Анализ динамики состава и структуры налогов и сборов

Опубликовано: 14.05.2024

date image
2020-01-14 views image
116

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



2.1 Анализ налогов, сборов и других обязательных платежей, включаемых в издержки обращения.

Анализ налогообложения обычно начинают с анализа динамики налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. При этом используются как абсолютные, так и относительные показатели. Относительными показателями, в частности, являются удельный вес (доля) отдельных видов налогов, сборов и других обязательных платежей в общей их сумме, темпы роста или снижения по сравнению с прошлыми годами. Результаты анализа оформляются путем составления специальных таблиц. В них налоги, сборы и другие обязательные платежи группируются по источникам начисления и уплаты:

- относимые на издержки обращения;

- уплачиваемые из выручки от реализации товаров;

- уплачиваемые за счет валового дохода;

- взимаемые из прибыли;

- начисляемые за счет других источников.

Расходы, производимые торговой организацией в процессе осуществления своей деятельности, называются издержками обращения. В 2010 г. торговой организацией на издержки обращения относились:

- отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН);

- взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее - взносы по обязательному страхованию);

- платежи за размещение отходов;

- отчисления в инновационный фонд Министерства торговли РБ (далее - Минторг РБ).

Проанализируем динамику и структуру налогов, сборов и других обязательных платежей, включаемых торговой организацией в издержки обращения в 2008-2010 гг., составив таблицу 1.(см. таб.1)

Данные таблицы 1 показывают, что наибольший удельный вес в налогах, сборах и других обязательных платежах, включаемых торговой организацией в издержки обращения в 2010 г., занимают отчисления в ФСЗН, которые составили 224,0 млн.руб., или 94,3 %. По сравнению с 2009 г. удельный вес отчислений возрос на 0,2 %, а по сравнению с 2008 г. снизился на 1,6 %.

Взносы по обязательному страхованию в 2010 г. составили 2,6 млн.руб., а их удельный вес - 1,1 %. Удельный вес взносов по обязательному страхованию в общей сумме налогов, сборов и других обязательных платежей, относимых на издержки обращения, возрос по сравнению с 209 г. на 0,03 %, а по сравнению с 2008 г. - на 0,04 %.

Сумма земельного налога в 2010 г. составила 7,0 млн.руб., что на 0,8 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 4,2 млн.руб. больше, чем в 2008 г. Удельный вес земельного налога составил в 2010г. 2,9 % и по сравнению с 2009 г. снизился на 1,2 %, а по сравнению с 2008 г. возрос на 0,4 %.

Сумма экологического налога в 2010 г. составила 1,4 млн.руб., что на 1,1 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 1,3 млн.руб. больше, чем в 2008 г. Удельный вес экологического налога составил в 2010 г. 0,6 % и по сравнению с 2009 г. возрос на 0,4 %, а по сравнению с 2008 г. - на 0,5 %.

Сумма платежей за размещение отходов в 2010 г. составила 1,0 млн.руб., что на 0,6 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 0,8 млн.руб. больше, чем в 2008 г. Удельный вес платы за размещение отходов на протяжении 2008-2010 гг. оставался на уровне 0,2 %.

Отчисления в инновационный фонд Минторга РБ в 2010 г. составили 1,6 млн.руб., что на 1,3 млн.руб. больше, чем в 2009 и 2008 гг. Удельный вес отчислений в инновационный фонд в 2010 г. составил 0,7 % и по сравнению с 2009 г. возрос на 0,5 %, а по сравнению с 2008 г. - на 0,4 %.

Далее следует произвести расчет влияния факторов на каждый из видов платежей, включаемых в издержки обращения.

Отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

На изменение любого налога либо платежа, включаемого в издержки обращения, оказывают влияние изменение налогооблагаемой базы и ставки налога или платежа.

Особую группу платежей, включаемых в издержки обращения, составляют отчисления от фонда заработной платы: отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) и взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее - взносы по обязательному страхованию).

Отчисления в ФСЗН коммерческие организаций производили по ставке 35,0 % от фонда заработной платы, но с учетом перечня видов выплат, на которые в соответствии с законодательством взносы не начисляются. На изменение суммы взносов в ФСЗН оказывают влияние следующие факторы:

- фонд заработной платы;

- ставка отчислений в ФСЗН.

Исходные данные для факторного анализа отчислений в ФСЗН представлены в таблице 2.

Таблица -2 Исходные данные для факторного анализа отчислений в ФСЗН, уплачиваемых торговой организацией в 2009-2010 гг.

Результаты расчета изменения отчислений в ФСЗН и влияния факторов на их изменение представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Расчет влияния факторов изменения отчислений в ФСЗН, уплачиваемого торговой организацией

(640,0 – 403,4) х 35,0 / 100

Из таблицы 3 следует, что в 2010 г. про сравнению с 2009 г. сумма отчислений в ФСЗН увеличилась на 82,81 млн.руб. Это произошло вследствие роста фонда заработной платы (его увеличение составило 236,6 млн.руб.).

Взносы по обязательному страхованию

Взносы по обязательному страхованию исчисляют по тарифу от фонда заработной платы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Для торговой организации в 2009 г. применялась ставка в размере 0,40 %, в 2010 г. ставка была установлена в размере 0,41 % (страховые тарифы по обязательному страхованию).

На изменение суммы взносов по обязательному страхованию оказывают влияние следующие факторы:

- фонд заработной платы;

- ставка страховых взносов.

Исходные данные для факторного анализа представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Исходные данные для факторного анализа изменения взносов по обязательному страхованию, уплачиваемых торговой организацией в 2009-2010

Результаты расчета изменения суммы взносов по обязательному страхованию и влияния факторов на их изменение представлены в таблице 5.

Таблица 5 -расчет влияния факторов изменения взносов по обязательному страхованию, уплачиваемых торговой организацией

236,6 х 0,40 / 100

0,01 х 640,0 / 100

По результатам анализа можно сделать вывод, что сумма взносов по обязательному страхованию за 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 1,01 млн.руб. Это обусловлено ростом фонда заработной платы, на который начисляются взносы по обязательному страхованию. Таким образом, рост фонда заработной платы на 236,6 млн.руб. привел к увеличению суммы взносов по обязательному страхованию на 0,95 млн.руб., а ставка взносов по обязательному страхованию - на 0,06 млн.руб.

Экологический налог (налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников) исчисляется исходя из фактического количества (объема) загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух за каждый истекший отчетный период, и установленной ставки налога. На изменение суммы экологического налога оказывают влияние следующие факторы:

- количество сожженного топлива;

Исходные данные для факторного анализа представлены в таблице 6

Таблица 6- Исходные данные для факторного анализа экологического налога, уплачиваемого торговой организацией в 2009-2010 гг.

1. Количество фактически сожженного топлива, т

2. Ставка налога за 1 т, млн.руб.

3. Понижающий коэффициент к ставке налога

4. Коэффициент индексации

Сумма экологического налога, млн.руб.

Из таблицы 6 следует, что в 2009 г. торговой организацией экологический налог был уплачен в сумме 0,3 млн.руб., в 2010г. - 1,4 млн.руб. Сумма налога увеличилась на 1,1 млн.руб. (1,4 - 0,3).

В таблице 7 приведен расчет влияния факторов на изменение экологического налога, уплачиваемого торговой организацией.

Таблица 7- Расчет влияния факторов на изменения экологического налога, уплачиваемого торговой организацией

Отклоне ние (гр.3-гр.2)

Размер влияния, млн.руб.

По результатам анализа можно сделать вывод, что сумма экологического налога в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась в основном за счет роста количества сожженного топлива (на 18,396 т). Влияние фактора составило 1,3 млн.руб. Ставка налога и понижающий коэффициент к ней в анализируемых периодах оставались неизменными. Однако снижение коэффициента индексации на 0,125 единиц привело к тому, что сумма налога снизилась на 0,2 млн.руб., а общее влияние факторов привело к увеличению суммы налога лишь на 1,1 млн.руб.

Земельный налог

Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. Ставки земельного налога индексируются с использованием коэффициента, устанавливаемого законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

На изменение суммы земельного налога, как и любого налога, включаемого в расходы на реализацию, оказывают влияние следующие факторы:

Исходные данные для факторного анализа представлены в таблице 8.

Таблица -8 Исходные данные для факторного анализа земельного налога, уплачиваемого торговой организацией в 2008-2009 гг.

Как следует из таблицы 8, в анализируемых периодах налогооблагаемая база и ставка налога не изменялись. Изменился лишь коэффициент индексации, что увеличило сумму земельного налога на 0,8 млн.руб.

Отчисления в инновационный фонд Министерства торговли Республики Беларусь

Отчисления в инновационный фонд Министерства торговли РБ напрямую зависят от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг). На сумму отчислений в инновационный фонд оказывают влияние следующие факторы:

- себестоимость продукции, товаров (работ, услуг);

Ставка отчислений в инновационный фонд Министерства торговли РБ в анализируемом периоде не изменялась (0,25 %), следовательно, изменение суммы отчислений произошло лишь из-за изменения налогооблагаемой базы - себестоимости продукции, товаров (работ, услуг).

2.2 Анализ налогов, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг) и валового дохода.

Из выручки от реализации товаров торговая организация уплачивает в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды следующие налоги:

- налог на добавленную стоимость (далее - НДС);

- налог на услуги.

Из валового дохода торговой организацией производятся отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

Информация о величине налогов, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых торговой организацией из выручки от реализации товаров (работ, услуг) и валового дохода за 2008-2010 гг., представлена в таблице 9.(см. таб. 9)

Данные таблицы 9 показывают, что удельный вес налога с продаж в общей сумме налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров, в 2010 г. составил 79,5 млн.руб., или 21,19 %. По сравнению с 2009 г. удельный вес налога с продаж снизился на 4,58 %, а по сравнению с 2008 г. - на 27,71 %.

Сумма НДС в 2010 г. составила 250,3 млн.руб., что на 67,1 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 177,0 млн.руб. больше, чем в 2008 г. Удельный вес НДС в 2010г. составил 66,70 % и возрос по сравнению с 2009 г. на 2,08 %, а по сравнению с 2008 г. - на 16,28 %.

В 2010 г. торговой организацией уплачен налог на услуги в сумме 45,5 млн.руб., что на 18,2 млн.руб. больше, чем в 2009 г., и на 44,5 млн.руб. больше, чем в 2008г. Удельный вес налога на услуги составил в 2010 г. 12,11 % и по сравнению с 2009 г. возрос на 2,49 %, а по сравнению с 2008 г. - на 11,42 %.

Сумма сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (далее - сбор в с/х), уплачиваемого торговой организацией из валового дохода в 2010 г., составила 12,0 млн.руб., т.е. осталась на уровне 2009 г., и на 19,4 млн.руб. меньше, чем в 2008 г.

Далее следует произвести расчет влияния факторов на каждый вид налогов, уплачиваемых торговой организацией из выручки от реализации товаров (работ, услуг) и валового дохода.

Влияние факторов на налог продаж

Плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации, осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты в соответствии с законодательством Республики Беларусь на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

По налогу с продаж товаров в розничной торговле объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением социально значимых товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров РБ, а также бензина и дизельного топлива).

Налоговая база для исчисления налога с продаж определяется как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж товаров в розничной торговле.

По товарам, ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь и выпущенным в свободное обращение в республике, налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 15 % налоговой базы, по другим товарам - 5 % налоговой базы. Обращаем внимание, что товары, ввезенные из Российской Федерации, облагаются налогом с продаж по ставке не более 5 %, поскольку отсутствует таможенное оформление.

Сумма налога с продаж товаров в розничной торговле устанавливается как надбавка к цене реализуемых товаров с учетом НДС и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды.

На изменение суммы налога с продаж оказывают влияние следующие факторы:

Исходные данные для факторного анализа представлены в таблице 13. Торговой организацией в 2009-2010 гг. начисление налога с продаж производилось по ставкам 5 % и 15 %.

Таблица 10- Исходные данные для факторного анализа налога с продаж, уплачиваемого торговой организацией в 2007-2008 годах

Исходные данные для факторного анализа налога с продаж, уплачиваемого торговой организацией в 2009-2010 гг.

Анализ налогов в ООО «Телесвязь»- это исследование совокупности налогов, объединенных в систему налогообложения организации в зависимости от ее отрасли и организационно-правовой формы, направленное на установление взаимосвязи налогов с основными результатами хозяйственной деятельности организации с целью предоставления информации для обоснования управленческих решений по оптимизации состояния расчетно-платежной дисциплины по расчетом с бюджетом.

Цель анализа налогов и сборов - выявление резервов оптимизации налогообложения, оценка налоговой нагрузки и налогоемкости, контроль за полнотой расчетов организации с бюджетом и минимизация налоговых рисков. Анализ налогов и сборов осуществляется по данным бухгалтерского учета: данным аналитического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» , а так же налоговых декларации расчетов. Их бухгалтерской отчетности в ходе анализа используется «Бухгалтерский баланс» в котором в 5 разделе в составе кредиторской задолженности показывается задолженность перед бюджетом. Если организация переплатила налоги в бюджет, то во втором разделе «Бухгалтерского баланса» Краткосрочные активы в составе дебиторской задолженности показывается задолженность бюджета перед организацией.

Информационной базой для анализа динамики, состава и структуры расчетов по налогам и сборам являются:

- налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налогов за 2014 г.;

- расчет НДФЛ (Приложение Г) ;

- отчет Пенсионного фонда (Приложение М)

- расчетно-платежная ведомость ООО «Телесвязь» за 2015 г..

Рассмотрим анализ динамики, состава и структуры по каждому виду налога уплачиваемого ООО «Телесвязь»:

Проведем анализ динамики, состава и структуры налога на прибыль Общества (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Анализ динамики налога на прибыль ООО «Телесвязь» за 2013- 2015 г. (2 и 3 убрать)

№п/п Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменения (+/-)
2014 к 2013 2015 к 2014
Абсол. Отн. Абсол. Отн.
руб. % руб. %
1. Доходы от реализации/руб. 106699? 101,56 147,49
Итого прибыль (убыток)/руб.
Прибыль до налогообложения
Сумма исчисленного налога/руб. Выручка*6%

По данным таблицы 3.2 видно, что доходы от реализации в 2014 году в сравнении с 2013 годом возросли на 1,56 %, или на 1111 тыс.руб, в 2015 году в сравнении с 2014 годом доходы от реализации увеличились на 47,49 %.

Прибыль предприятия в 2014 году в сравнении с 2013 годом снизилась на 2562 тыс.руб, а в 2015 году в сравнении с 2014 годом прибыль предприятия возросла на 13,84 %.

Прибыль до налогообложения в 2013 году составила 8522 тыс.руб, в 2014 году показатель возрос 6341 тыс.руб. В 2015 году составила 6619 тыс.руб. Темп роста составил 4,38 %.

Сумма начисленного налога в 2013 году составила 690 тыс.руб, в 2014 году 780 тыс.руб. в 2015 году 540 тыс.руб.

Для наглядности данных таблицы 3.6, отразим динамику суммы налога на прибыль ООО «Телесвязь» с помощью гистограммы (рисунок 3.3).



Рисунок 3.3. Динамика суммы налога на прибыль ООО «Телесвязь» за 2013-2015 г.

Как видно из наглядности рисунка 3.3. с увеличение прибыль до налогообложения увеличивается сумма налога на прибыль, а с уменьшение прибыли до налогообложения сумма исчисленного налога снижается.

Проведем анализ динамики, состава и структуры НДФЛ ООО "Телесвязь"

Таблица 3.3 – Анализ динамики налога с дохода физических лиц ООО «Телесвязь» за 2013-2015 гг.

№п/п Ф.И.О. 2014 г. 2014 г. 2015 г. Изменения (+/-)
2014 к 2013 2015 к 2013
Абсол. Отн. Абсол. Отн.
Сумма НДФЛ/руб. руб. % руб. %
1. Кравченко Т.А. 22,3 24,5 25,5 2,2 109,87 104,08
2. Лебедева А.А 25,6 26,7 27,7 1,1 104,30 103,75
3. Смирнова А.Т. 33,04 33,38 -0,96 97,18 0,34 101,03
Итого сумма НДФЛ 81,9 84,24 86,58 2,34 102,86 2,34 102,78

По данным таблицы 3.8 видно, что общая сумма НДФЛ за 3 года имеет тенденцию роста. В 2014 году показатель возрос на 2,86 %, в 2015 году в сравнении с 2014 годом показатель возрос на 2,78 %.

Наибольшая сумма НДФЛ из состава рабтников наблюдается у Смирнова А.Т. В 2015 году сумма НДФЛ составила 33,38 тыс.руб

На рисунке 3.4. наглядно отображается динамика НДФЛ за 2014 -2015 гг.


Рисунок 3.4. Динамика НДФЛ за 2014 -2015 гг.

В таблице 3.4. представлен анализ расчетов страховых взносов по тарифу ООО «Телесвязь».

Таблица 3.4. Анализ расчетов страховых взносов по тарифу ООО «Телесвязь» 2015 г.

Показатели 1 месяц 2 месяц 3 месяц
Сумма выплат и иных вознаграждений начисленных в пользу физических лиц
Сумма начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Таким образом, база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила за 1 месяц 3036 руб, за 2 месяц 3498 тыс. руб, за 3 месяц 3498 руб.

На рисунке 3.5. отображена динамика начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за январь-март 2015 гг


Рисунок 3.5. Динамика начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за январь-март 2015 гг

Таблица 3.5. Анализ расчетов страховых взносов на обязательное медицинское страхование ООО «Телесвязь» 2015 г.

Показатели 1 месяц 2 месяц 3 месяц
Сумма выплат и иных вознаграждений начисленных в пользу физических лиц
Начислено страховых взносов на обязательное медицинское страхование 703,8 810,9 810,9

Начислено страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 1 месяц 703,8 руб, за 2 месяц 810,9 руб, за 3 месяц 810,9 руб.

На рисунке 3.6. представлена динамика начисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за январь-март 2015 гг.


Рисунок 3.6. Динамика начисленных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за январь-март 2015 гг.

Рассмотрим в таблице 3.6. общую структуру налогов на предприятии ООО "Телесвязь" за 2013-2015 гг.

Таблица 3.6 Анализ системы налогообложения организации ООО "Телесвязь" за 2013-2015 гг.,тыс.руб

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2014 к 2013 2015 к 2014
Сумма, тыс.руб темп роста,% Сумма, тыс.руб темп роста,%
НДФЛ (13% ) 81,9 84,24 86,58 2,34 102,86 2,34 102,78
Социальное страхование (2,9 % ) 18,27 18,7 19,32 0,43 102,35 0,62 103,32
Медицинское страхование (2,9% ) 32,13 33,04 33,9 0,91 102,83 0,86 102,60
Пенсионный фонд (22% ) 138,6 142,56 146,52 3,96 102,86 3,96 102,78
Налог с доходов по УСН
Итого

По результатам таблицы видно, что общая сумма НДФЛ на предприятии в 2015 году в сравнении с 2014 годом возрос на 2,34 % и составил 85,58 тыс.руб. В 2014 году показатель составил 84,24 тыс.руб. В 2013 году 81,9 тыс.руб.


Рисунок 3.7. Структура системы налогообложения ООО "Телесвязь" за 2013 год


Рисунок 3.8. Структура системы налогообложения ООО "Телесвязь" за 2013 год


Рисунок 3.9. Структура системы налогообложения ООО "Телесвязь" за 2013 год

Общая сумма социального страхования в 2013 году составила 18,27 тыс.рублей, в 2014 году 18,7 тыс.рублей, в 2015 году 19,32 тыс.руб.Общая сума налогов в 2014 году возросла на 7,64 % и составила 278,54 тыс.рублей, в 2015 году в сравнении с 2014 годом показатель возрос на 7,76 %, что в сумме составило 286,3 тыс.руб.

На рис.3.7 представлена динамика системы налогообложения за 2013-2015 гг.


Рисунок 3.10. Динамика системы налогообложения за 2013-2015 гг,

Таким образом, показатель отражающий систему налогообложения характеризует пропорциональный роста налогов на протяжении 2013-2015 гг.

Налоги и другие обязательные платежи можно условно разделить на четыре группы в зависимости от источника их покрытия:

- налоги и платежи, включаемые в себестоимость продукции;

- налоги и платежи, уплачиваемые из выручки;

- налоги и платежи, уплачиваемые из прибыли;

- налоги и платежи, удерживаемые из заработной платы работников.

В целях анализа изучаются только первые три группы, так как налоги и платежи, удерживаемые из заработной платы работников, не влияют на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Структура налогов и платежей анализируется в первую очередь путем расчета удельных весов каждой из групп налогов и платежей в общей их сумме (табл. 5.2).

Анализ структуры налогов и платежей показал, что наибольший удельный вес в общей сумме налогов и платежей занимают налоги и платежи, уплачиваемые из выручки, при этом доля данной группы платежей увеличилась по сравнению с прошлым годом на 4,94 процентных пункта (с 70,00% до 74,94%).

Для того чтобы сделать более конкретные выводы о структуре налогов и платежей, производится анализ структуры отдельных видов налогов и платежей внутри каждой группы (табл. 5.3, 5.4, 5.5)

В составе налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции, в отчетном году наибольший удельный вес занимают взносы в ФСЗН (93,72%). Увеличение данного платежа в значительной степени повлияло на структуру налогов, т.к. по сравнению с прошлым годом его удельный вес вырос на 0,2 процентных пункта.

На 0,21 процентных пункта снизился удельный вес отчислений в инновационный фонд (3,13 - 3,34). Можно отметить, что увеличение удельных весов наблюдается только по отчислениям от фонда заработной платы. Это можно объяснить ростом заработной платы работников и, соответственно, увеличением доли фонда заработной платы в себестоимости продукции.

Расчеты, проведенные в табл. 5.4, показали, что среди налогов и платежей, уплачиваемых из выручки, наибольшую долю занимает налог на добавленную стоимость. В отчетном году он увеличился на 78 862 млн.р. и составил 81,41%. Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки уменьшился на 3 714 млн.р., это повлекло за собой снижение его удельного веса в общей сумме налогов и платежей, уплачиваемых из выручки, на 4,92 процентных пункта.

Анализ структуры налогов и платежей, уплачиваемых из прибыли, показал, что как в предыдущем, так и в отчетном году наибольший удельный вес занимал налог на прибыль (91,11% и 90,52% соответственно), однако в отчетном году, в результате снижения суммы налога в абсолютной сумме на 13 557 млн.р., его удельный вес снизился на 0,59 процентных пункта. Снизился также удельный вес и целевого транспортного сбора с 8,66% до 8,6% (на 0,06 процентных пункта). В результате переоценки увеличилась стоимость зданий и сооружений, что повлекло за собой увеличение суммы налога на недвижимость на 6 млн.р., это привело к увеличению удельного веса данного налога на 0,65 процентных пункта. В результате в отчетном году налог на недвижимость составил 0,88% в общей сумме налогов, уплачиваемых из прибыли.

В целях углубления анализа изучают динамику начисления налогов и других обязательных платежей, а также их удельный вес в источнике начисления (табл. 5.6, 5.7, 5.8). Динамику начисления налогов характеризует темп роста, который рассчитывается как отношение суммы начисленного налога в отчетном периоде к сумме начисленного налога в предыдущем периоде. Для нахождения темпа роста в процентах, указанный показатель умножают на 100.

Отклонения удельного веса, %

Расчеты, проведенные в табл.

Анализ динамики налогов и платежей, уплачиваемых из выручки, проведенный в табл. 5.7 показал, что темп роста данных платежей (156%), опережает темп роста выручки от реализации продукции (155%). Это опережение обусловлено значительным увеличением налога на добавленную стоимость, темп роста которого составил 159% и акцизов, темп роста которых составил 208%. Удельный вес НДС в выручке от реализации увеличился на 0,45 процентных пункта и составил в отчетном году 15,22%, а акцизов увеличился на 0,66 процентных пункта, что привело к увеличению доли акцизов в выручке до 2,59%. Снижение ставки целевого сбора от выручки позволило снизить удельный вес данного платежа на 0,24 процентных пункта, в отчетном году он составил 0,89% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Отклонения удельного веса

Таблица 5.8. Анализ динамики налогов и платежей, уплачиваемых из прибыли

Отклонения удельного веса

Окончание табл. 5.8

А 1 2 3 4 5 6 7
1. Прибыль 57 612 101 719 44 107 177 Х Х Х
2. Общая сумма налогов и платежей, уплачиваемых из прибыли, в т.ч. 21 063 6 224 -14 839 30 36,56 6,12 -30,44
- налог на недвижимость 49 55 6 112 0,09 0,05 -0,04
- налог на прибыль 19 191 5 634 -13 557 29 33,31 5,54 -27,77
- целевой транспортный сбор 1 823 535 -1 288 29 3,16 0,53 -2,63

Анализ динамики налогов и платежей, проведенный в табл. 5.8, показал, что, несмотря на значительный рост прибыли (177%), общая сумма налогов и платежей, уплачиваемых из прибыли, уменьшилась и составила в отчетном году только 30% от суммы предыдущего года. Данное снижение обусловлено уменьшением суммы начисленного налога на прибыль и целевого транспортного сбора. Наибольшее отклонение произошло по налогу на прибыль, удельный вес которого в сумме полученной прибыли снизился на 30,44 процентных пункта и составил 6,12%. Исходя из того, что налог на прибыль уплачивается от суммы полученной прибыли, можно предположить, что данное снижение обусловлено налоговыми льготами. Значительный процент удельного веса налога на прибыль в предыдущем периоде (36,56%), который существенно превышает ставку налога (24%) объясняется различным расчетом бухгалтерской прибыли и прибыли для целей налогообложения. Для анализа берется бухгалтерская прибыль, которая корректируется на сумму отклонений.

Расчет целевого транспортного сбора подобен расчету налога на прибыль, поэтому в отношении этого сбора можно отметить изменения, аналогичные рассмотренным выше изменениям налога на прибыль.

Налог на недвижимость незначительно увеличился, темп его роста в отчетном году по сравнению с предыдущим составил 112%, однако удельный вес в полученной прибыли предприятия снизился на 0,04 процентных пункта и составил 0,05%.

Анализ структуры позволяет выявить налоги и платежи, занимающие наибольший удельный вес в их общей сумме, анализ динамики позволяет увидеть тенденции изменения величины начисленных налогов и платежей во времени. По результатам анализа структуры и динамики проводится анализ факторов изменения налогов и платежей, и принимаются решения о необходимости оптимизации налогообложения.

3.2 Анализ структуры и динамики налогов и сборов, уплачиваемых организацией в бюджет

Анализ структуры и динамики налогов и сборов, уплачиваемых организацией в бюджет целесообразно начинать с анализа состава, структуры и динамики налогов.

Данный анализ позволит увидеть и сделать выводы по поводу увеличения тех или иных налогов уплачиваемых в бюджет в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Проанализируем состав, структуру и динамику налогов, уплачиваемых Калинковичского райпо, предварительно составив таблицу 3.2.1.

Таблица 3.2.1- Данные о составе, структуре и динамике налоговых и неналоговых платежей Калинковичского райпо за 2005-2006 гг.

Данные таблицы 3.2.1 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в общей сумме уплачиваемых налогов как в 2005, так и в 2006г. занимал налог на добавленную стоимость, причем его сумма в 2006г. значительно увеличилась на 203 млн р. Значительное увеличение суммы подоходного налога с физических лиц на 13 млн р., чрезвычайного налога и отчислений в фонд содействия занятости на 6 млн р. можно объяснить проводимой государством социальной политикой по увеличению средней заработной платы. В целом по исследуемой организации наблюдается рост сумм практически всех уплачиваемых налогов, что может быть связано с увеличением объемов деятельности Калинковичского райпо, с упразднением государством некоторых льгот применительно к организациям системы потребительской кооперации, а также с инфляцией.

Далее в процессе анализа системы налогообложения субъекта хозяйствования целесообразно проследить за динамикой начисленных и фактически уплаченных налогов и сборов по каждому их виду на основании данных приложения к бухгалтерскому балансу. Такая группировка дает возможность проанализировать качество налоговой дисциплины исследуемой организации. Для этих целей составим таблицы 3.2.2 и 3.2.3 с разбивкой по 2005 и 2006гг.

Таблица 3.2.2- Данные о начисленных и уплаченных налогах Калинковичского райпо за 2005-2006 гг.

Данные таблицы 3.2.2 свидетельствуют о том, что в 2005г. по исследуемой организации отклонение между суммой начисленных и фактически уплаченных налогов составило 36 млн р. (2,01%). Сумма переплаты наблюдается практически по всем видам налогов. В целом хозяйственной деятельности Калинковичского райпо можно дать положительную оценку, т.к. в регистрах аналитического учета отсутствуют суммы штрафов, санкций и пеней за несвоевременную уплату налогов, неправильное исчисление налогооблагаемой базы, за сокрытие доходов и других объектов, подлежащих налогообложению.

Таблица 3.2.3- Данные о начисленных и уплаченных налогах Калинковичского райпо за 2006 г.

Данные таблицы 3.2.3 свидетельствует о том, что сумма разницы между начисленными и фактически уплаченными налогами в 2006г. составила 30 млн р., т.е. организация уплатила 98,51% начисленных налогов. Суммы недоплаты налогов наблюдается по НДС (-30 млн. руб.), налога на прибыль (-3 млн. руб.). По остальным же видам налогов сумма уплаченных налогов почти соответствует сумме начисленных. Это означает, что Калинковичское райпо внимательно отслеживает свою задолженность перед бюджетом, и в срок гасит ее, что способствует недопущению штрафных санкций со стороны как налоговой инспекции, так и других контролирующих данный процесс органов.

Таблица 3.2.4- Структура налогов и других обязательных платежей в зависимости от источника их уплаты Калинковичского райпо за 2005-2006 гг.

Данные таблицы показывают, что темпы развития основных показателей хозяйственной деятельности в динамике отстают от темпов роста налогов и других обязательных платежей. Это говорит об не эффективности хозяйствования. Причем по исследуемой организации в 2006г. по сравнению с 2005г. наблюдается увеличение доли косвенных налогов в выручке на 3%; снижение доли налогов, относимых на расходы по реализации, в общей сумме расходов на реализацию на 68,68%; увеличение доли налогов, уплачиваемых из прибыли, в общей сумме прибыли за отчетный период на 511,11%.

Далее оценим степень кредиторской задолженности по налогам и сборам в формировании имущества Калинковичского райпо.

Таблица 3.2.5- Данные о степени участия кредиторской задолженности по налогам и сборам в формировании имущества Калинковичского райпо за 2005-2006 гг.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что на 1.01.2007г. доля кредиторской задолженности организации по налогам и сборам в общей сумме задолженности уменьшилась на 73,257%. Это связано с увеличением суммы кредиторской задолженности на 118 млн р. или на 109,20% при незначительном снижении задолженности организации по налогам и сборам на 1 млн р. или 80%.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демич Ирина Евгеньевна

В статье подвергнуты анализу динамика и структура налоговых доходов федерального бюджета РФ. Сделано предположение о положительной динамике поступлений в федеральный бюджет РФ

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Демич Ирина Евгеньевна

ANALYSIS OF DYNAMICS AND STRUCTURE OF TAX FEDERAL REVENUES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article are subjected to the analysis of the loudspeaker and structure of tax federal revenues of the Russian Federation. The assumption of positive dynamics of receipts in the federal budget of the Russian Federation is made

Текст научной работы на тему «Анализ динамики и структуры налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации»

Демич Ирина Евгеньевна, студент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье подвергнуты анализу динамика и структура налоговых доходов федерального бюджета РФ. Сделано предположение о положительной динамике поступлений в федеральный бюджет РФ.

Ключевые слова: федеральный бюджет Российской Федерации, налоговые поступления, неналоговые поступления.

Demich Irina Evgenyevna, Southwest state university, Kursk, Russia

ANALYSIS OF DYNAMICS AND STRUCTURE OF TAX FEDERAL REVENUES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Summary: in article are subjected to the analysis of the loudspeaker and structure of tax federal revenues of the Russian Federation. The assumption of positive dynamics of receipts in the federal budget of the Russian Federation is made.

Keywords: federal budget of the Russian Federation, tax revenues, non-tax receipts.

В любом государстве бюджет является основным звеном финансовой системы, объединяющем все финансовые категории, к которым относятся налоги, государственные кредиты, доходы и расходы.

Так, на основании отчетных статистических данных рассмотрим динамику налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет

Так, в таблице 1 представлены показатели налоговых и неналоговых доходов администрируемых налоговыми органами Российской Федерации за период 2011 - 2016 гг.

Таблица 1 - Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2011- 2016 гг.

Показатель Показатели налоговых и не налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Тыс. руб. % Тыс. РУб. % Тыс. РУб. % Тыс. РУб. % Тыс. РУб. % Тыс. РУб. %

Доходы, администриру емые налоговыми органами 4 480 392 721 100,0 5 166 528 134 100,0 4 848 239 224 100,0 5 563 641 643 100,0 6 823 514 094 100,0 6 929 136 679 100,0

Неналоговые доходы 2 267 944 0,05 2 047 251 0,05 1 798 350 0,04 1 890 593 0,04 2 925 008 0,04 94 451 341 1,4

Налоговые доходы 4 477 434 936 99,95 2 934 529 979 99,95 4 846 634 946 99,96 5 561 751 050 99,96 6 820 589 086 99,96 6 834 685 338 98,6

Источник: ttps://www.nalog.ru/rn46/related_activities/statistics_and_analytics -Сводные отчеты в целом по российской федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации.

Таким образом, из анализа показателей видно, что в 2016 г. по сравнению с 2011 г. объём начисленных к уплате налогов вырос 1,5 раза, по данным Федеральной налоговой службы. В 2016 году федеральный бюджет Российской Федерации поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 6 929 136 679 тыс. руб.

Чтобы наглядно рассмотреть положительную динамику поступлений в федеральный бюджет был построен рисунок 1.

Динамика доходов, администрируемых налоговыми органамидалоговых и не налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2011 - 2016 гг., тыс. руб.

7 000 000 000 6 000 000 000 5 000 000 000 4 000 000 000 3 000 000 000 2 000 000 000 1000 000 000 о

■ Неналоговые доходы ■ Налоговые доходы в Доходы, администрируемые налоговыми органами

Рисунок 1 - Гистограммадинамикиналоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2011- 2016 гг. Источник: ://www.nalog.ru/rn46/related_activities/statistics_and_analytics

Сводные отчеты в целом по российской федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации.

Рассматривая более подробно основные показатели (рис. 2), стоит отметить, что в наибольшей степени темпы роста налоговых платежей увеличились в таких выплатах, как НДС на товары реализованные на территории РФ - на 1 304,5 млрд. руб. (в 1,7 раз); НДС на товары ввозимые на территорию РФ - на 62 млрд. руб. (в 1,7 раз ); Акцизы по подакцизным товарам - на 2,9 млрд. руб. (в 7,7 раз); Государственная пошлина, сборы - 5,5 млрд. руб. (в 1,6 раза); Штрафы, санкции, возмещение ущерба - 1,1 млрд. руб. (в 2,6 раза) по сравнению с 2011 годом. Исходя из приведенных данных, делаем вывод, что произошёл рост суммы, как налоговых, так и не налоговых поступлений.

Рисунок 2 - График структуры налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2011и 2016 гг. Источник: ://www.nalog.ru/m46/related_activities/statistics_and_analytics

Сводные отчеты в целом по российской федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации.

Таким образом, анализ структуры начисленных налогов в федеральный бюджет РФ за 2011 и 2016 гг. показал, что наблюдается увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет, а сам бюджет формируется преимущественно за счет таких налоговых поступлений, как платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль организаций и НДС.

Итак, государственный бюджет, является главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, он дает политической власти реальную возможность влиять на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Сейчас сохраняется тенденция формирования доходов бюджета преимущественно за счет налогообложения. Таким образом, формирую

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 7 (17), 2017 определенный финансовый запас, государство создает тем самым благоприятные условия для развития собственной экономики и направляет эти финансовые потоки в виде дотаций субъектам, нуждающимся в финансовой поддержке.

Таким образом, проведенный анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета, позволяет говорить о положительной динамике налоговых поступлений в бюджет, что связанно как с изменениями во внутренней политики государства (эффективной борьбой с фирмами однодневками и другими факторами теневой экономики), так и в связи с увеличением объема выпускаемой продукции отечественного производства в связи с введением санкций.

1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы -https://www.nalog.ru

2. Артёмов, Р.В.Оптимизация налогообложения в условиях современной экономики / Р.В. Артёмов, О.Н. Петина // В сборнике: управление социально-экономическим развитием регионов: Проблемы и пути их решения сборник научных статей 7-ой международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 218-221.

3. Фокин А. Н., Система налогов и сборов в российской федерации: федеральные налоги и сборы // Общество и право. - 2014. - №2. - С. 286-291.

Читайте также: