Акт камеральной налоговой проверки состоит из частей

Опубликовано: 16.05.2024


  • Для чего нужен акт камеральной проверки
  • Каковы последствия несоставления акта проверки налоговым инспектором
  • Какие требования должны выполняться при составлении акта проверки
  • Каковы требования к содержанию акта проверки
  • Итоги

Для чего нужен акт камеральной проверки

По завершении любой камеральной проверки налоговым органом должны быть сделаны выводы о том, нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство или нет. Если факты нарушения были выявлены, то в обязательном порядке инспектором оформляются результаты проверки в виде акта камеральной проверки, на это нацеливает п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.

Функции, возложенные на акт камеральной налоговой проверки, следующие:

  • Он является документом, входящим в состав материалов камеральной проверки. Основываясь на изложенных в нем выводах, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или не стоит (п. 1 ст. 101 НК РФ).
  • И доводит до сведения налогоплательщика предварительные результаты камеральной проверки, на основании которых, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, последний может составить возражения.

Каковы последствия несоставления акта проверки налоговым инспектором

Позиция судов такова, что если инспектор не составит акт камеральной проверки, то это может послужить основанием для отмены решения, вынесенного налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки (такие выводы были сделаны ФАС Московского округа и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлениях от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2 и от 12.11.2009 № А53-5911/2009 соответственно).

Таким образом, в случае обнаружения инспектором фактов нарушения налогового законодательства налогоплательщиком акт должен быть составлен обязательно. В противном случае решение налогового органа, основанное на результатах камеральной проверки, будет признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Какие требования должны выполняться при составлении акта проверки

При составлении акта налоговики должны руководствоваться Налоговым кодексом (п. 4 ст. 100), положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), требованиями к составлению акта налоговой проверки, изложенными в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее – Требования).

Приведем основные эти требования:

  • составление акта проверки в 2 экземплярах (п. 5 Требований);
  • соблюдение строго утвержденной формы в случае, если акт оформляется на бумаге (п. 4 ст. 100 НК РФ, п. 2 Требований);
  • подписание акта инспектором с одной стороны и проверяемым налогоплательщиком либо его представителем с другой стороны (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. 4 Требований);
  • на составление акта отводится 10 рабочих дней с момента завершения проверки, если по ее итогам были обнаружены нарушения (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • вручение экземпляра акта налогоплательщику (его представителю) в срок до 5 рабочих дней с того момента, как он был составлен.

Как уполномочить работника компании подписывать акты камеральной проверки, узнайте здесь.

Должен ли инспектор составлять акт камеральной проверки, если выявленные нарушения не повлекли занижение суммы налога к уплате? Ответ на данный вопрос узнайте в Путеводителе по налогам КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.

Каковы требования к содержанию акта проверки

Действующим налоговым кодексом в п. 3 ст. 100, а также Требованиями установлены нормы, которым должно соответствовать содержание акта проверки.

Структура акта в соответствии с п. 3 Требований должна выглядеть так:

  • Вначале идет вводная часть, где приводятся общие положения.
  • Далее следует описательная часть, где раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.
  • Наконец, в итоговой части инспектором делаются выводы по результатам проверки и выносятся предложения.

Кроме того, приложения, оформляемые к акту проверки, являются неотъемлемой частью составляемого документа.

Акт оформляется на специальном бланке, скачать который вы можете на нашем сайте.


Возможно, вам необходима информация по возражениям на акт КНП. Тогда читайте статью «Возражения на акт камеральной налоговой проверки - образец».

После вручения акта налогоплательщику, ФНС оформляет решение по выявленным нарушениям. Также налоговики могут провести дополнительнительные мероприятия уже после окончания налоговой проверки. Когда такие доп. мероприятия законны и что нужно делать налогоплательщику, узнайте в Обзоре, подготовленном экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и изучите эксклюзивный материал.

Итоги

Акт по итогам камеральной проверки оформляется в том случае, если в поданной налогоплательщиком декларации обнаружены ошибки и/или противоречия. В акте раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.

При несогласии налогоплательщика с изложенной в акте информацией он вправе подать свои возражения.

Основные требования к содержанию акта налоговой проверки (в том числе акта налоговой проверки, оформляемого по результатам камеральной проверки (далее - акт камеральной проверки)) закреплены в п. 3 ст. 100 НК РФ. Этот перечень существенно дополнен в Требованиях к составлению акта налоговой проверки, которые приведены в Приложении N 24 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются ФНС России (п. 4 ст. 100 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). Они содержатся в Требованиях к составлению акта налоговой проверки, приведенных в Приложении N 24 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Назовем основные требования, которые должны соблюдать инспекторы при составлении акта камеральной проверки:

- акт камеральной проверки составляется в двух экземплярах (п. 5 Требований к составлению акта налоговой проверки, приведенных в Приложении N 24 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@). При этом на бумажном носителе указанный акт должен составляться строго по утвержденной форме (п. 4 ст. 100 НК РФ, п. 2 Требований к составлению акта налоговой проверки, приведенных в Приложении N 24 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@);

- по общему правилу акт подписывается инспектором, проводившим проверку, и налогоплательщиком, в отношении которого она проводилась, или его представителем (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. 4 Требований к составлению акта налоговой проверки, приведенных в Приложении N 24 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@);

- инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);

- экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

О порядке вручения акта камеральной проверки см. разд. 5.4 "Подписание, порядок и срок вручения (предоставления) акта камеральной проверки налогоплательщику".

Акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей (п. 3 Требований к составлению акта налоговой проверки, приведенных в Приложении N 24 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@):

- вводной (общие положения);

- описательной (документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, а также обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения);

- итоговой (выводы и предложения проверяющих).

Полагаем, что к неотъемлемым частям акта следует отнести также приложения к нему, оформляемые налоговым органом. Поэтому далее приложения к акту проверки будут рассматриваться в качестве его составной части.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ АКТА КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

(ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

Вводная часть акта налоговой проверки составляется с учетом положений п. 3.1 Требований к составлению акта налоговой проверки, приведенных в Приложении N 24 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

В ней проверяющими, в частности, указываются:

1) дата акта налоговой проверки (т.е. дата подписания его проверяющими);

2) полное и сокращенное наименования организации или фамилия, имя, отчество (при его наличии) проверяемого лица;

3) дата представления в налоговый орган декларации и иных документов;

4) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе проверки;

5) период, за который проведена проверка;

6) наименование налога (сбора), по которому проводилась проверка;

7) даты начала и окончания проверки;

8) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении проверки;

9) иные необходимые реквизиты.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ АКТА КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Описательная часть акта налоговой проверки должна быть составлена с учетом положений п. 3.2 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. В частности, при ее заполнении проверяющие должны отразить документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки. Кроме того, в описательной части акта указываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Отметим, что по итогам камеральной проверки акт составляется в случае, если в ходе такой проверки выявлены нарушения налогового законодательства ( п. 1 ст. 100 НК РФ). Норм, которые обязывали бы проверяющих оформлять акт налоговой проверки в ситуациях, когда такие нарушения камеральной проверкой не установлены, в Налоговом кодексе РФ нет.

Подробнее о том, должен ли составляться акт, если факты нарушений налогового законодательства в ходе камеральной проверки не выявлены, можно узнать в разделе "Ситуация: Должен ли налоговый орган составлять акт камеральной проверки, а также уведомлять проверяемое лицо о ее результатах и дате завершения, если правонарушения не выявлены?".

Содержание описательной части акта должно соответствовать определенным требованиям:

а) объективность и обоснованность;

б) полнота и комплексность отражения всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах;

в) четкость, лаконичность и доступность изложения;

г) системность изложения.

По каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должно быть четко отражено следующее (п. 3.2 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@):

- вид нарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому оно относится;

- ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием при необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского, налогового учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

- ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы допроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий);

- оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными и (или) данными в иных документах, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки (при выявлении непредставления в налоговый орган указанных документов приводятся фактические данные, установленные в ходе проверки);

- квалификация совершенного нарушения со ссылками на соответствующие нормы Налогового кодекса РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены проверяемым лицом.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 237 ; Мы поможем в написании вашей работы!

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

Основные требования к содержанию акта камеральной проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ.

Однако согласно п. 4 ст. 100 НК РФ ФНС России вправе как утверждать форму акта камеральной проверки, так и устанавливать дополнительные обязательные требования к его содержанию. В соответствии с указанным положением Кодекса форма акта камеральной проверки, а также Требования к его составлению утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (Приложения N N 5 и 6 к Приказу).

Полный перечень сведений, которые должны быть указаны в акте камеральной проверки, а также подробные правила их отражения закреплены в п. п. 1.8, 1.9 и 2.2 Требований к составлению акта налоговой проверки. Отметим, что на основании п. 2.1 Требований к составлению акта налоговой проверки содержание акта камеральной проверки (кроме вводной части) регламентируется теми же положениями, которыми установлены требования к акту выездной налоговой проверки. Вкратце остановимся на основных моментах.

Итак, в соответствии с указанными выше нормами акт камеральной проверки состоит из следующих частей:

- вводная часть (общие положения);

- описательная часть (установленные факты);

- итоговая часть (выводы налоговиков, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения);

Рассмотрим содержание данных частей акта подробнее.

Часть акта камеральной проверки Регулирующие нормы Содержание части акта камеральной проверки
Вводная часть пп. 1 - 11 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 2.2 Требований к составлению акта налоговой проверки В первой части акта указываются: 1) сведения об акте, в том числе его номер, место и дата составления; 2) сведения о проверяемом налогоплательщике, в том числе его наименование (фамилия, имя, отчество), ИНН (КПП) и адрес; 3) сведения о проверяющих, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и классный чин проводящего проверку сотрудника налогового органа, а также наименование налогового органа, который он представляет; 4) по первичной или уточненной налоговой декларации (расчету), по какому налогу и за какой период проведена проверка. Здесь же указывается дата представления декларации (расчета) в налоговый орган; 5) даты начала и окончания проведения камеральной проверки; 6) информация о том, что проверка проведена в соответствии с НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах; 7) перечень документов, на основании которых проводилась проверка, в том числе представленных налогоплательщиком и имеющихся у налогового органа; 8) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных в ходе проверки. В качестве мероприятий налогового контроля могут выступать требования о предоставлении пояснений (ст. 88 НК РФ), истребование документов (ст. ст. 93, 93.1 НК РФ) и др.
Описательная часть пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. п. 1.8, 2.1 Требований к составлению акта налоговой проверки В описательной части акта уполномоченные лица налогового органа должны изложить документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства или сделать запись об их отсутствии. В частности, инспектор должен указать вид нарушения, описать способ, период и другие обстоятельства его совершения, привести расчеты сумм недоимки, указать статью НК РФ, по которой он считает необходимым квалифицировать выявленное нарушение, а также сослаться на первичные документы и другие доказательства совершения правонарушения. Описание фактов нарушения налогового законодательства должно содержать ссылки на заключения экспертов, протоколы допросов свидетелей и иные протоколы (в случае проведения этих дополнительных мероприятий налогового контроля). Кроме того, в данной части акта инспектор приводит все прочие сопутствующие обстоятельства, которые влияют на решение вопроса о применении мер ответственности (информацию о непредставленной отчетности, нарушениях при ведении бухгалтерского и налогового учета, обстоятельствах, которые исключают привлечение к ответственности)
Итоговая часть пп. 13 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. п. 1.9, 2.1 Требований к составлению акта налоговой проверки В итоговой части указываются: 1) выводы инспектора, а именно: сведения о суммах выявленных недоимок по налогу, рассчитанном в завышенном размере налоге с разбивкой по налогам и периодам, всех прочих нарушениях налогового законодательства, выявленных при проверке; 2) предложения инспектора по устранению выявленных нарушений и компенсации вреда, который понес бюджет, а именно: уплатить недоимку, уплатить пени, привести свой учет в соответствие с действующим законодательством; 3) квалификация выявленных нарушений в соответствии с конкретными статьями НК РФ, а именно: указание на вид правонарушения и статью, которой предусмотрена ответственность за данное нарушение; 4) количество листов приложений; 5) указание на то, что налогоплательщик вправе представить возражения на акт проверки
Приложения п. 1.13, абз. 4 пп. "а", абз. 2 пп. "г" п. 1.8.2, п. 2.1 Требований к составлению акта налоговой проверки Приложения к акту бывают двух видов. 1. Приложения, которые оформляются в случае необходимости (по усмотрению налогового инспектора) как дополнения (пояснения) к тексту акта. В таких приложениях, как правило, отражаются: - расчеты количественного и суммового расхождения между заявленными налогоплательщиком и выявленными в ходе проверки данными, которые связаны с исчислением (перечислением, удержанием и т.п.) налога, расчеты пени; - приведенные в табличной или другой удобной форме данные о выявленных массовых однородных нарушениях налогового законодательства с подробной расшифровкой по каждому нарушению и т.п. Приложения данной категории подписываются проверяющим наряду с актом, на них делается ссылка непосредственно из текста акта. Они прилагаются к акту в обязательном порядке, поскольку являются его неотъемлемой частью. 2. Пункт 37 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ внес изменения в ст. 100 НК РФ. В частности, добавлен п. 3.1, согласно которому к акту в обязательном порядке должны прилагаться документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Это могут быть копии документов, которые являются доказательствами нарушений, выявленных в ходе камеральной проверки, и другие материалы, полученные при проверке (например, протоколы допросов свидетелей, письменные ответы контрагентов налогоплательщика на запросы и т.п.), если такие материалы получены не от самого налогоплательщика. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 229-ФЗ данные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (текст Закона опубликован в "Российской газете" 2 августа 2010 г.). Правило об обязанности прикладывать к акту материалы налоговой проверки применяется к тем актам, которые составляются в рамках налоговых проверок, начавшихся после вступления в силу Закона N 229-ФЗ. Если проверка началась до его вступления в силу, акт будет составляться по правилам ранее действовавшего законодательства (ч. 11 ст. 10 Закона N 229-ФЗ). Отметим, что ранее у налоговых органов не было обязанности прикладывать к акту проверки собранные при ее проведении материалы. Налоговый кодекс РФ данной обязанности не предусматривал. К такому выводу пришел ВАС РФ в Решении от 09.04.2009 N ВАС-2199/09 . Следовательно, в этом случае отсутствие приложенных к акту документов не является нарушением





Данное Решение вынесено по вопросу о выездных налоговых проверках, однако его выводы справедливы и для камеральных проверок, поскольку порядок оформления и той и другой проверки в данной части одинаков.

Справедливости ради надо отметить, что мнение судей по данному вопросу не единодушно. Существуют решения нижестоящих судов по выездным проверкам, в которых указано, что к акту проверки должны прилагаться все документы, на основе которых он составлен (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2009 N Ф09-2653/09-С3).

К сожалению, указанные требования законодательства к содержанию акта камеральной проверки соблюдаются не всегда.

О последствиях нарушения налоговиками требований к содержанию акта камеральной проверки см. разд. 5.2.1 "Нарушения при составлении акта камеральной проверки".

Напомним, что акт камеральной проверки составляется в двух экземплярах. Один из экземпляров вручается проверенному налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ, п. 2.3 Требований к составлению акта камеральной проверки).

О порядке вручения акта камеральной проверки рассказано в разд. 5.4 "Подписание и вручение акта камеральной проверки налогоплательщику".

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Акт камеральной проверки


Похожие публикации

Камеральная налоговая проверка проводится по каждой поданной компанией или предпринимателем в ИФНС декларации (расчету) и не требует специальных распоряжений руководства инспекции. Осуществляется подобная проверка без выезда на место нахождения налогоплательщика. Суть ее заключается в проведении автоматизированной сверки контрольных соотношений сведений деклараций и расчетов с базой данных за прошлые периоды и финансовой отчетностью. Часто камеральная проверка ограничивается отслеживанием правильности арифметических расчетов в представленных декларациях.

Если расхождений или ошибок не установлено, то проверка на этом заканчивается. Законодательством не установлена норма, диктующая обязательное составление акта, если нарушения отсутствуют. Но при выявлении фактов неправильного исчисления налогов, несоответствий, расхождений или ошибок инспектором составляется акт камеральной налоговой проверки, являющийся документом, констатирующим выявление нарушений по представленным компанией декларациям. Разберемся, что отражается в этом документе, каким требованиям закона он должен соответствовать и в какие сроки составляться.

Акт камеральной проверки: когда его оформляют

Итак, составлению акта предшествует проверка, осуществляют которую в течение 3-х месяцев с даты представления компанией декларации. Например, если поданы декларации 20 марта, то срок окончания проверки наступает 20 июня. Отражать документ должен только конкретные факты и выводы, основанные на действительности нарушений НК РФ.

Акт камеральной налоговой проверки, фиксируя результаты проведенного контроля, оформляется в десятидневный срок после ее окончания, т.е., если проверка завершена 20 мая, акт должен быть составлен 30 мая. Регламентирует составление акта ст. 88 и 100 НК РФ. Они же обязывают инспектора перед оформлением документа принять и рассмотреть представленные налогоплательщиком разъяснения и документы. Акт камеральной налоговой проверки, образец которого представлен ниже, составляется в 2-х экземплярах и в строго утвержденной форме. Он подписывается двумя сторонами – инспектором ИФНС и полномочным представителем проверяемой компании. Руководитель компании, в которой проверка была проведена, должен быть ознакомлен с актом в течении 5-ти дней после его составления и заверить подписью факт ознакомления.

Структура и содержание акта проверки

Акт проверки содержит:

  • вводную часть, где приводятся общие сведения о проводимой проверке, компании (ее филиале), в которой она проводится;
  • описательный блок с раскрытием фактов нарушений налогового законодательства, базирующихся на документальных подтверждениях, изложенных с максимальной четкостью и систематизированием;
  • итоговую часть, т. е. выводы о результатах проверки и наличии налогового правонарушения, сведения о последствиях выявленных недостатков, а также вынесение предложений по их устранению.

Неотъемлемой частью акта являются приложения, оформляемые к нему. Это – доказательства с подтверждением фактов нарушений, связанных с начислением и уплатой налогов и пеней. К ним относятся необходимые пояснения, дополнения, справки, расчеты расхождений между заявленными компанией данными и установленными в ходе ревизии и другие документы, оформленные проверяющим инспектором.

Вручение акта камеральной налоговой проверки

Ознакомить руководство компании или ИП с актом камеральной проверки необходимо в течение пяти рабочих дней после даты его оформления. Проверяемые подписывают все экземпляры акта. На экземпляре, остающемся в ИФНС, представителем фирмы делается запись о получении акта и заверяется подписью. Роспись в акте является подтверждением вручения акта, а не о согласии со всеми указанными в нем фактами. Обычно налоговики уведомляют налогоплательщика о необходимости получения акта.

При отказе в получении акта ИФНС отправит его по почте по месту нахождения компании или адресу предпринимателя, предварительно сделав соответствующую отметку на последнем листе и заверив этот факт росписью инспектора. Выслать акт почтовым отправлением налоговая инспекция обязана также в 5-тидневный срок с момента составления акта.

Возражение на акт камеральной проверки

Если руководитель компании (предприниматель) не согласен с выводами акта проверки, то ему следует, не откладывая составить письменные возражения по акту камеральной проверки. Образец составления этого документа (т.е. его объясняющая часть) может быть, например, таким:

Возражения по акту выездной налоговой проверки

Возражения должны быть четко сформулированными, информативными, краткими с точным перечислением фактов, с которыми проверяемая компания не согласна.

Акт камеральной налоговой проверки: образец заполненный

Акт камеральной налоговой проверки

Акт камеральной налоговой проверки 1

Акт камеральной налоговой проверки 2

Акт камеральной налоговой проверки, образец составления которого мы представили, весьма приблизителен. Он показан в публикации для общей наглядности.

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

вводной части (общие положения);

описательной части (установленные факты);

итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Читайте также: