Акциз на дизельное топливо в 2018 году

Опубликовано: 26.04.2024

Подакцизные товары являются предметом торговли многих индивидуальных предпринимателей и предприятий. Важно вовремя быть осведомленным о государственных изменениях, которые вносятся в законы об установлении акцизов, в частности, в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует операции с такой разновидностью товаров. Из статьи вы узнаете, какие изменения внес в эту главу Федеральный закон №335-ФЗ от 27 ноября 2017 года.

Акциз как особый вид налога

Косвенный налог, который включается в стоимость определенного перечня товаров, – это и есть акциз. Платить его должны следующие категории:

  • производители такого товара;
  • те, кто его импортирует;
  • те, кто перерабатывает подакцизное сырье.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Тот, кто перепродает подакцизный товар, отдельно не платит акциз.

Признаки акциза:

  • взимается со всех ИП и предприятий по всей территории РФ;
  • отсутствует целевое назначение (не привязан к какой-то бюджетной статье);
  • исчисляется и платится продавцами самостоятельно;
  • часть средств с него идет в федеральный бюджет, часть – в региональный.

Подакцизные товары-2018

Каждый вид подакцизных товаров облагается по своей ставке с характерными особенностями расчета.

Товары, являющиеся подакцизными, перечислены в ст. 181 НК РФ. К ним относятся:

  • все виды сырья, содержащие этиловый спирт;
  • любые алкогольные продукты с содержанием спирта 1,5% и выше;
  • табак и продукты, его содержащие;
  • легковые авто;
  • мощные мотоциклы;
  • бензин и дизтопливо;
  • керосин;
  • природный газ;
  • горюче-смазочные материалы.

К СВЕДЕНИЮ! Исключениями из подакцизных товаров, содержащих спирт, является парфюмерия и лекарства – на них требования акциза не распространяются.

Перемены в акцизах-2018

Законодательно внесен ряд уточнений и изменений в размерах ставок некоторых подакцизных товаров. Рассмотрим их подробнее.

Расширенный список необлагаемых акцизом операций

В статью 183 НК РФ, содержащую список операций, для которых не предусмотрен акциз, внесли два новых подпункта: 4.1 и 4.2. Согласно им с января 2018 года неподакцизными становятся, помимо ранее регламентированных, следующие операции:

  • продажа товаров с акцизами, подвергнутых реэкспорту;
  • передача владельцу или тем, кому он укажет, подакцизных товаров, которые изготавливались по давальческой схеме, с целью продажи за рубеж по процедуре реэкспорта.

Изменения по акцизам на дистилляты

Вышеобозначенным законом уточнены параметры и операции с таким подакцизным товаров, как средние дистилляты. Согласно подпункту 1 п.1 ст. 181 новой редакции НК РФ они представляют собой жидкие смеси продуктов переработки нефти и газа. В законе уточняются физические и химические параметры таких дистиллятов:

  • оценивается состояние продукта при температуре в 20ºС и стандартном атмосферном давлении 760 мм рт. ст.;
  • продукт может быть первичной либо вторичной переработки;
  • подакцизные углеводороды могут добываться из нефти, газового конденсата, горючих сланцев, попутного нефтяного газа;
  • плотность продуктов при указанных условиях не должна превышать 930 кг/м 3 .

Подпадают под обложение акцизом следующие операции со средними дистиллятами:

  • получение;
  • покупка в собственность;
  • приходование после переработки сырья, которое было собственностью организации.

Налоговый кодекс четко расписал способы расчета акцизных сборов по этому виду товаров, а также нюансы использования права на налоговый вычет по таким операциям. В связи с этим, новое изложение получили п. 2 ст. 195, п. 4 ст. 199, п. 2 ст. 200 НК РФ, а также добавились новые пункты – п. 25 и п. 26 ст. 201 НК РФ.

Нововведение свидетельств

Те предприниматели, которые занимаются переработкой средних дистиллятов, должны будут уплатить пошлину за получение регистрационного свидетельства. Это, по замыслу законодателей, должно помочь в контроле за начислением и уплатой акцизов. Ст. 179.6, новая для НК РФ, говорит о том, по каким правилам будут выдаваться такие свидетельства.

Несколько изменена ст. 179.3 НК РФ в части п.1. В ней регламентируются правила выдачи свидетельств на операции с прямогонным бензином – теперь они выписаны более подробно.

Поднятие акцизных ставок

Важное изменение коснулось не только размера ставок. Теперь закон разрешает устанавливать их только на 6 месяцев, «граница» проходит 1 июля.

П. 1 ст. 193 НК РФ повышает акцизные ставки на ряд товаров широкого потребления, а именно:

  • табачную продукцию;
  • жидкости с содержанием никотина;
  • электронные сигареты;
  • легковые машины;
  • бензин и дизельное топливо;
  • средние дистилляты;
  • алкогольные товары;
  • этиловый спирт.

Новые размеры ставок указаны в таблице.

ВНИМАНИЕ! Для автомашин не только изменились сами размеры ставок, но произошло разделение их на несколько групп в зависимости от мощности двигателя авто.

Повышение было реализовано в два этапа. Увеличился акциз на топливо в 2018 году на 5%., что определило размер акциза на бензин 2018 в сумме 10500 руб. за тонну. Были изменены также акцизы на нефтепродукты в 2018 году, так как они являются товарами неэластичного спроса. Новый акциз на бензин с 1 января 2018 года отразился на конечной стоимости топлива для потребителей. Почему он влияет на ценообразование, подробнее расскажет статья «Акцизы на бензин что это такое».

Акцизы на бензин в 2018 году

Акциз на дизельное топливо в 2018 году составил 7665 руб/т в первом полугодии. Такие изменения определены положениями Налогового кодекса. При этом ставка акциза на средние дистилляты на 2018 году составила 8662 руб/т. Не обошли изменения и акциз на масло моторное в 2018 году, его размер определен в 5400 руб/т. Изменился также акциз на авиационный керосин, в 2018 году ставка составила 2800 руб/т. Производители же обязаны оплатить акциз за прямогонный бензин в 2018 году размере 13100 руб/т.

Акциз на топливо в 2018 году

Размер акциза на бензин в 2018 году

Вычет представляет собой косвенный налог, который оплачивают предприниматели и коммерческие организации. Он распространяется на товары, требующие контроля со стороны государства. Отчисления поступают в бюджет, и являются нецелевыми. Несмотря на то, что вносит его организация, она включает налоги в себестоимость продукции. Поэтому любые изменения ставок сказываются и на цене для потребителя.

Тариф на бензин определяется налоговым законодательством. Ставка на ГСМ определена в статье 193 НК РФ. Предложение о повышении акциза на топливо в 2018 году внесло Министерство финансов РФ. Оно учитывало сложившуюся экономическую ситуацию в стране, и выразило необходимость повышения ставок лишь на бензин 5 класса. За счет этого планируются дополнительные вливания в бюджет. Размер акциза на бензин в 2018 году составил 10500 рублей за тонну.

Акциз на бензин с 1 января 2018

Сколько акциза в литре бензина

Тариф составляет 12% от общей цены топлива, что в пересчете на литры составляет 6,17 рубля. Себестоимость бензина включает в себя:

  • налоговые отчисления в бюджет.
  • затраты на доставку сырья.
  • налог на прибыль.
  • добычу и переработку.
  • совокупную прибыль.
  • НДС и НДПИ.

Большую часть числа, которое видит потребитель на ценнике, составляют налоги в бюджет. Остальная сумма включает все затраты предприятия на производство бензина или другой фракции. Любые изменения в законодательстве отражаются и на стоимости топлива.

Акцизы на нефтепродукты в 2018 году

Акциз на нефтепродукты определяется положениями Налогового кодекса. Этому отчислению в бюджет за реализацию продукции отведена целая глава. Ее нормы определяют круг налогоплательщиков, объекты и порядок расчетов. Благодаря постоянным поправкам, государство осуществляет регулирование сбыта и цены на отдельные категории продукции. Косвенный налог на подакцизные товары изменился в 2018 году, как и порядок исчисления этого показателя. Были определены такие ставки:

  • бензин класса 5 – 11213 руб. за 1 т. ;
  • прямогонный бензин ниже класса 5 – 13100 руб. за 1 т.
  • дизтопливо – 7655 руб. за 1 т.;
  • моторные масла – 5400 руб. за т.;
  • бензол, авиационный керосин – 2800 руб. за 1 т.;
  • средние дистилляты – 8662 руб. за 1 т.

Для каждого продукта, произведенного из нефти, определен свой показатель. Такая гибкость отражает экономическую ситуацию в стране, и позволяет регулировать спрос на отдельные виды продукции.

Акциз на нефтепродукты определяется Налоговым кодексом

Как рассчитать акцизы на нефтепродукты в 2018 году

Рассчитывается вычет на нефтепродукты в установленном порядке. Она включает в себя налоговую базу и определенные ставки, предусмотренные вычеты. Задействуется следующая формула:

Анп = ПТ х С нп –ВТ, где

А нп – сумма налогового сбора при сбыте, передаче товара или импорте за границу.

ПТ – количество подакцизной продукции, рассчитанная в тоннах.

С нп – ставка действует на момент расчета в отношении продукции.

ВТ – налоговые вычеты, которые предоставляются плательщику на основании положений Налогового кодекса РФ.

Формула применяется при расчете на продукты, произведенные из нефти. Она неактуальна для расчета тарифа на прямогонный бензин.

Расчет на прямогонный бензин

Федеральный закон № 301 внес правки в Налоговый кодекс, что изменила механизм тарификации, предусмотренного для прямогонного бензина. Его используют предприятия, для производственных целей. При определении размера задействуется следующая формула:

Апб = ПТ х С пб – ВТ, где

Апб – сумма акцизного сбора, который вносит плательщик налога при сбыте, импорте или передаче структурному подразделению прямогонного бензина.

ПТ – количество подакцизной продукции, в расчете на тонны.

Спб – ставка на прямогонный бензин в момент расчета.

ВТ – налоговые вычеты, предусмотренные для плательщика ст. 200 действующей редакции кодекса.

Плательщики обязаны оплачивать взнос в срок до 25 числа следующего месяца за отчетным.

Размер акциза на бензин 2018 в будущем вырастет на 5%

Повышение акцизов

В 2019 году акцизы на нефтепродукты сохранят свой размер, но в будущем ожидается прирост на 5%. Однако резких скачков можно не ждать. Изменения тарифов обусловлено дефицитом бюджета. Отчисления в казну нецелевые, что позволяет за счет них закрыть дыру в любой сфере. Корректировка цен не должна сильно отразиться на объемах сбыта продукции. Уточнить размер ставок можно в статье: “Повышение акцизов на бензин в 2019 году”.

Акцизы на нефтепродукты в 2018 году были пересмотрены правительством. Такие изменения сказались на себестоимости продукции, и поэтому не остались незамеченными конечным потребителем. Налоговые сборы оплачивают предприятия, но итоговую стоимость все равно оплачивает конечный потребитель. Поэтому ему также важно отслеживать изменения в налоговом законодательстве.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.


* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

из Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)

Статья 200. Налоговые вычеты

21. Вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный настоящим пунктом, суммы акциза, начисленные при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, и увеличенные на величину ВАВИА, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов в соответствии с пунктом 21 статьи 201 настоящего Кодекса.

При использовании полученного авиационного керосина самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком, коэффициент применяется в следующих размерах:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - 2;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - 1,84;

с 1 января 2017 года - 2,08.

В иных случаях выбытия (использования) полученного авиационного керосина коэффициент принимается равным 1.

Величина ВАВИА определяется налогоплательщиком самостоятельно по следующей формуле:

где VКЕР - объем (в тоннах) полученного авиационного керосина, использованного в налоговом периоде самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком;

КДТ_КОМП - коэффициент, определяемый в порядке, установленном пунктом 27 настоящей статьи;

где ЦКЕРэксп - средняя цена экспортной альтернативы для авиационного керосина, рассчитанная в морских портах Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, которая определяется по следующей формуле:

где ЦКЕРрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на авиационный керосин на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТДТм - величина, определяемая в порядке, установленном пунктом 27 настоящей статьи;

ЭПКЕР - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении авиационного керосина, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

Р - среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в налоговом периоде;

СНДС - ставка налога на добавленную стоимость, действовавшая в налоговом периоде и указанная в пункте 3 статьи 164 настоящего Кодекса;

ЦКЕРвр - условное значение средней оптовой цены реализации авиационного керосина на территории Российской Федерации, принимаемое равным 48 300 рублям за 1 тонну на период с 1 августа по 31 декабря 2019 года включительно, 50 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 53 250 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 55 900 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 58 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 61 600 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно.

Порядок расчета величины ЦКЕРрт определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет". При этом, если на 15-е число месяца, непосредственно следующего за налоговым периодом, порядок расчета величины ЦКЕРрт не определен, то для такого налогового периода величина ЦКЕРрт принимается равной нулю.

Значения показателей ДКЕР и ЦКЕРэксп округляются до целых значений в соответствии с действующим порядком округления.

Показатель ЦКЕРэксп рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке , установленном настоящим пунктом, и публикуется на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 15 дней, следующих за днем окончания налогового периода.

В случае, если величина ЦКЕРвр не установлена для налогового периода, в таком налоговом периоде величина ДКЕР принимается равной нулю.

Если значение величины ДКЕР, определенное налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном настоящим пунктом, оказалось менее нуля, то в таком налоговом периоде величина ДКЕР принимается равной нулю.

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Если иное не указано в настоящем пункте, величина КДЕМП определяется налогоплательщиком самостоятельно в следующем порядке:

где VАБ и VДТ - объем (в тоннах) высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 соответственно, произведенных из направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, и иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем), реализованных или использованных на собственные нужды налогоплательщиком в налоговом периоде на территории Российской Федерации, в отношении которых налогоплательщиком или организацией, осуществляющей переработку нефтяного сырья по договору об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья, исчислены суммы акциза в текущем или в предыдущих налоговых периодах. При этом объем (в тоннах) иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем), использованного для производства VАБ и VДТ, не должен превышать 10 процентов от общего объема VАБ и VДТ (в тоннах). В случае, если объем иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) превысил значение 10 процентов от общего объема VАБ и VДТ (в тоннах), значения показателей VАБ и VДТ подлежат уменьшению на соответствующий объем высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5, произведенных из иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) в объеме, превышающем 10 процентов. Для целей настоящего абзаца при определении объема иного сырья, использованного для производства VАБ и VДТ, не учитываются объемы газа горючего природного, попутного нефтяного газа, использованные при производстве указанных нефтепродуктов;

КАБ_КОМП принимается равным 0,75 на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 0,68 - начиная с 1 января 2020 года;

КДТ_КОМП принимается равным 0,7 на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 0,65 - начиная с 1 января 2020 года;

VДВ_АБ и VДВ_ДТ - объем (в тоннах) высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 соответственно, произведенных из направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, и иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) и реализованных в налоговом периоде в базисах поставки, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, по перечню таких базисов поставки, устанавливаемому Правительством Российской Федерации;

ДДВ_АБ и ДДВ_ДТ - дальневосточные надбавки, определяемые в рублях за 1 тонну, рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно как сумма величин 2 000 рублей и ДАБ или ДДТ, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом, если величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ оказалась более 2 000 или менее 0, для целей настоящего пункта величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ принимается равной 2 000 или 0 соответственно. В случае, если средняя за налоговый период оптовая цена реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 отклоняется в большую сторону более чем на 20 процентов от средней за налоговый период оптовой цены реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 соответственно, величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ соответственно в таком налоговом периоде принимается равной 0. Порядок расчета средней за налоговый период оптовой цены реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного органа исполнительной власти в сети "Интернет". При этом средние за налоговый период оптовые цены реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 рассчитываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке, установленном настоящим пунктом, и подлежат размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 15 дней, следующих за днем окончания налогового периода;

где ЦАБэксп - средняя цена экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа, которая определяется по следующей формуле:

где ЦАБрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на автомобильный бензин АИ-92 класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТАБм - средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 тонны автомобильного бензина АИ-92 класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ЭПАБ - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении автомобильного бензина АИ-92 класса 5, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

Р - среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в налоговом периоде;

ААБ - ставка акциза, действовавшая в налоговом периоде для автомобильного бензина класса 5;

СНДС - ставка налога на добавленную стоимость, действовавшая в налоговом периоде и указанная в пункте 3 статьи 164 настоящего Кодекса;

ЦАБвр - условное значение средней оптовой цены реализации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 на территории Российской Федерации, принимаемое равным 51 000 рублей за 1 тонну на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 53 600 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 56 300 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 59 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 62 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 65 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно;

ЦДТэксп - средняя цена экспортной альтернативы для дизельного топлива класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа, которая определяется по следующей формуле:

где ЦДТрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на дизельное топливо класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТДТм - средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 тонны дизельного топлива класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ЭПДТ - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении дизельного топлива класса 5, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

АДТ - ставка акциза, действовавшая в налоговом периоде для дизельного топлива класса 5;

ЦДТвр - условное значение средней оптовой цены реализации дизельного топлива класса 5 на территории Российской Федерации, принимаемое равным 46 000 рублей за 1 тонну на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 48 300 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 50 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 53 250 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 56 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 58 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно;

абзацы двадцать седьмой - тридцать второй утратили силу. - Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ.

Порядок расчета показателей ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет".

Значения показателей КДЕМП, ЦАБэксп, ЦДТэксп округляются до целых значений в соответствии с действующим порядком округления.

Показатели ЦАБэксп и ЦДТэксп рассчитываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке, установленном настоящим пунктом, и публикуются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 10 дней, следующих за днем окончания налогового периода.

В случае, если средняя за налоговый период оптовая цена реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 отклоняется в большую сторону более чем на 10 процентов по автомобильному бензину АИ-92 класса 5 или на 20 процентов по дизельному топливу класса 5 от величин ЦАБвр и ЦДТвр соответственно, величина КДЕМП в таком налоговом периоде принимается равной нулю.

Порядок расчета средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, и подлежит размещению на его официальном сайте в сети "Интернет", на котором также публикуется информация об указанных оптовых ценах до истечения 10 календарных дней, следующих за последним днем налогового периода.

В случае возврата высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, произведенных из направленных на переработку нефтяного сырья и иного сырья, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, и ранее реализованных налогоплательщиком на территории Российской Федерации, значения показателей VАБ и (или) VДТ за налоговый период, в котором произведен такой возврат, уменьшаются на объем (в тоннах) возврата соответствующего товара.

В случае, если величины ЦАБвр и (или) ЦДТвр не установлены для налогового периода, величина КДЕМП в таком налоговом периоде принимается равной нулю.

Содержание

  1. Рост акцизов на бензин с 1 января 2018 года
  2. Почему в начале года цены на бензин оставались стабильными
  3. Снижение акцизов на бензин с 1 июня 2018 года

Безудержный рост цен на бензин в последние дни несколько замедлился, во многом благодаря срочным мерам правительства, которое с 1 июня снизило акцизы на бензин и дизельное топливо. О том, что в 2018 году россиян ожидает значительный рост стоимости топлива и цены около 50 рублей за литр бензина, независимые журналисты и аналитики предупреждали еще в прошлом году. Основание для пессимизма возникло при оценке темпов повышения акцизов на бензин. Разберемся с этой темой чуть подробнее. Какие акцизы на бензин существуют в России в 2018 году, точные суммы акцизов с начала года, как правительство пытается сдержать рост цен при помощи акцизов.

Рост акцизов на бензин с 1 января 2018 года

Ставки акцизов с начала года выросли в России на 10,7% в случае с бензином пятого экологического класса (фактически весь производимый бензин в стране), и на 8,4% — в случае с дизельным топливом.

Ставки, таким образом, составили:

  • 11.213 рублей за тонну бензина,
  • 7.665 рублей за тонну дизтоплива.

В пересчете на один литр каждого из видов топлива получается, что акцизы в цене литра топлива составили с 1 января:

  • около 8 рублей 20 копеек — в цене литра бензина,
  • около 6 рублей 40 копеек — в цене литра дизтоплива.

Несложный подсчет показывал, что за счет роста акцизов цены на заправках в начале года должны были вырасти примерно на 50 копеек за литр.

Однако, как помнят многие автомобилисты, в реальности никакого роста вообще не случилось. Цены замерли как ни в чем не бывало, и бензин в первые месяцы года держался на том же уровне, что и в конце года предыдущего.

Почему в начале года цены на бензин оставались стабильными

Большинство наблюдателей сходится во мнении, что главная причина одна — выборы президента. В российских реалиях государству для того, чтобы повлиять на экономику, в некоторых случаях не требуется выпускать каких-то особых законов — достаточно совершить несколько телефонных звонков нужным людям.

По всей видимости, неформальные договоренности между администрацией президента с одной стороны и нефтяниками — с другой, действительно существовали. Население страны не нужно было нервировать накануне голосования, заодно давая козыри кандидатам от левых партий.

Соглашаясь сдержать цены на бензин вопреки рост акцизов, участники рынка фактически понесли определенные убытки.

Практически наверняка частью сделки между нефтяниками и властью было разрешение наверстать упущенную выгоду после выборов. Что мы и наблюдали весь апрель и май. Даже по оценкам Росстата, бензин в России с января по май подорожал в среднем на 7-8%. Понятно, что основной рост пришелся на последние два месяца. За тот же период с начала года инфляция составила лишь 1,6%. Это значит, что бензин дорожал в пять раз более высокими темпами, чем все остальное.

Ситуация действительно начала выходить из-под контроля и обостряться, становясь уже политической. Во многих регионах, как сообщает пресса, водители вышли на протестные акции, а кое-где их даже поддержала местная власть. Например, в Новосибирске акцию протеста посетил мэр города Анатолий Локоть, а в Законодательном собрании камчатского края один из депутатов демонстративно приехал на работу на лошади, потребовав для нее специального места для оставления животного рядом со зданием местного парламента.

Правительству пришлось включать экономические рычаги, чтобы как-то остановить ставший мало контролируемым рост цен. Планы по дальнейшему повышению акцизов были пересмотрены.

Снижение акцизов на бензин с 1 июня 2018 года

Первоначально правительство сообщило о том, что акцизы на бензин в России будут снижены с 1 июля 2018 года.

Изначально на эту дату был запланирован второй в течение года рост акцизов — на 679 рублей для бензина и на 593 рубля — для дизельного топлива. Понятно, что такое повышение снова привело бы к росту стоимости литра топлива на заправках как минимум на половину рубля.

Вместо повышения правительство пообещало снижение ставки акцизов, но на ситуацию это повлияло мало. Одного обещания оказалось мало, цены продолжили рост, правительству пришлось реагировать и снижать акцизы уже с июня

По сообщениям информационных агентств, с с июня 2018 года акцизы на бензин стали ниже на 3 тысячи рублей, для дизтоплива — на 2 тысячи рублей.

Такое снижение выглядит достаточно серьезно, и оно сыграло свою роль. Как сообщается, с 31 мая по 4 июня бензин АИ-92 подорожал в среднем только на 1 копейку, АИ-95 — на 3 копейки. Фактически рост цен остановился.

В июле, вероятнее всего, запланированного повышения акцизов не будет. В некоторых случаях говорят о дополнительном снижении акцизов в следующем месяце на 700 рублей. Но, согласно более точным пояснением, речь идет о том, что отменяется соответствующее повышение.

Говоря о том, что акцизы на бензин в России были снижены с 1 июня, нам приходится ориентироваться только на сообщения информагентств и слова членов правительства. Как ни странно, но в действующей 6 июня редакции Налогового кодекса РФ, которую приводят авторитетные правовые порталы, никаких поправок относительно снижения акцизов в июне и их заморозке с июля, не приводится.

Читайте также: