Акциз на бензин в сша

Опубликовано: 15.05.2024

Налоги на топливо в США

Федеральный акцизный налог США на бензин составляет 18,4 цента за галлон и 24,4 цента за галлон дизельного топлива . Федеральный налог в последний раз повышался 1 октября 1993 г. и не индексируется с учетом инфляции , которая увеличилась в общей сложности на 77% с 1993 по 2020 г. В среднем по состоянию на апрель 2019 г. государственные и местные налоги и сборы добавляют 34,24 цента к бензину и 35,89 цента за дизельное топливо, для общего средневзвешенного налога на топливо в США в размере 52,64 цента за галлон для газа и 60,29 цента за галлон для дизельного топлива.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Государственные налоги
  • 2 Федеральные налоги
  • 3 Федеральные налоговые поступления
  • 4 Государственная политика
  • 5 Налоги на авиационное топливо
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Государственные налоги


Первым штатом США, облагающим топливо налогом, был Орегон, он был введен 25 февраля 1919 года. Это был налог в размере 1 цента за галлон. В следующее десятилетие все штаты США (48 на тот момент), а также округ Колумбия ввели налог на бензин. К 1939 году во многих штатах средний налог на топливо составлял 3,8 / галлон (1 / л).

За годы, прошедшие с момента создания, государственные налоги на топливо претерпели множество изменений. Хотя большинство налогов на топливо изначально взимались в виде фиксированного числа центов за галлон, по состоянию на 2016 год в девятнадцати штатах и округе Колумбия действуют налоги на топливо, ставки которых варьируются вместе с изменениями цен на топливо, уровня инфляции, экономии топлива транспортных средств и т. Д. или другие факторы.

В таблице ниже указаны государственные и местные налоги и сборы. Американский нефтяной институт использует средневзвешенный местные налоги населения каждого муниципалитета придумать со средним налога для всего государства. Точно так же средний показатель по стране взвешивается по объему топлива, проданного в каждом штате. Поскольку многие штаты с самыми высокими налогами также имеют более высокое население, в большем количестве штатов (т. Е. Менее населенных) налоги ниже среднего, чем налоги выше среднего.

Большинство штатов освобождают бензин от общих налогов с продаж. Однако в некоторых штатах в дополнение к акцизному налогу взимается полный или частичный налог с продаж. Налог с продаж не отражен в приведенных ниже ставках.

Налоги на бензин и дизельное топливо при транспортировке штатом США в центах США за галлон по состоянию на октябрь 2020 г.
Состояние Налог на бензин (¢ / галлон)
(не включает федеральный налог в размере 18,4 / галлон)
Налог на дизельное топливо (¢ / галлон)
(не включает федеральный налог в размере 24,4 ¢ / галлон)
Примечания
Алабама 21,21 22.15
Аляска 14,66 14,40
Аризона 19.00 27.00
Арканзас 21,80 22,80
Калифорния 61,20 86,93 Бензин облагается налогом с продаж в размере 2,25%. Дизельное топливо облагается налогом с продаж в размере 9,25%.
Колорадо 22.00 20,50 В городе Колорадо-Спрингс окрашенное дизельное топливо для внедорожников и бензин облагаются местным городским налогом с продаж.
Коннектикут 42,11 46,50 Облагается дополнительным налогом с продаж 8,1%
Делавэр 23.00 22.00
район Колумбии 23,50 23,50
Флорида 41,99 34,97 также может облагаться местным опционным налогом в размере до 12 дополнительных центов.
Грузия 35,15 39,33 облагается местным налогом с продаж
Гавайи 48,25 50,30 также облагается окружным налогом в размере 8,8-18,0 центов и дополнительным налогом с продаж.
Айдахо 33.00 33.00
Иллинойс 54,98 61,08 подлежат дополнительным окружным и городским акцизным налогам, а также государственным, окружным, городским и региональным налогам с продаж и могут корректироваться с учетом инфляции
Индиана 46,62 50.00 Бензин облагается дополнительным налогом за использование в размере 7%. Отсутствие дополнительного налога на дизельное топливо
Айова 32,50 32,50
Канзас 24.03 26.03
Кентукки 26.00 23.00
Луизиана 20.01 20.01
Мэн 30.01 31,21
Мэриленд 36,70 37,45
Массачусетс 26,54 26,54
Мичиган 25,90 26.30 подлежит дополнительному налогу с продаж 6%
Миннесота 28,60 28,60
Миссисипи 18,79 18,40
Миссури 17,42 17,42
Монтана 32,75 30.20
Небраска 30,60 30.00
Невада 33,78 28,56 также подлежат дополнительным местным налогам
Нью-Гемпшир 23,83 23,83
Нью-Джерси 50,7 57,7
Нью-Мексико 18,88 22,88
Нью-Йорк 45,96 45,27 подлежит дополнительному государственному налогу с продаж в размере 4% (максимум 2 доллара США за галлон) и местному налогу с продаж (не ограничен), средний комбинированный налог с продаж добавляет примерно 20 центов
Северная Каролина 36,45 36,45
Северная Дакота 23.00 23.00
Огайо 38,51 47.01
Оклахома 20.00 20.00
Орегон 36,82 36,05 дополнительная местная опция от 1 до 5 центов
Пенсильвания 58,70 75,20
Род-Айленд 35.00 35.00
Южная Каролина 22,75 22,75
южная Дакота 30.00 30.00
Теннесси 27,40 28,40
Техас 20.00 20.00
Юта 30.01 30.01
Вермонт 31.01 32.00
Вирджиния 21,95 26.02 дополнительный налог на оптовые продажи в размере 2,1% применяется в Северной Вирджинии и в районе Хэмптон-роудс
Вашингтон 49,40 49,40
Западная Виргиния 35,70 35,70
Висконсин 32,90 32,90
Вайоминг 24.00 24.00

Федеральные налоги

Первый федеральный налог на бензин в Соединенных Штатах был введен 6 июня 1932 года с принятием Закона о доходах 1932 года , который облагал налогом 1 gal / галлон (0,3 / л). С 1993 года федеральный налог на бензин в США не менялся (и не корректировался с учетом инфляции почти 68-77% до 2016 года, в зависимости от источника) на уровне 18,4 цента за галлон (4,86 цента за л). В отличие от большинства других товаров в США, рекламируемая цена (например, на насосах и на табличках на станциях) включает все налоги, а не в момент покупки (т.е. в отличие от цен на товары, например, во многих магазинах). рекламируется на полках без налога, который вместо этого рассчитывается при оформлении заказа многими продавцами).

Тогдашний министр транспорта Мэри Питерс заявила 15 августа 2007 года, что около 60% федеральных налогов на газ используется для строительства шоссе и мостов. Остальные 40% идут на целевые программы, в том числе меньшая часть - на проекты общественного транспорта. Однако поступления от других налогов также используются в федеральных транспортных программах.

Федеральные налоговые поступления

Федеральные налоги на топливо увеличили в 2016 финансовом году 36,4 млрд долларов, из которых 26,1 млрд долларов были получены от налогов на бензин и 10,3 млрд долларов - от налогов на дизельное топливо и специальные моторные топлива. Последний раз налог поднимался в 1993 году и не индексируется с учетом инфляции. Общая инфляция с 1993 по 2017 год составляла 68 процентов или до 77 процентов, в зависимости от источника.

Публичная политика

Некоторые советники по политике считают, что повышенный налог необходим для финансирования и поддержания транспортной инфраструктуры страны, в том числе для общественного транспорта. Поскольку затраты на строительство инфраструктуры выросли, а транспортные средства стали более экономичными, покупательная способность фиксированных налогов на газ снизилась (т. Е. Неизменная ставка налога с 1993 года дает меньше реальных денег, чем это было первоначально, с поправкой на инфляцию). Чтобы компенсировать эту потерю покупательной способности, Национальная комиссия по финансированию инфраструктуры наземного транспорта в феврале 2009 года опубликовала подробный отчет, в котором рекомендовала повысить налог на бензин на 10 процентов, налог на дизельное топливо на 15 процентов и провести реформу, связывающую обе эти налоговые ставки. к инфляции.

Критики повышения налогов на газ утверждают, что большая часть доходов от налогов на газ направляется на другие государственные программы и обслуживание долга, не связанные с транспортной инфраструктурой. Однако другие исследователи отметили, что эти отклонения могут происходить в обоих направлениях и что налоги на газ и «плата за пользование», уплачиваемые водителями, недостаточно высоки, чтобы покрыть полную стоимость дорожных расходов.

Некоторые считают, что повышение стоимости топлива также будет способствовать снижению потребления и уменьшит зависимость Америки от иностранной нефти. В 2008 году американцы отправили в другие страны около 430 миллиардов долларов за импортную нефть. Однако, особенно с 2008 года, увеличение внутреннего производства (например, открытие сланцевых сланцев и других источников энергии) и быстрое повышение эффективности производства значительно сократили такие расходы, и ожидается, что эта тенденция к снижению продолжится.

Налоги на авиационное топливо

Авиационный бензин (Avgas) : налог на авиационный бензин составляет 0,194 доллара за галлон. При использовании в самолетах программы долевого владения бензин также облагается дополнительным налогом в размере 0,141 доллара за галлон.

Керосин для использования в авиации (реактивное топливо) : как правило, керосин облагается налогом в размере 0,244 доллара за галлон, если не применяется пониженная ставка. Ставка налога для керосина, перекачиваемого непосредственно с терминала (пандуса) на территории аэропорта в топливный бак самолета для использования в некоммерческой авиации, составляет 0,219 доллара США. Ставка 0,219 доллара также применяется, если керосин доставляется непосредственно в любой самолет из квалифицированного автозаправщика, автоцистерны или цистерны, загруженной керосином (опять же, когда это делается непосредственно в аэропорту, например, на рампе). Примечательно, что для применения этой ставки терминал аэропорта не обязательно должен быть охраняемым и охраняемым пассажирским терминалом. Однако грузовик-заправщик, автоцистерна или вагон-цистерна должны соответствовать требованиям, обсуждаемым ниже в разделе некоторых автозаправщиков, автоцистерн и цистерн, рассматриваемых как терминалы.

Эти налоги в основном используются для финансирования аэропортов и операций по управлению воздушным движением Федерального управления гражданской авиации (FAA), крупнейшим пользователем которых является коммерческая авиация.

На начало 2021 года цена на бензин превысила отметку в 44 ₽ за 1 литр и цены на топливо продолжает уверенно расти. Высокие цены на бензин в России всегда вызывали негодование у автолюбителей и массу вопросов к действующему правительству относительно дороговизны нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, масла).

Почему в России, в стране, которая занимает уверенное 2-е место по экспорту нефти, бензин стоит так же (а иногда даже дороже), чем в США, в стране, которая занимает 3-е место по импорту нефти (ранее США занимало твёрдое 1-е место по импорту нефти)?

США нефть, конечно же, добывают, но этой добычей они обеспечивают лишь 25% своих потребностей. Остальную нефть Соединённый Штаты Америки покупают, и входят в тройку лидеров (после ЕС и Китая) по мировому импорту. А Российская Федерация нефть добывает, полностью обеспечивает свои потребности и очень много нефти продаёт странам Ближнего Зарубежья, в Евросоюз и т.д. Но вот тот самый бензин, который делается из этой самой нефти, в Соединённых Штатах Америки и в Российской Федерации стоит, почему-то, одинаково, а зачастую в США бензин даже дешевле, хотя по логике вещей в США топливо должно быть дороже: нефть же нужно купить, привезти издалека на танкерах и т.д. — всё это расходы, которые должны приводить к удорожанию продукта для конечного потребителя. В обычной экономике ведь так не бывает.

Например, арбузы, выращенные в Астрахани, в самой Астрахани будут значительно дешевле, чем те же арбузы в Москве. Ведь из Астрахани в Москву их нужно привезти, разложить по полкам в магазине (а это транспортные расходы, зарплата водителю-дальнобойщику, аренда магазина и т.д.) Всё это закладывается в стоимость арбузов и поэтому в конечном итоге в Москве они будут, логично, дороже, чем в месте их произрастания, в Астрахани.

А вот с российско-американскими ценами на бензин такая логика почему-то не работает. И это обстоятельство даёт твёрдую почву для выпадов в сторону российского правительства разного рода оппозиционно настроенными политиками. Это для них один из главных козырей, такой своеобразный индикатор коррумпированности российской власти, индикатор отсталости российской экономики и неправильности пути, по которому следует Россия.

Ну а так в чём же всё-таки дело?

— Всё дело в конкуренции — утверждают российские либералы — в США масса компаний, предлагающих нефтепродукты и поэтому цена всегда рыночная. Наценка и маржа минимальная. А стоимость бензина чётко реагирует на все колебания стоимости барреля нефти. А у нас в России всё не правильно, всё не так. Вот наш бензин и дороже американского.

На эту тему очень любил говорить ещё Борис Немцов. Когда-то он был высокопоставленным чиновником, затем депутатом, затем независимым политиком. Его часто приглашали высказаться на различных оппозиционных информационных ресурсах, телепередачах. И он их ожидания оправдывал: сразу начинал с козырной карты всех либералов — высокой цены на топливо. Борис Немцов был твёрдо и бесповоротно уверен, что основой русского капитализма является монополия, причём во всех сферах жизни страны, начиная от "Газпрома" и заканчивая, к примеру, коммунальными монополиями или монополиями на рынке нефтепродуктов и т.д. и т.п. "Россия — крупнейший производитель нефти и при этом российский бензин дороже американского" — из раза в раз повторял Борис Немцов.

В том же направлении мыслит и российский политик Леонид Гозман, президент Общероссийского общественного движения "Союз правых сил", бывший сопредседатель нашумевшей в своё дело политической партии "Правое дело". На вопрос в интервью о высокой стоимости бензина в России он ответил, что государство контролирует нефтяную отрасль. Как не будет контролировать — появится конкуренция. Есть независимые друг от друга производители, которые борются за потребителя. Когда конкурируют производителя бензина, тогда бензин становится дешевле.

Исповедующим данную точку зрения либеральных политическим взглядов людям вопрос: если всё дело только в эффективности и рыночности экономике, почему бензин в Европе тогда такой дорогой? Отчего в пример всегда ставится США, где стоимость топлива действительно дешевле российского и никогда в сравнение не берётся цена на топливо в Норвегии, Австрии, Италии, Испании? Ответ прост: тогда всё построение рушится. Бензин в Европе намного дороже, чем в России. Но ведь экономика Евросоюза не менее рыночная, чем экономика США. Почему такая разница? Та же монополия и в Европе? "Нет, всё дело в налогах" — могут возразить многие. В Европе государство накладывают на реализаторов топлива огромные пошлины и налоги. Всё правильно.

Теперь плавно переходим к вопросу о том, почему же в США власти не обкладывают высокими налогами своих продавцов топлива? США что, деньги не нужны? Очень нужны. Ведь совокупный государственный долг США составляет почти $28 000 000 000 000 (28 триллионов долларов). И этот долг стремительно увеличивается. Существует даже счётчик государственного долга США онлайн, в котором цифры национального долга Соединённых Штатов увеличиваются каждую секунду и не останавливается. Долг растёт, что называется, 24 часа в сутки 7 дней в неделю. А вот ВВП США за 2020 год составил 20,81 трлн долларов. Это получается, что все американцы должны другим странам, частным инвесторам и компаниям сумму, которая больше годового дохода этого самого американского государства.

Получается очень забавно: Россия и Европа, у которых, по сравнению с США государственного долга вообще нет (либо же он незначительный и кратковременный), стараются деньги заработать путём налогообложения всем так нужного бензина, а Штаты, что называется, находящиеся "в долгах, как в шелках", нет. Почему же правительству Соединённых Штатов Америки не нужны деньги? Ведь не социализм же они собираются построить на просторах от Аляски до Калифорнии. Почему Штаты не собирают деньги? Не собираются ли они, разве, отдавать свои баснословные долги?

Нет, не собираются. Наоборот, делают свои долги больше, продолжая потреблять в 2 раза больше, чем производят. Американский госдолг — это вообще огромная обширная тема, которую мы очень подробно и понятно осветили в нашей предыдущей статье.

Очень интересный вопрос: зачем деньги владельцам печатной машинки? Зачем им налоги? Зачем высокие таможенные платежи? Когда они просто могут включить свой печатный станок и напечатать этих денег, сколько угодно. И при том, что деньги будут самые настоящие, реальные, платёжеспособные и принимаемые для расчётов не только в США, но и во всём мире. Ведь американские доллары печатает не американское правительство, а ФРС США.

ФРС (Федеральная резервная система) — это независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки.

А вот кто кому подчиняется: ФРС подчиняется США либо же наоборот, США подчиняется ФРС, однозначно сказать практически не возможно. Но одно можно сказать точно: кто платит деньги, тот и заказываем музыку. И применима эта поговорка, проверенная временем, абсолютно везде. Ведь не даром Федеральная Резервная Система, подменившая собой Соединённые Штаты Америки, устраивала Первую мировую войну и Вторую мировую войну, не даром целенаправленно без устали боролась с СССР в течение 46 лет (с 1945 года по 1991 год). Советский Союз, который был последней силой, способной поставить под сомнение возможность без устали и без ограничений печатать ничем не обеспеченные зелёные бумажки, рухнул. А в Советском Союзе бензин стоил сущие копейки.

Советского Союза не стало и вся мировая торговля всеми важнейшими ресурсами во всём мире осуществляется сегодня только за доллары. При каждой операции на рынке золотом, нефтью, газом, продовольствиями и чем бы то ни было ещё, нужно сначала купить не товар, доллары и только потом ими платить за товар. Так же и наоборот: если Вы хотите продать своё товар, покупатель рассчитываемся с Вами долларами, а потом уже эти доллары Вы обмениваете на рубли (ну или на любую удобную валюту, валюту Вашей страны, например).

Вот такая вот хитрая система! И все прекрасно понимают, что доллар крайне востребован на мировой арене. Ведь за него можно купить всё, что угодно. А это значит, что, напечатав бумаги (или цифры в компьютере), США за дорого продают их на мировом рынке. Доллар сам стал товаром, причём более нужным, чем нефть или газ. Какова себестоимость 100$-вой купюры? Примерно 10 центов. Сколько нефти можно купить на 100$? При курсе на 19.01.2021 в 55,42$ за баррель — почти 2 барреля (286,81 литра нефти, если быть точнее). Таким образом США на самом деле заплатили за нефть 0,1$ (10 центов) — именно столько им стоили эти 100$. А вот все бы остальные страны перевели бы свою национальную валюту в доллары, и заплатили бы за нефть её полную стоимость.

Какова себестоимость нефти? Везде по-разному. Например, в Саудовской Аравии, в Кувейте её можно буквально черпать вёдрами, предварительно копнув пару раз лопатой в землю. В России так не получится: российская нефть далеко и глубоко (зачастую в тайге, в вечной мерзлоте, там, где люди никогда до этого не жили, либо же вообще, на дне океана). Такую нефть нужно достать Бог знает с какой глубины, транспортировать на дальние и опасные расстояния. В Саудовской Аравии же коротенький трубопровод приведёт чёрное золото сразу в полость танкеров, которые потом развезут нефть по всей стране и за её пределами. А России нужны для этого 1000-километровые "змеи" из труб., которые ещё нужно проложить по непроходимой грязи, болотам, тундре, по густым таёжным лесам.

В итоге российская нефть дорогая. Конкретную себестоимость назвать сложно: всё зависит от конкретного месторождения, от экономической ситуации в России и в мире на данный момент и т.д. Но, в любом случае, себестоимость эта велика.

Это это ещё не самое интересное. Самое интересное, что СССР проиграл Холодную войну США и распался на части. В этом событии были потеряны территории, загублены сотни тысяч жизней (даже не родившихся) когда-то великой страны. Потому что когда, к примеру, происходит ДТП, если есть жертвы, то происходят и экономические потери, и человеческие, если пострадал только автомобиль — то последствия лишь экономические. А в 1991 году рухнула и развалилась самая большая страна планеты.

Советский Союз (СССР) — государство, существовавшее на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии, состоящее из 15 советских социалистических республик, площадью 22 402 200 км² и населением 293 047 571 чел. (1 января 1989 г.)

Считающие всё и вся аналитики не торопятся называть цифру, в какую копеечку Советскому Союзу вышла перестройка и новое горбачовское мышление. Экономические потери от развала Советского Союза ещё даже толком никто не посчитал. Никто не называет цифру, потому что цифра эта будет устрашающая. Промышленность во много была разрушена, целые отрасли были потеряны или почти потеряны, население обнищало. Как в таких условиях наполнять бюджет? На какие средства строить дороги, больницы, а так же содержать огромную армию, без которой любое государство так и норовило бы оторвать какой-нибудь кусочек от и так развалившегося Советского Союза.

Выход один: обложить налогами всё, что связано с угле-водородами. Хорошо это или плохо? Вопрос сложный. Вроде бы и хорошо, что благодаря им страна может позволить себе какие-то масштабные проекты, не отстаёт и даже идёт в локомотиве с другими странами в той же военной промышленности. Но с другой стороны, Россия сидит на нефтяной игле, и любые изменения цены за баррель нефти вся страна остро чувствует на себе, особенно если эти изменения не в лучшую для Российской Федерации сторону.

Точно так же поступает и Европа. Там автомобиль есть у каждого, каждом нужен бензин или дизель, а налоги с продажи топлива идут в бюджет. Что же в их случае неправильно? Где коррупция, откаты чиновников, неэффективность экономики и скудоумие?

Почему российские либералы не смеются над высокой ценой бензина в Норвегии, одном из самых крупных экспортёров нефти (11-е место в списке крупнейших мировых экспортёров нефти)? А в Норвегии цены не только нефтепродукты высокие, там вообще всё стоит намного дороже, чем в большинстве других европейских странах. Неужели, Норвегия имеет самый не эффективное и глупое правительство в Европе? Одновременно с самым высоким уровнем жизни в мире. Конкуренция тут ни при чём. Рыночность и неэффективность не играют никакой роли. А бензин в Норвегии дороже российского аж в 3 раза.

Но российские либералы этого никогда не скажут и не покажут, никогда не приведут сравнения российских цен на бензин со страной, где цена на бензин выше.

Бензин в США стоит так дёшево, потому что Соединённые Штаты Америки фактически бесплатно получают нефть, из которой он делается. А в России и Норвегии эта нефть стоит дорого, просто из-за природных условия. И бюджеты стран во многом формируются от нефтяных налогов. Американцам эти налоги не нужны, бюджет страны просто наполнится из-за эмиссии доллара.

Представьте себе 2 завода по производству яблочного сока. Один из них стоит среди яблоневых садов, другой находится там, где их нет, скажем, в пустыне. Первое предприятие должно нанять рабочих, собрать яблоки, помыть, выдавить сок, упаковать этот сок и т.д. Потом надо заплатить налоги. Высокие налоги. В итоге пакет сока стоит самому предприятию 1$, а продаёт оно его за 3$. Казалось бы, второму заводу ещё хуже, ведь он стоит там, где нет яблок. Но есть один нюанс: у второго завода есть могущественные покровители (Военно-Морской Флот США, Военно-Воздушные силы США — самая большая армия в мире (США тратит на своё вооружение больше, чем все остальные страны мира вместе взятые)). Эту армию нужно содержать, кормить, а так же поить. тем самым яблочным соком. Поэтому США печатают деньги в огромных количествах, по сути ничем не обеспеченные. Тех, кто их доллары покупать отказывается, бомбят и называют террористами, коммунистами и фашистами (что происходит уже более 100 лет).

В итоге весь мир добром ли, силком ли стал использовать американские деньги повсеместно. И насилие уже не нужно: раз везде торгуют за доллары, значит, торговать за них выгодно. Поэтому первый завод сока совершенно добровольно отгружает второму концентрат яблочного сока за 2$. А правительство США со своего завода налоги почти не берёт. В итоге у него тот же самый пакет сока стоит 1,5$ — дешевле, чем у первого, по сути стоящего в окружении цветущих яблоневых садов.

Ни у России, ни у Норвегии такого печатного станка нет. Нет его у Греции, Болгарии, Франции, Германии, пока их евро находится в тени доллара. Поэтому приходится брать с нефтяных компаний и, соответственно, конечного потребителя (рядового автолюбителя) большие налоги за топливо.

В России в конечную стоимость бензина включается:

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых)

  • Процент его периодически корректируется
  • НДС (налог на добавленную стоимость) — 20%

Акциз на продукты переработки

  • Процент его периодически корректируется

В итоге налог составляет около 60% от стоимости бензина, который автовладелец заливает в топливный бак своего автомобиля.

В США же налоги будут составлять примерно 15% от конечной стоимости бензина. Разница в налогах и составит разницу на конечную стоимость топлива в России и в США.

Не удивляйтесь. Вы смотрите в кривое зеркало современной мировой экономики. Какова экономика, таковы и её гримасы.

Например, жители Китая покупают в интернет-магазинах США качественную обувь и одежду. Почему покупают? Потому что в Соединённых Штатах она стоит в несколько раз дешевле. А где производят эти кроссовки и джинсы? В Китае.

Цены на бензин в России поползли вниз. Это стало следствием жесткого договора правительства и нефтяников, согласившихся увеличить поставки себе в ущерб. Как долго продержится российский рынок в этом состоянии и почему в США ценообразование устроено совсем иначе?

После двухдневной лихорадки, когда цены на топливо в России начали расти, как температура у больного, к «пострадавшему» экстренно прибыла скорая помощь в лице правительства и «главврача» Дмитрия Козака. И лихорадка была остановлена, но, разумеется, за счет самого «больного».

Нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) согласились заморозить оптовые цены на нефтепродукты на уровне лета 2018 года и продавать топливо на внутренний рынок по фиксированной цене себе в убыток. С точки зрения предотвращения дальнейшего роста цен эту меру можно назвать решительным успехом, триумфом. Однако триумф достается отечественному рынку дорогой ценой.

Телеканал «Царьград» в последние два дня подробно рассматривал ситуацию на российском топливном рынке и отмечал, что правительство подошло к решению проблемы наиболее радикальным и вредным для рынка (в перспективе – и для населения) способом, вместо того чтобы просто выровнять цены, снизив налоговую нагрузку на отрасль. Тем не менее случилось то, что случилось. Дело экспертов и игроков рынка теперь - оценивать последствия, а также просчитывать, насколько отечественному рынку хватит сил и времени существовать в противоестественном состоянии не рыночного, а государственного регулирования.

Дело населения – нас с вами – теперь в том, чтобы следить, не оступится ли правительство на извилистой тропе госрегулирования, на которой шаг в неверном направлении может означать внезапный кризис и сокрушительный рост цен. И надеяться, что этого не произойдет.

Наверняка у многих жителей России возникал естественный вопрос. Россия является одним из мировых лидеров по экспорту нефти, в стране все еще есть крупные запасы легкодобываемой нефти и огромные доказанные запасы трудноизвлекаемой нефти. Почему же на топливном рынке ситуация такая плохая? И почему в тех же США, которые сегодня серьезно повышают добычу «черного золота», бензин стоит для населения меньше, чем у нас?

Правительственная анестезия

Как уже говорилось, правительство добилось заморозки цен на топливо в России. Вице-премьер Дмитрий Козак поздно вечером 31 октября сообщил, что с 1 ноября вертикально интегрированные нефтяные компании и независимые НПЗ начнут соблюдать соглашение по отказу от рыночного определения цен.

Компании взяли на себя обязательство увеличить поставки на внутренний рынок, где топлива теперь станет больше, а, следовательно, цена ниже. Более того, в России есть и спекулятивная проблема с независимыми трейдерами топливом – частниками, которые покупают бензин по оптовым ценам и потом перепродают на своих заправках.


Вице-премьер Дмитрий Козак. Фото: www.globallookpress.com

Проблему удалось решить, не задавив этот крупнейший сегмент рынка (по словам господина Козака, его доля составляет 53%). Было решено, что нефтекомпании станут продавать им топливо не по оптовым ценам, которые росли этой осенью на 10% (данные Росстата), а по прямым внебиржевым контрактам, где зафиксирована более низкая для этих трейдеров цена.

Предполагается, что независимые продавцы топлива должны теперь снижать цены вслед за крупными фирменными заправками российских нефтяных компаний. Однако известно, что продавцы всегда с радостью задирают цены, а затем, в случае исчезновения необходимости, снижают ее с гораздо меньшей охотой. Впрочем, эти моменты теперь должны стать предметом рассмотрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В целом же констатируем: цены на бензин в России, пусть пока еще не по всей стране, но пошли вниз.

Реальная ситуация в ноябре

Итак, нефтяники и переработчики нефти уже начали соблюдать соглашение с правительством о заморозке цен. По данным РБК, «Лукойл» уже изменил цены реализации продукции в мелком опте в регионах своей ответственности. «Газпром нефть» снизила оптовые цены в среднем на 15%.

На бирже Санкт-Петербурга, например, оптовая цена на топливо марки Аи-95 снизилась на 4,5%, на Аи-92 – на 2,5%. Дизель стал стоить на 3% дешевле. Если бы не было соглашения с правительством 31 октября, то реальные рыночные цены сегодня составляли бы порядка 50 рублей за литр 95-го бензина.


Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Буквально незадолго до этого соглашения нефтяники обращались к вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой поднять цены на 5 рублей за литр. Такая просьба возникла потому, что с лета, когда цены были заморожены в обмен на снижение акцизов, рубль только дешевел, а мировые цены на нефть росли. Иными словами, рынок диктовал такие условия.

В реальности, впрочем, незамедлительно с 1 ноября на соглашение с правительством смогли отреагировать только крупные вертикально интегрированные нефтяные компании. Так, по данным «Роснефти» за 2 ноября, стоимость бензина марки Аи-92 на АЗС компании в Москве составляет 41,7 рубля за литр. Аи-95 стоит 45,8 рубля за литр. Цены не идут вверх и не приближаются к отметке в 50 рублей за литр 95-го.

Иная ситуация складывается у независимых заправщиков. Они также получили выгоду от соглашения и теперь должны покупать топливо по более низким ценам. Однако сегмент независимых АЗС пока не вывел на рынок новые партии. Из-за этого теперь сложилась удивительная ситуация.

Стоимость бензина на АЗС сети «Трасса», например, совершенно иная, нежели у «Роснефти». По данным «Трассы», топливо Аи-92 стоит 44,99 рубля за литр, а Аи-95 – все 48,49 за литр. То есть сейчас бак в 50 литров 95-го бензина у «Роснефти» обойдется автолюбителю в 2290 рублей, а на АЗС «Трасса» – в 2425,5 рубля. Разница впечатляющая. Да и вообще москвичи давно не видели разницу в цене топлива на соседних заправках в 3-4 рубля.

Госрегулирование против свободного рынка

С 1 ноября 2018 года, таким образом, в России действует государственное регулирование цен на топливо во всех сегментах рынка. Эксперты при этом еще летом предупреждали, что введение ручного управления отраслью не сулит ничего хорошего. Главная беда – нерентабельность переработки и продажи нефти на внутреннем рынке.

Нагрузка на отрасль только возрастает. С 1 января 2019 года будут увеличены акцизы на бензин и дизельное топливо, которые были заморожены летом как раз для того, чтобы не допустить роста цен на бензин. Однако вместо снижения акцизов или налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который также растет в рамках налогового маневра правительства, было решено увеличить убыточность переработки и продажи топлива, но цены заморозить.

Среди остальных минусов – вероятность возникновения дефицита на рынке, если в 2019 году сильно вырастет спрос, а также отсутствие у компаний и независимых НПЗ средств на модернизацию переработки. В целом все это зажимает развитие рынка, а также ведет к снижению качества топлива и вообще деградации отрасли.

Такое «кукольное» управление ценами – это не чисто российское, но весьма редкое явление (применяется в ряде среднеазиатских стран, а также в Венесуэле). В большинстве же других государств цены на топливо определяются рынком, а их возможный незапланированный рост или просто рост выше темпов инфляции сдерживается налоговой нагрузкой.

Для сравнения, в США стоимость литра бензина складывается из следующих составляющих: на 56% цена состоит из себестоимости сырой нефти, еще 15% - это нефтепереработка, 12% – доставка и продажа и лишь 17% – это налоги.


Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Принципиально иная ситуация сложилась на российском рынке: сырье составляло лишь 8% от стоимости литра топлива, переработка – 10%, доставка и продажа – 9%, а налоги, внимание, – 73%. Причем все это – рыночный механизм плюс фискальная нагрузка.

Сравнение с ситуацией в США, кстати, дает ответ на вопрос о том, почему президент Дональд Трамп так активно добивается снижения мировых цен на нефть. Ведь именно этот показатель в основном влияет на стоимость топлива в стране, а никто из американских компаний не будет торговать себе в убыток, как это теперь массово происходит в России.

В США российскому бензину Аи-92 соответствует «Регулар-87», который в сентябре стоил на заправках в среднем 0,75 доллара, или 49,21 рубля. Аи-95 соответствует американскому «Мидгрейд-89», который стоит 0,83 доллара за литр (54,46 рубля).

Ценообразование в США – наглядный пример рыночного управления, однако не будем забывать, что в пересчете на рубли (как мы это сделали с ценами на бензин) зарплаты американцев все же выше как минимум в два-три раза. Соответственно, купить литр бензина для жителя России даже по замороженной цене – дороже, чем для американца по цене рыночной.


Президент США Дональд Трамп. Фото: www.globallookpress.com

При этом в США существует система плавающего ценообразования от штата к штату. Стоимость зависит от удаленности НПЗ от точек сбыта топлива, стоимости сырья и переработки. Налоговая нагрузка на отрасль в США не менялась с 1993 года, когда в последний раз индексировался федеральный налог на топливо (Federal fuel tax). Сегодня его размер составляет 18,4 цента за галлон (3,78541 литра), или 4,86 цента за литр бензина.

Примечательно в этой связи сравнить американский и российский налоги. В России с 1 января 2019 года акциз на бензин будет увеличен до 12,3 тыс. рублей за 1000 литров. Если перевести налогооблагаемую единицу в США в 1000 литров, а стоимость - в рубли (4,86 цента умножить на 1000 литров, поделить на 100 центов в долларе и умножить на текущий курс в 65,64 рубля за USD), то мы получим налог в размере 3190,1 рубля за 1000 литров бензина. Это почти в четыре (!) раза ниже, чем в России.

Таким образом, конечно, цены на топливо внутри одной отдельно взятой страны сильно зависят от целого ряда факторов, включая как стоимость сырой нефти, так и налоги, объемы на внутреннем рынке и курс национальной валюты. В России было принято решение отказаться от влияния всех этих чисто рыночных факторов, забыть их как страшный сон, но оставить как раз то, что дает максимальный рост цен – налоги.

Благодаря соглашению с правительством жители России пока не увидят роста цен на заправках, потому что весь удар налогов и рыночной составляющей примут на себя нефтяники, пропустив нагрузку через себя и выпустив на отечественный рынок уже «рафинированные» цены.

Однако для развития отрасли, как это делается в большинстве стран, необходима все же грамотная налоговая политика правительства и рыночное ценообразование, а не приказы держать цены под страхом еще более серьезных убытков. Население России же локально выиграло, однако дальнейшая судьба цен на бензин в стране – в 2019 году и далее – пока под очень большим вопросом.

Страхование

Финансы

Энергетика

Бизнес

Здравоохранение

Недвижимость

Нефть и газ

Образование

Промышленность

Технологии

 Фото: Depositphotos.com

Всего существует три основные модели формирования цен на топливных рынках: прямое регулирование, свободное ценообразование и квазирыночная модель. В большинстве развитых стран цены на топливо формируются по рыночному принципу, следуя за нефтяными ценами и учитывая затраты на переработку, реализацию и налоги. Логично, что страна-импортер должна больше зависеть от внешней ценовой конъюнктуры.

Первопричиной роста розничных цен в Европе и Индии, несмотря на то что это разные экономики - развитая и развивающаяся, стало повышение стоимости нефти: к началу октября она стоила 86 долларов по сравнению с 67 долларами в начале года. Основное различие между странами, притом что обе они нетто-импортеры нефти (покупают ее на внешнем рынке больше, чем производят), состоит в уровне налоговой нагрузки. Например, в странах Евросоюза только акциз занимает в цене литра топлива 35-60 процентов, но каждый случай индивидуален. Так, акцизы на бензин в Германии в пять раз выше, чем в США, говорит аналитик Vygon Consulting Анна Львова, а в странах, где до сих пор сохраняется госрегулирование стоимости моторных топлив (Саудовская Аравия, Венесуэла), связь с нефтяными котировками отсутствует.

Саудовская Аравия посредством госкомпании Saudi Aramco субсидирует конечных потребителей, устанавливая для них цены ниже мирового уровня, а в Китае с переходной моделью ценообразования стоимость топлива подстраивается в ежедневном режиме под внешнюю конъюнктуру, но, несмотря на это, нередко оптовые цены превышают розничные (в этой ситуации работа АЗС становится убыточной). Бывают и комбинированные варианты. Например, Россия уникальна тем, что рост внутренних цен происходит в пределах инфляции, а привязка к мировым котировкам влияет на величину нетбэка (экспортную альтернативу) и премий нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), говорит Анна Львова. В то же время НПЗ удерживают оптовые цены для сохранения требуемого уровня рентабельности АЗС.

Розничные цены характеризуются более низкой волатильностью при высокой налоговой нагрузке, однако в случае резких изменений ценовой конъюнктуры такая модель не позволяет защитить конечных потребителей, обращает внимание аналитик.

Как защитить конечного потребителя - вопрос открытый. Какие-то страны, как Индия, идут на снижение ставок акцизов, какие-то, как Россия, подбирают сложные формулы с демпфирующими (сглаживающими) компонентами.

Цены на бензин - головная боль всех европейских автолюбителей. Во Франции продолжаются протесты "желтых жилетов", рядовых французов, против галопирующего роста цен на автомобильное горючее. За этот год бензин подорожал на 15 процентов, а дизель - почти на 23. Последней каплей стало решение правительства ввести дополнительный экологический налог, в результате чего с 1 января цены на бензин поднимутся еще на 3 евроцента, а на дизель - на 6,5 евроцента.

Ответом были новые протестные акции, участие в которых принимают десятки тысяч человек. Они заблокировали целый ряд нефтехранилищ и не пропускают автоцистерны на их территорию. Полиция отслеживает их действия и время от времени оттесняет манифестантов. Помимо этого, "желтые жилеты" круглосуточно контролируют участки с круговым движением на въездах и выездах из городов. Только в одном департаменте Дордонь (регион Новая Аквитания) ими устроено девять фильтрующих блок-постов, из-за чего серьезно нарушена работа предприятий и торговых центров. Аналогичная картина наблюдается в Нормандии в районе города Руан, а на автотрассе А10 в районе Бордо они захватили пункт оплаты проезда и стали бесплатно пропускать все машины.

Фото: depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

В Италии бензин в последнее время тоже существенно поднялся в цене. Единственный плюс бензинового вопроса на Апеннинах - это его качество, а также почти одинаковая стоимость на всех заправках. При этом дизель и бензин в Италии имеют разную стоимость - 1,6 евро и 1,5 евро за литр соответственно. Тем не менее по поводу цен итальянцы в отличие от французов не бастуют, смиренно принимая действительность такой, какая она есть.

В Болгарии повышение цен вызвало массовые протесты населения, которые продолжались несколько недель. Протестующие блокировали крупные транспортные магистрали, а также переходы на границе с Турцией и Грецией. Несмотря на усилия полиции, фактически было парализовано движение в Софии, Бургасе, Варне, Пазарджике и Монтане, где акцию протеста устроили около 300 водителей. Большая группа автомобилистов собралась с кассовыми чеками автозаправок возле совета министров в центре столицы. Люди требовали остановить повышение цен на бензин, жаловались также на высокие тарифы на отопление и воду.

Правительство, по всей вероятности, решило снять с себя ответственность за ситуацию с топливом. "Цены на бензин и дизель определяют спрос и предложение на рынке. Государство не имеет механизмов, чтобы влиять на ценообразование", - категорично заявила министр энергетики Теменужка Петкова. А представители нефтяной ассоциации пояснили, что за последние несколько месяцев сырая нефть подорожала на 17 процентов, что и вызвало рост цен на топливо. Сейчас цены стабилизировались на уровне 1,23 доллара за литр бензина и 1,34 доллара за литр дизеля.

Иран является одной из немногих стран в мире, где нет проблемы дороговизны бензина. Сейчас там средняя цена за литр бензина составляет 10 тысяч иранских риалов, что по текущему курсу эквивалентно 0,08 доллара. При этом правительство Ирана в качестве меры соцподдержки не повышает цены на топливо долгие годы, даже в периоды выживания экономики страны в режиме санкций США и Запада. Правда, низкой ценой на топливо активно пользуются местные контрабандисты. В иранских СМИ регулярно появляются сообщения о поимке очередной банды, которая пыталась нелегально вывезти бензин в соседние с Ираном страны.

Невиданная инфляция превратила США в «страну-бензоколонку» без бензина

Ситуация с ростом цен в России обстоит гораздо лучше, чем в США. Об этом ФАН заявил директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов после своего выступления на заседании Госдумы, посвященного ежегодному отчету о результатах работы правительства РФ.

Ранее крупнейшая газета столицы США The Washington Post сообщила, что американцы сталкиваются с невиданным риском инфляции. Согласно правительственным данным, в последние месяцы значительный рост цен затронул автомобили, медицинское обслуживание, бытовую технику, цены на электричество, газ, продукты питания, сигареты и прочие товары повседневного спроса.

По самым оптимистичным прогнозам западных аналитиков, это продолжится до августа. В то же время известный блогер Майкл Снайдер выложил в сеть годовую динамику цен на основные товары внутреннего рынка США: пиломатериалы: +265%; бензин: +182%; кукуруза: +84%; соевые бобы: +72%; Сахар: +59%; хлопок: +54%; природный газ: +43%; пшеница: +19%; кофе: +13%. Он напомнил, что, по словам представителей Федеральной резервной системы, «инфляция в США низкая, беспокоиться не о чем».

«Рост цен на товары повседневного спроса — общемировая тенденция. Это последствия кризиса, вызванного пандемией COVID-19 и происходящее не удивительно. Экономика получила удар, доходы людей упали, а цены выросли. Мне хотелось бы, чтобы подобные новости читали российские либералы, которые почему-то всегда говорят, что в России все плохо, а в США якобы замечательно», — пояснил Мартынов.

Международный эксперт напомнил, что в нашей стране рост цен на товары первой необходимости, несмотря на мировой кризис и инфляцию, гораздо ниже, чем во многих странах, в том числе в США.

«Наше правительство своевременно и оперативно принимало меры, хотя ситуация была непростая. Рынок жестко диктует свои условия, всем тяжело, но в нашей стране смогли снизить нагрузку на граждан. По показателям, которые характеризуются в Америке словом «ужас», у нас ситуация не самая плохая», — подчеркнул политолог.

Аналитик поймал журналистов The Washington Post на лжи о низкой инфляции в США

Алексей Мартынов заострил внимание на том, что западная пропаганда пытается представить Россию «разорванной в клочья бензоколонкой», а мы смогли смягчить негативные последствия мирового кризиса для наших граждан. Он попросил не забывать, что Соединенные Штаты продолжают проводить агрессивную политику в отношении России и подбивают другие страны на введение новых экономических санкций.

Рост цен на продукты в США в ближайшее время не остановится, предположил в беседе с ФАН политолог, общественный деятель, кандидат политических наук, директор института политических исследований, член Общественной палаты РФ Сергей Марков.

«Инфляция доллара США за год составила 10%. Правительство США разбивает инфляцию на сектора и пытается не допустить роста безработицы. Вашингтон, чтобы удержать от обвала экономику страны, делает значительные вливания денег. Часть этих средств не доходит до экономики, экономические проекты, вопреки желанию правительства Соединенных Штатов, их не принимают», — сказал аналитик.

Марков пояснил, что вопреки планам американского правительства вливаемые им деньги попадают на фондовый рынок, поэтому растут в цене акции и биржевые товары.

«Рост цен отражается на потребителях. Когда COVID-19 отступит, правительство США сможет начать оздоровление экономики и внутреннего рынка. Но пандемия продолжается, поэтому конца этим процессов пока не предвидится», — уточнил собеседник ФАН.

Директор института политических исследований заметил, что в других странах власти тоже выполняют финансовые вбросы, чтобы предотвратить обвальный финансово-экономический кризис. По словам политолога, этот процесс нельзя назвать благоприятным, но ничего другого не остается.

Читайте также: