Актуальные вопросы бухгалтерского и налогового учета

Опубликовано: 28.04.2024

Бухгалтерский учет
Данный раздел вобрал в себя всю самую свежую информацию портала по вопросам бухгалтерского учета.

Специально для финансистов, бухгалтеров, юристов и всех, кто интересуется проблемами ведения бухгалтерского учета на предприятии, представлено актуальное законодательство, последние новости, профессиональная аналитика, статьи журнала "Актуальная бухгалтерия" и практика в ответах службы Правового консалтинга ГАРАНТ "Бухучет и отчетность".

Материалы тематического раздела "Бухгалтерский учет" будут полезны не только специалистам, но и студентам, осваивающим профессию.

Законодательство о бухгалтерском учете и основные определения

Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Задачи бухгалтерского учета:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности);
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Росии при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Законодательные акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
  • Федеральный закон "О бухгалтерском учете"
  • Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению"
  • Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"
  • Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (с изменениями от 27 ноября 2006 г.)
  • Приказ Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций" (с изменениями от 4 августа 2008 г.)
  • Приказ Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. N 135н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды"
  • Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (с изменениями от 23 апреля 2002 г., 26 марта 2007 г.)
  • Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"
  • Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 24 октября 2008 г. N 116н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008)" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 107н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)"
  • Приказ Минфина РФ от 29 апреля 2008 г. N 48н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008)"
  • Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)"
  • Приказ Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. N 154н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. N 105н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. N 126н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений ПБУ 19/02" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 115н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 2 июля 2002 г. N 66н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности "ПБУ 16/02" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. N 96н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. N 56н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98)" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 92н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 27 января 2000 г. N 11н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (с изменениями и дополнениями)
  • Положение ЦБР от 26 марта 2007 г. N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"
  • Приказ Минфина РФ от 4 сентября 2001 г. N 69н "Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"
  • Приказ Минфина РФ от 17 февраля 1997 г. N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"

Бухгалтерский учет в 2010 году

Юристами компании "Гарант" подготовлен "Путеводитель по годовому отчету за 2009 год", который содержит информацию, полезную при составлении налоговой и бухгалтерской отчетности. Материал учитывает особенности наиболее распространенных режимов налогообложения, а также содержит обзор основных изменений в законодательстве, вступающих в силу в начале 2010 года. Путеводитель можно найти в разделе "Бизнес-справки".

Аналитика для бухгалтера, ссылка на журнал актуальная бухгалтерия

Налог на имущество: обойдемся без отчетности?
Особенности бухгалтерского учета в 2010 году : подавать отчетность по налогу придется не всем. С легкой руки законодателя от этой обязанности будут освобождены многие компании.

Реконструкция или капитальный ремонт: учитываем расходы
Может ли организация включить затраты на отделку в первоначальную стоимость офиса в бухгалтерском учете, расскажут специалисты.

Последствия недействительной сделки: отражение в бухгалтерском и налоговом учете
Как правильно отразить эту хозяйственную ситуацию в бухгалтерском учете организации-покупателя.

Бухгалтерский учет расчетов по страховым взносам
Начисляя зарплату, бухгалтер одновременно должен рассчитать и страховые взносы во внебюджетные фонды. На каких счетах бухгалтерского учета их отражать?

Правовые консультации по вопросам бухгалтерского учета

  • Организация приобрела основное средство (генератор) 11.08.2009 и ввела его в эксплуатацию 30.09.2009. Ввод генератора был произведен без автоматической подачи топлива, основное средство без него работало нормально. 02.02.2010 организация оплачивает счет (32 000 рублей) за монтажные работы автоматической подкачки топлива. На какой счет необходимо отнести 32 000 рублей? Следует ли в бухгалтерском учете в рассматриваемой ситуации увеличивать первоначальную стоимость основного средства или понесенные расходы можно учесть на счетах затрат?
  • Организация планирует взять в аренду холодильное и технологическое оборудование, требующее проведения пуско-наладочных работ. Применяется общий режим налогообложения. Предполагается, что монтаж оборудования в помещении арендатора будет производить сторонняя организация. Можно ли арендатору отнести на затраты эти расходы, если их предусмотреть в договоре аренды? Как правильно отразить в бухгалтерском учете эти операции?
  • Произошла реорганизация общества "А" путем присоединения общества "Б". Через год было установлено, что в акте передачи имущества обществу "А" не был отражен объект основных средств, соответственно, объект не отражен в бухгалтерском учете. При проведении инвентаризации после реорганизации излишек не был выявлен. Каким образом общество "А" может принять к учету данное основное средство?
  • Каковы общий порядок удержания алиментов с доходов работника и отражение операций по удержанию и перечислению алиментов в бухгалтерском учете?
  • В декларации по налогу на прибыль в 2006 году был отражен убыток. Как списать этот убыток в налоговом и бухгалтерском учете, если в 2009 году получена прибыль? ПБУ 18/02 организация не применяет.
  • В 2009 году в бухгалтерском учете излишки были учтены по стоимости оценки при инвентаризации, в налоговом учете - по стоимости их возможного списания в производство на момент оприходования (оценочная стоимость х ставку налога на прибыль). Можно ли в этом случае в 2010 году списывать указанные МПЗ в производство по полной стоимости оприходования?
  • ООО выплатило дивиденды участнику. Участником является иностранная организация-нерезидент, не имеющая счета в банке на территории России. Сумма дивидендов была переведена с рублевого счета на валютный, затем отправлена участнику. Конвертирование суммы дивидендов производилось по курсу ЦБ РФ на день перечисления средств. Банк снял за операцию перевода валюты некую сумму. Как ее правильно отразить в бухгалтерском учете?
  • Организация перечислила денежные средства в благотворительный фонд ЮНИСЕФ в помощь пострадавшим на Гаити. Как оформляется данное перечисление с точки зрения бухгалтерского учета, а также документально?
  • Организация хочет компенсировать расходы на проживание руководителя, так как его место жительства находится далеко за пределами района. В коллективном договоре данная компенсация не предусмотрена. Возможно ли условие о компенсации расходов по найму квартиры включить в трудовой договор и признать ее в целях налога на прибыль? Если возможно, то как правильно отразить эти расходы в бухгалтерском учете?
  • Организация N 1 получила конструкторскую документацию от организации N 2. Организация N 3 платила организации N 2 за организацию N 1. Все они не являются плательщиками НДС. Как отразить в бухгалтерском учете организации N 1 эти хозяйственные операции?

Документы бухгалтерского учета

Формы документов бухгалтерского учета бюджетных, страховых организаций и государственных пенсионных фондов представлены в разделе "Бланки документов".

Обсуждение вопросов бухгалтерского учета

Раздел форума "Финансисты" предназначен для обсуждения актуальных вопросов бухгалтерского учета и налогов.

Актуальные вопросы и изменения в бухгалтерском учете и налогообложении бюджетных, автономных, казенных учреждений

  • О мероприятии
  • Программа
  • Отзывы
  • Стоимость
  • Краткая информация о событии

    На курсах будут подробно рассмотрены актуальные практики бухгалтерского учета бюджетных, автономных, казенных учреждений с учетом последних изменений в законодательстве. Курсы позволят Вам профессионально решать сложные вопросы бюджетного бухгалтерского учета, без труда адаптироваться под изменения и не допускать ошибок при составлении отчетности.

    Программа разработана для опытных специалистов и ориентирована исключительно на практическое применение.

    Для руководителей, главных бухгалтеров, бухгалтеров, юристов бюджетных, автономных и казенных учреждений.

    Курсы повышения квалификации

    «Актуальные вопросы и изменения в бухгалтерском учете и налогообложении бюджетных, автономных, казенных учреждений»

    Федеральные стандарты бухгалтерского учета в 2017 г.

    Перечень федеральных стандартов;

    Перенес сроков вступления в действие МСФО ОС.

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета бюджетного и автономного учреждения, бюджетного учета казенного учреждения.

    Изменения, внесенные Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н:

    • Единый план счетов бухгалтерского учета (Приказ МФ РФ от 01.12.2010 N 157н);
    • План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (Приказ МФ РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н);
    • План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (Приказ МФ РФ от 23.12.2010 N 183н);
    • Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов (Приказ МФ РФ от 28.12.2010 N 191н);
    • Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (Приказ МФ РФ от 25.03.2011 N 33н).

    Страховые взносы в 2017 г.

    Передача с 2017 года полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговым органам;

    В Налоговый кодекс введены новые разделы «Страховые взносы»;

    Определены предельные величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование на 2017 год;

    Продление права плательщиков страховых взносов уменьшать сумму страховых взносов по ВНиМ на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования;

    Порядок заполнения платежного поручения на уплату страховых взносов – разъяснение ФНС России;

    Изменения форм и сроков сдачи отчетности по страховым взносам;

    Взыскание страховых взносов, зачет и возврат переплаты по ним;

    Введение штрафа за занижение базы по страховым взносам.

    Новое в сфере персонифицированного учета с 2017 г.

    Изменение срока подачи в ПФР ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М, а также сведений персонифицированного учета о стаже застрахованных лиц;

    Введение новых форм отчетности работодателей по персонифицированному учету;

    Ответственность за нарушение порядка представления сведений в сфере персонифицированного учета, а также установление срока давности.

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Тарифы взносов на травматизм в 2017 г.;

    Последствия при неподтверждении основного вида деятельности.

    За ФСС России сохранены полномочия по администрированию расходов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВниМ).

    Форма отчетности, установленные сроки сдачи отчетности;

    Внесены поправки в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

    Утверждены новые формы документов для учета и возврата страховых взносов в ФСС России;

    Электронные больничные: как изменится порядок назначения и выплаты пособий;

    Изменение порядка обращения в ФСС для возмещения пособий;

    Перечень документов, которые должны быть представлены работодателем в ФСС для выделения необходимых средств на выплату страхового обеспечения;

    Поэтапный переход на механизм выплат пособий застрахованному лицу напрямую из территориального отделения ФСС России;

    Уточнен порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

    Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, осуществляемых за счет страховых взносов – изменения 2017 г.

    Профессиональные стандарты в 2017 г.

    Направления применения профессиональных стандартов;

    Наличие Реестра профессиональных стандартов;

    Требования по разработке и утверждению учреждениями планов-графиков внедрения профессиональных стандартов. Сроки подготовки, отчетность;

    Утверждение профессионального стандарта "Бухгалтер". Основные трудовые функции. Требования к образованию и опыту. Область применения;

    Обязанность работодателя применять профессиональные стандарты с 01.07.2016;

    Порядок внесения изменений в должностные инструкции работников;

    Как работает система профстандартов.

    Независимая оценка квалификации.

    Создание специальных центров оценки квалификаций;

    Внесены изменения в Трудовой и Налоговый кодексы;

    Утверждены правила проведения независимой оценки квалификации работников;

    Вводится вычет для физлиц, которые будут оплачивать независимую оценку своей квалификации.

    Учёт основных средств: изменения 2017 г.

    Изменение порядка формирования первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения;

    Особенности консервации объекта основных средств на срок более трех месяцев;

    Изменения по отражению в бухгалтерском учете законченных капитальных вложений арендатора (лизингополучателя) в отделимые или неотделимые улучшения арендуемых (используемых) объектов имущества;

    С 20 января 2017 года действует новая Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.

    Восстановление основных средств.

    Ремонт основных средств или модернизация;

    Критерии отнесения работ по восстановлению ОС к ремонту или модернизации;

    Понятие реконструкции объектов капитального строительства и капитального ремонта;

    Частичная ликвидация (разукомплектация) основных средств.

    Порядок начисления амортизации на объекты основных средств.

    Особенности амортизации основных средств, входящих в десятую амортизационную группу Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1;

    Амортизация ОС после реконструкции;

    Обновлена классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, разработанная на основании Общероссийского классификатора основных фондов;

    Утверждена таблица соответствия новых и старых кодов ОКОФ;

    Переход на применение нового классификатора основных фондов;

    Финансовое ведомство разъясняет, что следует учесть при ведении бухгалтерского учета.

    Особенности учета расчетов учреждения по доходам от собственности.

    Объекты, которые можно сдавать в аренду;

    Заключение договоров аренды;

    Сдача в аренду помещения без проведения торгов;

    Особенности сдачи в аренду объектов социальной инфраструктуры для детей;

    Порядок возмещения коммунальных услуг - нюансы налогообложения.

    Учет кассовых операций с 2017 г.

    Принят закон о новых правилах использования контрольно-кассовой техники;

    Предусмотрен поэтапный переход на применение ККТ с функцией передачи информации о производимых расчетах в налоговый орган в электронном виде;

    Увеличены штрафы за непредставление электронного чека.

    Изменения в оплате труда государственных (муниципальных) учреждений с 2017 г.

    Предельный уровень соотношения заработной платы руководителей и сотрудников государственных (муниципальных) учреждений – новое понятие в Трудовом кодексе;

    Правительством уточнен порядок исчисления средней заработной платы;

    Усиление ответственности работодателей за нарушения, касающиеся оплаты труда;

    Переход к полномасштабному применению в государственных (муниципальных) учреждениях принципов эффективного контракта;

    Переквалификация ГПД в трудовой договор в 2017 году.

    Списание задолженности по платежам в бюджет.

    Правительством РФ утверждены общие требования к порядку принятия решений о признании безнадежной ко взысканию задолженности по платежам в бюджет;

    Установлен порядок списания с баланса списанной просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, безнадежной к взысканию;

    Внесены изменения в перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания недоимки безнадежной к взысканию, и в порядок ее взыскания;

    Разъяснения ФНС России о порядке исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности.

    Внесудебный порядок взыскания задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) с государственных (муниципальных) учреждений.

    Формирования системы внутреннего финансового контроля и аудита.

    Изучаем требования законодательства;

    Разъяснения контролирующих органов;

    Отличия внутреннего финансового контроля от внутреннего контроля.

    Отложенные обязательства - понятие и учет в 2017 г.

    Резерв предстоящих расходов на отпуск и на ремонт основных средств - практика начисления и списания;

    Появление новой обязанности формирования в бухгалтерском учете учреждения резервов предстоящих расходов при наличии претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий.

    Служебная командировка в 2017 г.

    Документальное оформление командировок в свете последних требований, изменение порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками;

    Командировочные расходы на зарплатную карту сотрудника - позиция Минфина;

    Проезд в командировку воздушным транспортом российских авиакомпаний – новые требования законодательства;

    Изменения в общем порядке возмещения командировочных расходов;

    Особенности отнесения расходов на возмещение работнику, направленному в командировку на служебном транспорте, затрат на приобретение ГСМ и запчастей, ремонт автомобиля, оплату стоянки;

    Нюансы налогообложения, если работник вернулся из командировки позже, чем планировалось.

    Новый порядок определения платы за образовательные услуги в 2017 г.

    Государственная статистика в 2017 г.

    Утверждены новые квартальные формы федерального статистического наблюдения за численностью и оплатой труда работников сферы образования, науки, здравоохранения и культуры, действующие с отчета за январь - март 2017 года.

    Изменение с 01.10.2017 правил начисления пеней в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов.

    С 2017 года установлен штраф за отсутствие пояснений по декларациям.

    Налог на доходы физических лиц.

    НДФЛ на стоимость независимой оценки квалификации работника;

    Вводится вычет для физлиц, которые будут оплачивать независимую оценку своей квалификации;

    Расширен перечень льгот по НДФЛ;

    Изменение порядка предоставления работнику имущественного вычета по НДФЛ в случае обращения к работодателю не с первого месяца календарного года;

    Утверждены новые коды стандартных вычетов на детей;

    Сдача отчета 6-НДФЛ по обособленному подразделению - позиция ФНС России;

    Уплата НДФЛ с авансов – позиция НК РФ и МФ РФ;

    Обязанности налогового агента при предоставлении налоговых вычетов: стандартных, социальных, имущественных, профессиональных;

    Если работник не представил ИНН – действия работодателя и ответственность.

    Налог на прибыль учреждений.

    Особенности налогообложения доходов, полученных государственными (муниципальными) учреждениями от приносящей доход деятельности в свете новых нормативных документов;

    Амортизационная премия - это законный метод снижения суммы налога на прибыль, уплачиваемой в бюджет;

    Доход казенного учреждения от сдачи имущества в металлолом;

    Изменение налоговых ставок по налогу на прибыль в федеральный бюджет и бюджет субъекта;

    С 1 января 2017 ограничен размер переносимого убытка по налогу на прибыль, отмена десятилетнего ограничения переноса убытков;

    Суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы;

    Возмещение по ОСАГО или КАСКО;

    Компенсация стоимости учебы, если договор заключал сам работник.

    Налог на добавленную стоимость в 2017 г.

    Введение нового счета 210 13 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным", корреспонденции счетов по отражению сумм НДС, начисленных с уплаченных авансов;

    Передача сотруднику спецодежды – НДС;

    С 1 октября 2016 реализация макулатуры не облагается НДС;

    Нюансы заполнения декларации по НДС казенным учреждением;

    Принять НДС к вычету по одному счету-фактуре допустимо частями в разных кварталах;

    Вычет НДС по железнодорожным и электронным авиабилетам;

    Вычет НДС по кассовому чеку при наличных расчетах;

    Оформление раздела 7 декларации по НДС;

    Противоречия в электронной декларации по НДС нельзя пояснять на бумажном документе;

    Установлен период, когда может заявить вычет НДС налоговый агент и налогоплательщик.

    Транспортный налог в 2017 г.

    Утверждена новая форма декларации по транспортному налогу.

    Налог на имущество в 2017 г.

    Налогообложение объекта недвижимого имущества, находящегося на реконструкции.

    Земельный налог в 2017 г.

    Налогообложение исправления кадастровой стоимости земельного участка вследствие допущенной ошибки;

    Порядок осуществления возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм земельного налога.

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

    Постановка объектов на государственный учет;

    Порядок освобождения юридических лиц от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;

    Медицинские отходы и плата за негативное воздействие на окружающую среду.

    Формирование учетной политики на 2017 год - наиболее важные моменты бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета учреждения.

    Обзор произошедших изменений в Инструкциях Минфина России 157н, 174н, 183н, 162н, Налоговом кодексе РФ. Отражение изменений в Положении об учетной политике.

    Порядок и рекомендации по составлению квартальной бухгалтерской отчётности государственными (муниципальными) учреждениями в 2017 году:

    • Требования к составлению бухгалтерской отчетности;
    • Порядок и сроки составления и представления отчетности.

    Основы организации государственной бухгалтерской отчетности.

    Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н внесены новшества в порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

    • Состав квартальной бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н). Дополнительная квартальная форма 0503793 с января 2017г. Разъяснения по заполнению (Письмо МФ РФ от 2 августа 2016 г. N 02-07-10/51326);
    • Особенности формирования отдельных показателей квартальных форм отчетности. (Письма Минфина России N 02-07-07/39110, Казначейства России N 07-04-05/02-493 от 04.07.2016; от 18.07.2016 N 02-06-07/41975);
    • Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных учреждений операций по возврату излишне уплаченных денежных средств за электроэнергию (Письмо МФ РФ от 27 января 2017 г. N 02-07-10/4445).

    Бюджетные, автономные учреждения.

    • Состав квартальной бюджетной отчетности (Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н). Дополнительные формы бюджетной отчетности (Приказ Минфина России от 01.03.2016 N 15н);
    • Особенности формирования отдельных показателей квартальных форм отчетности. (Письма Минфина России N 02-07-07/15237, Казначейства России N 07-04-05/02-178 от 17.03.2016).

    Получатели бюджетных средств.

    Увязка форм отчетности бюджетных, автономных учреждений и получателей бюджетных средств. Порядок применения контрольных соотношений с точки зрения камеральной проверки отчетности.

    Рассмотрение практических примеров по отражению фактов хозяйственной жизни в соответствии с Инструкциями от 16.12.2010 N 174н, от 23.12.2010 N 183н, от 06.12.2010 г. N162н.

    Ответы на вопросы.

    По окончании выдается удостоверение о повышении квалификации, установленного государством образца.

    image_pdf
    image_print

    В декабре как никогда актуально подводить итоги и готовиться к новшествам учёта, которые будут ожидать компанию в новом году. В статье рассмотрим актуальные вопросы по бухгалтерскому и налоговому учёту в 2021 году.

    ФСБУ 5/2019 «Запасы»

    Нормы стандарта будут распространяться на все юридические лица, за исключением бюджетных организаций, а также микрофинансовых организаций, ведущих учёт на УСН. Организации, освобождённые от обязанности применения стандарта, должны отразить в учётной политике информацию о том, что организация не будет придерживаться в учёте положений ФСБУ 5/2019.

    Прочие юридические лица в учётной политике должны прописать способ отражения сведений, который они выбирают на своё усмотрение:

    • ретроспективный – подразумевает, что компания пересчитает все свои запасы по правилам ФСБУ 5/2019
    • перспективный – означает, что у компании одновременно на складе будут храниться товары и материалы, которые посчитаны как по-старому ПБУ 5/01, так и по-новому ФСБУ 5/2019.

    Выбранный способ необходимо также будет указывать при сдаче отчётности за 2021 год.

    Вне зависимости от масштабов деятельности компания может прописать в своей учётной политике, что в отношении товаров и материалов, используемые для управленческих нужд, положения ФСБУ 5/2019 применяться не будут. Единственным условием будет необходимость чётко прописать номенклатуру или группу товаров, которые будут подпадать под категорию управленческих нужд (канцелярия, топливо для машины руководителя и другое).

    По новым правилам в фактическую себестоимость запасов необходимо будет включать:

    • суммы, подлежащие уплате поставщику
    • затраты на заготовку и доставку
    • затраты на доведение запасов до состояния пригодного к использованию
    • величину оценочного обязательства по демонтажу, утилизации, восстановлению окружающей среды
    • проценты, подлежащие включению в стоимость инвестиционного актива

    Если компания приобретает товар в рассрочку больше чем на 12 месяцев, то по новым требованиям приобретённый товар необходимо отражать в учёте по полной стоимости, указанной в договоре или счёте-фактуре. В свою очередь, разница между стоимостью товара и часть уплаченной поставщику суммы будет считаться процентами по заёмным средствам, поскольку в распоряжении покупателя будут одновременно иметься товар и неуплаченная часть его стоимости.

    С нового года запрещено учитывать в составе незавершённого производства расходы, связанные с ненадлежащей организацией производственного процесса (простой, сверхнормативный расход материалов и другое).

    Стандарт ФСБУ 5/2019 предполагает производить переоценку запасов на каждое 31 декабря. Запасы на отчётную дату будут оцениваться по наименьшей из следующих величин:

    • фактическая себестоимость запасов
    • чистая стоимость продажи запасов

    Стоит отметить, что с 1 января 2021 года прекращает своё действие приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 года № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов».

    Новая декларация вместо двух: 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

    В соответствии с приказом ФНС от 15 октября 2020 года № ЕД-7-11/753 при сдаче отчётности за I квартал 2021 года необходимо будет использовать обновлённую декларацию 6-НДФЛ, в которую справки по форме 2-НДФЛ будут встроены в качестве приложения. При этом содержание справки, формируемой по каждому физическому лицу, никаким изменениям не подверглось.

    Новая декларация будет включать в себя:

    • титульный лист
    • раздел 1 «Данные об обязательствах налогового агента»
    • раздел 2 «Расчёт исчисленных, удержанных и перечисленных сумм НДФЛ»
    • приложение «Справки о доходах и суммах налогов физлица»

    Повышенная ставка НДФЛ

    В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2020 года № 372-ФЗ начиная со следующего года к лицам, у которых сумма годового дохода превысила 5 млн рублей, необходимо будет применять ставку по НДФЛ в размере 15 %. Повышенная ставка будет применяться к сумме превышения установленного лимита.

    Для целей налогообложения по увеличенной ставке будут рассматриваться только доходы постоянного характера, то есть заработная плата, авторский гонорар, дивиденды и прочее.

    Декларация по НДС 2021

    На основании приказа ФНС от 19 августа 2020 года № ЕД-7-3/591 в декларацию по НДС внесены следующие изменения:

    • на титульном листе отсутствует реквизит кода ОКВЭД
    • изменены штрихкоды
    • для компаний, реализующих инвестиционные проекты, установлен порядок ведения раздельного учёта при исполнении соглашений о защите и поощрении капиталовложений и при осуществлении иной деятельности
    • в раздел 1 включены новые строки для компаний, заключивших соглашение по защите капиталовложений

    Декларация по налогу на прибыль 2021

    Приказ ФНС от 11 сентября 2020 года № ЕД-7-3/655 расширил список кодов Признака налогоплательщика, отражаемых на Листе 2 и Приложениях 4 и 5 к нему. (см. подробнее Новая форма декларации по налогу на прибыль)

    Внесены изменения в размер налоговой ставки по налогу на прибыль для IT-компаний. Ставка с 20% будет снижена до 3% при выполнении определённых условий (см. подробнее Изменения по налогу на прибыль для IT-компаний и производителей электроники)

    В новой форме декларации предусмотрены следующие изменения:

    • Лист 4 необходимо будет заполнить в отношении доходов акционера или правопреемника при распределении имущества ликвидируемой компании
    • Лист 8 должны заполнить компании, которые скорректировали доходы и расходы по результатам взаимосогласительной процедуры по нормам международного законодательства, используется при симметричной корректировке «6»

    Прекращение ЕНВД с 2021

    Компании, применяющие в текущем году режим ЕНВД, не обязаны подавать никаких заявлений о снятии с учёта. Данный процесс будет осуществлён налоговой инспекцией в автоматическом режиме.

    Если налогоплательщик до 31 декабря 2020 года не уведомит ФНС о выборе нового налогового режима, то компания по умолчанию будет переведена на режим ОСНО, ИП будет признан плательщиком НДФЛ (см. подробнее На какой налоговый режим перейти после ЕНВД?)

    Новые лимиты и ставки по УСН в 2021 году

    В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 266-ФЗ для компаний на УСН вводятся дополнительные лимиты, которые позволят остаться на «упрощёнке», но приведут к повышению налоговой ставки.

    Так, если показатели находятся в следующих пределах:

    • величина доходов – 150-200 млн рублей
    • среднесписочная численность – 100-130 человек

    то право на применение УСН сохраняется, однако размер ставки в зависимости от объекта налогообложения будет следующим:

    • «доходы» 8%
    • «доходы минус расходы» 20%

    Развитие бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу подразумевало сближение правил налогового учёта с правилами бухгалтерского учёта. Проблема взаимосвязи бухгалтерского и налогового учёта остаётся актуальной и по сей день. Хозяйственная деятельность любого предприятия включает в себя ведение налогового и бухгалтерского учёта, которые играют важнейшую роль в системе управления предприятием. Изначально на предприятиях использовалось интегрированное ведение бухгалтерского и налогового учета, однако позже они стали регламентироваться отдельно. Разделение учётов является не только российским феноменом. Все национальные экономические системы, основанные на закономерностях рынка в разные периоды развития, разделяли эти типы. В России это произошло немного позже в силу национальной специфики, связанную с переходом от командно-административной экономической системы к рыночной. Российская экономика начала движение к рынку: появились частные собственники, предприниматели, возникла необходимость собирать с них налоги, контролировать их деятельность. В этот период перехода к рыночной экономической системе появились первые элементы корректировок бухгалтерских показателей в целях уплаты налога на прибыль в связи с принятием Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Необходимость разделения налогового и бухгалтерского учета обусловлена историческим процессом усложнения хозяйственной деятельности, развития рынков товаров и капиталов, а также систем налогообложения.

    Налогообложение имеет многовековую историю. Люди в целях выживания пришли к выводу, что необходимо жертвовать некоторую долю своих доходов высшим силам. Так возникло натуральное налогообложение, и «десятина» стала ставкой жертвоприношения, то есть изымалось 10% от всего дохода. По мере развития человечества от Древнего Египта до средневековой Европы эта ставка трансформировалась в пределах от 5 до 10%. В начале XVIII века в европейских государствах сформировались рациональные системы налогообложения. К середине XX века сложились налоговые системы капиталистических государств Европы. Что касается России, то до конца 1991 года налоговая система не содержала каких-либо определённых требований по ведению специального учёта для целей налогообложения. Начиная с первой половины 1995 года, расхождение между бухгалтерским и налоговым учётом усиливалось. Это было связано с тем, что только лишь бухгалтерских приёмов стало недостаточно для верного исчисления налогов и других. Таким образом, «разделение налогового и бухгалтерского учёта нарастало ещё с давних времён, только в разных странах это происходило в разные периоды.» [3, c.336]

    Прежде чем более подробно анализировать взаимосвязь налогового и бухгалтерского учёта следует обратить внимание на смысловое значение двух понятий.

    «Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.» [2]

    «Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ». [1]

    Определение налогового учёта появилось в 2002 году в связи с введением новой 25 главы «Налог на прибыль организаций» в Налоговом кодексе РФ. С этого времени налоговый учёт стал таким же обязательным атрибутом учётной системы организации, как и бухгалтерский. С 2013 года бухгалтерский и налоговый учёт стали регламентироваться отдельно.

    Исходя из этих понятий, можно сделать вывод, что отожествлять бухгалтерский и налоговый учёт нельзя. Бухгалтерский учет предназначен для формирования информационной базы о деятельности организации и ее имущественном положении, для обеспечения информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, а налоговый учет предназначен для целей определения налоговой базы, размера налога для дальнейшей уплаты его в бюджет. Получается, что «главной причиной разделения учетов является фундаментальное различие между целями налогообложения и целями формирования финансовой отчётности для принятия управленческих решений». [4, c.108] Помимо этого различия существует ряд других, которые подтверждают несовместимость учётов.

    В первую очередь, в бухгалтерском и налоговом учёте выделяются разные этапы учётного процесса. Основными этапами бухгалтерского учета являются сбор, регистрация и обобщение информации. Налоговый учет, как правило, состоит только из этапа обобщения информации.

    Оба типа учетов подчиняются разным законам, нормативным документам. Бухгалтерский учет ведется на основании Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 года, отраслевых стандартов («Отраслевой стандарт бухгалтерского учёта операций с ценными бумагами в некредитных финансовых учреждениях», «Отраслевой стандарт бухгалтерского учёта вознаграждений работникам в некредитных финансовых организациях»).

    Налоговый учет подчиняется положениям Налогового Кодекса РФ, Федеральных законов, Писем ФНС и Минфина.

    Еще одним отличием является то, что «в двух типах учета по-разному определяются доходы и расходы предприятия» [4, c.109] В бухгалтерском учёте принимаются к сведению все движения денежных средств. В налоговом учете при определении прибыли, с которой будет взиматься налог, учитываются не все доходы и расходы предприятия, только те, которые указаны в Налоговом кодексе РФ. Для предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, в главах 25 и 26.2 Налогового кодекса РФ перечислены поступления, которые можно считать доходами (ст. 246, 250, 346.15) и расходы, которые можно считать расходами (ст. 254, 346.16). Однако это не говорит о том, что ведение налогового учета не значимо для предприятия. Все организации обязаны вести налоговый учет и контролировать правильность осуществления расчета налога, чтобы выполнить требования законодательства.

    Еще одним отличием является то, что в бухгалтерском учете применяется двойная запись с корреспонденцией счетов (проводка), а в налоговом учете отражается хозяйственная операция, увеличивающая или уменьшающая налогооблагаемую базу.

    В то же время, несмотря на наличие неустранимых различий, налоговый и бухгалтерский учёт строятся на единой экономической основе, а, следовательно, можно выделить несколько сходств между ними. Во- первых, ведение бухгалтерского и налогового учета обязательно для любой организации. Это необходимо для принятия дальнейших управленческих решений. Во-вторых, и в бухгалтерском учете, и в налоговом учете денежным выражением является рубль. В-третьих, все хозяйственные операции подтверждаются оправдательными документами: приёмными актами, квитанциями, накладными, платёжными требованиями, ведомостями. В-четвертых, и в налоговом, и в бухгалтерском учете отражаются результаты прошлых отчетных периодов. В-пятых, общим признаком обоих типов учета является периодичность. В бухгалтерском учетная политика применятся от одного отчетного года к другому, в налоговом нормы и правила учета применяются от одного налогового периода к другому.

    Итак, бухгалтерский и налоговый учёт, с одной стороны, понятия противоречивые, с другой имеют общие признаки. Исходя из этого, существуют разные варианты построения учётной системы. «На настоящее время выделяют две модели ведения бухгалтерского учёта: англо-американская и континентально- европейская.» [3, c.338] Первая модель базируется на том, что балансовая прибыль принципиально отлична от прибыли, рассчитанной в целях налогообложения. В данной модели бухгалтерский и налоговый учёт ведутся параллельно. Различие в понимании финансовой и налоговой прибыли вызвано, прежде всего, ориентацией финансовой отчетности на интересы широкого круга инвесторов, что обусловлено высокоразвитым рынком ценных бумаг, а также отсутствием жесткого законодательного регулирования правил финансового учета. К данной модели можно отнести следующие страны: Великобритания, Канада, ЮАР, США, Голландия, Австралия и другие. Вторая модель предполагает практически полное совмещение бухгалтерского и налогового учёта с минимальными корректировками. Эта модель подчиняется правилу: сумма балансовой прибыли должна равняться налогооблагаемой величине. Согласно континентально-европейской модели финансовая отчётность в первую очередь отражает интересы государства, поскольку учетная прибыль является налоговой базой, а правила ее определения устанавливаются законом. Данную модель используют следующие страны: Германия, Франция, Швеция, Бельгия, Испания, Италия, Швейцария и ряд стран Южной Америки, таких как Аргентина, Бразилия, Перу, Чили и другие.

    Россия первоначально использовала континентально-европейскую модель, но впоследствии с развитием налогооблагаемой базы ведение бухгалтерского и налогового учёта стало разделяться. В настоящее время в России предусмотрены различные способы формирования учётной системы: ведение налогового учёта с использованием корректировки данных, формируемых бухгалтерским учётом, параллельное ведение обоих видов учёта, использование бухгалтерских регистров, если нет расхождений в порядке ведения бухгалтерского учёта и налогообложения. Та или иная организация в праве самостоятельно выбрать подходящий вариант взаимодействия бухгалтерского и налогового учёта в соответствии со спецификой своей деятельности.

    Итак, ранее уже были перечислены различия и сходства бухгалтерского и налогового учёта. В большинстве предприятий, особенно в крупных, два вида учёта ведутся параллельно. Однако возникает вопрос:

    «Целесообразно ли это разделение?». По моему мнению, с точки зрения затрат разделение бухгалтерского и налогового учёта влечет негативные последствия для компаний. Если рассматривать крупные предприятия, то создание налоговых отделов, формирование их материальной базы, фонда оплаты труда и т. д. привело к возникновению дополнительных затрат. Малые и средние предприятия ведут, как правило, бухгалтерский и налоговый учёт совместно, так как у них нет средств на формирование налоговых отделов и развитие налогового учёта обособленно от бухгалтерского. В таких предприятиях вся ответственность по ведению обоих учётов возлагается на бухгалтеров. Из-за увеличения нагрузки предприятию следует увеличить штат бухгалтерии. На это также нужны определённые средства. Однако на расширение штата компания потратит меньше средств нежели будет отдельно вести налоговый учёт. Главная задача любого предприятия – получение прибыли, и каждая компания стремится ее максимизировать. Поэтому я считаю, что ведение бухгалтерского и налогового учётов раздельно не целесообразно для предприятий с точки зрения затрат.

    Таким образом, чтобы изучить взаимосвязь налогового и бухгалтерского учёта нужно детально рассмотреть их взаимодействие, посмотреть на их соотношение в ранние периоды развития, учесть множество факторов, таких, как развитость налогообложения в стране, экономической сферы, роль государства в жизни общества и его влияние на деятельность организаций и многие другие. Сказать, что ведение учётной системы на предприятиях в России окончательно сформировано, нельзя. Определение соотношения бухгалтерского и налогового учёта непростая задача. Оба учета играют важную роль в хозяйственной деятельности организации, так как они оба ведутся с целью отражения финансового состояния предприятия, формирования бюджета и разработки дальнейших управленческих решений.

    1. Налоговый кодекс РФ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.zakonrf.info/nk/313/

    2. Федеральный закон N 402 -ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://rg.ru/2011/12/09/buhuchet-dok.html

    3. Воскресенская Н.В Исторические предпосылки разделения бухгалтерского и налогового учёта в современной отечественной учётной практике // Экономика. Вестник, выпуск №4/2011

    4. Садовников В.Н. Модели взаимосвязи бухгалтерского и налогового учёта// Известия Санкт- Петербургского университета экономики и финансов, выпуск №4/2011

    Воронова Инесса Эдуардовна – магистрант института заочного образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

    Аннотация: В статье рассматриваются цели бухгалтерского и налогового учета, определены различия между бухгалтерским и налоговым учетом, предложены способы сближения бухгалтерского и налогового учета для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСНО) и упрощенную систему налогообложения (УСНО) со стороны налогоплательщиков, а также выделены направления по созданию необходимых условий со стороны законодателя.

    Ключевые слова: учет, бухгалтерский учет, налог, налогообложение, налоговый учет.

    Эволюция современных рыночных отношений в России, возрастающие бюджетные расходы приводят к необходимости создания новой точки зрения на отношения между бизнесом и государством, задачи налогового учета, планирования и контроля. В подобных условиях налогоплательщики несут огромную ответственность при исполнении обязанности по уплате налогов. Перед переходом страны к рыночным отношениям расчет налогов и сборов в организациях осуществлялся посредством ведения бухгалтерского учета, который в полной мере выполнял налоговые и расчетные функции. Вместе с тем данные функции не соответствуют задачам и целям бухгалтерского учета, что стало противоречием между бухгалтерским и налоговым учетом.

    Эволюция двух систем учета стала причиной того, что налоговый учет стал иметь всё больше различий с бухгалтерским. У данных систем разные пользователи, цели, подходы к установлению принципов учета и правовая природа регулирующих их норм.

    Общая сфера, благодаря которой бухгалтерский и налоговый учет не разделились сразу же – это источник получения информации, то есть факты хозяйственной деятельности предприятия.

    Таким образом, имеются объективные предпосылки для подобного разделения, так как единая система не позволяет полностью соответствовать интересам тех, кому она служит.

    Цель бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности и денежных потоках организации, адаптированной для принятия экономических решений неограниченным кругом пользователей публичной финансовой отчетности организации.

    Цель налогового учета – формирование показателей, необходимых для расчета количественных параметров налога, а также другой информации об операциях организации, влияющих на эти параметры, которая необходима для проведения налогового администрирования государственными органами. Сопоставление этих формулировок позволяет хорошо видеть, что разделение двух учетов является объективным. Их совпадение может быть только на уровне решения общих задач.

    Требование одновременного ведения бухгалтерского и налогового учёта существенно увеличивает объем учетной работы. В отношении этих форм учёта действуют разные правила, которыми необходимо руководствоваться. Кроме того, несогласованность бухгалтерского и налогового учёта требует достаточно высокого уровня подготовки специалиста бухгалтерской службы [1].

    В 2020 году вступила в действие новая редакция ПБУ18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», которая вносит изменения в порядок их применения и направлена на приведение правил бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ним объектов бухгалтерского учета в соответствие с МФСО (IAS)12 «Налоги и прибыль» [2, с. 152]. При ведении учёта предприятия должны учитывать существующие различия нормативно-правовых норм бухгалтерского и налогового учёта. Так, могут возникнуть отличия в фиксировании учёта курсовых разниц, отражении заёмных средств, амортизации, формирования резервов. Поэтому организация заинтересована в том, чтобы минимизировать расхождения в ведении бухгалтерского и налогового учета (которые вызваны появлением постоянных и временных разниц). Выделим некоторые рекомендуемые способы по сближению бухгалтерского и налогового учета.

    1. Установление одинаковых способов амортизации.

    Несовпадение сумм амортизационных отчислений создает возникновение временных и постоянных разниц в бухгалтерском учете.

    Как известно, разнообразие способов амортизационных отчислений бухгалтерского учёта значительно шире, чем налогового. При использовании разных способов возникают временные разницы, и увеличивается объём работы бухгалтера, что может привести к искажению данных финансовой отчётности. Поэтому в некоторых случаях целесообразно использовать одинаковый способ начисления амортизации (линейный способ), однако он не подходит для снижения налоговой нагрузки впервые годы эксплуатации дорогостоящего основного средства [3].

    Кроме того, наличие амортизационной премии в налоговом учете так же приводит к возникновению расхождения с бухгалтерским учетом. Следует учитывать, что принципы формирования стоимости основных средств, а также моменты начала и прекращения начисления амортизации, в налоговом и бухгалтерском учете существенно различаются. Расхождению способствует и наличие возможности пересмотра амортизации в бухгалтерском учете.

    1. Установление единого способа списания сырья и материалов.

    Использование разных способов списания сырья и материалов тоже усложняет систему учёта и увеличивает нагрузку на отдел бухгалтерии. Поэтому в целях сближения бухгалтерского и налогового учёта целесообразно применять метод ФИФО (учёт по первоначальной стоимости приобретаемых товаров/услуг) и производить оценку по средней стоимости [4, с. 157].

    1. Приведение в соответствие видов затрат в бухгалтерском и налоговом учете.

    В бухгалтерском и налоговом учёте затраты могут быть приняты по-разному (в связи с разной их классификацией), что увеличивает нагрузку бухгалтера и может привести к искажениям итоговой отчётности.

    1. Отказ от проведения переоценки основных средств. Одна из основных целей переоценки – сближение российской системы бухучёта и МСФО. Но для малого бизнеса переоценка не даёт значимых финансовых выгод, так как практически не отражается в данных налогового учёта.
    2. Отказ от проведения консервации основных средств. Отметим, что малые предприятия, применяющие УСНО, не имеют право использовать процедуру консервации основных средств. Для средних предприятий, как и в отношении процедуры переоценки, результат отразится в бухгалтерском, но не в налоговом учёте, то есть, организация конкретной выгоды в виде перераспределения налоговой нагрузки от этого не получит.

    Однако, консервация основных средств также создаст разрыв в принимаемых к учёту суммах бухгалтерского и налогового учёта, то есть – увеличит объём работы.

    Для сближения различных видов учета крайне важна их согласованность с целесообразностью ведения хозяйственной деятельности предприятия. В целом решение задачи сближения бухгалтерского и налогового учёта достигается при реформировании налогового и бухгалтерского законодательства. Следует предоставлять налогоплательщикам возможность применять методы учёта, которые они используют при формировании финансовой отчётности [5].

    Рассмотренные методы сближения бухгалтерского и налогового учета для субъектов малого предпринимательства упрощенной и общей системы налогообложения со стороны налогоплательщика представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Методы сближения бухгалтерского и налогового учета.

    Способ сближения

    Организации, применяющие ОСНО

    Организации, применяющие УСНО

    Применять одинаковый способ амортизации основных средств

    Читайте также: