Акт сверки с налоговой как разобраться

Опубликовано: 12.05.2024

Галичевская Е. Н.

В статье рассмотрим два вопроса: первый - регламент проведения сверки и второй - требования налоговиков и законодательства - какие существуют нормативные документы.

Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам

Сверка расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика. Основным документом, который регулирует порядок сверки, является приказ ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», Раздел 3 (далее — Регламент ФНС).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

В этом документе сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график;
  • при снятии компании с учета, при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при ликвидации (реорганизации) компании;
  • по инициативе налогоплательщика — ч аще всего это бывает в конце года, когда организация готовится к составлению годового отчета, — для подтверждения остатков по счетам учета расчетов с бюджетом. Налогоплательщик должен подать з аявление (запрос) о сверке расчетов в произвольной форме.

Также инспекция может предложить сверить расчеты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет ( 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

Совет: если сверку инициирует налоговый орган, то рекомендуем вам принять предложение налогового органа о проведении сверки. Хотя участие в ней является вашим правом, а не обязанностью (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Сверка позволяет своевременно выявить переплату, а также обнаружить ошибки и несовпадения данных.

Как получить акт сверки от налоговой инспекции

Акт сверки формирует налоговая инспекция. Налогоплательщику, чтобы его получить, необходимо сделать следующее:

Шаг 1: подать в свою ИФНС (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента ФНС):

  • или заявление на бумаге в произвольной форме с просьбой о проведении сверки;
  • или запрос с помощью размещенного на сайте ФНС сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица»;
  • или запрос в электронном виде по ТКС. На запрос по ТКС ИФНС предоставит акт в электронном виде (Письмо ФНС от 30.10.2015 № СД-3-3/4090@).

Если вы не согласны с данными в электронном акте, то для устранения разногласий надо будет подать заявление о сверке в бумажном виде.

Шаг 2: получить акт и сверить его данные со своими. При этом возможны два варианта развития событий.

  • Если расхождений нет, то подписать акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». Первый экземпляр акта оставить у вас, второй — в ИФНС (п. 3.1.3 Регламента ФНС).
  • Если обнаружены расхождения с данными ИФНС, то:
  1. в графе 4 разд. 1 акта рядом с указанными ИФНС суммами, с которыми вы не согласны, указать суммы по вашим данным;
  2. подписать акт на последней странице разд. 1 с пометкой «Согласовано с разногласиями»;
  3. передать подписанный экземпляр акта в ИФНС.

Получив акт с разногласиями, ИФНС проверит свои данные по внутренним информационным ресурсам и предложит вам представить документы, подтверждающие данные вашего учета (например, платежные поручения на уплату налога).

  • Если ошибку допустили налоговики, то они должны ее устранить (п. п. 3.1.5, 3.1.6 Регламента ФНС). С веряются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. В тот же день готовится служебная записка. В течение 5 рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.
  • Если причина расхождений — ваши ошибки, допущенные, например, при заполнении декларации или платежного поручения, то ИФНС известит вас о том, какая именно ошибка повлекла за собой расхождение данных (инспектор позвонит или направит вам уведомление) (п. 3.4.6 Регламента ФНС). Устранить допущенные вами ошибки можно, подав уточненную декларацию, уточнив налоговые платежи, доплатив налог и т.п.

После анализа расхождений и их устранения ИФНС подготовит и передаст вам новый акт сверки и согласует дату его подписания (п. п. 3.1.6, 3.1.7 Регламента ФНС).

  • Если расхождения устранены полностью — представитель организации и инспектор подписывают акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». В разд. 2 акта будет запись, что в результате совместной сверки расхождения устранены.
  • Если расхождения не устранены — представитель организации подписывает акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано с разногласиями». В разд. 2 акта вы можете указать причины разногласий и свои предложения по их устранению.

Совет: всегда возвращайте подписанный акт сверки в ИФНС. В инспекциях есть негласное правило о том, что новый акт компаниям не выдается до тех пор, пока они не сдадут подписанный предыдущий.

Срок проведения сверки и подписания итогового акта не должен превышать 15 рабочих дней со дня получения ИФНС вашего заявления о сверке (п. 3.1.2 Регламента ФНС). Однако на практике редко удается завершить сверку в этот срок.

Если сверка проводится при реорганизации или ликвидации компании, то акт составляется в двух экземплярах — один для компании, другой для ИФНС. Причем налоговая не примет окончательного решения, пока не получит акт сверки. Если же сверка нужна для перехода в другую инспекцию, то актов три — для компании, для «старой» и «новой» инспекции.

Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом

Но есть и еще один документ, который регламентирует сверку — это приказ Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию». В нем раздел 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам».

В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Она выдается по письменному запросу в срок 5 рабочих дней. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи. Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки.

Справку могут не выдать только в двух случаях:

  • если компания обратилась не в «свою» инспекцию, если в запросе забыла написать свое полное наименование, ИНН, подпись руководителя, печать компании, если запрос составлен не на фирменном бланке, если уполномоченный представитель подал запрос, но не приложил доверенность, или если в запросе присутствуют нецензурные или оскорбительные выражения.
  • если компания не исполнила свои налоговые обязательства. Когда налогоплательщик встает на учет, то в его карточке прописываются его налоговые обязательства. Например, ежеквартальная отчетность по налогу на прибыль, ежемесячная отчетность по НДС и т д. И если декларация не была сдана вовремя, то информирование невозможно. Тогда компании выдадут не справку, а письмо о неисполнении государственной функции.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам.

Основным документом, который регулирует порядок сверки, является приказ ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 @ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», раздел 3.

В нем, в частности, сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:

– ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;

– при снятии компании с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;

– при ликвидации (реорганизации) компании;

– по инициативе налогоплательщика.

Отдел по работе с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов. Если расхождений нет, то акт выдается в течение 10 рабочих дней, если они есть, то срок продлевается до 15 рабочих дней. Причем эти сроки даны без учета дней на почтовую доставку.

Обнаружив расхождения, сверяются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. Если ошибку допустили налоговики, то в тот же день готовится служебная записка. В течение пяти рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.

Если сверка проводится при реорганизации или ликвидации компании, то акт составляется в двух экземплярах – один для компании, другой – для ИФНС. Причем налоговая не примет окончательного решения, пока не получит акт сверки.

Если же сверка нужна для перехода в другую инспекцию, то актов три – для компании, для старой и новой инспекции.

Отдел по работе с налогоплательщиками формирует акт сверки в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления. Если же обнаружится ошибка, то налогоплательщика уведомят о ней по почте.

Но есть и еще один документ, который регламентирует сверку, – это приказ Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию». В нем раздел 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам».

В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Она выдается по письменному запросу. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи.

Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки. Акт сверки представляется только по почте или лично. И справка о состоянии расчетов. Она представляется лично, по почте и по электронным каналам связи.

Справку могут не выдать только в том случае, если компания обратилась не в свою инспекцию, если в запросе забыли написать свое полное наименование, ИНН, поставить подпись руководителя, печать компании, если запрос составлен не на фирменном бланке, если уполномоченный представитель подал запрос, но не приложил доверенность или если в запросе присутствуют нецензурные или оскорбительные выражения.

Есть и еще одно условие. Информирование налогоплательщиков, то есть выдача справки расчетов с бюджетом, возможно только в том случае, если компания исполнила свои налоговые обязательства. Когда налогоплательщик встает на учет, то в его карточке прописываются его налоговые обязательства. Например, ежеквартальная отчетность по налогу на прибыль, ежемесячная отчетность по НДС и т. д. И если декларация не была сдана вовремя, то информирование невозможно. Тогда компании выдадут не справку, а письмо о неисполнении государственной функции.

Типичные вопросы, возникающие у компаний при сверке.

Чаще всего у компаний возникают недоимки по налогу из-за того, что потеряно платежное поручение на уплату налога. То есть платежка по какой-то причине не дошла. Причины могут быть разные. Большинство таких потерь связано с отменой ЕСН и введением страховых взносов. Выявить потерянную платежку можно с помощью выписки операций по расчетам с бюджетом, полученной через систему ИОН, а также при личном посещении инспекции.

Казалось бы, прошел уже год с отмены ЕСН, так откуда же берутся сложности? Но дело все в том, что в конце 2009 года ситуация с КБК была очень запутанной. В частности, в конце 2009 года все компании должны были перечислять платежи за IV квартал 2009 года и задолженность за 2009 год по специальным КБК. А взносы на обязательное пенсионное страхование за тот же год уплачивались по старым КБК: на страховую часть трудовой пенсии – 182 1 02 02010 06 1000 160 и на накопительную часть трудовой пенсии – 182 1 02 02020 06 1000 160.

И сейчас компании могут проверить свои платежки за 2009 год. В идеале весь год платежи должны были поступать на старые КБК. Затем в конце года часть платежей направлены на специальные «закрывающие» КБК (см. таблицу >>). В этом случае у компании максимум что может возникнуть – это переплата по ЕСН. Если она возникла в части федерального бюджета, то ее можно вернуть или зачесть в счет других федеральных налогов, таких как НДС, налог на прибыль. Также можно вернуть или зачесть в счет федеральных налогов и переплату по ЕСН в части суммы ФСС РФ и взносов на ОПС по страховой и накопительной частям. Важно понимать, что невозможно зачесть переплату по ЕСН и взносам на ОПС в счет уплаты страховых взносов в ПФР и ФСС РФ.

Начиная с I квартала 2010 года все компании должны были уплачивать страховые взносы в адрес двух администраторов – ПФР и ФСС РФ.

Я не случайно столько внимания уделяю правильным КБК. Дело в том, что неверное указание КБК в платежном поручении является наиболее распространенной ошибкой при сверке и на нее приходится наибольшее количество споров с ИФНС и в арбитражных судах. Ошибка в КБК может привести к зачислению сумм налога в бюджет иного уровня. На этом основании инспекторы иногда отказывают компаниям в уточнении платежа и предлагают уплатить налог заново с начислением пеней.

Минфин России и суды не разделяют такую позицию, поскольку обязанность по уплате налога считается исполненной, если в поручении на его уплату правильно написаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя.

Если компания обнаруживает, что поставила в платежке неверный КБК, то она может подать в инспекцию заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению прилагаются документы, которые подтверждают уплату налога и его перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства. Проводится сверка. И инспекция должна провести зачет, поскольку компания исполнила свои обязательства. Решение принимается в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания акта сверки. О своем решении ИФНС обязана уведомить компанию в течение пяти рабочих дней после его принятия.

Также много вопросов при сверке возникает по поводу зачета и возврата излишне уплаченных налогов. Здесь уже несколько лет действует правило о том, что зачет производится только по видам налогов. То есть по федеральным, региональным и местным. Итак, федеральные налоги: переплату по одним из них можно зачесть в счет недоимки по другим – НДС, акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль, НДПИ, водному налогу, госпошлине. То есть, скажем, переплату по налогу на прибыль, даже если она в части бюджета субъекта РФ, можно зачесть в счет недоимки по НДФЛ. Региональные налоги: налог на имущество организаций и транспортный. Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физлиц.

Зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов проводится на основании письменного заявления компании. Это заявление может быть передано в инспекцию в течение трех лет со дня уплаты ( Пункт 7 статьи 78 НК РФ).

Если трехлетний срок пропущен, то компания может попробовать вернуть переплату через суд. Основание для иска – компания подает иск в течение трех лет с момента, когда она узнала или должна была узнать о переплате. То есть не истекли еще три года с одной из возможных дат:

– дня уплаты налога или подачи первоначальной декла- рации;

– дня подачи «уточненки»;

– дня подписания акта совместной сверки;

– даты (принятия) вступления в силу судебного акта;

– в результате проведения выездной проверки (даты вручения акта, даты решения по результатам выездной проверки);

– даты заявления о возврате;

– даты решения об отказе в возврате суммы переплаты;

– даты решения о зачете суммы налога.

Есть и еще одна норма, которая была принята на благо налогоплательщиков. В соответствии с приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683 @ налоговики вправе самостоятельно зачесть переплату по одному налогу в счет недоимки по другому. Но дело в том, что для этого необходима опять-таки сверка расчетов с налогоплательщиком. Кроме того, в наших инспекциях и без того огромный объем работы по сверкам, поэтому самостоятельно искать недоимки и переплаты у них нет возможности. Так что пока на практике норма не работает. Поэтому лучше следить за своим лицевым счетом компаниям самим.

Следующая частая ошибка – дублирование начислений налогов в лицевом счете. Из-за этих задвоений у компании могут возникнуть задолженности и пени. Во время проведения камеральной проверки инспектор по ошибке может провести двойное начисление сумм налогов. А поскольку компания платит налоги в той сумме, которая заявлена в декларации, то в лицевом счете может возникнуть недоимка и начнут набегать пени. Выявить эту ошибку можно по выписке, полученной через ИОН, или при личном посещении налоговой. При этом в инспекцию обязательно нужно принести платежки и декларации. А саму выписку на руки не дадут. Инспекторы сверят документы со своей базой и найдут двойное начисление. Тогда на основании акта сверки и документов инспектор отдела по работе с налогоплательщиками подготовит служебную записку в отдел камеральных проверок. И там внесут исправления в лицевой счет. Поэтому пользоваться системой ИОН в данном случае гораздо удобнее, чем лично идти с документами в налоговую. Ведь ИОН позволяет компании увидеть выписку, самим найти задвоение и представить в инспекцию уже конкретные документы, а не все подряд.

Сверка через систему ИОН.

Система информационного обслуживания налогоплательщиков (ИОН) работает в двух режимах – онлайн и оффлайн. Программа доступа к системе ИОН устанавливается на рабочий компьютер в бухгалтерии. И на своем рабочем месте бухгалтер может получить следующие документы:

– акт сверки расчетов с информацией о текущих начислениях и поступлениях, задолженности, предоставленных отсрочках и рассрочках, зачетах и возвратах, начисленных и уплаченных налоговых санкциях и пенях на начало, на конец периода и итого за выбранный период;

– выписку операций из лицевого счета;

– перечень представленной бухгалтерской и налоговой отчетности;

– справку о состоянии расчетов с бюджетом;

– уведомление о дате получения справки об исполнении обязанности по расчетам с бюджетом.

Для подключения к системе ИОН необходимо оформить со спецоператором связи договор на услуги по подключению к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС и предоставлению информационных услуг. Затем получить и установить на компьютер ключи ЭЦП налогоплательщика и сертификаты ключей той налоговой инспекции, в которой компания состоит на учете. Через три дня компанию подключат к системе ИОН в двух режимах – онлайн и оффлайн. Правда, режим онлайн доступен пока не во всех регионах России. В частности, по нашим данным, он есть в Москве и Подмосковье, Коми, Марий Эл, Удмуртии, Хакасии, Чувашии, Кемеровской, Курской, Омской, Тверской областях.

Но есть дополнительные условия для получения информации через ИОН. Они нигде не прописаны. Но так уж сложилось на практике. Во-первых, система ИОН становится доступна после того, как компания направит в инспекцию хотя бы одну декларацию в электронном виде через ТКС. Во-вторых, в информационной системе в инспекции должны быть правильно заведены «налоговые обязательства» компании. В-третьих, не должно быть задвоенных сведений о компании. Например, две разные компании заведены под одним ИНН (такое тоже бывает). В этих случаях приходится обращаться в ИФНС, чтобы выявить и устранить эти неточности.

Теперь расскажу подробнее о системе ИОН-онлайн. Для получения информации через нее пользователь, подключенный к системе, открывает на своем компьютере браузер MS Internet Explorer. Обратите внимание, что в других браузерах система может не работать. Затем в поисковой строке набирает адрес доступа к сервису ИОН-онлайн. Эти адреса для налогоплательщиков разных регионов отличаются, еще могут быть различия для спецоператоров. Адрес сообщат в сервисной компании при подключении системы.

Предположим, добро получено, тогда открывается окно системы ИОН в режиме онлайн.

В этом окне бухгалтер пишет реквизиты своей компании, а также тот период и тот налог, по которому он хочет получить выписку или справку. Выписку можно сформировать по одному налогу, а можно по нескольким. Для этого, установив курсор в поле «КБК», нужно, удерживая клавишу SHIFT, выделить курсором все КБК. Также система позволяет выбрать тот формат, в котором компания хочет получить отчет. Варианты – HTML, DOC, PDF, RTF. Мы рекомендуем выбирать RTF, как более удобный среди них для дальнейшей автоматизированной обработки.

Режим оффлайн отличается от онлайнового. Компания формирует запрос не в интернет-браузере, а в той программе, через которую она отправляет отчетность в налоговую инспекцию по электронным каналам связи. Запрос сохраняется, подписывается ЭЦП и отправляется в налоговую инспекцию. В ответ приходит квитанция о доставке запроса. Затем инспекция проверяет запрос на соответствие всем требованиям формата и по результатам проверки высылает еще один документ – протокол входного контроля. Этот протокол приходит в течение суток после отправки запроса. Если у компании нет просрочки со сдачей налоговых деклараций, то ей пришлют ответ на запрос в течение одного рабочего дня.

Оформление запроса в ИОН-оффлайн отличается от того, как он оформляется в онлайне. Также можно выбрать формат файла. Для ИОН-оффлайна лучше всего выбирать XML-файл. Эти файлы могут обрабатывать бухгалтерские программы, в частности «Баланс-2». В строке «Запрашиваемый налог» нельзя выделить сразу все налоги. Их приходится добавлять каждый отдельно с помощью кнопки «Добавить строку».

Как мы видим, работа с ИОН-оффлайн более длительная. Компания не может получить выписку или справку немедленно, ей приходится ожидать не меньше одного рабочего дня запрошенный документ. Но информация, полученная через оффлайн, всегда более актуальная. Так как ответ на запрос поступает с основного сервера налоговой инспекции. А для запросов системы ИОН-онлайн существует отдельный сервер. С основного сервера на этот отдельный сервер информация перебрасывается один раз в день.

Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 4, 2011

Михаил Кобрин

Зачем проводить сверку с налоговой

Все налогоплательщики обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги. За неуплату грозят санкции — от заморозки счета до приостановления деятельности компании. Даже если бухгалтер платит все вовремя, одна ошибка в платежке может привести к тому, что налоговая не засчитает вам уплату, так как не увидит деньги вовремя.

Сверка — лучший способ убедиться, что компания ничего не должна налоговой, и не бояться внезапной блокировки счета.

Кто проводит сверку

Проведение сверок регулируется разделом 3 Приказа ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444. Начать сверку может налоговая или плательщик. Обычно сверку делают добровольно, но есть ситуации, когда она обязательна:

  • сверку проводят ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками, для этого составляют специальный график сверок;
  • сверка нужна при снятии компании с учета в ИФНС, когда фирма переходит в другую инспекцию;
  • при ликвидации предприятия.

Налоговая может самостоятельно запросить сверку, если у плательщика есть переплата по налогам и взносам.

Плательщик может запросить сверку в любой момент. Обычно бухгалтерия делает это перед закрытием периода или при подаче заявки на кредит, так как банки часто запрашивают справку о состоянии расчетов с бюджетом.

Как запросить сверку с налоговой

У налогоплательщика есть несколько вариантов для запроса акта сверки с ФНС.

1. Личное обращение

Для этого нужно подготовить заявление на акт сверки с налоговой. Пишите его в свободной форме на бланке организации, обязательно укажите:

Сверка с налоговой

  • наименование компании или ФИО предпринимателя;
  • ИНН, КПП, ОГРН;
  • контактные телефоны и e-mail;
  • список налогов и сборов, по которым требуете сверку;
  • период, за который требуется сверка;
  • способ получения документа сверки: лично или по почте;
  • ФИО и должность работника, подавшего заявление, обычно это главбух или гендиректор.

Заявление может подать сотрудник ИП или ООО, если на него оформлена доверенность.

Срок изготовления бумажного акта — 5 рабочих дней. Вы можете забрать акт лично в течение 3 рабочих дней, иначе его отправят почтой.

2. Электронный запрос через личный кабинет налогоплательщика

Получить сверку можно через Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица. Достаточно заполнить все необходимые поля.

Срок составления акта сверки — 5 рабочих дней. Потом в течение 3 дней инспекция направит акты налогоплательщику почтой на адрес, указанный в заявлении. Если адрес для корреспонденции не указали, то ждите акт по юридическому адресу.

3. Электронный запрос через систему сдачи отчетности

Как подписать акт сверки с налоговой

В результате запроса вы получите акт сверки с налоговой по форме КНД 1160070, который утвержден Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@. В первую очередь нас интересует табличная часть раздела 1.


В случае расхождений нужно заполнить графу 4 раздела 1 акта, где вы укажете данные по своему налоговому учету. Потом в разделе 1 нужно поставить свою подпись и указать “Согласовано с разногласиями”. Один экземпляр передайте в ИФНС.

После получения акта разногласий налоговая начнет проверку. От вас попросят предоставить документы, подтверждающие достоверность внесенных вами исправлений, например, копии платежек.

Далее возможно два сценария. Первый — ошиблась налоговая. При выявлении ошибки инспектор в тот же день пишет служебную записку в отдел, который совершил ошибку. Срок исправления — 5 рабочих дней (п. 3.1.5 раздела 3 Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444). После этого налогоплательщику отправят отрывную часть служебной записки.


Второй вариант — ошибся налогоплательщик. В таком случае ИФНС известит вас об ошибке по специальной форме (приложение 2 Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444). Если ошибка была по вашей вине, ее нужно быстро устранить, например, подать уточненную налоговую декларацию.


После проверки и устранения нарушений ФНС отправит вам новый акт сверки (п. 3.1.6 и п. 3.1.7 раздела 3 Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444). Тут опять же может быть два сценария: “Согласовано с расхождениями” или “Согласовано без расхождений”. При наличии расхождений вам нужно подписать и заполнить раздел 2.


По закону на сверку есть 15 дней, но при необходимости срок продлевается, что чаще всего и происходит в случае разногласий.

В соответствии с Письмом ФНС от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371@ сверка прекращается в следующих случаях:

  • акт подписан без разногласий;
  • налогоплательщик не вернул раздел 1 акта в течение 10 рабочих дней;
  • налогоплательщик не вернул раздел 2 акта в течение 15 рабочих дней.

Количество экземпляров акта сверки

Обычно составляют и подписывают два акта сверки. Один для налогоплательщика, второй — для налоговой.

Три экземпляра акта составляют, когда налогоплательщик переходит в другую инспекцию. Один экземпляр — компании, один — прошлой налоговой и один — новой.

Справка о состоянии расчетов с налоговой

У ФНС можно запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом. В отличие от акта сверки, этот документ вам согласовывать не нужно. В справке указаны налоги, штрафы и пени по ним. Если вы видите значение со знаком “+”, значит у вас переплата, “-” — вы должны доплатить в бюджет.

Чаще всего такую справку просят банки и контрагенты, чтобы убедиться в платежеспособности компании.

Отказать в выдаче справки могут только в двух случаях:

  • налогоплательщик обратился не в свою инспекцию, указал неверные реквизиты, забыл приложить доверенность и допустил другие технические ошибки;
  • неисполнение обязательств по сдаче деклараций: без отчетности налоговая не может информировать вас о ваших платежах в бюджет.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно не только вести бухгалтерский и налоговый учет, но и запрашивать сверку с налоговой за пару кликов мышкой.

Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.

Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».

Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.

Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.

Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.

  • Первый этап (подготовительный): перед началом сверки должен быть согласован «объект» — причём не только сам конкретных налог, но и все параметры исследуемого налогового обязательства применительно к п. 1 ст. 17 НК РФ (главное: сверяемый налоговый период). В противном случае стороны представят друг другу не сопоставимые данные.
  • Второй этап: Налоговый орган выдаёт налогоплательщику проект Акта сверки со своими учётными данными. Налогоплательщик сличает их со своими, в случае полной идентичности — подписывает Акт. И сверка на этом завершена.
    Если же есть расхождения, то процесс сверки продолжается.
  • Третий этап: Налогоплательщик предъявляет в налоговый орган первичные документы и расчёты, опровергающие (по его субъективному мнению) учётные данные налогового органа. Каждая сторона проверяет правильность своего учета; выявляются и исправляются ошибки в учетных регистрах — после чего стороны оформляют Акт сверки (в котором также полный «консенсус»).
    Если же и после этого стороны не смогли прийти к «единому знаменателю», то —
  • Четвертый этап: оформляется Акт сверки, в который каждая сторона вносит свой вариант сальдированных остатков за налоговый период.
    Исходя из специфики налоговых правоотношений (подотрасль административного права), именно налоговый орган уполномочен найти выход из такого «клинча»:

1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);

2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.

К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.

Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.

Так выглядит Раздел 2 (более менее "адекватная" часть)

Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.

Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.

Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.

Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).

Самое главное: полностью проигнорирована кардинальная объективная разница в учетной политике сторон .

Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.

Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.

В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».

Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата .

Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.

Проектом вообще не предусмотрена сверка в разрезе налоговых периодов .

В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.

Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).

Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.

Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.

Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).

Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:

Начисленные налоговые платежи (в том числе авансовые) с привязкой к конкретным датам, как и произведенные налогоплательщиком налоговые платежи с привязкой к конкретному налогового/отчетному периоду — отражаются в акте сверки .

Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).

Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».

Законный «интерес» налогоплательщика заключается в проведении реальной сверки расчётов с налоговым органом в разрезе конкретного налогового периода с сопоставлением данных по всем начислениям и платежам. Сверка по такой методике позволяет выявлять не только сами несоответствия, но их источник. Коими, например, не редко являются неправомерные действия налоговых органов по «зачету переплат» в счёт «задавненных» (и невозможных к взысканию в рамках установленных НК РФ процедур) налоговых долгов.

К сожалению, действующая (по факту) в настоящее время процедура взаимной сверки расчётов «системно» нарушает закреплённое в НК РФ право налогоплательщиков на реализацию данной процедуры.

Пока методисты-правоведы ФНС России «думают», советую поступать примерно так (при проведении сверки расчётов).

В заявление указать конкретный налоговый период, по которому будет проводиться сверка расчётов. Здесь следует иметь ввиду, что форма Заявления — чисто «рекомендуемая». То есть налогоплательщик вправе подать заявление в «свободной» форме, или внести дополнительную информацию в предложенный к заполнению бланк.

При получении Акта с явно некорректными данными, письменно предложить провести детализированную сверку расчётов, приложив к возражениям свой расчет (с перечнем начислений и их оплаты) и платежные документы. Ссылаясь при этом на указанное выше письмо ФНС России (прикреплено к статье).

Справочная / Всё про налоги

Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой

Для сверки с налоговой понадобятся два документа:

  • Справка о состоянии расчётов показывает только долг или переплату по налогам и взносам на конкретную дату. Но чтобы разобраться, откуда они появились, понадобится другой документ — выписка операций по расчётам с бюджетом.
  • Выписка операций по расчётам с бюджетом показывает историю платежей и начисленные налоги и взносы за выбранный период. По выписке вы поймёте, когда возникли долг или переплата, и выясните причину расхождений.

Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

Справка о состоянии расчётов

По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.


В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:

  • 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
  • Положительная сумма — у вас переплата.
  • Сумма с минусом — вы должны налоговой.

Почему в справке возникает переплата?

  1. Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
  2. Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.

Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.

Выписка операций по расчётам с бюджетом

В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.


Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.

В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.

Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.


Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.

! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.

Пример выписки по налогу УСН


Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:

  • В апреле он платит 6 996₽, итого переплата — 71 805₽.
  • 3 мая подаёт декларацию и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату: 71 805 – 4 017 – 28 062 – 8 190 = 31 536₽.
  • Появляется операция с описанием «уменьшено по декларации». Это значит, что основные расходы предприниматель понёс в конце года, поэтому в течение года ему начислили слишком много налога. Теперь его нужно уменьшить, поэтому в выписке появляется «обратное» начисление на 10 995₽. Тот нечастый случай, когда декларация не добавляет обязательств, а наоборот.
  • В июле он платит авансовый платёж за полугодие 2018 года и переплата на момент запроса выписки у него — 52 603₽.

Пример выписки по страховым взносам за сотрудников


Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:

  • 9 января он платит 1 697,15 ₽ с декабрьской зарплаты, переплата увеличивается до 5 194,29 ₽ (3 497,14 + 1 697,15). Эту цифру мы видим в 13 столбце.
  • 10 января он подаёт расчёт по страховым взносам (РСВ) и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату до нуля: 5 194, 29 — 1 800 — 1 697,14 — 1 697,15 = 0. В 13 столбце вы тоже увидите ноль.
  • Предприниматель заплатил за 4 квартал 2017 года ровно столько, сколько отразил в декларации. На 15 января у него нет ни долгов, ни переплат. В идеале так и должно быть.

Читайте также: