Акцизы на автомобильный бензин производимый на территории российской федерации

Опубликовано: 17.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 25 января 2019 г. № 06-04-11/4503 Об установлении на плановый период 2020 и 2021 гг. нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу установления на плановый период 2020 и 2021 годов нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (далее - акцизы на нефтепродукты), сообщает.

Согласно пункту 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются исходя из протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности. При расчете данных нормативов помимо протяженности автомобильных дорог общего пользования могут учитываться виды покрытий автомобильных дорог в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 409-ФЗ), с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", акцизы на нефтепродукты зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 году по нормативу 66,6%, в 2021 году - по нормативу 74,9 процента.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона N 409-ФЗ также установлено, что в 2020 - 2024 годах при определении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 459-ФЗ) в 2020 году в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации подлежат зачислению 87,4% доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" - 12,6%) от указанных доходов, в 2021 году соответственно 77,7% и 22,3 процента.

Размер поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации расчетно соответствует размеру доходов от акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 и 2021 годах по нормативу 58,2% (58,2/66,6*100 = 87,4 и 58,2/74,9*100 = 77,7).

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации установлены в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону N 459-ФЗ.

В целях реализации требований, установленных пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется предусмотреть в законодательных (нормативных правовых) актах субъектов Российской Федерации методику (порядок) расчета дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования муниципальных дорожных фондов должны быть установлены в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, исходя из установленных в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону N 459-ФЗ нормативов распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

При этом обязательство субъектов Российской Федерации по распределению доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в местные бюджеты законодательством не предусмотрено.

Зачисление поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты должно осуществляться в 2020 и 2021 годах по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации, установленным Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 N 132н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2018 № 245н):

1 03 02231 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02241 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02251 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02261 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации).

Л.В. Горнин

Обзор документа

- как на плановый период 2020 и 2021 гг. устанавливаются нормативы распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые в России;

- по каким КБК нужно зачислять поступления от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты.

Повышение акцизов на топливо происходит практически каждый год. Это естественный процесс, который позволяет увеличить поступления в бюджет, за счет спроса на эту продукцию. Рост акцизов на бензин происходит за счет принятия закона и подписания его Президентом. Принятые акцизы на бензин с 1 января 2019 года влияют на общую стоимость топлива. Повышение акцизов на бензин в 2019 году пока не планируется, но это временное «затишье». Увеличение акцизов в 2019 году запланировано в несколько этапов, примерно 5-10% до 2021 года. Зная, какой акциз на бензин с 1 января 2019 года предусмотрен, можно понимать изменение цен на рынке, предугадывать его повышение.

Кто повышает акцизы на бензин в России

Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.

Акцизы на бензин с 1 января 2019 года не изменились

Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.

Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.

Акцизы на бензин с 1 января 2019 года

Акциз на бензин представляет собой косвенный налог, который взымается с предпринимателей и организаций. Он взымается на одном уровне с НДС, и за счет изменений его ставки регулируется цена и потребление продукции высокого спроса. Обязанность его рассчитывать и вносить в бюджет, лежит на самом плательщике. Специфика акциза на топливо:

  1. Действия производителя относительно прямогонного бензина облагаются налогом, но в стоимость конечного продукта такие платежи не закладываются.
  2. Оплачивать акциз на топливо можно отдельным субъектом или совместно несколькими участниками.
  3. В качестве объекта налогообложения выступает реализация продукции, получение или перемещение товара, передача его другому лицу, в том числе и на безвозмездной основе, использование в качестве натуральной оплаты.
  4. Двойное налогообложение за закупку сырья и сбыт готовой продукции исключается, за счет перерасчета его самим предприятием. Но такое разрешено делать далеко не во всех случаях.
  5. Цена устанавливается из расчета на одну тонну продукции. В среднем в год подорожание осуществляется в пределах 5-7%.

Акциз на топливо в 2019 году остался без изменений, согласно принятой редакции Федерального закона № 301. Увеличение его размера предусмотрено только в начале 2021 года. Сегодняшние показатели предусмотрены с прошлого года. К примеру, на бензин для автомобиля 13100 руб. за тонну, за дизельное топливо 5665 руб.

Рост акцизов на бензин будет постепенным до 2021 года

Акцизы на нефтепродукты с 1 января 2019 года

Продукты, произведенные из нефти, причисляются к подакцизной категории товара. Поэтому их выпуск облагается налогом. Отличительной их особенностью является сложный химический путь получения. Косвенным налогом облагается любая продукция, произведенная из нефти. Это автомобильное масло, керосин, дистилляторы и другое. В 2019 году на нефтепродукты сохраняется уровень акциза, предусмотренный для предыдущего года. Начисляется он при транспортировке готовой продукции своему филиалу для продажи, дальнейшей обработки или использования в собственных целях. Формула, по которой вычисляется коэффициент:

А = НБ х НС – НВ, где:

  • А – акциз;
  • НБ – налоговая база;
  • НС – налоговая ставка;
  • НВ – налоговый вычет.

Рассчитывать акциз на нефть должно само предприятие, которое занимается производством. Фискальные послабления со стороны правительства направляются на сдерживание рыночных цен на бензин и другую продукцию, предусмотренные для покупателя.

Налогом облагается вся продукция, произведенная из нефти

Расчет акциза на прямогонный бензин

Поднятие ставки на бензин, дизельное топливо и другие производные нефти, не единственный пункт, предусмотренный принятым Федеральным законом №301. Также правительство утвердило изменения механизмы вычисления ставки на прямогонный бензин. В новой редакции размер определяется по следующей формуле:

Апб= ПТ х Спб – В, где:

  • Апб – Акциз прямогонного бензина;
  • ПТ – подакциз товара (количество измеряется в тоннах);
  • С пб – ставка прямогонного бензина;
  • В – вычеты (предусмотренные статье 200 НК РФ).

Рост планируется поэтапным, примерно на 5-10% каждый последующий период. Такая динамика направлена на стабилизацию рынка. Отчетным периодом, в который производитель рассчитывает акциз составляет 1 календарный месяц. Как и в другие периоды, плательщики имеют право получить налоговый вычет. С его помощью снижается размер налогового обязательства. Срок оплаты сохранился без изменений, и внести нужную сумму плательщик должен до 25 числа.

Повышение акцизов на топливо планируется поэтапно

Акциз на топливо в 2019 году практически остается без изменений, так как правительство планирует его повышение в несколько этапов. Это позволит избежать резких скачков цен. Применяются поправки каждый год, и предусмотрены акцизы в твердом виде или процентном соотношении. Ставки регулируются относительно класса бензина и дизельного топлива. Индексация проводится с учетом прогнозируемых потребительских цен.

НАИМЕНОВАНИЕ АКЦИЗА ВИД ПЛАТЕЖА КБК
Акцизы на этиловый спирт из пищевого сырья (кроме дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового), производимый на территории РФ налог 182 1 03 02011 01 1000 110
пени 182 1 03 02011 01 2100 110
проценты 182 1 03 02011 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02011 01 3000 110
Акцизы на этиловый спирт из непищевого сырья, производимый на территории РФ налог 182 1 03 02012 01 1000 110
пени 182 1 03 02012 01 2100 110
проценты 182 1 03 02012 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02012 01 3000 110
Акцизы на этиловый спирт из пищевого сырья (дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый), производимый на территории РФ налог 182 1 03 02013 01 1000 110
пени 182 1 03 02013 01 2100 110
проценты 182 1 03 02013 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02013 01 3000 110
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории РФ налог 182 1 03 02020 01 1000 110
пени 182 1 03 02020 01 2100 110
проценты 182 1 03 02020 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02020 01 3000 110
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории РФ налог 182 1 03 02030 01 1000 110
пени 182 1 03 02030 01 2100 110
проценты 182 1 03 02030 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02030 01 3000 110
Акцизы на автомобильный бензин, производимый на территории РФ налог 182 1 03 02041 01 1000 110
пени 182 1 03 02041 01 2100 110
проценты 182 1 03 02041 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02041 01 3000 110
Акцизы на прямогонный бензин, производимый на территории РФ налог 182 1 03 02042 01 1000 110
пени 182 1 03 02042 01 2100 110
проценты 182 1 03 02042 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02042 01 3000 110
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории РФ налог 182 1 03 02060 01 1000 110
пени 182 1 03 02060 01 2100 110
проценты 182 1 03 02060 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02060 01 3000 110
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории РФ налог 182 1 03 02070 01 1000 110
пени 182 1 03 02070 01 2100 110
проценты 182 1 03 02070 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02070 01 3000 110
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ налог 182 1 03 02080 01 1000 110
пени 182 1 03 02080 01 2100 110
проценты 182 1 03 02080 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02080 01 3000 110
Акцизы на вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, производимые на территории РФ налог 182 1 03 02090 01 1000 110
пени 182 1 03 02090 01 2100 110
проценты 182 1 03 02090 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02090 01 3000 110
Акцизы на пиво, производимое на территории РФ налог 182 1 03 02100 01 1000 110
пени 182 1 03 02100 01 2100 110
проценты 182 1 03 02100 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02100 01 3000 110
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), производимую на территории РФ налог 182 1 03 02110 01 1000 110
пени 182 1 03 02110 01 2100 110
проценты 182 1 03 02110 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02110 01 3000 110
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), производимую на территории РФ налог 182 1 03 02130 01 1000 110
пени 182 1 03 02130 01 2100 110
проценты 182 1 03 02130 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02130 01 3000 110
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), ввозимую на территорию РФ налог 182 1 04 02110 01 1000 110
пени 182 1 04 02110 01 2100 110
проценты 182 1 04 02110 01 2200 110
штрафы 182 1 04 02110 01 3000 110
Акцизы на топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, производимое на территории РФ налог 182 1 03 02210 01 1000 110
пени 182 1 03 02210 01 2100 110
проценты 182 1 03 02210 01 2200 110
штрафы 182 1 03 02210 01 3000 110

Особенности расчета и уплаты акцизов

Акциз – косвенный налог, он не связан с получением дохода, а включается в цену подакцизного товара:

  • пищевого и непищевого этилового спирта, как произведенного в РФ, так и импортного;
  • спиртосодержащей продукции;
  • табачных изделий;
  • легковых автомобилей;
  • мотоциклов;
  • дизельного топлива;
  • моторных масел для двигателей;
  • прямогонного бензина.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В конечном итоге, этот налогобеспечивают потребители, приобретая подакцизный товар по цене, в которую заложена стоимость акциза.

Этот сбор является мощным инструментом для наполнения бюджета, поскольку все подакцизные товары очень широко употребляются населением. Платят этот налог ИП и организации, а также лица, перевозящие товары через границу.

Почему растут акцизные ставки

Существует стойкая тенденция к ежегодному увеличению акцизных ставок.

Увеличение акциза на алкоголь призвано способствовать уменьшению масштабов алкогольного злоупотребления, а также воздействовать на оборот нелегальной продукции. Такая же борьба с пагубными пристрастиями является одной из целей акциза на табачные изделия. Владельцы мощных авто со множеством «лошадей» под капотом также вынуждены раскошеливаться на акциз, призванный компенсировать их роскошь.

Расчет и уплата акциза

Акциз вычисляется по каждому налоговому периоду.

Товары с установленными для них твердыми ставками, подлежат акцизу, который вычисляется произведением базы на ставку.

Для «плавающих» ставок нужно вычислить сумму всех необходимых коэффициентов, есть зависимость и от объема продаж.

После вычисления производятся дополнительные вычеты на суммы, которые были уплачены при покупке подакцизных товаров, используемых предпринимателем в качестве сырья для производства других подакцизных товаров.

Уплата акциза происходит за истекший месяц в равных долях в два этапа, в зависимости от объемов продаж за истекший налоговый период.

При этом в платежном поручении нужно правильно указать соответствующий КБК, меняющийся в зависимости от вида акциза.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! КБК для уплаты акциза на товары, ввозимые в РФ, отличаются от тех, что относятся к товарам, производимым в РФ. Уточняйте КБК на соответствующих сайтах.

Увеличение акцизов в 2020 году запланировано в несколько этапов, примерно 5-10% до 2021 года. Зная, какой акциз на бензин с 1 января 2020 года предусмотрен, можно понимать изменение цен на рынке, предугадывать его повышение.


  • Как будут развиваться события в 2020 году?

Акциз на бензин представляет собой косвенный налог, который взимается с предпринимателей и организаций. Он изымается на одном уровне с НДС, и за счет изменений его ставки регулируется цена и потребление продукции высокого спроса. Обязанность его рассчитывать и вносить в бюджет, лежит на самом плательщике. Специфика акциза на топливо:

  1. Действия производителя относительно прямогонного бензина облагаются налогом, но в стоимость конечного продукта такие платежи не закладываются.
  2. Оплачивать акциз на топливо можно отдельным субъектом или совместно несколькими участниками.
  3. В качестве объекта налогообложения выступает реализация продукции, получение или перемещение товара, передача его другому лицу, в том числе и на безвозмездной основе, использование в качестве натуральной оплаты.
  4. Двойное налогообложение за закупку сырья и сбыт готовой продукции исключается, за счет перерасчета его самим предприятием. Но такое разрешено делать далеко не во всех случаях.
  5. Цена устанавливается из расчета на одну тонну продукции. В среднем в год подорожание осуществляется в пределах 5-7%.

  1. Существенное повышение
  2. Кто повышает акцизы на бензин в России
  3. Подорожание топлива
  4. Когда ждать роста цен
  5. Как планируют компенсировать повышенные акцизы
  6. Видео:

Существенное повышение

Увеличения акцизов на бензин в 2020 году избежать не удастся. Чиновники планируют применять разные механизмы, чтобы предупредить значительный рост стоимости топлива на розничном рынке. Повышение акцизных платежей вызвано необходимостью пополнять местные бюджеты. По словам представителей власти, собранные средства будут тратиться на ремонт дорог и развитие транспортной инфраструктуры.

Неудовлетворительное состояние дорог и другие проблемы часто вызваны недостатком средств в местном бюджете. На дорожные работы обычно не выделяются деньги из федеральной казны. Увеличение поступлений финансов в местные бюджеты откроет новые возможности для восстановления дорожного покрытия и развития инфраструктуры, включая строительство мостов и развязок, новых магистралей и др.


Динамику изменения ставок акцизов в 2018-2019 году можно посмотреть в таблице:

Ставка до июня 2018 г. Ставка после снижения в 2018 г. Ставка в 2019 г.
Бензин 5 класс 11213 руб. 8213 руб. 12314 руб.
Средние дистилляты 8662 руб. 6665 руб. 9241 руб.
Дизельное топливо 7665 руб. 5665 руб. 8541 руб.

Указанную сумму нужно будет платить за каждую тонну топлива. В среднем акцизные платежи подняли в 1,5 раза.

Важно! Акцизы на топливо будут повышаться в 2020-2022 годах, но более медленными темпами. В среднем ставка будет подниматься на 300-500 рублей в год, хотя не исключено, что правительство внесет новые коррективы в принятые планы позже.

Кто повышает акцизы на бензин в России

Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.

Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.

Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.


Подорожание топлива

Несложно спрогнозировать, как поднятие акцизов на бензин в 2020 году повлияет на цены на заправках. Дело в том, что в среднем на 65% стоимость топлива состоит из налогов. Кстати, это объясняет, почему скачки цен на нефтепродукты на мировом рынке не отражаются на ценниках на заправках.

В эту цифру входят не только акцизные платежи, но и НДС, а также другие налоги. Учитывая изменения налогового законодательства и поднятие НДС до 20%, практически все автомобилисты готовятся к подорожанию топлива.

По мнению экспертов, стоимость бензина вырастает от 7% до 15%. На примере одной машины можно посчитать, насколько вырастут расходы на топливо. Если человек владеет легковым автомобилем, который в среднем потребляет 9 л на 100 км, и проезжает за год 20 тыс. км, он будет тратить почти на 6 тыс. рублей больше за 12 месяцев. При условии, что бензин подорожает на 3 рубля (6,6%).

Сумма не критическая, если разбить ее на месяцы или недели, но расходы коммерческих компаний, которые занимаются перевозками и доставкой различных товаров и сырья существенно вырастут. Чтобы это компенсировать, они будут поднимать стоимость услуг и реализуемых товаров, а значит, повышение акцизов почувствуют не только автомобилисты, но и люди, которые и вовсе не имеют машины. Расчеты приведены по самым оптимистичным прогнозам. Другая ситуация сложится, если цена бензина вырастет на 15%.

Такой скачок заметят все граждане России без исключения.

Когда ждать роста цен

Из-за роста акцизов на бензин в 2020 году автовладельцы в предвкушении подорожания топлива. Пока цены на заправках практически не меняются, если не брать в расчет незначительное повышение.


Сейчас в правительстве рассматривают вопрос продления заморозки оптовых цен топлива. Меры были приняты в прошлом году в срочном порядке из-за резкого повышения стоимости бензина и дизтоплива на розничном рынке. Заморозка действует до марта 2020 года, а вот вопрос ее продления остается пока открытым, хотя власти не склоняются к продлению.

Не исключено, что уже весной ценники на заправках стремительно полезут вверх. Чиновники утверждают, что не допустят подобной ситуации и разрабатывают ряд мер, чтобы удержать цены на прежнем уровне. Как будет на самом деле, покажет только время. Автомобилистам остается только ждать и надеться, что чиновники сдержат свое слово.

Как планируют компенсировать повышенные акцизы

Эксперты делают неутешительные прогнозы. Счетная палата также заявляет о резком скачке цен, но чиновники утверждают обратное. Антон Силуанов заявил, что власти не допустят существенного подорожания цен из-за роста акцизов на бензин в 2020 году.

Чтобы предупредить проблему, чиновники рассматривают несколько возможных вариантов. Основную ставку делают на применение механизма отрицательного акциза для предприятий, которые занимаются переработкой нефтепродуктов. Подобные меры позволят нивелировать убытки компаниям, хотя ситуация неоднозначная. Эксперты заявляют, что уже сейчас деятельность в нефтяной отрасли часто убыточная из-за высокого налогообложения. Удастся ли чиновникам договориться с нефтяниками, чтобы предупредить рост цен, пока неизвестно.


Министерство финансов рассматривает и альтернативное решение. От чиновников поступило предложение внедрить пошлины на экспортные операции, проводимые с топливом. Насколько эти меры будут эффективными, ныне сложно сказать. Представители крупных нефтеперерабатывающих компаний заявляют, что подобные нововведения не смогу кардинально изменить ситуацию на рынке.

Эксперты утверждают, что на поддержку ценового баланса государству придется потратить не менее 300 млрд. рублей. Точные прогнозы пока рано делать, хотя в большей части они неутешительные, но только время расставит все по своим местам.

Видео:

Документ полезен? 0 m n 0

В целях реализации Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" применять ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, обеспечив учет акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета, в соответствии с кодами вида платежа и кодами бюджетной классификации Российской Федерации согласно приложению.

Заместитель руководителя
генерал-лейтенант таможенной службы
Е.В.Ягодкина


Приложение
к письму ФТС России
от 6 апреля 2020 г. N 01-11/19309

1 Для целей применения ставок акцизов необходимо руководствоваться наименованием товара и кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), за исключением позиции "средние дистилляты".

2 Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматриваются как подакцизные следующие товары: подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти.

3 Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматриваются как подакцизные следующие товары: лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и (или) включенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные препараты для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза, сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4 Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматриваются как подакцизные товары препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости объемом не более 100 мл.

5 Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматриваются как подакцизные следующие товары: спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в малой емкости.

К спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в малой емкости на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 179.2 Налогового кодекса Российской Федерации относится:

спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно, разливаемая в емкости не более 100 мл;

спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разливаемая в емкости не более 100 мл;

спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов исключительно, разливаемая в емкости не более 3 мл.

6 Согласно Перечню пищевой продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. N 1344 "Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции", к алкогольной продукции не относятся смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков и безалкогольных напитков, в другом месте не поименованные или не поименное или не включенные, с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно, классифицируемые в товарных подсубпозициях 2206 00 390 1, 2206 00 590 1, 2206 00 890 1, 2206 00 890 1 ТН ВЭД ЕАЭС.

7 Согласно пункту 19 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении табака кальянного определяется как масса табачного сырья в табаке кальянном, но не менее 20 процентов массы нетто табака кальянного при условии указания на потребительской упаковке (таре) информации о массе табачного сырья. В случае отсутствия на потребительской упаковке (таре) информации о массе табачного сырья налоговая база определяется как масса нетто табака кальянного.

8 Курительный табак не облагается акцизами в том случае, если он предназначается для производства сигарет способом, отличным от ручной набивки, и ввозится предприятиями, непосредственно занимающимися производством табачной продукции, для его использования в качестве сырья при ее производстве, либо организациями или физическими лицами, ввозящими данные товары по договорам с вышеуказанными предприятиями.

Курительный табак, предназначенный для использования в качестве сырья для производства табачной продукции и ввозимый предприятиями - производителями табачной продукции для собственных нужд, освобождается от акциза при условии представления документов, подтверждающих его целевое использование в качестве сырья для промышленного производства табачных изделий (учредительных документов, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции).

В случае, если данный товар ввозится организациями или физическими лицами по договору с организацией - производителем табачной продукции, целевое назначение ввозимого товара как сырья для промышленного производства табачных изделий подтверждается представлением заверенной согласно установленному порядку копии договора между импортером и потребителем товара, извлечений из учредительных документов предприятия - производителя табачной продукции, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции.

При выпуске курительного табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления таможенные органы осуществляют контроль за дальнейшим использованием товара. Использование таких товаров и распоряжение ими в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты акциза.

9 Согласно пункту 1 статьи 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, ввозимых в Российскую Федерацию.

10 Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации для целей взимания акциза электронными системами доставки никотина признаются электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.

11 Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации устройствами для нагревания табака признаются электронные устройства, используемые для образования табачного пара, вдыхаемого потребителем, путем нагревания табака без его горения или тления.

12 Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации для целей взимания акциза жидкостью для электронных систем доставки никотина признается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина.

Перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС приведен для удобства пользования и не является исчерпывающим. Для отнесения товаров к подакцизным следует руководствоваться наименованием (описанием) товаров.

13 Для целей применения справочника нормативно-справочной информации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в описании товаров при их таможенном декларировании с использованием декларации на товары следует указывать объем товара в соответствии с классификатором единиц измерения, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций", в литрах.

14 Для целей взимания акциза под легковым автомобилем понимают транспортные средства категорий М 1 , M 1 G, определяемых в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).

15 Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации прямогонным бензином признаются бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученные в результате:

перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;

переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

Бензиновой фракцией признается смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 15 или 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), соответствующая одновременно следующим физико-химическим характеристикам:

плотность не менее 650 кг/м 3 и не более 749 кг/м 3 при температуре 15 или 20 градусов Цельсия;

значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (давление 760 миллиметров ртутного столба), не превышает 215 градусов Цельсия.

не признаются бензиновой фракцией следующие виды фракций:

фракция, полученная в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;

фракция, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;

фракция, полученная в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов карбоновых кислот;

фракция, полученная в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

фракция, массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;

фракция, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;

фракция, массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов;

фракция, массовая доля изопрена в которой не менее 85 процентов.

16 В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м 3 при температуре 20 градусов Цельсия, за исключением:

прямогонного бензина, циклогексана, конденсата газового стабильного, автомобильного бензина;

фракции, полученной в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;

фракции, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;

фракции, полученной в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов карбоновых кислот;

фракции, полученной в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

фракции, массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;

фракции, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;

фракции, массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов;

фракции, массовая доля изопрена в которой не менее 85 процентов;

авиационного керосина, дизельного топлива;

высоковязких продуктов, в том числе моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

продуктов нефтехимии, получаемых в процессах химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технологической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), дегидрирования, алкилирования, окисления, гидратации, этерификации;

иных продуктов, представляющих собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащих более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений.

Высоковязкими продуктами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба) с одной или несколькими из следующих физико-химических характеристик:

кинематическая вязкость при температуре 100 градусов Цельсия составляет 2,2 сантистоксов и более;

температура вспышки в открытом тигле составляет более 80 градусов Цельсия и температура застывания не превышает минус 35 градусов Цельсия.

17 С 1 апреля 2020 года средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значения показателя плотности которых не превышают 1015 кг/м 3 при температуре 20 градусов Цельсия, за исключением:

авиационного керосина, авиационного керосина марки Джет-А 1;

высоковязких продуктов, в том числе моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

продуктов нефтехимии, получаемых в процессах химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технологической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), дегидрирования, алкилирования, окисления, гидратации, этерификации;

газового конденсата, смеси газового конденсата с нефтью, непосредственно полученных с применением технологических процессов деэтанизации и (или) стабилизации и (или) фракционирования (при условии комбинации процесса фракционирования с процессом деэтанизации и (или) стабилизации);

битума, асфальта, кокса, технического углерода, серы;

иных продуктов, представляющих собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащих более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений.

В целях настоящей главы высоковязкими продуктами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате применения хотя бы одного из следующих технологических процессов:

депарафинизация селективными растворителями;

В целях настоящего подпункта смеси высоковязких продуктов с неподакцизными товарами признаются высоковязкими продуктами.

При этом такие смеси углеводородов, их смеси с неподакцизными товарами должны соответствовать одной или нескольким из следующих физико-химических характеристик:

кинематическая вязкость при температуре 100 градусов Цельсия составляет 2,2 сантистокса и более;

температура вспышки в открытом тигле составляет более 80 градусов Цельсия и температура застывания не превышает минус 35 градусов Цельсия.

С 1 апреля 2020 года ставка акциза на средние дистилляты определяется в порядке, установленном пунктом 9.1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации.

В коде подвидов доходов (14 - 17 разряды кода бюджетной классификации) указывается:

18 1000 - сумма платежа;

19 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу.

Читайте также: