование экономической деятельности отдельных предприятий и отраслей, привлечение инвесторов и защита отечественных производителей. Налоговая позволяет контролировать поступление денежных платежей от субъектов хозяйствования, анализировать объемы денежных поступлений и величину финансовых ресурсов.

Краткая характеристика Франции

Франция – это одна из самых высокоразвитых стран мира. Она имеет богатую историю развития и формирования. В историческом аспекте она - одно из старейших государств Европы. Ее официальное название сегодня – Французская Республика.

Франция в настоящее время является трансконтинентальным государством. Основная ее территория расположена на западе Европы. Кроме этого в ее состав входит ряд, так называемых, заморских регионов и территорий (заморских департаментов).

Возникла Франция на руинах одного из остатков Римской империи – Галлии под влиянием нашествия германских племен франков. Поэтому население Франции имеет смешанное происхождение (его называют галло-романским). А язык принадлежит к романской языковой группе. Помимо этого следует отметить, что в населении Франции значительная часть приходится на выходцев из бывших французских колоний в Азии и Африке. Поэтому этнический состав населения довольно пестрый.

Согласно конституции, Франция является унитарным государством. Она – один из лидеров Европейского Союза. Франция имеет статус ядерной державы. После Второй мировой войны она была одним из основателей ООН и является постоянным членом Совета Безопасности этой организации.

В экономическом плане Франция – высокоразвитая индустриальная страна с многоотраслевой экономикой и высокотехнологичным производством. В последнее время опережающими темпами развивается непроизводственная сфера экономики. В промышленности лидируют современные отрасли машиностроения (электроника, авиастроение, автомобилестроение), электроэнергетика, легкая, химическая, пищевая отрасли промышленности. В структуре сельского хозяйства преобладает высокопродуктивное животноводство. Экономика Франции развивается по пути интенсификации.

Особенности налоговой системы Франции

Немаловажную роль в успешном развитии экономики играет налоговая система государства. Как уже упоминалось, Франция является унитарным государством. Это означает высокую степень централизации органов власти. Поэтому для налоговой системы Франции характерна черта налоговой системы унитарного государства – одноканальная структура. Налогообложение во Франции представлено следующими крупными блоками:

  • косвенные налоги;
  • налоги на прибыль;
  • налоги на собственность.

Косвенные налоги – это те налоги, ставка которых уже включена в цену товара.

Их еще называют налогами на потребление. В настоящее время именно эта группа налогов обеспечивает основной доход в бюджет Франции. Наиболее важным из этой группы налогов является налог на добавленную стоимость. Государственное законодательство предусматривает ряд льгот по данному налогу для малых предприятий, для операций с экспортом, для банковской сферы, сельского и рыбного хозяйства, услуг врачей и преподавателей.

Налоги на прибыль являются прямыми налогами. Они взимаются с частных и государственных предприятий (компаний, фирм, ассоциаций). Основой для налогообложения служит декларация, которую каждое предприятие должно предоставить в налоговые органы до 1 апреля года, который следует за отчетным.

Подоходный налог взимается со всех видов денежных поступлений физического лица за год. Сюда входят не только заработная плата, но и пенсия, рента, всевозможные вознаграждения. Также облагаются налогом и операции по передаче прав собственности по имуществу и ценным бумагам.

Налоги на собственность являются третьей группой государственных налогов. Налогообложению подлежат здания, предприятия, движимое имущество и фондовые активы. Следует отметить, что налог на собственность имеет во Франции прогрессивный характер.

Читайте также: