Актуальные проблемы налогового администрирования в россии

Опубликовано: 14.05.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 26.06.2017 2017-06-26

Статья просмотрена: 4208 раз

Библиографическое описание:

Дмитриев, А. А. Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития / А. А. Дмитриев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44889/ (дата обращения: 18.05.2021).

За время существования налоговой системы в Российской Федерации сформировался определенный механизм налогового администрирования.

Налоговое администрирование — одна из частей управления налоговой системой, включающей в себя контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, контроль реализации и исполнения законодательства налоговыми органами, а также организационное и методическое, аналитическое обеспечение контрольной деятельности [1]. Данное понятие включает в себя качество работы налогового аппарата, которое способно в процессе функционирования как выявлять факты несовершенства налогового законодательства, так и стремиться соблюдать основные принципы налогообложения.

Перед налоговым администрированием стоит первостепенная задача — это в современных условиях, в условиях рыночной экономики, вовремя и своевременно реагировать на всевозможные изменения в экономике и налоговых правоотношениях.

Исследование проблем налогового администрирования непосредственно связано с повышением эффективности налоговой системы, качественным улучшением собираемости налогов.

Разработка методологических основ налогового администрирования, адаптированных к современным требованиям экономического развития, является важным направлением научного поиска. Его результаты позволят получить теоретико-методологическую основу эффективной реализации налоговой политики государства, что позволит обогатить отечественную теорию и практику налогообложения.

Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит от качества управления ею.

На сегодняшний день наблюдается несовершенство современной системы налогообложения, а также ныне существующие пробелы и проблемы в данном механизме негативно сказываются как на экономическом развитии государства, так и на деятельности предприятий и организаций в целом, способствуя тем самым уменьшению инвестиционной активности, приводит к массовому уклонению от уплаты налогов, «бегству» капитала, сокрытию доходов и существованию и расширению теневой экономики, что приводит в свою очередь к сокращению налоговых платежей в бюджетную систему РФ.

Налоговая система Российской Федерации подвергается постоянным изменениям, ориентируясь на современное состояние экономики в целом с целью увеличения налоговых поступлений в бюджет РФ. В нашей стране за последнее время реализовано множество мероприятий налогового администрирования, но сегодняшний день многие вопросы ориентировочно налогового администрирования остаются неизученными или изучены, но недостаточно хорошо и требуют дальнейшего рассмотрения, изучения и преобразования.

На данный момент в Налоговой системе РФ существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ежегодно сокращается качество проведения камеральных налоговых проверок, при том, что количество налогоплательщиков лишь возрастает.

Это свидетельствует о том, что в целом по России плохо развит механизм выборки объектов проверки, так как из года в год меняется как состояние экономики в целом, так и деятельность налогоплательщиков, а также способы сокрытия и неуплаты доходов и ведения теневого бизнеса. Данные обстоятельства обуславливают необходимость постоянной перестройки и изменения алгоритмов и правил отбора налогоплательщиков в целях камеральной налоговой проверки, которые являются важным элементом в системе налогового администрирования.

  1. Проблемы правового характера.

Налоговое администрирование, прежде всего, нацелено на соблюдение налогового законодательства всеми участниками налогового процесса. Но проблема заключается в том, что налоговое законодательство РФ, во-первых, слишком неустойчиво, во вторых, запутанно и противоречит в определенной части экономическим реалиям. Кроме того, налоговое законодательство РФ содержит несколько неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию уже хорошо известных и налоговым органам, и всем налогоплательщикам налоговых схем уклонения от уплаты налогов и сокрытия своих доходов.

  1. Проблемы организационного характера.

Налоговое администрирование, по сути, есть практическая деятельность налоговых органов. Для качественного исполнения функции администрирования налогов в современных экономических условиях необходимо сочетание нескольких факторов:

– наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах;

– наличие должным образом оборудованного рабочего места;

– наличие новых технологий (программных продуктов) для осуществления многих функций в электронном виде для упрощения многих процедур, как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков;

– скоординированная работа уполномоченных ведомств по обмену данными с налоговыми органами.

В отношении трёх последних перечисленных факторов существуют серьезные проблемы, хотя в последние два года ситуация существенно изменилась, но всё же ситуация сохранилась.

Что касается технического оснащения рабочего места, то здесь по сей день имеются такие проблемы, как:

– отсутствие удобного, оборудованного рабочего места, позволяющего сконцентрироваться на работе;

– отсутствие современной и работоспособной техники, соответствующей современным требованиям, что осложняет работу налоговых органов, а в некоторых случаях и вовсе останавливает её, т. к. программное обеспечение ПК не позволяет обработать нужную информацию (полученная информация не открывается на ПК) или вовсе некоторые системные программы не работают;

– отсутствует нужное количество компьютерной техники, оргтехники, в то время как налоговый орган принимает на службу нового сотрудника, но не в состоянии предоставить оснастить его рабочее место.

  1. Проблемы при осуществлении обмена данными между государственными органами иналоговыми инспекциями.

Так, происходят сбои или задержки при передаче данных от органов внутренних дел (паспортных столов, миграционной службы, ГИБДД) в налоговые органы, в результате чего налогоплательщики несколько лет могут ожидать получения уведомления об уплате транспортного налога на проданный автомобиль или квитанцию не на свое имя или не по месту жительства.

Также существуют проблемы обмена данными между самими налоговыми органами и массивный документооборот. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку.

  1. Необходимость снижение документооборота

Одним из способов снижения документооборота, что непосредственно положительно сказывается на системе, является составление по итогам налоговой проверки сразу акта, а не справки, как промежуточного документа, что в целом позволит налоговым органом в некоторой степени сократить расходы на осуществление соответствующей налоговой проверки, что и является одним из направлений налогового администрирования — снижение издержек.

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

– Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.

– Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.

– Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Администрирующие мероприятия: информирование налогоплательщиков, предоставление форм налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения из-за налоговой неграмотности, проведение внутреннего аудита налоговых органов, выработка единой правоприменительной практики налоговых органов, развитие системы электронного взаимодействия, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан.

Контроль налоговыми органами мероприятий по взаимодействию должностных лиц и налогоплательщиков (аудио и видеоконтроль) во избежание проявления грубости, негатива, подозрительности и предвзятости со стороны должностного лица налогового органа.

  1. Проблема «Фирм-однодневок», «Мест массовой регистрации», «Схемы сучастием офшорных компаний».

Довольно часто юридические лица регистрируются на студентов, пенсионеров, безработных, лиц без определенного места жительства и д. р. На деле проверить всю эту информацию не составляет большого труда, но на это нужно время, которое по законодательству не отводится при регистрации юридического лица, т. к. существуют определенные сроки постановки на учёт, не включающие данное мероприятие предпроверочного анализа [2].

Решением данной проблемы будет закрепление на законодательном уровне дополнительного времени при постановке на учет в целях осуществления мероприятий предпроверочного анализа учредителей, мест регистраций и т. д. и тем самым будет происходить предотвращение существования фирм однодневок, посредствам которых и происходит сокрытие доходов, минимизация налоговых платежей и следовательно сокращение поступлений средств в бюджет.

Решение вышеперечисленных проблем является важным и необходимом этапом для достижения цели прозрачной и эффективной налоговой системы, обеспечивающей поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдение прав и интересов налогоплательщиков. Формирование мероприятий по преодолению изложенных выше проблем должно носить комплексный характер, учитывающий специфику российский условий и длительные промежутки времени до их реализации.

Для максимального наполнения бюджета налоговыми доходами, необходимо непрекословное исполнение обязанностей по уплате налогов, установленных законодательством Российской Федерации, что возможно лишь при пересмотре практики взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, пересмотре и активизации мер по противодействию незаконной экономической деятельности, пресечению перехода налогоплательщиков в «тень» и сокрытия доходов, а также при создании благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков.. Процедуры налогового администрирования должны в свою очередь быть максимально простыми и комфортными для добросовестных налогоплательщиков, в целях повышения уровня пополнения бюджета за счёт взимания налогов и снижения рисков сокрытия доходов и неуплат налогов.

Поэтому необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность.

Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны.

Несомненно, главными приоритетами налогового администрирования должны быть выявление и предотвращение использования налоговых схем, определение жестких мер ответственности за уклонение от уплаты налогов. Но также не стоит забывать о решении вышеперечисленных проблем, которые способствуют лучшей работе налоговых органов и улучшение взаимодействия с налогоплательщиками.

Законодательство Российской Федерации не безупречно, везде имеются пробелы, нерешенные вопросы, лазейки, которыми пользуется налогоплательщик для получения выгоды, тем самым нарушая законодательство РФ о налогах и сборах, что в свою очередь осложняет работу налоговых органов. Всё это в совокупности и ведет к недопоступлению денежных средств в бюджет страны. Между тем потенциал для увеличения собираемости налогов находится на достаточно высоком уровне.

Наша налоговая система должна быть ориентирована так, чтобы она функционировала с главной целью: стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиционных вложений в неё, создание конкурентных условий для существования и работы наших предприятий [3].

Используя правильно инструменты налогового контроля, можно с успехом создавать такие условия, когда налогоплательщику на порядок выгоднее уплачивать налоги, добросовестно вести свой бизнес, добровольно и с доверием взаимодействовать с государством, получать финансирование и контракты от него и, наконец, выйти из «тени», так как всё это возможно при правильном использовании инструментов налогового контроля и налогового администрирования в целом. Всё достижимо при грамотной организации деятельности ФНС, которая должна постоянно учитывать все изменения и ориентироваться на них и на современное состояние экономики в целом.

Условиями качественного налогового администрирования могут выступать: реорганизация и усовершенствование структуры ФНС России, усиление материально-технической базы, ориентация на прецеденты судебных разбирательств прошлых лет, дальнейшее внедрение и использование новых технологий работы, в частности и по отбору налогоплательщиков в целях совершения налоговой проверки, изменение структуры контакта и взаимоотношений ФНС России и налогоплательщиков, модернизация и развитие информационного обеспечения налоговых служб, переподготовка и повышение квалификации сотрудников налоговых органов с ориентацией на более лояльное взаимоотношение с налогоплательщиками.

Система администрирования налогов должна быть эффективной с точки зрения первостепенной государственной цели — обеспечение необходимых налоговых поступлений в бюджетную систему и одновременно снижение уровня издержек на исполнение налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков [4].

Грамотно сбалансированное и эффективное налоговое администрирование, сочетающее в себе интересы и государства, и налогоплательщиков, является важнейшей составляющей экономических, социальных и политических преобразований в стране.

Сейчас лишь можно сказать о том, что, лишь изменив неточности в НК РФ, мы сможем увидеть наличие или отсутствие результата, и предпосылки к дальнейшим действиям. Причина некоторых проблем сводится ещё и к тому, что происходит неточное толкование НК РФ, что обуславливается трудностями терминологий введения в Российскую практику правовую систему зарубежных правовых конструкций.

очно: г. Москва, Большой Харитоньевский пер., дом 24, ИЗиСП, зал заседаний ученого совета /онлайн трансляция

На данной странице размещены материалы конференции, которая состоялась 22 марта 2021 г. в Москве

Вы можете набрать 72 ак. ч. повышения квалификации при участии в Конференции 22 марта (на безвозмездной основе) и любых 5 днях мероприятий Палаты налоговых консультантов в рамках РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ НЕДЕЛИ в марте или апреле .

* у частие только в Конференции (22 марта на безвозмездной основе) не идет в зачет повышения квалификации.

Практическая конференция Палаты налоговых консультантов

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Илья Ильич Кучеров - председатель Правления Союза по организации деятельности консультантов по налогам и сборам «Палата налоговых консультантов», первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, д.ю.н. профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

Нурматбек Таджиевич Мамбеталиев - начальник отдела налоговой политики Евразийской экономической комиссии, советник налоговой службы I ранга

Виктор Александрович Мачехин - научный секретарь Российского отделения Международной налоговой ассоциации (IFA), доцент МГЮА им. О.Е. Кутафина и Финансового университета при Правительстве РФ, руководитель налоговой практики Linklaters (Москва), к.ю.н., магистр частного права

Налоговый аудит и налоговая экспертиза как инструменты налогоплательщика в спорных ситуациях

IMG_7913_1.jpg

Вопросы к обсуждению:

Роль налогового аудита, судебной и внесудебной налоговой экспертизы в формировании доказательственной базы позиции налогоплательщика.

Роль налогового аудита и налоговой экспертизы в неналоговых спорах (дела о банкротстве, субсидиарная ответственность).

Процессуальный статус эксперта судебной налоговой экспертизы и специалиста в области налогообложения – проблема выхода эксперта судебной налоговой экспертизы за рамки компетенции.

Возможности процессуального использования заключения специалиста в области налогообложения – опыт в уголовном, арбитражном процессе, а также в процедурах налогового контроля.

Анализ акта и решения по итогам выездной налоговой проверки в рамках экспертного исследования. Возможность участия специалиста в оценке акта и решения налогового органа.

Как с помощью налоговой экспертизы выстраивать стратегию в споре. Примеры актуальной судебной практики.

Объекты исследования и информационное обеспечение судебной налоговой экспертизы. Недопустимые объекты: типичные ошибки эксперта судебной налоговой экспертизы.

Сравнительный анализ акта проверки и заключения эксперта судебной налоговой экспертизы.

Алексей Анатольевич Савицкий - к.э.н., доцент кафедры судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), вице-президентом Союза финансово-экономических судебных экспертов, эксперт судебной оценочной экспертизы

Участники обсуждения:

Ольга Анатольевна Бондаренко - к.ю.н., ведущий специалист консультационного центра «Ависта консалтинг», доцент, аттестованный аудитор, налоговый консультант, член научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов

Сергей Михайлович Колотов - генеральный директор ООО «Аудиторская компания «Град», сертифицированный судебный эксперт по специальностям «Исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов» и «Исследование записей бухгалтерского учета»

Презентация: pdf icon

Анна Олеговна Медведева – адвокат Московской КА «Профессиональная юридическая помощь»

Сергей Викторович Малюкин – адвокат, партнер АБ «ЗКС»

Александр Николаевич Медведев - к.э.н., аудитор, генеральный директор ООО «Аудит БТ», член научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов

Налоговый мониторинг – детали вступления: практические вопросы реализации дорожной карты

IMG_7920_1.jpg
Крашенинникова.jpg

Вопросы к обсуждению:

Изменения налогового законодательства в части налогового мониторинга: планы ФНС России.

Плюсы и минусы перехода компании на налоговый мониторинг: принятие решения о целесообразности вступления, актуальные вопросы при вступлении, подготовка к вступлению, помощь сторонних консультантов (целесообразность и степень вовлеченности).

Новые электронные формы (обсуждение проектов "новых" приказов ФНС 323@ и 509@): список новых форм, ожидаемые сроки утверждения приказов, возможные варианты подготовки форм).

Налоговый мониторинг: что показали 6 лет практики.

- Обсуждение опыта компаний «1-й волны»: если бы была возможность вернуться в самое начало процесса подготовки к вступлению в налоговый мониторинг, что бы хотели поменять: в процессе подготовки, взаимодействии с консультантами и разработчиками, в организации работы проектной команды.

- Обсуждение опыта компаний «2-й волны»: c какими проблемами столкнулись, какие «нестыковки» законодательства преодолевали.

  • Значение системы внутреннего контроля (СВК) для режима налогового мониторинга.

- Как «видит» систему внутреннего контроля ФНС России: как внутренний инструмент компании для профилактики налоговых рисков или как формальное оформление для вступления в режим налогового мониторинга?

- Суть СВК именно для целей налогового мониторинга: определение налоговых рисков и соответствующих им контролей, закрепление контролей внутри организации на регулярной основе (так называемые контроли 2-го уровня), формализация СВК в виде внутренних локальных нормативных актов.

- Витрина налогового мониторинга как один из способов коммуникации с ФНС. В каких случаях подходит, а в каких – нет.

- Как налогоплательщику подготовиться к разработке витрины, чтобы взаимодействие с разработчиком было эффективным.

  • Рекомендации для тех, кто готовится войти в горизонтальный налоговый мониторинг.

Мария Алексеевна Паничева - член Палаты налоговых консультантов, руководитель направления по налоговому мониторингу, ПАО «Московская биржа»

В 2021 году Московская биржа вошла в режим налогового мониторинга

Дмитрий Александрович Корнев - член Палаты налоговых консультантов, директор департамента налогового администрирования, ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС)

В 2015 году МТС стала первым в России участником режима налогового мониторинга

Презентация: pdf icon

Участники обсуждения:

Марина Александровна Крашенинникова - начальник управления налогового мониторинга, ФНС России

Павел Петрович Викторов - к.э.н., директор по внутреннему контролю и аудиту с более чем 15-ти летним опытом, включая: ТНК-ВР, CTC Media, Inc. (NASDAQ Listed) и ГК SIMPLE, Консультант комитетов по аудиту при СД, руководителей служб ВК и ВА для 10+ АО и ПАО, CIA - Certified Internal Auditor of the International Institute of Internal Auditors (the IIA), CPA - Certified Public Accountant of American Institute of Certified Public Accountants (AICPA)

Презентация: pdf icon

Михаил Игоревич Свинцицкий - Ассоциация «Лига Цифровой Экономики», руководитель направления налогового мониторинга в ассоциации «Лига Цифровой Экономики»

Презентация: pdf icon

Татьяна Валентиновна Подтикан - руководитель Департамента корпоративного консалтинга ООО «Финэкспертиза»

Ст. 54.1: позиция ФНС России (письмо ФНС России, посвященное статье 54.1 НК РФ и налоговым злоупотреблениям, БВ-4-7/3060@ от 10.03.2021)

IMG_7938_1.jpg

Евгений Вячеславович Тимофеев - руководитель налоговой практики по России/СНГ юридической фирмы Goltsblat BLP

Участники обсуждения:

Виктор Валентинович Бациев - заместитель руководителя ФНС России

Александр Николаевич Медведев - к.э.н., аудитор, генеральный директор ООО «Аудит БТ», член научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов

Сергей Викторович Разгулин - действительный государственный советник РФ 3-го класса, имеет 15-летний опыт работы в налоговых и финансовых органах

Константин Анатольевич Сасов - к.ю.н., адвокат, ведущий юрист юридической компании «Пепеляев групп»

Дополнительная информация:

Данная конференция открывает серию деловых мероприятий в рамках ЕВРАЗИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ НЕДЕЛИ (22-27 марта, организаторы: Палата налоговых консультантов; Российское отделение международной налоговой ассоциации РосИФА; Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК); Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (ИЗиСП); Финансовый университет при Правительстве РФ; Образовательные партнеры Палаты налоговых консультантов).

Спикерами мероприятий в рамках НЕДЕЛИ являются представители ФНС России, МФ РФ, ЕЭК, ОЭСР, Рос-ИФА, российских и иностранных консультационных и юридических фирм, российские и зарубежные ученые в области международного налогообложения, члены Палаты налоговых консультантов, представители Научно-исследовательского финансового института при Министерстве Финансов РФ.

Цель мероприятия: организация регулярной площадки для общения профессионалов в области налогообложения, обмену опытом и обсуждению актуальных вопросов

Мещеряков Егор Сергеевич – студент Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Маркина Наталья Александровна – научный руководитель, старший преподаватель Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В данной статье представлен обзор определений налогового администрирования с точки зрения современных исследователей, а также выявлены проблемы системы налогового администрирования РФ и предложены пути их решения.

Ключевые слова: Налоги, налоговое администрирование, налоговая политика.

Налоговое администрирование сегодня представляет важнейший элемент налоговой системы, который содержит, в свою очередь, такие элементы, как мониторинг соблюдения своих обязанностей налогоплательщиками, контроль за выполнением требований законодательства со стороны налоговых органов, и, кроме того, широкий комплекс различных инструментов методического, организационного, программно-технического и аналитического сопровождения деятельности. Также к налоговому администрированию относится качество работы налоговых органов, которые в ходе функционирования могут выявлять факты нарушения налогового законодательства, выявлять его пробелы и вносить предложения по их устранению в вышестоящие органы.

В качестве основной задачи налогового администрирования можно отнести своевременное реагирование на изменения различного характера в экономике и отношениях различных субъектов в сфере налогообложения. Анализ проблем налогового администрирования прямым образом связан с ростом эффективности самой по себе налоговой системы, а также повышением качества собираемости налогов. При этом одним из наиболее важных аспектов налогового администрирования является совершенствование методологических основ налогового администрирования, которые должны гибко адаптироваться под актуальные требования законодательства. Для совершенствования непосредственно налоговой политики государства сегодня необходима выработка современных подходов в этой сфере. Кроме того, это будет способствовать обогащению теории и практики налогообложения.

Современное налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и государственной экономики. Однако, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что среди российских экономистов до сих пор нет единства в понимании налогового администрирования. Приведем доказательства этого вывода из определения налогового администрирования некоторых авторов.

Майбуров И.А. полагает, что под налоговым администрированием понимается процесс управления механизмом получения налогов от налогоплательщиков, утвержденным российским законодательством и осуществляемым работниками налоговых органов и прочих органов, работающих в сфере налогового администрирования [3, с. 44].

Пансков В.Г. определяет налоговое администрирование как деятельность, направленную на управление органами налогового контроля, а также на формирование системы налогов и сборов, контроль за соблюдением налогового законодательства, прав и обязанностей участников налоговых отношений [4, с. 67].

Жакенова Г.И. указывает на то, что налоговое администрирование – это механизм оптимизации налоговой структуры, совершенствованию инструментов и методов их сбора, учета и сдачи отчетности, а также контроля за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью уплаты налогов в соответствии с требованиями отечественного законодательства [2, с. 57].

Таким образом, исходя из анализа этих понятий, можно сказать, что налоговое администрирование определяется как деятельность налоговых органов по мониторингу соблюдения налогового законодательства России организациями и физическими лицами, т. е. фактически оно связано с налоговым контролем. Однако, сопоставляя налоговое администрирование и налоговый контроль, можно сказать, что сущность налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но в то же время является частью управления налоговой системой.

Кроме того, обзор источников показал, что в современной экономической литературе существует актуальная идентификация понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». В связи с этим можно сказать, что понятие «налоговое администрирование» определяется как налоговая администрация.

В настоящее время общепризнанным фактом является несовершенство системы налогового администрирования, что во многом обусловлено как качеством управления ею, так и структурными недостатками, то есть теми аспектами, которые заложены сами законодательством. Сама российская налоговая среда сегодня сложилась в нашей стране таким образом, что налогооблагаемые субъекты бизнеса стремятся каким-либо образом оптимизировать свои налоговые издержки, снизить налоговое бремя. Несмотря на меры по налоговой амнистии, проводимые российским Правительством, все еще распространены случаи «бегства» капитала за рубеж.

Налоговая система России сегодня динамично изменяется на основе как преобразований законодательного характера, так и при воздействии на нее внешних причин, связанных с неустойчивостью современной экономики. В связи с этим государству необходимо создавать условия для того, чтобы бюджет страны активно пополнялся, однако меры, принимаемые законодателем в сфере налоговой политики, направлены на количественное повышение налогов, а не создание условий для налогоплательщиков. Иллюстрацией тому служит увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%, что производители перенесут в цену продукции для конечного потребителя, и что, в свою очередь, будет способствовать всеобщему росту цен на фоне невысокой платежеспособности населения в целом.

В настоящее время в российской налоговой системе существуют следующие проблемы, неточности и пробелы:

  1. Ухудшение качества проведения камеральных налоговых проверок, учитывая тот факт, что количество налогоплательщиков возрастает.
  2. Недостаточно совершенное законодательство в сфере налогового администрирования, что, в частности, выражено в недостаточной четкости формулировок, касающихся механизма проведения проверок.
  3. Внутренние проблемы, связанные с нехваткой высококвалифицированных специалистов, недостаточно совершенным программным обеспечением, не всегда позволяющим своевременно получить данные о налогоплательщике.
  4. Проблемы обмена данными между самими налоговыми органами. К примеру, когда отправляется запрос о налогоплательщике, или запрос об истребовании документов по данному налогоплательщику в инспекцию по месту его постановки на учёт, но в установленные сроки ответ не получен, тем самым налоговый орган, отправивший запрос, не может произвести соответствующую работу или осуществить налоговую проверку [1, с. 144].

Путями решения вышеперечисленных проблем могут стать следующие мероприятия:

  1. Ежегодное выделение средств из бюджета именно на цель закупки и обновления всей необходимой техники и персональных компьютеров, отвечающих последним требованиях.
  2. Разработка каналов связи, позволяющих не терять информацию во время обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями и вовремя её получать.
  3. Закрепление ответственности за всеми органами за несвоевременное предоставление требуемой информации и несение соответствующих предусмотренных дисциплинарных взысканий (замечание, предупреждение, выговор и даже увольнение) за совершенный дисциплинарный проступок.

Необходимо создание такого механизма налогового администрирования, который приводил бы к наиболее качественному и количественному взиманию налогов и сборов, учитывающий специфику и состояние современной экономики, а также все изменения в налоговом законодательстве и ориентированном на налогоплательщиков, что и обуславливает высокую значимость и актуальность. Обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны [1, с. 145].

Таким образом, по итогам проведенного исследования был сделан вывод о том, что сущность налогового администрирования заключается в организации сбора налогов на уровне государства (от определения состава налоговой отчетности до разработки правил взаимодействия налогоплательщиков с государством). В настоящее время налоговое администрирование сталкивается с рядом проблем, связанных с тем, что в связи с современной экономической ситуацией в стране и снижением платежеспособности населения экономические субъекты стремятся к оптимизации налогообложения и не всегда легальными способами. Поэтому система налогового администрирования должна в настоящее время повысить контроль за налогоплательщиками и ужесточить санкции для тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, уходит от налогов и осуществляет прочие нарушения налогового законодательства.


Полагаю, что статья адресована не бухгалтерам. Вы и так об этом знаете. Статья была опубликована в конце 2019 года в сообществе менеджеров Executive.ru и представлена на обсуждение участникам этого сообщества. «Пусть будет и в моем блоге», — подумала я. «Клерк» читают не только бухгалтеры. А редакция «Клерк» — была и не против.

Благодарю дружелюбный «Клерк» и представляю вашему вниманию свою публикацию.

Главная цель налоговых и контролирующих органов — вывод бизнеса из серых зон и максимальное «обеление» деятельности. Проворачивать сомнительные схемы станет еще сложнее.

ФНС демонстрирует уверенный рост налоговых поступлений в бюджет, впечатляя новыми цифровыми возможностями и правовыми инструментами налогового администрирования. Внесены масштабные поправки в Налоговый кодекс, меняются правила применения популярных налоговых режимов, ужесточается налоговое администрирование, усилен банковский и межведомственный контроль за финансовыми операциями.

Главный акцент налоговиков — на сознательное поведение налогоплательщика и добровольный отказ от сомнительных схем. На уточнение налоговых обязательств и доплату налогов в бюджет. Беспечных и упрямых ждет проверка. А проверять будут глубоко и жестко.

С какими трудностями предстоит столкнуться российскому бизнесу в наступающем 2020 году? Давайте разбираться.

Фокус на искусственное дробление бизнеса

Это самый опасный для бизнеса прием оптимизации. Охота продолжится не только на крупных. Средним и мелким организациям тоже строит пересмотреть свои сложносочиненные группы компаний — на предмет взаимозависимости контрагентов, подконтрольности участников и несамостоятельности низконалоговых субъектов. Цена претензий в дроблении бизнеса, как правило, очень высока.

ФНС продолжит войну с «конвертами»

Налоговые зарплатные комиссии стали постоянно действующими. Как и ранее, они будут собираться и в межведомственном составе: с представителями различных контрольных ведомств: трудовой инспекции, пенсионного фонда, полиции, администраций муниципальных образований, прокуратуры и других.

Методологически ФНС уже подготовилась:

Во-первых, внесены новые контрольные соотношения в отчетные формы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ): теперь средняя зарплата каждого работника сопоставляется со среднеотраслевой региональной величиной. Те компании, которые не повысят зарплату до среднеотраслевой, налоговые органы возьмут в разработку.

Во-вторых, Федеральным законом №?325-ФЗ от 29 сентября 2019 г. внесены изменения в пункт 9 статьи 226 Налогового кодекса, допускающие, что если налоговой проверкой будет установлено неудержание (или неполное удержание) налога на доход физических лиц, долг по НДФЛ заплатит уклонист-работодатель. Работник при этом не пострадает.

В общем случае, НДФЛ удерживается из доходов физического лица, и его уплата за счет налоговых агентов-работодателей не допускается. Но новая норма специально введена для того, чтобы работники не боялись информировать контрольные органы о выплате «серых» зарплат. Если налоговая проверка установит и докажет факт зарплаты «в конверте», работодателю придется заплатить не только страховые взносы, но и неудержанный с сотрудника НДФЛ с умышленно скрытых от налогов выплат.

Перевод сотрудников в самозанятые и ИП — опасен

Налоговики продолжат задавать вопросы компаниям, привлекающих для оказания услуг индивидуальных предпринимателей (ИП) и самозанятых — плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). На предмет поиска признаков трудовых отношений, умысла действий и необоснованной налоговой выгоды. Все попытки снизить налоговую нагрузку за счет перевода штатных сотрудников в статус ИП или самозанятых — без внятной деловой цели — будут признаны схемами по уходу от налогообложения. Об этом налоговая уже предупредила.

Уже с ноября 2019 года компании стали получать приглашения на налоговые комиссии для дачи пояснений по договорным отношениям с самозанятыми. В 2020 году к проверкам компаний, работающих с самозанятыми, подключится и Роструд.

С 1 января 2020 года налог на профессиональный доход вводится еще в 19 российских субъектах. С 11 июля 2020 года налоговый режим для самозанятых будет распространен и на остальные российские территории.

Борьба за «чистоту» реестра

В 2020 году информационный комплекс ФНС АСК НДС-2 продолжит выявлять налоговые разрывы, а налоговики — искать компании-«однодневки», злоупотребляющие выводом наличных. Цель — найти бенефициара, выгодоприобретателя — реальный бизнес или лицо, которое уклонилось от налогов и получило фискальную выгоду. С которого есть что взять. И насколько далеко от него разрыв в цепочке контрагентов: три, пять, семь — неважно. Борьба с «однодневками» — благородная цель. Но взять с них, как правило, нечего. А за любое нарушение кто-то должен ответить. И заплатить.

Продолжится актуализация сведений реестра о недостоверных данных, массовых адресах и «массовых подписантах». Достоверность сведений о компании ФНС будет проверять как на этапе регистрации, так и после представления отчетности. Руководители и участники недействующих или «фиктивных» организаций в течение трех последующих лет лишаются права создавать другие компании, приобретать доли в них или становиться руководителями.

С 1 сентября 2020 года ФНС займется расчисткой реестра индивидуальных предпринимателей. И сможет принудительно исключить ИП из ЕГРИП по двум основаниям:

  • Прошло 15 месяцев с даты окончания действия патента или в течение 15 месяцев ИП не сдавал отчетность.
  • За ИП числится задолженность по налогам. Исключенные из ЕГРИП граждане не смогут вновь стать ИП в течение трех последующих лет.

«Обеление» проблемных отраслей

В 2020 году ФНС продолжит начатые проекты по повышению прозрачности рынка проблемных отраслей. В фокусе — клининг, сфера строительства, транспортные услуги. А также компании, получающие выручку «наличными»: автосалоны, аптеки, розничная торговля, общепит.

Часть участников рынка согласились с продвигаемой ФНС формой отраслевого саморегулирования. Они объединяются в ассоциации, подписывают «Хартии белого бизнеса», гарантируя свою благонадежность (АПК, клининг).

Обязательная маркировка товаров

Продолжится проект по масштабной маркировке товаров. С целью изгнания с рынка контрафакта. С 1 января 2020 года будет обязательна маркировка всех лекарственных препаратов, с 1 июня 2020 года — маркировка готовой молочной продукции. К 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и прослеживания товаров.

Налоговые органы получат широкие возможности по отслеживанию в реальном времени каждой единицы продукции, подлежащей обязательной маркировке, начиная с ее выпуска производителем и заканчивая продажей конечному потребителю. Который, в конечном итоге, за нее и заплатит. Информационный ресурс «Маркировка» будет интегрирован с АСК НДС-2 и АСК «ККТ» для контроля в точках налоговых разрывов по НДС.

С 1 января 2020 года стартует система прослеживаемости импорта. Каждая единица товара, от пересечения границы до конечного потребителя, будет на контроле. «Серый» импорт исчезнет. Движение каждой единицы ввезенного товара будет под автоматизированным наблюдением.

Реорганизация — тоже под наблюдением

Под пристальным вниманием налоговиков окажутся реорганизуемые компании. На предмет восстановления НДС в случае, если правопреемник применяет спецрежим или не платит НДС по другой допустимой законом причине.

Результат непримиримых споров, длящихся на протяжении многих лет, закреплен законодательно в пользу ФНС. Внесенная в Налоговый кодекс новая норма о восстановлении НДС вступает в силу с 1 января 2020 года.

ЕНВД доживает последний год

Уже с 1 января 2020 года запрещено использовать режим ЕНВД и патентную систему налогообложения продавцам трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке: лекарственных препаратов, обуви, предметов одежды и прочих изделий из натурального меха. Применяющих ЕНВД розницу, общепит и сферу услуг, ждут массовые потрясения. Потребуется переход на другую систему налогообложения — общую или упрощенную. Ожидаемо увеличится налоговая нагрузка.

Субъекты РФ вправе ввести запрет на применение ЕНВД уже с 2020 года. Не забудьте уточнить, есть ли изменения регионального законодательства с 1 января 2020 года.

ФНС вовлекает в налоговый мониторинг

Увеличивается количество компаний, согласившихся на контроль в форме налогового мониторинга. Налоговики смогут оперативно наблюдать за всеми операциями налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Возможности цифровизации позволят выявлять риски, проводить налоговый аудит, согласовывать налоговую базу. Кандидаты оперативного налогового мониторинга — компании с государственным участием. Частный бизнес присматривается.

Международный обмен налоговой информацией

ФНС продолжит взаимодействовать с контрольными органами иностранных государств по взаимному автоматическому обмену информацией. Для получения сведений о счетах и финансовых операциях компаний и физических лиц.

В систему налогового контроля встроены банки

В 2020 году банки продолжат контролировать операции клиентов. Ситуация с блокировками банковских карт и счетов остается напряженной. И нет никаких предпосылок, что банковский контроль будет ослаблен. Банковский финмониторинг учится выявлять «обнальщиков» и агрессивных оптимизаторов. И избавляется от подозрительных клиентов без колебаний и сожалений. Процент налоговой нагрузки — тоже индикатор для банковского наблюдения.

В 2020 году ожидается ужесточение «антиотмывочного» закона 115-ФЗ. Банкам предписано усерднее выявлять бенефициаров своих клиентов и «политически значимых лиц». Формальной информации от клиентов больше недостаточно. А Центробанк усилит выездные проверки кредитных организаций.

Убеждение под давлением

Продолжится «воздействие» на бизнес для побуждения его добровольно уточнить свои налоговые обязательства и заплатить налоги в бюджет. Данная мера признана ФНС очень эффективной — это простой и незатратный способ пополнения бюджета. Массовое контрольно-предупредительное воздействие дает потрясающий эффект: во избежание налоговых проверок и долгих судебных разбирательств бизнес соглашается доплатить налоги, даже в случае неоднозначности ошибок или неочевидности нарушений. Не исключено, что сумма «добровольных» доплат скоро догонит начисления по результатам проверок.

Взыскание долгов с субсидиарно-ответственных лиц

Продолжится жесткая практика взыскания долгов путем привлечения к субсидиарной ответственности руководителей бизнеса — контролирующих лиц. Если будет установлено, что эти лица действительно принимали решения, в результате которых бизнес пришел к банкротству. Даже если контроль был неформальный, но фактический — за эти решения придется нести ответственность.

Заявители — кредиторы и конкурсные управляющие — становятся агрессивнее и круг ответственных лиц расширяется. Это уже не только де-юре оформленные директора и участники, но и фактические руководители, бенефициарные владельцы, родственники участников и директоров, должностные лица — коммерческие и финансовые директора, бухгалтеры, юристы, представители по доверенности и другие. Судебная практика, как правило, на стороне кредиторов. Особенно, если кредитор — налоговый орган. Сохраняется повышенное внимание к налоговым вопросам и со стороны правоохранительных органов.

Но есть и позитивные новости:

  • Верховный суд РФ отказался от отмены срока давности привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям и оставил его прежним: с даты, когда возникла обязанность уплатить налоги в бюджет, согласно норм Налогового кодекса.
  • Пленум Верховного суда РФ вступился за обвиняемых в неуплате налогов и принял законопроект, которым предлагается прекращать уголовное преследование при возмещении причиненного бюджету ущерба не только в ходе следствия, но и в ходе суда. Обвинительных приговоров по налоговым делам будет меньше.

Как бизнесу учитывать меняющееся законодательство

Да, для достижения цели по «обелению» бизнеса налоговая система действует крайне жестко. В условиях суровых мер ответственности и ужесточения методов администрирования становится крайне опасно:

  • Дробить бизнес, преследуя цель минимизировать налоги.
  • Скрывать бенефициара и назначать директорами фиктивных лиц. Родственные бизнес-связи — тоже под наблюдением.
  • Платить зарплату «в конверте».
  • Работать с однодневками и случайными непроверенными контрагентами.
  • Прикрывать действительное положение вещей и реальные обстоятельства фиктивными документами и притворными сделками.
  • Манипулировать ценами для минимизации налоговых обязательств.

Существующая налоговая практика демонстрирует немало казусов и вызывает много вопросов:

  • Почему бизнес должен доказывать свою добросовестность? Это уже не презумпция?
  • Почему средний и малый бизнес не может применять специальные налоговые режимы? А если это одна из возможностей конкурировать малому бизнесу с демпингующим «серым» рынком?
  • Почему родственники — «взаимозависимые» отец и сын — не имеют возможности объединиться и вести семейный бизнес, применяя специальный налоговый режим?

Можно говорить и о неоднозначном толковании правовых норм, и о непростых методиках расчета налогов, и о злоупотреблениях своими полномочиями ревизоров. В работе ФНС доминирует не регулирующая, а фискальная цель. Что не добавляет бизнесу оптимизма и не вселяет уверенность в завтрашнем дне.

Чтобы избегать проблем, бизнес должен учитывать меняющееся законодательство и сложившуюся правоприменительную практику, понимать методы налогового контроля. Просчитать все риски и построить правильную, доходную, а, главное, безопасную модель ведения бизнеса:

  • Провести детальный анализ правовой стороны всех существующих в компании бизнес-процессов.
  • Отказаться от «мутных» схем и перейти на легальное ведение деятельности, как бы ни было тяжело.
  • Учитывать, что налоговая выгода не должна быть главной целью сделки. Важна деловая цель и осязаемый экономический эффект. А экономия по налогам — дополнительный приятный бонус.

Понятия «добросовестность», «должная осмотрительность», «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода» — это не только слова из лексикона налоговиков и судей. Это реальность нашего времени. Кто не оценивает налоговые тренды и не принимает ответных мер, рискует исчезнуть с рынка навсегда. Помните об этом.

С тех пор, как в Российской Федерации произошли серьезные изменения в финансово-политической сфере, прошло уже более 20 лет. Однако, не смотря на проведение разнообразных реформ в различных областях экономической деятельности страны, и по сей день остаются проблемы в налоговой системе, в частности, в институте налогового администрирования, в который входит налоговый контроль.

На пути развития налоговой системы имеется большое количество проблем, которые вызваны как внешними, так и внутренними факторами, решить которые в 21 веке пока не удалось. Таким образом, в настоящее время существует проблема обеспечения стабильного развития налоговой системы, причем наиважнейшее значение имеет совершенствование налогового контроля Российской Федерации с помощью самых разнообразных методов.

В последнее время в налоговых органах Российской Федерации были разработаны новейшие методологические основы контрольной деятельности. Реформирование Налогового Кодекса позволило налоговым органам более эффективно проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Практически во все времена своего существования налоговые органы проводили камеральные налоговые проверки. И это неудивительно, т.к. именно с их помощью чаще всего выявляются значительные нарушения налогоплательщиками налогового законодательства.

Кроме того, в последние годы все чаще проводятся углубленные камеральные налоговые проверки, которые предусматривают проверку дополнительных сведений о налогоплательщике, а также исследование важных бухгалтерских документов. Углубленные налоговые проверки позволяют охватить большее количество налогоплательщиков. При проведении углубленной камеральной проверки трудозатраты значительно ниже, чем при проведение выездных налоговых проверок, так как налоговый инспектор не выезжает предприятие, а готовит документы в налоговой инспекции.

Многие налоговые инспекции в России давно перешли на электронную систему обработки документов, что позволило автоматизировать камеральные налоговые проверки, т.к. система позволяет осуществлять арифметический и логический контроль налоговой отчетности. При этом качество камерального контроля обеспечивает эффективность выездного контроля, так как по результатам камерального анализа осуществляется отбор налогоплательщиков, к которым на места выезжают работники налоговых органов.

Трудно переоценить значимость налогового контроля: только за первый квартал 2013 года, включительно по 1 июля 2013 года органами налогового контроля и администрирования в бюджет Российской Федерации в результате проведения проверок дополнительно начислено более 164353,9 млн. рублей. По состоянию на 1 июля 2013 года налоговыми органами Российской федерации было проведено около 18 миллионов камеральных налоговых проверок, в результате которых налоговые органы выявили более 767077 нарушений законодательства о налогах и сборах. Также по состоянию на 1 июля 2013 года налоговыми органами было проведено 21340 выездных налоговых проверок, в результате которых было выявлено 21209 налоговых правонарушений. Таким образом, результативность выездных и камеральных налоговых проверок составила более 70% Приведенные данные подтверждают важность налогового контроля в целях соблюдения законодательства о налогах и сборах в Российской федерации.

Применение налогового администрирования в Российской Федерации является одним из самых важных способов обеспечения нормального экономического функционирования государства, поэтому организация налогового контроля, а также внедрение новых методов тактики его проведения позволит обеспечить бюджет Российской Федерации дополнительными средства, поступающими в бюджеты различных уровней. Кроме того, эффективный налоговый контроль позволит защитить права и законные интересы добросовестных налогоплательщиков.

Таким образом, реформирование налоговой системы в России сделало решение проблем налогового контроля востребованными в теоретическом и практическом плане. Проблема совершенствования налогового контроля обусловлена еще и тем, что в настоящее время налоговое законодательство в не совершенно, а его постоянные изменения не способствуют созданию стабильной налоговой системы.

Эффективность налогового контроля необходимо и дальше совершенствовать, ведь каждый год приносит налоговой системе дополнительные виды налогов. Кроме того, низкий уровень налоговой культуры значительно снижает эффективность налоговых проверок, поэтому необходимо разработать некоторые рекомендации в целях совершенствования налогового контроля в Российской Федерации.

Мы считаем, что в целях совершенствования налогового контроля и администрирования налоговые органы в обязательном порядке должны усилить работу аналитической составляющей своей деятельности. Именно аналитика позволяет стимулировать налогоплательщика к добровольному исполнению своих налоговых обязанностей.

Также мы считаем, что для совершенствования налогового контроля необходимо внести изменения в Налоговый Кодекс в части правовых и организационных основ контрольной деятельности самих налоговых органов Российской Федерации. Важными пунктами в развитии методов регулирования налогового контроля должно стать изменение правового положения должностных лиц налоговых органов. В целях укрепления результативности контрольных мероприятий, необходимо усовершенствование налоговых процедур по применению административно-налоговых санкций.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Признаками действенной системы налогового контроля являются:

  • наличие специальной системы отбора налогоплательщиков для осуществления налоговых проверок, которая дает возможность выбора наиболее эффективного и оптимального направления использования кадровых и финансовых ресурсов налогового органа в целях увеличения результативности налоговых проверок;
  • использование новейших форм и методов налоговых проверок, которые основаны на единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок;
  • необходимость использования системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, которая позволила бы учитывать результаты деятельности каждого инспектора, а также эффективно распределяла бы налоговые обязанности при планировании камеральных и выездных налоговых проверок;
  • увеличение размеров наказания за налоговые правонарушения.

Проблема отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.

Для надежного обеспечения финансовой безопасности необходимо создание специальных условий функционирования всей финансовой системы Российской Федерации, при которой исключается малейшая возможность развития коррупции и злоупотребления должностными полномочиями.

Мы полагаем, что для совершенствования налогового контроля в Российской Федерации одной из важнейших предпосылок является постепенное повышение налоговой культуры в стране. И что ее повышение необходимо начинать с раннего возраста и проводить информационную работу со школьной скамьи, например, ввести в учебно-образовательную программу школьников курс лекций о важности налогообложения и значимости налоговой дисциплины для решения социальных вопросов.

Применение рассмотренных выше мероприятий позволит повысить результативность контрольных мероприятий налоговых органов, а, соответственно, повысит собираемость налогов в целом по стране.

Читайте также: