Акцизы тытуневыя вырабы на табак

Опубликовано: 15.05.2024

Эти изменения, если они будут приняты, негативно отразятся на семейных бюджетах 30 миллионов российских граждан (именно столько, по данным Минздрава, курильщиков в России). Об этом пишет газета «Комсомольская правда».

Поправки предлагаются с целью пополнить бюджет государства, в котором по итогам текущего года вместо запланированного профицита будет дефицит средств. Таковы итоги пандемии в нашей стране. Однако предложение Минфина поднять акцизы на табачную продукцию на 20% не только приведет к росту цен на сигареты, пишет ng.ru. В самой эффективности предложенной меры сомневаются эксперты, т.к. последствия принятия поправок могут существенно отличаться от ожидаемых.

Увеличение акцизов на 20% приведет к тому, что средняя стоимость пачки сигарет в России вырастет на 20 рублей – со 120 рублей до 140 рублей за пачку, что не может не отразиться на бюджете среднестатистической российской семьи. А средние затраты курильщика вырастут на 600 рублей в месяц: сейчас россияне тратят примерно 3 600 рублей в месяц на табачные изделия, а с нового года величина таких затрат увеличится до 4 200 рублей ежемесячно. При средней заработной плате в России в размере около 35 тысяч рублей изменения очень ощутимые.

Тем более сейчас, в период экономического кризиса, в год, когда число россиян с доходом ниже прожиточного минимума резко увеличилось до 20 миллионов человек, пишет Лента.ру. К слову, прожиточный минимум в 2020 году - 11 468 рублей.

Росстат недавно опубликовал статистику, которая наглядно показывает картину растущей бедности в нашей стране: реальные доходы граждан России в первом полугодии 2020 года снизились на 8%. Такое падение доходов – максимальное за последние 20 лет. При этом покупательская способность россиян снизилась до минимума с 2011 года.

- Повышение акцизов на сигареты – самый простой и неэффективный способ решения проблем дефицита бюджета. Потому что в конечном итоге эти деньги забирают из карманов граждан. Не надо провоцировать табачные бунты на ровном месте, – цитирует лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова ng.ru. Логичным поведением для граждан после подорожания сигарет станет уход на черный рынок. Постепенный рост акцизов за последние пять лет уже привел к тому, что порядка 15% всех сигарет в России уже продаются нелегально. С нелегальных сигарет не платится акциз, поэтому и стоят они в разы дешевле – 50-70 рублей за пачку. Низкая стоимость контрафакта и подтолкнет еще большее число россиян к нелегальной продукции, что сразу же скажется на рынке. По прогнозам, примерно 30% табачного рынка с принятием поправок отойдет нелегальным продавцам. В результате продажи легальных сигарет, а значит, и собираемость акцизов, сократятся.

Эксперты сходятся во мнении, что взрывной рост цен на сигареты никогда не приводил наших сограждан к идее бросить курить. В этом направлении реально поможет только планомерная работа с подростками, привлечение их в спорт и популяризация здорового образа жизни. А те, кто курил и бросать не планировал, продолжат и дальше употреблять сигареты.

Активное обсуждение новости о росте акциза в социальных сетях наглядно демонстрирует, что россияне скорее будут искать более дешевые сигареты, то есть, скорее всего, нелегальные, чем захотят расстаться с вредной привычкой.

- Быстро повлиять на рост нелегального рынка крайне сложно: для этого необходимо менять законодательство и ужесточать правоприменительную практику. Уже не один год обсуждаются различные инициативы, которые пока не получают развития. Вот и получается, что в настоящее время каждая седьмая сигарета куплена на черном рынке. Ущерб от нелегального рынка федеральному бюджету оценивался примерно в 100 миллиардов рублей по итогам 2019 года, - рассказал «Новым известиям» Александр Шатилов, политолог, декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ. - А если рынок нелегального табака увеличится в два раза – до 30%, то и потери государства буду кратно больше.

«Золотая середина», которая позволит сократить нагрузку на семейные бюджеты россиян, и при этом позволит пополнить бюджет, возможна. Представители бизнес-сообщества предлагают применить более сбалансированный подход к нововведениям. Так, в Налоговом кодексе повышение акцизов в 2021 году уже было заложено, однако, не на 20%, а на 4% - в рамках инфляции. Чтобы простимулировать налоговые взносы от официального табачного бизнеса и не дать разрастись нелегальным продавцам, можно повысить ставку акциза на 8-10%. Соответственно, и средняя стоимость пачки сигарет вырастет не на 20 рублей, а на 8-10. Но такая разница, по мнению экспертов, большинство граждан к переходу на черный рынок не подтолкнет. В таком случае и федеральный бюджет выиграет – он получит доход до 630 миллиардов рублей от легального табачного бизнеса.

В России могут повысить акцизы на сигареты в следующем году. Минфин предлагает увеличить ставки акцизов не на запланированные 4%, а сразу на 20%. Рассказываем, как это отразится на стоимости сигарет и что думают курильщики и Минздрав об этой инициативе.


Пачка на 20 рублей дороже

Действующая версия Налогового кодекса предусматривает увеличение ставки акцизов на сигареты на 4% в 2021 году. В Минфине же подготовили проект поправок в кодекс. В министерстве отметили, что на фоне роста бюджета в условиях пандемии повышение акцизов на 20% позволит обеспечить выполнение социальных обязательств со стороны государства.

Согласно расчетам экспертов, в таком случае розничная цена пачки сигарет увеличится на 20 рублей и средняя стоимость пачки вырастет до 140 рублей. Документ уже одобрен комиссией по законопроектной деятельности. В ближайшее время предложение будет рассмотрено на заседании кабмина.

Курильщики недовольны

У многих российских курильщиков новость о возможном увеличении табачного акциза на 20% вызвала непонимание. "Это очень рискованное решение. Рискованное не только потому, что возможны какие-то социальные непонимания со стороны курильщиков. Почему вдруг из множества подакцизных товаров в РФ такими темпами подорожает только один товар – табачные изделия?" – задает вопрос президент Российского сигарного союза, исполнительный директор Общероссийского движения за права курильщиков Андрей Лоскутов.

По мнению Лоскутова, курильщики являются самыми законопослушными потребителями и все предыдущие годы мирились с плавным повышением акцизов. "Права курильщиков уже ни во что не ставятся давно. Как видите, это не мешает курильщикам жить и развиваться. До сегодняшнего дня Минфин вел очень грамотную политику, нам "хвост откусывали" по маленькому кусочку, каждый год 4%. Это нормально, мы к этому привыкали", – отметил Лоскутов.

Лоскутов предполагает, что при повышении табачного акциза на 20% люди не перестанут покупать сигареты, в стране просто увеличится доля контрафакта. "Наши предположения таковы, что, получив деньги за счет пятикратного повышения акцизной нагрузки на табак, государство потеряет больше, чем получит. Потому что уже сейчас уровень контрафакта и нелегальной табачной продукции составляет 15%. И, по нашим прогнозам, это как минимум удвоится. В таком случае каждая третья пачка в России пойдет мимо бюджета", – подчеркнул Лоскутов.

Бутылка воды дороже, чем пачка сигарет


В Минздраве РФ, наоборот, полагают, что резкое повышение акциза на табачную продукцию является правильным решением со стороны государства. И если посмотреть на уровень акцизов среди стран европейского региона ВОЗ, Россия от них отстает.

"Если будет подорожание пачки сигарет хотя бы на 20 рублей – это хороший шаг вперед, – считает член координационного совета Минздрава РФ по борьбе против табака Виктор Зыков. – Но для того чтобы снижение потребления табака было гарантированным, необходимо повышать акцизы более высокими темпами. Нам как минимум надо повысить акциз в 2-3 раза, чтобы цена сигарет наиболее эффективно снизила распространенность курения".

Зыков подчеркнул, что такие меры позволят сделать табачную продукцию недоступной для подростков. "Сигареты – это не молоко и не хлеб. У нас сегодня бутылка воды в кинотеатре стоит дороже, чем пачка сигарет, то есть вполне доступна молодому поколению", – отметил эксперт.

По мнению Зыкова, такие меры не являются нарушением прав курильщиков, государство, наоборот, таким способом защищает здоровье граждан. С учетом того, что табачные продукты убивают половину своих потребителей и приводят к их преждевременной смерти, условия продажи сигарет должны быть строже, а сам продукт – менее доступен. "Если люди выбирают такой стиль жизни, надо осознавать, что для этого нужны деньги, а не жаловаться потом, что им "не дают загонять себя в гроб", – подчеркнул Зыков.

Законопроект (N984546-7) был внесен правительством на прошлой неделе.

В итоге с нынешнего уровня в размере 1,966 тыс. рублей за 1 тыс. штук акциз вырастет до 2,359 тыс. рублей.

Акциз состоит из специфической (фиксированной) части и адвалорной составляющей (процент от максимальной розничной цены). Адвалорный компонент на этот год составляет 14,5% расчетной стоимости, но не менее 2,671 тыс. рублей за 1 тыс. штук. Закон также предлагает в 2021 г. увеличить адвалорный компонент до 16% от расчетной стоимости, но не менее 3,205 тыс. рублей за 1 тыс. сигарет.

В действующем Налоговом кодексе заложен рост акциза на 4% в 2021 г. - до 2,045 тыс. рублей плюс 14,5% расчетной стоимости, но не менее 2,778 тыс. рублей за 1 тыс. штук.

По мнению представителей отрасли, резкий скачок акцизов в 2021 г. приведет к значительному росту цен на сигареты и, как следствие, - расширению рынка нелегальной продукции. Ранее Минфин в рамках обсуждения законопроекта на площадке Госдумы анонсировал меры по усилению контроля за розничной продажей сигарет и ужесточению ответственности за продажу немаркированной продукции. Минфин также посчитал, что от повышения акцизов бюджет получит дополнительно порядка 80 млрд рублей.

Согласно поправкам в НК РФ, повысить акциз на 20% вместо 4% в 2021 г. предлагается и на другие виды табачной продукции: на трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный табак - с 3,172 тыс. рублей за килограмм до 3,806 тыс. рублей (вместо 3,299 тыс. рублей согласно действующему НК), на сигары - с 215 рублей за штуку до 258 рублей (вместо 224 рублей), на сигариллы, биди, кретек - с 3,055 тыс. рублей за 1 тыс. штук до 3,666 тыс. рублей (вместо 3,177 тыс. рублей). Кроме того, Минфин предлагает в 2021 г. повысить акциз на 20% на нагреваемый табак (с 6,04 тыс. рублей за килограмм до 7,248 тыс. рублей вместо 6,282 тыс. рублей) и на электронные системы доставки никотина, устройства для нагревания табака (с 50 рублей за штуку до 60 рублей вместо 52 рублей).

На этой же неделе правительство внесло в Госдуму на ратификацию соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов Евразийского экономического союза. По нему государства обязуются к 2024 г. выровнять уровень акцизов на сигареты и установить его в размере 35 евро за 1 тыс. штук (3 тыс. 132 рубля). Диапазон отклонения в меньшую или большую сторону может быть не более 20%. Согласно принятому Госдумой закону, ставка акцизов на сигареты в 2022 г. составит 2,454 тыс. руб., в 2023 г.- 2 тыс. 552 руб. за 1 тыс. штук.

Отменяется акциз на мазут, введении обратного акциза на СУГ и этан

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении правительственный закон, который вводит обратный акциз на сжиженные углеводородные газы (СУГ) и этан, отменяет акциз на мазут, а также вводит инвестиционный коэффициент, увеличивающий размер обратного акциза на нефтяное сырье.

Принятый закон, по замыслу разработчиков, призван создать стимулирующие налоговые условия для производителей нефтегазохимии из сжиженных углеводородных газов, а также для компаний, перерабатывающих этан в нефтегазохимическую продукцию.

Документ вводит с 1 января 2022 г. в Налоговый кодекс акцизы на СУГ и этан. Ставки акциза на них устанавливаются на 2022 г. в размере 9 тыс. руб. за тонну этана и 4 тыс. 500 руб. за тонну СУГ. При этом акциз на СУГ будет увеличиваться с 2024 г. на 1 тыс. руб. каждый год с тем, чтобы составить 7,5 тыс. руб. к 2026 году.

Для того, чтобы получить обратный, отрицательный акциз на этан либо СУГ, компании должны будут либо ввести новые мощности по переработке этана или СУГ мощностью более 300 тыс. тонн в год, либо заключить до 1 января 2023 г. с Минэнерго специальное инвестиционное соглашение и в период с 2022 г. по 2027 г. инвестировать в новые мощности не менее 65 млрд руб.

Документ уточняет определения СУГ и этана, вводит формулировку, которая конкретизирует технические характеристики, которые не позволяют отнести продукты к данным видам смесей и получить по ним обратный акциз. Например, в том случае, если СУГ и этан получены в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия.

Закон также предусматривает меры по стимулированию инвестиций в нефтепереработку. Предполагается введение повышающего инвестиционного коэффициента (1,3) к обратному акцизу на нефтяное сырье для компаний, которые вложили в модернизацию нефтепереработки более 50 млрд руб. либо в развитие сопутствующих месторождений более 30 млрд руб. Для этого нефтепереработчикам нужно заключить соглашение с Минэнерго до 1 октября 2021 г.

Документ уточняет формулировку средних дистиллятов, что позволяет вывести мазут из перечня подакцизных товаров. Подакцизным товаром мазут стал недавно - с 1 апреля 2020 г. Введение акциза на мазут совпало с разбушевавшимся коронавирусом. И потребители мазута - энергетические компании и промышленные предприятия, которые в некоторых случаях используют его для производства тепло- и электроэнергии, в сложной экономической ситуации подняли вопрос о переносе вступления акциза в силу. Компании просили из-за распространения пандемии отсрочить уплату акциза до января 2021 г.

Госдума уточнила перечень МСП, которые могут претендовать на освобождение от ряда налогов на время пандемии

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, который расширяет перечень субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), которые могут претендовать на освобождение от ряда налогов на время пандемии.

Поправки в законопроект (N987383-7) были внесены в начале недели главой думского комитета по бюджету Андреем Макаровым.

Сейчас льготной по уплате налогов на время пандемии могут воспользоваться компании МСП, работающие в наиболее пострадавших отраслях экономики и включенные в единый реестр МСП на основе налоговой отчетности за 2018 г. Предлагается уточнить, что предусмотренное законом освобождение предоставляется не только на основании налоговой отчетности за 2018 г., но и в связи с созданием в период с 1 декабря 2018 г. по 29 февраля 2020 г. Положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

Как сообщалось, в мае Госдума приняла закон, который в рамках налога на прибыль дал право МСП не уплачивать ежемесячные авансовые платежи, которые нужно уплатить во втором квартале 2020 года; авансовые платежи за отчетные периоды 4 месяца, 5 месяцев, 6 месяцев 2020 года за минусом ранее начисленных авансовых платежей за отчетный период 3 месяца; авансовые платежи за первое полугодие 2020 года за минусом ранее начисленных сумм авансовых платежей за первый квартал.

По акцизам - в части налога за налоговые периоды апрель, май, июнь 2020 года; по единому сельскохозяйственному налогу - в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года; по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - в части авансового платежа за отчетный период - первое полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж за первый квартал 2020 года; по ЕНВД - в части налога, исчисленного за второй квартал 2020 года.

При исчислении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, не учитываются календарные дни срока действия патента, приходящиеся на апрель, май и июнь 2020 года.

СМИ получили право для налогового учета записывать в потери 30% стоимости непроданного тиража

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении поправку в Налоговый кодекс (НК) РФ, согласно которой СМИ и издательствам при расчете налога на прибыль будет разрешено записывать в потери нереализованную продукцию в пределах не более 30% от стоимости тиража.

Законопроект (N991161-7) в июле был внесен в Госдуму правительством.

Согласно действующему законодательству, при расчете налога на прибыль разрешено учитывать потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной продукции СМИ и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, в пределах не более от 10% стоимости тиража.

"В настоящее время установлен размер потерь в виде стоимости указанной нереализованной продукции в пределах до 10% стоимости тиража, тогда как процент данных потерь в большинстве издательских домов существенно выше", - сообщал ранее Минфин, который и предлагал увеличить эту долю до 30%.

Расходом признается стоимость продукции СМИ и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков: для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания; для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет; для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся.

Закон вступит в силу через один месяц со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.

Госдума приняла закон об отмене акциза на спирт для производителей антисептиков

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении правительственный законопроект, который вводит для производителей гелей-антисептиков на основе спирта получение свидетельств о регистрации в налоговом органе для возмещения акциза на спирт.

Документ (N984546-7) был внесен в парламент в июле.

Поправки вносятся в статью 179.2 Налогового кодекса (НК) РФ, которая устанавливает перечень видов деятельности, при занятии которыми организациям выдается свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным спиртом. Принятый закон включает в данный перечень компании, которые занимаются производством спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля, крема на гелевой основе (крем-геля), в качестве сырья для производства которой используется этиловый спирт. Данным компаниям предлагается получить свидетельство на производство данной продукции. Условие получение свидетельства - наличие у организации на праве собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) мощностей по хранению этилового спирта, а также по производству, хранению и отпуску антисептиков.

"В рамках нашей работы по борьбе с COVID было выявлено, что при покупке спирта для производства дезинфицирующей спиртосодержащей продукции в виде геля необходимо уплачивать акциз. C тем, чтобы не было такого рода проблемы, мы предусмотрели для производителей дезинфицирующих средств в виде геля специальные свидетельства", - пояснял ранее замминистра финансов Алексей Сазанов. По его словам, при наличии этого свидетельства акциз будет возвращаться при подтверждении целевого использования спирта для производства дезинфицирующих средств в виде геля.

Ранее предполагалось, что закон вступит в силу через месяц после официального опубликования, в принятой редакции - с 1 января 2021 г.

Принят закон, уточняющий размер вычета по акцизам на виноград

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении поправки в Налоговый кодекс (НК) РФ, которые уточняют порядок расчета налогового вычета по акцизу на виноград для производства спиртных напитков полного цикла (крепкий алкоголь) на 2020-2022 годы.

Законопроект (N984546-7) в июле внесло в парламент правительство.

Согласно действующему законодательству, с 1 января 2020 года производители алкогольной продукции могут получить вычет по акцизам на сырье (виноград). Вычету подлежат суммы акциза, умноженные на специальный коэффициент (Квд). Вычетам подлежат суммы акциза, исчисленные при использовании винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, игристого вина (шампанского), спиртных напитков по технологии полного цикла.

Установленный на период до 2022 года коэффициент Квд для вина, шампанского не меняется. Закон увеличивает коэффициенты для расчета налогового вычета при использовании винограда для производства спиртных напитков по технологии полного цикла: в 2021 году - с 0,254 до 0,63; в 2022 году - с 0,262 до 0,65; устанавливает коэффициент на 2023 год - 0,67. Во внесенном документе предполагалось повышение этого значения и в 2020 году - с 0,245 до 0,61, но в итоговый текст данная правка не вошла.

Как говорится в пояснительной записке, принятие закона необходимо для соблюдения интересов бюджетной системы РФ и предприятий винодельческой отрасли, так как действующий с 1 января 2020 года коэффициент приводит к уменьшению ставки акциза на крепкоалкогольную продукцию ниже ставки акциза на слабоалкогольную продукцию, что создает несопоставимые условия налоговой нагрузки между производителями спиртных напитков по технологии полного цикла и производителями слабоалкогольной продукции.

Принят закон о системе free-flow на платных дорогах

Госдума приняла в финальном третьем чтении закон о платных автодорогах, по которому в России появится безбарьерная система взимания платы за проезд "свободный поток" (free flow).

Въезд на платную дорогу станет возможным не только через знакомые российским автомобилистам пункты оплаты со шлагбаумами (toll plaza), но и без них - по системе безбарьерного проезда free-flow. Факт проезда конкретным автомобилем будут фиксировать камеры, которые должен будет установить оператор платного участка.

Основным способом оплаты на платных дорогах без шлагбаумов станет транспондер. Если транспондера нет, или на электронном счете будет недостаточно денег, авторы поправок предлагают ввести обязанность автомобилиста оплатить проезд в течение пяти суток после выезда с дороги. Срок оплаты предлагается считать с момента последнего проезда по дороге.

Порядок оплаты на платных дорогах федерального значения должно будет установить правительство РФ, а регионального и местного значения - органы власти региона и органы местного самоуправления. В таком порядке должно быть детально прописано, как пользователь сможет узнать о задолженности и внести деньги.

Автомобилист, не внесший плату за проезд, будет нести ответственность по закону. На оператора дороги, согласно поправкам, возлагается обязанность обеспечить водителей информацией о том, сколько стоит проезд, как и когда его можно оплатить. Также оператор будет обязан информировать автомобилиста о поступлении и списании средств с электронного счета, а также о появлении задолженности, если денег на проезд не хватило.

Максимальная плата за проезд, которую устанавливает оператор платной дороги, не может быть выше уровня, установленного правительством РФ (региональными или муниципальными властями, если дорога не относится к федеральным). При этом плата за проезд для всех транспортных средств одной категории должна быть одинаковой.

Законопроект в первом чтении был принят еще весной, важные поправки были предложены и одобрены профильным комитетом Госдумы по транспорту и строительству при подготовке документа ко второму чтению, которое состоялось накануне.

Система безбарьерного проезда free-flow, как сообщалось, будет реализована на ЦКАД - там планируют установить 12 рамок взимания платы, каждая из которых будет оборудована типовым составом видеокамер, антенн, лазерных датчиков. Информация с этих рамок будет стекаться для обработки в центральную систему.

"Автодор" уже тестирует эту систему на федеральной трассе М-4 "Дон" - там на 64 км дороги установили тестовый комплект оборудования.

Технология free-flow, применяемая за рубежом, призвана решить проблему пробок перед пунктами взимания оплаты на платных автодорогах, которые могут возникать при большом потоке транспорта. Кроме того, при использовании новой технологии заметно упрощается обустройство дороги, поскольку нет необходимости выделять земельный участок и организовывать пункт взимания оплаты (toll plaza) с будками, шлагбаумами, дополнительными полосами для движения и другими элементами инфраструктуры, что особенно актуально в случае строительства ЦКАД в Московской области.

В 1727 году - разрешена вольная продажа табака с пошлиною по 1 коп. с фунта.
В 1749 году монополия на табак возобновлена.
В 1762 году установлена система вольной продажи табака и освобождение его от налога - до конца 30-х гг. следующего столетия.
В 1838 году по "Денежной реформе"(1839-1843 гг.) Канкрина Е.Ф. министра финансов Российской Империи табак вновь подлежал обязательному акцизу «Приготовление табака, как предмета, относящегося к требованиям роскоши, может, безо всякого стеснения для народа, обложено быть умеренным акцизом». Главные слова в этой фразе из контекста "роскошь" и "умеренным".
В 1887 году (на основании Табачного устава) курительный табак подлежал подакцизному взиманию: за 1 фунт (0,453592 кг.)
1-го сорта — 90 коп.
2-го сорта — 48 коп.
3-го сорта — 18 коп.
Нюхательный табак — 48 коп.
махорка — 8 коп.
За каждые 100 штук:
сигар 1-го сорта — 100 коп.
2-го сорта — 30 коп.
папирос 1-го сорта — 20 коп.
2-го сорта — 9 коп.

В 24 ноября 1917 года № 169. Постановление Совета Народных Комиссаров "О новом тарифе акциза и предельных продажных ценах на табачные изделия."
Папиросы, выделываемые из обандероленного табака в папиросных мастерских (Свод Законов т. V, Уст. Акц. Сбор. ст. 897;, по прод. 1912 г.), облагаются бандеролями стоимостью в четыре рубля за тысячу штук.
За подписью: Председателя Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).

Акцизы в России (после их ликвидации советской властью в 1930 году) были вновь введены с началом рыночных реформ в 1992 году.

Так акциз на табачную продукцию в 1997 году составлял - 39,2 руб. за 1000 шт. на сигареты с фильтром и 11,2 руб. за 1000 шт.- на сигареты без фильтра и папиросы.

Акциз дело хитрое и его сумма исчисляется в произвольных цифрах, которые государство в лице власти выставляет как необратимую сумму для пополнения бюджета, поэтому перечислять года не имеет смысла - за основу возьмём десятилетия! Они как "пятилетки" показывают тенденцию ни падения, а прогрессирующую прямую на неотъемлемое повышение цен акцизов, где уже нет пресловутого термина "умеренность"!

2007 год - акциз на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный в размере - 300 руб. за 1 кг.
- на сигареты с фильтром 100 руб. за 1 тыс.
- на сигареты без фильтра и папиросы - 45 руб. за 1 тыс. сигарет или папирос.

2017 год - акциз на табак - 4800 руб. за 1 кг.
- Сигары - 171 руб. - 1 шт.
- Сигариллы -2428 руб. - 1 тыс.
- Сигареты, папиросы - 1562 руб. за 1000 шт.

Специфические ставки акцизов на все виды табачной продукции установленные в 2017 году, в 2018-2019 ежегодно увеличиваются на 10% (1 декабря 2016 года Президент России подписал закон о расширении списка подакцизных товаров и увеличении ставок акцизов на 2017-2019 годы)

Интересно, власть в своём уме? Или им плевать, какой ценой бюджет пополнить!? Интересен также и вопрос: нынешняя власть умышленно желает похерить всю отечественную табачку непомерным налоговым бременем,или преследует интересы монополизирования рынка иностранными табачными компаниями? А, с учётом курса доллара и евро к рублю - вывод очевидный!
Также возникает масса вопросов по фактам непонятных патриотических соц.программ в сфере "борьбы с курением" - ужесточением правил торговли и повышением цен на табачную продукцию - при вопиющих фактах действительности - когда вся социалка к чертям полетела и трещит по швам? Поважнее дел наверное нет.
Период прошлого столетия является неоспоримым фактом на примере: борьба или увеличение цен на табачные изделия, или же полное отсутствие товара на рынке на который имеется спрос. Ни к чему хорошему не приводит!
А умышленное создание рынка, на котором преобладает контрафактный товар - отрава, есть не что иное как умышленный сговор, а если в этом участвует власть - геноцид против собственного народа!
Табак перестал быть роскошью! - хочется напомнить власти, слова Канкрина Е.Ф (министра финансов Российской Империи)
Табак стал продуктом потребления социума - его большей части, которой почему-то, условия и правила, диктует меньшинство!
Парадокс


Содержание Содержание
  • Акциз на табак для кальянов в 2021 году
  • Кто оплачивает акциз на кальянный табак
  • Ставки акциза на кальянный табак
  • Как рассчитать акциз на табак для кальянов в 2021 году
  • Налоговые вычеты
  • Порядок начисления и уплаты акциза на кальянный табак
  • Ответственность за неуплату акциза на кальянный табак

На основании ст. 181 НК РФ кальянный табак включен в список подакцизных товаров и подлежит налогообложению в общем порядке. В статье разберем, как рассчитать акциз на табак для кальянов в 2021 году, как начислить и уплатить акциз на кальянный табак, а также расскажем о динамике повышения акцизных ставок на табак для кальянов в 2021 – 2021 годах.

Акциз на табак для кальянов в 2021 году

Акциз на табак для кальянов в 2021 году

Акциз на табак для кальянов в 2021 году

Действующие положения НК РФ включают кальянный табак в перечень подакцизных товаров, наряду с табаком трубочным, курительным, жевательным, сосательным и нюхательным. Для данной группы подакцизных товаров установлена единая ставка акциза, измеряемая в твердой форме (в рублях) в отношении к 1 килограмму продукции.

Кто оплачивает акциз на кальянный табак

Операции с кальянным табаком, подлежащие налогообложению акцизом, утверждены в ст. 182 НК РФ. Согласно нормативному документу, акциз оплачивают следующие субъекты хозяйствования:

  1. Импортеры кальянного табака, ввозящие подакцизный товар на таможенную территорию РФ. Операцией, подлежащей налогообложению, выступает импортный ввоз кальянного табака, подтвержденный таможенной декларацией.
  2. Производителиподакцизного товара. Обязательство по начислению акциза возникает у производителей кальянного табака, в том числе при условии, что подакцизный товар изготовлен из давальческого сырья. Основанием для налогообложения выступает передача производителем готовой продукции собственному структурному подразделению для реализации, переработки (в том числе изготовления неподакцизного товара), собственного потребления, подтвержденного актом приема-передачи. Также акцизом облагается операция по реализации производителем кальянного товара конечному потребителю либо посреднику для реализации.
  3. Реализаторы кальянного табака. Организации и предприятия, приобретающие кальянный табак, произведенный на территории РФ либо ввезенный согласно таможенной процедуре экспорта, признаются плательщиками акцизного сбора. Подакцизной операцией признается передача товара на торговую точку для последующей реализации (на основании акта приема-передачи).

Ставки акциза на кальянный табак

Для акциза на табак (в том числе кальянный) предусмотрена твердая ставка в рублях за килограмм подакцизного товара, подлежащего налогообложения.

Акцизные ставки на табачную продукцию постоянно повышаются, акциз на кальянный табак – не исключение.

На основании ФЗ-199 от 19.07.2021 Правительством установлены прогрессивные ставки акциза, предусматривающие ежегодное повышение акциза на кальянный табак на 10% с 2021 года:

  • с 01.07.2021 года – 2.772 руб.;
  • с 01.01.2021 года – 3.050 руб.;
  • с 01.01.2021 года – 172 руб.

03.08.2021 года Президент России Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в ст. 193 НК РФ, который утверждает установленную динамику повышения ставок акциза на кальянный табак вплоть до 2021 года.

Ниже в таблице представлена обобщенная информация о ставках акциза на кальянный табак, действующий в период с 01.07.2021 года по 31.12.2021 года:

Подакцизный товар Ставка акциза с 01.07.2021 Ставка акциза в 2021 году Ставка акциза в 2021 году Ставка акциза в 2021 году
Табак для кальянов 2.772 руб./кг 3.050 руб./кг 3.172 руб./кг 3.229 руб./кг

Как рассчитать акциз на табак для кальянов в 2021 году

При расчете акциза на кальянный табак учитываются подакцизные операции, осуществленные субъектом хозяйствования в течение расчетного периода – календарного месяца. Таким образом, производитель подакцизного товара, который в течение месяца передал готовую продукцию структурному подразделению для последующей переработки, а также поставил товар на торговую точку для последующей реализации, рассчитывает акциз суммированно по всем подакцизным операциям.

Для расчета акциза на табак для кальянов используется формула:

Акцизтабак для кальянов = ПодакцизТов * Ставка – Вычеты,

где Акцизтабак для кальянов – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при реализации/передаче/импорте кальянного табака;
ПодакцизТов – количество подакцизного товара, введенного/произведенного/реализованного в течение отчетного периода (календарного месяца), исчисляемое в килограммах;
Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
Ставка – ставка акциза, действующая в отношении килограмма кальянного табака.

Налоговые вычеты

На основании ст. 200 НК РФ, плательщики акциза могут уменьшить сумму налогового платежа, использовав право на применение налоговых вычетов.

НК предусматривает, что акцизный сбор, начисленный к уплате, может быть уменьшен на сумму акциза, уплаченного поставщику в составе стоимости продукции. Основанием для применения налогового вычета могут выступать первичные документы, подтверждающие факт поставки и оплаты подакцизного товара, в стоимость которого включен акцизный сбор (счет-фактура).

Рассмотрим пример. 13.09.2021 АО «Восток» импортировало табак для кальянов в количестве 75 кг. Согласно НК РФ, на основании таможенной декларации «Востоком» оплачен акциз на табак в сумме 207.900 руб. (75 кг * 2.772 руб.).

08.10.2021 «Восток» реализовал 15 кг кальянного табака ООО «Формула» для последующей реализации через сеть магазинов «Кисет».

Весь приобретенный товар ООО «Формула» передало для реализации в торговую сеть на основании акта приема-передачи от 15.10.2021.

Какие-либо иные подакцизные операции ООО «Формула» в отчетном периоде не осуществляло, в связи с чем всю сумму акциза, начисленного «Формулой» по итогам месяца (15 кг * 2.772 руб. = 41.580 руб.), можно принять к вычету.

Порядок начисления и уплаты акциза на кальянный табак

Начисление акциза на кальянный табак производится по общему правилу, а именно в момент наступления первого из событий:

  • импорт товара на таможенную территорию РФ;
  • передача произведенной продукции структурному подразделению для переработки, реализации, использования в личных целях, либо реализация покупателю (посреднику или конечному потребителю);
  • реализация товара посредником (передача приобретенного кальянного табака на торговую точку для последующей реализации).

Дата подакцизной операции определяется на основании первичных документов (таможенная декларация, акт приема-передачи).

Расчетный период для исчисления суммы акциза – календарный месяц. Срок уплаты акциза – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным (за сентябрь 2021 года – до 25.10.2021 года).

Организации и предприниматели, совершающие подакцизные операции с табаком для кальянов, освобождены от исчисления и уплаты авансовых платежей по акцизу.

Основанием для перечисления суммы акциза в бюджет является налоговая декларация, предоставленная налогоплательщиком в территориальный орган ФНС по месту регистрации. Организации и ИП, признающиеся плательщиками акцизного сбора на кальянный табак, заполняют декларацию по форме КНД 1151074.

Бланк налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронный систем (КНД 1151074) можно скачать здесь ⇒ Декларация по акцизу на табак и табачную продукцию КНД 1151074.

Срок подачи налоговой декларации по акцизу на кальянный табак – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным (за октябрь 2021 – до 25.11.2021 года).

Рассмотрим пример. 15.10.2021 ООО «Сатурн» импортировал из ОАЭ табак для кальянов в объеме 12 кг. На основании таможенной декларации «Сатурном» начислен акциз в сумме 33.264 руб. (2.772 руб. * 12 кг).

Срок предоставления налоговой декларации и уплаты акцизного сбора для «Сатурна» – до 25.11.2021. Так как этот день приходится на выходной, «Сатурн» подал налоговую декларацию в ФНС по месту регистрации и перечислил налог в последний рабочий день до установленного срока – в пятницу, 23.11.2021.

Ответственность за неуплату акциза на кальянный табак

Плательщики акцизного сбора на кальянный табак, нарушившие срок предоставления налоговой декларации, могут быть привлечены к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 5% от начисленной суммы налога по декларации, но не менее 1.000 руб. и не более 30% от размера акцизного сбора за отчетный период.

При нарушении сроков оплаты акциза (недоплата, оплата с просрочкой, занижение налоговой базы, т.п.) нарушителю грозит штраф в размере 20% от суммы неустойки, а также пеня, начисленная за каждый день просрочки платежа.

Бланк налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию можно скачать здесь ⇒ Декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачной продукции КНД 1151084

Читайте также: