Административная и налоговая политика сасанидов на восточном кавказе

Опубликовано: 17.05.2024

"Государственная организация и внешняя политика государства Сасанидов"

Держава Сасанидов и ее социальная структура

Государство Сасанидов, которое образовалось в III в., сменило распавшуюся Парфянскую державу. В его состав вошли обширные иранские территории, Месопотамия, Хузистан и восточные горные рай оны иранского плато. Экономическое развитие в разных частях страны было различным. Более высокого культурного уровня достигли западные территории. Неоднородным было и население. Число отдельных племен, в прошлом – отдельных владений, достигло 240. Только в Парсе родственные племена объединились в одну народность.

Основная часть населения Сасанидской державы занималась земледелием, которое в некоторых районах страны было основано на применении искусственного орошения. Горные области населяли племена скотоводов-кочевников. Более значительные города были расположены главным образом в западной части страны. Крупнейшим среди них был Ктесифон – столица государства. Сасанидские города славились изделиями своих ремесленников, превосходными тканями и великолепным оружием. Через территорию Ирана проходили древние торговые пути с Запада в Среднюю Азию и Китай.

В основных районах Ирана господствовали рабовладельческие отношения. Упоминания о рабах постоянно встречаются в повествовательных источниках, но главные сведения мы черпаем из дошедших до нас частей сасанидского судебника «Матиган-и хазар дадестан». Рабов дарили, отдавали в залог, покупали и продавали; средняя цена раба достигала 500 драхм. В рабство отдавали за преступление, существовала сложная система вольноотпущенничества. Рабы могли на известных условиях иметь собственность, заключать сделки. Уже существовала, по-видимому, система так называемого «частичного освобождения», т.е. предоставление рабу права пользоваться долей произведенного им продукта. Часть рабов находилась в собственности общин.

Труд рабов использовался на ирригационных и земледельческих работах. Но если он сыграл положительную роль в расширении и улучшении сети искусственного орошения, то его применение при обработке новых земель в сельском хозяйстве становилось все менее выгодным. Особенно это заметно на орошаемых землях, где земледелие требовало более интенсивного труда и более высоких производственных навыков. Господствующий класс стал искать новые формы эксплуатации.

В источниках часто упоминается земельное владение – дасткард, в котором рабы были посажены на землю и не могли быть отчуждаемы без этой земли. Дасткарды принадлежали как крупным, так и мелким собственникам, а также свободным крестьянским общинам. Наиболее крупными земельными собственниками и рабовладельцами являлись государство, сам шаханшах, представители аристократии и жречества. На землях знати переход к использованию более заинтересованного и инициативного производителя выражался в предоставлении рабу частичной свободы, права использовать некоторую часть произведенного им продукта. Это был чрезвычайно долгий и мучительный для непосредственных производителей путь развития. Иной была картина на землях общины, где свободный общинник все более приобщался к интенсивному земледельческому труду.

С ростом производительности труда господствующий класс, опираясь на сильную государственную организацию, увеличивал налоги и повинности крестьянского населения Ирана. Свободные общины претерпевали серьезные изменения, а крестьяне-общинники стали постепенно превращаться в закабаленное податное сословие. В III–V вв. иранская' аристократия, порвавшая свои родовые связи с общиной, встала на путь систематического усиления эксплуатации крестьянства. Однако выполнение этой задачи оказалось весьма трудным вследствие упорного сопротивления общин. До этого в течение длительного времени эксплуатация иранского крестьянства осуществлялась в форме традиционно-патриархальных повинностей: военной, работы для общественных нужд и т.д. Лишь ко второй четверти V в. знати удалось ввести всеобъемлющую систему налогов: хараг (налог на земледельческую продукцию иранского крестьянства), и гезит (подушная подать). Наряду с этим продолжали существовать и старые налоги и повинности, число которых было весьма значительным; поступали они в основном натурой. Известно, что государство имело обильные запасы зерна в специальных зернохранилищах.

Несмотря на усиливающуюся эксплуатацию общины, иранское крестьянство еще продолжало считаться лично-свободным. Среди сельского населения большесемейная родовая община, совместно владевшая имуществом, играла еще важную роль. Однако наиболее характерной была сельская соседская община, состоявшая из нескольких большесемейных общин, которые сами постепенно распадались на малые семьи. В связи с этим процессом происходило изменение значения термина «кедхуда», первоначально обозначавшего главу большесемейной общины, а затем старосту. Последний выделялся из односельчан и нес определенные административные и финансовые функции, отвечая за систему искусственного орошения, возделывание новых земель и пр. К нему постепенно переходило право на общинных рабов. В некоторых, более отсталых районах Ирана большесемейная община продолжала существовать и после VII в.

Процесс роста имущественного неравенства среди общинников и выделения их из слоя мелких и средних землевладельцев в IV–V вв. зашел уж достаточно далеко, но в целом он еще не был завершен и юридически оформлен. Слово «азат» (буквально «свободный»), обозначавшее ранее свободного общинника, теперь все чаще употреблялось для обозначения выделившегося из общины довольно широкого слоя свободных самостоятельных хозяев, достаточно состоятельных, чтобы вступить в войну в вооружении и на коне. В это понятие к V в. входили кедхуда и дехкане. Под термином «дехкане» понимался, по-видимому, полноправный владелец земли, в то время как термин «азат» имел более широкое значение – свободного воина. Дехкане обычно обрабатывали землю с помощью домочадцев и рабов. Этот слой выделялся при обнищании и закабалении массы общинников.

По сравнению с иранскими общинниками крестьянство покоренных неиранских областей находилось в более тяжелых условиях, подвергаясь безжалостной эксплуатации.

Небольшую часть населения составляли ремесленники. Многочисленные иранские изделия того времени свидетельствуют о большом мастерстве ремесленников и далеко зашедшем разделении труда. В источниках встречаются упоминания о ремесленниках и даже о ремесленных организациях. Вместе с тем в государстве Сасанидов ремесленники находились в угнетенном и презираемом положении, а ремесленный труд считался низким и недостойным свободного члена общества. Вся продукция ремесленников поступала владельцу, которым часто было государство. Большая часть ремесленного и торгового населения городов Сасанидского государства состояла из неиранцев, но в IV–V вв. число ремесленников-иранцев постепенно увеличивалось в связи с обнищанием и разорением общин.

Все свободное население царства делилось сначала на три, а позднее на четыре сословия. Первые три принадлежали к господствующему классу: воины, духовенство, писцы (чиновники). В четвертое, податное, сословие входили крестьяне, ремесленники и купцы. Переход из низшей категории в высшую, как и из одного сословия в другое, был практически невозможен.

В III–V вв. экономическое и политическое господство в стране продолжало находиться в руках старой иранской знати. Экономическую основу ее могущества составляли крупная земельная собственность и ограбление завоеванных земель.

В начале III в. представитель знатного рода Сасанидов Ардашир, поддержанный знатью и жречеством, подчинил своей власти весь Парс, а затем области Центрального Ирана и лежащий к западу от Парса Хузистан. В 226 г. Ардашир был провозглашен главой государства. Он правил до 241 г., положив начало правлению династии Сасанидов.

Упорная борьба первых Сасанидов со старой парфянской знатью, с владетелями еще не покоренных районов Ирана сопровождалась уничтожением владений патриархальной знати на значительной территории страны. Ардашир I заложил основу административного деления, которое нарушило границы старых родовых союзов и тем самым уничтожило непосредственную связь знати со свободным крестьянством своих кланов. Тем не менее значительная часть аристократии, особенно менее связанные со старыми родовыми владениями члены знатных семей, поддержала Ардашира и обеспечила победу Сасанидам.

Во главе государства стоял шаханшах (царь царей). Строгого порядка наследования не было, но государь должен был обязательно происходить из правящего дома Сасанидов. Он еще при жизни стремился закрепить престол за угодным ему царевичем. Нередко выборы шаханшаха происходили под влиянием той или иной группировки знати.

Во главе административного аппарата стоял вазург-фрамадар (великий распорядитель). Круг обязанностей вазург-фрамадара не был строго регламентирован, так как не существовало еще и разветвленной системы ведомств. Основными объектами забот центрального правительства были финансы и армия, а также ирригационные работы. Финансовое ведомство занималось сбором налогов и делами общины.

Управление провинциями осуществлялось через местных царьков и князей, покорившихся Сасанидам и сохранивших известную самостоятельность, а на основной территории государства – через наместников, назначавшихся из представителей высшей персидской и парфянской знати. Наместниками важнейших, особенно пограничных со Средней Азией восточных провинций, назначались члены царствующего дома.

До IV в. войско Сасанидов состояло исключительно из ополченцев и вспомогательных отрядов союзных племен, преимущественно из конницы. Пехота играла вспомогательную роль. Во главе войска стояли представители военной аристократии. Они же составляли особые отряды тяжелой конницы.

Государственная религия – зороастризм

В Сасанидской державе особую роль играла государственная религия – зороастризм, которая активно способствовала укреплению власти персидской знати и закабалению трудящегося крестьянства. Зороастризм окончательно сложился в догматическую воинствующую религию со строго определенным культом только в сасанидское время. В основе зороастризма сасанидского периода лежала дуалистическая идея о борьбе в мире светлого и темного начал. Сложный и детально разработанный культ различных божеств (Ормузда, Михра, Анахез, Зрвана), стихий и сил природы (солнца, огня, звезд) обслуживался огромным количеством жрецов – хербадов и мобадов. Местами культа были многочисленные храмы, где горел неугасимый огонь и совершались обряды, сопровождаемые песнопением и чтением священных текстов.

Зороастрийские храмы и представители высшего жречества владели обширными землями, обрабатываемыми в основном рабами. Храмам и жречеству поступали богатые приношения, кроме того, жрецы получали с населения немалые доходы за исполнение обрядов. Существовала хитроумная система штрафов за несоблюдение религиозных правил и обрядов.

Верхушка зороастрийского духовенства была одной из наиболее могущественных прослоек господствующего класса и играла важную роль в политической жизни страны. В руках духовенства находились образование и суд, вся жизнь трудового населения проходила под неусыпным контролем жрецов. Поэтому социальные протесты в стране принимали в те времена характер религиозных ересей. Важнейшими из них были манихейство и маздакизм.

Манихейство и его социальная сущность

Основатель этого учения Мани родился около 215 г. в Вавилонии и начал свою проповедь в 242 г. в г. Ктесифоне. Основной идеей манихейства, как и зороастризма, была дуалистическая идея, признававшая существование двух начал – светлого и темного, добра и зла. Мир рассматривался как арена борьбы этих начал, а цель мирового развития – освобождение светлого начала. В отличие от зороастрийцев, которые объявляли существующий порядок и весь государственный строй Сасанидской державы олицетворением светлого, организующего начала, Мани учил, что мирская жизнь и сами люди, живущие на земле, являются порождением злого начала, что спасение может состоять лишь в избавлении духа человека от всего материального, земного. Единственным средством для освобождения света, смешавшегося с тьмой, манихейцы считали гибель мира. Человек всем своим поведением, всей своей жизнью обязан содействовать освобождению светлых частиц своего существа из окружающего мира, тем самым помогая светлому началу в борьбе со злом. Поэтому человек обязан воздерживаться от мясной пищи, вести нравственную жизнь, а «избранные» не должны вступать в брак, потреблять мясного, срывать растения. По мысли Мани, новое учение должно было явиться всеобщей универсальной религией и заменить собой существующие культы, поэтому он свободно черпал внешние формы обрядов из известных ему религий.

Манихейцы противопоставляли аскетизм богатству и власти эксплуататоров. Отрицательное отношение к земной материальной жизни исключало возможность выдвижения каких-либо определенных требований преобразования общества. Жестокое угнетение свободных, остатки рабовладения, резкое обострение всех социальных противоречий придали этому учению безысходность и пессимизм. Однако ненависть широких слоев угнетенных крестьян, ремесленников и рабов к угнетателям была настолько сильной, что они сочувствовали манихейской идее гибели всего существующего.

Первоначально Сасаниды не противодействовали распространению манихейства, но когда выяснилось антигосударственное и антицерковное направление манихейской проповеди, правительство начало жестокие гонения против приверженцев Мани, а сам Мани был заключен в тюрьму и в 276 г. казнен. Его приверженцы были вынуждены скрываться. На западе, в византийских владениях, куда стало быстро проникать это учение, манихеи подверглись не меньшим преследованиям.

Насколько сильно было влияние манихеев, показывает обширная христианская полемическая литература, направленная против этого учения. Отголоски манихейства прослеживаются в целом ряде средневековых ересей и сектантских движений (тондракиты в Армении, альбигойцы в Европе, богомилы в Болгарии).

В Средней Азии манихейство особенно распространилось в согдийских городах, откуда оно было занесено в Восточный Туркестан в дальше – в Китай.

В Иране манихейство продолжало тайно существовать и оказывать большое влияние на жизнь иранского общества. Все же, несмотря на широкое распространение, манихейство не стало знаменем вооруженной борьбы народа, так как ограничивалось пассивным протестом и не могло удовлетворить требований новых сил, шедших на смену рабовладению. В III–IV вв. правители Ирана охотно давали убежище на своей территории христианам в надежде приобрести в их лице союзников в тылу у римлян. Когда же христианство стало господствующей религией враждебного Рима, Сасаниды стали преследовать христиан в своей стране и поддерживать представителей еретических учений, оппозиционных официальной церкви.

Внешняя политика Сасанидов в III–IV в.

Внешняя политика государства в первые века его существования в основном определялась экономическими и политическими интересами рабовладельческой знати. Необходимым условием постоянного воспроизводства рабовладельческих хозяйств являлись войны и захват рабов.

Ардашир I захватил почти все области, подчинявшиеся некогда парфянам, сасанидские войска вторглись в римскую Месопотамию, а

отдельные отряды проникли в Сирию и Малую Азию. На востоке, где уже начала ослабевать могущественная Кушанская империя, Сасаниды укрепились в Хорасане и Мервском оазисе. Персы имели явный перевес в упорной борьбе с Римом из-за Месопотамии и Армении. При Шапуре I (242–272) эта борьба закончилась в 260 г. полным разгромом римлян. По преданию, римских воинов, взятых в плен близ Эдес-сы вместе с императором Валерианой обратили в рабство; их руками были построены огромная плотина и ирригационные сооружения на р. Карун, известные в Иране под названием Банди Кайсар (плотина Цезаря).

Помимо побед над Римом и укрепления позиций Сасанидской державы в Закавказье Шапур I сумел добиться некоторых успехов и на востоке. Найденная в конце 30-х годов нашего века надпись Шапура рассказывает о его походе в Среднюю Азию, где он доходил до области Чач (современный Ташкент). В III в. и позднее в V в. границей владений Сасанидов на востоке являлись Мервский оазис, горные районы к востоку от Герата и Сакастан.

В 283 г. был совершен поход в Месопотамию, окончившийся заключением невыгодного для персов мира, в результате которого Сасаниды потеряли контроль над Арменией. Эти неудачи были еще более осложнены крупным восстанием на востоке, поднятым среднеазиатскими племенами.

Новый конфликт с Римом начался из-за Армении уже в IV в. В 359 г. враждующие стороны перешли от интриг к военным действиям в Северной Месопотамии и Восточной Малой Азии. Шапуру II (310–379) удалось захватить ряд важных крепостей, которые являлись опорными пунктами обороны римлян. В 363 г. римское войско с императором Юлианом во главе вторглось в пределы империи, но после первых успехов римляне потерпели неудачи. В 371 г. началась новая война с Римом, продолжавшаяся около пяти лет. С конца IV в. обе державы пришли к соглашению о разделе Армении: большая ее часть, примерно 4/5 территории, вошла в состав державы Сасанидов, меньшая – Восточноримской империи (Византии).

Прекращение постоянных войн между двумя великими державами объяснялось аналогичными для обоих государств трудностями – внутренним социальным кризисом и беспрерывными вторжениями варварских племен. Резкое усиление социальной борьбы в иранском обществе с конца IV в., изменившее внутреннее положение в Иране, отразилось и на внешней политике Сасанидского государства.

САСАНИДСКИЙ ИРАН

Иранская династия Сасанидов, сменившая парфянскую династию Аршакидов (247 г. до н. э. — 224 г. н. э.), правила Новоперсидским царством с 224 до 651 г. Основоположником династии был Арташир (Артаксеркс римских источников), сын Папака и внук Сасана, происходивший из рода наследственных хранителей храма богини Анахид в городе Стахре — центре области Парс (Персида античных источников) на юго-западе Ирана. Правители этой области были вассалами Аршакидов, но обладали некоторой самостоятельностью, в частности еще со времен Селевкидов чеканили свою монету.

В начале III в. н. э. Папак оттеснил от власти правителя Парса, а наследовавший ему Арташир повел борьбу с парфянским шаханшахом («царем царей») Артабаном V (213–224). В 224 г. в решающем сражении на равнине Ормиздаган Артабан потерпел поражение и погиб, а Парфянское царство прекратило свое существование. Сасаниды провозгласили себя преемниками и хранителями традиций Ахеменидов (549–331 гг. до н. э.) — создателей Персидской империи, которые так же, как и сами Сасаниды, были выходцами из Парса. От Аршакидов Сасаниды унаследовали неоднородную в этнополитическом, хозяйственно-экономическом и культурном отношении державу. В зависимости от природных условий в тех или иных областях Ирана получил распространение земледельческий или (полу)кочевой тип хозяйства. На большей части территории Ирана, представляющей собой сухое и каменистое плато, население вело полукочевой образ жизни. Лишь в небольших горных долинах и оазисах Иранского нагорья, отделенных друг от друга пустынными пространствами, практиковалось садоводство. В плодородных речных долинах Месопотамии (Саваде) и Хузистана, частично в Хорасане, Мидии, Фарсе и Азербайджане преобладало земледелие. Культивировались различные зерновые (ячмень, пшеница, рис и др.), виноград, плодовые деревья, финиковые пальмы и сахарный тростник.

Господствующим этносом в Парфянской империи были исповедовавшие различные зороастрийские культы иранцы (парны, парсы, мидийцы, курды). В Месопотамии, где иранцы не составляли большинства населения, жило много арамеев, арабов и греков, поклонявшихся своим божествам. В Закавказье обитали армяне. Среди горожан часть населения составляли евреи.

В административном отношении держава Аршакидов состояла из множества царств и сатрапий, степень зависимости которых от центральной власти могла сильно различаться. Представители парфянской родовой знати (Сурены, Карены, Михраны, Спахпаты и др.) носили титул шаха («царя») и обладали большой автономией, в том числе имели свое войско. В Великой Армении (к востоку от Евфрата), находившейся в зависимости то от Парфии, то от Рима, с середины I в. н. э. правила побочная ветвь Аршакидов. Мелкие арабские княжества (такие как Хатра в Месопотамии) сохраняли свои традиции патриархально-родового устройства. Экономически развитые эллинистические города Месопотамии обладали самоуправлением. Полунезависимыми от центральной власти были кочевники. На своих западных границах

Парфия испытывала постоянное давление со стороны римлян, которые трижды (в 116, 164 и 199 гг.) грабили парфянскую столицу Ктесифон.

Уже первые Сасаниды — Арташир и его сын и наследник Шапур I (241–272) — предприняли ряд мер по укреплению верховной власти и централизации страны, создав основные институты сасанидского государства и церкви. Все царствование Арташира прошло в военных походах, направленных прежде всего на покорение «царств», из которых состояла Парфянская империя. Он подчинил себе собственно иранские области и потеснил римлян в Месопотамии, взяв города Нисибин и Карры. Шапур I также успешно воевал с римлянами в Сирии, Киликии и Каппадокии. В битве на Евфрате в 244 г. погиб Гордиан III, а его преемник Филипп Араб в том же году заключил мир с персами, по которому Шапур добился признания двойного подчинения Армении. Шапур взял Антиохию и Дура-Европос и в 260 г. в сражении близ Эдессы пленил императора Валериана. Несмотря на поражение, которое Шапур потерпел от союзника Рима, правителя Пальмиры Одената, выступившего против него в 262 г., баланс сил на границе Ирана и Римской империи не изменился, так как в 272 г. император Аврелиан уничтожил Пальмиру, опасаясь ее усиления. На востоке Шапур захватил западную часть Кушанской империи, которая занимала территорию совр. Афганистана, части Северо-Западной Индии и Средней Азии. Туда были назначены кушано-сасанидские наместники, которые до середины IV в. чеканили собственную монету.

Наместниками провинций, на которые империя была разделена при Шапуре I, часто назначались не чиновники, а сыновья шаханшаха, получавшие в таком случае титул шаха той или иной области. Главы семи знатных парфянских родов, оставаясь важными политическими фигурами, тем не менее, уже не могли, как при Аршакидах, вести борьбу за верховную власть, которая теперь происходила внутри правящего рода.

Города, пользовавшиеся самоуправлением в парфянскую эпоху, при Сасанидах перешли под контроль центральной власти. Ктесифон, оставшийся, как и прежде, столицей, получил иранское наименование Бех Ардашир. Ардашир и Шапур I развернули широкое строительство новых городов, которым присваивали царские имена (Ардашир-хуррэ, Бех Шапур, Нишапур и др.). Они ввели в практику переселение ремесленников из захваченных византийских городов в новые города Ирана.

Военно-политические итоги царствования Шапура I отражены в надписи, высеченной на башне Зороастра в Накш-и Рустаме на трех языках (среднеперсидском, парфянском и греческом). Шапур I принял титул «царь царей (шаханшах) Ирана и не-Ирана», который подчеркивал имперский характер его державы. Впоследствии противопоставление иранцев и неиранских народов стерлось и термином «Иран» стали обозначать все области, входившие в государство Сасанидов.

Сасаниды, несмотря на то, что свергнутые ими Аршакиды были так же, как и они сами, зороастрийцами, противопоставляли себя им как восстановители истинной веры, пришедшей в упадок еще в эпоху греческого завоевания и не получившей должной государственной поддержки при Аршакидах. На основе местных зороастрийских общин Сасаниды создали единую государственную религиозную систему и установили в храмах царские священные огни, в то время как династийные огни местных правителей подверглись уничтожению. Сасаниды также запретили известное еще со времен Ахеменидов почитание культовых изваяний при богослужении.

Наряду с зороастрийцами, в Иране проживало много приверженцев и других религий. В городах Месопотамии издавна обосновались иудейские общины. В восточных областях Ирана имелись последователи буддизма. Число христиан при первых Сасанидах заметно выросло по сравнению с парфянским периодом, главным образом за счет христиан, взятых в плен в ходе военных кампаний Шапура I. Религиозная пестрота населения Ирана способствовала зарождению и распространению нового религиозного учения — манихейства.

Основоположник манихейства Мани происходил из знатной иранской семьи. Отец его был членом родственной ессеям секты эльхаизитов в Вавилонии, благодаря чему Мани рано познакомился с иудейской, христианской и гностической традициями. Усвоив также отдельные элементы зороастризма, Мани стал проповедовать собственную синкретическую религию, основы которой он изложил в книге под названием «Шабураган». Мани считал себя последним в череде великих пророков, передававших людям божественную истину, — Заратуштры, Будды и Иисуса Христа.

Мани провел много лет при дворе Шапура I, который предоставил ему право публичной проповеди. Несмотря на то что Мани пользовался покровительством шаханшаха, ярым противником манихейства выступал зороастрийский первосвященник (эрбад) Кирдэр, с именем которого связано становление государственной церкви при первых Сасанидах. После смерти Шапура Кирдэр приобрел большое влияние на его сына и преемника Хормизда I (272–273), который даровал Кирдэру новый, более высокий, титул — «мобад Ормазда» (т. е. «верховный жрец» Ормазда — главного божества зороастрийцев). По наущению Кирдэра Мани был схвачен и казнен; это произошло в царствование Вахрама I (273–276) или в самом начале правления Вахрама II (276–293). Несмотря на преследования манихеев, впоследствии их идеи распространились вплоть до Китая, а в самом Иране в конце V в. оказали большое влияние на формирование маздакизма, в особенности его социальной программы.

Конец эпохи ранних Сасанидов знаменует царская надпись Нарсе (293–302), младшего сына Шапура I, на перевале Пайкули (совр. Ирак). В этой надписи в последний раз наряду со среднеперсидским использован и парфянский язык. После этого единственным официальным языком в Иране стал персидский. На нем записывалась и вся зороастрийская религиозная литература — перевод Авесты с пословным толкованием и комментариями (Зэнд).

Империя Сасанидов стала важным звеном в системе государств, расположенных на Шелковом пути и других трансазиатских маршрутах, связывавших Китай, Центральную Азию и Ближний Восток. Через территорию Ирана проходила древняя дорога, которая использовалась еще с ахеменидских времен и была описана Геродотом под названием «царской». Из Малой Азии через Персеполь (к северу от совр. Шираза) путь вел в столицу древней Мидии Экбатаны (на месте совр. Хамадана), далее — в Герат, где он разветвлялся в северо-восточном (в Мерв, Бухару, Самарканд и далее в Китай) и южном (в Систан и через Кандагар в Индию) направлениях. В эту систему коммуникаций была включена и Аравия посредством маршрутов, шедших из Йемена через Хиджаз в Сирию и к берегам Персидского залива.

Государства, расположенные на этих международных путях, были тесно связаны между собой и составляли единую систему, границы внутри которой были подвижны и складывались в очень большой степени в ходе борьбы за контроль над тем или иным участком торгового пути. Эта взаимозависимость проявлялась не только во внешних конфликтах, но нередко становилась фактором внутренней политики того или иного государства, которая, в свою очередь, влияла на международный контекст.

На востоке при Шапуре II (309–379) Сасаниды завоевали Кушанское царство, занимавшее выгодное положение на центральноазиатском участке Шелкового пути. Успешной была и борьба против вторжений кочевников — гуннов, хионитов и кидаритов, несмотря на то что после 360 г. они вступали в союз с римлянами. В V в. положение на восточных рубежах империи осложнилось с появлением там в 427 г. эфталитов, или «белых гуннов», занявших земли к северу от Амударьи. С эфталитами упорную борьбу вели Иездигерд II (439–457) и Пероз Фируз (459–484). Дважды, в 465 и 484 гг., эфталиты наносили поражение Перозу. Пероз был убит, а его сын Кавад I (488–496, 499–531) длительное время находился у эфталитов заложником. Персы понесли большие военные потери и были вынуждены платить дань эфталитам. В 506–516 гг. кочевники неоднократно вторгались на территорию Ирана.

На западе империи Сасанидов постоянным источником конфликтов с Римом (впоследствии с Византией) была борьба за обладание Арменией, Месопотамией и Сирией. К началу IV в. в войнах с римлянами персы потеряли восточную часть Месопотамии и права на Армению, где воцарился римский ставленник Аршакид Трдат III. В 338 г. Шапур II вернул Армению. В сражении при Маранге в 363 г. погиб император Юлиан Отступник, с преемником которого Иовианом Шапур в 363 г. заключил выгодный для персов мирный договор. При Ардашире II (379–383) столкновения с Римом из-за Армении возобновились, а в 387 г. Шапур III (383–388) заключил с римлянами договор о разделе Армянского царства.

Несмотря на острое соперничество Сасанидов с Восточной Римской империей и державой эфталитов, отношения этих государств не исключали и тесного сотрудничества. Так, охрана Дербентского и Дарьяльского проходов от нашествий северных кочевников осознавалась Сасанидами и ромеями как сфера взаимной ответственности. Получила распространение практика, когда глава одной из империй усыновлял наследника престола другой империи. К примеру, в 408 г. по просьбе умирающего императора Аркадия шах Иездигерд I (399–421) усыновил его малолетнего сына — императора Феодосия И. А Кавад I, потерявший в 496 г. власть в результате заговора, вернул себе трон с помощью эфталитов.

Важные перемены во внутренней жизни Римской империи, где христианство после издания в 313 г. Миланского эдикта стало государственной религией, вызвало у Сасанидов опасения, что проримские симпатии христианских жителей Ирана могут поставить под угрозу единство империи. Начавшиеся в 322 г. гонения на христиан продолжались, с перерывами, вплоть до крушения Сасанидской империи. Шапур II обложил своих христианских подданных двойным налогом и податями. При Бахраме V Гуре (421–438) войны с Восточной Римской империей сопровождались со стороны Сасанидов притеснениями христиан в Сирии и Закавказье. Это вызвало восстания в Армении в 451 и 483–484 гг., которые подорвали влияние Ирана в этом регионе и спровоцировали новые конфликты с Константинополем из-за спорных территорий.



После Эфесского собора 431 г. в Иран стали переселяться изгнанные из Византии несториане. Несмотря на то что благодаря притоку византийских несториан общее число христиан в Иране увеличилось, гонения на них во второй половине V в. ослабли, поскольку персидские христиане, большинство которых исповедовало несторианство, рассматривались Константинополем как еретики.

Усиление позиций христианства как в Византии, так и в самом Иране, стимулировало меры, направленные на укрепление позиций зороастризма и возвышение правящей династии. В первой половине V в. для главы зороастрийской церкви был введен титул мобадан мобад (т. е. «верховный жрец верховных жрецов»). Началось создание исторической хроники «Хвадай-намак» («Книги владык») с погодным изложением правлений сасанидских шахов, которое предварялось (полу)легендарными сведениями о предшествующих династиях — мифических Пишдадах и Кейанидах, а также Ашканидах. Все династии генеалогически связывались между собой, так что, согласно преданию, в Иране правил один царский род. Оригиналы этих сасанидских сочинений утрачены, но они известны в пересказах более поздних арабских историков (Табари, Хамзы ал-Исфагани идр.), опиравшихся на арабский перевод Ибн ал-Мукаффы середины VIII в., а также в поэтической передаче Фирдоуси (XI в.).

Социальные институты, характерные для парфянского времени, продолжали существовать и в сасанидскую эпоху, но подверглись определенной трансформации. В правовом отношении все население империи делилось на две группы: полноправные члены общин и неполноправные лица (в том числе рабы). Наряду с этим существовало деление на сословия (пешак) жрецов, воинов и прочих свободных лиц (крестьян, ремесленников и торговцев). Иранские сословия имели сходство с древнеиндийскими варнами, так как принадлежность к ним, определяемая по статусу отца, была наследственной. Перейти в более высокое сословие можно было только при наличии специального решения царя и знати. Сословия находились под контролем центральной власти, так как и сами сословия, и иерархические группы внутри них возглавлялись действовавшими от имени шаха представителями родовой знати. При Сасанидах получило развитие рабство, имевшее наследственный характер. Насчитывалось четыре категории рабов, которые использовались в сельском хозяйстве, строительстве, в качестве прислуги, могли быть предоставлены в качестве залога кредитору.

Собственность на землю существовала в виде храмовых поместий, где трудились зависимые лица, а также арендаторы; частных владений (дастакертов) с прикрепленными к земле рабами; общинного землевладения. Поземельный налог (хараг) составлял шестую или третью часть урожая и являлся основным источником доходов казны. Лица, принадлежавшие к высшим сословиям (жрецов и воинов), освобождались от уплаты налогов. Незороастрийцы платили дополнительный налог — подушную подать (гезит).

В сасанидский период происходило постепенное расслоение общины (наф): с одной стороны, выделялась ее верхушка ( Продолжение на ЛитРес

Иран Подавление мятежа в Ираке и англо—французская оккупация Сирии сорвали подготовку к вторжению в этот регион гитлеровских войск из Египта, Крита и Кипра. Но в Иране, где действовала большая немецкая агентура, направляемая из посольства в Тегеране, ситуация

Иран В шесть утра, как решило командование, должен был пролететь самолет в сторону Ирана, и мы должны открыть огонь, но уже семь, восемь, лежат протертые снаряды, расчеты волнуются у пушек, а команды «огонь» нет. Пообедали, поступила команда «отбой», идем в Иран, а он вон там

ИРАН Зороастризм. Новая религия возникла в VII–VI вв. до н. э., примерно в одно время с иудаизмом и также на базе новаторского преображения традиционных верований и картины мира. Основатель зороастризма Заратуштра жил, видимо, на востоке Ирана в VII в. до н. э., в областях

ИРАН Начало эмиграции мидийцев и персов на территорию Ирана X в. до н. э. Захват персами территории Юго-Западного Ирана конец VIII в. до н. э. Царствование Кира I в Персии 650-600 Объединение мидийских племен в государство 625 Царствование Киаксара в Мидии 625-585 Разгром и

САСАНИДСКИЙ ИРАН

САСАНИДСКИЙ ИРАН Иранская династия Сасанидов, сменившая парфянскую династию Аршакидов (247 г. до н. э. — 224 г. н. э.), правила Новоперсидским царством с 224 до 651 г. Основоположником династии был Арташир (Артаксеркс римских источников), сын Папака и внук Сасана, происходивший

САСАНИДСКИЙ ИРАН

САСАНИДСКИЙ ИРАН Гюиз Ф. Древняя Персия. М., 2007.Дмитриев В.А. «Всадники в сверкающей броне»: военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн. СПб., 2008.Дьяконов ММ. Очерк истории Древнего Ирана. М., 1961.Иностранцев К.А. Сасанидские этюды. СПб., 1909.Луконин В.Г.

Иран С древнейших времен Иранское нагорье было заселено племенами парсуа – это слово перешло от греков как «персы». Создатель и первый царь могущественного Персидского царства Кир и его преемник Камбиз и Дарий объединили все иранские племена.Территория Персии быстро

Иран В начале 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН начала рассматривать вопрос о выводе советских войск из поделенного Москвой и Лондоном в 1941 г. на зоны влияния Ирана.Понимая важность происходящего, госсекретарь Бирнс теперь отдавал свои речи для предварительного прочтения

Тюркский каганат, Сасанидский Иран и Византия. Шелковый путь

Тюркский каганат, Сасанидский Иран и Византия. Шелковый путь После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами значительной части торгового пути из Китая в страны Средиземноморья — Великого Шелкового пути. Главными посредниками в торговле шелком были согдийцы (на

11.4. ИРАН В XV В.

11.4. ИРАН В XV В. После смерти Тимура в 1405 г. началась война между его наследниками, эта война продолжалась пять лет и привела к распаду созданной завоевателем империи. Сын Тимура Шахрук удержал за собой Восточный Иран и Среднюю Азию; Западный Иран и Ирак были захвачены

Иран Иран закупает в Беларуси грузовики, металлорежущие станки, подшипники, электронику, синтетические волокна, калийные удобрения. В Иране открыты сборочные производства грузовиков «МАЗ».2009 год. Беларусь имеет дипломатические отношения со 164 странами мира и входит в


Иранское общество в сасанидскую эпоху было аграрным обществом, и поэтому сасанидская экономика опиралась на сельское хозяйство и сельское хозяйство.

Основным экспортным товаром сасанидов был шелк; шерстяные и золотистые ткани; ковры и коврики; шкуры; и кожа и жемчуг из Персидского залива . Были также товары, идущие транзитом из Китая (бумага, шелк) и Индии (пряности), на которые сасанидские таможни облагали налогами и которые реэкспортировались из Империи в Европу.

Из-за особого географического положения иранского мира сасаниды могли контролировать морские пути, и благодаря этому они, возможно, были самым важным игроком в международной торговле в поздней античности.

Содержание

  • 1 Местная торговля
  • 2 Международная торговля
    • 2.1 Соперничество с Римской империей
    • 2.2 Торговля с Китаем
  • 3 базара
  • 4 Торговца
  • 5 иранских колоний в Южной и Восточной Азии
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение

Местная торговля

Мы знаем, что в ранний сасанидский период империя проявляла большой интерес к созданию портов на побережье Персидского залива. В Karnamag Ардашира Papagan (Книга деяний Ардашира сына Папака ), один из этих портов упоминается, и это называется «Bōxt-Artaxšīr», который является современным Бушере . Этот порт был важен для сасанидов, потому что он связывал Казерун с центром Персиды , современным Ширазом . В период Сасанидов на иранской стороне Персидского залива были и другие порты, такие как Сираф, Ормуз, Куджаран Арташир и т. Д. По словам Аммиана Марцеллина, «на всем побережье [Персидского залива] расположено множество городов и деревень, и многие корабли плывут туда и обратно ».

Международная торговля

Соперничество с Римской империей

Мы знаем, что в шестом веке сасаниды не только стремились контролировать Аравийское море и, конечно же, свои собственные воды, Персидский залив, но и смотрели дальше на восток. Это привело персов к конфликту с Римом. Шелк имел важное значение в древнем мире и был тем, чего хотели римляне. Поскольку моря находились под контролем Ирана, римлянам пришлось обратиться за помощью к эфиопам. Однако этот план потерпел неудачу и, вероятно, вызвал аксумско-персидские войны , которые в конце войны сделали Йемен вассалом Ирана.

Прокопий заявляет, что Юстиниан послал посольство в Аксум и попросил эфиопов, «чтобы они« купили шелк у индейцев и продали его римлянам. Таким образом, они заработали бы много денег, в то время как приносили бы эту прибыль только населению ». Римлянам, что они [римляне] больше не будут вынуждены посылать свои собственные деньги своим врагам [персам]. «Однако план не удался», поскольку эфиопы не могли покупать шелк у индейцев. потому что персидские купцы, присутствовавшие в тех самых портах [Цейлона в Шри-Ланке], куда заходили первые корабли индейцев, поскольку они населяли соседнюю страну, всегда были привыкли покупать все грузы ». Тем не менее, не считается, что соседи были причиной сотрудничества иранских и сингальских торговцев, и лучшей причиной было бы то, что иранцы были давними покупателями и не хотели обижать сасанидов, ведя дела с конкурентами. Персидской империи. Однако шелковая проблема римлян была решена с появлением шелкопряда в Римской империи .

Торговля с Китаем

У нас также есть сведения о сасанидской торговле с Китаем. Иранско-китайская торговля велась двумя путями: по Шелковому пути и по морским путям. Многие сасанидские монеты были найдены на побережьях Китая.

Базары

Основная хозяйственная деятельность в городах осуществлялась купцами (среднеперсидский: wāzarganan ) и велась на базарах. На базарах сасанидской эпохи у каждой группы ремесленников была своя отдельная секция, которая на персидском языке называлась расте . Мы знаем эту информацию из Денкарда , в котором говорится о правилах, которые существовали «о ряде магазинов на базаре, принадлежащих различным ремесленникам». (VIII, Глава 38) Денкард также упоминает список профессий, занимавших часть базара, таких как кузнецы (среднеперсидский: āhengar ) и цирюльники (среднеперсидский: wars-wirāy ).

В каждой гильдии ремесленников ( киррог ) был глава гильдии ( киррогбед ), а деятельность и цены на базаре не учитывались главой базара, известным как вазарбед на среднеперсидском языке. Этот офис ( wāzārbed ) также упоминается в Res Gestae Divi Saporis .

Торговцы

Хотя до Китая были сасанидские купцы, зороастрийцы не очень хорошо смотрели на них. MENOG из Khrad ( Дух Мудрости ), один из самых важных зороастрийских книг, говорит о торговцах очень отрицательно.

Функция рабочих такова: они не будут заниматься работой, с которой они не знакомы, и делать хорошо и точно то, что они знают, и получать справедливую заработную плату.

Иранские колонии в Южной и Восточной Азии

Известны также постройки сасанидской колонии и порты вплоть до Восточной Азии. В Малайзии была сасанидская колония, состоящая из купцов. Поскольку персидские лошади были отправлены на Цейлон, на этом острове была основана сасанидская колония, откуда корабли приходили из Ирана в ее порт. Чтобы расширить свою торговлю, сасаниды построили больше портов в таких местах, как Маскат и Сохар. Мы даже знаем о сасанидских колониях в Килве на восточном побережье Африки.

Основание иранских колоний в Китае также подтверждается существованием зороастрийских храмов огня, найденных в районе Чанъань на юге Китая.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Дагестано-сасанидские отношения одна из важных, но в то же время слабо разработанных проблем истории народов Дагестана. Они имеют многовековую историю, отличаются сложностью, и в итоге сыграли значительную роль в политическом, экономическом и социальном развитии дагестанского общества. В сложной внутренней и внешней обстановке эти отношения диктовались конкретной исторической обстановкой, политика дагестанских правителей определялась как трезвым политическим расчётом, так и состоянием взаимоотношений Ирана, Византии, стран Закавказья, кочевых племён Северного Кавказа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОРОДОВ В ДАГЕСТАНЕ 6
ДАГЕСТАН В IV—VI ВВ. I. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА IV—VI ВВ. 8
ДАГЕСТАНО-САСАНИДСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В IV-VI ВВ. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Освободительное движение народов Дагестана против Сасанидского Ирана.doc

Дагестано-сасанидские взаимоотношения в IV-VI вв.

В истории народов Кавказа, в частности Северного, V-VI вв. характеризуются воздействием, сплетением интересов и чрезвычайно активными действиями многих государств и политических сил—Византии, Ирана, государств Закавказья, кочевых племён Северного Кавказа. Стержень политических событии взаимоотношения двух крупнейших держав раннего средневековья — Византии и Ирана, столкновение их интересов в Закавказье, планомерные, упорные попытки этих держав вмешиваться в историю Иберии, Албании, Армении, навязывать им свою волю, ввести народы Кавказа в орбиту своего военного, политического и идеологического влияния. Попытки эти встречали вполне закономерное упорное сопротивление со стороны народов Кавказа, но втягивание их в " коалицию" той или иной державы ослабляло силу этого сопротивления. Обстановка осложнялась ещё и тем, что после появления в 70-х гг. IV в. на политической арене Кавказа гуннского политического объединения участились набеги кочевых племен на земли Закавказья, "провоцирование" выступлений этих племен на стороне той или иной державы. Необходимо отметить, что гунны привлекались за вознаграждение в качестве наёмников, как, впрочем, и горские племена.

В V в. сасанидские правители сосредоточили в Албании, Армении и Иберии значительные гарнизоны для упрочения здесь своего положения и для "зашиты" этих стран от северных кочевников. В середине V в. район Дербент а (Чора) уже управляется персидским наместником марзпаном. В районе Чога находилась десятитысячная персидская конница. Здесь были воздвигнуты укрепления, которые часто обороняли от гуннов армянские князья, назначаемые Сасанидами14. Вскоре эти укрепления были разрушены кочевыми племенами гуннов в ходе восстания 451 г.

В последующем марзпану Армении Васаку удалось расстроить союз восставших. В 451 г. на Аварайском поле войска Вардана Мамиконяна, сражавшиеся с персами, не были поддержаны иберами и албанами. Более того, дагестанские племена выступили во время восстания Вардана Мамиконяна на стороне Ирана и сами, в свою очередь, нашли поддержку Сасанидов. Так, например, Васак вербовал войска против восставших: он "проводил набор в стране иберов, войск лпинов и чилбов, Ват, Гав, Гылвар и Хырсан, и Хечматак, и Пасык, и Посых, и Пюкован, и все войска Таваспарана, горного и равнинного, и всю крепостную неприступную сторону гор". В Аварайском сражении на стороне персов участвовали вспомогательные отряды катешев, хонов и гелов.

Гунны же, расположенные севернее Чога, поддержали Вардана, ворвались через "ворота" в Персию, "поразив много областей. открыто показали своё единодушие с войском армянским" и вернулись в свою страну с большим числом пленных и огромной добычей. Персидский царь Иездигерд". Мушкана Ниласавурта со всеми оставшимися войсками снарядил в страну албанов, лпи-нов и чилбов, и в страну хечматаков, и в страну таваспаров, и в страну хибиова-нов и во все крепости, которые были разорены войсками хонов по уговору с армянами"16.

Через шесть лет в Албании вновь вспыхнуло крупное антииранское восстание, которое возглавлял правитель Албании Ваче II, сын сасанидской царевны, дочери Иездигерда II, и албанского царя Есвагена. Воспользовавшись усилением внутренних противоречий в Иране после смерти в 457 г. Иездигерда II, он собрал значительное войско, "приступом взял он ущелье Джора и перевёл через него войска мазкутов", объединился с одиннадцатью "царями" горных племён и, выступив, нанёс персам поражение. В этой обстановке персы обратились за помощью к гуннам-хайландурам, послав "огромные сокровища в землю хай-ландуров для уплаты многочисленным наёмным гуннам. Сии последние взяли врата (Дербент), целый год сражались с царём албанским. Армия Ваче была разбита и воины его рассеялись".

Всё это ослабило восставших, но не сломило их воли к сопротивлению. Мов-сэс Каланкатваци писал, что "хотя войска Ваче уменьшились и рассеялись, но покорить его не могли", т.е. восставшие перешли к "партизанским методам борьбы". Тем не менее, по не совсем понятным причинам, Ваче II отказался от албанского престола (в 461 г.). Это пагубным образом отразилось на судьбе восставших.

481-484 гг. также отмечены восстаниями закавказских народов против Сасанидов, усиливших налоговый гнёт в связи с борьбой с восточными соседями, что заставило персидских царей пойти на значительные уступки: были восстановлены привилегии армянской церкви, прекратились преследования христиан и язычников, были сокращены размеры повинностей и податей. В 487 г. была восстановлена царская власть в Албании.

Эти уступки диктовались сложившейся военно-политической обстановкой на Восточном Кавказе. В это время заметно участились набеги кочевых племён "гуннов", а затем и хазар через Дагестан на Закавказье, в сущности, против державы Сасанидов. Так, например, при царе Армении Валарше " толпы северян, т.е. хазаров и басилов, соединившись перешли врата Чора". "После этого хазиры пленили страну Алуанк (Албанию). Сожжены были церкви и книги Заве тов. Затем на втором году Хосрова, царя царей, когда было положено начало армянскому летоисчислению, в том самом году патриарший престол Алуанка (Албания) был перенесён из города Чола в столицу Партав из-за разбойничьих набегов врагов Христова".

Знаменитый арабский историк и комментатор Корана ат-Табари (ум. в 923г) охранил несколько ярких известий о походах кочевых племён через Дербентс кий проход в закавказские земли. При сасанидском царе Хосрове I Ануширванс (531 -579)". народы (умма) абхаз, банджар и алан сговорились вторгнуться в его страну. Эти народы выступили в Армению, чтобы ограбить её народ". Или же "хакан тюрок" Синджабу "привлёк на свою сторону народы абхаз, банджар, баланджар", которые изъявили ему покорность. Он ''выступил во главе ста десяти тысяч воинов и подошёл к земле, прилегающей к стране Суд, требуя от сасанидского царя денег, "а для абхазов, банджар и баланджар выкуп, который они (персы) отдавали этим народам до царствования Кисра".

Подобного рода сообщений очень много. Как зафиксировано в своде грузинских исторических летописей "Картлис цховреба", при армянском царе Хосрове армяне, грузины, оссы, леки и хазары совместно выступают против войск Ануширвана, проникают в Иран, а грузинский царь Гурам (570-600), получив от византийского императора большую сумму денег, "приглашает овсов, дурдзуков и дидойцев и идёт против персов и начинает грабить и опустошать Персию".

В такой обстановке охрана северных границ государства Сасанидов приобрела первостепенное значение. Укрепление кавказских проходов стало одной из важнейших задач сасанидских правителей, при этом внимание было обращено на обеспечение безопасности границ со стороны Дербентского прохода. На западном побережье Каспийского моря было возведено несколько линий оборонительных сооружений, так называемых "длинных стен". Самые длинные в системе "длинных стен" — Бешбармакские укрепления у вершины горы "Беш-Бармак", а затем—Гилъгинчайская (или Ширванская) стена в Азербайджане, Но самыми грандиозными были укрепления, составляющие Дербентский оборонительный комплекс.

Изучение строительных традиций и анализ письменных источников показывает, что возведение Бешбармакской и Гильгинчайской стен, а также начало каменного строительства Дербента связаны со строительной деятельностью одно го из активных царей сасанидской династии Кавада (488-531)17. При его сыне Хосрове Ануширване (531-579) было завершено строительство Дербентского оборонительного комплекса. Ат-Табари сохранил интересное сообщение об участии в строительстве оборонительных сооружений в районе Дербента трёх сасанидских правителей Пероза (459484). Кавада (488-531) и Ануширвана (531 -579):

"Царь Фируз /ещё раньше/ возвёл в области Суд и в области алан строение (бина), из скал с целью оградить свою страну от захвата теми народами, а царь (малик) Кубад, сын Фируза воздвиг в этих местах после своего отца много новых сооружений (бина), а когда вступил на престол Кисра (Хосров), то по его приказу были построены города (мудун), укрепления (хусун), валы (акам) и многие другие сооружения в области Суд из камня (букв.: "из скал"), вьггсанных в области Джурджан".

Критическое изучение археологического материала и письменных памятников дало возможность проследить поэтапность строительства "длинных стен" на Восточном Кавказе. Наиболее ранняя из сасанидских "длинных" стен—дербентская сырцовая стена, возведённая при шаханшахе Иездигерде II (43 9457). Затем были возведены Бешбармакское и Гильгинчайское укрепления, и наконец — грандиозные каменные сооружения Дербента, оборонительный комплекс в со ставе северной и южной стен города, цитадели и Горной стены с системой фортов и полу фортов.

Со строительством Дербентского оборонительного комплекса была достигнута основная цель полностью перекрыть прибрежную полосу, важную международную трассу (прикаспийский путь) и оградить северные границы государства Сасанидов от натиска многочисленных кочевых объединений.

Строительство дербентских укреплений было связано не только со стремлением оградить Сасанидскую державу от участившихся тюрко-хазарских походов. Немаловажную роль играло и то обстоятельство, что персидские отряды, находившиеся на Восточном Кавказе, часто подвергались нападениям горских народов. Арабский историк X в. ал-Масуди отметил это обстоятельстю в своём сочинении: "Ануширван сделал эту стену выступающей на одну милю от берегов в море, а с другой стороны протянул её до вершины горы Кабк и сделал ее спускающейся в ущелье гор, продолжая её до тех пор, пока не довёл до укрепления по имени Табасаран. На каждых трёх милях этой стены он сделал железные ворота и поселил там с внутренней части каждых ворот народ, обязанный охранять эти ворота и соседнюю часть стены. Всё это служило для защиты от нападения народов, примыкающих к горам Кабк, каковы хазары, аланы, тюрки, сериры и иные племена кафиров. ".

Возведение прочных дербентских сооружений позволило персидским правителям намного сократить численность гарнизона, поставленного на защиту прохода. Как писал арабский историк ал-Балазури (ум. в 892 г.), Ануширван повесил у входа Дербентской стены железные ворота, поручив охрану их ста всадникам, в то время как раньше на это требовалось 50 тыс. воинов. Ещё раньше, как сообщает "Дербенд-наме", Ануширван "построил в областях (навахи) Дербента много крепостей. а до Ануширвана восстанавливал Дербент человек по имени Бахрам. Ануширван переселил сюда их Персии много народу и построил много городов в этом вилайате"104. "Дербенд-наме" уточняет также, что в город было переселено из внутренних районов Ирана 3 тыс семейств, служивших опорой сасанидских властей в самом городе и окрестных селениях. Всё это привело к середине VI в к окончательному закреплению района Дербента в составе Ирана Ал-Балазури сохранил интересные подробности о строительстве стен и о мероприятиях сасанидских правителей "Хазары часто выступали из своей страны и нападали на соседние области, доходя иной раз до Дайнавара.. . Затем Кубад построил стену из нежжёной глины между областью Ширваном и воротами ал-Лан, а вдоль глиняной стены он построил триста шестьдесят городов, пришедших в разрушение после постройки ал-Баб ва-л-абваба. Когда, после Кубада, на престол сел сын его, Кисра Ануширван, сын Куба да, он построил город Шабиран и город Маскат, а потом город ал-Баб ва-л-абваб. В построенные места Ануширван поселил народ, прозванный им сиясид-жин и построил. ворота дуданитов"105 Строительство грандиозных крепос тных сооружений требовало колоссальных финансовых затрат и физического напряжения многих тысяч крестьян и рабов, насильно сгоняемых на прину дительные работы. Основная же тяжесть в сооружении оборонительных объектов Дербента падала на плечи кавказских народов, в том числе и дагестанских. Мовсэс Каланкатваци писал о персидских царях, "которые, изнурив свою страну, с помощью строителей построили из различных материалов великолепные сооружения и закрыли проход между Кавказским хребтом и великим Восточным морем. Огромных материальных затрат требовала и продолжавшая ся война Ирана с Византией. Перепись населения и новая система обложения, проведённая при Ануширване I, также усилили налоговое бремя.

Сооружение Дербентского оборонительного комплекса было только частью (хотя и основной) в системе мероприятий по упрочению позиций на Восточном Кавказе, немаловажную роль играли также меры социальной и политической ориентации. В Дагестане, как и везде, Сасаниды проводили свою традиционную политику опоры на местных правителей, политическую и экономическую их поддержку. Как уже отмечалось выше, на Восточном Кавказе Ануширван сохранил власть местных "царей", упрочил их положение, создав, тем самым, свою социальную базу. Ануширван, как писал ал-Масуди, после постройки дербентских оборонительных стен "поселил там разные народы и их царей, которым он дал различные степени, отличив каждого царя особым именем и определив его границы". Ал-Балазури писал, что Ануширван поддержал правителей Серира, Филана, Табасарана, Лакза, Маската, Лирана, Бухха, Зирихгерана, "назначил их, предоставив каждому из них шахство над отдельной областью"18.

Конечно, знаки и титулы, которые получили дагестанские правители, были внешним проявлением экономических привилегий19. Инвеститура Ануширваном дагестанских правителей преследовала, между тем, собственно основную цель привлечь на свою сторону те реальные силы, которые защитили бы северные границы державы от вторжения кочевых племен из прикаспийских степей.

Таким образом, в интересах укрепления Дербентского прохода Сасаниды применяли комплексные мероприятия — строительство Дербентской оборони тельной системы введение в город персидских воинов, привлечение местных сил для охраны дербентских стен, укрепление отношений с местными правителями через систему инвеституры Помимо этих фактов немаловажную роль играла также определенная веротерпимость (Дербент был в V-VI вв. одним из христианских центров Албании), которую Сасаниды проявляли в это время по отношению к местному населению20

Принимались также меры иного характера Местная историческая хроника " Ахты наме" рассказывает о том, как "эмир Шахбани из рода Сасанидов, прийдя, по приказу Нуширвана, с шестидесятью семьями из жителей Фарса и тремястами воинами (сипахи), в местность Ахты, поселился там, подчинив крепость. Он построил баню над теплым ахтынским источником и наложил на нее харадж, но впоследствии этот харадж был снят. Хроника изображает это как добрую акцию Ануширвана, но в действительности это могло иметь место лишь в том случае, если налоговая политика Сасанидов натолкнулась на сопротивление местного населения.

Неоднократные выступления подчиненных областей, а также все продолжающаяся война с Византией заставили Сасанидов пойти на значительные уступки местным феодалам, предоставить им значительные права в деле внутреннего самоуправления. Однако, власть сасанидского Ирана в Дербенте и близлежащих землях была прочной, подкреплялась силой многочисленного военного гарнизона и сохранялась до прихода войск Арабского халифата.

date image
2015-05-23 views image
1908

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Возникшая в первой половине III века на месте Парфянского царства Сасанидская держава с первых же лет своего существования начала проводить крайне агрессивную внешнюю политику [1] [2] . На западе главным противником Сасанидов являлась Римская империя [2] . Кроме того, Персия стремилась взять под свой контрольАрмению — важнейшего союзника Рима в Передней Азии [3] , а также Иберию [4] .

В 230-х — 280-х гг. внешняя политика Сасанидов на западе была в целом успешной, чему в немалой степени способствовал кризис, который переживала Римская империя. Однако после вступления на престол императора Диоклетиана ситуация в Римском государстве стабилизировалась [5] , что создало предпосылки для успешной борьбы с персидскими вторжениями на территорию империи [6] .

В 296 г. персидский шаханшах Нарсе вторгся на территорию Армении, изгнав оттуда Тиридата III, а затем — в восточные провинции Римской империи [7] . Против Нарсе была направлена армия во главе с императором Галерием [8] . В одной из битв в 297 г. римляне потерпели серьёзное поражение, что заставило их стянуть на восточную границу дополнительные части с Дуная и из Иллирии [9] , а также призвать на помощь армянские войска. В 298 г. в решающем сражении при Сатале в Армении армия Галерия нанесла персам сокрушительное поражение [7] ; кроме того, в руки римлян попали члены царской семьи и обоз [10] . В результате Нарсе был вынужден пойти на мирные переговоры [11] .

По согласованному решению Диоклетиана и Галерия представителем Римской империи на мирных переговорах был назначен magister memoriae Сикорий Проб [12] . С персидской стороны в переговорах участвовали сам шаханшах Нарсе, а также его приближенные: Аффарба, Архапет и Барсаборс [12] .

Сведения об условиях Нисибисского мирного договора содержатся, главным образом, в двух источниках: это сочинения Аммиана Марцеллина [13] и Петра Патрикия [12] .

Согласно Аммиану, по условиям Нисибисского мира к Риму перешли пять областей в Верхней Месопотамии: Арзанена, Моксоена, Забдицена, Регимена и Кордуэна.

Петр Патрикий сообщает более подробные сведения и перечисляет целый ряд условий римско-персидского договора:

· передача Риму Интилены, Софены, Арзанены, Кордуены и Забдицены;

· установление границы между Римской империей и Сасанидским царством по Тигру;

· определение четкой границы между Персией и Арменией (по границе Мидии);

· назначение царей Иберии переходит в ведение римских императоров;

· определение Нисибиса единственным местом торговли между Римом и Ираном.

В перечнях Аммиана и Петра совпадают названия трёх областей: Арзанены, Кордуэны и Забдицены. Что касается двух остальных, то здесь, скорее всего, предпочтение следует отдать списку Аммиана, имевшего достаточно высокое положение при императорском штабе в момент заключения мирного договора 363 г. (при описании которого историк и сообщает о договоре 298 г.) и, следовательно, вряд ли допустившего ошибку в таком важном вопросе [14] .

Читайте также: