Администрирование налоговых таможенных платежей

Опубликовано: 15.05.2024

Налоги и налоговая система

Развитие человеческого общества связано с образованием государств. Это объективный процесс, связанный с развитием производства. Увеличение производительности труда приводит к появлению излишков. Далее следует расслоение общества и формирования институтов власти.
Определение 1

Государство – это совокупность органов, способов и методов управления населением, производством и обществом на определенной территории, система политической власти.

Появление государства неразрывно связано с выполнением им определенных функций. Для этого необходимы денежные средства. Они нужны и для содержания органов власти. Поступление необходимых средств можно обеспечить за счет принудительных платежей с населения или с производителей.

Обязательные безусловные и безвозмездные платежи физических и юридических лиц органам государственной власти, осуществляемые для обеспечения функционирования государства и его структурных подразделений, называются налогами.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая таможенная система 450 руб.
  • Реферат Налоговая таможенная система 220 руб.
  • Контрольная работа Налоговая таможенная система 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Количество налогов, размер налоговых ставок, порядок их сбора определяется и регулируется государственным законодательством. В большинстве случаев каждое государство имеет отдельный свод законов о налогах и их взимании. Его называют часто налоговым кодексом. Все разнообразие налогов условно разделяется на следующие виды:

  • прямые;
  • косвенные;
  • аккордные;
  • подоходные.

Прямыми налогами называются налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства.

К таковым можно отнести налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п.

Косвенные налоги — это платежи за товары и услуги, которые уже включены в цену товара.

В данную категорию налогов включают налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.

Аккордные налоги – это налоги, которые устанавливаются государством не зависимо от уровня дохода объекта налогообложения (экономического агента).

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

А подоходный налог — это определенный процент от дохода. В этой категории различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога. Вся совокупность налоговых сборов, свод законов и норм, определяющих принципы и порядок их установления и отмены, органы, занимающиеся взиманием налогов и контролем за их уплатой называется налоговой системой государства.

Налоговая система – это один из важнейших инструментов управления экономикой и формирования доходной части бюджетов всех уровней – от местных до общегосударственного (федерального). Налоговая система каждого государства может иметь свои специфические черты (особенности законодательства, структура органов, перечень налогов). Но все они выполняют одни и те же функции:

  • фискальную;
  • распределительную;
  • регуляторную;
  • функцию контроля.

Фискальная функция заключается в наполнении бюджета. Это одна из самых древних и основных задач налоговой системы. Собранные средства могут перераспределяться как между статьями бюджета, так и между бюджетами разных уровней. В этом суть распределительной функции налоговой системы.

Благодаря налоговой политике стимулируется деятельность отдельных предприятий и отраслей или, наоборот, сдерживается проникновение отдельных производителей на внутренний или внешний рынок. Кроме того происходит накопление средств на восстановление использованных возобновляемых ресурсов. Это и есть регуляторная функция налогов. Налоговая система позволяет контролировать состояние финансов как государства, так и субъектов налогообложения.

В настоящее время в Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система. Она представлена федеральными налогами, налогами субъектов федерации и муниципальными налогами. Любой налог является специфической формой финансовых взаимоотношений между субъектами налогообложения и государством, связанной с перераспределением определенной части внутреннего валового продукта и национального дохода.

Единая федеральная централизованная система таможенных органов

В России органы, которые непосредственно осуществляют таможенное дело, являются единой Федеральной централизованной системой ТО (таможенных органов).

Вся система возглавляется государственным таможенным комитетом (ГТК) России. Положения ГПК утверждаются президентом либо по поручению президента — Правительством РФ. Руководство работой ГПК осуществляется председателем, который также назначается на свою должность президентом России.

Единственными лицами и органами, которые обладают правом принимать решения по поводу компетенции таможенных органов, являются президент России, а также Правительство РФ.

Система таможенных органов складывается из:

  • Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела;
  • региональных таможенных управлений России. Они являются промежуточными звеньями системы ТО между центральным и местными таможенными органами, и осуществляют деятельность непосредственно в организации таможенного дела, а также руководят нижестоящими ТО;
  • таможни – государственный орган через который осуществляется непосредственный ввод, а также вывоз всех экспортных и импортных товаров различных почтовых отправлений багажа и т. д.;
  • таможенных постов, представляющих с собой отдельное подразделение таможни, которое обладает полномочиями полностью проводить таможенное оформление и осуществлять контроль в конкретном пункте либо на конкретной территории.

Создаются, реорганизуются, а также ликвидируются таможенные управления, таможни и таможенные посты, только ГТК России.

Понятие о таможенной системе и ее задачах

С появлением внешнеэкономической деятельности начала формироваться и таможенная система государства. Таможенная политика представляет собой обязательный компонент государственной экономической политики (как внешней, так и внутренней). Она регулирует потоки финансов и товаров через государственную границу.

Таможенная политика представлена совокупностью нормативных документов, системой таможенных пошлин, акцизов и налогов, льгот и международных соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.

Она является очень эффективным инструментом государственного влияния на предприятия и фирмы, занимающиеся внешнеэкономической коммерческой деятельностью. Она регулирует вопросы экспорта и импорта товаров. Также таможенная политика влияет на экономическую стратегию фирм-производителей.

Обязательным компонентом таможенной политики является таможенно-тарифная система. Именно она определяет размеры ставок и порядок их уплат. Таможенно-тарифная система страны должна соответствовать требованиям Генерального соглашения о тарифах и торговле Международного таможенного союза. В Российской Федерации законодательной базой таможенной политики является Таможенный кодекс.

Таможенные платежи

Вопросы, относящиеся к применению таможенных платежей, антидемпинговых, компенсационных пошлин, применяемых при движении товаров через границы Евразийского экономического союза, определяются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)
К таможенным платежам на основании ст.46 ТК ЕАЭС относятся:

  1. ввозные пошлины,
  2. вывозные пошлины,
  3. НДС (налог на добавленную стоимость), который взимается при осуществлении ввоза на территорию ТС.
  4. акцизы – это акцизный сбор, который взимают на территории Союза,
  5. таможенные сборы.

Правовое регулирование таможенных пошлин осуществляется на основании гл. 6-11 ТК ЕАЭС, данные главы устанавливают:

  • плательщиков пошлин, налогов,
  • случаи, когда сборы прекращаются,
  • сроки уплаты, основания для отсрочки,
  • общие вопросы, касающиеся исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин

Специальный вид таможенных пошлин регламентирует гл. 12 ТК ЕАЭС.

Совершенствование уплаты таможенных платежей в рамках таможенного сотрудничества ЕАЭС

Совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенное регулирование выступает одним из факторов экономического развития стран ЕАЭС.

Одной из проблем является невыполнение норм по распределению таможенных платежей среди стран-членов ЕАЭС. Это связано с тем, что на сегодняшний день еще не в полной мере интегрировалась в ЕАЭС Республика Армения. Несмотря на то, что таможенные платежи в адрес этой страны перечисляются, пока еще Республика Армения не представляет полных сведений о поступлении таможенных платежей от плательщиков, уплачивающих таможенные платежи на ее таможенной территории. Это приводит к неточностям в расчете объема поступивших и распределенных таможенных платежей. Для решения этой проблемы предлагается создание единого органа администрирования таможенных платежей.

В рамках ЕАЭС также существует проблема гармонизации законодательства косвенных налогов (НДС и акциза). Дело в том, что между странами – участницами ЕАЭС не существует единого документа, регламентирующего обложение косвенными налогами, и каждое из государств руководствуется исключительно национальным законодательством, поэтому в настоящее время остро стоят вопросы гармонизации перечня подакцизных товаров в области алкогольной продукции и табачных изделий, а установление на них ставок является первоочередной задачей. Следует также отметить, что упрощение процедуры уплаты НДС и акцизов будет способствовать их эффективному администрированию, а введение единых ставок НДС может стать одним из приоритетных направлений взаимодействия таможенных и налоговых органов. Кроме того, ввиду различия ставок НДС нарушается принцип благоприятствования, поскольку субъекту хозяйствования выгоднее вести бизнес в той стране, где ставка налога меньше.

В настоящее время среди стран-участниц ЕАЭС Республика Беларусь и Республика Армения имеют самую высокую ставку НДС – 20% на ввозимые товары, в остальных государствах установлены следующие ставки: Российская Федерация – 20%, Кыргызская Республика –12%, Республика Казахстан – 12%. Для решения этой проблемы предлагается установить единую ставку НДС в 20% среди стран-членов ЕАЭС. Ставка по НДС в Российской Федерации равная 20% действует с 01.01.2019, ранее она составляла 18%. При увеличении ставки НДС в России, таможенные платежи в Республике Беларусь увеличатся в 2020 году на 274,7 млн. долларов США, в 2020 году на 260,78млн. долларов США, в 2020 году на 246,84 млн. долларов США. Вместе с увеличением доходов Республики Беларусь и Российской Федерации увеличатся и доходы остальных стран-членов ЕАЭС.

В рамках совершенствования таможенного регулирования в 2018 принят Таможенный кодекс ЕАЭС, который оцифровывает систему регулирования внешнеэкономической деятельности. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершить через Интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа. Реализация этого новшества позволит выпускать товары информационными системами таможенных органов автоматически, без участия таможенного инспектора. Все решения, начиная от регистрации таможенной декларации и заканчивая выпуском товаров, сможет принимать информационная система таможенного органа, а не должностное лицо. Будет ли проводиться таможенный контроль и в каких формах, также будет решать компьютер, а не человек. Это позволит сократить коррупционные риски, транзакционные издержки, ускорит работу таможенных служб и простимулирует конкуренцию сервисов этих структур. Время регистрации декларации сократится в два раза, а время выпуска товаров – в шесть раз. Однако существуют и недостатки этого новшества, чтобы использовать электронную цифровую подпись, необходим ключ, который обеспечивает высокую защиту электронной цифровой подписи. Для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей стоимость такого ключа равна 114,15 белорусских рублей, для физических лиц – 62,05 белорусских рублей. Конечно, для организаций не составит труда приобретение электронной цифровой подписи, однако не все физические лица смогут позволить себе приобрести такое новшество.

Кроме того, новое таможенное законодательство избавит участников внешнеэкономической деятельности от необходимости представлять в обязательном порядке таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявить их нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска информационной системы, а не по требованию сотрудника таможни.

В новом кодексе заложены стратегические нормы, которые, бесспорно, относятся к «таможне будущего». Основная из них – возможность совершения таможенных операций через механизм «единого окна». Предприниматели будут избавлены от необходимости подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, ветеринарам и т.д. по очереди, а проверка сможет осуществляться всеми контролирующими органами одновременно. Каждая служба сможет получать всю необходимую информацию из своей системы. В идеале процесс перемещения товаров – от ввоза на таможенную территорию Союза до выпуска в свободное обращение – должен выглядеть для участников ВЭД как один шаг – загрузка электронной декларации в систему. Чья эта система, какие контролирующие органы, в каком количестве и в какой последовательности проверят за единицу времени эту информацию, – участника ВЭД эти вопросы не должны беспокоить.

Таможенный кодекс ЕАЭС – документ, который будет представлять Союз на мировой арене в качестве единого субъекта, гарантирующего четкий и прозрачный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, в рамках ЕАЭС одной из проблем является невыполнение норм по распределению таможенных платежей среди стран-членов ЕАЭС, приводит к неточностям в расчете объема поступивших и распределенных таможенных платежей. Для решения этой проблемы предлагается создание единого органа администрирования таможенных платежей. В рамках ЕАЭС также существует проблема гармонизации законодательства косвенных налогов (НДС и акциза). Для решения этой проблемы предлагается установление единой ставки НДС в 20%. На примере Российской Федерации было рассчитано, как увеличатся доходы стран-участниц ЕАЭС при повышении ставки НДС. Совершенствование уплаты налогов в рамках ЕАЭС будет производиться с помощью электронной цифровой подписи, механизма «единого окна», упрощения предоставления документов, на основании которых была заполнена электронная декларация [17].

Законодательная база

Несмотря на сущность таможенных пошлин, как государственных фискальных платежей, их регламентация приводится в обособленном блоке юридических норм, действующем не только на территории России, но и в странах-участниках экономической интеграции.
Основные источники таможенного права:

  • международное законодательство;
  • Таможенный кодекс Таможенного Союза;
  • закон «О таможенном тарифе» 1993 года;
  • закон «О таможенном регулировании» 2010 года;
  • закон «О службе в таможенных органах» 1997 года;
  • другие законы и нормативно-правовые акты.

В апреле 2020 года был подписан договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Однако документ ещё не обрёл юридическую силу и ожидает выполнения всеми участниками: Россией, Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Киргизией, необходимых условий кодекса.

В странах ЕАЭС действует общее таможенное законодательство.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область (звонок бесплатен)

Какие вещи не облагаются таможенными налогами

В соответствии с ТК ТС, на российских контроль-пропускных пограничных пунктах действуют таможенные преференции по тарифам на ввозимые грузы. Такие льготы введены Правительством РФ по отношению к ставкам на товары, которых не хватает на внутреннем рынке страны. Снижение или полная отмена пошлины способствует притоку недостающей продукции из-за рубежа. На сегодняшний день льготные ставки применяются при расчете таможенных сборов за провоз:

  • морепродуктов, добытых россиянами в иностранных государствах;
  • личных вещей, ручной клади;
  • гуманитарных грузов;
  • сертифицированного медицинского оборудования;
  • устройств и приспособлений для тушения пожаров;
  • печатных изданий;
  • детских товаров и продуктов питания.

Таможенный налог

Не платить таможне за услуги по оформлению и принятию груза декларант имеет право только в том случае, если он перевозит товары гуманитарного назначения или собирается передать их в пользу государства.

Процедура возврата переплат по налогу

В выявлении переплаты по таможенным платежам должен быть заинтересован сам плательщик. Если, произведя повторный расчет, обнаружен уплаченный излишек, следует обратиться к таможенникам с подтвердительными документами.

Прежде всего, необходимо составить заявление на возврат таможенного сбора. Вернуть деньги можно в течение трех лет с момента уплаты пошлин и налогов. В свою очередь таможня рассматривает заявление в течение 30 дней. В случае нарушения данного срока заявитель имеет право потребовать от таможни уплатить, помимо необходимой суммы, проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Таможенные пошлины и налоги

Переплата уплаченных таможенных пошлин не возвращается, если:

  • у гражданина есть налоговая задолженность – тогда она полностью или частично покрывается излишком, а если излишек намного больше суммы долга, гражданин получит всю ее оставшуюся часть;
  • сумма, которую желает вернуть плательщик, составляет менее 150 руб.

Условия применения таможенного обеспечения

Обеспечение таможенных платежей принято разделять на две категории.

Безусловные

Называются так, как взимание каких-либо взносов и пошлин предполагается таможенным режимом. К ним относятся:

  • таможенный транзит;
  • переработка вне таможенной территории.

Исключительные

В первую очередь, обусловлены непредвиденными обстоятельствами. Либо в ситуации, когда таможенными органами не удается определить размер пошлин.

  • форс-мажоры;
  • временные режимы;
  • переходные этапы.

С 1 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.

Определены меры по созданию единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов.

Речь идет, в частности, о реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха". Отмечено, что с начала пилотного проекта 20% участников мехового рынка системы маркировки легализовались. Ранее они не были зарегистрированы как налогоплательщики или не сдавали налоговую отчетность (предоставляли нулевую).

Создается система документальной прослеживаемости импортных товаров на территории государств - членов ЕАЭС. Она должна обеспечить контроль за легальностью ввоза и дальнейшим оборотом импортного товара на внутреннем рынке до его розничной продажи или переработки.

Внедрение ККТ нового поколения замыкает цепь контроля за движением товаров в рамках розничной торговли, где сконцентрирован наличный оборот и высоки риски налоговых правонарушений.

Новый порядок администрирования страховых взносов будет направлен на улучшение условий налогоплательщиков.

Например, 4 основные формы по страховым взносам будут объединены. В состав расчета решено включить и персонифицированные данные по физлицам, которые затем будут оперативно передаваться в ПФР. Налогоплательщики не почувствуют смену администратора: ни сроки уплаты, ни тарифы страховых взносов, включая льготные категории, не меняются.

Кроме того, информация по администрированию страховых взносов будет интегрирована в Личные кабинеты налогоплательщика.

Письмо Федеральной налоговой службы

от 20 октября 2016 г. № ЗН-18-1/1103@ “О создании единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов”

ФНС России в соответствии с письмом о предоставлении актуализированной информации о мерах по созданию единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов направляет материалы по указанному вопросу согласно Приложению № 1.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса Н.С. Завилова

Меры по созданию единой системы администрирования налоговых, таможенных и страховых взносов

В Послании Федеральному Собранию 5 декабря 2015 года Президентом Российской Федерации поставлена задача сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.

Работа ведется в нескольких направлениях.

Первое - это углубление межведомственного обмена информацией при проведении контрольных мероприятий.

Второе - определены основные векторы по созданию единой информационной системы контроля в части смежных процессов налогового и таможенного администрирования.

Будет создан интегрированный информационный ресурс, содержащий ключевую налоговую и таможенную информацию об участниках внешнеэкономической деятельности, включая оценку их благонадежности по налоговым и таможенным рискам.

В дальнейшем модули налоговых и таможенных рисков будут интегрированы в АСК НДС-2. Это позволит контролировать реальную таможенную стоимость товара и уплату налогов и таможенных платежей от момента импорта до розничной реализации (переработки).

Третье направление - это выстраивание системы прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС.

Подписано постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 235», в соответствии с которым установлены Правила реализации Пилотного проекта.

Все страны Евразийского экономического союза завершили ратификацию соглашения о пилотном проекте по маркировке товаров легкой промышленности на изделиях из натурального меха.

12 августа 2016 года Соглашение о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» вступило в силу. С этого дня маркировка контрольными (идентификационными) знаками обязательна, оборот немаркированной продукции запрещен.

Проект направлен на противодействие нелегальному ввозу товаров, производству контрафакта и увеличение поступлений налогов в бюджет.

На сегодняшний день достигнуты следующие результаты: всего подано 13 531 заявок на изготовление 10 138 239 контрольных идентификационных знаков, маркированных товаров в обороте - 890 994. Розничная реализация меховых изделий по данным системы маркировки превысила показатели маркетинговых исследований в 2,5 раза за аналогичный период прошлого года.

С начала пилотного проекта 20% участников мехового рынка системы маркировки легализовались - ранее эти участники системы не были зарегистрированы как налогоплательщики или не сдавали налоговую отчетность либо сдавали нулевую.

Следующим этапом обеления рынка импортных товаров будет создание системы документальной прослеживаемости импортных товаров на территории государств - членов ЕАЭС.

Сроки реализации механизма прослеживаемости:

  • внедрение системы определено Распоряжением Евразийского межправительственного совета: реализация пилотного проекта начнется 1 февраля 2018 года.
  • полноценное внедрение системы прослеживаемости - в течение 2018 года.

Система должна обеспечить контроль за легальностью ввоза и дальнейшим оборотом импортного товара на внутреннем рынке до его розничной продажи или переработки.

Система прослеживаемости товаров должна быть тесно интегрирована в системы налогового и таможенного администрирования на национальном и наднациональном уровнях в рамках информационного обмена.

Новая технология контрольно-кассовой техники должна замкнуть цепь контроля за движением товаров на розничной торговле, где сконцентрирован наличный оборот и высоки риски налоговых правонарушений.

После успешного проведения ФНС России в 2015 году эксперимента по применению новой технологии контрольно-кассовой техники в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях, был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

С 1 января 2017 года, в соответствии с Указом Президента от 15.01.2016 № 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" и соответствующими федеральными законами, ФНС России приступает к администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 34, которая с 1 января 2017 года будет регламентировать администрирование страховых взносов.

Новый порядок администрирования страховых взносов будет направлен на улучшение условий налогоплательщиков.

Во-первых, будет реализован принцип «одного окна»: существующие в настоящее время 4 основные формы по страховым взносам будут объединены в единую форму. В состав расчета будут включаться и персонифицированные данные по физическим лицам, которые затем будут оперативно передаваться в Пенсионный фонд для ведения персонифицированного учета застрахованных лиц.

Во-вторых, ФНС России создаст единый порядок и единые методологические правила при администрировании страховых взносов вместо Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонды).

Таким образом, с точки зрения администрирования страховых взносов Фонды не будут вовлечены в процесс взаимодействия с налогоплательщиками. При этом налогоплательщики не почувствуют смену администратора: ни сроки уплаты, ни тарифы страховых взносов, включая льготные категории, не изменяются.

По состоянию на текущий момент Федеральной налоговой службой совместно с Фондами проведены все необходимые организационные мероприятия.

Федеральная налоговая служба сможет более эффективно обеспечивать мобилизацию страховых взносов за счет:

  • имеющейся практики администрирования НДФЛ, поскольку налоговая база по НДФЛ и страховым взносам практически идентична;
  • возможности комплексного подхода к контрольным проверкам, которые будут охватывать не отдельные налоги, а в целом хозяйствующий субъект, включая взаимозависимые или аффилированные организации.

Кроме того, информация по администрированию страховых взносов будет интегрирована в Личные кабинеты налогоплательщика.

А. Сазанов: Мы построили единую систему учета и администрирования налоговых и таможенных платежей

Алексей Валерьевич, с 2016 года и таможенные, и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. Как это отразилось на работе служб?

Сейчас можно с уверенностью сказать, что нам удалось достичь главной цели, поставленной при передаче ФТС в ведение Минфина, – мы построили единую управленческую систему учета и администрирования налоговых и таможенных платежей.

Предпринятые усилия по углублению взаимодействия налоговых и таможенных органов позволяют обеспечить на высоком уровне собираемость таможенных и налоговых платежей на фоне создания более комфортных условий осуществления внешнеэкономической деятельности. Тут подразумевается и повышение эффективности контрольной работы, в том числе в части оптимизации налогового контроля добросовестных предпринимателей. А также снижение административной нагрузки на бизнес-сообщество за счет исключения избыточных требований по предоставлению документов. За последние годы административные издержки для добросовестного бизнеса значительно снизились.

Ключевую роль в этом, конечно же, сыграла цифровая трансформация таможни. Созданы электронные таможни и центры электронного декларирования (ЦЭД), в которых применяются современные технологии автоматической регистрации и выпуска товаров. Это позволяет сокращать сроки оформления и исключить влияние «человеческого фактора» при принятии решений.

Сегодня участник внешнеэкономической деятельности может подать все необходимые документы в электронной форме, а таможенные платежи оплатить онлайн. Например, в 2019 году всего было подано 5 млн деклараций и почти 100% из них в электронной форме. Это отличный показатель.

Останавливаться на достигнутом нельзя. Нам всем вместе еще предстоит проделать большую работу для дальнейшего повышения эффективности работы.

Какие шаги запланированы для дальнейшего снижения административного давления на бизнес? Как обеспечить успешное взаимодействие участников ВЭД с таможенными и налоговыми органами?

Мы считаем, что результатом дальнейшего развития взаимодействия должно стать создание новых удобных сервисов для участников ВЭД. Нужно трансформировать таможенное администрирование в быстрый и высокотехнологичный процесс. А сделать это можно только за счет применения передовых технологий, внедрения современных методов обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта.

Сейчас проводится ряд реформ, которые направлены на решение этих задач. Основные направления провидимых мероприятий – это сокращение сроков совершения таможенных операций, единообразная правоприменительная практика работы таможенных органов и минимизация необходимости личного присутствия представителей компаний в таможенных органах. Запрос именно на такие изменения мы видим со стороны бизнес-сообщества.

А если как раз говорить про взаимодействие службы с бизнесом. Насколько сейчас налажена эта коммуникация?

Очевидно, что без активного участия бизнес-сообщества во всех процессах трансформации таможни достичь высоких результатов просто невозможно. Таможня и бизнес – два основных игрока на этом поле, которые должны выступать союзниками и вместе работать над решением существующих проблем. Поэтому очень важно, чтобы диалог между ними был конструктивным.

Мы стремимся привлекать участников ВЭД к дискуссии как на этапе определения вектора развития таможенных органов, так и на этапе реализации конкретных инициатив.

Регулятор может не всегда видеть тонкости и трудности, с которыми на практике сталкивается бизнес. Мы это понимаем и во многих вопросах опираемся на их экспертное мнение. А бизнес в свою очередь должен помнить, что, упрощая процедуры, нужно также учитывать необходимость сохранить качество контроля и не допустить роста нарушений и злоупотреблений. Все предлагаемые изменения должны отвечать как интересам добросовестного бизнеса, так и интересам государства.

Бизнес всегда с опаской относится к проверкам. Насколько изменилась эффективность контрольно-надзорной деятельности ФТС и ФНС за последние годы?

В этой части проведена большая работа по расширению информационного обмена между службами, настроены бизнес-процессы контрольной работы. Вся получаемая информация теперь используется в ведомственных системах контроля.

Самое главное, что мы построили систему обмена данными о выявляемых рисках. Сведения о примененных мерах к участникам ВЭД взаимно используются ФТС и ФНС России, что обеспечивает более пристальное внимание и тщательный контроль за деятельностью отдельных организаций. Если, например, организация находится в «группе риска» у таможенных органов, она автоматически попадает в высокую группу риска и при проведении налогового контроля. А для компаний с положительной историей ситуация обратная – в отношении них проверки проводятся реже.

Получается, что количество проверок сокращается. А как это влияет на отчисления в бюджет? Эффективность проверок именно с точки зрения доначислений в бюджет не снижается?

Как раз наоборот. Вы правильно сказали, количество проверок участников ВЭД удалось сократить, но одновременно повысилась их результативность. Давайте, например, сравним 2019 год с 2017-м – проверок в 2019 году проведено на 38% меньше, тогда как их результативность повысилась на 25%.

В основу таможенного контроля теперь ложится принцип «точечного», а не сплошного контроля. И выигрывает от этого как добросовестный бизнес, так и государство – как показывает статистика, административная нагрузка на участников ВЭД снижается при этом одновременно увеличивается бюджетная эффективность проверок. В результате совместных мероприятий увеличиваются налоговые отчисления, наблюдается рост собираемости платежей на этапе декларирования.

Это является показателем того, что межведомственное взаимодействие позволило скоординированным проверкам стать самым эффективным методом проведения проверок участников ВЭД.

Возвращаясь к вопросам улучшения администрирования. В 2016 году Президент в послании парламенту обозначил, что необходимо сформировать единый механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. Что представляет собой данный механизм? Расскажите, в чем его основа и главные плюсы?

Для выполнения поставленной задачи мы сделали акцент на создании национальной системы прослеживаемости импортных товаров на территории России. Ее введение обеспечит контроль легальности оборота товаров на внутреннем рынке на всех этапах их использования – от момента ввоза до реализации в розницу. Это будет российский сегмент системы прослеживаемости, который сейчас формируется в рамках ЕЭАС.

В основе системы лежит использование информации из документов, оформляемых при ввозе и последующем обороте товаров. Это, прежде всего, декларации на товары и счета-фактуры. То есть речь идет не о применении различных способов маркировки товаров, а лишь о прослеживаемости движения товара по документам. Важно не путать одно с другим, это совершенно разные вещи.

Можно выделить три основные цели, которые мы преследуем при создании этой системы. Первая и самая глобальная – это обеление секторов экономики, связанных с прослеживаемыми товарами, без усложнения процедур оформления товаров и возникновения дополнительной нагрузки на участников рынка. Вторая – повышение эффективности таможенного и налогового контроля и создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей. И третье – противодействие заявлению недостоверной таможенной стоимости прослеживаемых товаров.

Как продвигается работа над созданием системы? Что, на ваш взгляд, должно стать залогом успеха для ее полноценного запуска?

Определяющее условие успешности проекта – это, конечно, цифровизация документооборота и автоматизация информационного взаимодействия участников ВЭД, налоговых и таможенных органов.

Создание системы проводится поэтапно. Сейчас мы на втором этапе.

На первом был внедрен обмен электронными счетами-фактурами по товарам, которые подлежат прослеживаемости.

Цель второго этапа – провести эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров, выпущенных на территории России по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления. Участие в этом эксперименте является абсолютно добровольным.

Очень важно, что в результате таможенные органы смогут предупреждать и выявлять нарушения как на этапе ввоза и декларирования товаров, так и на этапе постконтроля. Будет эффективнее выявляться незаконный оборот товаров, в том числе санкционных. Повысится эффективность контроля таможенной стоимости товаров, страны происхождения, а также применения ставок таможенных пошлин и налогов.

На данный момент в рамках эксперимента уже апробированы внедренные в информационные системы бизнес-процессы. Они доказали свою эффективность. Работоспособность показали методики визуализации цепочек продаж, выявления расхождения сведений из документов с реквизитами товаров и деклараций на эти товары, а также методика расчета критериев риска.

Завершающим этапом будет полноценный ввод системы в эксплуатацию и поддержание ее работоспособности.

Мы рассчитываем, что система прослеживаемости товаров станет для участников ВЭД очередным экономическим стимулом к легализации деятельности. За счет повышения прозрачности оборота товаров уклоняться от уплаты таможенных платежей и сборов станет сложнее.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Подробнее об авторе:

Интенция внедрения профессиональных стандартов (Слободской А.Л., Гриднева М.А. и др.) // Экономика труда. № 3 / 2018

Налоги и налоговая система

Развитие человеческого общества связано с образованием государств. Это объективный процесс, связанный с развитием производства. Увеличение производительности труда приводит к появлению излишков. Далее следует расслоение общества и формирования институтов власти.
Определение 1

Государство – это совокупность органов, способов и методов управления населением, производством и обществом на определенной территории, система политической власти.

Появление государства неразрывно связано с выполнением им определенных функций. Для этого необходимы денежные средства. Они нужны и для содержания органов власти. Поступление необходимых средств можно обеспечить за счет принудительных платежей с населения или с производителей.

Обязательные безусловные и безвозмездные платежи физических и юридических лиц органам государственной власти, осуществляемые для обеспечения функционирования государства и его структурных подразделений, называются налогами.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая таможенная система 450 руб.
  • Реферат Налоговая таможенная система 220 руб.
  • Контрольная работа Налоговая таможенная система 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Количество налогов, размер налоговых ставок, порядок их сбора определяется и регулируется государственным законодательством. В большинстве случаев каждое государство имеет отдельный свод законов о налогах и их взимании. Его называют часто налоговым кодексом. Все разнообразие налогов условно разделяется на следующие виды:

  • прямые;
  • косвенные;
  • аккордные;
  • подоходные.

Прямыми налогами называются налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства.

К таковым можно отнести налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п.

Косвенные налоги — это платежи за товары и услуги, которые уже включены в цену товара.

В данную категорию налогов включают налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.

Аккордные налоги – это налоги, которые устанавливаются государством не зависимо от уровня дохода объекта налогообложения (экономического агента).

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

А подоходный налог — это определенный процент от дохода. В этой категории различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога. Вся совокупность налоговых сборов, свод законов и норм, определяющих принципы и порядок их установления и отмены, органы, занимающиеся взиманием налогов и контролем за их уплатой называется налоговой системой государства.

Налоговая система – это один из важнейших инструментов управления экономикой и формирования доходной части бюджетов всех уровней – от местных до общегосударственного (федерального). Налоговая система каждого государства может иметь свои специфические черты (особенности законодательства, структура органов, перечень налогов). Но все они выполняют одни и те же функции:

  • фискальную;
  • распределительную;
  • регуляторную;
  • функцию контроля.

Фискальная функция заключается в наполнении бюджета. Это одна из самых древних и основных задач налоговой системы. Собранные средства могут перераспределяться как между статьями бюджета, так и между бюджетами разных уровней. В этом суть распределительной функции налоговой системы.

Благодаря налоговой политике стимулируется деятельность отдельных предприятий и отраслей или, наоборот, сдерживается проникновение отдельных производителей на внутренний или внешний рынок. Кроме того происходит накопление средств на восстановление использованных возобновляемых ресурсов. Это и есть регуляторная функция налогов. Налоговая система позволяет контролировать состояние финансов как государства, так и субъектов налогообложения.

В настоящее время в Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система. Она представлена федеральными налогами, налогами субъектов федерации и муниципальными налогами. Любой налог является специфической формой финансовых взаимоотношений между субъектами налогообложения и государством, связанной с перераспределением определенной части внутреннего валового продукта и национального дохода.

Единая федеральная централизованная система таможенных органов

В России органы, которые непосредственно осуществляют таможенное дело, являются единой Федеральной централизованной системой ТО (таможенных органов).

Вся система возглавляется государственным таможенным комитетом (ГТК) России. Положения ГПК утверждаются президентом либо по поручению президента — Правительством РФ. Руководство работой ГПК осуществляется председателем, который также назначается на свою должность президентом России.

Единственными лицами и органами, которые обладают правом принимать решения по поводу компетенции таможенных органов, являются президент России, а также Правительство РФ.

Система таможенных органов складывается из:

  • Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела;
  • региональных таможенных управлений России. Они являются промежуточными звеньями системы ТО между центральным и местными таможенными органами, и осуществляют деятельность непосредственно в организации таможенного дела, а также руководят нижестоящими ТО;
  • таможни – государственный орган через который осуществляется непосредственный ввод, а также вывоз всех экспортных и импортных товаров различных почтовых отправлений багажа и т. д.;
  • таможенных постов, представляющих с собой отдельное подразделение таможни, которое обладает полномочиями полностью проводить таможенное оформление и осуществлять контроль в конкретном пункте либо на конкретной территории.

Создаются, реорганизуются, а также ликвидируются таможенные управления, таможни и таможенные посты, только ГТК России.

Понятие о таможенной системе и ее задачах

С появлением внешнеэкономической деятельности начала формироваться и таможенная система государства. Таможенная политика представляет собой обязательный компонент государственной экономической политики (как внешней, так и внутренней). Она регулирует потоки финансов и товаров через государственную границу.

Таможенная политика представлена совокупностью нормативных документов, системой таможенных пошлин, акцизов и налогов, льгот и международных соглашений по вопросам внешнеэкономических связей.

Она является очень эффективным инструментом государственного влияния на предприятия и фирмы, занимающиеся внешнеэкономической коммерческой деятельностью. Она регулирует вопросы экспорта и импорта товаров. Также таможенная политика влияет на экономическую стратегию фирм-производителей.

Обязательным компонентом таможенной политики является таможенно-тарифная система. Именно она определяет размеры ставок и порядок их уплат. Таможенно-тарифная система страны должна соответствовать требованиям Генерального соглашения о тарифах и торговле Международного таможенного союза. В Российской Федерации законодательной базой таможенной политики является Таможенный кодекс.

Таможенные платежи

Вопросы, относящиеся к применению таможенных платежей, антидемпинговых, компенсационных пошлин, применяемых при движении товаров через границы Евразийского экономического союза, определяются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)
К таможенным платежам на основании ст.46 ТК ЕАЭС относятся:

  1. ввозные пошлины,
  2. вывозные пошлины,
  3. НДС (налог на добавленную стоимость), который взимается при осуществлении ввоза на территорию ТС.
  4. акцизы – это акцизный сбор, который взимают на территории Союза,
  5. таможенные сборы.

Правовое регулирование таможенных пошлин осуществляется на основании гл. 6-11 ТК ЕАЭС, данные главы устанавливают:

  • плательщиков пошлин, налогов,
  • случаи, когда сборы прекращаются,
  • сроки уплаты, основания для отсрочки,
  • общие вопросы, касающиеся исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин

Специальный вид таможенных пошлин регламентирует гл. 12 ТК ЕАЭС.

Совершенствование уплаты таможенных платежей в рамках таможенного сотрудничества ЕАЭС

Совершенствование таможенного регулирования предполагает повышение эффективности применения мер по совершенствованию таможенных операций и развитие таможенных технологий, тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенное регулирование выступает одним из факторов экономического развития стран ЕАЭС.

Одной из проблем является невыполнение норм по распределению таможенных платежей среди стран-членов ЕАЭС. Это связано с тем, что на сегодняшний день еще не в полной мере интегрировалась в ЕАЭС Республика Армения. Несмотря на то, что таможенные платежи в адрес этой страны перечисляются, пока еще Республика Армения не представляет полных сведений о поступлении таможенных платежей от плательщиков, уплачивающих таможенные платежи на ее таможенной территории. Это приводит к неточностям в расчете объема поступивших и распределенных таможенных платежей. Для решения этой проблемы предлагается создание единого органа администрирования таможенных платежей.

В рамках ЕАЭС также существует проблема гармонизации законодательства косвенных налогов (НДС и акциза). Дело в том, что между странами – участницами ЕАЭС не существует единого документа, регламентирующего обложение косвенными налогами, и каждое из государств руководствуется исключительно национальным законодательством, поэтому в настоящее время остро стоят вопросы гармонизации перечня подакцизных товаров в области алкогольной продукции и табачных изделий, а установление на них ставок является первоочередной задачей. Следует также отметить, что упрощение процедуры уплаты НДС и акцизов будет способствовать их эффективному администрированию, а введение единых ставок НДС может стать одним из приоритетных направлений взаимодействия таможенных и налоговых органов. Кроме того, ввиду различия ставок НДС нарушается принцип благоприятствования, поскольку субъекту хозяйствования выгоднее вести бизнес в той стране, где ставка налога меньше.

В настоящее время среди стран-участниц ЕАЭС Республика Беларусь и Республика Армения имеют самую высокую ставку НДС – 20% на ввозимые товары, в остальных государствах установлены следующие ставки: Российская Федерация – 20%, Кыргызская Республика –12%, Республика Казахстан – 12%. Для решения этой проблемы предлагается установить единую ставку НДС в 20% среди стран-членов ЕАЭС. Ставка по НДС в Российской Федерации равная 20% действует с 01.01.2019, ранее она составляла 18%. При увеличении ставки НДС в России, таможенные платежи в Республике Беларусь увеличатся в 2020 году на 274,7 млн. долларов США, в 2020 году на 260,78млн. долларов США, в 2020 году на 246,84 млн. долларов США. Вместе с увеличением доходов Республики Беларусь и Российской Федерации увеличатся и доходы остальных стран-членов ЕАЭС.

В рамках совершенствования таможенного регулирования в 2018 принят Таможенный кодекс ЕАЭС, который оцифровывает систему регулирования внешнеэкономической деятельности. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершить через Интернет, взаимодействуя с информационной системой таможенного органа. Реализация этого новшества позволит выпускать товары информационными системами таможенных органов автоматически, без участия таможенного инспектора. Все решения, начиная от регистрации таможенной декларации и заканчивая выпуском товаров, сможет принимать информационная система таможенного органа, а не должностное лицо. Будет ли проводиться таможенный контроль и в каких формах, также будет решать компьютер, а не человек. Это позволит сократить коррупционные риски, транзакционные издержки, ускорит работу таможенных служб и простимулирует конкуренцию сервисов этих структур. Время регистрации декларации сократится в два раза, а время выпуска товаров – в шесть раз. Однако существуют и недостатки этого новшества, чтобы использовать электронную цифровую подпись, необходим ключ, который обеспечивает высокую защиту электронной цифровой подписи. Для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей стоимость такого ключа равна 114,15 белорусских рублей, для физических лиц – 62,05 белорусских рублей. Конечно, для организаций не составит труда приобретение электронной цифровой подписи, однако не все физические лица смогут позволить себе приобрести такое новшество.

Кроме того, новое таможенное законодательство избавит участников внешнеэкономической деятельности от необходимости представлять в обязательном порядке таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявить их нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска информационной системы, а не по требованию сотрудника таможни.

В новом кодексе заложены стратегические нормы, которые, бесспорно, относятся к «таможне будущего». Основная из них – возможность совершения таможенных операций через механизм «единого окна». Предприниматели будут избавлены от необходимости подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, ветеринарам и т.д. по очереди, а проверка сможет осуществляться всеми контролирующими органами одновременно. Каждая служба сможет получать всю необходимую информацию из своей системы. В идеале процесс перемещения товаров – от ввоза на таможенную территорию Союза до выпуска в свободное обращение – должен выглядеть для участников ВЭД как один шаг – загрузка электронной декларации в систему. Чья эта система, какие контролирующие органы, в каком количестве и в какой последовательности проверят за единицу времени эту информацию, – участника ВЭД эти вопросы не должны беспокоить.

Таможенный кодекс ЕАЭС – документ, который будет представлять Союз на мировой арене в качестве единого субъекта, гарантирующего четкий и прозрачный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, в рамках ЕАЭС одной из проблем является невыполнение норм по распределению таможенных платежей среди стран-членов ЕАЭС, приводит к неточностям в расчете объема поступивших и распределенных таможенных платежей. Для решения этой проблемы предлагается создание единого органа администрирования таможенных платежей. В рамках ЕАЭС также существует проблема гармонизации законодательства косвенных налогов (НДС и акциза). Для решения этой проблемы предлагается установление единой ставки НДС в 20%. На примере Российской Федерации было рассчитано, как увеличатся доходы стран-участниц ЕАЭС при повышении ставки НДС. Совершенствование уплаты налогов в рамках ЕАЭС будет производиться с помощью электронной цифровой подписи, механизма «единого окна», упрощения предоставления документов, на основании которых была заполнена электронная декларация [17].

Законодательная база

Несмотря на сущность таможенных пошлин, как государственных фискальных платежей, их регламентация приводится в обособленном блоке юридических норм, действующем не только на территории России, но и в странах-участниках экономической интеграции.
Основные источники таможенного права:

  • международное законодательство;
  • Таможенный кодекс Таможенного Союза;
  • закон «О таможенном тарифе» 1993 года;
  • закон «О таможенном регулировании» 2010 года;
  • закон «О службе в таможенных органах» 1997 года;
  • другие законы и нормативно-правовые акты.

В апреле 2020 года был подписан договор о Таможенном кодексе ЕАЭС. Однако документ ещё не обрёл юридическую силу и ожидает выполнения всеми участниками: Россией, Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Киргизией, необходимых условий кодекса.

В странах ЕАЭС действует общее таможенное законодательство.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область (звонок бесплатен)

Какие вещи не облагаются таможенными налогами

В соответствии с ТК ТС, на российских контроль-пропускных пограничных пунктах действуют таможенные преференции по тарифам на ввозимые грузы. Такие льготы введены Правительством РФ по отношению к ставкам на товары, которых не хватает на внутреннем рынке страны. Снижение или полная отмена пошлины способствует притоку недостающей продукции из-за рубежа. На сегодняшний день льготные ставки применяются при расчете таможенных сборов за провоз:

  • морепродуктов, добытых россиянами в иностранных государствах;
  • личных вещей, ручной клади;
  • гуманитарных грузов;
  • сертифицированного медицинского оборудования;
  • устройств и приспособлений для тушения пожаров;
  • печатных изданий;
  • детских товаров и продуктов питания.

Таможенный налог

Не платить таможне за услуги по оформлению и принятию груза декларант имеет право только в том случае, если он перевозит товары гуманитарного назначения или собирается передать их в пользу государства.

Процедура возврата переплат по налогу

В выявлении переплаты по таможенным платежам должен быть заинтересован сам плательщик. Если, произведя повторный расчет, обнаружен уплаченный излишек, следует обратиться к таможенникам с подтвердительными документами.

Прежде всего, необходимо составить заявление на возврат таможенного сбора. Вернуть деньги можно в течение трех лет с момента уплаты пошлин и налогов. В свою очередь таможня рассматривает заявление в течение 30 дней. В случае нарушения данного срока заявитель имеет право потребовать от таможни уплатить, помимо необходимой суммы, проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Таможенные пошлины и налоги

Переплата уплаченных таможенных пошлин не возвращается, если:

  • у гражданина есть налоговая задолженность – тогда она полностью или частично покрывается излишком, а если излишек намного больше суммы долга, гражданин получит всю ее оставшуюся часть;
  • сумма, которую желает вернуть плательщик, составляет менее 150 руб.

Условия применения таможенного обеспечения

Обеспечение таможенных платежей принято разделять на две категории.

Безусловные

Называются так, как взимание каких-либо взносов и пошлин предполагается таможенным режимом. К ним относятся:

  • таможенный транзит;
  • переработка вне таможенной территории.

Исключительные

В первую очередь, обусловлены непредвиденными обстоятельствами. Либо в ситуации, когда таможенными органами не удается определить размер пошлин.

  • форс-мажоры;
  • временные режимы;
  • переходные этапы.

Читайте также: