Акциз на мазут в 2021 году

Опубликовано: 17.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 мая 2020 г. N 03-13-08/43326 Об особенностях исчисления акцизов в отношении мазута

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросам, изложенным в данном обращении, сообщает.

Налогоплательщиками акцизов являются непосредственные производители подакцизных товаров, которые включают исчисленную ими сумму акциза в цену реализуемых нефтепродуктов.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены физико-химические характеристики нефтепродуктов, относящихся в целях налогообложения акцизами к средним дистиллятам, а также критерии исключения нефтепродуктов из понятия средних дистиллятов.

Так, средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твёрдом состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значения показателя плотности которых не превышают 1015 при температуре 20 градусов Цельсия, за исключением, в частности продуктов, представляющих собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащих более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений.

Таким образом, если мазут, удовлетворяет установленным требованиям для средних дистиллятов, то такой нефтепродукт является подакцизным товаром, размер ставки акциза на который рассчитывается по формуле согласно пункту 9.1 статьи 193 Кодекса и составляет не менее 9585 рублей за 1 тонну топлива. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 199 Кодекса соответствующая сумма акциза относится у налогоплательщика-изготовителя на стоимость реализованного им подакцизного товара.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 179.5 Кодекса свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (далее - свидетельство), выдается российским организациям, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты имущества, которые непосредственно используются для производства электрической и (или) тепловой энергии путем преобразования тепловой энергии, образующейся в результате сгорания средних дистиллятов, в электрическую и (или) использования такой тепловой энергии для изменения термодинамических параметров теплоносителя.

Согласно подпункту 3 пункта 4 вышеуказанной статьи для получения свидетельства налогоплательщик представляет в налоговый орган заявление о выдаче свидетельства, а также в отношении объектов имущества, указанных в подпункте 3 пункта 1 данной статьи копии документов, подтверждающих право собственности (право оперативного управления) на указанные объекты имущества, их ввод в эксплуатацию.

На основании подпункта 29 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения акцизами признается получение средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство. При этом получением средних дистиллятов признается приобретение средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией.

Согласно пункту 22 статьи 200 Кодекса вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный данным пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении организацией, имеющей свидетельство, операций со средними дистиллятами, и увеличенные на величину , равную нулю на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 201 Кодекса.

При использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком в качестве топлива при производстве электрической и (или) тепловой энергии на объектах имущества, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 179.5 Кодекса в отношении которых в налоговый орган представлены копии документов, подтверждающих право собственности (право оперативного управления) на указанные объекты имущества, применяется коэффициент, равный 2.

В иных случаях выбытия (использования) полученных средних дистиллятов применяется коэффициент, равный 1.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом концессионного соглашения могут быть на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Как следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 39 Федерального закона N 115-ФЗ такие объекты, находятся в собственности муниципальных образований и (или) могут принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию или бюджетному учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Учитывая изложенное, применение вышеуказанного порядка налогообложения на основе свидетельства не правомерно, если в качестве топлива при производстве тепловой энергии на объектах имущества, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 179.5 Кодекса, используется мазут, не являющийся подакцизным товаром,

Также не предусмотрено применение вычета с повышающим коэффициентом при использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком в качестве топлива при производстве электрической и (или) тепловой энергии для организаций, у которых отсутствует право собственности (право оперативного управления) на эксплуатируемые ими в рамках концессионного соглашения объекты имущества, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 179.5 Кодекса.

Директор Департамента Д.В. Волков

Обзор документа

Если мазут удовлетворяет требованиям для средних дистиллятов, то он является подакцизным товаром, размер ставки акциза на который составляет не менее 9 535 руб. за 1 т топлива. Соответствующая сумма акциза относится у изготовителя на стоимость реализованного подакцизного товара.

Применение порядка налогообложения на основе свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, неправомерно, если в качестве топлива при производстве тепловой энергии используется мазут, не являющийся подакцизным товаром.

Вычет с повышающим коэффициентом не применяется при использовании полученных средних дистиллятов в качестве топлива при производстве электрической и (или) тепловой энергии для организаций, у которых отсутствует право собственности (оперативного управления) на эксплуатируемые ими в рамках концессионного соглашения объекты.

Письмо Министерства финансов РФ №03-13-08/94841 от 06.12.2019

С 1 апреля 2020 года НК РФ причисляет все темные нефтепродукты, в том числе мазут, к средним дистиллятам и признает их подакцизным товаром. Поэтому с этой даты потребители мазута смогут получить двойной налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и подтвердят его целевое использование в качестве топлива - котельного или бункерного.

Что относят к средним дистиллятам

Средние дистилляты - это некоторые виды нефтепродуктов, которые получаются в результате перегонки углеводородов. В частности, к ним относят печное и судовое топливо. Они являются подакцизными товарами (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Средние дистилляты - это смеси углеводородов в жидком состоянии, одновременно соответствующие двум показателям:

плотность 750 - 930 кг/куб. м при температуре 20°C;

температура конца перегонки 215 - 360°C (это температура, при которой перегоняется не менее 90 процентов смеси при атмосферном давлении 760 мм ртутного столба).

Такие характеристики средних дистиллятов приведены в подпункте 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ и действуют до 01.04.2020.

При проверке налоговая инспекция может потребовать подтверждение того, что топливо относится к средним дистиллятам. Документы, которые надо предоставить в этом случае, НК РФ не установлены. Главное, чтобы из них было видно, что топливо, с которым совершены операции, имеет физико-химические характеристики, соответствующие средним дистиллятам.

Как платит акциз получатель

Российская организация, которая получила (приобрела) cредние дистилляты, обязана начислить акциз, если:

у нее есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

она приобрела средние дистилляты в собственность по договору с российской организацией (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Приобретение средних дистиллятов в собственность можно подтвердить договором купли-продажи, товарной накладной, другими документами.

Начислить акциз надо на дату получения средних дистиллятов (абз. 8 ст. 195 НК РФ).

Сумму акциза рассчитывают по формуле (п. 11 ст.187, п. 1 ст.194 НК РФ):

Объем полученных средних дистиллятов (в тоннах)

Действующая ставка акциза за 1 тонну средних дистиллятов

Вычет акциза

Сумма акциза, который начислен при получении средних дистиллятов, в стоимость этих подакцизных товаров не включается (подп. 6 п. 4 ст. 199 НК РФ). Данную сумму акциза можно принять к вычету с коэффициентом 2 или 1.

Вычет с коэффициентом 2 возможен, если средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки) объектов, по которым получено свидетельство. Это водные суда, установки и сооружения, указанные в пункте 1 статьи 179.5 НК РФ.

Начислить акциз при получении средних дистиллятов нужно, если у покупателя есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Этот акциз можно принять к вычету с коэффициентом 2, если выполнены требования пункта 22 статьи 200 НК РФ. Главное требование – средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки), в частности, объектов, которые:

используются для судоходства или торгового мореплавания;

ходят под Государственным флагом РФ;

принадлежат организации на праве собственности или праве владения, пользования или распоряжения.

Вычет возможен, если есть документы, перечисленные в пункте 22 статьи 201 НК РФ.

Вычет с коэффициентом 1 применяют, если полученные средние дистилляты использованы не для бункеровки объектов, а для других целей. Например, при перепродаже.

Документы на вычет

Чтобы получить вычет, нужно приложить к декларации по акцизу за период, в котором он заявлен, подтверждающие документы.

Для вычета с коэффициентом 1 нужно иметь:

копию свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

копию договора поставки (купли-продажи) топлива, которое относится к cредним дистиллятам, с российской организацией - поставщиком.

Эти документы понадобятся и для вычета с коэффициентом 2. Но кроме них для двойного вычета нужно подтверждение того, что средние дистилляты использованы для бункеровки объектов, перечисленных в статье 179.5 НК РФ.

Поправки в определение средних дистиллятов

Федеральным законом от 30.07.2019 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ) с этой даты введены поправки в НК РФ, согласно которым с 01.04.2020 года средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20°C и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной или вторичной переработки нефти, значения показателя плотности которых не превышают 1.015 кг/куб. м.

К средним дистиллятам будут относиться все темные нефтепродукты, часть из которых пока не признается подакцизными товарами или выделена в самостоятельную категорию, в том числе мазут.

Напомним, до 01.04.2020 верхняя граница плотности в определении понятия средние дистилляты составляет 930 кг/куб. м, а это меньше характерной плотности мазута.

Понятие «темное судовое топливо» и, соответственно, связанные с ним объект налогообложения и вычет, исключаются.

Поправки в порядок вычета

Закон № 255-ФЗ в целях сдерживания налоговой нагрузки на тепло- и электроснабжающие организации предусматривает для покупателей, использующих средние дистилляты в качестве топлива для производства тепла и электроэнергии, вычеты с коэффициентом 2.

Потребители мазута также смогут получить налоговый вычет по акцизу на средние дистилляты, если оформят свидетельство плательщика акциза и докажут его целевое использование в качестве котельного или бункерного топлива. Чтобы поставить к вычету начисленный продавцом акциз, они должны будут второй раз начислить акциз, после чего смогут получить вычет в двойном размере. В итоге стоимость топлива будет возвращена к исходному значению до начисления акциза продавцом.

Напомним, что сейчас коэффициент 2 применяется только при использовании для бункеровки судов.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Документы

Законом № 255-ФЗ от 30.07.2019 в Налоговый Кодекс были внесены поправки, вступающие в силу с 01.04.2020. Согласно изменениям, уточнялись понятия, относящиеся к “средним дистиллятам”, и порядок возмещения уплаченных акцизов. В число средних дистиллятов был введен и мазут, что сделало его подакцизным товаром. Однако вступившее в силу изменение просуществовало недолго — с 01.01.2021 мазут был исключен из этого перечня.

Изменение понятия средних дистиллятов

До вступления закона № 255-ФЗ в силу, к средним дистиллятам относились вещества, плотность которых составляла 930 кг/м³, — цифра, которая меньше плотности, характерной для мазута. Этим же постановлением к ним были причислены жидкие или твердые смеси углеводородов, значение плотности которых доходят до 1,015 кг/м³.

В итоге в число средних дистиллятов вошли темные нефтепродукты, которые ранее не относились к подакцизным товарам, либо выделялись в отдельную категорию. В число таких нефтепродуктов входил и мазут. Кроме того, согласно положению Закона, было исключено такое понятие как “темное судовое топливо”.

Принятая мера предназначалась для предотвращения безакцизного оборота суррогатного дизельного топлива под видом вакуумного газойля и мазута.

Возврат акциза

В случае если средние дистилляты использовались в качестве топлива для производства электроэнергии либо тепла, его покупатели получали право вычета уплаченных акцизов. В число процессов, подпадающих под возврат акциза, и относящихся к переработке средних дистиллятов, включались следующие технологии:

  • Гидроконверсия тяжелых остатков
  • Замедленное коксование
  • Производство битума окислением гудрона
  • Получение технического углерода разложением средних дистиллятов

Предприятия, выполняющие эти операции, также получали право на получение вычетов по акцизу.

Порядок оформления акцизного вычета

Согласно положениям закона, оформление акцизного вычета потребителями среднего дистиллята возможно после того, как ими будет оформлено свидетельство плательщика акциза. Также потребуются доказательства целевого применения средних дистиллятов как бункерного или котельного топлива, а также иных, вышеперечисленных операций.

Налоговой инспекцией могут быть востребованы доказательства того, что использованное топливо отнесено к средним дистиллятам, а его физико-химические характеристики соответствуют данному виду веществ.

Для того, чтобы начисленный акциз был поставлен к вычету, покупателям мазута и других средних дистиллятов необходимо повторно начислить акциз, после чего они получат право получить его обратно с коэффициентом 2 — в двойном размере. В результате стоимость топлива для покупателя возвращалась к исходному значению, равному цене без акциза. Такая мера должна была позволить электро- и теплоснабжающими организациям избежать дополнительной налоговой нагрузки.

Отмена акциза на мазут

Однако данная мера себя не оправдала. Было подсчитано, что акциз на мазут привел к неравномерной налоговой нагрузке на его производителей, потребители этого вида топлива оказались в неравных условиях. В итоге введения мазута в число подакцизных товаров сказалось на повышении стоимости тепла и электроэнергии, производимой с его помощью.

Поэтому, согласно ФЗ№321 от 15.10.2020, во вторую часть Налогового кодекса РФ были внесены изменения, относящиеся, в том числе, и к мазуту. Он был выведен из числа средних дистиллятов и теперь снова входит в число товаров, не подлежащих акцизному сбору.

Сравниваем сольвент с уайт-спиритом

Для промышленного и бытового применения производители предлагают немало различных растворителей. Чаще всего можно встретить сольвент и уайт-спирит. Для того чтобы выбрать из них наиболее подходящий нужно знать основы их получения, влияющие на конечные характеристики растворителя и определяющие сферу применения.

Виды и предназначение растворителей для красок и лаков

Для выполнения малярных работ мастеру понадобятся не только краски, лаки и кисти, но и растворители. Они нужны для того, чтобы разбавлять лакокрасочные материалы, придавая им консистенцию, оптимальную для нанесения.

Типы органических растворителей и сферы их применения

Растворителями в науке называют жидкости, способные растворять жидкие, газообразные и твердые вещества, не меняя их химического состава (обычно речь идет именно о твердых субстанциях).

Растворители для качественного выведения различных ЛКМ

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) поставляются в виде густой пигментированной консистенции с высоким показателем вязкости. Такой состав невозможно нанести на поверхность. Поэтому используются растворители.

Какой Уайт-спирит производят в России

В РФ выпускают два растворителя, именуемые «Уайт-спиритом». Одно из них — это непосредственно Уайт-спирит, изготавливаемый по стандартам ГОСТ 3134-78, второе — нефрас-С4-155/200 (сокращенное сочетание слов «нефтяной растворитель»), производимый по ТУ.

Простые способы устранения запаха растворителя в доме, автомобиле, на одежде

Для удаления различных пятен, разбавления красок и очищения инструментов очень удобно пользоваться растворителем. Он быстро удаляет даже те загрязнения, которые сложно вывести другими средствами. Но у растворителя есть один большой недостаток — сильный, стойкий и не очень приятный запах, который остаётся на различных поверхностях после их обработки. В этой статье вы найдёте несколько дельных советов относительно того, как избавиться от этого запаха с помощью подручных средств.

Основные свойства и применение бензина «Калоша»

Бензин «Галоша» относится к органическим растворителям. Название вещества может легко ввести потребителя в заблуждение. Оно связано не с популярной в прошлом обувью из резины, а с именем венгерского химика с ударением на первый слог.

Спасаем одежду от пятен краски с помощью нефрасов и других средств

Испачкать краской одежду хотя бы раз в жизни доводилось каждому. Причем это может случиться как при проведении дома ремонтных работ, так и на прогулке (в общественных местах тоже выполняют ремонты и не всегда вывешивают предупреждающие таблички).

Какие требования необходимо соблюдать при работе с уайт-спиритом

Уайт-спирит не нуждается в отдельном представлении. С его свойствами и возможностями лично знакомы не только производители растворителя или профессиональные отделочники, но и обычные потребители, предпочитающие самостоятельно заниматься ремонтом.

Выбор растворителя по скорости высыхания

Градация растворителей для лакокрасочных материалов зависит от производителя.

Законопроект (N984546-7) был внесен правительством на прошлой неделе.

В итоге с нынешнего уровня в размере 1,966 тыс. рублей за 1 тыс. штук акциз вырастет до 2,359 тыс. рублей.

Акциз состоит из специфической (фиксированной) части и адвалорной составляющей (процент от максимальной розничной цены). Адвалорный компонент на этот год составляет 14,5% расчетной стоимости, но не менее 2,671 тыс. рублей за 1 тыс. штук. Закон также предлагает в 2021 г. увеличить адвалорный компонент до 16% от расчетной стоимости, но не менее 3,205 тыс. рублей за 1 тыс. сигарет.

В действующем Налоговом кодексе заложен рост акциза на 4% в 2021 г. - до 2,045 тыс. рублей плюс 14,5% расчетной стоимости, но не менее 2,778 тыс. рублей за 1 тыс. штук.

По мнению представителей отрасли, резкий скачок акцизов в 2021 г. приведет к значительному росту цен на сигареты и, как следствие, - расширению рынка нелегальной продукции. Ранее Минфин в рамках обсуждения законопроекта на площадке Госдумы анонсировал меры по усилению контроля за розничной продажей сигарет и ужесточению ответственности за продажу немаркированной продукции. Минфин также посчитал, что от повышения акцизов бюджет получит дополнительно порядка 80 млрд рублей.

Согласно поправкам в НК РФ, повысить акциз на 20% вместо 4% в 2021 г. предлагается и на другие виды табачной продукции: на трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный табак - с 3,172 тыс. рублей за килограмм до 3,806 тыс. рублей (вместо 3,299 тыс. рублей согласно действующему НК), на сигары - с 215 рублей за штуку до 258 рублей (вместо 224 рублей), на сигариллы, биди, кретек - с 3,055 тыс. рублей за 1 тыс. штук до 3,666 тыс. рублей (вместо 3,177 тыс. рублей). Кроме того, Минфин предлагает в 2021 г. повысить акциз на 20% на нагреваемый табак (с 6,04 тыс. рублей за килограмм до 7,248 тыс. рублей вместо 6,282 тыс. рублей) и на электронные системы доставки никотина, устройства для нагревания табака (с 50 рублей за штуку до 60 рублей вместо 52 рублей).

На этой же неделе правительство внесло в Госдуму на ратификацию соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов Евразийского экономического союза. По нему государства обязуются к 2024 г. выровнять уровень акцизов на сигареты и установить его в размере 35 евро за 1 тыс. штук (3 тыс. 132 рубля). Диапазон отклонения в меньшую или большую сторону может быть не более 20%. Согласно принятому Госдумой закону, ставка акцизов на сигареты в 2022 г. составит 2,454 тыс. руб., в 2023 г.- 2 тыс. 552 руб. за 1 тыс. штук.

Отменяется акциз на мазут, введении обратного акциза на СУГ и этан

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении правительственный закон, который вводит обратный акциз на сжиженные углеводородные газы (СУГ) и этан, отменяет акциз на мазут, а также вводит инвестиционный коэффициент, увеличивающий размер обратного акциза на нефтяное сырье.

Принятый закон, по замыслу разработчиков, призван создать стимулирующие налоговые условия для производителей нефтегазохимии из сжиженных углеводородных газов, а также для компаний, перерабатывающих этан в нефтегазохимическую продукцию.

Документ вводит с 1 января 2022 г. в Налоговый кодекс акцизы на СУГ и этан. Ставки акциза на них устанавливаются на 2022 г. в размере 9 тыс. руб. за тонну этана и 4 тыс. 500 руб. за тонну СУГ. При этом акциз на СУГ будет увеличиваться с 2024 г. на 1 тыс. руб. каждый год с тем, чтобы составить 7,5 тыс. руб. к 2026 году.

Для того, чтобы получить обратный, отрицательный акциз на этан либо СУГ, компании должны будут либо ввести новые мощности по переработке этана или СУГ мощностью более 300 тыс. тонн в год, либо заключить до 1 января 2023 г. с Минэнерго специальное инвестиционное соглашение и в период с 2022 г. по 2027 г. инвестировать в новые мощности не менее 65 млрд руб.

Документ уточняет определения СУГ и этана, вводит формулировку, которая конкретизирует технические характеристики, которые не позволяют отнести продукты к данным видам смесей и получить по ним обратный акциз. Например, в том случае, если СУГ и этан получены в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия.

Закон также предусматривает меры по стимулированию инвестиций в нефтепереработку. Предполагается введение повышающего инвестиционного коэффициента (1,3) к обратному акцизу на нефтяное сырье для компаний, которые вложили в модернизацию нефтепереработки более 50 млрд руб. либо в развитие сопутствующих месторождений более 30 млрд руб. Для этого нефтепереработчикам нужно заключить соглашение с Минэнерго до 1 октября 2021 г.

Документ уточняет формулировку средних дистиллятов, что позволяет вывести мазут из перечня подакцизных товаров. Подакцизным товаром мазут стал недавно - с 1 апреля 2020 г. Введение акциза на мазут совпало с разбушевавшимся коронавирусом. И потребители мазута - энергетические компании и промышленные предприятия, которые в некоторых случаях используют его для производства тепло- и электроэнергии, в сложной экономической ситуации подняли вопрос о переносе вступления акциза в силу. Компании просили из-за распространения пандемии отсрочить уплату акциза до января 2021 г.

Госдума уточнила перечень МСП, которые могут претендовать на освобождение от ряда налогов на время пандемии

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, который расширяет перечень субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), которые могут претендовать на освобождение от ряда налогов на время пандемии.

Поправки в законопроект (N987383-7) были внесены в начале недели главой думского комитета по бюджету Андреем Макаровым.

Сейчас льготной по уплате налогов на время пандемии могут воспользоваться компании МСП, работающие в наиболее пострадавших отраслях экономики и включенные в единый реестр МСП на основе налоговой отчетности за 2018 г. Предлагается уточнить, что предусмотренное законом освобождение предоставляется не только на основании налоговой отчетности за 2018 г., но и в связи с созданием в период с 1 декабря 2018 г. по 29 февраля 2020 г. Положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

Как сообщалось, в мае Госдума приняла закон, который в рамках налога на прибыль дал право МСП не уплачивать ежемесячные авансовые платежи, которые нужно уплатить во втором квартале 2020 года; авансовые платежи за отчетные периоды 4 месяца, 5 месяцев, 6 месяцев 2020 года за минусом ранее начисленных авансовых платежей за отчетный период 3 месяца; авансовые платежи за первое полугодие 2020 года за минусом ранее начисленных сумм авансовых платежей за первый квартал.

По акцизам - в части налога за налоговые периоды апрель, май, июнь 2020 года; по единому сельскохозяйственному налогу - в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года; по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - в части авансового платежа за отчетный период - первое полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж за первый квартал 2020 года; по ЕНВД - в части налога, исчисленного за второй квартал 2020 года.

При исчислении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, не учитываются календарные дни срока действия патента, приходящиеся на апрель, май и июнь 2020 года.

СМИ получили право для налогового учета записывать в потери 30% стоимости непроданного тиража

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении поправку в Налоговый кодекс (НК) РФ, согласно которой СМИ и издательствам при расчете налога на прибыль будет разрешено записывать в потери нереализованную продукцию в пределах не более 30% от стоимости тиража.

Законопроект (N991161-7) в июле был внесен в Госдуму правительством.

Согласно действующему законодательству, при расчете налога на прибыль разрешено учитывать потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной продукции СМИ и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, в пределах не более от 10% стоимости тиража.

"В настоящее время установлен размер потерь в виде стоимости указанной нереализованной продукции в пределах до 10% стоимости тиража, тогда как процент данных потерь в большинстве издательских домов существенно выше", - сообщал ранее Минфин, который и предлагал увеличить эту долю до 30%.

Расходом признается стоимость продукции СМИ и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков: для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания; для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет; для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся.

Закон вступит в силу через один месяц со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.

Госдума приняла закон об отмене акциза на спирт для производителей антисептиков

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении правительственный законопроект, который вводит для производителей гелей-антисептиков на основе спирта получение свидетельств о регистрации в налоговом органе для возмещения акциза на спирт.

Документ (N984546-7) был внесен в парламент в июле.

Поправки вносятся в статью 179.2 Налогового кодекса (НК) РФ, которая устанавливает перечень видов деятельности, при занятии которыми организациям выдается свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным спиртом. Принятый закон включает в данный перечень компании, которые занимаются производством спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля, крема на гелевой основе (крем-геля), в качестве сырья для производства которой используется этиловый спирт. Данным компаниям предлагается получить свидетельство на производство данной продукции. Условие получение свидетельства - наличие у организации на праве собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) мощностей по хранению этилового спирта, а также по производству, хранению и отпуску антисептиков.

"В рамках нашей работы по борьбе с COVID было выявлено, что при покупке спирта для производства дезинфицирующей спиртосодержащей продукции в виде геля необходимо уплачивать акциз. C тем, чтобы не было такого рода проблемы, мы предусмотрели для производителей дезинфицирующих средств в виде геля специальные свидетельства", - пояснял ранее замминистра финансов Алексей Сазанов. По его словам, при наличии этого свидетельства акциз будет возвращаться при подтверждении целевого использования спирта для производства дезинфицирующих средств в виде геля.

Ранее предполагалось, что закон вступит в силу через месяц после официального опубликования, в принятой редакции - с 1 января 2021 г.

Принят закон, уточняющий размер вычета по акцизам на виноград

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении поправки в Налоговый кодекс (НК) РФ, которые уточняют порядок расчета налогового вычета по акцизу на виноград для производства спиртных напитков полного цикла (крепкий алкоголь) на 2020-2022 годы.

Законопроект (N984546-7) в июле внесло в парламент правительство.

Согласно действующему законодательству, с 1 января 2020 года производители алкогольной продукции могут получить вычет по акцизам на сырье (виноград). Вычету подлежат суммы акциза, умноженные на специальный коэффициент (Квд). Вычетам подлежат суммы акциза, исчисленные при использовании винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, игристого вина (шампанского), спиртных напитков по технологии полного цикла.

Установленный на период до 2022 года коэффициент Квд для вина, шампанского не меняется. Закон увеличивает коэффициенты для расчета налогового вычета при использовании винограда для производства спиртных напитков по технологии полного цикла: в 2021 году - с 0,254 до 0,63; в 2022 году - с 0,262 до 0,65; устанавливает коэффициент на 2023 год - 0,67. Во внесенном документе предполагалось повышение этого значения и в 2020 году - с 0,245 до 0,61, но в итоговый текст данная правка не вошла.

Как говорится в пояснительной записке, принятие закона необходимо для соблюдения интересов бюджетной системы РФ и предприятий винодельческой отрасли, так как действующий с 1 января 2020 года коэффициент приводит к уменьшению ставки акциза на крепкоалкогольную продукцию ниже ставки акциза на слабоалкогольную продукцию, что создает несопоставимые условия налоговой нагрузки между производителями спиртных напитков по технологии полного цикла и производителями слабоалкогольной продукции.

Принят закон о системе free-flow на платных дорогах

Госдума приняла в финальном третьем чтении закон о платных автодорогах, по которому в России появится безбарьерная система взимания платы за проезд "свободный поток" (free flow).

Въезд на платную дорогу станет возможным не только через знакомые российским автомобилистам пункты оплаты со шлагбаумами (toll plaza), но и без них - по системе безбарьерного проезда free-flow. Факт проезда конкретным автомобилем будут фиксировать камеры, которые должен будет установить оператор платного участка.

Основным способом оплаты на платных дорогах без шлагбаумов станет транспондер. Если транспондера нет, или на электронном счете будет недостаточно денег, авторы поправок предлагают ввести обязанность автомобилиста оплатить проезд в течение пяти суток после выезда с дороги. Срок оплаты предлагается считать с момента последнего проезда по дороге.

Порядок оплаты на платных дорогах федерального значения должно будет установить правительство РФ, а регионального и местного значения - органы власти региона и органы местного самоуправления. В таком порядке должно быть детально прописано, как пользователь сможет узнать о задолженности и внести деньги.

Автомобилист, не внесший плату за проезд, будет нести ответственность по закону. На оператора дороги, согласно поправкам, возлагается обязанность обеспечить водителей информацией о том, сколько стоит проезд, как и когда его можно оплатить. Также оператор будет обязан информировать автомобилиста о поступлении и списании средств с электронного счета, а также о появлении задолженности, если денег на проезд не хватило.

Максимальная плата за проезд, которую устанавливает оператор платной дороги, не может быть выше уровня, установленного правительством РФ (региональными или муниципальными властями, если дорога не относится к федеральным). При этом плата за проезд для всех транспортных средств одной категории должна быть одинаковой.

Законопроект в первом чтении был принят еще весной, важные поправки были предложены и одобрены профильным комитетом Госдумы по транспорту и строительству при подготовке документа ко второму чтению, которое состоялось накануне.

Система безбарьерного проезда free-flow, как сообщалось, будет реализована на ЦКАД - там планируют установить 12 рамок взимания платы, каждая из которых будет оборудована типовым составом видеокамер, антенн, лазерных датчиков. Информация с этих рамок будет стекаться для обработки в центральную систему.

"Автодор" уже тестирует эту систему на федеральной трассе М-4 "Дон" - там на 64 км дороги установили тестовый комплект оборудования.

Технология free-flow, применяемая за рубежом, призвана решить проблему пробок перед пунктами взимания оплаты на платных автодорогах, которые могут возникать при большом потоке транспорта. Кроме того, при использовании новой технологии заметно упрощается обустройство дороги, поскольку нет необходимости выделять земельный участок и организовывать пункт взимания оплаты (toll plaza) с будками, шлагбаумами, дополнительными полосами для движения и другими элементами инфраструктуры, что особенно актуально в случае строительства ЦКАД в Московской области.

Повышение акцизов на топливо происходит практически каждый год. Это естественный процесс, который позволяет увеличить поступления в бюджет, за счет спроса на эту продукцию. Рост акцизов на бензин происходит за счет принятия закона и подписания его Президентом. Принятые акцизы на бензин с 1 января 2019 года влияют на общую стоимость топлива. Повышение акцизов на бензин в 2019 году пока не планируется, но это временное «затишье». Увеличение акцизов в 2019 году запланировано в несколько этапов, примерно 5-10% до 2021 года. Зная, какой акциз на бензин с 1 января 2019 года предусмотрен, можно понимать изменение цен на рынке, предугадывать его повышение.

Кто повышает акцизы на бензин в России

Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.

Акцизы на бензин с 1 января 2019 года не изменились

Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.

Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.

Акцизы на бензин с 1 января 2019 года

Акциз на бензин представляет собой косвенный налог, который взымается с предпринимателей и организаций. Он взымается на одном уровне с НДС, и за счет изменений его ставки регулируется цена и потребление продукции высокого спроса. Обязанность его рассчитывать и вносить в бюджет, лежит на самом плательщике. Специфика акциза на топливо:

  1. Действия производителя относительно прямогонного бензина облагаются налогом, но в стоимость конечного продукта такие платежи не закладываются.
  2. Оплачивать акциз на топливо можно отдельным субъектом или совместно несколькими участниками.
  3. В качестве объекта налогообложения выступает реализация продукции, получение или перемещение товара, передача его другому лицу, в том числе и на безвозмездной основе, использование в качестве натуральной оплаты.
  4. Двойное налогообложение за закупку сырья и сбыт готовой продукции исключается, за счет перерасчета его самим предприятием. Но такое разрешено делать далеко не во всех случаях.
  5. Цена устанавливается из расчета на одну тонну продукции. В среднем в год подорожание осуществляется в пределах 5-7%.

Акциз на топливо в 2019 году остался без изменений, согласно принятой редакции Федерального закона № 301. Увеличение его размера предусмотрено только в начале 2021 года. Сегодняшние показатели предусмотрены с прошлого года. К примеру, на бензин для автомобиля 13100 руб. за тонну, за дизельное топливо 5665 руб.

Рост акцизов на бензин будет постепенным до 2021 года

Акцизы на нефтепродукты с 1 января 2019 года

Продукты, произведенные из нефти, причисляются к подакцизной категории товара. Поэтому их выпуск облагается налогом. Отличительной их особенностью является сложный химический путь получения. Косвенным налогом облагается любая продукция, произведенная из нефти. Это автомобильное масло, керосин, дистилляторы и другое. В 2019 году на нефтепродукты сохраняется уровень акциза, предусмотренный для предыдущего года. Начисляется он при транспортировке готовой продукции своему филиалу для продажи, дальнейшей обработки или использования в собственных целях. Формула, по которой вычисляется коэффициент:

А = НБ х НС – НВ, где:

  • А – акциз;
  • НБ – налоговая база;
  • НС – налоговая ставка;
  • НВ – налоговый вычет.

Рассчитывать акциз на нефть должно само предприятие, которое занимается производством. Фискальные послабления со стороны правительства направляются на сдерживание рыночных цен на бензин и другую продукцию, предусмотренные для покупателя.

Налогом облагается вся продукция, произведенная из нефти

Расчет акциза на прямогонный бензин

Поднятие ставки на бензин, дизельное топливо и другие производные нефти, не единственный пункт, предусмотренный принятым Федеральным законом №301. Также правительство утвердило изменения механизмы вычисления ставки на прямогонный бензин. В новой редакции размер определяется по следующей формуле:

Апб= ПТ х Спб – В, где:

  • Апб – Акциз прямогонного бензина;
  • ПТ – подакциз товара (количество измеряется в тоннах);
  • С пб – ставка прямогонного бензина;
  • В – вычеты (предусмотренные статье 200 НК РФ).

Рост планируется поэтапным, примерно на 5-10% каждый последующий период. Такая динамика направлена на стабилизацию рынка. Отчетным периодом, в который производитель рассчитывает акциз составляет 1 календарный месяц. Как и в другие периоды, плательщики имеют право получить налоговый вычет. С его помощью снижается размер налогового обязательства. Срок оплаты сохранился без изменений, и внести нужную сумму плательщик должен до 25 числа.

Повышение акцизов на топливо планируется поэтапно

Акциз на топливо в 2019 году практически остается без изменений, так как правительство планирует его повышение в несколько этапов. Это позволит избежать резких скачков цен. Применяются поправки каждый год, и предусмотрены акцизы в твердом виде или процентном соотношении. Ставки регулируются относительно класса бензина и дизельного топлива. Индексация проводится с учетом прогнозируемых потребительских цен.

Читайте также: