Акцизы на бензин в россии и казахстане

Опубликовано: 14.05.2024

Автор: Елена Владимировна Новикова. Копирайтер, журналист, маркетолог. Высшее образование, КарГу имени Е.А. Букетова.. Дата: 1 апреля 2020. Обновление статьи: 26.03.2020. Время чтения 7 мин.


Один литр бензина марки А-95 стоит в Казахстане 28,74 руб. Разница с РФ очевидна. Она оправдана не только размером акцизов, но и модернизированным в Республике нефтеперерабатывающим производством. Кроме этого, производители обязаны поставлять до 50% сырья на внутренний рынок практически по себестоимости.

Цена за баррель нефти влияет на экономику многих государств. Однако при анализе этого воздействия в соседних странах выясняется любопытная деталь: в Казахстане бензин дешевле, чем в России. Интересны прогнозы на стоимость топлива в РК в обозримом будущем.

Общее понимание вопроса

Владельцы транспортных средств уже привыкли, что цены на бензин в РФ растут постоянно. Правительство каждый раз приводит различные правдоподобные причины для такой тенденции. Однако стоит проехать пару километров до ближайшей заправки от казахстанско-российской границы по территории РК, как аргументы «разбиваются» о цифры с ценником топлива.

россияне искренне недоумевают по поводу такой разницы в стоимости топлива.

Фото: россияне искренне недоумевают по поводу такой разницы в стоимости топлива. Источник: pbs.twimg.com

Негодование наших граждан объяснимо: у соседа за копейки продается отечественный бензин. Более того, подобной продукт можно купить в казахстанских «дочках» компании РФ «Газпромнефть». И ведь в эту цену уже заложена экспортная пошлина.

Автомобилист сравнил цены на бензин в Казахстане и России.Выяснилось, что стоимость «АИ-92» горючего на момент съёмки, а именно 7 марта, в казахстанском Павлодаре на АЗС «Газпром» — 26 рублей в переводе по курсу.В то время, как цена на бензин в России превышает сумму в 40 рублей pic.twitter.com/KDaox4XAiG

— Me llamo Oleś Filonenko (@taxfreelt) March 10, 2019

Чтобы предотвратить массовые перевозки углеводородов из Казахстана в Россию, в августе 2019 г. Министерство энергетики соседней страны установило ограничения. Действует лимит на вывоз – не более 20 литров в канистре на человека.

Цены 2020 года на бензин в РК

Прослеживается такая политика в отношении топливного продукта.

График 1. Сравнение популярных марок ГСМ в российской валюте.

График 1. Сравнение популярных марок ГСМ в российской валюте.

Справочно! Для расчетов применен курс тенге к рублю на 19 марта 2020 г. – 5,6:1.

Разница с РФ является довольно ощутимой.

Таблица 1. Сравнение средних цен бензина в РК и России

Марка продукта В Казахстане, руб. В РФ, руб.
А-76/80 15,47
АИ-92 25,34 42,52
АИ-95 28,74 45,93
АИ-98 36,95 52,02

Источники: Яндекс Район, Росстат за период 5–19 марта 2020 г.

Основной составляющей розничной стоимости топлива является акциз. Этот пункт закладывается на государственном уровне. Разница за тонну в ценах на 2020 г. у обеих стран очень ощутима.

В России акциз представлен так:

  • за автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, – 13 100 руб., соответствующий – 12 752 руб.;
  • 8 835 руб. – за дизельное топливо (ДТ).

В то время как в Казахстане ставка на акциз рассчитывается без классового деления. Здесь берутся следующие цифры для конкретных видов реализации по тонне топлива.

Таблица 2. Акцизы на продажу бензина и ДТ в РК за 2020 г. внутри страны

Цель реализации Бензин Дизельное топливо
декабрь-июнь июль-ноябрь
Оптовая производителями своего продукта 4 363 96,4 1 660
Розничная производителями собственного продукта 4 452 107 1 671
Розничная физическими и юрлицами 89,2 10,7

Отдельно стоит сказать о ставках для импорта «автоеды»:

  • 4 363 руб. – для бензина;
  • 96,4 руб. – для дизтоплива.

По данным ОПЕК, РФ занимает второе место на планете по добыче нефти, а Казахстан – только 15, то очевидным становится странный диссонанс.

Так отличается ценовая политика на горючее в странах СНГ.

Таблица 3. Средняя стоимость литра АИ-92

Государство Цена за л, руб.
Казахстан 25,34
Кыргызстан 38,5
Россия 42–47,17
Украина 68,41

Источник: nur.kz, по данным на 11 марта 2020 г.

Правдивы ли «обвинения»

До 2018 г. доля бензина Российской Федерации в общем объеме казахстанского ГСМ составляла только 30%. После проведенной в 2019 г. модернизации трех главных нефтеперерабатывающих заводов появились излишки. Такие данные привел «КазМунайГаз», который заявил, что сегодня в РК производится бензина на 24% больше реальных рыночных потребностей.

«Раньше мы зависели от России. Если помните, в 2016 году, когда цена упала на нефть, критика была, почему цена на нефть падает, а бензин в цене вырос. Тогда мы зависели от России: закупали часть бензина, авиакеросин, зимнее дизтопливо. А сейчас Казахстан полностью обеспечил внутренний рынок, и, соответственно, цены, по логике, должны держаться на одном уровне»

Нурлан Жумагулов, Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстан


Рейтинг сайта globalpetrolprices.com подтверждает: цены у нашего южного соседа, действительно, являются одними из самых низких в мире. Страна занимает 10 место по стоимости топлива для автомобилей. Её обгоняют: Венесуэла, Ливия, Алжир, Кувейт, Саудовская Аравия, Туркменистан, Иран, Катар и Бруней.

Если пересчитать на мировые масштабы: в Республике он стоит 0,39 $ за литр. Для сравнения, средняя цена этого топлива на планете составляет 0,97 $ за л.

Объяснение казахстанской стороны

Законодательство РК обязывает нефтедобывающие организации поставлять продукт, в том числе, и на внутренний рынок. Этот объем составляет 30–50% от всего добываемого сырья. Поставка в самой стране покрывает только транспортные нужды.

«В среднем на внутреннем рынке государства цена нефти оказывается в 2-3 раза ниже экспортных. Так в РК субсидируется политика горюче-смазочных материалов».

Нурлан Жумагулов, генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана (KazService). Источник: informburo.kz


Причина стабильности цен на ГСМ в том, что средняя отпускная стоимость нефти на внутреннем рынке государства не поднимается выше 25–30 $ за баррель. А это уже ниже мировых стандартов. Вот почему внутренний рынок ГСМ РК может пока не бояться существенных изменений.

Возможность будущего снижения стоимости

Аналитики считают, что, несмотря на меняющиеся рыночные условия, такие цены сохранятся в течение всего 2020 г. Они не должны отображаться на себестоимости продуктовой корзины.

даже при незначительном повышении цен в разных областях РК бензин всё равно стоит дешевле, чем в России.

Фото: даже при незначительном повышении цен в разных областях РК бензин всё равно стоит дешевле, чем в России. Источник: livejournal @ hyarahani

Нефтеперерабатывающие заводы Республики не участвуют в дальнейшей судьбе своего производного. Они работают по так называемой давальческой схеме.

Суть заключается в следующем: поставщик нефти (давальщик) приобретает сырье для его отправки заводам. НПЗ изготавливают соответствующие продукты из материалов. Интересно, что продукция даже на этом этапе остается собственностью давальщика. Он же в последующем самостоятельно реализует все получаемые в результате переработки продукты.

После наращивания собственного производства можно заявлять о тенденции к снижению цены – прогнозы в ролике канала Мир 24:

Ближайшие прогнозы

Эксперты поделились на Tengrinews.kz: по идее, НПЗ в состоянии самостоятельно выходить на оптовые и розничные рынки, занимаясь покупкой и реализацией нефти.

НПЗ

Поэтому среди заинтересованных лиц уже не раз озвучивались мысли о создании Единого оператора. В задачи этого регулятора будет входить переработка и реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Подобное решение помогло бы в оптимизации бизнес-процессов и последующем снижении цен на горюче-смазочные материалы. Ещё один положительный момент от этой идеи – уменьшение долговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы. На сегодняшний день они все закредитованы в связи с модернизацией производства.

«Если сейчас нефть будет стоить 100 $ за баррель, недропользователи также будут поставлять нефть на внутренний рынок по себестоимости – 25-30 $. Если мировая цена на нефть опускается ниже 25 $в, то экспортные таможенные пошлины обнулятся. То есть сейчас, когда компании экспортируют нефть, они уплачивают экспортные таможенные пошлины в зависимости от цены на нефть. Есть механизм, если цена ниже 25 $, то по нулевой ставке они вывозят нефть. НПЗ сами имеют обязательства перед кредиторами. Соответственно, если девальвация произойдет, то они будут увеличивать стоимость. Если тенге подешевеет, допустим, на 10 %, то цена на бензин увеличится на меньший процент»

Нурлан Жумагулов


Пока однозначно ясно одно: к 2025 г. должен заработать общий рынок по нефти и нефтепродуктам. Это явление будет происходить в рамках ЕАЭС, что повлияет на уравнение цен на горюче-смазочные материалы между странами-участницами. Если прибавить ещё к этому и повышение стоимости процессинга (переработки нефти для давальцев) и выкуп заемных средств, то становится неизбежным будущее повышение цен на бензин и в РК.

А пока цифры на табло АЗС в Казахстане являются не прихотью производителей или продавцов этого топлива. Под их формирование попадают много факторов, среди которых – стоимость сырья, налоговые отчисления, ценовой порог конкурентов и спрос потребителей. Но последние не очень страдают от них.

1 июля завершился договор правительства РФ с нефтяными компаниями о сдерживании роста цен на топливо. В кабинете министров посчитали, что после согласования механизмов демпферов рост стоимости бензина и дизеля не превысит инфляцию. При этом никто не сомневается в том, что с введением налогового маневра бензин будет неизбежно дорожать и вопрос только в том какими темпами. На этом фоне в соцсетях весьма популярны сюжеты о том, как российские автомобилисты выезжают в Казахстан и покупают бензин почти в два раза дешевле на родине — приблизительно за 27 руб. за литр.

Так, в 15 километрах от Оренбургской области в Казахстане, если переводить стоимость топлива в рубли газ стоит 10 рублей, бензин — 26,50.

«АИ-95 на „Газпромнефти“ стоит в пределах 170 тенге (около 28 руб.) за литр. В целом разбег цен на 95-й в Казахстане — от 155 до 175 тенге», — рассказал Znak.com екатеринбургский автомобилист, часто посещающий Казахстан. В Екатеринбурге 22 июня бензин АИ-92 стоил в среднем 41,58 руб., АИ-95 — 44,88 руб.

Бензин и в Казахстане, и в России — подакцизный товар, с него собираются два косвенных налога (НДС и сам акциз). Весь вопрос в величине этого налогов. И наиболее ярко разницу демонстрируют акцизы. В России в первом полугодии 2018 г. за тонну бензин надо было заплатить 11213 руб., дизельного топлива — 7655 руб. В Казахстане картина совершенно другая. Акциз на импортный бензин в стране в 2018 г. составлял 4500 тенге (820 руб.), на дизель — 540 тенге (100 руб.). В 2019 г. ставка сбора на бензин класса Евро-5 возросла до 12314 рублей за тонну, а на дизтопливо — до 8541 рубля за тонну.

Налоговое давление на российский рынок в 2019 г. только увеличилось. Ставка сбора на бензин класса Евро-5 возросла до 12314 руб. за тонну, на дизельное топливо — до 8541 руб. за тонну. В 2021 г. они достигнут, соответственно, 13262 руб. и 9188 руб.

При такой налоговой политике и сдерживании цен на топливо российские НПЗ несут убытки от производства бензина для внутреннего рынка.

Но тогда не совсем понятно, зачем же нефтяные компании продают Казахстану бензин по внутрироссийским ценам или даже ниже, ведь договор правительства РФ с нефтяниками, действовавший до 1 июля 2019 г., касался только отечественного рынка.

Никто не заставлял российские компании проявлять альтруизм и снабжать наших соседей дешевым бензином. Тем более, что компенсировать эти поставки российское правительство не должно.

Тем не менее, как отмечает большинство российских экспертов, продавать бензин на казахский рынок российским ВИНКам выгодно.

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов в интервью «НиК» отметил, что в стоимости бензина свыше 60% составляют налоги и прочие фискальные нагрузки.

«Не удивительно, что в стране, где фискальная нагрузка ниже, бензин стоит дешевле. Периодически с учетом колебания стоимости нефти, возникает ситуация, при которой в США бензин начинает стоить дешевле, чем в России»,

По его мнению, российская компания, скорее всего, поставляет нефть на какой-то казахский НПЗ, часть оплаты получая в виде топлива, которое реализует на территории Казахстана.

Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев также отметил, что в Казахстане другие налоги и другие акцизы.

«Компания и в России, и в Казахстане, и Белоруссии получает примерно одни и те же деньги за реализацию топлива. Им выгодно туда вести даже российский бензин. Кроме того, не надо забывать, что „Газпром нефть“ владеет Омским НПЗ, поэтому логистически поставки оправданы. Плюс Казахстан и Россия входят в Евразийский союз.

Более того, несколько лет назад в Казахстане был бензиновый кризис, и Назарбаев просил Путина обеспечить поставки топлива, чтобы избежать дефицита. Я не исключаю, что поставки ГСМ и согласованы на высшем уровне»,

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-терминал» Рустам Танкаев рассказал, что цены на бензин и дизельное топливо в Казахстане устанавливаются директивно.

«У них принята китайская социалистическая модель ценообразования. Но в КНР цены хотя и фиксированные, но привязаны к российскому топливному рынку. В Казахстане не так. Этот метод приводит к тому, что объемы производства топлива падают, так как это никому не выгодно, преобладает топливо, привезенное из России, так как на него эти ограничения не распространяются. Поэтому какое-то небольшое количество местного топлива, цены на которое нерыночные и низкие, на казахском рынке существует, но оно не является главной составляющей на рынке. Основную часть рынка занимает ГСМ из России, которое продается по рыночным ценам», — пояснил эксперт в интервью «НиК».

Он заметил, что никто не запрещает российским компаниям приобретать топливо на казахских НПЗ по тем ценам, которые установлены местным регулятором.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также отметил, что на стоимость топлива на заправках российской «Газпром нефти» в Казахстане влияет именно налогообложение это станы.

«Плюс к этому продаваемой там российское топливо является экспортным товаром, поэтому возвращается НДС — 20%. Кроме того, у нас с Казахстаном таможенный союз и экспортной пошлины нет», — указал эксперт.

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов напомнил, что законодательство РФ подразумевает возвращение части налогов при экспорте готовой продукции НПЗ.

«Для рядового трейдера это никакой роли не играет, потому что налоги платятся на НПЗ. Это преимущество получают только ВИНКи, у которых есть собственная добыча, нефтепереработка и реализация готовых светлых нефтепродуктов. „Газпром нефть“ полностью соответствует всем этим параметрам. Крупные российские нефтяные компании, отчасти, таким образом уходят от налогообложения, связанного с экспортом сырой нефти», — заметил эксперт.

По его словам, возврат налогов покрывает не только уменьшение цены для конечного потребителя, но и позволяет российской компании получать большую прибыль именно в Казахстане.

«Чем больше вы облагаете налогом товар внутри страны, тем больше вы создаете возможностей для его экспорта»,

Он отметил, что есть механизмы, которые предусматривают в первую очередь выполнения обязательств нефтекомпаний перед российским внутреннем рынком — он должен быть максимально насыщен светлыми нефтепродуктами.

«Но этот механизм не должен мешать экспортным проектам ВИНКов, потому что в итоге от этого разумного баланса насыщения внутреннего рынка и экспорта выигрывает вся экономика», — заявил эксперт.

Он считает, что продажа российского бензина в Казахстане по более низким ценам является законной экспортной операций, но вызывает социальное возмущение.

«Ситуация выглядит парадоксально, когда в России бензин российских компаний дороже, чем в Казахстане на заправках, но ничего нарушающего экономические законы нет. Так работают все мировые компании, которые используют вертикальную интеграцию, чтобы проникать на другие рынки.

Они обеспечивают низкую себестоимость нефтепереработки и продают максимально переработанный продукт. Например, в ЕС были вынуждены прибегать к практике ограничения ввоза бензина в баках международных грузовиков, поскольку произведенное на европейских НПЗ топливо, в Белоруссии стоит дешевле», — рассказал Анпилогов.

Стоит отметить, что возмущение россиян закономерно. В России покупательская способность населения гораздо ниже, чем в ЕС. Среднестатистический российский автолюбитель на свою зарплату может купить меньше топлива по внутрироссийском ценам, чем европеец на европейских заправках.

В правительстве это хорошо понимают, поэтому премьер-министр РФ Дмитрий Медведев попросил нефтяные компании «не заигрываться».

«Если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что теперь, в отсутствие соглашений, можно проводить какую-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится. Придется тогда все-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали. Я просто хочу, чтобы об этом слышали наши компании, которые занимаются поставками нефтепродуктов», — заявил Медведев на совещании с вице-премьерами.

Екатерина Вадимова

Астана, Казахстан

Самый красивый город Казахстана – Нур-Султан (Астана)

Рассмотрим цены на бензин в Казахстане и разберёмся, почему наметилась тенденция повышения стоимости топлива в городах Республики.

Что и почём на казахстанских АЗС

Спрос формирует цену. И бензин не является исключением. Осенью 2017 года в Республике Казахстан резко вырос спрос на ГСМ. В свою очередь, этот рост связан с тем, что оперативные запасы крупнейших сетей КазМунайГаз, Sinоoil, Нelios, обслуживающих Алматы и другие города, истощились.

На начало 2021 года общий топливный запас составил всего 15 тыс. тонн. Для крупных АЗС столицы его хватило бы на 8–10 суток, на небольших заправках – на 2–3 дня.

Дошло до того, что на некоторых АЗС топливо разливалось только по талонам. Стоимость 1 литра бензина АИ 92 достигала 26.41 рубля, что в национальной валюте составляет 151 тенге.

ГСМ в Казахстане

В Казахстане вновь поднялись цены на бензин

Таблица приведенной средней стоимости по стране:

. В различных городах и на заправочных станциях всякого рода компаний она может варьироваться в небольших пределах. К примеру, цена бензина АИ-92 в Кустанае выросла до 155 тенге, что на 4 тенге выше, чем в Нур-Султане (Астана) и Алматы. Стоимость АИ-95 в городе составила 175 тенге.

Стоимость бензина

Тариф на бензин в Нур-Султане (Астана) более стабилен. Близок по стоимости к показателям, указанным в таблице, и бензин в Алматы. Что касается периферийных городов в них цены на нефтепродукты, как правило, чуть выше, что связано со спросом на топливо для транспортных средств. Он всё ещё продолжает расти.

бензин

Стоимость бензина не окончательная, ожидается повышение цен

Итак, дефицит бензина стимулирует повсеместный рост стоимости. Так, самая востребованная марка бензина АИ-92 в течение всего 2017 года стремительно дорожала. На начало 2021 года в различных населённых пунктах её цена составила:

Как видим, купить в Павлодаре бензин и в Байконуре, это не одно и то же. Всё зависит от того, сколько тонн дизельного топлива и бензина имеется в резерве в тех или иных регионах.

В таких городах Казахстана, как Павлодар, Караганда, Усть-Каменогорск, цена на нефтепродукты ниже, чем в других населённых пунктах. Однако, по прогнозам аналитиков, стоимость постепенно будет выравниваться. Прогнозируют, что топливо подорожало неокончательно, рост цен будет продолжаться.

Для въезда в Казахстан необходимо заполнить миграционную карту.

Причины растущего дефицита на ГСМ

Автолюбителям Казахстана, судя по отзывам, не так просто отдавать по 150-160 тенге за литр АИ-92. Тем не менее, тенденция роста цен продолжается. Дело дошло до освобождения от занимаемой должности вице-министра энергетики Казахстана Асета Магауова.

Повышение цен на бензин в Казахстане

Увеличение потребления бензина является одной из причин повышения цен в Казахстане

Специалисты называют несколько причин, приведших к тому, что в РК просят 26.41 рубля за литр самого ходового топлива для автомобиля. Это:

  • ремонт на Шымкентском НПЗ;
  • ремонт Павлодарского НПЗ;
  • регуляторная политика властей;
  • быстрый рост курса рубля по отношению к тенге (большая часть ГСМ ввозится из Российской Федерации);
  • корректировка курса тенге к доллару (топливо приобретается за американскую валюту);
  • выросла цена самого бензина, к примеру, стоимость АИ-92 увеличилась с 517$ до 555$ за тонну (июль–октябрь);
  • рост потребления бензина.

Акцизы на бензин

Не стоит забывать и о таком факторе, как акциза на дизельное топливо и бензин. В июне 2017 г. акцизные ставки на ГСМ были увеличены. Уже тогда аналитики говорили о неминуемом росте цен на рынке нефтепродуктов. Перечисленные факторы стали дополнением к политике правительства страны.

Одной из рыночных тенденций на сегодняшний день является выравнивание стоимости бензина и дизельного топлива. Всё это делается с целью увеличения поступлений в казну государства, естественно, за счёт населения. В данном случае автовладельцев.

Сопоставление казахских цен на бензин с международными

Вопрос, сколько стоит топливо, стоит остро в любой стране мира. Давно говорят о том, что цены на ГСМ, которые, кстати, уже скоро станут неактуальными, так как бензиновые ТС активно вытесняют с рынка электрокары, не соответствуют своей реальной стоимости. Можно предположить, что компании, которые продают АИ, увеличивают тарифы в агонии, так как их администрации понимают, что скоро нефть перестанет быть стабильным и надёжным источником доходов.

Сравнение стоимости бензина со странами Европы

Если рассматривать Казахстан в сравнении со странами Европы и всего остального мира, можно однозначно сказать, что стоимость ГСМ в государстве одна из самых невысоких.

Литр ходового бензина стоит в РК всего 0.51 $, в то время, как средняя цена в мире на начало 2021 года составляет 1.07 $.

Получается, что казахи заправляют свои автомобили вполовину дешевле, нежели, к примеру, их соседи в Китае. Китайцам приходится отстёгивать за литр 1.03 $.

В таких странах, как Монако, Гонконг, Исландия и Норвегия стоимость 1 л ходового топлива превышает 1.8 $. Даже в России, активно экспортирующей АИ, в том числе и в Республику Казахстан, цена литра составляет 0.62 $.

ТОП-10 стран с наиболее высокой стоимостью бензина

ТОП-10 стран с наиболее высокой стоимостью бензина

Какими бы многообещающими ни были сравнения, они не успокоят среднестатистического казахского автовладельца, который вынужден пересчитывать свой семейный бюджет в связи с увеличением расходов на заправку машины.

Каковы прогнозы на будущее

Всё, что делается, это предпринимаются шаги по снижению дефицита АИ, заключаются контракты с новыми экспортёрами, к примеру, KMG Trading. Компания дала согласие на сотрудничество в первое время на бездоходной основе.

Снижение дефицита может замедлить тенденцию роста цен, но не остановить её. Необходимость поставлять топливо из дополнительных источников указывает лишь на то, что постепенно стоимость бензина в Казахстане будет приближаться к международному уровню. Не переживать по этому поводу казахи могут только в том случае, если и их зарплаты будут расти в том же направлении.

На удорожание бензина быстрее всего

В среднем Аи-95 и Аи-92 подорожали на 4 и 11 копеек соответственно, а дизель - на целых 37 копеек. Подорожание автомобильного топлива происходило на фоне стремительного пика цен на нефть, опустившихся с почти 70 долларов до 55 долларов за баррель марки Brent. Отсутствие видимого эффекта этого обрушения котировок нефти на ценники на заправках многих по-прежнему удивляет. Впрочем, они не реагируют не только на падение стоимости черного золота, но и на ее взлет.

В качестве примера можно привести статистику за прошлый год, когда цена нефти за 4 первых месяца выросла с 55 до 75 долларов за баррель. При этом, по данным Росстата, в прошлом году средние розничные цены на бензин в России увеличились на 4,3% в сравнении с 2018 годом, что стало рекордно низким показателем с 2008 года. Стоимость на АЗС дизельного топлива возросла на 7,1%, но оптовые цены, наоборот, снизились на 3,4%. Уровень инфляции в 2019 году, по подсчетам Росстата, составил 3%.

Фото: iStock

Ничего странного в таком поведении расценок на бензин и дизель нет. В России они в большей мере зависят от налогов и акцизов, нежели от стоимости бочки нефти. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина превышает 70%, а по некоторым оценкам, и все 80%. Естественно, что даже скачки котировок барреля на 10-15% особенного влияния на стоимость топлива не оказывают. Небольшой рост цен в январе связан именно с увеличением фискальной нагрузки на нефтяную отрасль с начала 2020 года: выросли налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акцизы на бензин и дизель.

Некоторым экспертам и участникам нефтяного рынка подобная система кажется чрезмерно обременительной, препятствующей развитию нефтяной отрасли, но пока она сохраняется. Благодаря этой системе бюджет перестал испытывать недостаток средств, был создан Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также доведено до конца множество экономически и социально значимых проектов.

С акцизами на автотопливо похожая история. Полученные государством средства пополняют дорожные фонды, которые используются для финансирования строительства, поддержания и ремонта дорог, а также для создания сопутствующей инфраструктуры.

Но не все так просто.

Серьезной проблемой, которая напрямую связана и с подорожанием автомобильного топлива, и с социально-экономическим развитием, является то, что рост цен на АЗС приводит к увеличению стоимости продовольственных и промышленных товаров на прилавках магазинов.

Иногда топливная составляющая в цене того или иного продукта оказывается очень значительной. Большая часть сельскохозяйственной продукции перевозится автотранспортом. Исполнительный директор Ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков так описывает "путь еды": "Сначала от поля до места подработки, далее к складу хранения сырья, потом до предприятия переработки, затем от предприятия до распределительного центра и от него до магазина. И это далеко не самая длинная логистическая цепочка".

Доля расходов на топливо особенно высока в растениеводческом бизнесе, где регулярно используется специализированная техника и автотранспорт. В себестоимости продуктов растительного происхождения на топливо приходится около 13%. А если речь идет, скажем, о картофеле, то 14-16%. Доля бензина в себестоимости продуктов животноводства составляет порядка 4%. По словам Вострикова, в некоторых крупных холдингах доля затрат на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в себестоимости превышает даже 20%.

Фото: iStock

Соответственно, рост цен на бензин или дизель всего на 5% приведет в последнем случае к увеличению стоимости товара на 1% и более. Мелочь, но весьма заметная, когда она касается продукции ежедневного потребления. Например, хлеба, молока или средств гигиены. Обращающая на себя внимание и финансово, и психологически.

Есть еще один нюанс - чем легче, дешевле и объемнее товар, тем больше в его себестоимости транспортной составляющей. Здесь можно вспомнить туалетную бумагу или памперсы. Фактически тоже товары постоянного потребления.

На рост затрат на ГСМ быстрее всего "реагируют" цены на товары повседневного спроса и скоропортящиеся продукты, которые завозятся в магазины ежедневно или чаще остальных. "Как правило, такие продукты являются низкомаржинальными, что не позволяет производителям сдерживать рост отпускных цен", - уточнил Востриков.

Государству приходится находить золотую середину между социальными обязательствами и экономической целесообразностью. В результате цены на автотопливо не реагируют на скачки нефтяных котировок, как, например, в США. Правда, все равно растут.

Алматы. 18 декабря. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Акорда не допустит резкого роста цен на бензин в начале 2020 года из-за опасений развеять миф о благополучии казахстанцев. Если по какой-то нелепой случайности акциз задерут и цены на топливо взметнутся вверх, то неконтролируемая инфляция уничтожит сбережения населения, а падение уровня жизни населения уйдет в крутое пике с фатальными последствиями.

Почему цены на бензин в Казахстане низкие

Надо сразу отметить правоту министра энергетики Каната Бозумбаева, который в середине октября, комментируя ситуацию на рынке, заметил, что цены на бензин и дизельное топливо в Казахстане «значительно ниже, чем в соседних России, Узбекистане, Кыргызстане, с кем у нас есть перетоки».

И этому есть объяснение. Согласно данным комитета по статистике министерства национальной экономики РК, в 2013 году Казахстан произвел 2,7 млн тонн моторного топлива (бензин, в том числе авиационный) и 5,1 млн тонн газойля (дизельного топлива), в 2014 году – 3 млн тонн и 5 млн тонн, в 2015 году – 2,9 млн тонн и 4,5 млн тонн, в 2016 году – 2,9 млн тонн и 4,7 млн тонн, в 2017 году – 3,1 млн тонн и 4,4 млн тонн, в 2018 году – 4 млн тонн и 4,7 млн тонн, а в январе-апреле 2019 года – 1,222 млн тонн и 1,565 млн тонн соответственно.

Рост очевидный, который подтверждается помесячными данными по объемам производства бензина из того же источника. Если в сентябре 2016 года Казахстан производил чуть больше 150 тыс. тонн, то уже в июле 2018 года – более 350 тыс. тонн, а в августе и сентябре 2019 года – свыше 450 тыс. тонн. При этом 97% дизельного топлива и 99% бензина произведено на Павлодарском, Атырауском и Шымкентском нефтеперерабатывающих заводах.

Но и это еще не все.

В ближайшие годы производство светлых продуктов из нефти будет расти. В частности, из-за введения в строй ряда мини-НПЗ. Один из них – в Западно-Казахстанской области – планируется завершить до конца 2020 года, другой строится в Туркестанской области, третий – в Карагандинской области. А так как их мощности заявлены на уровне от 750 тыс. до 1 млн тонн в год, у Казахстана в ближайшие годы ожидаются большие излишки топлива.

Нет ничего удивительного в том, что при таком стремительном росте производства предложение на рынке растет быстрее, чем спрос. Цены на топливо падают и, если не будет обеспечен легальный экспорт, может возникнуть дефицит бензина по причине неконтролируемой контрабанды.

Излишков много, а экспорт мизерный

В условиях, когда рынок затоварен бензином, и только недавно путем переговоров с Россией Казахстан, наконец, избавился от обязательства не экспортировать светлые продукты на соседние рынки, наступает пресыщение. В такие моменты нужно наладить регулярные экспортные поставки, чтобы стабилизировать внутренний рынок.

Между тем представители минэнерго не устают делиться грандиозными планами по поставкам бензина в Европу, Кыргызстан, Китай и Узбекистан, хотя на самом деле конкретных договоренностей пока нет. Та же Беларусь выразила готовность импортировать исключительно сырую казахстанскую нефть для загрузки собственных мощностей, а на российском направлении и без Казахстана достаточно поставщиков.

Экономист Петр Своик не разделяет оптимизм представителей профильного ведомства и считает, что у Казахстана нет другого реального рынка для экспортных поставок, кроме как российский.

«Потому что больше некому: кыргызов мы уже давно снабжаем, да они и свои НПЗ зачем-то построили. В Узбекистан особо не войдешь. Вот и получается, что кроме России, больше некуда. Но Россия сама затоварена – у них там огромная конкуренция», — считает эксперт.

При этом объемы экспортных поставок существенно различаются с имеющимися излишками на внутреннем рынке. При планируемом в 2019 году профиците бензина в размере 500-600 тыс. тонн в январе-сентябре, как заявил замглавы минэнерго Махамбет Досмухамбетов, экспортировано только 32,6 тыс. тонн.

Почему цены на бензин в Казахстане и России так сильно различаются?

Вопрос, почему 1 литр бензина АИ-92 на АЗС Алматы стоит Т145-146, а, по данным benzin-price.ru, за тот же 1 литр бензина с тем же октановым числом в Москве просят от 38,90 до 44,16 рублей, или около Т230-260 тенге, далеко не праздный.

Ни для кого не секрет, что на себестоимость бензина влияют четыре фактора: цены на нефть, стоимость переработки, транспортировки и налоговая составляющая. А так как и в Казахстане, и в России стоимость переработки и транспортировки сопоставимы, а повлиять на мировые цены на нефть ни одна из стран не может, остаются только налоги.

Как отметил в своих комментариях КазТАГу независимый казахстанский аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов, «в себестоимости бензина в России на стоимость сырой нефти приходится около 7% и более 50% – на налоги».

«В отличие от России в Казахстане на сырую нефть приходится около 50%, и только 15% — на налоги», — подчеркнул Смирнов.

Экономист Своик подтверждает, что в России больше половины стоимости заливки бака направляется в бюджет.

«А у нас доля налогов в бензине в разы меньше, соответственно, и бензин дешевле – фискально дешевле», — добавил Своик.

Кроме того, есть весьма сильные структурные различия в сфере нефтепереработки в обоих странах.

В России, по словам эксперта, сохранены вертикально интегрированные компании, которые работают по схеме от скважины до бензоколонки.

«Все три наших (казахстанских – КазТАГ) НПЗ выключены из вертикальной интеграции. Нефтедобыча у нас осуществляется отдельно, а поставки нефти на нефтепереработку – отдельно. Причем эти поставки находятся вне всех крупных НПЗ. И поэтому ни американцы, ни европейцы, ни китайцы не несут никакой ответственности за снабжение наших НПЗ. Заводам приходится искать нефть у второстепенных поставщиков. Ни один НПЗ в Казахстане не имеет собственных терминалов для крупных опта и розницы», — перечислил Своик.

Главная задача Кремля – выровнять розничные цены на топливо с мировыми, чтобы интегрироваться в мировую экономику, при этом перед Акордой такая задача не стоит.

Может ли Казахстан избавиться от контрабанды бензина?

Так как уже несколько лет назад Казахстан отказался от практики установления предельных розничных цен и перешел к свободному рынку, у властей остался единственный инструмент влияния на рынок – акциз. А так как в себестоимости бензина он, по сравнению с Россией, невысок, то у властей имеется достаточно приличный люфт.

На пороге 2020 года, в условиях относительно низких цен на бензин и неуправляемой контрабанды, перед Казахстаном стоит проблема минимизации теневых перетоков излишков топлива на соседние рынки. Запрет, введенный в начале текущего года на импорт бензина из России, работает априори, так как бензина на внутреннем рынке больше, чем достаточно. Запрет на экспорт дизельного топлива из Казахстана, к сожалению, никак не работает – солярка уходит на рынки, где цены выше.

В доказательство, что розничные цены на дизельное топливо в Казахстане ниже, чем у соседей, можно привести данные портала GlobalPetrolPrices.com. Казахстан с ценой за литр дизельного топлива в $0,5 стоит на 14-м месте. Для сравнения: в Узбекистане литр топлива стоит $0,57, Кыргызстане – $0,66, России – $0,73 и Китае – $0,91. Дешевле литр дизельного топлива стоит только в Туркменистане ($0,39), который ни раньше, ни сейчас не рассматривался Казахстаном как рынок сбыта продукции.

Способом повлиять на цены на дизельное топливо является повышение акциза, а вариантов его повышения рассматривается несколько.

Для начала рассмотрим наиболее реальные. Как неоднократно заявляли представители минэнерго, с 1 января 2020 года акциз вырастет с Т8 до Т10 за тонну. Объяснить этот планируемый рост только стремлением минимизировать контрабанду не получится. Слишком небольшое повышение, которое никак на серые перетоки не повлияет. Тогда как другое объяснение более чем логичное. Так накануне в сенате было заявлено, что в 2019 году объем средств на социальное обеспечение и социальную помощь вырос на Т674 млрд и составил Т3,3 трлн. Все эти траты нужно как-то компенсировать, и повышение акцизов на бензин – один из источников.

И насчет контрабанды. По мнению министра национальной экономики Казахстана Руслана Даленова, после повышения акциза на Т2 цена бензина может вырасти максимум на Т10. С ним солидарен и Смирнов, прогнозирующий рост цен на бензин на уровне 7-8%.

«Поэтому разница в цене на бензин в Казахстане и сопредельных странах особо не изменится, и контрабанда сохранится», — уверен эксперт.

А теперь несколько слов о нереальных сценариях. Чтобы розничная цена бензина в Казахстане достигла уровня розничных цен в России, по некоторым прикидкам, акциз надо поднимать не на Т2, а в 13-14 раз. Чтобы интегрироваться в мировой рынок, необходимо довести розничные цены хотя бы до среднеевропейского уровня. Небольшой, но важный нюанс: сегодня средняя европейская цена за литр бензина Т617, что выше казахстанских текущих цен более чем в четыре раза. Ни уровень жизни казахстанцев, ни средние доходы, вообще ничто не способствует тому, чтобы Казахстан осуществил нереальный сценарий.

К 2025 году Казахстан должен будет довести уровень цен на топливо до российских.

Согласно договоренностям, все члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к 2025 году должны будут унифицировать цены на топливо. В том числе и Казахстан.

Об этом говорил и министр энергетики Канат Бозумбаев, считающий, что со временем в Казахстане цены на ГСМ будут такие же, как и в России.

«Мы будем вынуждены его (путь – КазТАГ) пройти. Это поэтапное сближение цен с нашими соседями. Только по бензину разрыв между нами и РФ больше Т100 за литр. Любые запреты будут неизбежно порождать коррупцию на границе», — сказал глава минэнерго.

С ним согласен и Смирнов.

«Ситуация, когда бензин в Казахстане дешевле, чем у всех его географических соседей, существовать долго не может. В частности, у Казахстана есть договоренность в рамках ЕАЭС к 2025 году создать единый топливный рынок. Чтобы он нормально функционировал, нужно, чтобы во всех странах союза цены на топливо были примерно одинаковыми. Тогда Казахстану придется поднять цены на бензин к российскому уровню», — заметил он.

Все познается в сравнении

Соблазна использовать нынешние более низкие цены на бензин в Казахстане как аргумент в споре, в какой стране живут богаче, не смогли избежать и казахстанские власти. Однако сам этот факт не является адекватным показателем более высокого уровня жизни населения.

Как отметил Смирнов, надо учитывать средние доходы населения, чтобы приводить этот аргумент как объективный.

«Более объективный критерий – это сколько бензина можно купить на среднюю зарплату», — поясняет эксперт.

Если верить данным Комитета по статистике, то в 2013 году казахстанцы могли купить на среднюю зарплату меньше бензина, чем в 2019 году. Средняя зарплата в 2013 году составляла Т137 043 при цене 1 литра бензина АИ-92 в Т110-112, а в III квартале 2019 года – Т191 100 при цене 1 литра бензина АИ-92 в Т145-146. В 2013 году гражданин Казахстана мог купить почти 1246 литра, сегодня – почти 1318 литров.

Однако официальные данные по средней зарплате не всегда отражают реальную жизнь. Ведь есть данные опроса Нацбанка РК, согласно которым большинство граждан зарабатывают в месяц на семью от Т100 до Т150 тыс. Чуть меньше тех, у кого доходы не превышают Т100 тыс. Ну, а относительно богатых казахстанцев, которые зарабатывают свыше Т300 тыс., в стране всего 7,5%. Если брать за основу Т150 тыс., то на эти деньги сегодня можно купить чуть больше 1034 литра бензина.

Между тем казахстанцы в отличие от россиян могут позволить себе больше бензина. В России по официальным (возможно, завышенным – КазТАГ) данным средняя зарплата составляет 47,657 тыс. рублей, а литр бензина АИ-92 в среднем стоит 45 рублей. Значит, россиянин может купить на среднюю зарплату 1059 литров. Казахстанец и по данным комитета по статистике, и по данным опроса Нацбанка купит больше бензина. Но, нужно иметь в виду, что литр самого популярного бензина в России стоит на более чем Т100 дороже.

Но самым интересным в опросе Нацбанка РК оказался следующий немаловажный нюанс: сбережений на черный день у 80% населения Казахстана просто нет.

Нюанс политический, по очевидно – решающий

Нюанс о сбережениях казахстанцев, когда речь идет о возможном повышении розничных цен на бензин с начала 2020 года, ключевой.

Сегодня в Казахстане сложилась такая ситуация, когда у действующего президента Касым-Жомарта Токаева, оказавшегося в подвешенном состоянии из-за формального ухода от власти первого президента Нурсултана Назарбаева, руки связаны – резкое повышение акциза в такой ситуации – риск сомнительный.

В свою очередь, правительство и профильное ведомство ни при Назарбаеве, ни при Токаеве не отличались особой инициативностью, и потому самостоятельно предпринимать какие-то демарши, чтобы минимизировать контрабанду бензина на соседние рынки, не собирается. Как им представляется, принцип быть «тише воды, ниже травы» предпочтительнее, чем оказаться между двух (Токаев – Назарбаев) огней.

Поэтому наиболее вероятный сценарий развития событий – это широко распропагандированное в СМИ повышение акциза на бензин от Т8 до Т10. Это позволит создать еще один источник компенсации средств, которые с подачи Назарбаева ушли на решение социальных вопросов, а Токаев – поддержал и утвердил на уровне госбюджета.

По гамбургскому счету, третью сторону процесса, население принято считать ягнятами из всемирно известного триллера с Энтони Хопкинсом в главной роли. Как и в любом загоне, при ухудшении условий содержания, может раздаться сначала одиночный крик, который может перерасти в брожение.

Если власти все же рискнут с начала 2020 года поднять акциз, тем самым простимулировав резкий рост розничных цен на бензин, это может стать искрой, способной спалить загон. А испуганные «ягнята», уже успевшие примерить материальные блага ХХI века, все же не вернутся, как их предки, к натуральному хозяйству и бартеру – смысла нет.

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

Читайте также: