Административное право федеральная налоговая служба

Опубликовано: 29.04.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Староверова О. В.

Исследует процедуры, касающиеся налогового контроля за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Староверова О. В.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION IN ACTIVITY OF TAX AUTHORITIES

In the present article the author investigates the procedures concerning tax control of implementation of currency transactions by residents and nonresidents, not being credit organizations or the currency exchanges.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование в деятельности налоговых органов»

Основным характеризующим признаком правового режима контртеррористической операции» выступает возможное ограничение прав и свобод граждан, как вынужденное, но объективно обусловленное средство обеспечения безопасности личности, общества и государства. При этом данное средство должно применяться только в качестве исключительной меры временного характера.

Проведение контртеррористической операции влияет на изменение характера общественных отношений, изменяет формы и методы государственного управления в создавшихся экстремальных условиях и, как следствие, сопровождается ограничениями.

1 Дикаев У.С. Терроризм и преступления террористического характера (опыт системного анализа). СПб., 2004. С. 128.

2 Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений// Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд, дополненное. М: 000 «Издательство ЭЛПИС», 2003. С. 25. С. 291.

3 Манин О. «Альманах «Профессионал»« // http: www. oxpaha.ru/a№alytics_61_9093.

6 Федеральный закон от 6 марта 2006 года № Э5-ФЗ «О противодействии терроризму» ч. 4 . ст. 3 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, С. 1146; № 31,С. 3452.

7 Манин О. «Альманах «Профессионал»« // http: www. oxpaha.ru/a№alytics_61_9093.

8 Гончаров И.В. Конституционные основы федерального вмешательства при защите основных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: Дис. докт. юрид. наук. -М., 2004. С. 407-409.

9 Федеральный закон - закон, принимаемый федеральным парламентом по вопросам, отнесенным конституцией к исключительной компетенции федерации, а также к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Общим принципом, закрепляемым конституциями всех федера-

тивных государств, является верховенство такого закона по отношению к законам субъекта федерации.

10 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (Ш) от 10 декабря 1948 г.).

11 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» ч.3 ст. 11 (в ред. Федеральных законов от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ, от 8 ноября 2008 г. № 203-ФЗ, от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ, от 27 июля 2010 г. № 197-ФЗ, от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ, от 3 мая 2011 г. № 96-ФЗ).http://www refere№t.ru.

12 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). «Экспо», 2010.

13 Конституция Российской Федерации ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 132.

14 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). «Экспо», 2010.

16 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). «Экспо», 2010.

17 Конституция Российской Федерации ст. 13, 19, 29, 55.

18 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). «Экспо», 2010.

19 Рудьман Д.С. Конституционно-правовые основы обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Академия управления МВД России. М. 782009.

20 Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовно- процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 26. Ст. 3185.

21 Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-о «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 34. Ст. 4368.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

О.В. СТАРОВЕРОВА, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права ФГБОУ ВПО Российской правовой академии Министерства юстиции

Российской Федерации 12.00.14 - административное право; административный процесс

Аннотация. Исследует процедуры, касающиеся налогового контроля за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.

Ключевые слова: налоговый орган, налоговые процедуры, налоговый контроль, административно-правовое регулирование, административная теория.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION IN ACTIVITY

OF TAX AUTHORITIES

O.V. STAROVEROVA, doctor of jurisprudence, assistant professor, professor of chair of the administrative and financial law FGBOU of VPO of the Russian legal academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation

Annotation. In the present article the author investigates the procedures concerning tax control of implementation of currency transactions by residents and nonresidents, not being credit organizations or the currency exchanges.

Keywords: tax authority, tax procedures, tax control, administrative and legal regulation, administrative theory.

В теории административного права механизм административно- правового регулирования практики исполнения налоговыми органами контроля за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами еще недостаточно разработан.

Это обстоятельство обусловлено тем, что «с переходом к рыночной экономике административной науке пришлось пересмотреть содержание своего основного понятия «государственное управление», в результате чего возникли новые подходы в оценке соотношения понятий «государственное управление» и «государственное регулирование», а также возник новый административно-правовой институт — «административно — правовое регулирование»1.

Этот институт сформировался в недрах финансового права. Думается, именно так следует рассматривать Приказ Минфина РФ от 04 октября 2011 г. №123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами». Данный регламент призван осуществлять государственную функцию по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не бывшими кредитными организациями или валютными биржами.

Что же касается государственного управления, то некоторые ученые определяют его самостоятельным видом государственной деятельности, основу которого составляет организующая роль органов исполнительной власти, использующая в механизме управляющего воздействия и другие исполнительные органы, причем как обладающие властными полномочиями, так и не имеющие их, к примеру,

1 Черникова Е.В. Регулирование банковской деятельности

в Российской Федерации: административный и организаци-

онный ресурсы. М., 2009. С. 50.

совещательные, консультационные и координационные органы2.

Заметим при этом, что «российское государственное управление и в царский, и в советский период развивалось в русле европейской континентальной управленческой системы, в частности германской и французской, в которых роль исполнительной власти в управлении экономикой всегда была велика3.

Нельзя не согласиться с тем, что именно переход к рынку обусловил разработку в административной теории концепции формирования «содержательной составляющей государственного управления»4, т.е. самостоятельного вида государственной деятельности, основу которой составляют органы исполнительной власти.

Признание теорией административного права административно-правового регулирования самостоятельным институтом, думается, в немалой степени было обусловлено необходимостью государственного регулирования новых развивающихся форм, т.е. рынков и сфер экономики. Эта непростая проблема, в свою очередь, влечет необходимость признания в теории административного права государственного регулирования одновременно и сложной, и актуальной для науки.

Что же касается формирования механизма деятельности налоговых органов, а также её дальнейшего совершенствования и развития, то, думается, в структуре этих органов необходимо предусмотреть элементы, которые и позволят достичь соответствующего результата управляющего воздействия. При этом методы правового регулирования должны применяться ко всем участникам управленческих отношений, т.е. к субъектам управления, которые используют методы управления.

2 Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. М.: Зерцало. 2007. С. 3—4.

3 Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., С. 115-116.

4 Административное право / Под ред. Козлова Ю.М, Попова Л.Л. С. 284.

Именно они призваны способствовать практическому решению задачи субъектом управления.

Не случайно Е.В. Черникова полагает, что например любому управляющему воздействию, любой управленческой деятельности присущи административные начала, в связи с чем любые методы, используемые в этой деятельности, не могут не быть по своей сути административно-правовыми1.

Механизм административно-правового регулирования исполнения, к примеру, Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, но не бывшими кредитными организациями или валютными биржами, способствует повышению эффективности государственного регулирования данного вида общественной деятельности.

Применительно к сфере налоговой деятельности наличие системы управляющего воздействия государства на объект управления и есть механизм административно-правового регулирования или, иначе говоря, правовые начала или правовое регулирование. При этом понятие или категория правового регулирования налоговой деятельности объекта и субъекта управления, безусловно, шире категории «административно-правовое регулирование».

Что же касается основных принципов административно-правового регулирования, то они означают не что иное, как общие основы организации того или иного процесса.

Данное обстоятельство означает, что создаваемое в сфере налоговых отношений административно-правовое регулирование осуществляется на основе налогового законодательства.

Кроме того, это обстоятельство подтверждает тот факт, что процесс административно-правового регулирования деятельности налоговых органов по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не бывшими кредитными организациями или валютными биржами, не может иметь места при отсутствии принципов административно-правового регулирования налоговой деятельности.

Поэтому мы полагаем, что государственное регулирование налоговой деятельности в условиях рынка при формировании принципов административно-правового регулирования происходит в налоговой системе и выражается в воздействии Министерства финансов Российской Федерации на налоговую деятельность.

Поэтому основными принципами государственного регулирования деятельности налоговых органов путем административно-правового регулирования следует прежде всего признать такие конституционные принципы, как законность, гласность, ответственность за свои действия.

Первый из названных принципов, как известно, означает, что органы государственной власти, осущест-

1 Черникова Е.В. Указ. соч. С. 57.

вляющие административно-правовое регулирование налоговой деятельности, должны строго соблюдать Конституцию РФ и законы нашей страны.

Принцип гласности в административно-правовом регулировании налоговой деятельности означает, что все действия, осуществляемые сотрудниками этих органов, должны быть гласными, а не тайными.

Принцип ответственности означает, что каждый сотрудник налоговой службы должен отвечать за содеянное.

Как известно, в каждом государстве казну формирует налоговый орган, деятельность которого как органа правоприменительного обусловлена нормами налогового законодательства.

Не случайно поэтому Административный регламент свою основную государственную функцию прежде всего рассматривает именно как контрольную функцию за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не бывшими кредитными организациями или валютными биржами.

ФНС России и ее территориальные, т.е. налоговые органы осуществляют государственную функцию в соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Предмет государственного контроля составляет соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации.

Налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции правомочны проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, касающиеся проведения валютных операций, открытия и ведения счетов.

Кроме того, налоговые органы, а также их должностные лица осуществляют контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также представляют органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в соответствии с валютным законодательством.

И резиденты, и нерезиденты, осуществляющие на территории России валютные операции, имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; обжаловать их действия (бездействие); требовать возмещения реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, обязаны представлять налоговым органам документы и информацию о валютном регулировании и валютном контроле, вести соответствующую отчетность по проводимым ими валютным операциям, а также хранить соответствующие документы и материалы не менее трех лет со

дня их совершения, но не ранее срока исполнения договора.

По результатам исполнения государственной функции налоговый орган составляет акт проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а при выявлении нарушений валютного законодательства — протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ. Административный регламент в соответствии со ст. 4, 5 КоАП РФ предусмотрел сроки исполнения государственной функции. При этом и резиденты, и нерезиденты обязаны соответствующие документы и материалы сохранять не менее трех лет со дня совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

И хотя перечень административных процедур сводится только к проверкам и оформлению их результатов, однако административный регламент подробно упорядочил цели их проведения, а также порядок оформления их результатов, которые сводятся к обеспечению соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства.

Правоприменительная деятельность налоговых органов представляет собой реализацию норм налогового законодательства. При этом четкая регламентация налоговых процедур есть не что иное, как ограничение свободы усмотрения отдельных должностных лиц налоговых органов и, вместе с тем, более защищенный статус налогоплательщика.

Неслучайно поэтому административная процедура определяется как особый нормативно установленный порядок юридической деятельности, гарантирующий последней правомерность и результативность, а также ориентирующий правоприменителя на достижение конкретной правовой цели1.

Несколько иной точки зрения придерживается Копина А.А., которая процедуру как общественное явление представляет в качестве системы, ориентированной на достижение конкретного социального результата. Поэтому система эта и состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения. Кроме того, процедура для автора означает деятельность, внутренне структурированную целесообразными общественными отношениями, имеющую модель своего развития, . постоянно находящуюся в динамике развития»2.

Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами налоговых органов положений настоящего Административного регламента возложен на руководителя налогового органа.

1 Кузнеченкова В. Е. Современная концепция налогового процесса // Государство и право. 2005. № 1. С. 39.

2 Копина А.А. К вопросу о соотношении понятий «налоговый процесс» и налоговая процедура» // Финансовое право. 2005. № 10. С. 15.

Названный документ предусмотрел также ответственность должностных лиц налоговых органов и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции, а также и досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов) при исполнении государственной функции, а также их должностных лиц.

Поэтому и резиденты, и нерезиденты, осуществляющие на территории Российской Федерации валютные операции, имеют право обжаловать действия (бездействие) налоговых органов как агентов валютного контроля и их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, в том числе принимаемые им решения при предоставлении государственной функции, а также обратиться с жалобой в устной или письменной форме. По результатам ее рассмотрения письменный ответ готовит уполномоченное должностное лицо налогового органа.

Итак, исполнение государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами предполагает несколько этапов:

♦ изучение и анализ документов, отбор резидентов и нерезидентов для проведения проверки;

♦ поручение на проведение проверки соблюдения валютного законодательства;

♦ анализ необходимых документов и информации;

♦ выявление (отсутствие) правонарушений;

♦ акт проверки соблюдения валютного законодательства.

Об исполнении государственной контрольной функции могут свидетельствовать следующие документы:

♦ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

♦ определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;

♦ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

♦ протокол об административном правонарушении;

♦ направление данного протокола в Росфиннад-зор (его территориальный орган) либо судье.

В заключение заметим, что налоговые процедуры как законодательно установленный порядок реализации конкретных властных полномочий налоговых органов, направленных на достижение правового результата, представляют собой необходимую составную часть государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами.

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

В указанную систему входят

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и
  • его территориальные органы.

В настоящее время это Федеральная налого­вая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. № 506).

Главные задачи ФНС России ― осуществление функций по контролю и надзору:

ФНС России является уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти,

  • осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве ин­дивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также
  • обеспечивающим представление в делах о бан­кротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обя­зательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, феде­ральными конституционными законами, федеральными закона­ми, актами Президента РФ и Правительства РФ, международны­ми договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе. Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах РФ» от 21 марта 1991 г. № 943-1, Фе­деральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, а также иными нор­мативными правовыми актами.

В случае возникновения коллизий в правовом регулировании статуса налоговых органов приоритет имеют нормы Налогового кодекса РФ.

Согласно положениям Конституции РФ (ст. 72 и 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты РФ и органы местного само­управления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установ­ленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделе­ниями ФНС России, но согласно ст. 3 Закона РФ «О налоговых органах РФ» только при соблюдении регио­нальными нормотворцами двух условий:

  • нормативные правовые акты территориального уровня долж­ны соответствовать Конституции РФ и федеральному законода­тельству;
  • они должны содержать регулятивные нормы по вопросам налогов и сборов.

Таким образом, региональные и муниципальные норматив­ные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС Рос­сии исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на феде­ральном уровне.

Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах РФ» в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. ФНС России осуществляет свою деятель­ность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполни­тельной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюд­жетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Структура территориальных органов ФНС России (http://www.nalog.ru/images_ca/structure_20072012_1.jpg):

1) центральный аппарат ФНС России;

2) управления ФНС по субъектам РФ;

3) инспекция ФНС в субъектах:

  • межрайонная инспекция;
  • инспекции по районам
  • инспекции по городам без районного деления;
  • инспекции по районам в городах.

Межрегиональные инспекции ФНС России, в основу образования которых положены принципы тер­риториальности или определенности сферы деятельности:

  • по федеральным округам;
  • по оперативному контролю про­блемных налогоплательщиков;
  • по контролю за налогообложени­ем малого бизнеса и сферы услуг;
  • по контролю за алкогольной и табачной продукцией и др.

Деятельность налоговых органов осуществляется в границах их компетенции, представляющей собой установленную норма­тивными правовыми актами совокупность полномочий ФНС России и ее территориальных подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в валютных отношениях и иных сферах государственной деятель­ности, а также полномочий по применению мер ответственности.

Компетенция налоговых органов реализуется непосредственно ФНС России или через ее территориальные структуры.

ФНС России осуществляет следующие полномочия в установ­ленной сфере деятельности в соответствии с положениями гл. 5 НК РФ:

ФНС России свойственно осуществление полномочий, направленных на со­вершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС России:

  • подготавливает пред­ложения по совершенствованию налоговой политики, планирова­нию налоговых поступлений, развитию налогового законодательст­ва в РФ, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;
  • разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сбо­рах налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства.

Федеральным законодательством предусмотрены различные виды исков, которые налоговые органы вправе предъявлять к на­логоплательщикам и другим участниками налоговых правоот­ношений в суды общей юрисдикции и арбитражные суды:

  • о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • о признании недействительной государственной регистра­ции юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпри­нимателя;
  • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательст­вом РФ;
  • о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
  • о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответ­ствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законода­тельством РФ зависимыми (дочерними) обществами (пред­приятиями), с конкретных основных (преобладающих, уча­ствующих) обществ (товариществ, предприятий).

Статьей 31 НК РФ предусмотрена возможность налоговых органов предъявлять иски и в иных случаях.

Способы защиты финансовых интересов государства посред­ством искового судопроизводства предусмотрены и Законом РФ «О налоговых органах РФ», согласно ст. 7 ко­торого налоговые органы вправе предъявлять иски:

  • о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
  • о взыскании в доход соответствующего бюджета неоснова­тельно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

Право на обращение в суд за защитой финансовых интере­сов государства посредством предъявления исков возникает у налоговых органов только в случаях, когда федеральным зако­нодательством не предусмотрены иные меры пресечения или предупреждения налоговых правонарушений или не установлен внесудебный порядок разрешения налоговых споров. Например, в силу императивности нормы о бесспорном взыскании сумм не­доимок и пеней с юридических лиц (ст. 46 НК РФ) налоговые ор­ганы не могут отказаться от ее реализации и восстанавливать на­рушенные права государства в порядке искового судопроизводства.

Однако на практике часто возникают ситуации, когда нало­говым законодательством предусмотрен внесудебный порядок разрешения налогового спора, но исполнить принятое решение не представляется возможным ввиду отсутствия у налогопла­тельщика объектов, на которые обращается взыскание (банков­ского счета или денег на нем, ликвидного имущества). В таком случае у налогового органа возникает право обратиться в арбит­ражный суд о признании организации банкротом.

Являясь федеральными органами исполнительной власти, налоговые органы наделены правом нормотворчества по регули­рованию общественных отношений, складывающихся в налого­вой сфере. Нормативные правовые акты издаются налоговыми органами на основе обобщения практики применения законода­тельства о налогах и сборах, анализов отчетных и статистических данных, результатов налоговых проверок и предназначаются для его детали­зации, конкретизации или установления механизма реализации налогово-правовых норм. Нормативные правовые акты, изданные в пределах компетенции налоговых органов и соответствующие законодательству, носят императивный характер по исполнению их налогоплательщиками и иными участниками налоговых пра­воотношений.

Составным элементом компетенции налоговых органов явля­ются их обязанности, установленные ст. 32 НК РФ. Основопола­гающей обязанностью налоговых органов, обусловленной целями создания и задачами деятельности, является осуществление кон­троля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых ак­тов. Остальные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируют ее.

Налоговые органы обязаны:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
  • бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах,
  • законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, а также предоставлять формы нало­говой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • соблюдать налоговую тайну;
  • направлять налогоплательщику или налоговому агенту ко­пии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в предусмотренных законодательством случаях — налоговое уведомление и требование об уплате налога или сбора.

Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц.

В ст. 8 Закона РФ «О налоговых органах РФ» перечислены следующие права, реализа­ция которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями:

  • выносить решения о привлечении граждан, органов и организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  • взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью;
  • предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде;
  • налагать административные штрафы;
  • создавать налоговые посты.

Остальные полномочия налоговых органов могут реализовываться их должностными лицами, т.е. сотрудниками налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем ра­боты и занимаемой должностью присваиваются классные чины. Должностные лица налоговых органов имеют специальные зва­ния и занимают должности не ниже должности налогового ин­спектора.

Реализация некоторых полномочий должностных лиц налого­вых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя. Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процеду­ры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа долж­ностных лиц является постановление (решение) налогового орга­на о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в по­становлении о проведении налоговой проверки.

Обязанности налоговых органов, так же как и права, кон­кретизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обя­занности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщи­кам, их представителям и иным участникам налоговых пра­воотношений, не унижать их честь и достоинство.

Обязанности налоговых органов имеют два аспекта:

Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых аген­тов не является исчерпывающим, на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные Налого­вым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Налоговым кодексом РФ дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных слу­жащих. Конкретизируются обязанности должностных лиц нало­говых органов некоторыми статьями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами. Например, ст. 92 и 94 НК РФ устанавливают обязанность должностного лица налого­вого органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. На основании Федерального закона «О применении контроль­но-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ налоговые органы обязаны:

  • осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

Налоговым кодексом РФ установлена презумпция правомер­ности действий и актов (как нормативного, так и индивидуаль­ного содержания) налоговых органов, вытекающая из положе­ния о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает испол­нения обжалуемого акта или действия.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506
"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"

С изменениями и дополнениями от:

11 февраля, 14 марта, 27 мая, 1 октября, 23 ноября 2005 г., 27 мая, 3 июня, 10 августа, 14 декабря 2006 г., 31 марта, 6 июня 2007 г., 22 февраля, 15 июля, 7 ноября 2008 г., 27 января, 24 февраля, 15 июля 2009 г., 9 марта, 15 июня, 8 декабря 2010 г., 11, 24 марта, 28 декабря 2011 г., 4 июня, 25 декабря 2012 г., 20 марта, 4 октября, 2 ноября 2013 г., 18, 30 июня, 3 июля, 3 ноября, 16, 27 декабря 2014 г., 3 апреля, 6 августа, 25 декабря 2015 г., 5 февраля, 13 апреля, 1 июля, 12 ноября 2016 г., 30 марта, 10 июля, 23 сентября 2017 г., 14 июня, 3 октября 2018 г., 21 мая, 27 августа, 30 ноября 2019 г., 15 апреля, 16 июля, 1 августа, 28 декабря 2020 г., 28 января 2021 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной налоговой службе.

2. Установить, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

ГАРАНТ:

О преобразовании территориальных органов Министерства РФ по налогам и сборам в территориальные органы ФНС России и установлении их предельной численности см. приказ ФНС России от 19 октября 2004 г. N САЭ-3-15/3@

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2021 г. - Постановление Правительства России от 28 декабря 2020 г. N 2293

3. Разрешить Федеральной налоговой службе иметь 10 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 27 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

Информация об изменениях:

5. Федеральной налоговой службе оказать работникам, высвобождаемым в связи с преобразованием Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, содействие в трудоустройстве, а при невозможности трудоустройства - предоставить гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федеральной налоговой службы находятся организации, находившиеся в ведении преобразованного Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

7. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации о размещении в установленном порядке центрального аппарата Федеральной налоговой службы в г. Москве, ул. Неглинная, д.23/6, строение 1.

8. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 254 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1299);

постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 992 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 254" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 37, ст. 4492);

постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 15, ст. 1597);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 783 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 43, ст. 4242);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1019 "Вопросы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 142);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 81 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 649);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 469 "О дачном строении "Баковка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2691);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2002 г. N 649 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 36, ст. 3486);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. N 729 "О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 49, ст. 4781).

Председатель Правительства
Российской Федерации

30 сентября 2004 г.

Положение о Федеральной налоговой службе
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506)

С изменениями и дополнениями от:

11 февраля, 27 мая, 23 ноября 2005 г., 27 мая, 3 июня, 10 августа, 14 декабря 2006 г., 31 марта, 6 июня 2007 г., 22 февраля, 15 июля, 7 ноября 2008 г., 27 января, 24 февраля, 15 июля 2009 г., 9 марта, 15 июня, 8 декабря 2010 г., 11, 24 марта, 28 декабря 2011 г., 4 июня, 25 декабря 2012 г., 20 марта, 2 ноября 2013 г., 18, 30 июня, 3 июля, 3 ноября, 16 декабря, 27 декабря 2014 г., 3 апреля, 6 августа, 25 декабря 2015 г., 5 февраля, 13 апреля, 1 июля, 12 ноября 2016 г., 30 марта, 10 июля, 23 сентября 2017 г., 14 июня, 3 октября 2018 г., 21 мая 2019 г., 15 апреля, 16 июля, 1 августа 2020 г., 28 января 2021 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Положению

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2017 г. N 357 в пункт 1 внесены изменения

1. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ГАРАНТ:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2014 г. N 384 Федеральная налоговая служба является оператором федеральной информационной адресной системы

См. Порядок разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов РФ как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России, утвержденный приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/663@

2. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

5. Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор за:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2017 г. N 357 в подпункт 5.1.1 внесены изменения

5.1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

5.1.2. утратил силу с 10 ноября 2009 г.;

Информация об изменениях:

5.1.3. утратил силу с 10 ноября 2009 г.;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. N 300 подпункт 5.1.5 изложен в новой редакции

5.1.5. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);

ГАРАНТ:

См. Административный регламент осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам), утвержденный приказом ФНС России от 26 августа 2019 г. N ММВ-7-17/418@

5.1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

ГАРАНТ:

См. Административный регламент предоставления ФНС России государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ, утвержденный приказом Минфина РФ от 29 июня 2012 г. N 94н

См. Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденный приказом Минфина РФ от 17 октября 2011 г. N 132н

5.1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

ГАРАНТ:

См. Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом Минфина РФ от 17 октября 2011 г. N 133н

Формирование в России правового и социального государства не только предполагает создание условий для осуществления прав и личных свобод граждан, но и накладывает на них определенные обязанности, в частности по уплате законно установленных налогов и сборов. Для контроля за исполнением гражданами и юридическими лицами указанной конституционной обязанности государство создало специальную систему уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является контроль за соблюдением налогового законодательства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, является Федеральная налоговая служба.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (ред. от 28.12.2011) // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.


Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы), которые составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Налоговые органы в результате выполнения задачи по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах осуществляют административно-юрисдикционную деятельность.

ФНС и нижестоящие налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" налоговые органы являются агентами валютного контроля. Права и обязанности агентов валютного контроля и их должностных лиц закреплены в ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Выполняя функции агентов валютного контроля, налоговые органы руководствуются прежде всего валютным законодательством Российской Федерации, состоящим из упомянутого Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Следует особо отметить, что налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов. Таким образом, функция налогового контроля производна от основной функции налоговых органов - контроля за соблюдением налогового законодательства.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 06.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 05.06.2012) // СЗ РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4859.


Кроме того, налоговые органы наделены контрольно-надзорными полномочиями за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения. Полномочия налоговых органов и ФНС России при проверке применения контрольно-кассовой техники указаны в ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" , согласно которой налоговые органы:

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" // СЗ РФ. 26.05.2003. N 21. Ст. 1957.


- осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

- осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

- проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

- налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

Налоговые органы обеспечивают исполнение доходной части бюджетов, входящих в единую бюджетную систему Российской Федерации. Реализуя эту функцию, ФНС России и налоговые органы руководствуются прежде всего нормами законодательства о налогах и сборах, а также бюджетного законодательства, состоящего из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год (и на двухгодичный плановый период), законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения .

См.: Корнева Е.А., Ткачева В.Н. Правовое регулирование полномочий налоговых органов: Комментарий законодательства для налоговика и налогоплательщика: Учебное пособие. М.: Городец, 2007. С. 247.


ФНС России осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет не только налогов и сборов, образующих систему налогов и сборов Российской Федерации (ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ), но и других обязательных платежей (например, штрафов, пеней, различных сборов и иных обязательных платежей, которые не входят в систему налогов и сборов, установленную Налоговым кодексом РФ) .

См.: Иншина Р.С. Налоговые доходы федерального бюджета // СПС "КонсультантПлюс".


Наряду с перечисленными контрольно-надзорными функциями и направлениями административно-юрисдикционной деятельности налоговых органов, Законом РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и иными актами законодательства Российской Федерации за налоговыми органами могут закрепляться и другие функции.

Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 21.11.2011) "О налоговых органах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 11.04.1991. N 15. Ст. 492.


Одной из недавно закрепленных за налоговыми органами функций согласно ст. 7.1 является обобщение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, в налоговые органы в соответствии с федеральным конституционным законом, и представление результатов обобщения Президенту Российской Федерации и в палаты Федерального Собрания Российской Федерации до 30 апреля. Налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) .

См.: ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".


Важной правотворческой функцией ФНС России, способствующей своевременному выявлению нарушений налогового и административного законодательства, является разработка форм и порядка заполнения деклараций по налогам и сборам, которые затем утверждаются Минфином России.

Федеральная налоговая служба утверждает многочисленные формы других документов, необходимых для результативного и эффективного осуществления административно-юрисдикционной деятельности:

- требования об уплате налога;

- заявлений и уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе;

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- решения руководителя налогового органа о проведении выездной проверки;

- акта налоговой проверки и акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом правонарушениях;

- справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;

- представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

- уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте РФ) в банках за пределами территории РФ;

- представления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

- квитанции, подтверждающей прием средств в счет уплаты налогов, выдаваемой местной администрацией налогоплательщикам;

- документа, составляемого при выявлении недоимки;

- направления в банк решения о приостановлении операций по счетам в банке на бумажном носителе и решения об отмене приостановления операций;

- акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

- сообщения банка налоговому органу об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета;

- основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки;

- форматы представления деклараций (расчетов) в электронном виде .

См.: Мясников О.А. О полномочиях финансового и налогового ведомств // Ваш налоговый адвокат. 2007. N 12.


ФНС России осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности, разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы, представляет интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам.

ФНС России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций, обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов Службы .

См.: Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.


Для обеспечения грамотного выполнения государственными служащими налоговых органов административно-юрисдикционной деятельности ФНС России организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы.

ФНС России с целью реализации своих административно-юрисдикционных полномочий имеет право:

- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций;

- предъявлять к налогоплательщикам и другим участникам налоговых правоотношений в суды общей юрисдикции или арбитражные суды различные виды исков о взыскании недоимок, пеней и штрафов за налоговые правонарушения; о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета плательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите и др.

Таким образом, достаточно большая часть компетенции ФНС России и ее территориальных налоговых органов направлена на осуществление административно-юрисдикционной деятельности. Однако непосредственно Положение о ФНС России не содержит полномочия в сфере разрешения юридических споров и применения мер административного принуждения. В своей административно-юрисдикционной деятельности налоговые органы руководствуются нормами Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", НК РФ и КоАП РФ и некоторых других федеральных законов. Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц. Так, в ст. 8 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" перечислены следующие права, реализация которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями: выносить решения о привлечении граждан, органов и организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений; взыскивать недоимки по налогам и пени; возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью; предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде; налагать административные штрафы; создавать налоговые посты. Иные полномочия вправе осуществлять федеральные государственные гражданские служащие налоговых органов, т.е. должностные лица, которым в соответствии с квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присваиваются классные чины гражданской службы.

Реализация некоторых полномочий должностных лиц налоговых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя. Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процедуры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа должностных лиц является постановление (решение) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в постановлении о проведении налоговой проверки.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных служащих. Обязанности должностных лиц налоговых органов конкретизированы некоторыми статьями НК РФ, КоАП РФ и иными федеральными законами. Например, ст. ст. 92 и 94 НК устанавливают обязанность должностного лица налогового органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Административно-юрисдикционными полномочиями наделены исключительно руководители налоговых органов или их заместители (ст. 101 НК РФ). При этом они выступают не только в качестве участников налогового контроля, а как субъекты государственного управления, наделенные государственно-властными полномочиями. Поскольку ФНС России и ее территориальные органы относятся к федеральным органам исполнительной власти, то наделять руководителей (заместителей) налоговых органов законодательно закрепленными административно-юрисдикционными полномочиями вправе законодательные органы государственные власти федерального уровня (Федеральное Собрание РФ).

Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации

1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Формирование в России правового и социального государства не только предполагает создание условий для осуществления прав и личных свобод граждан, но и накладывает на них определенные обязанности, в частности по уплате законно установленных налогов и сборов. Для контроля за исполнением гражданами и юридическими лицами указанной конституционной обязанности государство создало специальную систему уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является контроль за соблюдением налогового законодательства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, является Федеральная налоговая служба.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (ред. от 28.12.2011) // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.


Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы), которые составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Налоговые органы в результате выполнения задачи по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах осуществляют административно-юрисдикционную деятельность.

ФНС и нижестоящие налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" налоговые органы являются агентами валютного контроля. Права и обязанности агентов валютного контроля и их должностных лиц закреплены в ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Выполняя функции агентов валютного контроля, налоговые органы руководствуются прежде всего валютным законодательством Российской Федерации, состоящим из упомянутого Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Следует особо отметить, что налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов. Таким образом, функция налогового контроля производна от основной функции налоговых органов - контроля за соблюдением налогового законодательства.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред. от 06.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 05.06.2012) // СЗ РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4859.


Кроме того, налоговые органы наделены контрольно-надзорными полномочиями за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения. Полномочия налоговых органов и ФНС России при проверке применения контрольно-кассовой техники указаны в ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" , согласно которой налоговые органы:

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" // СЗ РФ. 26.05.2003. N 21. Ст. 1957.


- осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

- осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

- проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

- налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

Налоговые органы обеспечивают исполнение доходной части бюджетов, входящих в единую бюджетную систему Российской Федерации. Реализуя эту функцию, ФНС России и налоговые органы руководствуются прежде всего нормами законодательства о налогах и сборах, а также бюджетного законодательства, состоящего из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год (и на двухгодичный плановый период), законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения .

См.: Корнева Е.А., Ткачева В.Н. Правовое регулирование полномочий налоговых органов: Комментарий законодательства для налоговика и налогоплательщика: Учебное пособие. М.: Городец, 2007. С. 247.


ФНС России осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет не только налогов и сборов, образующих систему налогов и сборов Российской Федерации (ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ), но и других обязательных платежей (например, штрафов, пеней, различных сборов и иных обязательных платежей, которые не входят в систему налогов и сборов, установленную Налоговым кодексом РФ) .

См.: Иншина Р.С. Налоговые доходы федерального бюджета // СПС "КонсультантПлюс".


Наряду с перечисленными контрольно-надзорными функциями и направлениями административно-юрисдикционной деятельности налоговых органов, Законом РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и иными актами законодательства Российской Федерации за налоговыми органами могут закрепляться и другие функции.

Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 21.11.2011) "О налоговых органах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 11.04.1991. N 15. Ст. 492.


Одной из недавно закрепленных за налоговыми органами функций согласно ст. 7.1 является обобщение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, в налоговые органы в соответствии с федеральным конституционным законом, и представление результатов обобщения Президенту Российской Федерации и в палаты Федерального Собрания Российской Федерации до 30 апреля. Налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) .

См.: ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".


Важной правотворческой функцией ФНС России, способствующей своевременному выявлению нарушений налогового и административного законодательства, является разработка форм и порядка заполнения деклараций по налогам и сборам, которые затем утверждаются Минфином России.

Федеральная налоговая служба утверждает многочисленные формы других документов, необходимых для результативного и эффективного осуществления административно-юрисдикционной деятельности:

- требования об уплате налога;

- заявлений и уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе;

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- решения руководителя налогового органа о проведении выездной проверки;

- акта налоговой проверки и акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом правонарушениях;

- справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;

- представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

- уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте РФ) в банках за пределами территории РФ;

- представления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

- квитанции, подтверждающей прием средств в счет уплаты налогов, выдаваемой местной администрацией налогоплательщикам;

- документа, составляемого при выявлении недоимки;

- направления в банк решения о приостановлении операций по счетам в банке на бумажном носителе и решения об отмене приостановления операций;

- акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

- сообщения банка налоговому органу об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета;

- основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки;

- форматы представления деклараций (расчетов) в электронном виде .

См.: Мясников О.А. О полномочиях финансового и налогового ведомств // Ваш налоговый адвокат. 2007. N 12.


ФНС России осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности, разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы, представляет интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам.

ФНС России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций, обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов Службы .

См.: Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.


Для обеспечения грамотного выполнения государственными служащими налоговых органов административно-юрисдикционной деятельности ФНС России организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы.

ФНС России с целью реализации своих административно-юрисдикционных полномочий имеет право:

- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций;

- предъявлять к налогоплательщикам и другим участникам налоговых правоотношений в суды общей юрисдикции или арбитражные суды различные виды исков о взыскании недоимок, пеней и штрафов за налоговые правонарушения; о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета плательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите и др.

Таким образом, достаточно большая часть компетенции ФНС России и ее территориальных налоговых органов направлена на осуществление административно-юрисдикционной деятельности. Однако непосредственно Положение о ФНС России не содержит полномочия в сфере разрешения юридических споров и применения мер административного принуждения. В своей административно-юрисдикционной деятельности налоговые органы руководствуются нормами Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", НК РФ и КоАП РФ и некоторых других федеральных законов. Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц. Так, в ст. 8 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" перечислены следующие права, реализация которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями: выносить решения о привлечении граждан, органов и организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений; взыскивать недоимки по налогам и пени; возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью; предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде; налагать административные штрафы; создавать налоговые посты. Иные полномочия вправе осуществлять федеральные государственные гражданские служащие налоговых органов, т.е. должностные лица, которым в соответствии с квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присваиваются классные чины гражданской службы.

Реализация некоторых полномочий должностных лиц налоговых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя. Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процедуры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа должностных лиц является постановление (решение) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в постановлении о проведении налоговой проверки.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных служащих. Обязанности должностных лиц налоговых органов конкретизированы некоторыми статьями НК РФ, КоАП РФ и иными федеральными законами. Например, ст. ст. 92 и 94 НК устанавливают обязанность должностного лица налогового органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Административно-юрисдикционными полномочиями наделены исключительно руководители налоговых органов или их заместители (ст. 101 НК РФ). При этом они выступают не только в качестве участников налогового контроля, а как субъекты государственного управления, наделенные государственно-властными полномочиями. Поскольку ФНС России и ее территориальные органы относятся к федеральным органам исполнительной власти, то наделять руководителей (заместителей) налоговых органов законодательно закрепленными административно-юрисдикционными полномочиями вправе законодательные органы государственные власти федерального уровня (Федеральное Собрание РФ).

Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации

1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте также: