Агентский договор с гражданином белоруссии налогообложение

Опубликовано: 26.04.2024

Граждане Республики Беларусь пользуются особыми условиями при трудоустройстве в России, и для них действуют нормы международных соглашений. Работодателям будет полезно узнать, как начисляются налоги и страховые взносы при заключении трудовых и гражданско-правовых договоров с гражданами бывшей союзной республики.

Для резидентов и нерезидентов РФ налоговым законодательством предусмотрены различные ставки НДФЛ. Приближается конец года. Организации, в которых работают иностранные работники, должны определиться с ставкой по НДФЛ. Для этого следует внимательно отследить срок пребывания иностранцев в России и учесть другие нюансы нормативно-правовых актов, в том числе международных. Договоры с иностранными государствами предусматривают различные налоговые преференции, а также правила социального страхования иностранных граждан. Рассмотрим особенности трудовых отношений с гражданами Белоруссии, которые не являются резидентами РФ.

Основные понятия и трудовые отношения с иностранцами

Кто же признается иностранцем в Российской Федерации с точки зрения отечественного законодательства? Статус иностранца определен в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Исходя из выше изложенного, гражданин Республики Беларусь признается иностранным гражданином.

Статус иностранца в свою очередь может быть различным, и от этого зависит, какие нормы законодательства регулируют налоговые отношения с ним.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Трудовой деятельностью иностранного гражданина признается работа иностранца в Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, признается иностранным работником.

Согласно статье 11 Трудового кодекса нормы трудового законодательства распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц. Следовательно, с иностранным работником из Белоруссии могут заключаться трудовые договоры как срочные, так и бессрочные.

Бессрочные трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.

В срочных трудовых договорах предусматривается условие об определенном сроке действия, но не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 Трудового кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

В статье 13 Федерального закона № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" приведены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.

Однако указанные условия в отношении граждан Белоруссии не применяются согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Это подтверждают разъяснения налоговых и миграционных служб в письмах ФНС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751, ФМС России от 20 декабря 2007 г. N МС-1/9-25552.

НДФЛ с нерезидентов граждан Республики Беларусь

Если физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают доходы от российских источников, то возникает доход, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ).

При определении налогооблагаемой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Не уменьшают налоговую базу удержания из дохода по распоряжению налогоплательщика, по решению суда или иных органов.

В отношении доходов от источников в РФ, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса).

Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса). Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Следовательно, в рассматриваемой ситуации действуют нормы указанного Соглашения. Согласно подпункту «а» статьи 14, пункту 1 статьи 21 Соглашения доходы от работы по найму лиц с постоянным местожительством в Республике Беларусь не могут подвергаться более обременительному налогообложению, чем предусмотренное для заработной платы граждан РФ.

Вознаграждение, получаемое по договору найма гражданином Белоруссии с постоянным местожительством в Республике Беларусь, может облагаться налогом в России в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в России. Такой порядок действует, если доход получен работником за время нахождения в России, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней (п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»). Налоговый режим, установленный в пункте 1 статьи 1 указанного Протокола, применяется с даты начала работы по трудовому договору сроком не менее 183 дней.

Если с гражданином Белоруссии заключен срочный трудовой договор на более чем 183 дня или бессрочный трудовой договор, то срок его пребывания соответствует требованиям, установленным вышеуказанными пунктами 1, 2 статьи 1 Протокола от 24 января 2006 г.

Исходя из вышесказанного доход гражданина Республики Беларусь, временно пребывающего на территории России, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Опасный момент

Если по итогам налогового периода гражданин Беларуси будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то условие пункта 1 статьи 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов организация -налоговый агент должна удержать по ставке 30 процентов. На это указывают разъяснения в Письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112, от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32.

Организация, являясь налоговым агентом, обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Официальное подтверждение

Для получения налоговых привилегий гражданин Белоруссии должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом Республики Беларусь, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный белорусским налоговым органом. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания налогового периода, за который предполагается получить налоговые привилегии.

Особые правила

Возможно ситуация, когда сотрудник является гражданином Республики Беларусь, а местом его постоянного проживания является другое иностранное государство. Если с таким иностранным государством не заключен о соответствующее международное соглашение, то положения статьи 1 Протокола к доходам указанного физического лица не применяются и его налоговый статус определяется в общем порядке с учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса. То есть до момента признания налоговым резидентом доходы такого иностранного работника от источников в России подлежат обложению по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 28 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-240).

Страховые взносы

Взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с суммы выплат по трудовым договорам заключенным с гражданами Белоруссии, временно пребывающими на территории Российской Федерации, не начисляются. На это указывает прямая норма пункта 15 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, а также разъяснения в Информации ФСС РФ от 03 марта 2011 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации».

А взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует начислить, поскольку действие Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).

Алла Юхневич-Лелива, налоговый консультант

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


Российские компании часто приобретают услуги у иностранных компаний, не состоящих на учете в налоговых органах РФ.

  • консультационные и информационные услуги;
  • рекламные услуги;
  • услуги по разработке компьютерных программ;
  • строительно-монтажные работы;
  • предоставление прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.
И в большинстве случаях такие российские компании признаются налоговыми агентами по НДС.

Что это значит?

При этом налоговая база определяется отдельно по каждой операции как сумма дохода от реализации работ, услуг с учетом НДС. А сумма НДС с доходов иностранного лица определяется расчетным методом по расчетной налоговой ставке 20/120 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Также налоговый агент обязан представить в свою ИФНС налоговую декларацию с заполненнымиразделами 2 и 9.

Чем грозит?

  1. Налог не удержан и (или) не перечислен в бюджет в срок. Штраф составит 20% от суммы налога. Штраф грозит и в случае, если налоговый агент заплатит налог из собственных средств, а не удержит из выплачиваемого дохода.
  2. Налоговая декларация не представлена в срок. Штраф составит от 1 000 руб. до 30% не уплаченной в срок суммы налога (п. 1 ст. 119НК РФ). Налоговый агент удержал НДС из доходов налогоплательщика, но не перечислил его в бюджет. Инспекция вправе взыскать недоимку и пени. Если НДС был перечислен с опозданием, с налогового агента могут взыскать пени (п. п. 6,7 ст. 75НК РФ).
Разбираемся, в каких случаях российская компания будет признаваться налоговым агентом по НДС.

Российская компания должна перечислять НДС в бюджет, если она приобретает услуги у иностранного поставщика, не состоящего на учете в налоговых органах РФ. При этом местом реализации данной услуги признается территория Российской Федерации (статья 148 НК РФ).

Местом реализации услуг признается территория РФ в следующих случаях:

  • Имущество находится на территории РФ
Приобретаемые услуги связаны с недвижимым и движимым имуществом, находящимся на территории РФ. Например,строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде (пп.1, 2 п.1 ст.148 НК РФ).

  • Услуги оказываются на территории РФ
Услуги приобретаются в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта и оказываются на территории РФ (пп.3 п.1 ст.148 НК РФ).

  • Деятельности покупателя осуществляется на территории РФ
Покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ и приобретает патенты, лицензии, права на компьютерные программы и базы данных, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ).

А если это лицензионный договор?

  • если предметом лицензионного договора являются исключительные права на изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, базы данных, и тп.
  • если предметом лицензионного договора являются права на использование указанных выше результатов интеллектуальной деятельности.
Если российская компания по лицензионному договору приобретает права на результаты деятельности, не перечисленные выше (пп.26 п.2 ст. 149 НК ) у иностранного поставщика, не состоящего на учете в налоговых органах в РФ, она признается налоговым агентом и должна перечислить агентский НДС в бюджет РФ.

При налогообложении доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать положения Протокола к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006.Особенности налогообложения доходов наемных работников из Республики Беларусь, а также порядок их социального страхования разъясняют специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Я. Степовая и С. Мягкова.

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налогообложение доходов, полученных резидентами, осуществляется по ставке 13%, а доходы, полученные лицами, не являющимися резидентами, облагаются по ставке 30% (ст. 224 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При налогообложении доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать положения Протокола "К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года", подписанного 24.01.2006 (далее - Протокол) 1 .

Согласно п. 1 ст. 1 Протокола вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся государстве (гражданином РФ или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся государстве.

Указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в другом Договаривающемся государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней (п. 2 ст. 1 Протокола).

Таким образом, если у организации имеются трудовые договоры с гражданами Республики Беларусь, предусматривающие их нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, то такие белорусские граждане признаются налоговыми резидентами Российской Федерации с даты заключения договоров. Следовательно, исчисление НДФЛ с доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, в отличие от иностранных граждан других государств, изначально производится налоговым агентом по ставке 13%.

Данный вывод подтверждается письмами Минфина России от 30.10.2008 N 03-04-06-01/320, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82, ФНС РФ от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/786@, УФНС России по г. Москве от 29.12.2008 N 19-12/121898.

В случае расторжения трудового договора с таким работником необходимо определить срок его пребывания в Российской Федерации до момента расторжения договора. Если срок пребывания такого иностранного гражданина на территории Российской Федерации составляет менее 183 календарных дней, НДФЛ взимается по ставке 30% за весь период работы, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации до момента его увольнения (см. письмо Минфина России от 31.12.2008 N 03-04-06-01/397).

Так как перерасчет суммы налога производится в последний месяц работы иностранного сотрудника, удержать всю сумму дополнительно исчисленного налога, как правило, невозможно. Ведь максимальный размер удержаний не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ). Об оставшейся сумме задолженности необходимо сообщить в налоговый орган.

В п. 5 ст. 1 Протокола установлено, что обязанность по уплате суммы налога, уточненной в результате перерасчета, физическое лицо исполняет самостоятельно. Поэтому в случае выезда за пределы Российской Федерации гражданин Республики Беларусь обязан заполнить и представить налоговую декларацию о доходах, фактически полученных за время его пребывания в Российской Федерации в текущем налоговом периоде.

Единый социальный налог

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Ставки налога указаны в ст. 241 НК РФ.

Следует отметить, что главой 24 НК РФ установлен единый порядок налогообложения ЕСН выплат в пользу российских и иностранных работников.

При налогообложении ЕСН доходов, полученных гражданами Республики Беларусь, необходимо учитывать, что указанные лица подлежат обязательному медицинскому и социальному страхованию в общеустановленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации 2 .

Следовательно, за работающих по трудовым договорам граждан Республики Беларусь производятся отчисления ЕСН, включающего уплату взносов в ФСС и ФОМС России. Аналогичный вывод содержится в Информационном письме Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.05.2008 N 31/173.

Кроме того, за указанных лиц в обязательном порядке производится уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Обязательное пенсионное страхование

Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).

Напомним, что на основании п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ.

Застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию помимо граждан Российской Федерации признаются иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие статус постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам (ст. 7 Закона N 167-ФЗ).

Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации:

  • временно пребывающий иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Таким образом, если иностранные граждане, принятые на работу, имеют статус временно проживающих либо постоянно проживающих, то они являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, с начисленных им выплат рассчитываются и уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а расчет ЕСН в части федерального бюджета, причитающегося к уплате, производится с применением налогового вычета.

Если иностранные граждане имеют статус временно пребывающих, то они не являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию. Соответственно, на выплаты, производимые в их пользу, взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, а ЕСН в федеральный бюджет исчисляется полностью без применения налогового вычета (см. письма Минфина России от 16.03.2006 N 03-05-02-04/27, от 03.08.2006 N 03-05-02-04/124, УФНС России по г. Москве от 05.03.2008 N 21-18/225, от 26.11.2007 N 21-13/112059@, от 30.06.2006 N 21-13/57477).

Следовательно, доходы, полученные гражданами Республики Беларусь за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации, облагаются НДФЛ по ставке 13% с момента заключения с ними трудовых договоров. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за лиц, имеющих статус временно пребывающих, не уплачиваются. Налогообложение ЕСН с выплат, произведенных в пользу граждан Беларуси, работающих в РФ, производится в общеустановленном порядке (без применения налогового вычета). Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в общеустановленном порядке.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ (с изм).
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. N 197-ФЗ (с изм.).
  3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года: протокол от 24 янв. 2006 г. // Бюллетень международных договоров. 2007. N 11 (нояб.).
  4. О сотрудничестве в области социального страхования: договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 15, ст. 1745.
  5. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (с изм.).
  6. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 15 дек. 2001 г. N 167-ФЗ (с изм.).
  7. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (с изм.).

Специалисты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Я. Степовая и С. Мягкова.

1 Ратифицирован Федеральным законом от 17.05.2007 N 81-ФЗ. Применяется в отношении доходов, полученных с 31.05.2007.

2 Данное требование также следует из положений статей 2 и 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения" (Санкт-Петербург, 24.01.2006).

Российские организации в ходе сотрудничества с белорусскими партнёрами нередко сталкиваются с ситуацией, когда последние удерживают с причитающихся выплат определённые суммы и запрашивают справку о налоговом резидентстве. Это связано с тем, что некоторые виды доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подлежат налогообложению налогом на доходы иностранных организаций (далее – «налог на доходы»). Кроме того, в ряде случаев может возникать объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее – «НДС»). В статье приводятся случаи, когда возникает обязанность по уплате налога на доходы и НДС в Республике Беларусь, порядок и сроки исполнения налогового обязательства, а также условия для получения освобождения от уплаты налога на доходы, применения пониженных ставок и возврата (зачёта) уплаченного налога на доходы.

Объект налогообложения налога на доходы

В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Республики Беларусь объектом налогообложения налога на доходы признаются следующие доходы, полученные российской организацией из источников в Республике Беларусь:

  • плата за перевозку, фрахт, демередж и прочие платежи, возникающие при перевозках, в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением перевозки пассажиров в международных перевозках и плат, возникающих в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), если такие платы не включены в цену внешнеторгового договора купли-продажи товара – облагаются по ставке 6%;
  • платежи за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением случаев, когда такие услуги оказываются при организации международных перевозок грузов морским транспортом) – облагаются по ставке 6%;
  • доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления (в том числе, доходы по кредитам и займам, доходы по ценным бумагам, условиями выпуска которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта), доходы от пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь) – облагаются по ставке 10%;
  • роялти – облагаются по ставке 15%;
  • дивиденды и доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибыли - облагаются по ставке 12%;
  • доходы от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от организации и проведения на территории Республики Беларусь культурно-зрелищных мероприятий и (или) участия в них, а также от работы на территории Республики Беларусь аттракционов и зверинцев – облагаются по ставке 15%;
  • доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, предпроектных и проектных работ, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, а также от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от предоставления гарантии и (или) поручительства – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от представления дискового пространства и (или) канала связи для размещения информации на сервере и услуг по его техническому обслуживанию – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от отчуждения предприятия (его части) как имущественного комплекса, находящегося на территории Республики Беларусь, собственником которого является российская организация – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от отчуждения ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций) и (или) их погашения – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части – облагаются по ставке 12%;
  • доходы от оказания определённых видов услуг (консультационных, бухгалтерских, аудиторских, маркетинговых, юридических, инжиниринговых, посреднических, курьерских, управленческих, услуг по доверительному управлению недвижимым имуществом, по найму и подбору персонала, в сфере образования, по хранению имущества, по страхованию, по рекламе, по сопровождению и охране грузов, по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению и тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, нематериальных активов, находящихся на территории Республики Беларусь) – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от деятельности по обработке данных, включая деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения, услуги хостинга, услуги по продаже компьютерного времени – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от деятельности с базами данных, включая создание баз данных, хранение данных, обеспечение доступа к базам данных, услуги поисковых порталов и поисковых машин в сети Интернет – облагаются по ставке 15%.

В случаях, когда источником выплаты российской организации доходов по дивидендам, доходов от долговых обязательств и роялти является резидент Парка высоких технологий (специальный правовой режим для компаний в сфере программного обеспечения и иных высоких технологий), такие доходы облагаются налогом по ставке 5%.

Следует отметить, что подход российского законодателя к определению объекта налогообложения по налогу на доходы отличается, в силу чего у белорусских субъектов хозяйствования при получении аналогичных доходов от российских контрагентов может не возникать обязанности по уплате налога на доходы в Российской Федерации.

Порядок и сроки исполнения обязательства по уплате налога на доходы

Плательщиком налога на доходы признаётся российская организация, но обязанность по его исчислению, удержанию с причитающихся к выплате сумм и перечислению в бюджет несет белорусская организация или индивидуальный предприниматель, выступающие в качестве налогового агента. При этом выдачи доверенности для осуществления таких действий налоговым агентом не требуется.

Налоговая база налога на доходы определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтверждённых затрат (последние должны быть предоставлены российской организацией налоговому агенту до момента начисления (выплаты) соответствующих доходов).

Налоговым периодом налога на доходы признаётся календарный месяц, на который приходится дата возникновения налогового обязательства. В свою очередь, датой возникновения обязательства является день начисления российской организации дохода (платежа). День начисления определяется налоговым агентом в зависимости от объекта налогообложения и вида применяемой им системы налогообложения.

Налоговый агент обязан представить в налоговый орган Республики Беларусь налоговую декларацию по налогу на доходы не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным, и перечислить налог в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

Устранение двойного налогообложения

В большинстве случаев российская организация вправе получить освобождение уплаты налога на доходы, применить пониженные ставки налога и произвести возврат (зачёт) уплаченного налога на доходы на основании положений Соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года, заключённого между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации (далее – «Соглашение»). В частности, «льготные» условия предусмотрены в отношении прибыли от предпринимательской деятельности (например, от оказания услуг, выполнения работ) и международных перевозок, дивидендов, процентов, доходов от авторских прав и лицензий и от продажи недвижимого имущества.

Для освобождения от уплаты и применения пониженных ставок налога на доходы российская организация должна самостоятельно или через белорусского контрагента (что удобнее и практичнее) предоставить в налоговые органы Республики Беларусь справку, подтверждающую постоянное местонахождение организации в Российской Федерации, выданную Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных. Справка представляется в виде оригинала или электронного документа, выданного плательщику, и является действительной на протяжении календарного кода, в котором она выдана, если иной срок действия в ней не установлен. При наличии такой справки белорусский контрагент вправе не удерживать и уплачивать налог в течение срока действия справки в отношении доходов, освобождаемых от налогообложения на основании Соглашения.

Для возврата (зачёта) уплаченных сумм налога налоговый агент представляет в налоговый орган Республики Беларусь налоговую декларацию за период, в котором был начислен доход, с внесёнными изменениями и дополнениями, с приложением к ней справки, заявления о возврате (зачёте) суммы налога и копии договора (иного документа), на основании которого выплачивался доход. Налоговый орган осуществляет возврат налога в течение одного месяца со дня подачи заявления. Право на возврат налога может быть реализовано в течение трёх лет с момента его уплаты. Возврат налога производится в белорусских рублях на счёт налогового агента, который, в свою очередь, вправе приобрести иностранную валюту для перечисления возвращённой суммы российской организации.

Обязанность по исчислению и уплате НДС

При выполнении работ и оказании услуг российскими организациями для белорусских контрагентов у последних может возникать объект налогообложения по НДС в Республике Беларусь, если местом реализации таких работ (услуг) признаётся Республика Беларусь. В соответствии с п. 29 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – «Приложение № 18») местом реализации работ (услуг) признаётся территория Республики Беларусь, если:

  • работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым или движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися в Республики Беларусь;
  • услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта были оказаны на территории Республики Беларусь;
  • белорусский субъект хозяйствования является приобретателем следующих видов работ и услуг: консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые, услуги по обработке информации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, работы и услуги по разработке, адаптации, модификации и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных, услуги по предоставлению персонала (если персонал работает в Республике Беларусь);

Объект налогообложения по НДС возникает в Республике Беларусь также при:

  • передаче, предоставлении и уступке имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности белорусскому контрагенту;
  • предоставлении белорусскому контрагенту движимого имущества (кроме транспортных средств) в аренду, лизинг или в пользование на иных основаниях;
  • оказании услуг российской организацией, привлекающей от своего имени или от имени белорусского контрагента другое лицо, для выполнения работ или оказания услуг, перечисленных в п. 29 Приложения № 18.

Ставка НДС и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом в отличие от российского регулирования обязанность по уплате НДС в этих случаях возлагается на белорусского субъекта, выступающего в качестве плательщика, а не налогового агента.

Выводы и рекомендации

Российским организациям в работе с белорусскими партнёрами необходимо учитывать возможность возникновения у них обязанности по уплате налога на доходы в Республике Беларусь, а также случаи возникновения у их контрагентов объекта налогообложения по НДС.

Для получения освобождения от уплаты налога на доходы или применения пониженных ставок налога российским организациям следует предоставлять справку о налоговом резидентстве до даты начисления (выплаты) им дохода. В случае предоставления подтверждения после указанной даты возможен возврат или зачёт уплаченного налога.

Оксана Гаврилова, помощник адвоката

Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры»

Поделитесь мнением, как правильно оформить отношения с белорусом с точки зрения законодательства и экономики.

Наша компания работает полностью дистанционно, оказывает услуги по финансовому сопровождению малого бизнеса на территории РФ и за ее пределами. Белорус находится на территории своей страны.

Ниже привожу варианты с условиями, которые мне удалось узнать.

1. По трудовому дистанционному договору.

Однако нашла статью со ссылкой на письмо Минтруда России от 15.04.16 № 17-3/ООГ-578, в которой говорится, что "если при выполнении порученной работы иностранцы фактически будут находиться за пределами РФ, то трудовой договор о дистанционной работе с ними заключать нельзя".

Или все же можно оформить отношения по дистанционному трудовому договору как с нерезидентом и платить только взносы в ФСС, подоходный налог белорус платит самостоятельно.

Наша компания никаких налогов платить не будет. Белорус с дохода будет платить 13% самостоятельно.
+ наша компания будут платить комиссию за валютный контроль.
При этом через два месяца такой договор может быть переквалифицирован в трудовой.

3. Договор ИП
Наша компания платит 20% НДС + комиссию за валютный контроль. Белорус платит с дохода 6%.

Добрый день,
В данной консультации вам предоставлен ответ на вопрос, касающийся заключения договора с иностранным гражданином, работающим дистанционно с территории иностранного государства, а также налогообложение доходов этого иностранного гражданина. Вопросы юридического характера и банковского контроля требуют консультации у других специалистов и в этой теме не рассматриваются.

ТК РФ не содержит прямого запрета на заключение трудовых договоров с иностранными гражданами на дистанционную работу, вместе с тем, имеются Письма Минтруда РФ от 07.08.2015 N 17-3/В-410, от 05.11.2015 N 17-3/В-534, в которых выражено мнение, что работодатель не может заключить трудовой договор о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим за пределами территории России. В связи с этим, российским организациям рекомендуется заключать с иностранными гражданами, проживающими за пределами территории РФ и выполняющими дистанционную работу, гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).
Если с иностранным гражданином, проживающим и осуществляющим свою деятельность удаленно (дистанционно) на территории иностранного государства, заключен гражданско-правовой договор, то налогообложение НДФЛ и страховых взносов следующее.

Если с иностранным гражданином заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ, при этом, работы выполняются иностранным гражданином на территории иностранного государства (не в Российской Федерации), то согласно со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Если физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ, его доходы от источников за пределами РФ в виде вознаграждения по гражданско-правовому договору не являются объектом обложения НДФЛ, а российская организация, производящая соответствующие выплаты в пользу указанного лица, не признается налоговым агентом (п. 2 ст. 209 НК РФ). В этом случае, при выплате дохода иностранному гражданину за выполненные работы на территории иностранного государства по заключенному гражданско-правовому договору, российской организации НДФЛ удерживать не нужно. Иностранный гражданин должен самостоятельно задекларировать свои доходы и уплатить налог в соответствии с национальным налоговым законодательством иностранного государства.
Письма МФ РФ от 26.08.2019 N 03-04-05/65456, от 12.07.2019 N 03-08-05/51949 от 05.07.2019 N 03-04-05/49870

С уважением, А. Грешкина

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с положениями федеральных законов иностранные граждане, осуществляющие деятельность по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, подлежат обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, если они постоянно или временно проживают (в отдельных случаях - временно пребывают) на территории Российской Федерации.
Выплаты, начисленные иностранному гражданину на основании договора гражданско-правового характера, исполнение которого происходит за пределами территории РФ, страховыми взносами не облагаются, так как указанный иностранный гражданин не является застрахованным лицом в системе ОПС, ОМС и ФСС в Российской Федерации (Письма МФ РФ от 01.08.2018 N 03-04-06/54292, от 13.07.2018 N 03-15-06/48881, от 20.12.2017 N 03-04-05/85191).

Страховые взносы в ФСС на травматизм начисляются при условии, что обязанность их уплаты предусмотрена гражданско-правовым договором (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ):
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Если гражданско-правовым договором не предусмотрена обязанность по выплате указанных страховых взносов на травматизм – то они не уплачиваются.

Читайте также: