Анализ имущественных налогов для муниципальных образований

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 11 августа 2015 г. N СА-7-12/343@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения приложения "Анализ имущественных налогов" АИС "Налог-3"

В целях эффективной организации анализа и прогнозирования налоговых поступлений в соответствующие бюджеты муниципальных образований, в соответствии с Положением об организации работ по развитию (модернизации) автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС ФНС России), утвержденным приказом ФНС России от 18.06.2014 N ММВ-7-6/323@, а также с учетом результатов опытной эксплуатации, проведенной в период с 11.06.2014 по 09.04.2015 в рамках исполнения приказа ФНС России от 23.12.2013 N ММВ-7-12/633@, приказываю:

1. Ввести в промышленную эксплуатацию в Федеральной налоговой службе программное обеспечение приложения "Анализ имущественных налогов" АИС "Налог-3" (далее - ПО АИН АИС "Налог-3").

2. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева):

2.1. В месячный срок с даты издания настоящего приказа обеспечить размещение в Фонде алгоритмов и программ ФНС России версии АИС "Налог-3" для контура промышленной эксплуатации, включающей ПО АИН и соответствующую техническую документацию к ней.

2.2. Совместно с Управлением налогообложения имущества и доходов физических лиц в двухнедельный срок с даты издания настоящего приказа разработать (с учетом сроков начала применения субъектами Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости) План мероприятий по подготовке и проведению поэтапного подключения налоговых органов Российской Федерации к промышленной эксплуатации ПО АИН АИС "Налог-3" (далее - План) и Порядок использования ПО АИН АИС "Налог-3" (далее - Порядок).

2.3. В двухдневный срок с даты исполнения пункта 2.2 настоящего приказа довести План и Порядок до УФНС России по субъектам Российской Федерации, Управления налогообложения имущества и доходов физических лиц, Управления модернизации налоговых органов, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, ФГУП ГНИВЦ ФНС России.

2.4. Организовать сопровождение ПО АИН АИС "Налог-3" в процессе промышленной эксплуатации в установленном порядке.

3. Управлению налогообложения имущества и доходов физических лиц (М.В. Сергеев) обеспечить методологическое сопровождение ПО АИН АИС "Налог-3".

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации:

4.1. Довести настоящий приказ до подведомственных налоговых органов.

4.2. Обеспечить использование ПО АИН АИС "Налог-3" в практической работе в соответствии с Планом и Порядком.

5. ФГУП ГНИВЦ ФНС России (А.А. Антонов):

5.1. Обеспечить выполнение мероприятий Плана.

5.2. В течение двух месяцев с даты издания настоящего приказа передать ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России функции администрирования, сопровождения эксплуатации и технической поддержки ПО АИН АИС "Налог-3" на федеральном уровне.

6. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (Р.В. Филимошин):

6.1. Обеспечить выполнение мероприятий Плана.

6.2. Обеспечить администрирование, сопровождение эксплуатации и техническую поддержку эксплуатации ПО АИН АИС "Налог-3" с даты исполнения пункта 5.2 настоящего приказа.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы А.С. Петрушина.

Исполняющий обязанности
руководителя Федеральной
налоговой службы
С.А. Аракелов

Обзор документа

В ФНС России решено ввести в промышленную эксплуатацию программное обеспечение приложения "Анализ имущественных налогов" АИС "Налог-3" (ПО АИН АИС "Налог-3").

Цель - обеспечить эффективную организацию анализа и прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований.


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 4 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

В сентябре этого года в Москве прошел Всероссийский муниципальный форум, который был посвящен ключевым вопросам развития местного самоуправления в Российской Федерации. Один из наиболее актуальных – вопрос повышения налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты.

Ведущий консультант Компании БФТ Наталья Буянова в рамках рубрики «Эксперт БФТ» рассказала, от чего зависит увеличение поступле¬ний по имущественным налогам, как повысить эффективность работ по формированию доходной базы, с какими проблемами чаще всего сталкиваются муниципалитеты и как их решить.



Прошедший в сентябре текущего года Всероссийский муниципальный форум, собравший в Москве глав муниципальных образований, руководителей муниципальных финансовых органов и экономических служб, членов представительных органов муниципальных образований, сотрудников финансовых органов отдельных субъектов Российской Федерации, а также представителей экспертного сообщества, был посвящен наиболее острым вопросам развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Программа форума включала широкий спектр тем, в том числе освещающих вопросы развития муниципальных финансов, стратегического и территориального планирования на местном уровне, градостроительной деятельности, качества городской среды, устойчивого развития муниципалитетов, использования лин - технологий и реализации принципов смарт-сити («умный город»). В числе прочих рассматривался сохраняющий высокую актуальность вопрос повышения налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты.

Увеличение доли местных налогов в структуре общих доходов местных бюджетов является одним из весомых шагов в развитии финансовой ответственности органов местного самоуправ¬ления. Как известно, к числу платежей, базой для исчисления которых является недвижимое имущество, так называемым «имущественным налогам», отнесены: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Эти налоги являются стабильным источником доходов и меньше других зависят от цен на углеводородное сырье и финансовых рынков. Вместе с тем, увеличение поступле¬ний по имущественным налогам в большей степени зависит от ряда субъективных факторов, таких как процесс государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, наличие и ведение системного мониторинга за со-стоянием и использованием земельных участков, но прежде всего, уровнем организации работы по формированию актуальной налоговой базы.

В настоящее время многие муниципалитеты сталкиваются с тем, что существуют серьезные расхождения баз данных территориальных налоговых органов и органов Росреестра по количеству и кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков, что в свою очередь приводит к искажению фактических данных об объектах недвижимости, являющихся объектами налогообложения.

Органы власти, являясь получателями имущественных налогов, просто вынуждены, одновременно с главным администратором (администраторами) платежей, «учитывающими» и регистрирующими органами, принимать непосредственное участие в актуализации сведений об объектах налогообложения. На практике в органах власти создаются и работают межведомственные комиссии, в состав которых входят специалисты в области земельно-имущественных отношений, архитектуры, градостроительства, а так же обязательно представители Росреестра и налоговой инспекции. Данная деятельность приносит определённые положительные результаты, однако, во многом осложняется необходимостью проработки данных в разрезе объектов учета и налогообложения, сверки и согласования сведений, сконцентрированных на уровне различных органов власти, и требует значительного отвлечения усилий органов местного самоуправления на решение указанных вопросов.

В то же время, повышение эффективности проводимой работы по формированию доходной базы крайне важно для органов местного самоуправления. Это возможно за счёт организации методичной и скрупулезной деятельности в отношении практически каждого объекта и земельного участка расположенного в границах публично-правового образования. Однако такой подход значительно увеличивает объем реализуемых мер, сократить который возможно за счет применения соответствующих инструментов, позволяющих выполнить их качественно и оперативно.

Компания БФТ готова предоставить муниципалитетам такой инструмент для осуществления инвентаризации объектов недвижимости, контроля и мониторинга процессов устранения выявленных проблем и несоответствий на базе системы инвентаризации и мониторинга объектов недвижимости. Речь идёт о комплексном решении, направленном на повышение доходов местных бюджетов, предназначенном для повышения экономической эффективности налогообложения «имущественных налогов».

Комплексное решение Компании БФТ «SAUMI-WEB»

Рисунок 1 – Комплексное решение Компании БФТ «SAUMI-WEB»

Предлагаемое решение включает в себя автоматизацию процессов инвентаризации и мониторинга объектов налогообложения, а также качественное методологическое обеспечение, включая:

  • организацию инвентаризации объектов налогообложения путём сбора, обработки, оценки, обобщения и анализа информации о них и их правообладателях;
  • выявление проблем и несоответствий сведений об объектах недвижимости, препятствующих их своевременному и правильному налогообложению;
  • определение налогового потенциала, получаемого в результате устранения выявленных проблем и несоответствий;
  • организацию мероприятий по мобилизации выявленного налогового потенциала, оптимизация межведомственного взаимодействия в процессе налогообложения объектов недвижимости.

    Эффект внедрения программного комплекса «SAUMI-WEB»

    Рисунок 2 – Эффект внедрения программного комплекса «SAUMI-WEB»

    Компания БФТ имеет опыт взаимодействия с органами исполнительной власти в части реализации проектов по повышению доходов бюджета и готова оказать необходимую методологическую помощь при проведении работы по оценке резервов мобилизации земельного налога, определению налогового потенциала, организации мероприятий по повышению налоговых доходов. Кроме того, при необходимости, возможно проведение экспертизы регулирующей правовой базы и внесение предложений по актуализации нормативных правовых и локальных ведомственных актов, направленных на их унификацию и синхронизацию как на территории конкретного муниципального образования, так и региона в целом, а также оптимизацию осуществляемых органами местного самоуправления процессов и процедур.

    Библиографическая ссылка на статью:
    Кистер М.С. Влияние имущественных налогов на местные и региональные бюджеты // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5145 (дата обращения: 13.04.2021).

    Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

    Налоги на имущество являются одной из первых форм взимания обязательных платежей и являются неотъемлемой частью налоговой системы, как российской, так и зарубежной. Система налогообложения имущества в определенной мере определяет, насколько в стране развиты принципы справедливости [2].

    Целью работы является исследование влияния имущественных налогов на местные и региональные бюджеты.

    В рамках поставленной цели сформированы следующие задачи:

    1. Рассмотреть систему имущественных налогов в РФ и ее законодательную базу;
    2. Проанализировать вклад имущественных налогов в консолидированные бюджеты Приморского края и его муниципальных образований;
    3. Определить необходимые мероприятия по увеличению налогооблагаемой базы по имущественным налогам.

    Необходимость рационализации и оптимизации пользования землей и созданной на ней инфраструктурой, которая представляет собой объекты имущества, для более эффективной работы фискальной и регулирующей функций налогов на региональном и местном уровнях и обуславливает актуальность проблемы развития налогообложения имущества [5].

    Система имущественных налоговых платежей в РФ включает в себя такие налоги, как налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог.

    • Налог на имущество организаций относится к региональным. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Ставку налога определяют законодательные органы субъектов РФ , которая не может превышать 2,2%, для объектов недвижимого имущества, для которых налоговой базой признается кадастровая стоимость, определяются следующие максимальные налоговые ставки для субъектов РФ, кроме г.Москва: 1% (2014г.), 1,5% (2015г.) и 2% (2016г. и последующие годы) [1].
    • Налог на имущество физических лиц является местным и поступает в бюджеты муниципальных образований. Объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение или сооружение, доля в праве общей собственности на имущество. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения [1].
    • Земельный налог так же относится к местным и зачисляется в местный бюджет. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства, и 1,5% для прочих земельных участков [1].

    Законодательную базу для налогов на имущество составляют:

    • Налоговый кодекс РФ
    • Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I “О налогах на имущество физических лиц”
    • Нормативно правовые акты региональных и местных органов самоуправления
    • Приказ Министерства финансов РФ от 25 декабря 2008 г. № 145н « Об утверждении Указаний о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации»

    Для более детально рассмотрения проблемы налогообложения имущества в Приморском крае и его муниципальных образованиях, проведем анализ занимаемого имущественными налогами положения в консолидированном бюджете.

    Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета за 2011-2012гг. (млн.руб.)

    Таблица 2. Доходы от налогов на имущество за 2011-2012гг. (млн.руб.)

    Удельный вес в консолидированном бюджете, %

    Удельный вес в консолидированном бюджете, %

    По данным Таблицы 2 видно, что доходы от налогов на имущество и их удельный вес в консолидированном бюджете растут как в Приморском крае, так и в отдельных городах. Наиболее значительный рост наблюдается в таких городах, как Находка (на 4,2%), Уссурийск (3,5%) и Артем (2%). В целом по Приморскому краю рост незначительный – 1,3%.

    Рассмотрим отдельно Уссурийский городской округ. В 2012 году налоговые доходы составили 1633,3 млн.руб. (при консолидированном бюджете, равном 2997 млн.руб.), из них доходы от налогов на имущество физических лиц – 37,2 млн.руб., доходы от земельного налога – 220,2 млн.руб. Удельный вес налоговых доходов в консолидированном бюджете в 2012 году составлял 54,5%. Однако в 2013 году, несмотря на рост и консолидированного бюджета (3863,1 млн.руб.), и налоговых доходов (1796 млн.руб.), их доля составила лишь 46,5%, что на 8% меньше, чем в предыдущем. Доходы от налогов на имущество физических лиц и от земельного налога так же выросли незначительно – 46,3 млн.руб. и 238,3 млн.руб. соответственно. При этом, в Уссурийском городском округе проводилось множество программ, предполагающих различные льготы для строительства, по предоставлению земельных участков, но в итоге эффект оказался низким и в малой степени отразился на итоговых показателях. Более того, было выявлено около 130 объектов строительства, владельцы которых уклонялись от уплаты налога путем подмены назначения объекта (для строительства жилого дома стоимость земли в 3 раза меньше, чем для коммерческого объекта) [7].

    Таким образом, можно сказать, что в совокупности поступления в местные бюджеты от местных налогов составляют только несколько процентов от всего объема собственных доходов муниципалитетов: 4% от земельного налога и 0,5% от налога на имущество физических лиц [3].

    В настоящее время обсуждается введение с 2015 года по регионам нового местного налога на недвижимость физических лиц, который объединит налог на недвижимость и земельный налог. В качестве налоговой базы будет установлена кадастровая стоимость определенных объектов налогообложения, налоговая ставка останется на прежнем уровне – 0,1% для недостроенных и жилых помещений стоимостью менее 300 млн.руб. и 0,5% для остальных зданий и помещений. Для жилых объектов, стоимость которых более 300 млн.руб., региональные органы власти смогут повысить ставку до 1%. Таким образом, по расчетам ФНС сборы увеличатся более чем в 5 раз и смогут достигнуть около 137 млрд.руб. Для сравнения, если в 2011 году средний платеж при ставке 0,1% составил бы 686 рублей с квартиры, то после введения нового налога сумма, исчисленная в бюджет, будет равна 1466 рублей [4].

    Предполагается также оставить социальные (для Героев Советского Союза, ветеранов, пенсионеров инвалидов, чернобыльцев) и стандартные (для всех налогоплательщиков в отношении жилого помещения или строения) налоговые вычеты, предоставляемые в отношении одного объекта налогообложения, выбранного налогоплательщиком. В отношении льготников предлагается полностью освободить их от уплаты налога [4].

    Однако существуют и проблемы с введением данного налога. Во-первых, несовершенство методики массовой оценки, когда стоимость земли будет включена в оценку недвижимости. Во-вторых, предполагается ввести повышенное налогообложение для владельцев жилья с высокой кадастровой стоимостью. Платежи в бюджет могут увеличиться до 10 раз, что повлечет недовольство со стороны налогоплательщиков. Для владельцев небольших квартир разница в уплате налога будет незначительной. В-третьих, несмотря на то, что льготы для социально уязвимых категорий граждан предполагается оставить, их адекватность окончательно не определена, что может значительно ухудшить материальное положение граждан данных категорий [4].

    Таким образом, для увеличения налогооблагаемой базы по имущественным налогам требуется проведение некоторых мероприятий.

    1. Провести максимальное вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель. Например, в Приморском крае принят закон о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям, имеющим трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство. В сентябре 2013 года принят аналогичный закон в отношении семей, имеющих двух детей, и молодых семей. Такие мероприятия позволят привлечь налог на недвижимость.
    2. Активизировать работу по инвентаризации земельных участков, проведению работ по их межеванию и постановке на кадастровый учет. Это позволит увеличить объем земель, облагаемых налогом.
    3. Активизировать работу по проведению муниципального земельного контроля по выявлению нецелевого использования земельных участков. Например, выделенный земельный участок по индивидуальное жилищное строительство был использован под строительство объекта предпринимательской деятельности. Так как в первом и во втором случаях предполагается применение разных налоговых ставок, можно сделать вывод об уходе от налогообложения. Таким образом, проведение муниципального контроля позволит увеличить объем поступлений земельного налога.
    4. Необходимо провести инвентаризацию объектов, на которые выдано разрешение на строительство от 3 до 5 лет назад. Объект может быть построен, эксплуатироваться, но официально не сдан в эксплуатацию, не зарегистрирован как объект собственности в службе Росреестра. Это тоже является примером ухода от налогообложения.
    5. Стимулировать привлечение инвестиций в строительство, ведь чем больше объектов строится, тем более активно формируется налоговая база под имущественные налоги. В связи с этим в Приморском крае принят закон о предоставлении налоговых льгот, в том числе по налогу на имущество, для реализации крупных инвестиционных проектов: от 150 млн.руб. и более; от 500 млн.руб. и более.

    Таким образом, доля имущественных налогов в доходах местных и региональных бюджетах на данный момент продолжает расти, но все же остается незначительной. Для пополнения консолидированного бюджета необходимо увеличивать эту долю путем реализации и проведения перечисленных мероприятий, а также дополняя и развивая законодательную базу. Чем быстрее будут приняты соответствующие меры, тем быстрее возрастут и налоговые сборы.


    Муниципальный район "Горный улус"

    Logo

    О подключении к ПО «Анализ имущественных налогов»

    О подключении к ПО «Анализ имущественных налогов»

    Во исполнение Приказа УФНС России по Республике Саха (Якутия) №01-04/569@ от 07.10.2016 г., Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Республике Саха (Якутия) сообщает:

    В связи с загрузкой данных за 2015 год для аналитического приложения «Анализ имущественных налогов» (далее – АИН), функционирующего на данных из транзакционного сегмента с учетом проведенных перерасчетов по имущественным налогам в объеме всех субъектов Российской Федерации, информируем Вас о возможности подключения к web-приложению программного обеспечения АИН МО.

    Предоставление доступа к web-приложению ПО АИН МО позволит получить информацию для следующих целей:

    - анализ качества и полноты сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории конкретного муниципального образования, для принятия административных решений по их вовлечению в налоговый оборот;

    - анализ и прогнозирование налоговых поступлений по местным налогам с физических лиц, в том числе с учетом моделирования ставок и льгот по налогу (земельный налог с физических лиц, налога на имущество с физических лиц);

    - моделирование поступлений налога на имущество физических лиц и земельного налога, после получения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества от органов Росреестра.

    На каждый орган местного самоуправления выделяется не более одной учетной записи АИН МО.

    Администратором прав доступа, ответственным за управление учетными записями пользователей и правами доступа в информационной системе является Управление ФНС России по Республике Саха (Якутия).

    Реквизиты доступа (логин/пароль), адрес стартовой страницы АИН МО, а также руководство пользователя АИН МО сотруднику администрации муниципального образования выдаются Администратором прав доступа Управлением ФНС России по РС(Я) в 3-дневный срок с даты получения заявки Главы муниципального образования, утвержденной руководителем Управления ФНС России по Республике Саха (Якутия). Заявки направляются в адрес инспекции (форма заявки приведена в Приложении 1).

    Права доступа сотруднику администрации предоставляется без ограничения срока действия, но требуют ежемесячной смены пароля. У пользователей, не проявляющих активность в течение шести месяцев, учетная запись блокируется. При необходимости возобновления использования заблокированной учетной записи необходимо подать заявку повторно.

    Передача логин/пароля третьим лицам запрещена.

    В случае увольнения сотрудника администрации, которому был предоставлен доступ к ПО АИН МО, Глава муниципального образования обязан в течение 3-х рабочих дней после увольнения сотрудника уведомить официальным письмом Управление ФНС России по Республике Саха (Якутия) для аннулирования учетной записи.

    Доступ к ПО АИН МО осуществляется с использованием web-технологии и не требует установки дополнительного программного обеспечения.

    Руководитель (заместитель руководителя)
    УФНС России по субъекту Российской Федерации

    «____» _______________ 20___г.

    ЗАЯВКА

    на предоставление прав доступа к сведениям об объектах недвижимости, расположенных на территории________________________________________________

    (указать муниципальное образование)

    Прошу предоставить доступ* к web – приложению «Анализ имущественных налогов (далее – ПО АИН МО) в рамках Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене______________________________________________________________________________________ __________________________________________________от ___________________№_____________________.

    (указать стороны Соглашения)

    Глава администрации ____________________________________________________________________________

    (указать наименование администрации)

    (указать адрес местонахождения администрации)

    С условиями подключения к web – приложению ПО АИН МО, в том числе с запретом передачи прав доступа (логина/пароля) третьим лицам, ознакомлен и согласен.

    С условием уведомления Управления ФНС России по ____________________________________ об увольнении сотрудников, которым предоставлен доступ официальным письмом в течении 3-х дней с даты увольнения ознакомлен и согласен.

    Информация о сотруднике, которому предоставляется доступ к ПО АИН МО

    (все поля формы являются обязательным к заполнению)

    Наименование места работы: ____________________________________________

    Адрес места работы____________________________________________________

    Контактный телефон: _______________________

    Адрес электронной почты: _____________________________________________

    С условиями подключения к web – приложению ПО АИН МО, в том числе с запретом передачи прав доступа (логина/пароля) третьим лицам, ознакомлен и согласен.

    (должность сотрудника с указанием отдела/ комитета/ департамента и т.д.)

    *Права доступа предоставляются без ограничения срока действия, но требуют ежемесячной смены пароля.
    У пользователей, не проявляющих активность в системе в течение шести месяцев учетная запись блокируется.

    Имущество казны: надо ли платить с него налог на имущество организаций?

    Согласно статье 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на их балансе в качестве объектов основных средств в установленном порядке. Это касается в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению.
    Сравним, как меняется объект налогообложения в зависимости от порядка бюджетного учета имущества.

    Согласно Инструкции № 25н

    В пункте 10 Инструкции № 25н было установлено, что имущество казны учитывают в составе основных средств публично-правовых образований. Таким образом, до 1 января 2009 г. имущество казны должно было учитываться на балансе органов управления имуществом на счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (0 101 01 000–0 101 09 000).
    Таким образом, согласно статье 374 НК РФ все имущество казны, числящееся на указанных счетах, облагалось налогом на имущество организаций.
    Такое разъяснение содержится, в частности, в письме Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-05-05-01/33. В нем сказано, что до закрепления имущества казны в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения оно будет являться объектом налогообложения у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.
    Аналогичные разъяснения были даны, например, в письме Минфина России от 31 октября 2007 г. № 03-05-05-01/45 «О налогообложении имущества, составляющего государственную казну субъекта РФ», от 17 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/102, от 22 февраля 2006 г. № 03-06-01-04/39 и в других письмах.
    В связи с этим часто возникал вопрос, нужно ли платить налог на имущество в отношении объектов государственной казны в том случае, когда право государственной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано за органами государственной власти.
    Ответ на этот вопрос Минфин России дал в письме от 15 августа 2007 г. № 03-05-06-01/90. В данном письме разъясняется, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Поэтому имущество, не зарегистрированное как государственная собственность, не является государственным имуществом и имуществом казны.
    Если за органами государственной власти или органами местного самоуправления право государственной или муниципальной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, вложения в их приобретение (изготовление, строительство, получение), согласно Инструкции № 25н, следовало учитывать на счетах аналитического учета счета 1 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства». Такое положение сохранялось до момента оформления в установленном порядке права государственной или муниципальной собственности на объекты. Вложения в основные средства, согласно главе 30 НК РФ, не являются объектом налогообложения по налогу на имущество.
    Необходимо отметить, что налог на имущество организаций является региональным налогом. Это означает, что данный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, а также вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. С момента его введения в действие он обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, а также порядок и сроки уплаты налога. При этом законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
    Некоторые субъекты РФ воспользовались данным правом и предусмотрели льготы по налогу на имущество в отношении объектов имущества казны. Например, в Кемеровской области в отношении имущества государственной казны РФ и казны Кемеровской области установлена ставка налога 0%. Это установлено Законом Кемеровской области от 26 ноября 2003 г. № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области».
    Аналогичная норма установлена законом Чукотского автономного округа от 28 ноября 2003 г. № 37-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Чукотском автономном округе» в отношении имущества казны округа и имущества казны муниципальных образований.
    Таким образом, до 1 января 2009 г. объекты недвижимого и движимого имущества в составе имущества казны являлись объектами налогообложения налогом на имущество организаций у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом. Исключение составляли публично-правовые образования, законодательством которых о налоге на имущество организаций предусмотрена ставка налога 0% в отношении имущества казны.

    Согласно Инструкции № 148н

    С 1 января 2009 г., согласно Инструкции № 148н, имущество казны РФ, субъектов РФ и муниципальных образований учитывают в составе нефинансовых активов обособленно от объектов основных средств. Для учета имущества казны Инструкцией № 148н введен счет 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».
    Специалисты Минфина России, отвечая на вопросы органов управления имуществом публично-правовых образований, дали ряд разъяснений (письма Минфина России от 22 апреля 2009 г. № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, № 03-05-04-01/25, № 03-05-04-01/26, от 7 мая 2009 г. № 03-05-04-01/32).
    С 1 января 2009 г. объекты государственного (муниципального) имущества, которые не входят в состав основных средств и составляют казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно от объектов основных средств. Таким образом, согласно новому порядку ведения бюджетного учета с 1 января 2009 г. указанные объекты не облагаются налогом на имущество.

    Читайте также: